защитим исаакиевский собор в контакте
Сохраним Исаакиевский собор
Мы, инициативная группа петербуржцев, объявляем общественную кампанию в защиту Исаакиевского собора.
Губернатор Георгий Полтавченко 10 января объявил о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви. «Это решено», — безапелляционно сообщил градоначальник.
Показать полностью.
Кем решено? Заявляя о решении, меняющем судьбу одного из главнейших символов Петербурга, губернатор не набрался смелости сказать «Я так решил и всю ответственность беру лично на себя». Да и нет у временно возглавляющего город чиновника такого права — решать подобные вопросы от имени всех петербуржцев.
Исаакиевский собор — важнейший памятник Петербурга, визитная карточка города и ключевой объект туристской инфраструктуры, ежегодно приносящий в бюджет только налогом с собственных доходов десятки миллионов рублей. Тысячи туристов каждый день любуются с колоннады собора величественными панорамами Северной столицы.
Исаакиевский собор — один из крупнейших музеев России, гордость страны и ее достояние. Исаакий возводился за счет Российского государства, содержался, восстанавливался и оберегался лучшими специалистами — архитекторами, историками, художниками и реставраторами. Собор никогда за всю свою историю не принадлежал Церкви.
Подпишитесь против передачи музея-памятника в пользование РПЦ. Сохраним Исаакиевский собор городу!
Сохраним Исаакиевский собор запись закреплена
Минувший год был насыщен перипетиями вокруг Исаакиевского собора, и мы решили, что просто некрасиво будет не сохранить все произошедшее для истории города. Мы составили хронику борьбы за Исаакий — 100 карточек с ключевыми событиями, публикациями, мнениями. От открытых писем, петиций и судов до уличных акций и перформансов. Полистайте и вспомните, как петербуржцы отстояли Исаакиевский собор. Не забудьте поделиться этой страницей со своими друзьями в социальных сетях.
Алина Алексеева запись закреплена
Лиговский банно-прачечный комбинат на Лиговском пр., д. 269, лит. А распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры включён в единый государственный реестр в качестве выявленного объекта культурного наследия
Алина Алексеева запись закреплена
«Когда-нибудь это все окупится»
Проблемы реконструкции аварийных зданий на конкретных примерах обсудили участники дискуссии «Несносная история», организованной NSP.
Алина Алексеева запись закреплена
На продажу выставлена усадьба Шуваловых в Парголово
Российский аукционный готовит в ноябре новые торги по усадьбе графов Шуваловых в Шуваловском парке.
Вадим Иванович запись закреплена
Защитим музей Исаакиевский собор
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
ТАКСИДЕРМИСТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ИЛИ ЗАЧЕМ БЫЛ НУЖЕН «ПУТИНСКИЙ ПЕРФОРМАНС» ДЛИНОЮ В ГОД?
На Охтинском мысе в минувшую пятницу появились два огромных экскаватора. Один так и замер с поднятым ковшом. Зрелище душераздирающее – для тех, кто понимает, чем это грозит Охтинскому мысу.
Показать полностью.
И у меня возникает закономерный вопрос: для чего был нужен этот перформанс с поручением Президента РФ длиной в год? Для того, чтобы легитимизировать убийство комплекса исторических памятников? Создать видимость широкого обсуждения?
Имитация деятельности по выработке предложений о создании музея-заповедника проходит успешно, работа проводится, слова о взвешенном подходе произносятся. Только итог не изменился – археологический комплекс на Охтинском мысе собираются разрушить при строительстве бизнес-центра, устроив внутри выставочный зал – кинув кость волнующимся горожанам.
Это всё выглядит примерно так же, как если бы на месте природного заповедника вырубили лес, а из животных сделали чучела и выставили в зале, да еще добавили бы романтическую музыку фоном. Современная гламурная экспозиция получится, некоторым обывателям даже понравится. И на Охтинском мысе – вместо удивительного археологического парка с остатками крепостей и зелёного пространства, сливающегося с гладью двух рек, – мы получаем две блестящие многоэтажные консервные банки, окруженные коммуникациями, подъездами, парковками и к тому же убивающие прекрасный вид с Охты на Неву и панораму Смольного собора. А внутри – уголок, где чучелки исторических крепостей. У собственников и проектировщиков хватает смелости распространять совершенно непроработанный эскизный проект в СМИ, где публику пытаются завлечь нереалистичными картинками, уверяя, что между проектируемыми зданиями будут прогулочная зона для жителей и даже ландшафтный парк. Вероятно, в стиле бонсай, т.к. кроме нескольких цветочных горшков между корпусами бизнес-центра вряд ли что-нибудь поместится. Понятие о ценности подлинных древностей уходит в прошлое. Надо обладать определённым уровнем образования, дабы понимать, что исторический объект – это не только и не столько аттракцион для туристов, это источник неисчерпаемой информации, своеобразная книга. Кроме того, ценность древностей всегда была понятна и даже сакральна для людей всех эпох и культур как материальный проводник традиций, подтверждение своей исторической идентичности.
