затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это

Затраты на обучение работника не относятся к прочим расходам организации, если договор на обучение заключен работником от своего имени

затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть картинку затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Картинка про затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это
Pressmaster / Shutterstock.com

Так, согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ допускает включение расходов на обучение и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников организации-налогоплательщика в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Однако расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика могут быть включены в состав прочих расходов только при выполнении условий, предусмотренных п. 3 ст. 264 НК РФ. Такими условиями являются следующие:

Как учесть затраты на обучение, если обучение продолжается в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Финансисты подчеркивают, что к расходам налогоплательщика на обучение относятся расходы, понесенные в рамках заключенных им договоров с образовательными учреждениями на обучение своих работников. Если же работник заключил договор с образовательным учреждением от своего имени, то компенсация стоимости его обучения не относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Кроме того, Минфин России отметил, что не планирует менять порядок учета расходов налогоплательщика на обучение своих работников. Ведомство считает, что оснований для его изменения не имеется.

Источник

Особенности компенсации работником расходов на его обучение

Работодатель, направляя работника на обучение и оплачивая все сопутствующие расходы, хочет быть уверен, что его затраты окупятся «втройне». Но бывает и так, что работник, повысивший свою квалификацию, спустя небольшой срок покидает своего спонсора по тем или иным причинам. Логично, что тогда работодателю хочется возместить свои издержки, ведь работник еще не успел их «отработать». На такой случай разумно заранее согласовать с работником порядок и условия выплаты компенсации.

Что же можно предусмотреть в таком соглашении, а что нет?

Из содержания ст. 249 ТК РФ усматривается, что право работодателя взыскать с работника затраты на его обучение возникает при наличии следующих обязательных условий:

1) работник направлен на обучение работодателем;

2) обучение осуществлялось за счет средств работодателя;

3) работник уволился с работы до истечения обусловленного сторонами срока;

4) причина увольнения не является уважительной;

Таким образом, работник и работодатель вправе в соглашении, в т.ч. в трудовом договоре, ученическом договоре, дополнительным соглашением, определить срок, в течение которого работник обязуется отработать после обучения. При этом, хотелось бы обратить внимание на ряд аспектов:

1. Стороны вправе самостоятельно определить, в каких случаях при увольнении нет необходимости компенсировать оплату обучения.

В законе не определено, какие именно причины увольнения без возмещения затрат могут являться уважительными. Уважительна ли причина, решается в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 N 14-2/В-935).

Примеры «неуважительных» причин увольнения можно найти в судебной практике:

— увольнение по собственному желанию в связи с выходом работника на пенсию (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2017 по делу N 33-34566/2017);

— в связи с изменением семейной ситуации и переездом в другую местность (Апелляционное определение Вологодского областного суда от 23.08.2013 N 33-3829/2013);

— по соглашению сторон (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2016 по делу N 33-29369/2016);

— увольнение в связи со службой в армии, если сторонами оговорено, что после службы работник обязуется отработать установленный сторонами срок (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.08.2014 N 33-12389/2014).

В то же время, к уважительным причинам по смыслу ст. 249 ТК РФ можно отнести зачисление в образовательную организацию; выход на пенсию; переезд супруга в другую местность на работу (службу); болезнь самого работника или его близких родственников (Апелляционное определение Московского областного суда от 02.03.2015 по делу N 33-4530/2015).

При этом, работник и работодатель могут самостоятельно установить перечень уважительных (или, наоборот, неуважительных) причин увольнения в контексте необходимости оплатить расходы работодателя на обучение сотрудника (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 N 14-2/В-935). Например:

2. Работодатель не вправе включать в трудовой договор условие о возмещении работником затрат на обучение независимо от срока увольнения.

Законом не установлены ограничения по длине срока, который могут установить в договоре стороны, в течение которого работник обязуется работать на предприятии. Однако, условие, которым устанавливается обязанность по выплате компенсации независимо от срока увольнения противоречит закону, так как тогда у работника возникает обязанность по возмещению затрат в любом случае, независимо от отработки определенного срока (Письмо Роструда от 13.04.2012 N 549-6-1).

3. Условие о возмещении работником затрат работодателя на командировочные расходы в связи с прохождением обучения противоречит закону.

Работодатель может претендовать на возмещение своих расходов на оплату обучения, выплату стипендии, покупку учебных материалов и пр. При этом, работодатель не вправе требовать возмещения своих затрат на командировочные расходы (в т.ч. возмещения стоимости проезда к месту обучения, суточных и стоимости проживания) и выплаты средней заработной платы, даже если условие о возмещении работником указанных сумм включено в ученический договор (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 69-КГ18-7, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2013 по делу N 11-25893/2013).

