затуманивание сознания при гипнозе
Спутанность сознания, дезориентация, беспокойство — чем помочь?
Время чтения: 2 мин.
В терминальной стадии заболевания родные больного человека могут заметить, что он беспокоится, иногда — совершает повторяющиеся движения, его тревога возрастает. Часто он не может понять, где находится, говорит «Я хочу домой», разговаривает с кем-то, кого нет в комнате, собирает вещи в дорогу, когда никакого путешествия не предвидится. В книге «Рядом с тяжелобольным. Паллиативная помощь на дому» объясняется, почему это происходит, и что можно сделать.
Ажитация и беспокойство
Иногда неизлечимо больные впадают в ажитацию, не могут успокоиться и совершают повторяющиеся движения. Этому есть физиологические и психологические причины. Беспокойство связано со снижением циркуляции крови, что приводит к меньшему поступлению кислорода в мозг. Это также может быть симптомом физического дискомфорта или боли.
Незавершенное дело или неоконченный спор могут тревожить больного и вызывать беспокойство.
Спутанность сознания и дезориентация
Больной может путаться во времени, в месте и в тех, кто его окружает. Он может видеть людей и вещи, которых нет, разговаривать с ними.
Люди на пороге смерти часто говорят о планировании путешествия, могут говорить, например: «Я хочу домой», «Дайте мои ключи», «Мне нужен мой чемодан», «Где здесь останавливается автобус?».
Таким образом больной дает нам понять, что он готовится к своему путешествию — к смерти, и прощается с нами. Когда появляются такие симптомы, мы задаемся вопросом: может быть, больной принимает слишком много или, наоборот, недостаточно лекарств?
Врач обязан проверить все назначения и при необходимости скорректировать терапию. Однако подобные симптомы типичны в такой ситуации.
Книга «Рядом с тяжелобольным» издана Благотворительным фондом помощи хосписам «Вера» и распространяется бесплатно, скачать ее целиком можно по ссылке.
Использовано стоковое изображение от Depositphotos.
Технологии психологического воздействия в сектах, продолжение
12. Материальные лишения. В ряде сект, если не в большинстве из них, адепты «жертвуют» зарплатой (поначалу — десятиной), имуществом, накоплениями, драгоценностями, машинами, квартирами, дачами, антиквариатом, а продолжая работать на секту по 10–12 часов в сутки без выходных дней, не получают денег. Фактически они разоряются, порой не имея даже сменного белья. Трудно представить себе, что все сектанты переживают это стоически или думают, как Н.В.Гоголь: «Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую суму, тот не продаст ее ни за какие сокровища мира». Но похоже, а скорее, так оно и есть, секта радикально меняет отношения человека. Ведь в обычной жизни господствует совсем другое мнение. «Лишите человека собственности, и вы лишите его самого себя», — не без оснований заметил ктото. Лидеры сект за малым исключением отнюдь не намерены следовать по пути аскезы.
Обнищание адептов помимо «блаженства» освобождения от материальных пут преследует и другую цель: выйти из секты становится почти невозможно. Возвращаться обратно не к кому и не к чему.
Есть еще одно важное следствие столь тяжкого «пути к духовному возрождению». В психологическом плане лишения, унижения, издевательства, внешне кажущиеся совершенно бессмысленными либо даже садистическими, играют весьма существенную для секты роль. В данном случае действует правило возрастания ценности, имеющее мало исключений: то, что достается с большим трудом, ценится несравненно дороже, чем само плывущее в руки («как пришло, так и ушло», гласит пословица). В итоге — и лидеры сект это ясно понимают — привязанность адептов к секте только усиливается, крепнут их солидарность и сплоченность.
Весьма примечательно, что руководители сект предпочитают письменные свидетельства адептов — это старый восточный прием манипулирования. Здесь используется правило магического действия, имеющее основанием убеждение людей в том, что только по поступкам можно узнать, каков есть человек на самом деле. По поступкам люди судят и о самих себе. Совершая тот или иной поступок, человек сохраняет или меняет представление о себе.
Даже если он что-то напишет, то есть выполнит определенное действие, можно ожидать, что оно повлияет на отношение к себе и тем самым к какому-то явлению. Китайцы, к примеру, просили пленных американцев всего лишь переписывать прокитайские тексты. Этого было достаточно, чтобы пленники начинали относиться к Китаю более позитивно. Письменные «доносы» меняют, следовательно, Я-концепцию адептов в нужном для секты направлении, а стало быть, и свое отношение к секте. Кроме того, адепт знает, что о написанном им могут узнать многие другие. Это скорее всего заставит его смотреть на себя глазами «других» и, согласно принципу социального доказательства, присоединиться к их возможному мнению о себе, а также вести себя в соответствии с их ожиданиями — правило самопрезентации.
14. Прозелитизм — стремление обратить других в свою веру. Прозелитизм практикуют обычно все секты. Некоторое предпочтение при этом могут оказывать определенным слоям населения: лицам молодого возраста, материально обеспеченным, людям с известным общественным положением и т. д. Вероятно, весьма значительная часть неофитов (вновь обращенных в веру) — это лица с психическими отклонениями, расстройствами личности, проблемами адаптации. К.Ясперс указывает, что «больше всего» психических расстройств встречается среди приверженцев различных сект, но прямо не связывает это с деятельностью последних, считая этот факт изначальным. Если в секту вовлекается кто-то из членов семьи, со временем там могут оказаться и другие, а иногда вся семья.
Деятельность по вовлечению в секту поощряется, в частности зачетами «заслуг» и продвижением вверх по ступеням иерархии секты, благосклонностью «руководства», погашением долгов или заменой денежных вкладов и др. Учитываются, естественно, и весьма важные психологические аспекты прозелитизма. Подобно такому правилу, как «учи и поймешь сам», миссионеры подчиняются другому, вытекающему из принципа социального доказательства, — «уговаривай и убедишься сам». «Чем больше людей убедишь, тем более ты прав» — потому миссионеры столь экспансивны. При этом чем большее сопротивление оказывает потенциальный адепт и чем труднее его «сломить», тем само верование в глазах вербовщика становится более «истинным». Отчасти, вероятно, отсюда проистекает та подчас невероятная настойчивость, которую проявляют вербовщики, заметив малейшие признаки сомнения или колебаний у своего клиента. Только категорическое «нет» да в придачу пара крепких выражений помогает им понять, что тут «делать нечего».
15. Социальная мимикрия — использование внешней атрибутики и привлекательных признаков той или иной социальной группы ради повышения авторитета и влияния секты. Так, «Черная библия» сатанистов написана с точностью наоборот, но явно с подражанием стилю библейского текста, художественные достоинства и очарование древности которого не имеют себе равных. Многие секты заимствуют веками отточенную риторику других, зачастую самых разных конфессий. «Небольшие» при поверхностном чтении поправки и изменения акцентов в теологических сочинениях зачастую остаются без внимания адептов, хотя именно такие «детали», как позже выясняется, имеют ключевое значение. Тексты некоторых «священных» книг сектантов весьма напоминают жанр фантастики, повальное и почти болезненное увлечение которым общеизвестно. Секта Махариши (трансцендентальная медитация) не без успеха эксплуатирует наукообразность своих публикаций, чем подкупает «образованных» людей даже из «науки».
В части сект бытует и распространяется убеждение в том, что в них наиболее полно реализуется принятый в обществе образ жизни, считающийся благодаря искусной идеологической обработке нигде не превзойденным. Ла Вей, идеолог сатанизма, в этой связи открыто говорит: «Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами». Проамериканские тенденции, искусственно насаждаемые по сию пору среди населения России, эта ксеномания — одностороннее увлечение всем иностранным и негативистическое отторжение собственной культуры в какой-то степени объясняют популярность сатанизма в нашей молодежной среде. Многие секты маскируются под общественные, гуманитарные, миротворческие, экологические организации, действуют под лозунгами сохранения семьи, нравственности, духовности.
