женский демон в европейских мифах
Лилит — демоница, супруга Люцифера и покровительница разврата
Лилит — основополагающая фигура в истоках христианства и иудаизма. Это первая женщина, появившаяся до Евы и воспротивившаяся воле Бога, за что была наказана и стала страшной демоницей, имя которой встречается во множестве преданий и сакральных учений.
Демон Лилит — кто она
В нынешней трактовке как Ветхого Завета и Торы это имя не фигурирует во время сотворения мира и жития Адама и Евы. Но в более древних документах есть сведения о том, что первоначально Бог сотворил Адаму жену, слепив её из глины. Лилит отказалась во всём подчиняться назначенному мужу, заявив, что она равна ему, так как сам Бог сотворил ее. Господь послал за ней трёх ангелов, чтобы вразумить, но женщина пустилась в бега. Только после этого, наученный горькой ошибкой, Бог сотворил Еву из ребра Адама, подчеркнув ее подчиненную мужчине сущность, чтобы у нее не было сомнений в праве мужа указывать ей.
Внешность разнится в зависимости от источников. Средневековые демонологии считают, что она выглядит как олицетворение похоти, сексуальности, более древние тексты описывают ее как поросшую волосами, имеющую змеиный хвост или когтистые звериные лапы — отметины, данные Богом и его ангелами в качестве наказания.
Люцифер и Лилит — как они связаны
Лилит низводят до покровительницы демонов-суккубов, а в мифологии 17-18 веков она становится вампиром, одной из их прародительниц наравне с Каином. Они оба были отвергнуты Богом и прокляты в вечности.
В древнеиудейских ветхозаветных книгах часто упоминаются дети Лилит — духи ночи, и даже до сих пор в небольших еврейских общинах матери украшают детские колыбели и коляски именами трех ангелов, догнавших ее. Ночные сущности, связанные с ней, встречаются в древних преданиях народов Месопотамии — они могут иметь как мужской, так и женский пол, а по поведению ассоциируются со славянскими заложными покойниками или навками. Однако, их склонность вступать в интимную связь с простыми людьми противоположного пола является еще одним доводом в пользу того, что Лилит — непосредственная мать демонов суккубов и инкубов. Животные, связанные с ее именем — совы (ночь) и змеи — образ Самаэля (Сатаны) в виде Змея-Искусителя.
Возможно, вам будет интересно: как вызвать суккуба
Как вызвать Лилит и что она может дать
Обряд будет опасным действом либо отличным способом добиться цели — все зависит от подготовки и намерений вызывающего. Работая с демонической сущностью, необходимо соблюдать как меры безопасности — следовать требованиям ритуалов, тщательно заучивать колдовские слова и не нарушать порядок действий, иначе последствия могут быть катастрофическими. В лучшем случае Лилит моментально высосет всю жизненную силу через прямой сексуальный контакт с призывателем, но это обречет его душу на вечные страдания и голод.
Взывать к демонице следует с четкой целью. Чтобы добиться сексуального удовлетворения или стать привлекательным в глазах противоположного пола, подойдет воззвание к Лилит, дарующее ее благословение. Подготовьте шесть фиолетовых свечей, вино, новую ритуальную чашу, фимиам — составленное собственноручно из нужных ингредиентов благовоние. Лучше всего взять мускусный ладан — ни в коем случае не церковный. Расставьте свечи кругом, в центр установите чашу с фимиамом. Зажгите их, а потом благовония. Вдыхая аромат, произнесите:
Чёрная Луна, Чёрная Роза, Чёрная Роза и Чёрная Луна, Лилит, тёмная сестра,
Руки которой творят дьявольскую грязь,
Мою слабость, мою силу,
Ты придаёшь мне форму,
Подобно глине на огне,
Чёрная Луна, Чёрная Роза, Чёрная Роза и Чёрная Луна, приговор Ночи,
Ты выбрасываешь свои нечистоты на Землю,
Скажи Имя и не улетай,
Сообщи сейчас тайный звук!
Другой ритуал обращается к вампирской ипостаси и нацелен на уничтожение другого человека. Потребуется специальная защитная печать Лилит в виде нарисованной в восьмиугольнике паутины с восемью рёбрами между каждой исходящей из центра нитью. Нарисовав ее на любом предмете, можно призывать к инвокации демоницы, используя её сакральное число — 218.
Именно столько раз необходимо произносить эту фразу:
Arachnidia Lilith Shemamithilil Akkawbishia Zachalayla!
Назовите имя жертвы — она скончается в течение 218 дней после ритуала. Ошибка в печати Лилит при вызове Арахнидии — ее паучьей ипостаси, а также заминка в прочтении заклинания могут сделать жертвой вас или первого человека, на которого вы взглянете после обряда. Воззвание проводят в одиночестве, при закрытых окнах и без домашних животных.
Лилит, хоть и не сильнейшая в адской иерархии, оставила огромный след в истории и традициях множества народов, а ее сила способна на многое, если вы готовы заплатить соответствующую цену.
Женский демон в европейских мифах
ВЕДЬМИН КРУГ запись закреплена
Кто такие демонессы, или женщины-демоны?
Демоны – это сверхъестественные существа, духи, которые на протяжении всей истории человечества были неотъемлемой частью верований и религиозных течений. Их старались задобрить, чтобы отвести от себя несчастье, к ним взывали маги и чародеи, им поклонялись как могущественным потусторонним силам, боролись, пытались поставить к себе на службу и взять под контроль.
В древних культурах демоны могли быть связаны как с силами зла, так и с силами добра. С распространением христианства слово демон приобрело исключительно отрицательное значение. В христианской традиции демоны – это падшие ангелы, перешедшие на сторону Сатаны и собирающие падшие души. Соответственно, демоницы – это женские образы демонов, служительницы дьявола.
Прекрасные и ужасные: имена женщин-демонов
В западном оккультизме демоны обоих полов играют важную роль. Их образы восходят к мистическому учению Каббала и иудейской мифологии. Женщины-демоны – падшие ангелы, жены и пособницы Сатаны, каждая из которых выполняет свою особую функцию и отвечает за свою сферу злых деяний. Самые могущественные демоницы называются суккубами – это четверка прародительниц демонов Лилит, Аграт бат-Махлат, Наама и Ишет Зенуним.
Однако, как хитры и соблазнительны бы они ни были, прекрасные демоницы перед праведниками бессильны. Чистая и праведная душа всегда устоит перед искушением.
Список имен женщин-демонов
Аграт (Играт, Аграт бат-Махлат) – одна из четырех жен Самаэля, мать демонов. В ночь на среду и субботу обладает правом причинять вред людям. Она передвигается на колеснице в сопровождении 180 тысяч ангелов гнева.
Астарта (Аштарот, Аштерот) – демонесса разврата, похоти и запретных наслаждений. Владычица мира мертвых. Астарта – это греческое имя богини любви, матери природы, верховной богини Иштар, которая почиталась практически во всех древних религиях как олицетворение женского начала. Ее изображают в виде женщины со змеиными хвостами вместо ног.
Барбело – демон коварства, предательства и подлости, падший ангел. До грехопадения вместе с Люцифером считалась прекраснейшим ангелом света и честности.
Елизаздра (Елизда) – одно их самых кровожадных демонических существ. Одна из верховных демонесс. В ее ответственность также входит раздача чинов и рангов в иерархии демонов. Выглядит как семирогая женщина исполинского роста.
Ишет (Эйшет) Зенуним – одна из верховных суккубов, жена Самаэля. Покровительница проституток и падших женщин. Носит титул Мать блуда.
Ламия – демон-вампир женского пола. Соблазнительница и похитительница детей. До того как стать демоном, Ламия была прекрасной женщиной королевского рода, которая стала вампиром после того, как Гера, приревновавшая ее к Зевсу, заставила Ламию проглотить собственных детей.
Список имен женщин-демонов
Лилит – верховное женское демоническое существо, жена Самаэля, мать демонов. Соблазнительница молодых мужчин, убивающая их во сне. В иудейской традиции – первая жена Адама, убийца младенцев, наводящая порчу на беременных и навлекающая бесплодие на женщин. В сатанизме – Черная Мать, могущественная верховная Черная богиня. Образ Лилит встречается во многих древних культурах Ближнего Востока – у египтян, в Месопотамии, где предстает ночным божеством, обладающим темной силой. Изображается красивой женщиной с темными волосами.