Также при увольнении работник не обязан возмещать работодателю затраты на обучение, которые работодатель в соответствии с абз. 4 ст. 196 ТК РФ обязан проводить (Апелляционное определение Томского областного суда от 07.02.2014 по делу N 33-397/2014).

4. Условие о непропорциональном возмещении расходов, хотя и выгодно работодателю, может быть признано незаконным.

Потенциально, исходя из ст.249 ТК РФ («…если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении»), в соглашении можно предусмотреть, что до отработки определенного срока работник возмещает затраты в полном объеме или же указать формулу, по которой рассчитывается объем возмещения затрат работодателя, например:

а) сумма, которую работник должен возместить работодателю = сумма, потраченная на обучение работника (ученичество) / количество месяцев, которые должен отработать по ученическому договору * количество фактических не отработанных им после обучения месяцев. (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2017 по делу N 33-13554/2017)

б) расходы, связанные с обучением, в следующем порядке: в течение срока обучения возмещается 100% расходов на обучение; в течение первого года после окончания обучения 100% расходов на обучение; в течение второго года после окончания обучения 50% расходов на обучение (Определение Московского городского суда от 03.02.2017 N 4г-1068/2017)

Тем не менее, есть риск, что суды признают условие о непропорциональном возмещении расходов незаконным (напр., определение Верховного Суда РФ от 28.09.2012 N 56-КГ12-7).

5. Запрет на увольнение работника до тех пор, пока он не отработает определенный срок, противоречит действующему законодательству.

Согласно ст.37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Ч. 2 ст.9 ТК РФ определено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными НПА.

Очевидно, что положение, которое устанавливает запрет увольняться в течение определенного срока, не соответствует законодательству и включать его в соглашение с работником не следует.

Таким образом, можно сделать вывод, что договорная свобода сторон при заключении соглашения о компенсации работником расходов на его обучения существенно ограничена. Очевидно, это связано с особенностями регулирования трудовых отношений, которое учитывает необходимость защиты работника более «слабого» их субъекта.

Тем не менее, заключение такого соглашения может быть выгодно работодателю, поскольку оно позволяет урегулировать ряд вопросов, в законодательстве не детализированных, и тем самым увеличить шансы на успешное (для него) разрешение возможного спора с работником.

Источник

Определение издержек на персонал

Один из самых распространенных подходов (в основном из-за его простоты) к измерению стоимости человеческих ресурсов (ЧР) — ана­лиз издержек.

Под понятием стоимости человеческих ресурсов будем пони­мать не только цену их приобретения (существуют и такие трак­товки), но более — их ценность для организации или способ­ность приносить будущую выгоду.

Существует множество концепций издержек в разных разде­лах экономической науки, но в общем издержки можно опреде­лить как то, чем необходимо пожертвовать ради обладания ка­кими-либо ресурсами или выгодой. Любые издержки могут включать затратную составляющую (потребленная часть издер­жек) и активную (то, что способно принести будущую пользу — доход). При анализе человеческих ресурсов обычно используют­ся понятия первоначальных и восстановительных издержек.

1. Первоначальные издержки на персонал включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работни­ков. Это понятие аналогично понятию первоначальных издер­жек физического капитала, например, завода или конвейерной линии. Наиболее общий поэлементный состав первоначальных издержек иллюстрирует рис. 8.1. Важно отметить, что их состав зависит от конкретного случая, целей, для которых они рассчи­тываются, и, наконец, доступности данных.

затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть картинку затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Картинка про затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть картинку затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Картинка про затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это

Рис. 8.1. Состав первоначальных издержек на персонал

Издержки набора и отбора — это все затраты, отнесенные на одного успешного кандидата. Так, если из десяти прошедших собеседование кандидатов приняты только двое, то издержки отбора будут равны делению затрат от всех десяти бесед на чис­ло принятых на работу. Затраты на предоставление рабочего места — затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового сотрудника.

Издержки ориентации и формальной подготовки — это затра­ты на процедуры, проводимые до выхода на работу, в отличие от обучения на рабочем месте.

К косвенным издержкам обучения относятся альтернативная стоимость времени инструктора и/или руководителя, низкая по сравнению с нормой производительности самого новичка в на­чале работы и его коллег, связанных с ним технологически.

2. Восстановительные издержки (издержки замещения) — это сегодняшние затраты, необходимые для замены работающего сейчас работника на другого, способного выполнять те же функции. Они включают издержки приобретения нового специа­листа, его обучения (ориентации) и издержки, связанные с уходом работающего (рис. 8.2). Издержки ухода могут включать прямые выплаты увольняющемуся работнику и косвенные затраты, свя­занные с простоем рабочего места во время поиска замены, снижением производительности труда работника с момента принятия решения об увольнении и его коллег.

затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Смотреть картинку затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Картинка про затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это. Фото затраты на поиск приобретение и предварительное обучение работников это

Рис. 8.2. Состав восстановительных издержек на персонал

В зависимости от объекта восстановительные издержки мо­гут быть разделены на два вида. Если руководитель желает заме­нить уволенного работника на человека с такими же профес­сиональными качествами, т.е. способного выполнять также хо­рошо ту же работу на том же месте, то такие издержки относят­ся не к личности работника, а к его рабочему месту, позиции в организации. Называются они позиционными. Но ушедший работник, обладающий определенным набором личных и профес­сиональных качеств, мог бы принести пользу компании и на других позициях. Поэтому если стремиться заменить не то, что человек делал на одном конкретном месте, а все его личные способности, т. е. пользу, которую мог бы принести он, на всех местах, где он смог трудиться в организации вообще, то издержки на такую замену будут относиться не к месту, а к личности и называться личностными. Определить их крайне сложно. Поэто­му обычно используются позиционные издержки замещения.

Источник

Классификация затрат организации на персонал

Классификационные признакиВиды затрат на персонал организации
1. Фазы процесса воспроизводства рабочей силына производство рабочей силы на распределение рабочей силы на потребление (использование) рабочей силы
2 Степень активности (способность приносить в будущем доход)первоначальные восстановительные
3. Уровень подходас позиций государства с позиций организации с позиций работника
4. Целевое назначениена приобретение работников на оплату труда и материальное вознаграждение на развитие персонала на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников на услуги социально-бытового назначения на социальную защиту и социальное страхование на улучшение условий труда, медицинского обслуживания
5. Источники финансированияфонды общественных организаций государство: госбюджет внебюджетные источники организация: себестоимость продукции/услуг прибыль другие источники работник
6 Характер затратпрямые косвенные
7. Время возмещениядолговременные текущие
8. Обязательность затратобязательные необязательные
9 Отношение к целесообразности сокращения затратрезервообразующие нерезервообразующие
10. Место возникновения затратдля каждого учетного участка (подразделения организации)

В соответствии с классификацией по фазам процесса воспро­изводства рабочей силы затраты на персонал относят к производ­ству квалифицированной рабочей силы, ее распределению и ис­пользованию. Затраты организации на производство рабочей силы связаны с приобретением, обучением, развитием собственного персонала. Затраты на распределение рабочей силы определяются масштабами внутриорганизационного перемещения рабочей силы: переводом собственных работников в другие структурные терри­ториально отдаленные подразделения, привлечением работников, со стороны (затраты на проезд, подъемные, суточные и т.п.); в затратах на потребление рабочей силы в основном можно выде­лить фонд оплаты труда, выплаты и льготы из поощрительных фондов, затраты, связанные с поддержанием дееспособности ра­бочей силы (на медицинское обслуживание, технику безопасно­сти, социально-бытовое обслуживание и т.п.), а также на соци­альную защиту и социальное страхование.

Оценка затрат на персонал с точки зрения его ценности для организации производится по двум группам затрат: первоначаль­ные и восстановительные. Первоначальные затраты (издержки приобретения) включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников (рис. 9.3). Конкретный со­став затрат зависит от целей оценки и доступности данных.

Оценка затрат на рабочую силу с позиций государства в основ­ном сводится к учету в условном денежном измерении следую­щих расходов: фонда заработной платы работников народного хо­зяйства (в том числе и натурой), расходов из общественных фондов потребления на общеобразовательное и политическое развитие, на приобретение и повышение профессиональной квалификации, на выплаты во время болезни, одиноким матерям и др.

Поскольку в практике отечественных организаций практически отсутствует учет затрат на рабочую силу в расчете на одного работ­ника (за исключением случая, когда работник, обученный за счет средств организации и нарушивший договорные обязательства перед организацией, обязан возместить израсходованные на него средст­ва), при анализе приходится пользоваться усредненными показате­лями по всему персоналу, например, средние затраты на одного работника, средний стаж его работы.

Аналитические расчеты затрат на персонал на уровне организа­ции сводятся к учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и затрат, финансируемых за счет других источ­ников. При этом выбор источника финансирования имеет для организации большое значение. Включение затрат на персонал в се­бестоимость выступает гарантом их возвращения после реализации продукции. Финансирование из прибыли нацелено не на решение сиюминутных задач, а на перспективу. Так, финансирование за счет прибыли подготовки и повышения квалификации работников даст возможность увеличить в будущем доход организации от более ква­лифицированной рабочей силы.

Разнесение затрат на персонал по местам их возникновения очень важно, ибо с ним связана возможность четкого распределе­ния ответственности за кадры, возможность получения необходи­мой и достоверной информации для дальнейших действий в об­ласти управления персоналом.