Обидно, что процесс изменения отношения к историческим, а значит и культурным ценностям в сторону их полного игнорирования приобретает такие темпы. Таксидермисты от культуры потирают руки. Распотрошат Охтинский мыс, на очереди – Университет, Пулковская обсерватория, а там и весь город. Вместо этого в память о былом везде будут торчать «красивые» пустые чучела…
И все-таки вернёмся к поручению Президента. Звучит оно так:
«Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом “Газпром” вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения».
Сказано было более чем недвусмысленно: необходимо рассмотреть вопрос о создании, а не обсудить возможность или невозможность создания музея-заповедника, как пытаются нам объяснить аффилированные с «Газпромом» чиновники и СМИ.
Все надежды здесь с самого начала были только на горожан и президента РФ, в декабре 2020 года откликнувшегося на градозащитные требования петербуржцев и подписавшего в январе 2021 года соответствующее Поручение.
Но удивительное дело – никто поручение выполнять не торопится! Ни утверждённые президентом губернатор и министр культуры, ни А.Б. Миллер, возглавляющий ПАО «Газпром», более 50% акций которого принадлежит государству. Странная получается картина. Кого-то за отказ от прививки грозятся уволить, за дурацкое фото на фоне Иссакия к уголовной ответственности привлекают, а тут поручение президента по сохранению уникального культурного наследия общеевропейского и мирового значения не исполняют – и ничего! Притом не исполняют демонстративно, подогнав в очередной раз экскаваторы вплотную к территории, где должен быть создан историко-археологический музей-заповедник и где никакое капитальное строительство недопустимо. И где суд специальным решением запретил копать глубже, чем на 50 см.
Всё это напоминает широко известную игру, где по мановению ведущего игроки засыпают в условную ночь, а утром пытаются отгадать, кто же из игроков совершил преступление. И тут главное – лицом не дрогнуть…
Вот сегодня утром мирные жители проснулись, а экскаватор на Охтинском мысе уже работает…
Тамара Жеглова, координатор Инициативной группы в поддержку создания музея-заповедника на Охтинском мысе
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Навальный обратился к иерархам, которые уволили поддержавшего его священника
Отметим, что на следующий день после публикации оказавшегося скандальным поста Сухобокому позвонил его начальник по линии РПЦ (епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор), сказавший, что не нуждается в сотрудниках, позволяющих себе подобные публичные жесты. Запись телефонного разговора разошлась по социальным сетям.
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Activatica Activatica запись закреплена
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Посмотрите какой замечательный котик участвует в международном конкурсе детско-юношеского рисунка «Портрет кота из котокультурной столицы».
Подробнее о конкурсе https://vk.com/wall320401909_5784
Защитим музей Исаакиевский собор запись закреплена
Почему РПЦ против Хэллоуина
В последние годы у нас в стране появилась традиция: активно порицать праздники заимствованных «неблагонадежных» традиций. Наибольшими раздражителями оказались Валентинов день и Хэллоуин. Главными носителями этой традиции стали православные.
Показать полностью.
Со временем градус неприязни и радикальность возросли. Если в 2003 чиновники объясняли, что их не так поняли, мол, ничего мы не запрещали, а просто по-дружески посоветовали “не надо”; то через 5-8 лет такие “советы” стали общим местом и стеснение из них исчезло.
Идеологическая база антихэллоуина чутко реагирует на изменения линии партии. Если в начале нулевых попы ссылаются на заботу о детских душах, то ближе к 2014 всплывают “экстремизм”, “традиционные ценности”, “информационная безопасность”.
Посмотрим детально, чем оправдывается антихэллоуин, насколько оправдания искренние и правдоподобные.
Этот чуждый нам праздник нам навязывают.
Не заметно, чтобы те, кто с радостью отмечает Хэллоуин, жаловались на навязывание. Более того, они сами прилагают усилия для участия. На навязывания жалуются те, кто в праздновании никогда не участвовал, не предъявляя свидетельств принуждения или хотя бы настойчивых приглашений поучаствовать.
С другой стороны, мы знаем много других чуждых нам праздников, которые явно навязываются. Курбан-байрам и Ураза-байрам ежегодно массово празднуется в Петербурге, причем создают для граждан, не желающих этих праздников, гораздо больше неудобств, чем Хэллоуин. РПЦ не спешит срывать покровы и жаловаться на навязывание. Более того, РПЦ это осторожно одобряет. Легко понять, почему. Эти празднования организуются государством, а линия партии для РПЦ священна.