Махаллат (Махла, Махлат) – мать архидемоницы Аграт бат-Махлат, одна из могущественных демонов, дочь Асмодея и земной женщины. По иудейской мифологии, враг демонессы Лилит, с которой она ведет постоянную войну. Считается, что когда легионы демониц находятся на поле брани, молитвы людей беспрепятственно доходят до Бога.
Наама (Нахема, Наамах) – совратительница ангелов, спутница Асмодея, мать демонов. Наамах соблазняет не только смертных мужчин, но и служит для любовных утех демонам и прочим представителям нечистой силы. Известна как демоница проституции. Изображается как прекрасная огненная женщина с горящим факелом вместо нижней части тела.
Нега – имя этой демонессы в переводе означает «чума». Насылает мор, болезни, эпидемии. Считается, что Нега обладает властью над всеми израильскими мужчинами.
Прозерпина – демон-разрушительница, которая покровительствует стихийным бедствиям, катастрофам, глобальным несчастьям. Одна из богинь древнеримского пантеона, владычица загробного царства, супруга бога подземного мира Плутона.
Кто такие демонессы, или женщины-демоны?
В классический список демониц вошли имена женщин-демонов, которые, в основном, встречаются в каббалистической литературе. Многие из них пришли из иудейской мифологии и других древних религий, некоторые упоминаются в Библии. Иногда этот список пополняется именами женских божеств их древних религиозных культов Египта, Вавилона, Греции, Индии и других античных государств. Как правило, к демоницам причисляют богинь женского начала, разрушения, смерти, мифических существ женского пола, волшебниц и колдуний, таких как Кали, Геката, Моргана, Ума и другие.
Прекрасные и ужасные: имена женщин-демонов
Образы злых существ женского пола существовали во всех религиях, культах и верованиях. Зачастую один и тот же образ трансформировался, проходя через культуры разных народов, стран, религиозные мировоззрения. Видоизменялось его название, отличительные признаки, но сущность оставалась практически неизменной. Список представительниц темных силы женского пола включает в себя имена женщин-демонов согласно и каббалистической традиции, которые известны среди последователей этого и некоторых других мистических течений. Многие из них имеют свои прообразы в древних мифологиях.
Кто такие демонессы, или женщины-демоны?
Демоны – это сверхъестественные существа, духи, которые на протяжении всей истории человечества были неотъемлемой частью верований и религиозных течений. Их старались задобрить, чтобы отвести от себя несчастье, к ним взывали маги и чародеи, им поклонялись как могущественным потусторонним силам, боролись, пытались поставить к себе на службу и взять под контроль.
В древних культурах демоны могли быть связаны как с силами зла, так и с силами добра. С распространением христианства слово демон приобрело исключительно отрицательное значение. В христианской традиции демоны – это падшие ангелы, перешедшие на сторону Сатаны и собирающие падшие души. Соответственно, демоницы – это женские образы демонов, служительницы дьявола.
В западном оккультизме демоны обоих полов играют важную роль. Их образы восходят к мистическому учению Каббала и иудейской мифологии. Женщины-демоны – падшие ангелы, жены и пособницы Сатаны, каждая из которых выполняет свою особую функцию и отвечает за свою сферу злых деяний. Самые могущественные демоницы называются суккубами – это четверка прародительниц демонов Лилит, Аграт бат-Махлат, Наама и Ишет Зенуним.
Однако, как хитры и соблазнительны бы они ни были, прекрасные демоницы перед праведниками бессильны. Чистая и праведная душа всегда устоит перед искушением.
Список имен женщин-демонов
В классический список демониц вошли имена женщин-демонов, которые, в основном, встречаются в каббалистической литературе. Многие из них пришли из иудейской мифологии и других древних религий, некоторые упоминаются в Библии. Иногда этот список пополняется именами женских божеств их древних религиозных культов Египта, Вавилона, Греции, Индии и других античных государств. Как правило, к демоницам причисляют богинь женского начала, разрушения, смерти, мифических существ женского пола, волшебниц и колдуний, таких как Кали, Геката, Моргана, Ума и другие.