Словесно-логические структуры с неясностью и тенденциозностью понятий вообще могут заслонить собой реальность, представляя собой призрачные, виртуальные миры, подобные тем, которые создает не совсем здоровое воображение. Создатели таких миров часто покидают пределы действительности, как бы «живут» там придуманной жизнью. Таковы, в частности, графоманы — лица, одержимые болезненной страстью к писательству и сочинительству, не способные ни остановиться, ни удерживать себя в рамках разумного. Их могут печатать, они могут иметь аудиторию, но это не писатели в истинном смысле.
«Главным достоинством писателя, — говорил Флобер, — является знание того, о чем писать не нужно». Лидеры сект не столь наивны, как бескорыстные графоманы, это фанатики, а то и циники — люди, всему знающие цену, но не ведающие ценности. Они знают, на что идут ради своих амбиций. Их задача — психологическая агрессия. Систематическое прослушивание их лукавых выступлений и записей на аудиокассетах, просмотр видеокассет, обязательное чтение дурманящей сектантской литературы, а то и ее заучивание — на это уходит много времени адептов, — немало способствует полному погружению сектантов в иллюзорный мир вероучения.
16. Прием джиу-джитсу — использование личных недостатков и пороков людей в определенных целях. Такие качества, как враждебность, озлобленность, жестокость, особенно ценятся в сектах сатанинского толка. Эти «способности» реализуются в сектах без принуждения, так, словно все совершается само собой, по своей воле или неизбежному стечению обстоятельств. Поощрять проявление дурных наклонностей не только не требуется, но даже не рекомендуется, иначе человек будет рассматривать свои действия, как управляемые извне, — эффект сверхоправдания. В этом случае автоматически включается механизм реактивного сопротивления — стремление защитить или восстановить ощущение своей свободы.
Кстати заметить, что теория катарсиса, согласно которой «эмоциональная разрядка» (в частности, «выход энергии агрессии») достигается посредством воображаемых, символических и реальных актов агрессии (и других разрушительных тенденций, свойственных, по Э.Фромму, некрофильному типу личности), не подтверждается культовой практикой хотя бы тех же сатанистов — неизвестно ни одного достоверного случая, чтобы кто-то из них превратился в голубя мира. Временная «разрядка» сменяется последующим и еще большим ростом напряжения, так как она не решает проблем, а, напротив, отдаляет от этого. В итоге происходит не «очищение», а скорее обратное: агрессивные действия постепенно становятся привычными, как бы чертой характера («привычка, — говорит Цицерон, — вторая натура»), а воображаемые акты агрессии повышают готовность помимо воли реагировать агрессивными действиями, которые, как это имеет место «в реакциях короткого замыкания», долго и подспудно, до внешнего проявления вызревают во внутреннем плане). Поэтому дискуссия о том, полезно или вредно детям смотреть фильмы со сценами насилия, скорее всего навязана дельцами индустрии жестокости.
17. Физиологические лишения. В ряде сект требуют ограничений в пище, причем порой явно абсурдных. Так, в секте Виссариона поначалу запрещалось употреблять белковую пищу, мясо, соль, воду, пшеничный хлеб, сахар, кофе, чай. В лепешки из отрубей рекомендовалось «мысленно» добавлять яйца, сметану, лепестки розы и космический свет. Достаточно скуден пищевой рацион мунитов, секты «ревнителей истинного благочестия» (здесь питались отходами с помоек и овощных баз). В значительной части сект адепты хронически недосыпают или периодически лишаются на несколько суток сна. В то же время они принуждаются к изнурительным работам и не имеют возможности отдохнуть. В высоких широтах адепты подвержены действию холода, так как не имеют хорошей одежды и теплого жилья.
Культовое значение лишений понятно: «смирение плоти есть путь к укреплению духа». Очевиден и истинный смысл физиологических лишений: этим достигается физическое изнурение, а главное — психическое истощение, делающие затруднительным или невозможным напряжение воли и сопротивление давлению извне. Физиологический дефицит зато с лихвой восполняется проповедями смирения, ибо покорность в тоталитарных обществах — достоинство раба.
