здание рядом с храмом христа спасителя
Памятник архитектуры «Дом Перцовой»
Дом, построенный по эскизам автора русской матрешки
Памятник архитектуры «Дом Перцовой»
Адрес
Подробнее о памятнике архитектуры «Дом Перцовой»
Узнаёте этот дом? На набережной возле Храма Христа Спасителя, напротив Красного октября.
У него интересная история: создан по эскизам автора русской матрёшки, Сергея Малютина, в начале XX века.
Господин Перцов хотел построить дом, выражавший все своеобразие русской культуры. И построил. Все замыслы заказчика сумел воплотить в жизнь Сергей Малютин — создатель самой знаменитой русской игрушки — матрешки. Присущий автору стиль вылился в гармоничное сочетание архитектуры, прикладного и изобразительного искусства.
Дом просто соткан из различных форм. Здание венчают несколько башнеобразных крыш разной высоты и формы. Окна и балконы не только расположены ассиметрично, но еще разного типа. Фасад украшен красивым майоликовым панно с изображениями птиц, рыб, змей, солнца, медведя и быка. Балконы оформлены в древнерусских мотивах, с примесями северного модерна — кронштейны выполнены в виде драконов.
Создавался дом, как доходный и принадлежал жене инициатора стройки — Зинаиде Перцовой. Семья занимала всего лишь часть дома. В остальных комнатах и квартирах жили арендаторы. На верхних этажах было организовано несколько светлых мастерских для художников, а в подвале работало артистическое кабаре «Летучая мышь». С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов, сесть в тюрьму и навсегда лишиться дома в 1922 году. После этих событий в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился сам Лев Троцкий.
В дом уже давно не пускают любопытных. Теперь тут находится Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса.
Окна дома выходят на Москву-реку, Храм Христа Спасителя и остров Балчуг.
Построенный в начале XX века дом и сегодня поражает своей архитектурой и богатством декора. За свою причудливость москвичи прозвали его «Дом-сказка». Он воплощен в древнерусских мотивах — балконы-теремки, майоликовые панно с изображениями животных, балконные кронштейны — в виде драконов. Дом закрыт для посещений.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
ГЭС в районе храма Христа Спасителя реконструируют под авторским надзором
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
В историческом здании ГЭС-2 в центре Москвы, около храма Христа Спасителя, создадут культурный, выставочный и образовательный центр, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Реконструкция ГЭС-2 идет под руководством авторов проекта. Благодаря работе в формате BIM-модели есть возможность согласовывать все этапы в режиме реального времени и уделить внимание каждой детали. Кроме того, архитекторы регулярно приезжают на стройплощадку, а один представитель постоянно находится в Москве, осуществляя авторский надзор», – сказал С. Кузнецов.
По его словам, реконструкция комплекса ГЭС-2 станет одним из наиболее значительных событий в культурной и архитектурной жизни Москвы и России.
Проект по созданию музейного и образовательного пространства предложил Фонд современного искусства «V-A-C». Основной акцент планируется сделать на обучении и пробуждении интереса к современной культуре.
Над проектом работает целая команда специалистов. Помимо авторов проекта, бюро Renzo Piano Building Workshop, контроль над строительством ведет проектное бюро АПЕКС – генеральный проектировщик музея.
«Сейчас ведутся работы по усилению конструкций, идет заливка фундаментной плиты и плит перекрытий, строится парковка, создаются технические помещения. В Германии прошло тестирование макета фрагмента кровли, скоро приступят к изготовлению элементов здания. На фасадах устанавливаются леса для нанесения штукатурки, после чего выровняют и покрасят стена», – отметил главный архитектор.
В Москомархитектуре напомнили, что в 2015 году концепция музея была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также научно-методическим советом Департамента культурного наследия.
В 2016 году презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади состоялась в рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Крупных изменений по сравнению с первоначальной концепцией не было, добавились только новые функции: возможность проводить концерты и перформансы, мастерские для молодых художников, пекарня.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Из электростанции в музей современного искусства: как реставрируют здание «ГЭС-2»
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
На месте бывшего «ГЭС-2» рядом с храмом Христа Спасителя создается музейно-образовательный комплекс. Электростанция превратится в один из крупнейших культурных центров города. Здесь появятся музей современного искусства, творческие мастерские, а также зал-трансформер для театральных и музыкальных концертов. Фоторепортаж со стройки – в нашем материале.
Архитектурную концепцию реставрации ГЭС-2 разработала международная архитектурная мастерская Renzo Piano Building Workshop – под руководством знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора здания Центра Помпиду в Париже.
Центральная электрическая станция городского трамвая (позднее – ГЭС-2 «Мосэнерго») построена в 1904-1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. Ее возвели у Малого Каменного моста рядом с храмом Христа Спасителя. Уникальной особенностью здания была стеклянная крыша. В 2006 году ГЭС-2 была закрыта из-за износа оборудования. Повлияла на закрытие и высокая стоимость производимой энергии. В 2009 году комплекс электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения.
Зданию ГЭС-2 вернут первоначальный вид: расчистят от поздних наслоений и пристроек, воссоздадут наиболее выразительный элемент здания – башню с часами. На крыше установят солнечные батареи, которые обеспечат до 10% энергии, необходимой для эксплуатации здания ГЭС-2.
В музейно-образовательном комплексе будет четыре этажа и два подземных. Здесь разместятся выставочные залы, образовательные классы, библиотека, книжный магазин, кафе, ресторан и актовый зал на 420 мест.
Частью нового пространства станут арт-резиденции и зал-трансформер для театральных и музыкальных концертов, постановок и перформансов. Акустикой в ГЭС-2 занимается группа международных специалистов, часть которых создавала звуковую систему Парижской филармонии.
В отдельно стоящем здании под названием «Своды» расположатся творческие мастерские – центр художественного производства. Помимо студий с оборудованием для работы по металлу и по дереву, видеомонтажа и фотопечати – здесь появятся студии звукозаписи, репетиционный зал и даже пекарня.
Также здесь сооружают подземный паркинг с эксплуатируемой кровлей. На ней высадили берёзовую рощу.
Дом Перцовой
Дом Перцовой (иногда встречается Перцевой) — архитектурное творение, заслуживающее внимания даже самых искушённых туристов. Охраняется государством и часто вводит в заблуждение своими названиями. Наряду с официальным, можно встретить вариант дом Перцова/Перцева. Москвичи нарекли здание Домом-сказкой и Сказочным теремом, отводя ему роль самого красивого и необычного исторического строения российской столицы.
Впрочем, так будущий объект культурного наследия прозвали ещё в начале прошлого века. А с подачи известного искусствоведа Сергея Глаголя достопримечательность уже тогда стала считаться самой оригинальной постройкой, возведённой за последние десятилетия, и была включена в путеводитель «По Москве» издательства братьев Сабашниковых.
История дома Перцова в Москве
Зинаида Перцова, официальная владелица архитектурного шедевра, была женой мецената и железнодорожного магната Петра Перцова. Предприниматель задумал построить доходный дом, одна часть которого предназначалась бы для талантливых художников и артистов, вторая — для собственного проживания.
Задуманное воплотилось благодаря коллекционеру Ивану Цветкову, который жил возле храма Христа Спасителя в особняке псевдорусского стиля. Ценитель живописи помог Петру Николаевичу подобрать подходящий участок поблизости, но с одним условием: строение должно быть выдержано в русском стиле.
В 1905 году был проведён закрытый конкурс на лучший проект здания. План должен был соответствовать духу Москвы и требованиям времени. Жюри, состоящее из выдающихся художников и архитекторов, выбрало Аполлинария Васнецова. Однако сам Пётр Николаевич отдал предпочтение работе Сергея Малютина.
«Сказочный терем» строился под руководством инженера Бориса Шнауберта и архитектора Сергея Жукова, который объединил художественный замысел автора в единый гармоничный ансамбль.
Весной 1907 года доходный дом уже встречал своих жильцов. Большую его часть занимали арендаторы, среди них были художники и театральные деятели: Наталья Альтман, Борис Пронин, Александр Куприн, Роберт Фальк и другие.
Здесь же, в подвальном помещении, с 1908 по 1909 год размещалась закрытая площадка для капустников мхатовцев «Летучая мышь». Его сцена видела Станиславского, Шаляпина, Собинова и других великих артистов.
В 1922 году железнодорожного предпринимателя арестовали, а дом национализировали. Поводом послужило содействие церкви — Пётр Николаевич хранил ценности храма Христа Спасителя. В особняке поселился Лев Троцкий и другие военные деятели.
В 30-х годах прошлого века постройки вблизи храма Христа Спасителя намеревались снести. К счастью, проект так и не реализовали.
Архитектура доходного дома Перцовой
Необязательно быть знатоком архитектуры, чтобы оценить необычный внешний вид особняка. Самый выдающийся ракурс в этом плане — угол Соймоновского проезда и Курсового переулка. Здесь возникает чувство, что видишь три фасада одновременно. Это достигается за счёт соединения двух фронтонов общим коньком, расположенным по диагонали. Такая обратная перспектива и делает доходный дом Перцовой неорусским. Среди других характерных черт модерна — асимметричное расположение балконов, окон, башнеобразные выступы кровли.
Всю постройку можно считать сочинением Сергея Малютина на тему Древней Руси. Об этом нам говорят и многочисленные декоративные элементы. Сквозной темой выступает славянское язычество, отсылающее ко времени крещения Руси. Одна из самых ярких деталей — яркое солнце из майоликовой мозаики, красующееся на торце.
Путешественники, побывавшие в талашкиновском комплексе «Теремок», наверняка узнают знакомые мотивы в виде драконов. Компанию этим мифологическим персонажам в доме на Пречистенской набережной составляют мифические птицы. Так, сирин, феникс и гамаюн пристально следят за подъездами здания. Сова, очертания которой внимательные наблюдатели узнают в дымоходе, напротив, изображена спящей.
Интерьер дома Перцова на Пречистенской набережной
Мотивы славянского фольклора прослеживаются и в убранстве особняка. Уже известный нам райский сирин запечатлён на деревянной резьбе прямо у входа в хозяйскую часть дома. Фигурки сов зорко наблюдают за происходящим, сидя на балясинах красивой широкой лестницы. Она, кстати, тоже не лишена декоративных элементов. Витиеватые деревянные листья и ягоды украшают и лестницу в доходной части постройки.
Продуманностью интерьера поражала и столовая с дубовыми панелями, майоликовой мозаикой и обильной резьбой. Здесь же некогда висел витраж «Въезд Победителя». Его выполнили по эскизам Михаила Врубеля мастера Строгановского училища. В расположенной рядом комнате была размещена картина Николая Рериха «Заморские гости», в кабинете Перцова — полотно «Мужик» кисти Филиппа Малявина.
Экскурсии
Достопримечательность включают во многие пешеходные экскурсии по российской столице, например, «Волшебные дома Остоженки. Московский модерн». К большому сожалению, рассматривать объект федерального значения можно только снаружи.
Внутри особняка с 1970-х годов располагается ГлавУпДК МИД России. Поэтому гостям здесь не рады. Если верить редким современным кадрам, сделанным внутри, от первозданного интерьера там осталось немного: лестницы, двери, кое-какие декоративные элементы и шкаф для одежды в вестибюле, изнутри обитый линолеумом.
Дом Перцевой на панораме Yandex: вид снаружи
Как добраться
Знаменитое четырёхэтажное здание возвышается на пересечении Соймоновского проезда, Курсового переулка и Пречистенской набережной. Точный адрес: пер. Курсовой, 1. Территориально относится к району Хамовники, Центрального административного округа. Удобнее всего добираться на метро, но есть и другие варианты.
На метро: в 400 метрах находится станция «Кропоткинская» Сокольнической линии. В километре с небольшим расположена станция «Парк культуры» Кольцевой линии.
На автобусах: до остановки «Пречистенская набережная» довезёт № 255, до «Метро „Кропоткинская“» — № А, «Музея изобразительных искусств имени Пушкина» — № м3.
Пешком: от храма Христа Спасителя идите на юго-запад в сторону Соймоновского проезда.
На машине: из САО поезжайте по Ленинградскому проспекту или ТТК. По ТТК можно добраться и из ЮАО. Парковки для авто оборудованы со стороны Курсового переулка.
На такси: до места назначения домчат «Максим»,«Яндекс. Такси», Uber, Gett, «Везёт», «Ситимобил».
Видеоэкскурсия по дому Перцовой:
Здание рядом с храмом христа спасителя
Доходный дом Перцовой расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Здание представляет собой образец неорусского модерна. Дом был построен в 1905-1907 году архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, инженером П.Н. Перцовым по эскизам художника С.В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Дом Перцовой находится напротив храма Христа Спасителя, главный фасад здания выходит на Москву-реку.
История появления дома Перцовой в Москве началась с того, что известный инженер П.Н. Перцов, который был страстным поклонником искусства, в начале 20 века решил построить доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Ему также хотелось, чтобы здание само по себе было произведением искусства, и своим внешним видом выражало бы самобытность русской культуры.
Прежде чем приступить к постройке дома, Перцов провел закрытый конкурс, участвовать в котором пригласил художников А.М. Васнецова и С.В. Малютина, архитектора А.И. Дидерихсу и архитектора-художника Л.М. Браиловского. Главным условием было, чтобы проект соединял в себе дух преданий древней Москвы и в то же время, отвечал современным тенденциям. Первая премия исчислялась 800 рублями, а вторая – 500. причем, заказчик оставлял за собой право воспользоваться любым из понравившихся ему проектов. В жюри конкурса вошли такие именитые мастера как пригласил В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. Первую премию получил А.М. Васнецов, а вторую – Малютин, но проект Васнецова показался Перцову слишком стандартным, и он остановил свой выбор на варианте Малютина.
Строительство дома продолжалось 11 месяцев. Это было здание, полностью отвечавшее требования модерна в отношении сочетания изысканного декора и новейших технологий. В здании не было деревянных перекрытий, электрическая проводка была скрытая, нигде не портили вид и водопроводные и канализационные коммуникации.
Дом отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В оформлении фасадов авторы проекта применили разнообразные приемы, присущие модерну – это и асимметричное расположение окон, балконов, башнеобразные выступы кровли и богатый декор. В частности, для оформления балконов-теремков были использованы древнерусские мотивы, которые естественно и гармоничного сочетаются с элементами северного модерна: кронштейны балконов в виде драконов, цветные майоликовые панно, на которых сочетаются изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей. На коньке крыши установлена решетка со львами – тогда она была золоченой, а на крыше над зеленой башней возвышался золоченый петух.
Фронтоны, а также простенки между окнами 4-го этажа, перила балконов и углы здания облицованы майоликой. Майолику по заказу Перцова изготовила артель молодых художников Строгановского училища, объединенных в фирму «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находилась под угрозой закрытия. Перцову не пришлось жалеть о выборе фирмы, задание было выполнено точно в срок. Также были соблюдены все пожелания в отношении оттенков, а качество майолики было отличным.
По первоначальному замыслу парадные внутренние помещения были украшены росписями и деревянной резьбой. До нашего времени дошли резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, а также декор парадной лестницы.
В подвале доходного дома Перцовой с 1908 по 1912 год работало артистическое кабаре «Летучая мышь», где можно было увидеть мхатовских знаменитостей в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав заведения гласил «Не обижаться».