Соитие с дьяволом: путеводитель по духам и демонам, вступающим в сексуальные связи с людьми
Суккубы и инкубы — самые известные в европейской культуре демоны разврата — охотятся на мужчин и женщин соответственно. Названия происходят от латинских слов subcubare («возлежать под» ) и incubare («возлежать сверху» ). Однако эти демонические существа имеют широкий спектр сексуальных возможностей и ориентируются на любые предпочтения. Главное для них — навредить христианской душе. Иногда уточнялось, что инкуб может иметь облик как мужчины, так и женщины — и в этом случае называется суккубом.
Инкубов и суккубов связывают с ночными кошмарами и сонным параличом, во время которого человеку зачастую кажется, что в постели есть посторонний или на груди кто-то сидит.
Генрих Фюссли «Ночной кошмар»
Долгое время они существовали в народных поверьях на тех же основаниях, что и Мара — Славянская и общеевропейская демоническая сущность, которая душит спящих, — но во времена Высокого Средневековья стали рассматриваться с точки зрения богословия. В образных рядах средневековой христианской демонологии суккубы и инкубы трактовались как одно из воплощений дьявола или его демонические помощники.
Одним из первых сексуальную близость с демоническими сущностями описал епископ Гильом Овернский в XIII веке. Он полагал, что демоны не могут по-настоящему вступать в половую связь, однако создают правдоподобную иллюзию сношения.
Впоследствии учение об инкубате расширилось и обросло множеством деталей. Соития с демоническими сущностями описывались причудливо и не без интереса. Кто-то утверждал, что возлегать с инкубом — величайшее наслаждение, другие называли этот процесс ужасным и неприятным.
Согласно демонологическим трактатам, инкубы имеют особого рода половой орган, который может быть раздвоенным, змеевидным, металлическим, раскаленным или, напротив, ледяным. Инкубы, по мнению богословов, не имеют собственного семени (по той же причине, по которой дьявол, «обезьяна Бога», не может создать творение) или же оно холодно, как лед. Для зачатия демонических детей они похищают сперму у мужчин.
Следователь, принимавший участие в ведовских процессах, Пьер де Ланкр о демоническом фаллосе:
«Он был обычно извилистым, остроконечным и змееподобным, сделанным иногда наполовину из железа и наполовину из плоти, в другое время — полностью из рога, и обычно расщепленный наподобие языка змеи.
Как правило, он одновременно занимался совокуплением и педерастией, причем иногда третий отросток достигал рта любовника».
Некоторых женщин инкубы принуждали к близости, не щадили даже монахинь, проникали в исповедальни.
Мартин Лютер упоминал, что инкубы особенно любят устроить засаду в воде, где принимают облик водяных. Другие женщины вступали в связь с инкубом по собственной воле — чтобы служить дьяволу, как это делали ведьмы, или потакая плотскому греху. Постоянных любовников из инкубов обычно не получалось. Зато суккубы, судя по всему, отличались бо́льшим постоянством. Например, сожженный в пожилом возрасте священник Бенуа Берн перед казнью рассказывал, что счастливо сожительствовал с демоном по имени Гермиона сорок лет.
В эпоху Ренессанса в гуманистической философии появились новые тенденции, расходящиеся с ортодоксальным христианством. Под влиянием неоплатонизма и герметизма гуманисты реабилитировали духов природы. Например, алхимик и натурфилософ Парацельс в трактате «О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах» описывает этих созданий не как дьявольских отродий, а как «диких существ», элементалей стихий. А значит, отношения с ними могли рассматриваться не в плоскости греха, а в рамках мистериального познания природных тайн.
Попобава — гроза Занзибара
В этого злого духа, похожего на гигантскую летучую мышь, верят некоторые жители Танзании. Попобава представляет собой человекоподобное существо с перепончатыми крыльями, острыми когтями и одним большим глазом.
Приближение Попобавы к постели жертвы предваряют сернистый запах и скрежет когтей по крыше и стенам дома.
Иногда жители островов Занзибарского архипелага даже ночуют на улице, вместе собираясь у костра, чтобы не оставаться в доме, куда может нагрянуть похотливый монстр. Местные колдуны проводят ритуалы изгнания, включающие громкие крики.
Как и многие демоны, Попобава может менять облик. Днем он скрывается под видом человека, которого могут выдать длинные когти.
Чтобы «летучий насильник» оставил свою жертву в покое, ей необходимо рассказать о случившемся всему поселению. Некоторых Попобава навещает на постоянной основе, пользуясь тем, что избранники не решаются раскрыть травмирующую информацию. Публичное признание в чём-то болезненном или порочащем — часто встречающийся в легендах способ избавления от демонических сущностей. Что может стать неплохим основанием для психотерапевтических спекуляций: признав травму или очистив душу, человек прогоняет навязчивых «злых духов».
Попобава не является древним мифологическим существом: упоминания о нем относятся к ХХ веку — так что его можно назвать городской легендой (с поправкой на относительно низкую урбанизацию Танзании). Более того, демон чутко реагирует на социально-политическую ситуацию в стране: некоторые отмечают, что периоды его активности совпадают с выборами президента и правительства.
Предполагается, что эти явления каким-то образом связаны. Может быть, должностные лица используют народные страхи как политический инструмент. Или же демона особенно привлекают взволнованные люди, переживающие за будущее страны.
Так или иначе, Попобава активизируется раз в несколько лет, совершает череду нападений, а потом снова исчезает, возможно, впадает в спячку. Большие вспышки паники из-за появления Попобавы произошли в 1995-м и 2007 году в регионе Дар-эс-Салам. В ходе волнений были жертвы — например, был убит мужчина, потому что люди приняли его за Попобаву.
Одна из историй происхождения Попобавы гласит, что это джинн, которого в 1970-х шейх призвал для мести противникам. Однако контроль над джинном был утрачен, и он стал демоническим существом. По другой версии, которая объясняет политическую ангажированность духа, Попобава — мстительный призрак убитого в 1972 году президента Абейда Каруме. Также некоторым танзанийцам кажется, что демона вызвала правящая партия «Чама Ча Мапиндузи».
Сиримэ — демонические существа, которые встречаются в японских легендах. Как и у Попобавы, у сиримэ один глаз. Только не на лице. А где именно, можно догадаться, если знать, что «сири» по-японски — это «зад».
В отличие от других сексуально неуравновешенных демонов сиримэ не стремится вступить с человеком в половую связь. Это демон-эксгибицонист, который получает удовлетворение, когда выскакивает из темных углов и неожиданно задирает полы одеяний.
Заплутавший в чаще или бродящий в поздний час по узким улочках старого японского городка человек имеет шансы увидеть ягодицы сиримэ, между которыми блестит огромный глаз.
Зрелище не для слабонервных. Известна легенда о том, как сиримэ напал на одного самурая, который, увидев, как незнакомец начинает заголяться, выхватил меч, но встретился взглядом с расположенным на месте ануса глазом и в ужасе сбежал.
Сиримэ — один из множества ёкаев, сверхъестественных существ, населяющих японский мифологический ландшафт. Иногда они враждебны, как людоеды о́ни, а иногда не обращают на людей никакого внимания. Их повадки вызывают отвращение или внушают ужас.
Например, демон аканамэ проводит время в банях и купальнях, слизывая длинным языком скопившуюся там грязь, а старые сандалии, если за ними не ухаживать, могут превратиться в ёкая бакэ-дзори и беспокойно себя вести. В отличие от христианских демонов, которым непременно нужно погубить человеческую душу, или мстительных духов, выполняющих определенную миссию, ёкаи непознаваемы.
Сиримэ, которого в числе прочих ёкаев изображал поэт и художник Ёса Бусон, вероятно, питается ужасом и растерянностью жертвы. Вообще, демонстрация ягодиц во многих культурах является оскорбительным жестом.
Например, новозеландские маори называют его whakapohane. Также неприличный жест имеет ритуальное значение в апотропеической (то есть оберегающей от сглаза и порчи) практике: в разных культурах считалось, что демоны не могут нанести вред тому, кто покажет им зад, и чаще всего убегают, если их как-нибудь огорошить. Учитывая, что сиримэ, как и многие эксгибицонисты, хочет напугать и шокировать, атакованный самурай может ответить тем же жестом.
По своей природе Приап отличается от вышеупомянутых демонов и других персонажей низшей мифологии. Это древнегреческий бог плодородия со своим культом, который почитался римлянами как покровитель садов и полей. Главная отличительная черта Приапа на изображениях — баснословных размеров гениталии.
Прославление фаллоса и шествия в его честь — вполне обычная для языческих празднеств практика, связанная с плодородием и изобилием, как и украшение фаллосами всего, от чего ждали процветания. Однако применительно к повседневной жизни сексуальный аспект приапического культа и роль защитника садов особым образом преломлялись в сознании античных людей, делая божество грозой расхитителей.
Судя по местам, где встречаются изображения Приапа, он покровительствовал дорогам, пристаням, публичным домам, а также полям, садам, виноградникам и пасекам. Арендаторы Древнего Рима считали, что Приап охраняет их собственность и придет на помощь, если кто-то решит похитить медовые соты или фрукты. Садовое воровство было распространенной проблемой: оливки, апельсины, инжир и множество других плодов манили путников, озорных юнцов и неимущих. Статуи Приапа или более простые поделки с его главной символикой выполняли роль запретительных знаков для воров. А стихи на них служили предупреждением.
У греков и римлян Приап был популярным персонажем анонимной поэзии — приапеи. Такие стихи можно встретить и на стенах святилищ, и на скульптурах. Латинские стихотворения, посвященные божеству и способу, которым он наказывает садовых воров, вошли в сборник «Приапова книга».
Так говорил Приап, условие ставя мальчишке,
Как написано в двух нижестоящих стихах:
«Мой огород открыт, бери без боязни,
Если откроет врата твой для меня огород».
(С.)«Приапова книга», стих V
Если же Приапу не удавалось догнать жертву, он слал вслед проклятия, которые могли сделать нарушителя непривлекательным, «наградить» импотенцией или другими бедами, связанными с половой сферой.
Кто здесь розу сорвет или фиалку,
Плод сопрет или овощ уворует,
Тот, мальчишкой и женщиной отвергнут,
Будет похотью, как и я, терзаться,
Постоянно, но — проклятый — напрасно:
Хрен поникший главы не приподымет.
(С.) «Приапова книга», стих XXIII
Огненный змей (летучий змей, змей-летавец, прелестник) — персонаж славянского фольклора и преданий финно-угорских народов, проживающих на северо-западе России. По поверьям, он посещает девиц и вдов, а иногда и замужних женщин, соблазняя их, как западноевропейские инкубы.
Змеи умели принимать привлекательный человеческий облик, однако их можно было узнать по какому-то уродству, не свойственному людям: например, по отсутствию спинного хребта.
Кроме того, они могли принять облик покойного мужа или находящегося в отлучке возлюбленного. Огненный змей умел красиво ухаживать: дарил девушкам дорогие подарки, бусы и кольца, которые, правда, при наступлении дня исчезали или оборачивались землей.
Если одинокая женщина начинала вести себя странно, подолгу не гасила свет или разговаривала сама с собой, соседи были уверены — к ней летает змей. По сравнению с историями о западноевропейских демонах такие сюжеты обычно довольно целомудренны, но всем было ясно, что творится на свиданиях с потусторонней силой. В перспективе эти визиты не доводили женщину до добра. Она чахла, болела, лишалась рассудка и накладывала на себя руки или же умирала, потому что змей забирал ее жизненные силы.
В латышских легендах эту нишу занимает Айтварас, летучий дракон, который приносит хозяйке разные блага, украденные у соседей.
Двойственный образ летучего змея — опасный и одновременно привлекательный — манил поэтов. Афанасий Фет в стихотворении «Змей» описывает, как молодая вдова смотрит на небо и ждет рассыпающего искры гостя, чтобы затвориться с ним в светлице.
В одноименном стихотворении Николая Гумилева крылатое существо из далеких земель похищает русских девушек и уносит их в свой дворец. Однако те предпочитают гибель любви змея и жизни в неволе, а в финале баллады охотиться на чудище выходит былинный богатырь Вольга.
Такие разные оборотни
В европейском фольклоре оборотень чаще всего ассоциируется с волком, однако в более широком смысле это тот, кто умеет оборачиваться (можно сказать, что все демоны, меняющие внешний облик, — это оборотни).
Сексуальный подтекст есть у всех легенд об оборотнях и считывается даже в облагороженных литераторами сказках: не так просты, например, чудовище из «Аленького цветочка» и волк, который переодевается бабушкой Красной Шапочки. Мотив пожирания и вампиризма тесно связан с сексуальностью. Даже если жертву не едят в прямом смысле слова, от связи с оборотнем она теряет жизненные силы, чахнет и гибнет.
В мифологии разных народов оборотень, чтобы разделить с человеком ложе, часто принимает облик его жены или мужа, которых в этот момент нет рядом. Самое очевидное предположение: такие истории оправдывали супружескую измену. Однако символика измены лежит между страхом и желанием, и в этой системе потустороннее существо воплощает образ чужака, пришельца из темноты, который несет принципиально иной и потому притягательный опыт. Как следствие, миф об оборотне-любовнике тесно смыкается с мотивом жениха-мертвеца или мертвой невесты — что может быть более чуждым, чем человеческое инобытие?
Оборотни имеют очень разный вид, их объединяет только способность менять форму, которая зависит от культуры и фауны конкретного региона. Например, в мифологии народов коми сущность под названием калян является женщинам, принимая облик супруга. Распознать его можно, если он начнет есть или снимет обувь, — по лошадиным зубам и коровьим копытам.
В славянских преданиях в роли оборотня обычно выступает домовой, леший или какой-нибудь мелкий бес, принимающий облик человека. У японцев существует особого рода русалки — садзаэ-о́ни. Эти оборотни-улитки принимают вид красивых девушек, чтобы соблазнять моряков, которым в процессе соития могут откусить половые органы.
Распространенность легенд о связи человека и демонической потусторонней сущности подчеркивает, что сексуальные страхи — одни из самых сильных и глубинных среди человеческих кошмаров. Стать жертвой насилия, потерять волю из-за страсти, изменить возлюбленному, столкнуться с чем-то смущающим и табуированным, заболеть или переспать с самой смертью — все эти опасения отражены в преданиях и народных верованиях.
История быта и искусств
782 поста 5K подписчиков
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
не упомянули мою бывшую
Душевное спокойствие
Продолжение поста «Внук три дня в роли врача ухаживал за бабушкой в красной зоне МСЧ №2 в Томске»
Бабушка Сергея умерла.
Спасибо всем кто переживал и поддерживал, она больше не мучается.
Может не успел вписать в завещание?
Лежишь себе такой, загораешь
Набирает обороты скандал с публикациями видео пыток и изнасилований подследственных и заключённых в России, снятых на служебные регистраторы ФСИН.
Подробности можно посмотреть тут https://gulagu-net.ru/
Я заметил, что появляется немало комментариев на Пикабу в стиле «так им и надо» или «а всем похуй».
Итак, в России уже многие десятилетия пытают, как заключённых в тюрьме, так и подследственных в СИЗО.
Есть наивные, считающие что уж их-то это точно никогда не коснётся.
Рекомендую к просмотру видео, за которое тренера обвинили в педофилии и дали 8 лет.
Ну или вот как легко вам подкинут наркоту
Рекомендую им к просмотру следующее видео
Рекомендую им откровения активиста-разработчика
Пытки используются ВСЕМИ странами. ВСЕМИ!
Их применение очень сильно регламентируется, контролируется, и ограничивается.
Это настраивает народ против силовиков, против правящей власти.
Надеюсь мой маленький пост поможет наивным людям, чуть более трезво взглянуть на жизнь.
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Триппер?
И снова: Государство не просило их рожать
Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»
Больше не хочу
— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?
— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.
Дженнифер Энистон тогда и сейчас
Золотые слова
в ответ на твит @JesskaNightmare
Ребенок-трансгендер — это как кот-веган. Все знают, кто принимает решение.
* Мамаша, кстати, самоудалилась из твиттера.
Фото старого компьютера и молодого меня
Электроника БК 0010-01, 1995г.
часы рядом- родители выделяли только 15 минут подряд.
игры грузились через магнитофон Ритм.
Питон, Биомасса, хоккей, остальное на магнитной пленке, видимо, было поручено.
Запуск компа было событием всегда.
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Аж не по себе стало
Ответ на пост «Нашел старое фото своего компьютера»
2000 год. IBM 486 HDD 250MB Quantum Fireball, 8mb оперативки и 33 MHz, видяху не помню, помню, что отваливалась всё время))
Сижу сочиняю музыку в Fast tracker II
Помогло
Удачный момент
Как делаются большие глиняные кувшины
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)