зеленчукский храм в архызе
очередной отпуск на Кавказе ч.8 Храмы Нижнего Архыза.
Логичнее было публиковать этот пост сразу после материала о Шаонине, существует какая-то незримая связь между этими сооружениями, а может и вполне зримая, возможно через храм на Шаонине и храмы Нижнего Архыза проходил Великий Щелковый Путь, ведь не случайно же здесь обнаружили каменные менгиры, указатели, которые устанавливали в давние времена на, некогда оживлённых, караванных путях прошлого. Но я пошел по временному принципу опубликования, в тот день побывали в обсерватории затем спустились вниз и попали к древним аланским храмам.
Сначала чуть истории.
В этом месте находятся развалины древнего города, который был столицей Алании, носил имя Маас или Аспе. В нём проживало около 3000 человек( для сравнения- в это же время в Париже проживало около 1500 человек), было около 800 построек, включая древнейшие христианские храмы, построенные в 9-м-10-м веках, когда Алания переживала свой расцвет и испытывала влияние Византии (недалеко от города проходила дорога в Абхазию, которую сейчас собираются восстанавливать). Город просуществовал до нашествия Тамерлана в конце 14 века, после чего пришел в забвение. Но вернемся к городу. Его протяженность была 2.5 км, три улицы. Тысячу лет назад Алания была крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась «зоной повышенного интереса» для Византийской империи — хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против кочевого хазарского каганата, отчасти это получилось, а отчасти нет, ибо аланы были на редкость свободолюбивым и независимым народом.
Среди архитектурных памятников раннего христианства здесь необходимо отметить храмы Архыза – Северный, Средний и Южный, которые называют Зеленчукскими храмами. Но обо всем по порядку.
Начнем с дальнего — Северного храма.
Северный храм сложен из песчаника и имеет форму креста. Считается, что в X-XIII веках он был центром культурной и духовной жизни алан. Именно здесь расположена первая крещальня, купель, где принимали новую веру предки нынешних осетин. Самый крупный и средневековых храмов Северного Кавказа. Датируется примерно началом 900-х годов нашей эры. Кафедральный храм Аланской епархии. Есть мнение что посвящен Николаю Чудотворцу.
Длина — 25,50 м, ширина с притворами — 19,50 м. Без притворов здание северного храма Архыза строго пропорционально — длина с нартексом 21м, ширина 10,50 м.
Предполагается, что именно в этом храме находилась резиденция аланских митрополитов. В 1940 году под полом храма было обнаружено богатое женское захоронение. Золотые украшения – массивные серьги и перстни, найденные там, сейчас хранятся в Государственном историческом музее.
Северный Зеленчукский храм
Средневековое Аланское государство в X-XIII веках избрало своей верой христианство. По широким караванным дорогам проникало оно от берега Черного моря в глубь материка. Строились в столице Аланского государства храмы, писались иконы. Следы богатства и величия зотчих того времени дошли до наших дней. Немые свидетели былых эпох и былого великолепия – старые архызские храмы заставляют восхищаться матерством и навыкамис средневековых строителей. Главными образцами средневекового зотчества в наше время остаётся комплекс храмов, расположенных на правом берегу реки большой Зеленчук в поселке Нижний Архыз.
Самым помпезным из трёх сохранившихся зданий является кафедральный собор Аланской столицы. Именно его стены первыми видели купцы-караванщики, везущие богатые товары по Шелковому пути из Китая в центр христианства Византию. Ныне имя ему «Северный» храм.
Северный Зеленчукский храм (Нижний Архыз, Карачаево-Черкесский музей-заповедник)
Архитектурная композиция храма крест, увенчаенный шатровым куполом. Северный храм трехнефный. Алтарь смотрит на восток, согласно древним канонам, повеливающим созидать храм наподобии корабля, продолговато устроенным, на восток обращеным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Кровлю храма поддерживает шесть столпов, западная часть удлинена нартексом и искусно урашена тремя притворами: северным, южными и западным. Два ряда квадратных пилонов расчленяют внутреннее пространство храма на три зоны: северную, центральную и южную. Центральная (алтарная) зона шире боковых. Каждая зона заканчивается соответственно апсидой. Северная апсида – диаконник, южная – жертвенник, а центральная — алтарь. В центре алтаря находился каменный престол. В 1980 году исследователем храма В.А.Кузнецовым на месте престола была найдена пустая яма. Археологические изыскания 1960 года в центральной апсиде обнаружели трехступенчатой Синтон, облицованный коричнево-красной цемянкой. По линии предалтарных столбов интерьер пересекает двухступенчатая солея, отделявшая алтарную часть храма от зала. Вероятнее всего по верху стоял алтарь. От алтарной конструкции на данный момент остался только камень в основании южной стены. Вдоль северной и южной стены наоса были устроены узкие каменные сидения, в северном и южном притворах восточные стены имели культовые ниши в форме полуциркульные. Этот факт говорит о самостоятельном значении притворов в качестве пределов. В нартексе раскопки 1960 года обнаружели остатки крещальни из каменных плит, облицованных цемянкой. До 1961 года в нартексе существовали остатки стены говорившей о наличии лестницы, ведущей на хоры. Аналогичные Северному храму сохранившееся на побережье храмы в Лыхны, Мокве (Абхазия) имеют хоры на втором этаже нартекса, на верх ведёт лестница. Пристройка в юго-западной части не имеющая ни окон ни дверей оставляет вопросы исследователям и археологам о своём предназначении.
Зодчий, ваявший сей храм, в качестве мерной единицы взял за основу подкупольный квадрат. Соразмерность форм достигается соблюдением точных пропорций. Длина храма две меры, ширина храма одна мера, высота – две меры. Соответственно в абсолютных современных единицах размеры храма: длина – 25,50 м, ширина с приговорами 19,50 м, высота около 20 метров, длина с нартексом (без западного притвора) 21 м, ширина без притворов 10,50 метра.
Купол Северного храма
Саркофаги Северного храма
Особое значение Северного храма в истории Аланского государства выдают археологические раскопки в районе объекта. Так в 1940 году около южной стены здания было найдено богатое женское погребение: золотые кольца, серьги с драгоценными и полудрагоценными камнями, мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистника. Общее количество артефактов приравнивают к ста. Историческую ценность имеет одна из золотых нашивок. На поверхности металла выграверовано имя армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах.
Но помимо христианских святынь склеп несет в себе и следы языческих обрядов. Рядом с золотыми украшениями лежал ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви.
В настоящий момент стены храма девственно белые, но первоначально они были покрыты великолепными фресками. Наиболее сохранившимися к концу XIX века были фрески северной стены и барабана. Первые русские исследователи храма успели произвести зарисовки. Наброски художника-археолога Д.М.Струкова приведены ниже по тексту. Ныне подленники этих зарисовок хранятся в архиве ИИМК. По манере живописи видно, что роспись храма была произведена высокопрофессиональным византийским художником, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. Канонические изображения святых и символьное изображение в центре купола Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг — апостолов, разнесших его благодать по всему миру, связано с космологической символикой раннехристианских концепций.
Исследователи фресок отметили манеру исполнения отличную от традиционного написания росписи стен. Контуры фигур не прочерчивались в сырой штукатурке (графья), а наносились кистью коричневой краской на стену, а затем расписывались другими цветами.
Весьма интересны росписи оконных проемов в апсиде и алтаре: чередование черных и золотых полос, красные треугольники, обводка периметра краской, имитация мрамора. Подобные графические элементы сохранились в византийских княжеских рукописях IХ-Х веков. Думается, глубокий анализ графики покажет местные этнические мотивы в росписи стен.
Роспись оконных проемов храма
К большой удаче археологов в окрестностях Северного храма следует отнести находку древнерусских складных крестов-энколпионов, говорящую о тесных торговых путях, связывающих Киевскую Русь с Аланским государством.
Древнерусские складные кресты-энколпионы
Энколпион – это нательный крест, состоящий из двух половинок (крест-складень), повторяющих контуры друг друга. Между половинками находится небольшая камера (выемка) для святой реликвии. Две створки креста соединены между собой шарниром. С помещенной во внутрь реликвией крест надежно запечатывался. Навершие креста имело кольцо для ношенияна шнуре или цепи.
В настоящее время в стенах Северного Зеленчукского х рама службы проходят всего лишь раз в году — 6 мая, в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых — Георгия Победоносца.
Аланы, Магас и Лик Христа: тайны тысячелетних Зеленчукских храмов
Горы Архыза манят туристов со всей России и ближнего зарубежья. И не только горнолыжными трассами, конными прогулками, рафтингом и шашлыками на берегу бурной реки.
Это место называется Нижнеархызским городищем, а три чудом сохранившихся каменных христианских храма — Зеленчукскими.
Заплатив символические 100 рублей с человека вы попадаете на территорию истории. Можно пешком пройти все локации минут за 20-30, а можно и на машине за 10 минут всё объехать.
Как правило, по выходным тут гуляют толпы туристов. Бывает, в храмах устраивают свадебные фотосессии. Тем не менее, официально Нижнеархызское городище — памятник федерального значения с соответствующим охранным статусом.
Давайте же прогуляемся по остаткам древнего аланского города.
В ту пору, когда Русь была еще языческой, здесь, в окруженной кавказскими горами живописной долине располагался древний город Магас, или Маас. Упоминания встречаются в византийских летописях.
Магас был столицей Аланского государства. X век — период наибольшего могущества алан на Северном Кавказе, сумевших на время побороть внутренние противоречия.
Пару веков аланы довольно успешно лавировали между интересами таких игроков на кавказской сцене как иудаистский Хазарский каганат, исламский Арабский халифат и христианская Византийская империя.
Сквозь транзитный город Магас-Маас проходило ответвление Великого Шелкового пути. Через Марухский перевал шли в том числе христианские миссионеры из Византии, а также многочисленные торговцы, которые попадали сюда с территории современной Абхазии.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Сколько раз подвергались разграблению и поруганию некогда величественные Зеленчукские храмы — установить невозможно. Есть точка зрения, согласно которой Аланское городище прекратило существование в конце XIII века из-за внутреннего упадка усугубленного татаро-монгольским нашествием, а поселок продержался до середины XIV века.
В 1829 году кавказский генерал-губернатор Эммануэль отправил архитектора Бернардацци в Архыз. Итальянец также сделал подробные записи и составил первые план-схемы Зеленчукских храмов.
Эммануэль якобы просил императора Николая I выделить средства на реставрацию древних христианских храмов, но в те времена Кавказская война была в разгаре и просьба была отклонена.
Он обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Также Струковым создан альбом ценных рисунков с натуры.
Но куда интереснее возможная прямая связь живописца с так называемым Ликом Христа.
Наскальный лик Христа размером 140 на 80 см похож на синайскую икону Христа-Пантократора, списанную с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сейчас Лик вкупе с Зеленчукскими храмами можно назвать одной из самых востребованных православных достопримечательностей Северного Кавказа.
По официальной версии обнаружили Лик на крутом склоне горы случайно. Это удалось жителям станицы Зеленчукской Сергею и Анатолию Варченко в 1999 году. Однако есть другая точка зрения, по которой первое упоминание о Лике приходится еще на предвоенное время.
Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Есть и более позднее свидетельство Сергея Тоцкого. Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.
Тем не менее, Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон посетил место находки и благословил почитать икону как Нерукотворный Образ Спасителя нашего Иисуса Христа.
Чтобы узреть лик Спасителя паломникам предстоит преодолеть 345-метровую лестницу из 526 ступенек. Лик Христа четко ориентирован на Восток. Взгляд Иисуса устремлен на Средний Зеленчукский храм.
Кто знает, может авторами наскального Образа и были византийские мастера-иконописцы. Впрочем, есть смелая версия, согласно которой Лик Христа мог создать художник Струков.
Но вернемся к главной теме поста. Параллельно с археологами и художниками на территорию Нижнеархызского городища приходят православные монахи.
В 1886 году в Архыз с Афона прибыл иероманах Серафим (Титов) с 11-ю монахами. Они строят общежития, организуют хозяйство. Так был основан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, который большевики закрыли в 1918 году.
Итак, что вас ждет на территории самого городища?
Датируется памятник первой половиной XI века. Вероятно, когда-то в раннем средневековье его построило местное население, он разительно отличается от двух других как по стилю, так и по используемым для строительства материалам.
Сейчас он выглядит как многие другие православные церквушки. Неудивительно, ведь здание перестраивалось, прежде чем принять «псково-печерский» стиль. Но это не отменяет его ценности. Обязательно зайдите сюда, поставьте свечку. Где еще вы прикоснетесь к тысячелетней истории.
Следующий по пути от входа храм — Средний или Троицкий. Длина – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м.
Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола.
Считается, что Средний храм отличается особой акустикой. В XIX веке объект был практически разрушен, но его восстановили монахи. До революции использовался в качестве соборного храма монастыря.
А вот так Cредний выглядел в 1930-е годы. Получше, чем сейчас.
Ну и третий храм городища — Северный или Георгиевский. Крестообразный, с единым шатровым куполом. По мнению археолога Владимира Кузнецова, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии и центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. Построен при абхазском царе Георгии II (920–955 годы). Вдумайтесь в эти цифры. Вы можете посетить сооружение, которому 1100 лет!
В храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.
Посмотрите на фото ниже — это он, Северный храм в середине 1930-х. Тогда никто не следил за состоянием памятника. Фактически здание разрушено. Но позже его восстановили.
А все потому, что в 1940 году экспедиция советских археологов обнаружила под полом в Северном храме клад с драгоценностями. Интерес вернулся.
Нашли элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.
Сокровища передали в Государственный Исторический музей. Потом археологи вскрывали руины христианских церквей и часовен, погребения, остатки жилых построек, но ничего особо ценного больше не обнаружили.
Исследователи проводят параллели Зеленчукских храмов с архитектурой, характерной для православных церквей на черноморском побережье Кавказа. В частности, Северный храм принято считать аналогом Лыхненского в Абхазии.
Будете ехать в Архыз — загляните на полчасика к Зеленчукским храмам. Постойте под сводами, послушайте ветер, прикоснитесь к камням — почувствуйте связь времен.