Все расходы организации на персонал регулируются посредст­вом следующих мер.

1. Регулирование численности персонала: ограничение числа работающих; прекращение приема на работу; активное сокраще­ние персонала.

2. Регулирование денежных выплат: замораживание выплат сверх тарифов; пересчет повышения тарифов на внетарифные выплаты; корректировка внутренних фондов социального обеспече­ния.

3. Анализ общих расходов и путей их снижения.

4. Повышение эффективности и соизмерение результатов и затрат: одинаковые результаты с меньшим количеством персона­ла; лучшие результаты с тем же количеством персонала.

Источник

Глава 4. Концепция “человеческого капитала”

4.2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов”

Джером К. Джером. Трое в лодке

В своих первых работах Э. Флэмхольц указал три основные задачи АЧР:

Работа с персоналом

При отборе персонала АЧР позволит улучшить процесс планирования потребности в персонале, планирования бюджета приобретения человеческих ресурсов и, предоставив систему оценки экономической ценности кандидатов, позволит менеджеру, проводящему отбор, выбрать того из них, кто способен принести компании большую пользу.

АЧР может облегчить принятие решений, связанных с распределением ресурсов на развитие персонала, помогая составить бюджет программ подготовки работников и определить ожидаемый уровень отдачи от инвестиций в подготовку (можно сказать, что сейчас инвестиции в обучение основаны лишь на вере в их полезность).

АЧР может помочь руководителю в выборе кадровой политики, т. е. оценить плюсы и минусы набора специалистов извне и продвижения своих работников изнутри организации. Решение будет аналогично решению “сделать-или-купить” в производственной сфере.

Проблема удержания персонала в организации непосредственно связана с проблемой сохранения и увеличения ее человеческого капитала. Уход ценных людей снижает человеческие активы организации. Ведь вместе с работниками уходят и сделанные в них инвестиции в виде расходов на их поиск, привлечение, обучение и т.д. Система мониторинга уровня человеческого капитала, созданная с помощью инструментов АЧР, могла бы помочь сделать эффективным управление человеческими ресурсами организации. Но проблема сохранения человеческого капитала связана не с только с потерями инвестиций в результате текучести, но и с сохранением и повышением профессиональной квалификации сотрудников.

На практике уровень сохранности человеческих ресурсов оценивают через уровень текучести персонала. Однако этот показатель имеет значительные недостатки:

АЧР может обеспечить раннюю диагностику проблем, связанных с текучестью, измеряя определенные индикаторы состояния персонала в организации так, чтобы менеджеры имели возможность оценить тенденцию и принять решения прежде, чем люди начнут покидать организацию.

Определение издержек

Первоначальные издержки персонала включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников. Это понятие аналогично понятию первоначальных издержек физического капитала, например, завода или конвейерной линии. Наиболее общий поэлементный состав первоначальных издержек иллюстрирует рис. 4.1. Важно отметить, что их состав зависит от конкретного случая, целей, для которых они рассчитываются, и, наконец, доступности данных.

Набор
Отбор
Оформление
Предоставление рабочего места

Продвижение или внутренний наборОриентация и формальная подготовка
Обучение на рабочем местеВремя инструктора
Снижение производительности труда коллег во время обучения
Недостаточная производительность новичка

Рис. 4.1. Состав первоначальных издержек на персонал

Издержки ориентации и формальной подготовки. Под ориентацией и формальной подготовкой понимаются процедуры, проводимые до выхода на работу, в отличие от обучения на рабочем месте.

К косвенным издержкам обучения относятся альтернативная стоимость времени инструктора и/или руководителя, низкая по сравнению с нормой производительности самого новичка в начале работы и его коллег, связанных с ним технологически.

Выплаты по увольнениюСнижение производительности перед увольнением
Снижение производительности коллег
Издержки простоя

Рис. 4.2. Состав восстановительных издержек на персонал

В зависимости от объекта восстановительные издержки могут быть разделены на два вида. Если руководитель желает заменить уволенного работника на человека с такими же профессиональными качествами, т. е. способного выполнять также хорошо ту же работу на том же месте, то такие издержки относятся не к личности работника, а к его рабочему месту, позиции в организации. Называются они позиционными. Но ушедший работник, обладающий определенным набором личных и профессиональных качеств, мог бы принести пользу компании и на других позициях. Поэтому если стремиться заменить не то, что человек делал на одном конкретном месте, а все его личные способности, т. е. пользу, которую мог бы принести он, на всех местах, где он смог трудиться в организации вообще, то издержки на такую замену будут относиться не к месту, а к личности и называться личностными восстановительными издержками. Определить их крайне сложно. Поэтому обычно используются позиционные издержки замещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *