заупокойный храм фараона ментухотепа ii
Храм Ментухотепа II. Древний Египет.
Среднее царство является периодом, когда расцвела культура Египта, создавались художественные произведения, наука и техника шагнула вперед. Всё это положило начало развитию страны не только в культурном, но в экономическом и политическом плане. Возникли грандиозные ирригационные системы, русло одного из рукавов Нила превращается в судоходный канал, что сыграло большую роль в становлении страны. Художники Среднего царства вносят новшества в архитектуру и скульптуру. Улучшается настенная роспись. И небольшой город Фивы вырастает в один из самых крупных городов Древнего мира. Но сам Египет оставался ещё достаточно разрозненным.
И среди всех памятников эпохи Среднего царства особое место занимает заупокойный храм Ментухотепа II.
Храм являлся центральным звеном архитектурного ансамбля, который был окружён высокими скалами. Путник шёл по дороге через пустыню, затем дорога поднималась всё выше и выше и наконец, подводила его к стене, которой был окружён храм, в глубине находился храм, на вершине которого красовалась пирамида.
Внутри двора находилась аллея с раскрашенными статуями фараона. Чуть дальше находился портик с двумя рядами колонн, разделенный на две части пандусом. Впереди на террасе находился храм. На этих колоннах, которые имели форму четырехгранных столпов, было написано имя фараона Ментухотепа II.
Архитектурный ансамбль заупокойных храмов. Самым первым был построен храм Ментухотепа II.
На стенах были изображения сцен царской охоты и войны. Выше находился второй портик, окружавший с трёх сторон колонный зал. Там уже изображали богов и фараона, различные культовые сцены. Через западную дверь можно было попасть в открытый двор, обнесенный колоннадой. За этим двором находился второй гипостильный зал. И под этим двором, а также частично за его пределами были устроены шесть гробниц женщин из семьи Ментухотепа II.
План храмового комплекса
Благодаря строительству этого храма в Египте получила широкое распространение колоннада. В архитектуре впоследствии постоянно встречается использование колонн вместо обычных портиков.
Сейчас развалины храма выглядят так:
Вид сверху. Рядом храм Хатшепсут.
На одной из заупокойных плит сохранилась надпись скульптора Иритисена, работавшего в Фивах при Ментухотепе II. Вот что он сообщает:
«Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения. Я устраивал всякие обряды так, что ничто не ускользало от меня. Ничто из них не было скрыто от меня. Я – великий таивник, и я вижу Ра в образе его. Но я был и художником, опытным в своём искусстве, превосходящим всех своими знаниями. Я знал формулы ирригации, взвешивание по правилу, как сделать образ выхождения и вхождения так, чтобы каждый член был на своём месте. Я умел передавать движение мужчины, походку женщины; положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного; как один глаз смотрит на другой; выражение ужаса того, кто застигнут спящим; положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына по плоти моей. Когда фараон приказывал, он создавал и он был превосходен в этом. Я видел творение его рук, как начальника работ, в каждом ценном камне от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева»
Благодаря этой надписи перед нашим взором предстают два художника, сыгравшие большую роль в развитии фиванской школы. Произведения Иритисена и его сына занимали видное место среди рельефов храма Ментухотепа II и гробниц фиванской знати.
Рельеф с изображением Ментухотепа II
Кроме храма в Дэйр эль-Бахри сохранилось и другие произведения искусства, которые указывают на мастерство исполнителей. Показательны храм в Джерти и гробница царицы Нефру. Хотя стелл и храмовых рельефов немного, и в основном они дошли до нас в виде отдельных фрагментов, они говорят о многом. Композиция и тематика всё та же, что и во времена Древнего царства, а вот стиль изменился, приобрёл несколько иной оттенок, появились особенности, характерные для фиванской школы. Но в XXI веке до н.э. в Фивах было ещё недостаточно мастеров, обладавших таким профессиональным уровнем. И встречаются работы слабые в художественном отношении. Примером является гробница хранителя гарема Джара, расположенная также в Дэйр эль-Бахри. Иногда такое встречается и в одной гробнице.
Различаются качеством и памятники, выполненные в разных областях Египта. Например, гробница Анхтифи в эль-Моале. Он правил в одно время с Ментухотепом II и постоянно конфликтовал с ним. Ведь именно в этот период шло постепенное объединение Египта в одно государство. Усыпальница неправильной формы, колонны расположены без точного расчёта. И таких примером в Египте много.
Рисунки из гробницы Анхтифи
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂
Дейр эль-Бахри
Дейр эль-Бахри (араб. االدير البحري ) — археологическая зона в окрестностях Луксора (древние Фивы), первые важные находки в которой были сделаны Гастоном Масперо в 1881 г. Последующими исследованиями были открыты три поминальных храма, принадлежащие фараонам Ментухотепу II (XXI в. до н. э., обнесён колоннадой и увенчан пирамидой), Хатшепсут (XV в. до н. э., на трёх террасах с гипостилем) и Тутмосу III (XV в. до н. э.) Вместе с другими памятниками Фив охраняется как памятник Всемирного наследия.
Храм Хатшепсут
Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Он строился на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время, этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.
Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.
Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.
По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр-эль-Бахри.
Расстрел туристов в Дейр-эль-Бахри
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Дейр эль-Бахри» в других словарях:
Дейр-эль-Бахри — Общий вид храма Хатшепсут. Дейр эль Бахри (араб. الدير البحري) археологическая зона в окрестностях Луксора (древние Фивы), первые важные находки в которой были сделаны Гастоном Масперо в 1881 г. Последующи … Википедия
Дейр-эль-Бахри — исторический памятник в Верхнем Египте (см. Египет), на западном берегу Нила, в районе Фив (см. Фивы) (современный Луксор). Скальная местность, оформленная двумя известными древними архитектурными ансамблями: заупокойным храмом Ментухотепа II (XI … Географическая энциклопедия
Дейр-эль-Бахри — долина у подножия скал близ Древних Фив (Египет). Остатки древнеегипетского архитектурного комплекса частично вырубленных в скалах поминальных храмов фараона Ментухотепа I (XXI в. до н. э.; обнесён колоннадами, увенчан пирамидой) и царицы… … Энциклопедический словарь
ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ — долина у подножия скал близ Др. Фив (Египет). Остатки древнеегипетского архитектурного комплекса частично вырубленных в скалах поминальных храмов фараона Ментухотепа I (21 в. до н. э., обнесен колоннадами, увенчан пирамидой) и царицы Хатшепсут… … Большой Энциклопедический словарь
Дейр-Эль-Бахри — долина в Египте, близ древних Фив, у подножия скал. Раскопками (с 1893) обнаружены остатки поминальных храмов (частично вырублены в скалах) фараона Ментухотепа I (XXI в. до н. э.; был обнесён колоннадой и увенчан пирамидой) и царицы… … Художественная энциклопедия
Дейр-эль-Бахри — комплекс древних сооружений близ г. Фивы (Египет). В 1881 французский египтолог Г. Масперо открыл здесь тайник с мумиями некоторых фараонов Нового царства. Систематические раскопки велись в 1893 98, 1903 08 (Э. Навиль, Швейцария), 1911 31 … Большая советская энциклопедия
Дейр-эль-Бахри — (Deir el Bahri), местность на западном берегу Нила в Верхнем Египте напротив Фив. Между скалами возведены два огромных заупокойных храма. Храм Ментухотепа I, царя XI династии (Среднее царство, 2050 г. до н.э.), состоял из камерной гробницы и… … Археологический словарь
Дейр-эль-Мединэ — Археологическая зона Дейр эль Мединэ с храмом Хатхор. Дейр эль Медина (в древности Сет Маат, «место истины») поселение ремесленников, которые работали над созданием храмов Долины царей и Долины цариц под Фивами. Распо … Википедия
Дейр эль-Медина — Археологическая зона Дейр эль Мединэ с храмом Хатхор. Дейр эль Медина (в древнос … Википедия
lorien22
Записки из подполья
Дейр эль-Бахри с воздушного шара
Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)
Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри
Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы
Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.
Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм
Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!
И украшен сфинксами
Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами
В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма
А вот и само святилище
Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов
Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут
Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став «регентшей». Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.
От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.
С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.
Ну а теперь вернемся к рельефам
Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.
Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны
И за ними следут сам Анубис
Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам
Мне «ошейник» быка особо нравится
Кроме быков тут есть потрясающие львы
Фараоны в типичных юбочках)
Ну и разумеется соколы
Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта
Сделаем последний наружний обход
Останки храма Ментухотепа II
Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта
Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей
После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.
Заупокойный храм фараона ментухотепа ii
ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ
Храмы
Храм Ментухотепа II
Храм Ментухотепа II — один из самых выдающихся памятников Среднего царства. В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление объединить два традиционных типа гробниц: пирамидный комплекс фараонов Древнего царства и скальную гробницу фиванских номархов. Основные части храмового комплекса, вытянутые вдоль оси, упирающейся в скалу, таковы:
Пропилеи и часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни.
Аллея, ведущая от этой часовни к основному храму. Ее длина составляла 1200 м, ширина — 33 м, с обеих сторон она была обрамлена каменными стенами, обсажена деревьями и украшена статуями фараона.
Передний двор, окруженный стеной. Здесь находится вход (Баб эль-Хосан) в царский кенотаф, где за пустым саркофагом была найдена статуя сидящего Ментухотепа, ныне находящаяся в Каирском музее.
Пандус, ведущий на храмовую террасу.
Нижняя колоннада с двумя рядами колонн, разделенная пандусом на две неравные части. В северной части колоннады было 13 колонн в каждом ряду, в южной части — 10. Колонны представляют собой четырехгранные столбы, на которых высечены имена фараона Ментухотепа I. В восточной стене за этой колоннадой находилась дверь, ведущая в колонный зал. Сама стена, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войны и царской охоты.
Верхняя колоннада, окружающая с трех сторон колонный зал, состояла из двух рядов четырехгранных колонн, которые были значительно больше колонн нижней колоннады. На них были рельефные изображения фараона и богов, а также сцены охоты, земледельческих работ и ритуалов.
Первый, самый большой, колонный зал, над которым была сооружена пирамида из каменных глыб, имел в качестве основания поверхность скалы. Колонны этого зала были восьмигранными, установленными на круглых базах. В западной стене зала находились шесть заупокойных часовен членов царской семьи. Дверь в западной стене вела во второй открытый двор.
Второй двор был обнесен колоннами с трех сторон. Под полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц для женщин из семьи Ментухотепа.
За вторым двором располагается второй гипостильный зал, в западной части которого расположено святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала были покрыты рельефами, изображающими культовые сцены. В зале находится вход в гробницу Ментухотепа II, вырубленную в скале на глубину 150 м.
Святилище, также вырубленное в скале, имело два продольных ряда колонн, и было сделано по типу мастабы.
Сочетание старых (пирамида) и новых (открытые наружные колоннады) архитектурных форм делает храм Ментухотепа важным переходным звеном в развитии египетской архитектуры (Naville E. The XIth [eleventh] dynasty temple at Deir el-Bahari. Vol. I–III. London, 1907–1913. Arnold D. Der Tempel des Konigs Mentuhotep von Deir el-Bahari. Bd. I–III. Mainz, 1974–1981. Arnold D. The Temple of Mentuhotep at Deir el-Bahari. New York, 1979).
Храм Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут был построен рядом с храмом Ментухотепа II четырьмя столетиями позднее. Известно имя его создателя: им был Сененмут — главный архитектор, верховный сановник и фаворит царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа, но оформление храма Хатшепсут отличается гораздо большим богатством и разнообразием.
В состав ансамбля входили следующие элементы:
Пропилеи и часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни.
Аллея длиной более 1 км, ведущая к первому двору. Ее украшали сфинксы с головой Хатшепсут.
Первый двор, в центре которого начинался пандус, который вел во второй двор, расположенный на более высоком уровне. На боковых стенах пандуса были высечены фигуры львов. На южной стене двора перед храмом находились пилястры с повторяющимися изображениями сокола в двойной короне. Ниже были высечены титулы и имена Хатшепсут.
Нижняя колоннада в западной стене двора с двумя рядами колонн, по 22 в каждом ряду. Колонны первого ряда с фасада были украшены так же, как пилястры южной стены. С обратной стороны колонны имели восемь граней, подобно колоннам второго ряда. На рельефах в южной части стены за колоннадой были изображены: нубийский бог Дедун, ведущий пленников, перевозка обелисков и поднесение их богу Амону, парад воинов и отдельные культовые сцены, а в северной части — Хатшепсут в образе сфинкса, попирающая врагов и приносящая жертвы Амону. С юга и с севера колоннаду обрамляли колоссальные (ок. 8 м) статуи Хатшепсут в облике Осириса. Колоннада была разделена пандусом на две равные части.
Второй двор по структуре соответствовал первому, с той разницей, что на его северной стене была начата постройка колоннады, которая так и не была завершена. В центре двора также начинался пандус, более узкий, чем предыдущий. Он вел в третий двор. Перед пандусом стояли парные сфинксы.
Средняя колоннада находится в западной стене двора и имеет то же количество колонн, что и нижняя. Однако здесь все колонны были четырехгранными. Южная часть стены за колоннадой украшена рельефами, изображающими коронацию Хатшепсут и ее чудесное рождение от брака Амона с ее матерью, царицей Яхмес, в северной части изображена экспедиция, посланная царицей в Пунт.
По обеим сторонам средней колоннады находятся часовни Анубиса и Хатхор. Правая часовня, высеченная в скале, состоит из зала с 12 каннелированными колоннами и святилища Анубиса со сводчатым потолком.
Молельня Хатхор была обширнее. В ее первом зале стояли 32 колонны с хаторическими капителями, на которых впервые появилась кубическая абака. Далее находилось небольшое помещение с двумя колоннами, откуда боковые проходы вели вели в ниши, а средний — в святилище, состоявшее из двух помещений.
Пандус выводил на террасу с верхней колоннадой.
Верхняя колоннада состояла из четырехгранных колонн, перед которыми возвышались осирические статуи Хатшепсут высотой 5,5 м. Они были видны с берега Нила, находящегося на расстоянии 4,5 км.
Третий, меньший двор, по структуре был более сложным. Центральная часть террасы за верхней колоннадой была обнесена двумя (с севера, юга и востока) и тремя (с запада) рядами колонн, образующими небольшой внутренний двор, вход в который закрывался массивной гранитной дверью. С юга и севера к колоннаде примыкало несколько молелен. Одна из южных молелен была посвящена культу Тутмоса I, отца Хатшепсут, на стенах другой были изображены процессии жрецов и прислужников со всевозможными дарами. Самая большая северная молельня предназначалась, видимо, для солярного культа. Выше был открытый дворик с огромным жертвенником, к которому вела лестница.
В западной стене за тремя рядами колонн было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,3 м, на стенах малых находились рельефы, изображавшие Хатшепсут перед жертвенным столом. Посреди стены был проход в святилище, где стояла священная барка, а оттуда можно было попасть в небольшие комнаты со статуями.
Отличительной чертой храма Хатшепсут было широкое применение скульптуры. В пределах всего комплекса стояло более 200 статуй: в самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу, кроме того, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.
Тутмос III уничтожил здесь некоторые статуи царицы, переделал рельефы, стер надписи с ее именем.
Эвергет II восстановил здесь поврежденный гипостильный зал на верхней террасе. Кроме того, он возвел небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времен Хатшепсут и добавил к нему еще одно помещение. В самой глубокой части этого храма в ту эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапи и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в те времена стал лечебницей, находившейся под покровительством Имхотепа-Асклепия.
Позднее в храме Хатшепсут расположился христианский монастырь, руины которого были разобраны Навиллем: он вместе с Мариеттом провел здесь первые раскопки.
(Wysocki Z. The Results of Research in the Hatshepsut Temple at Deir el Bahari // Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo, 40, 1984. S. 329–349; 41, 1985. S. 293–307; 42, 1986. S. 213–228; 48, 1992. S. 233–254. Wysocki Z. The Temple of Queen Hatshepsut at Deir el Bahari. Its Original Form // Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo, 42, 1986. S. 213–228. Karkowski J. Deir el-Bahari, Temple of Hatshepsut: Egyptological studies 1977–1980 // Etudes et Travaux, 14, 1990. P. 349–392)
Храм Тутмоса III
Храм Тутмоса III был возведен на высокой террасе таким образом, что он возвышался над близлежащими храмами Ментухотепа и Хатшепсут. Его остатки были найдены польской экспедицией в 1962 г. В состав храмового комплекса входили:
Часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни (еще не раскопана).
Аллея для процессий, нижняя часть которой была обсажена двумя рядами деревьев. На середине пути к храму стоял постамент для священной барки.
Огромный пандус вел в храм, расположенный на высоте 20 м над уровнем долины. В передней части храма, по-видимому, имелась колоннада, за которой находился большой гипостильный зал базиликального типа, центральная часть которого с 8 колоннами была несколько выше боковых. За этим залом по обеим сторонам находились молельни, святилища и другие помещения. При раскопках найдены тысячи фрагментов полихромных рельефов и множество скульптур, в том числе двухметровая гранитная статуя царя, восседающего на троне.
Этот храм был разрушен уже в древности, но при XX династии его еще посещали многочисленные паломники, оставившие на его колоннах и стенах иератические надписи, имеющие большую историческую ценность (Marciniak M. Les inscriptions hieratiques du temple de Thoutmes III a Deir el-Bahari. 1974).
В 1906 г. было обнаружено небольшое пещерное святилище Хатхор, относящееся к храму Тутмоса III. В этом святилище полностью сохранилась известняковая культовая статуя, которая ныне находится в Каирском музее.
(Dolinska M. Some Remarks About the Function of the Tuthmosis III Temple at Deir el-Bahari // Agyptische Tempel — Struktur, Funktion und Programm. S. 33-45. Lipinska J. Deir el-Bahari. II. The Temple of Tuthmosis III. Architecture. Warsaw, 1977. Lipinska J. The Temple of Tuthmosis III. Statuary and Votive Monuments. Warsaw, 1984. Lipinska J. Deir el-Bahari, Thutmosis III temple: Seven seasons of work, 1978–1985 // Annales du Service des Antiquites de l’Egypte, 72, 1993 [1996?]. P. 45–48)
Гробницы
Стучевский И. А. Фиванский город мертвых // Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986. С. 409–412.