зеленые колонны исаакиевский собор

Материалы в строительстве и отделке Исаакиевского собора

Фотографии

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский соборзеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский соборзеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский соборзеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский соборзеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Собор преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге славится не только внушительными размерами, но и богатейшей отделкой, как снаружи, так и внутри, выполненной из множества дорогих природных материалов.

Для его украшения были использованы несколько видов мрамора, а также порфир, сланец, лазурит и малахит. Ценнейшие ископаемые свозили сюда со всех уголков России, а также из Италии, Франции и других стран мира.

Храм является уникальным памятником архитектуры. Равных ему нет на свете по количеству и разнообразию отделки из природного камня. Посетителей поражает, с какой тщательностью выполнены работы по созданию наружной облицовки и внутреннего убранства.

Святое сооружение является ярким доказательством величайшего мастерства и необыкновенных художественных талантов владения разными техниками при выполнении работ любой сложности отечественных и заграничных зодчих и умельцев.

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией.

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.

Напольный декор

Для украшения пола был выбран темно-серый мрамор, добытый под Выборгом. Рисунок напольного покрытия создавался полосками тивдийского мрамора, имеющего розовый цвет.

Красивый темно- вишневый порфир для украшения храма добывали у берегов Онежского озера. Этим же материалом был украшен пол от иконостаса до балюстрады. Это место еще называют солеей.

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен. Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу.

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

Источник

Зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Декоративный камень в Исаакиевском соборе

Среди многих выдающихся памятников архитектуры Санкт-Петербурга Исаакиевский собор выделяется тем, что при его возведении и отделке необычайно широко применялись различные породы цветного камня. Здесь были использованы гранит, различные виды мраморов, шокшинский порфир, брекчия, шунгитовый сланец, а также малахит и лазурит.

В качестве строительного материала архитектор О. Монферран использовал крупнозернистый финский гранит – рапакиви. Граниты отличает не только высокая прочность, но и возможность получения крупных блоков, что позволило использовать этот камень при сооружении основных конструкций собора – фундамента, стилобата и 112 колонн.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Добывали гранит на территории огромного Выборгского массива, разрабатываемого еще с 1740-х годов. Каменоломни Питерлакс находились на территории Финляндии близ города Фридрихсгама (нынешняя Хамина), на нескольких островках близ побережья Финского залива, что облегчало транспортировку блоков камня в Петербург. Их доставляли к месту строительства собора по воде на специально построенных для этой цели судах.

Блоки стилобата собора, а также колонны решено было полировать. Полировка предохраняла камень от атмосферных воздействий, препятствовала проникновению влаги, а также давала замечательный декоративный эффект: красные гранитные колонны четко выделяются на светло-сером фоне мраморной облицовки стен, и в сочетании с позолотой куполов создают нарядную цветовую гамму. Таким образом, гранит при строительстве Исаакиевского собора был использован не только как конструктивный, но и как декоративный материал.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Как декоративный элемент убранства в Исаакиевском соборе широко применялись различные виды мрамора. Этот камень может иметь различную окраску; выше всего ценится мелкозернистый белый мрамор. Однако в природе больше распространены цветные мраморы, окраска которых обусловлена наличием разнообразных пылевидных минеральных примесей. В структуре камня примеси, как правило, распределяются неравномерно, поэтому цветные мраморы обычно рисунчатые или полосатые. Они легко поддаются обработке, но не отличаются высокой прочностью. Мрамор плохо переносит резкую смену температуры, влажности, сернистый газ в атмосфере, поэтому в русской архитектуре его для отделки фасадов применяли довольно редко. Исаакиевский собор – один из немногих архитектурных памятников, чей фасад и интерьер облицованы мрамором.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

В отделке собора широко использовался тивдийский мрамор, добывающийся в Карелии, к северу от Петрозаводска, у села Тивдия. Иногда его называли белогорским, поскольку добывали в месторождении «Белая Гора». Ломки известны с 1750-х годов, в них также готовили камень для третьего Исаакиевского собора. Ринальди собирался использовать всю богатую палитру тивдийского мрамора: от светло-розового и палевого до темно-красного и лиловато-красного. Преобладание розовых и красных тонов в окраске объясняется наличием минерала гематита. Эти мраморы очень тверды из-за высокого содержания кварца, и их по степени обработки относили к высшей группе сложности. В отделке Исаакиевского собора Монферран применил тивдийский мрамор розового цвета.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Вместе с отечественным камнем в интерьере собора использован привозной, из Италии и Южной Франции. Это, прежде всего, белый итальянский мрамор серавеццо, которым облицованы стены.

В Италии были приобретены также темный серовато-зеленый генуэзский и желтый сиенский мраморы. Генуэзский камень именуют также левантийским, так как его добывали к северо-западу от города Леванто. Это относительно непрочный мрамор с ярко выраженным рисунком, окраска которого объясняется наличием в его составе серпентинита. Месторождение сиенского мрамора, как это видно по его названию, находится в окрестностях города Сиены. У него мелкозернистое строение и окраска от палевой до интенсивно-желтой. С юга Франции был привезен красный мрамор гриотто. Его заготавливали в отрогах Пиренеев, близ города Нарбона. Этот камень очень эффектен, темный вишнево-красный или ярко-красный с темными прожилками и небольшими пятнышками кальцита.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Исаакиевский собор замечателен тем, что в его отделке использованы породы камня, редко применяемые в убранстве интерьеров. Например, шокшинский порфир, названный от porphyreos (греч.) – «пурпурный». Этот камень имеет насыщенный темно-красный или вишневый цвет и относится к группе кварцитов (основной породообразующий материал – кварц, зерна которого сцементированы кварцевым материалом в плотную массу). Цвет определяется присутствием железистого пигмента, поэтому кварциты чаще всего красные, розовые или коричневые. Реже встречаются серые, почти черные кварциты. Шокшинское месторождение, где добывался камень для Исаакиевского собора, известно было в России более 200 лет, оно находится на западном берегу Онежского озера, в 60 км к югу от Петрозаводска. Разрабатывается месторождение и в настоящее время. Благодаря своей структуре шокшинский порфир очень прочен, погодоустойчив. Он очень труден в обработке, но отлично полируется до зеркального блеска.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

В Карелии добывалась также соломенская брекчия, сложная по составу и структуре горная порода, редко применявшаяся в отделке зданий. Она состоит из небольших обломков диабазовых порфиритов, плотно сцементированных мелкозернистым доломито-серпентиновым материалом. Ранее эту породу называли мрамором, но она более хрупкая. Добывалась брекчия в окрестностях Петрозаводска, близ деревни Соломино. Ее добыча и обработка были сопряжены с немалыми трудностями из-за хрупкости материала. При откалывании крупных глыб камень производил впечатление достаточно прочного монолита, но при дальнейшей обработке, особенно при лощении и полировке, начинали отламываться кусочки различной величины, обломки диабазовых пород, составляющих структуру камня. Поэтому детали отделки стен Исаакиевского собора из брекчии – свидетельство огромного мастерства и терпения русских мастеров.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

В небольших количествах встречается в интерьере аспидный сланец. Он относится к группе шунгитовых сланцев, основная составляющая которых – шунгит, переходный продукт между аморфным углеродом и графитом, содержит также глинистое вещество, зерна кварца и полевых шпатов. Цвет камня обычно серый или угольно-черный, он легко обрабатывается, но до зеркального блеска не полируется, и обычно отличается матовым блеском. Добывается аспидный сланец в Карелии, близ села Нигозеро, потому его называли еще нигозерским сланцем, или черным аспидом.

В убранстве Исаакиевского собора декоративный камень играет очень важную роль.

В 1843 году был утвержден проект отделки интерьера, разработанный О.Монферраном, в соответствии с которым и выбирались образцы камня. Внутри собора пол был выложен плитами светло- и темно-серого рускеальского мрамора. В соответствии с основными архитектурными членениями интерьера его рисунок подчеркивают полосы розового тивдийского мрамора. Центральную часть пола под куполом украшает нарядная мраморная розетка из тивдийского мрамора. Стены и пилоны храма окаймлены шокшинским порфиром.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Цокольная часть стен и пилонов на высоту 1 м 40 см облицована белым мрамором серавеццо и розовым тивдийским. В обрамлении тивдийского минерала размещены прямоугольные, вытянутые по горизонтали филенки и круглые медальоны из брекчии. Цоколь завершается внизу широким плинтом из аспидного сланца, который служит своеобразным переходом к серому мраморному полу.

На стенах у мрамора серавеццо чуть сероватый тон, местами, слабо выраженный рисунок. Белый каррарский мрамор использован для облицовки главного и малых иконостасов. Из него же выполнены отделка ниш пилонов, детали балюстрады перед главным иконостасом. Особым изяществом отличается резьба по мрамору боковых стен главного алтаря.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Из розового тивдийского мрамора изготовлены многочисленные каннелированные пилястры коринфского ордера, определяющие основной тон декоративного решения интерьера. Из него же выполнен астрагал фриза, проходящего на уровне золоченых капителей пилястр. Желтый сиенский мрамор в виде крупных прямоугольных профилированных плит в обрамлении зеленого генуэзского мрамора украшает четыре центральных пилона, оживляя своим теплым тоном интерьер. Такой же желтый мрамор использован для мелких декоративных деталей на стенах, во фризе над иконами первого яруса главного иконостаса, орнамента в виде меандра на стенах. Зеленый генуэзский мрамор украшает также устои в арках боковых нефов, из него выполнены декоративные вертикальные детали в облицовке стен и в обрамлении трех больших дверей собора. Красный французский мрамор гриотто применен для вставок во фризах над большими дверями собора (фон под надписи) и под иконами в пилонах. Из него же выполнены небольшие вставки в цоколях стен приделов.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Плитами шокшинского порфира выложена солея перед главным иконостасом, из него же – ступени, детали цоколя главного иконостаса (великолепно сохранившие полировку) и элементы облицовки его внутренней стороны, а также фриз над пилястрам в интерьере здания.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

В целом внутреннее убранство Исаакиевского собора поражает исключительной красочностью, разнообразием отделочного материала. В облицовке стен применен довольно яркий по тону камень, но цветовые контрасты умело распределены и не создают ощущения пестроты. Различные породы камня выделяют архитектонику здания. Так, при помощи разных цветов подчеркнуты элементы ордера: на белой глади стен ясно читаются розовые пилястры, темным порфиром четко очерчен цвет антаблемента. В целом интерьер храма производит впечатление торжественности и праздничности.

Своеобразным цветовым акцентом стало оформление главного иконостаса, отличающееся особой красочностью. Десять больших колонн иконостаса облицованы зеленым малахитом, а две малых, обрамляющих царские врата, – бадахшанским лазуритом. Это один из немногих примеров использования таких минералов в отделке интерьеров подобного масштаба.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Малахит – непрозрачный, хрупкий и исключительно красивый по цвету камень, с окраской от светло-бирюзовой до темно-зеленой с атласным отливом, причем светлый малахит ценится выше темного. Минерал легко обрабатывается и полируется. Он был известен еще в Древнем Египте. В России крупные месторождения малахита были открыты в XVIII веке на Урале и связаны с активной разработкой медных рудников. По химическому составу малахит – водная углекислая соль меди. В природе он встречается чаще всего в виде округлой формы образований, так называемых «почек» сравнительно небольшого размера. Крупные глыбы этого камня – редкость, недаром в музее петербургского Горного института хранится добытая на Гумешевском руднике близ Екатеринбурга глыба малахита массой 1,5 т. Известны также Медноруднянские залежи этого камня, принадлежавшие известным заводчикам Демидовым и дававшие в то время ежегодно от 30 до 80 т камня. Именно этот малахит был использован для облицовки колонн главного иконостаса Исаакиевского собора.

Соглашение на поставку малахита для собора было заключено с конторой П.Н.Демидова на следующих условиях: 1500 пудов камня должны были быть доставлены в течение 1843 и 1844 годов. Минерал поставлялся согласно отобранным Комиссией образцам одинакового цвета и качества, в больших кусках, от 8 до 80 фунтов в каждом. Цену назначили в 175 рублей серебром за пуд.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Облицовка колонн велась методом «русской мозаики», применявшимся из-за хрупкости этого камня. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.

Таким же способом выполнена облицовка колонн главного иконостаса. Способ отделки каннелированных столпов высотой около 10 м и диаметром 1 м заключался в следующем: конструктивную основу колонн составляли чугунные цилиндры, которые покрывались отлитыми из бронзы тонкостенными профилированными тамбурами. На каждой колонне укрепляли по три таких тамбура. Малахит на них наклеивался упомянутым способом. Соприкасающиеся друг с другом края тамбуров должны были оставаться неоклеенными на 9-14 см в высоту по всей окружности. Когда тамбуры надевались на основу, места соединений тщательно облицовывались так, что места стыка становились незаметными для глаз. Помимо колонн, из малахита были изготовлены различной формы вставки в цоколях главного и малых иконостасов и в арках.

Обрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом, который считается по качеству лучшим в мире. В России есть месторождения лазурита в Прибайкалье, но он не столь эффектен: менее интенсивной окраски и с многочисленными белыми вкраплениями. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина – краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн – около 5 м, диаметр – 0,5 м.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Собор св. Исаакия Далматского – единственный памятник архитектуры, в отделке которого в таких масштабах применялись различные виды природного цветного камня. Все камнерезные работы выполнены с исключительным совершенством, они демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев, их технические и художественные достижения.

Источник

Колонны Исакия и не только. Часть 1.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Не будем далее углубляться в историю, коснемся исключительно технической стороны. Она весьма примечательна, поскольку собор уникальный. Что и как там делалось.

Начнем с колонн. Основных колонн, которые из гранита и которые весом по 114 (некот. источн. 117 ) тонн. Сейчас обсуждаются несколько версий изготовления колонн, споры не шуточные. Кто-то считает что колонны изготавливались методом литья. Кто-то говорит о том что колонны сделаны из кирпича, секций или бетона и попросту оштукатурены. В общем это не монолитный природный гранит, поскольку технологически такие колонны зубилом и на глазок сделать невозможно, а токарных станков для обработки каменных глыб весом в сотни тонн существовать не может, тем более в 19 веке.

Сторонники бетонной технологии приводят в пример некий справочник кустаря вот с таким рецептом:
3. Имитация гранита. Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.

Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.

Еще они приводят вот такую картинку с неким обрамлением из досок неких колонн. Эта картинка применительна к Казанскому собору, но речь идет о технологии в принципе, и по мнению сторонников бетонной технологии именно так и отливались все колонны, включая колонны Исаакиевского собора.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Однако на данном рисунке не опалубка как принято думать, а лишь обвязка уже ГОТОВОЙ колонны чтобы к ней крепить строительные леса. Посмотрите еще раз внимательно рисунок и вы сами в этом убедитесь. Готовая колонна штучка не дешевая, любой скол, любая трещинка будут означать либо замену, либо серьезный ремонт колонны, за чей счет? А по сему от рисков повреждения дорогостоющую колонну просто закрывают, а защитные доски попутно имеют и несущую нагрузку как опоры под строительные леса. К колонне же присверливаться не будешь?

Сторонники штукатурки предполагают примерно вот такую технологию

и как доказательсво вот такую фотографию из римского Пантеона. Типа в то время существовала технология изготовления штукатурных смесей повторяющих натуральный гранит.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор
зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Теперь рассмотрим предметно сами колонны и все версии.

Схожего плана вопросы будут и при версии в бетон. Начать надо с того, что заливать бетон в форму нужно единомоментно. Это если вы хотите избежать армирования. По такому принципу например отливаются бетонные кольца для колодцев или блоки для фундаментов. Крупные формы с применением больших объемов бетона порциями в несколько этапов всегда отливаются с армированием.

Была ли в 19 веке возможность единомоментного залития в форму 114 тонн подготовленой смеси я не знаю, но очень трудно представить как это могло выглядеть, при том что бетонная смесь всё время должна быть в движении иначе тяжелые фракции быстро опустятся на дно. Сейчас для этого используются миксеры и прочие вращающиеся ёмкости. И не забываем про Александрийскую колонну весом в 600 тонн (10 железнодорожных цистерн). Следующей неизбежной проблемой в версии бетонной отливки будет проблема каверен. Они сейчас есть на любой бетонной поверхности. Посмотрите например на уличные телеграфные столбы. Вот я сфотографировал ближайший. Он весь в кавернах.
зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Аналогично будет даже если использовать гладкую опалубку, например пленку.
зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Теперь перейдем к самим колоннам. Последняя фотография не случайна. Она показывает не только явные следы именно механической обработки (резки) высокооборотистым инструментом, но и показывает как сейчас происходит реставрация. Проблемный участок колонны удаляется, вставляется арматура и наносится некий композитный полимерный состав с гранитной крошкой. Либо вставляется (вклеивается) заплатка. Черный цвет в данном случае по всей видимости это некий грунт или старый клей. Потом это все шлифуется и полируется.

То что колонны исакия являются природным камнем можно доказать и следующими фактами. Прежде всего тем что из подобного гранита сделаны не только колонны, но и все основания под собором и площадь вокруг собора. И даже поребрики. И вообще чуть ли не пол Питера сделана именно из этого гранита. И на фортах тоже он, и в Кронштадте тоже он. Это так называемый рапакиви.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Следующим доказательством будет природная текстура. Рапакиви не отличается красивым рисунком, в отличии от серых и черных гранитов. Но тем не менее некая текстура, хоть и не сильно выраженная, имеет место быть. Если пройтись вдоль собора её можно кое-где увидеть.
Вот блоки основания собора, мы видим текстурный рисунок (линию).