Есть и другие памятные дни, которые нам активно навязываются, включая День народного единства, День любви, семьи и и верности и День славянской письменности и культуры. РПЦ это не беспокоит. Не только потому, что они навязываются государством, но и потому, что она сама рада извлечь для себя пользу из участия в этих проектах. Однако упомянутые праздники по контрасту с Хэллоуином хорошо показывают, чем навязываемый праздник отличается от прижившегося. Все эти дни славянского примирения верности несут тяжелую печать казенщины и офицаловки. Поэтому не вызывают энтузиазма и остаются в забвении, не смотря на активный пиар. Настоящий праздник должен быть поводом для веселья и радости.
Как видим, навязывание РПЦ не сколько не беспокоит, если она в нем участвует, так что ссылки на навязывание не более чем предлог. Примечательно. что часть православных противоречат своим собратьям, говоря о добровольном увлечении Хэллоуином.
Это коммерческий праздник, который рекламируют те, кто на нем наживаются.
Коммерческая составляющая безусловно присутствует, но почему это должно обесценивать саму традицию? Ведь то же самое справедливо в еще большей степени для таких праздников как Новый год или Пасха. Что-то не слышно возражений от православных, особенно в последнем случае. Лицемерность аргумента не требует дальнейших комментариев.
Хэллоуин оказывает очень, ну ОЧЕНЬ плохое влияние на психику.
Никаких заслуживающих доверия данных на этот счет нет. Максимум приводятся ссылки на экспертные мнения своих экспертов. Нулевая ценность таких мнений очевидна любому, кто приобщился к богатым традициям русской культуры.
Напротив, у Хэллоуина большой психотерапевтический потенциал особенно в плане совладания со страхами. Любой студент психфака, прогулявший меньше половины занятий, знает, что управление страхом в символической форме – эффективная психотерапия. Именно такая “терапия” происходит на Хэллоуин. Кроме того, Хэллоуин повод для положительных эмоций, атмосферы веселия и удовольствия, что тоже ОЧЕНЬ полезно для психики.
Впрочем для церкви это скорее дурные новости. Меньше страхов – меньше прихожан. С этой точки зрения, вредность Хэллоуина для РПЦ очевидна.
С другой стороны, поклонники Хэллоуина пока не замечены в уличных провокациях, мелком хулиганстве и преследовании неугодных им людей. А вот активность православных в этом очевидна без всяких “экспертов”. С учетом этого можно констатировать безвредность и даже полезность Хэллоуина и пагубность православия.
Хэллоуин – это нежелательное, неэтичное, оскорбительное увлечение страданиями и смертью.
Странный аргумент от православных, которые сделали культ останков умерших своей фирменной фишкой. Если любители Хэллоуина рисуют скелеты и изображают мертвецов, то православные коллекционируют раскопанные трупы. Возят их по городам, часто кусками. Выставляют на видные места и пропагандируют целование стекол, которые отделяют останки от посетителя храма. При этом весьма приветствуются приобщение к этой глубокодуховной традиции детей без какого-либо беспокойства об их психическом здоровье. Более того, мертвечина есть в каждой церкви, так как, по убеждению православных, никакой храм не может быть правильным храмом, если в его основание не положен кусочек умершего человека.
В сравнении с этой средневековой дикостью традиция Хэллоуина проявляет максимум уважения и деликатности к теме смерти.
Можно вспомнить и о житиях святых, крайне рекомендованных православными для повышения культурного уровня. Однако жития часто уделяют теме смерти с разными пугающими подробностями столько внимания, что по совести заслуживают штамп 18+.
Отмечая Хэллоуин, человек не подозревает, что невольно вступает в конфликт с нечистой силой, которая получает над ним контроль.
Отвлекаясь от вопроса о том, действительно ли православные верят в существование вампиров и франкенштейнов, наконец-то аргумент близкий к идеям о сверхъестественном, то есть к религии.
По сути это пугалка в духе “не ходите дети в Африку гулять”. Тот факт, что при попытке убедить людей чего-то не делать, православные обращаются к методам, которыми родители пытаются уложить спать непослушного ребенка, хорошо показывает примитивность и интеллектуальное банкротство РПЦ. И эти люди еще претендуют что-то “духовно возрождать”.
Но если отнестись к идее серьезно, православные вступают в контакт с “нечистой силой” гораздо чаще, чем раз в год на Хэллоуин. Они не против ее изображений. А некоторые утверждают, что изгоняют бесов из людей, причем при скоплении народа. Если на минуту предположить существование бесов, разве разумно будет с учетом предупреждений находиться под одной крышей с бесом или дружить с человеком, который постоянно с бесами имеет дело? Даже если он утверждает, что успешно нечистую силу изгоняет. Выходит, коли надо сторониться нечистой силы, лучше не иметь знакомства с попами и держаться подальше от церкви.
Стоит обратить внимание, что православные часто жалуются на несознательность наших граждан. Мол, те слишком доверяют всяким гадалкам, экстрасенсам, магам, астрологам и прочим акулам легковерия. Но стоит ли удивляться такому легковерию, если сами священники без колебаний начинают стращать впечатлительных сограждан примитивными пугалками в духе анимизма. Выходит, сами виноваты.
Этот праздник не наш.
Тут больше всего правды. Однако это не обесценивает Хэллоуин. У нас полно “не наших” дней, что практически никого не беспокоит. Например Всемирный день детей (придуман ООН в 1954) или Пасха. Предвижу возражения “Пасха русская”. Но Пасха – это праздник в честь исхода евреев из Египта, который в Малой Азии превратился в день воскресения основателя новой религии за 1000 лет до того, как был перенесен славянам. Примечательно, что празднование Пасхи сохранило кочующую дату в соответствии с древнееврейским календарем. Если же Пасха уже успела стать “нашей”, почему бы Хэллоуину не повторить этот путь?
Быстрый взгляд на попытки православных объяснить их неприязнь к Хэллоуину показывает, что объяснения эти надуманные. Просто нужно сказать что-то правдоподобное, и они стараются. Однако выходит плохо. Но в чем тогда настоящая причина традиции антихэллоуина? Ответ простой: проигранная конкуренция.
Еще с 80-ых в РПЦ начали мечтать сделать всю Россию (и некоторые другие страны) православной. Появились красочные лозунги “духовного возрождения” и “второго крещения Руси”. Правда, в том, что должно получиться на выходе и что нужно сделать на практике, понимания не было. Одни призывали вернуться к 19 веку, когда Россия свернула, по их мнению, на неверный путь. Другие видели идеал в более далекой старине и мечтали о возрождении Святой Руси. Наконец, третьи предлагали синтезировать все самое лучшие из прошлого и современного. Они хотели богослужение на современном русском языке, православный рок, православные дискотеки, православные ночные клубы, православный дресскод и, надо думать, православный лизинг плюс православный дефолт. За 30 лет ясности в этом вопросе не прибавилось.
Но с чем совсем дела обстоят плохо так это с поголовным обращением граждан в православие. Предполагалось, что РПЦ сможет заинтересовать своими культурными богатствами всех до одного. Однако быстро выяснилось, что спрос в современном мире на эти богатства минимальный, а то, что востребовано, имеет скорее языческую природу. Возникла небольшая прослойка идейных последователей, но не более того. Крушение надежд можно хорошо видеть на примере Пасхи, которая у православных «праздников праздник и торжество из торжеств». Народ быстро научился восклицать “Христос воскресе”. Некоторые ходят по церквям святить куличи, но в этом нет ничего нового. А богослужение слишком длинное и непонятное, чтобы быть интересным для нашего человека. Тогда православные вспомнили вековой опыт и постарались сделать все как можно более масштабнее, грандиознее, пышнее, ярче и при помощи государства врубили все это по ТВ. Тоже, кстати, примитивный подход, который работал для обращения дикарей в Средние века, но оказался неэффективным сегодня. Плюс ТВ разрушает сакральность ритуала. Главным успехом стал, пожалуй, “благодатный огонь”, до неприличия напоминающий язычество. На этом фантазия закончилась.
На таком фоне православным оставалось лишь в ярости наблюдать, как непринужденно, без надрыва, без объявления государственными, без прямых трансляций по федеральным каналам приживаются иностранные традиции. Легко понять, почему у РПЦ не было шансов в этой конкуренции. Какова бы не была история праздника, он претерпевает эволюцию, в ходе которой формируется традиция его празднования. Традиция служит для выражения тех эмоций, в которых люди нуждаются. В случае Хэллоуина это радость, веселие и смех. Какие варианты для выражения этих эмоций может предложить РПЦ? Ну, например… никакие! Поэтому сколько не накачивай и не пиарь “духовный день”, традиция останется мертвой. Но как же Пасха – вроде “светлый праздник”, воскрес Бог… ведь можно радоваться? Нельзя. Нельзя радоваться вообще. Эмоцию нужно как-то выразить. Как это сделать в случае пасхи? Отстоять пасхальное богослужение? – Безрадостная перспектива. Или, может, с улыбкой сообщать друг другу “Христос воскресе”? Но практикующие редко улыбаются. Проще говоря, праздник не может быть радостным, если его традиция не имеет способа выразить и пережить радость.
Характерно, что “возрождение” православных праздников привело к активизации чисто народных, а не церковных обычаев: куличи, яйца, обжираловка на Пасху; прыжки в прорубь на Крещение; ёлка на Рождество.
Таким образом, православию просто нечего возрождать, нечего предложить для массового потребления. А у заморских традиций с этим полный порядок, и РПЦ не имеет шансов в конкуренции с ними. Кроме ОМОНа, огромных денег и ресурсов государства.