Случается, что отдельные адепты при этом «падают без чувств». На массовых ритуальных встречах, в толпе, под влиянием музыки, речевых инструкций, ритмических раскачиваний, световых эффектов у сектантов возникают экстатические состояния, истерические припадки, истерические психозы с симптоматикой одержимости, «одичания» и кликушества (крики, брань, лай, рычание, вой и т. п.). Иногда, вероятно, возникают эпилептические припадки (аффект-эпилепсия). Американские психологи установили весьма интересный факт: аномальные личности не выносят классической музыки (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен и др.). Чтобы «отпугнуть» сомнительную публику, в нужных местах транслируют такую музыку, и будто бы это помогает лучше полицейских. В некоторых странах (Япония, Германия) предпочитают русскую классическую музыку из-за ее благотворного влияния на добропорядочных граждан.
19. Гипервентиляция. Используется в сектах восточной ориентации, составляет ядро методики голотрофного дыхания Г.Грофа. В секте «Аум-Сенрике» адепты, сидящие в «позе лотоса», совершают по 25 глубоких вдохов и выдохов в минуту, затем следует пауза — полная остановка дыхания, то есть гипероксия периодически сменяется гипоксией. При «динамической медитации» используется «хаотическое дыхание» под звуки барабана, в результате чего наступает «особое состояние». Гипервентиляция в медицине используется, как известно, в качестве метода провокации эпилептической активности головного мозга. По описаниям «пациентов», лечившихся по методике Грофа, у них развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. Упомянутые признаки психического расстройства сектантами интерпретируются в мистическом смысле или расцениваются как свидетельство «очистки организма и психики».
20. Медитация — способ самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Является обязательным элементом практики йоги в разных ее вариантах. В медитации часто используется метод многократного повторения мантр. Мантра — короткое «священное» слово, которое гуру (наставник, учитель) втайне от всех сообщает своему ученику. Обычно это символ какого-то понятия или ряда понятий. Мантра «ом», например, состоит из трех фонем: А — означает творение (Брахма — божество созидания), У — поддержание (Вишну — бог-хранитель), М — разрушение (Кришна — бог-защитник, избавитель). Есть мантры, общие для всех приверженцев культа. Кришнаиты повторяют разные сочетания 2–3 слов с обязательным упоминанием имени своего бога. При этом они перебирают четки (число повторений мантр — 1728 раз в день). Глубокая сосредоточенность на повторении мантр сочетается с усилиями по ограничению внешних впечатлений, отключению от мыслей и воспоминаний. Иногда самопогружение достигается без повторений мантр, только путем отключения от внешнего и внутреннего мира. Сеанс медитации длится десятки минут. Выход из состояния самопогружения самостоятельный, иногда по команде учителя.
Способность впадать в самогипноз и выходить из него поддается тренировке, равно как навык засыпать и пробуждаться в нужное время. Во время медитации поток впечатлений резко ограничивается, что ведет к сенсорной депривации. Теряется ощущение тела, медитирующий ничего не видит (глаза закрыты) и почти либо ничего не слышит. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастают внушаемость и самовнушаемость, могут появляться неуправляемые образные фантазии («сон наяву»), психотические переживания. Существует, как известно, экспериментально подтвержденная гипотеза, согласно которой появление симптомов шизофрении обусловлено блокадой сенсорных стимулов. Махариши, в свою очередь, уверяет, что «медитация — единственный ответ на все вопросы человека».
Следует особо подчеркнуть, что специальных методик выведения из состояния гипноза в сектах не применяют, в отличие от практики врачей-психотерапевтов. Каковы последствия этого, сказать наверное трудно, они, по-видимому, недостаточно изучены, однако можно предположить, что в итоге происходит нечто вроде кумуляции (накопления, наслаивания) гипнотических эффектов. Во всяком случае, ясно, что психическое состояние человека от этого не улучшается. Что представляется бесспорным, так это то, что высокая степень внушаемости рядовых сектантов является строго избирательной — только по отношению к индукторам конкретной секты.
Вследствие такой внушаемости пассивно, слепо и безо всякой критики принимается все, что индоктринирует вероучение, даже нелепые, фантастические, если не сказать бредовые вещи. Последние сразу же, непосредственно встраиваются в психологические структуры личности и позже осознаются как изначально принадлежащие ей, а не полученные извне. Это напоминает известный эффект спящего — отсроченное влияние сообщения, когда помнится его содержание, но забывается причина недоверия к нему (в случае с сектантами, напротив, полного и безоговорочного доверия).
22. Обряды инициации — церемонии посвящения в адепты или, вообще говоря, совершение таинств, итогом которых является чувство принадлежности к какой-либо группе. Такие обряды существуют с первобытных времен по сей день, представляя собой строгую последовательность символических действий. Обряды посвящения — важный, критический момент в развитии Я-концепции личности. В различных конфессиях, а также в сектах церемониям инициации придают поэтому исключительно важное значение.
Обряды посвящения в сектах обставляются очень торжественно, проводятся в полной благоговения и мистического трепета обстановке, при большом скоплении людей, физическом или незримом присутствии самого «учителя», а также важных персон из его окружения. Так, центральное значение в культовой практике мунитов имеет церемония «благословения». Она включает в себя церемонии «святого вина» и «священного бракосочетания».
Суть «винной церемонии» заключается в полном отказе от прошлого и переходе в лоно «семьи» Муна. По словам Муна, церемонии «благословения» являются «процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей». Перед тем новичков — «детей» долго «обучают». Их ни на минуту не оставляют одних, заставляют работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14–16 часов в сутки, запрещая общаться с родителями — представителями «сатанинской» стороны.
Обряд посвящения у Асахары — «шактипат», по словам «его святейшества», выглядит так: «Шактипат — это передача энергии через мой большой палец, помещаемый на лоб реципиента. Этот прием может иногда мгновенно пробудить кундалини (духовную энергию, спящую в копчике). Одновременно с тем Асахара «берет на себя греховную карму учеников». Посвящение включает и «кровавый ритуал», при котором пьют «кровь самого Асахары». Связь через кровь издавна означала: моего Я более нет, Я — это ты».
Вот как описывают обряд инициации прошедшие его девушки-сатанистки. Ночью, на кладбище они должны переступить крест и отвергнуть тем самым веру во Христа. Это значит: я уподобляюсь зверю, отказываюсь от человечности. Затем следовало выпить кровь животного, с которого живьем сдиралась кожа. Столь же кровавыми и садистическими являются другие ритуалы сатанистов.
В обрядах инициации используется множество приемов психологического влияния, имеющих целью радикальное изменение личности, переход ее в новое качество, не имеющее ничего общего с прежним. В сочетании с предшествующей «обработкой» и последующими воздействиями (уже в составе секты) на человека попытки тотальной трансформации личности являются, по-видимому, достаточно успешными. О прошлом своем Я адепт будет позже вспоминать как о чем-то постороннем, чуждом, ненастоящем, если будет вспоминать когда-нибудь вообще.
23. Дезинформация. Обман и откровенная ложь — давно известное, мощное и употребляемое не только в сектах воздействие на зависимую личность. Важно, чтобы дезинформация производила впечатление сенсационности, в этом случае она наиболее действенна, так как изумляет человека. В этом смысле желание быть обманутым вообще свойственно обывателю, правда для него — слишком суровое испытание. «Сущность вульгарности, — заметил Д.Рескин, — в стремлении к сенсации». Хаббард считал ложь единственно эффективным способом контроля над людьми и прилагал немало усилий к тому, чтобы адепты принимали ее как абсолютную истину. Лидеры многих сект изобличались в свое время как мошенники, ловкие жулики и авантюристы, зачастую они — непревзойденные мастера лжи.
24. Употребление психоактивных препаратов — наркотиков и психоделических (вызывающих психотические явления) субстанций. Используется для повышения эффективности контроля над сектантами. До формирования химической зависимости дело обычно не доходит. Отчасти потому, что частота и дозы приема психоактивных препаратов регламентируются из соображений экономии средств и нежелательности грубых психических сдвигов в опьянении, но также потому, что зависимость от секты, по-видимому, на порядок выше, чем от наркотиков, а при таких обстоятельствах наркотическая зависимость не имеет внутренних психологических предпосылок к своему развитию.
25. Формирование оккультного мышления. В ряде сект существует система обучения, где преподаются «теоретические» основы оккультизма и осваиваются практические способы овладения тайными силами. Так, «программа школы» «Роза-Крин» включает такие темы, как «основы управления пси-полями через слово, мысль, волю», «основы влияния на человека гаданий, гороскопов, сонников, колдовства, экстрасенсорики на психику и психоэмоциональное состояние, здоровье, судьбу» и т. д. Другими словами, научная картина мира, дисциплинированное мышление, логика, реалистическая ориентация и научные методы познания отбрасываются как несостоятельные и непригодные для нужд вероучения. Тем самым индоктринируется обскурантизм, непроницаемый для доводов рассудка и разума.
Часть адептов в течение переходного к окончательному погружению в оккультизм периода обнаруживает нечто вроде «раздвоения сознания» — состояния, когда естественнонаучные подходы в мышлении сосуществуют с мистическими. Например, врач в одно и то же время использует научные методы диагностики и лечения и параллельно с тем оккультные методы целительства. Оккультное сознание, естественно, объявляется «высшим» приобретением человека. Существует и распространяется даже «теория», согласно которой в «грядущей войне» выживут только люди, наделенные паранормальными, оккультными способностями.
Даже в мягком переводе это означает, что адепты оккультизма вынашивают планы и рассчитывают свои возможности сокрушить своих оппонентов. Последним в случае поражения не останется ничего другого, как последовать совету А.Дюма: «Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным». Индоктринированием оккультизма систематически, на протяжении 10–15 лет заняты российские региональные и особенно центральные СМИ, в первую очередь телевидение, мощь воздействия которого многократно превосходит силу влияния радио и печатной продукции. Повышенное внимание в последние годы уделяется почему-то астрологическим «прогнозам», зачастую просто анекдотичным. Например, «ракам» завтра будет легко уйти от налогов, а «рыб» ожидают неизъяснимые наслаждения секса, но «надо проследить», чтобы при этом не было «большого скопления людей». Очевидно, считается, будто достигнутая степень оболванивания населения столь велика, что о такой и не помышляли изобретатели астрологии — вавилоняне.
Целительство в сектах имеет следствием еще три вещи. Во-первых, сами целители проникаются искренней верой в свои сверхъестественные нечеловеческие способности: возникают бредоподобные идеи своего могущества или, так, вероятно, будет сказано точнее, индуцированный архаический бред. Обычно целителями становятся стеничные натуры, а то и личности с гипоманическим складом характера. Во-вторых, больные получают надежду на то, что им в любом случае помогут, особенно там, где медицина бессильна. В-третьих, практика целительства дает прекрасные возможности вовлечения в секту обратившихся за помощью.
Восстановление мозга после употребления алкоголя
После того, как человек хоть раз находился в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, из-за употребления большого количества спиртных напитков, его начинает интересовать вопрос: восстановятся ли органы и их функции? Особенно важно способны ли восстановиться клетки головного мозга после отказа от алкоголя. Тот же вопрос задает себе человек, проходящий курс реабилитации после лечения хронической алкогольной зависимости.
Бывают случаи, особенно по праздникам, когда человек, сам того не желая, за короткое время выпивает очень большую дозу алкоголя. Ясно, что приятных ощущений после этого не стоит ждать. Больше всего страдают люди, которые не привыкли употреблять алкогольные напитки, или же делают это редко и в небольших порциях. У них еще долго будет болеть голова от выпитого спиртного.
Исследования показывают, что всего лишь пять процентов этанола выходит из организма естественным путем, то есть при помощи потоотделения и мочеиспускания.
Остальная его часть подвергается расщеплению в организме, и для того чтобы вывести все продукты распада этанола из организма, понадобится некоторое время. Это зависит также от того, в каком физическом состоянии находится человек, какого он возраста, пола. И конечно же какие напитки он употреблял и в каком количестве.
Разрушающее воздействие этанола на клетки мозга
Нет сомнений в том, что этанол разрушает клетки головного мозга. Об этом свидетельствует нарушение походки, торможение реакций, расстройства памяти. Как только этанол перестает поступать в организм, функции постепенно восстанавливаются.
То, что алкоголь вреден для здоровья знают все. Все начинается с нарушения сознания, а может привести к тому, что человек станет инвалидом навсегда. Существуют некоторые факторы, которые помогают определить какой ущерб нанесен клеткам головного мозга и какое воздействие оставил этанол на них.
Расстройство сознания на короткое время, которое наступило после приема алкоголя, случается гораздо чаще, чем ранее утверждали медики. Подобный результат можно определить, как возможное последствие алкогольного опьянения, которое не зависит от того, есть ли симптомы хронической алкогольной зависимости у человека или сколько ему лет.
Ученые провели эксперимент, пытаясь выявить негативное воздействие этанола на клетки головного мозга, связанное с кратковременным расстройством сознания. В эксперименте участвовали более чем семьсот студентов. Все они отвечали на один и тот же вопрос: было ли с вами такое, когда проснувшись утром, после ночных алкогольных излияний, вы были не в состоянии припомнить, что вы делали вечером и где вообще были?
Больше половины молодежи, уже имела опыт распития алкогольных напитков, и ответили утвердительно: да, после приема большого количества алкоголя у них возникали расстройства памяти. Сорок процентов из них сказали, что такое случалось в последний год, а девять процентов респондентов употребляли алкогольные напитки в течение двух последних недель, и у них наблюдалось помутнение сознания.
Влияние алкоголя на женский мозг?
Осложнения, вызванные приёмом алкогольных напитков, у представительниц слабого пола бывают более серьезными, нежели у мужчин.
Экспериментально доказано, что относительно клеток организма женщины этанол ведет себя гораздо агрессивней, чем относительно клеток мужчины. Органы и их функции сильнее подвержены негативному влиянию алкоголя, Быстрее происходит разрушение печени, поражение сердечной мышцы и клеток нервной системы.
Проведя сравнительный анализ результатов исследований головного мозга человека при помощи МКТ, ученые установили тот факт, что негативное воздействие этанола проявляет себя в том, что головной мозг уменьшается в размерах.
Степень подобного уменьшения служит главным показателем того, что в мозговых клетках присутствуют органические изменения. И чем больше стаж употребления алкоголя, тем выше подобные показатели.
Кроме этого, результаты экспериментов показали, что как женщины, так и мужчины, которые страдают алкогольной зависимостью, сталкиваются с определенными проблемами, когда они должны научиться чему-нибудь, или запомнить какую-либо информацию. Все это возникает по причине частого употребления алкогольных напитков.
Заметим, что представители мужского пола, которые участвовали в подобном опыте, имели вдвойне больший стаж регулярного употребления большого количества алкоголя, нежели представительницы слабого пола.
Выходит, что негативное воздействие этанола как на мужской мозг, так и на женский проявляется по одним и тем же признакам. Но необходимо учесть, что женщины принимали алкоголь ровно на половину меньше. Из всего этого делаем вывод, что этанол сильнее воздействует на женский мозг.
В противовес этому, недавно в одном американском издании были напечатаны две статьи, где обсуждалась роль гендерной принадлежности во время воздействия этилового спирта на организм.
Авторы пришли к обратному выводу, то есть согласно им, этанол одинаково влияет на всех без исключения. Это значит, что нужно продолжать эксперименты в таком роде, чтобы выяснить особенности воздействия этилового спирта на мозговые клетки женщины.
Нехватка тиамина и болезнь Корсакова-Вернике
Если человек систематически выпивает алкоголь, без контроля над количеством выпитого, и это длится довольно продолжительное время, то у него существуют все шансы возникновения дисфункции головного мозга или поражения его клеток. Более того, к этому может привести потребление большого количества спиртного, а могут серьезные нарушения в работе печени из-за хронической алкогольной зависимости.
Например, у большинства людей, страдающих хронической алкогольной зависимостью, в организме наблюдается нехватка тиамина, или как его еще называют — витамин B1. Не хватать его может из-за неправильного питания, нарушения метаболизма в организме и конечно же из-за злоупотребления спиртных напитков. Он играет незаменимую роль в процессе обмена веществ углеводов, липидов, белков. Он поддерживает нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, нервных структур.
У большинства людей, страдающих от хронической алкогольной зависимости, наблюдается нехватка витамина B1. А это может привести к такому тяжелому заболеванию, как синдром Корсакова-Вернике, точнее можно сказать к синдрому Вернике и корсаковскому синдрому.
Болезнь Вернике характеризуется параличом глазных мышц, расстройством сознания и нарушением координации движений. Иногда пациент с подобным синдромом не может самостоятельно найти дверь комнаты, чтобы выйти, он не может перемещаться без чужой помощи. Если появился хотя бы один из признаков заболевания, нужно срочно обратиться к врачебной помощи.
У большинства людей, страдающих алкогольной зависимостью, вместе с синдромом Вернике наблюдается корсаковский синдром, который называют также алкогольным параличом. При таком заболевании наблюдаются нарушения памяти, когда он забывает все то, что с ним происходило до болезни, но может в мельчайших деталях описать события, имевшие место за несколько лет до этого.
Кроме того, он хорошо помнит все то что с ним происходит после болезни. Больной начинает придумывать несуществующие события, или рассказывать про те, которые действительно происходили, но при этом сильно искажает факты. Все это сопровождается дезориентацией. Пациент перестает ориентироваться в окружающем мире и в себе. Иногда, даже увидев свое отражение в зеркале, больной не осознает, что это он.
Возможно ли восстановление клеток мозга?
Считалось, что человек рождается с конкретным количеством мозговых клеток, и если они каким-то образом повреждаются, то восстановить их невозможно. Ученые считали, что нейроны под воздействием этилового спирта подвергаются разрушению и больше не функционируют. для того, чтобы восстановить их деятельность необходимо укрепить оставшиеся нервные клетки, так как не существует возможности добавлять новые. Но во второй половине прошлого столетия ученые открыли, что формирование новых нейронов возможно. Подобный процесс называют нейрогенез. После такого открытия ученые разработали новый подход к терапии нарушений деятельности мозговых клеток.
Что можно сделать в домашних условиях
Для восстановления функций мозга, нарушенных вследствие употребления алкоголя необходимо в период ремиссии и реабилитации проводить профилактические мероприятия.
В этих целях рекомендуется принимать витамины группы В, PP, С, полиненасыщенные жирные кислоты Омега3 и Омега 6.
Необходимо соблюдать режим «сон-бодрствование», при этом сон обязательно должен приходится на ночное время.
Немаловажное значение имеет питание человека. Оно должно быть сбалансированным, низкокалорийным с высоким содержанием тиамина.
Основу диеты составляют такие продукты, как рыба, постное мясо, крупы, бобовые, овощи и фрукты, орехи.
Также врачи назначают нейрометаболическую терапию и физиотерапию, способствующие восстановлению когнитивных нарушений (нарушение памяти, заторможенность мышления, снижение психической активности) и нервной системы.
Полный индивидуальный комплекс поддерживающей и восстановительной терапии пациенту составляет врач. Только выполняя назначения профессионально составленного плана реабилитации можно рассчитывать на положительный результат лечения.