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

А здесь внимательно смотрим на нижнюю треть ближней колонны. Отчетливый рисунок. Теперь посмотрите на следующую колонну, на ней несколько разводов в виде темных пятен.В правом ряду на третьей колонне в центре так же отчетливый рисунок.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

На этой колонне внизу рисунок.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Кстати. Данный факт начисто отвергает как версию штукатурки, ибо она неким одеялом отлетела бы в первую очередь, так и версию в сегментную сборку колонны. Если бы колонна состояла из составных частей, то от удара столь мощной силы неизбежно бы пошли трещины по сегментам колонны. Поперечные трещины. Их мы так же нигде не видим. Однако трещин в колоннах не мало. Но они все исключительно в вертикальной плоскости. Объясняется это в общем-то просто. Собор имеет просадку в центре. Прогрессирующая просадка была в 19 веке, во время его перестройки Монферраном. Более того, не просто центр просел, но и периметр вспучило, особенно на вновь построенных двух колоннадах (малых). На сегодняшний день разница в просадке по сторонам собора составляет до 45 см, отклонение по вертикали 27 см. При том что в 20 веке собор просел лишь на 5 мм. Подробнее об этом

Идем дальше. Еще одна колонна. На ней текстурный рисунок отчетливо виден по всей высоте.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Почему я так много внимания уделяю именно текстурному рисунку. Дело в том что его искусственно повторить невозможно. Ни бетонной технологией, ни штукатуркой. Смотрим на центр этой колонны.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Еще одна колонна. И на этом закончим.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Перейдем к трещинам. Они почти все вертикальные. И это и понятно, ибо трещины образуются только в точках силы. На колонну сила воздействия вертикальная, а значит и трещины могут идти только вертикальные. Здесь, кстати, трещина проходит через текстурный рисунок.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Некоторые трещины весьма обширны и уже отреставрированны.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

А вот эта трещина весьма примечательна.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Это единственная поперечная трещина из всех что есть. Она замкнутая, то есть по всей окружности. Я так и не определился с выводами, либо это природный текстурный рисунок такой, либо это очень хороший ремонт. Если ремонт, то мы имеем колонну состоящую из 2 частей. Возможно её уронили и она раскололась. Если так, то работа ювелирная и нужно отдать должное строителям. Хотя весь собор построен так, что только диву даешься, так что не очень то и удивительно.

Теперь к тому, насколько ровные поверхности колонн в геометрическом плане. Как оказалось они не очень то и ровные. В виду масштабов это не заметно, но если смотреть внимательно по световому потоку, то кривизна колонн очень хорошо видна. Обратите внимание на границу света и тени, особенно в верху. Она волниста.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Что это? И почему так? Для уточнения посмотрим на другой ракурс. В этом ракурсе мы видим что в поперечной плоскости колонна имеет некий шаг темных и светлых пятен. Как некие сегменты. Вот они и придают колонне некую волнистость. В солнечную погоду данная сегментность хорошо выражена. Видимо именно этот факт и лёг в основу версии в сегментный состав колонн с некой последующей штукатуркой. Но это не так.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Данный сегментный след это лишь след полировальной машины. Колонны полировали не вручную, а неким механическим способом с вращением вокруг колонны. Имено вокруг, от того и такой след. Я сейчас не буду себя утруждать как именно это делалось и конструировать некую машину, просто обозначу это как факт. Мы имеем следы именно вращательного вокруг колонны инструмента. Какие при этом использовались насадки резцов и полировальные составы я обсуждать так же не буду. Это вторично. Повторю еще раз фото с текстурным рисунком, т.к. на этом фото сегменты так же хорошо видны.

зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть фото зеленые колонны исаакиевский собор. Смотреть картинку зеленые колонны исаакиевский собор. Картинка про зеленые колонны исаакиевский собор. Фото зеленые колонны исаакиевский собор

Могут быть это следы токарного станка? Да, могут. Последующая шлифовка и полировка могла как сгладить волнистость, так и наоборот, её увеличить. Фифти-фифти. А скорее всего и то и другое вместе. Однозначно лишь то, что колонна обработана инструментом имеющим ход вокруг колонны. Либо колонна вращалась.

На этом 1 часть закончена, во второй части зайдем внутрь собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *