заупокойный храм царицы хатшепсут
Храм Хатшепсут
Храм Хатшепсут — заупокойный храм фараона-женщины XVIII династии Хатшепсут. В далекие времена место для храма Хатшепсут было выбрано неслучайно, а с помощью определенных расчетов, которые помогли построить храм на оси Карнакского храма Амона. Издалека храм смотрится впечатляюще, а вблизи интересно рассматривать его детали.
Храм Хатшепсут считается одним из знаменательных памятников древнеегипетской архитектуры. Величие и масштабность построения поражают всех приезжающих туристов. Особый колорит и атмосферу придают скалы из песчаника высотой до 300 метров.
На сегодняшний день храм Хатшепсут располагается почти в пустыне, так как поблизости нет ни какой-либо постройки, ни какого-либо дерева, а когда-то эта местность была целым садом, где росли экзотические растения и располагался бассейн.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут долгое время был важнейшим религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов. Фрески, которые можно видеть на стенах храма, повествуют о времени правления Хатшепсут. На них можно увидеть сцены из жизни и изображения богов. Со временем храм Хатшепсут стал местом паломничества — на его стенах ученые нашли множество надписей с просьбами исцелить от болезней. После принятия христианства храм стал церковью, но впоследствии был заброшен. На сегодняшний день от него остались лишь руины, которые напоминают о когда-то процветающем Древнеегипетском царстве.
Панорама храма Хатшепсут в Египте на Google картах:
Архитектура храма Хатшепсут
Многие элементы планировки и убранства внутри храма были взяты от заупокойного храма Ментухотепа II, расположенного рядом. Оба храма располагаются на трёх террасах, горизонтальные линии которых сочетаются с вертикальными линиями портиков. Единственное, декоративное убранство храма Хатшепсут было гораздо роскошнее.
Часть храма высечена в скале, поэтому строительство затянулось на 9 лет. Длина по фасаду храма составляет 40 метров. Храм представляет собой три открытые террасы, поднимающиеся друг за другом по склону горы. Террасы, которые расположены одна над другой, украшены колоннадой из белого песчаника. Чтобы попасть на пандус, необходимо пройти через аллею сфинксов с лицами Хатшепсут. Портики всех ярусов полностью покрыты росписями и рельефами, краски которых до сегодняшнего дня сохранили свой первозданный вид. Бородатые фигуры на террасах олицетворяли Хатшепсут со скрещенными руками на груди.
Внешний облик храма имел величественный вид, его террасы пользовались особой популярностью — они были соединены с молельней с помощью длинной дороги, а с каждой стороны её украшали скульптуры сфинксов царицы. Дорога от молельни вела к нижней террасе, там располагался первый двор храма, где росли деревья и располагался пруд.
На средней террасе был установлен портик с четырёхгранными колоннами в 2 ряда по 22 колонны в каждом. Снизу терраса была окружена балюстрадой, украшенной статуями кобр. На втором ярусе следует посмотреть часовню Хатхор, олицетворявшую красоту, женственность, материнство и плодородие.
Вся верхняя терраса была окружена колоннадой, которая оформляла пространство внутреннего двора, закрытого гранитными дверьми. Стена за колоннадой имела 18 ниш для огромных статуй царицы высотой до 5 метров.
Архитектура храма Хатшепсут славилась скульптурами, которых здесь было около четырех сотен. В древнем храме в одно время разместился христианский монастырь, остатки которого были обнаружены археологами. Учитывая тот факт, как роскошно был украшен храм, его входная дверь выполнена из меди и декорирована золотом и серебром.
История храма Хатшепсут
Заупокойный храм династии Хатшепсут был возведен в начале XV века до н. э., он посвящен царице XVIII династии Хатшепсут, которая правила Египтом в течение долгого времени — более 20 лет. Женщина-фараон Хатшепсут — одна из первых известных женщин в мировой истории. Сама царица была полновластной повелительницей Египта и имела большую известность. Будучи дочерью фараона Тутмоса I, она почти сразу после смерти отца вышла замуж за родного брата Тутмоса III и стала одной из самых влиятельных личностей. Через несколько лет после замужества с братом Хатшепсут пришла к власти.
В ходе правления Хатшепсут решила возвести большой храм. Строительство началось с 7 по 16 года ее правления. Но после смерти царицы пришедший к власти Тутмос III дал приказ снести все ее владения, в том числе и храм. Его скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от постройки. Спустя много лет археологи смогли восстановить картину ранее величественного храма.
Храм Хатшепсут в древности имел название «Джесер Джесеру», что означает «Священнейший из священных». Он значительно отличался от тех, что были построены в то время в Египте — храм Хатшепсут не выглядел таким грозным, как многие другие египетские достояния.
Царице пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы не было возмущений от жителей Египта. Достаточно спокойное и достойное правление царицы Хатшепсут дало начало успешной морской экспедицией в страну Пунт (ныне Сомали), из которой египтяне вернулись с большим количеством золота, слоновой кости и рабов. Так, после времени запустения Египет снова испытал период подъема с экономическим ростом и усилением торговой деятельности. За период правления царицы Хатшепсут Египет процветал: было построено множество памятников по всей стране и были восстановлены многие разрушенные постройки.
В ходе реконструкции храма было проведено немало восстановительных работ, многие части достопримечательности были вовсе вывезены из Египта, но реставраторам удалось восстановить часть храма, которую можно наблюдать на сегодняшний день.
Экскурсии
Посмотреть на храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Как правило, программа экскурсии включает в себя посещение нескольких интересных объектов Египта. На территории храма можно свободно перемещаться и фотографироваться.
Рядом с храмом Хатшепсут есть парковка, где можно оставить автомобиль. От парковки до храма курсирует бесплатный паровозик для туристов, который забирает желающих и отвозит к храму. Возле парковки работает небольшой рынок, где продают различные сувениры, одежду, воду, мороженное.
Поскольку храм расположен практически в пустыне, температура воздуха достигает высоких отметок, особенно в дневное время суток. Здесь абсолютно нет деревьев, укрыться в тени не предоставляется возможным. Рекомендуемое время для посещения считается зима, весна или осень, когда снижается пекло. Ехать на экскурсию лучше в удобной одежде.
Как добраться до храма Хатшепсут в Луксоре
Доехать до храма Хатшепсут можно одним из следующих удобных способов:
Маршрут из Каира до храма Хатшепсут на автомобиле:
Маршрут из Хургады до храма Хатшепсут на автомобиле:
Видео: храм Хатшепсут (Temple of Hatshepsut)
Храм Хатшепсут
Хатшепсут
Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.
Хатхорические колонны
Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, «плывущую» по «золотому озеру», то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.
Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.
Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов
После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.Тем не менее, ее храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.
В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.
Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, но их работа, продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.
Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:
Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!».
Далее подробнее о храме Хатшепсут.Долина Дейр эль-Бахри («Северный монастырь», место названо по существовавшему здесь монастырю коптов), находится на дне природного каменного амфитеатра у подножия скалы. Эта священная долина была посвящена богине Хатхор, божеству с многочисленными атрибутами, но также связанному с заупокойным культом фиванского некрополя. В Дейр эль-Бахри было сооружено не менее трех храмов, расположенных вплотную один рядом с другим и посвященных соответственно фараонам Ментухотепу II, Хатшепсут и Тутмосу III.
Реконструкция вида храмов Дейр эль-Бахри во времена Тутмоса III.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Храмы Дейр эль-Бахри сегодня:
с высоты птичьего полета.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
. и со скальной тропы из Долины Царей.
Царь Ментухотеп II (первый правитель XI династии, которому приписывается воссоединение Египта) первым построил храм, посвященный богине Хатхор, в священной долине. В отличие от других храмов Западных Фив, храм Ментухотепа II был настоящим заупокойным храмом, где умерший царь, обожествленный и почитаемый вместе с Амоном-Ра, был объектом поклонения в соответствии с новой теологической концепцией, которая впоследствии распространилась на храмы Миллионов лет Нового царства.
План храма Ментухотепа II.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Архитектурная новизна храма Ментухотепа II состоит в его многоэтажном плане. Дорога процессий начиналась от Храма долины и вела в огромный двор с создающими тень деревьями, высаженными параллельными рядами.
От двора начинался пандус, который шел через колоннаду к террасе, в центре которой находилась мастаба. На двор также выходил подземный туннель, ведущий к кенотафу, расположенному точно под мастабой.
В 1900 г. лошадь, на которой ехал Говард Картер, будущий первооткрыватель гробницы Тутанхамона, споткнулась. Так случайно был обнаружен вход в туннель, известный теперь как «Дверь лошади». В кенотафе Картер обнаружил знаменитую статую Ментухотепа из расписного песчаника, которая теперь хранится в Каирском музее.
Навилль, первый исследователь храма, считал, что храм был увенчан пирамидальной конструкцией.
В наше время большинство ученых склоняется к мнению, что такой пирамиды не было.
Возможно, сверху был холм, с высаженными на нем ивами черет – священными деревьями Осириса.
К западу от террасы и мастабы находился второй двор, окруженный колоннами и ведущий к скалистому святилищу, отведенному для царского культа, и к комплексу шести заупокойных часовен и шести гробницам царских невест и принцесс. Также во втором дворе был найден вход в другой длинный подземный туннель, ведущий в погребальную комнату, высеченную в горе в соответствии с концепцией, которая в конце концов нашла широкое применение в гробницах Долины Царей.
Скульптурный портрет Хатшепсут, дочери Тутмоса I, из Дейр эль-Бахри (сейчас находится в Каирском музее). После смерти брата, Тутмоса II, Хатшепсут на 21 год стала регентшей при своем пасынке Тутмосе III, присвоила себе мужской титул Царь Верхнего и Нижнего Египта и повелела изображать себя с мужскими атрибутами (в частности, с накладной бородой).
Храм Хатшепсут, который носил имя «Джесер-Джесеру», «cвященнейший из священных», в настоящее время является наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Храм, пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции, позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен ему в древние времена.Строительство храма Хатшепсут заняло 15 лет, но изучение памятника выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных расчетов – храм находился на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (KV 20) с другой стороны горы.
Как и в случае с храмом Ментухотепа II, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу канала, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, с двумя осирическими колоссами по бокам, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) – ритуальные сцены охоты и рыболовства.
План храма Хатшепсут.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Вид на храм Хатшепсут со скалы
Общий замысел храма приписывается Сенмуту, «Верховному Распорядителю Амона», чья личная гробница была построена под первой террасой храма.
Сенмут хотел, чтобы сооружение вписывалось в окружающий пейзаж; в этом отношении он, очевидно, вдохновлялся концепцией строителей храма Ментухотепа. (Виктор Солкин подсказывает, что еще одним источником вдохновения служил террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе.)
В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов, сохранились пни высаженных вдоль нее деревьев. Табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были привезены царицей из страны Пунт.
Схема часовни Хатхор.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Вид на часовню с тропы из Долины Царей.
Вход в часовню – со стороны портика Пунта храма Хатшепсут.
Хатхорические колонны
Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы.
Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.
Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор.
Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями.
Это речные гребные суда, морские парусники мы увидим чуть позже.
Экспедиция в страну Пунт
p-wn-(n)-t
Самые интересные барельефы храма Хатшепсут иллюстрируют знаменитую морскую экспедицию в таинственную страну Пунт, снаряженную царицей. Египтяне предпринимали более или менее регулярные походы в страну Пунт еще со времен Древнего царства, главным образом для импорта ладана и мирра – сырья, отсутствовавшего в Египте, но необходимого для отправления религиозных культов (воскурения, мумификация) и использовавшегося в египетской медицине. Реальное географическое положение страны Пунт точно не известно. Логично предположить, что Пунт, который древние египтяне называли «Страной Бога», располагался на берегах Красного моря.
Учитывая довольно скромные навигационные навыки древних египтян (они были гораздо более опытными в речной, чем в морской навигации) и сравнивая среднюю скорость корабля в эту эпоху (приблизительно 3-4 узла) со временем, потребовавшимся на совершение экспедиции (около 30-40 дней пути по побережью при попутных северных ветрах, и около 3 месяцев обратного пути на веслах против ветра), представляется очевидным, что страна Пунт не могла находиться дальше мыса Гвардафуй. Наиболее вероятно, что она располагалась на побережье между Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.В этих широтах, как на африканском, так и на арабском побережье, действительно произрастают растения, из которых производятся ладан и мирра (босвеллия и коммифора), а они были самыми важными товарами страны Пунт. Изучение различных археологических объектов, привезенных из Пунта, демонстрирует их несомненное африканское происхождение. Барельефы демонстрируют много образцов тропической морской фауны, типичной для Красного моря, включая пресноводную и морскую рыбу. Это наводит на предположение о том, что страна Пунт располагалась в устье реки.
Сюжеты портика Пунта по Дж.Х. Брестеду (1962).
Ниже для ориентировки будем указывать номера по этой схеме [ в квадратных скобках ].
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей. + небольшая правка нумерации.
Раскрашенные барельефы с длинным текстом детально описывают путешествие вдоль берегов Красного моря (которое в древности называлось Великим Зеленым морем), прибытие в Пунт египетских судов, рисуют местные свайные жилища, растения и животных, жертвы и подарки, поднесенные царю и царице Пунта, повествуют о погрузке на борт кораблей важных материалов и сырья, весьма нужных египтянам: корицы, ароматического дерева, золота, смолы, мехов, но, прежде всего, «антиу» и «сенеджер» (мирры и ладана), о чем рассказывается в тексте, описывающем эту сцену: «Корабли были нагружены огромными грудами чудес страны Пунт: всевозможным драгоценным деревом Страны Бога, массой камеди мирра и живыми мирровыми деревьями, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом Аму, ароматическим деревом, которое называется «тишепес» и «хесит», ароматами, ладаном, сурьмой, бабуинами, мартышками и собаками, шкурами пантер с Юга, туземцами и их сыновьями. ».Изобразив возвращение экспедиции в Фивы и взвешивание важных товаров, барельефы подходят к концу северной части портика, рисуя прибытие бога Амона в Дейр эль-Бахри по случаю «Прекрасного праздника Долины». Царица обращает к Амону длинную речь, подчеркивая значимость своего предприятия, которое сделало возможным открытие пути в Пунт. Затем барельефы живописуют ответную речь Амона, Господина Карнака, который, вознеся хвалы царице за все ее действия и за успех экспедиции, говорит, что он был рад, т.к. драгоценные товары из Пунта подтвердили, что он создал эту землю «на радость своему сердцу» и обеспечил конечный успех трудной экспедиции, чтобы получить выгоду от «всех хороших и красивых вещей из Страны Бога», удовлетворенный тем, что Хатшепсут таким образом исполнила его волю и почла своего божественного отца. Известно, что 31 мирровое дерево было доставлено в Египет в хорошей сохранности. Они были высажены в саду Амона в храме Карнака, хотя иные климатические условия, вероятно, помешали растениям прижиться, что позже заставило Тутмоса III и еще позже Рамсеса III предпринять новые экспедиции в Пунт.
Похоже, что в сценах, где действие происходит в Пунте, движение справа налево всегда отражает направленность из Египта в Пунт – так ориентированы корабли в нижней части, так же движутся египтяне, дарующие товары правителям Пунта. Тогда подписи на схеме Брестеда не совсем точны (во всяком случае, в русском переводе книги Силиотти):
– сцена [1] изображает скорее не отплытие флота из Египта, а его прибытие в Пунт – корабли направлены к земле, расположенной слева, два прибывших корабля уже спустили паруса; лодка привязана к мирровому дереву;
– сцена [5] вряд ли изображает подношения царям Пунта – процессия движется слева направо; в числе даров несут мирровые деревья, ведут обезьян и пантер.
Полностью здесь: Храм Хатшепсут