женский монастырь киевское шоссе

Расписание богослужений

14.10.2021

Четверг

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

15.10.2021

Пятница

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Прав. воина Феодора Ушакова (1817).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

16.10.2021

Суббота

Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV).

8-00 Панихида.Часы. Божественная Литургия.

16-00 Всенощное бдение.

17.10.2021

Воскресенье

Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052).

8-00 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

18.10.2021

Понедельник

Мц. Харитины (304).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

19.10.2021

Вторник

Апостола Фомы (I).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

20.10.2021

Среда

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

21.10.2021

Четверг

Прп. Пелагии (457).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

22.10.2021

Пятница

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андроника и жены его Афанасии (V).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

23.10.2021

Суббота

Мчч. Евлампия и Евлампии (303–311).

8-00 Панихида.Часы. Божественная Литургия.

16-00 Всенощное бдение.

24.10.2021

Воскресенье

Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

8-00 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

25.10.2021

Понедельник

Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

26.10.2021

Вторник

Иверской иконы Божией Матери.

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

27.10.2021

Среда

Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского, чудотворца, в Ближних пещерах (1143).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

28.10.2021

Четверг

Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

29.10.2021

Пятница

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

30.10.2021

Суббота

Прмч. Андрея Критского (767).

8-00 Панихида.Часы. Божественная Литургия.

16-00 Всенощное бдение.

31.10.2021

Воскресенье

Апостола и евангелиста Луки (I).

8-00 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

01.11.2021

Понедельник

Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп.

Иоанна Рыльского.

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

02.11.2021

Вторник

Вмч. Артемия (362).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

03.11.2021

Среда

Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

04.11.2021

Четверг

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

05.11.2021

Пятница

Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

06.11.2021

Суббота

Димитриевская родительская суббота. Прп. Зосимы Верховского (1833).

8-00 Панихида.Часы. Божественная Литургия.

16-00 Всенощное бдение.

07.11.2021

Воскресенье

Прп. Матроны Власовой исп. (1963).

8-00 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

08.11.2021

Понедельник

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

09.11.2021

Вторник

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114).

8-00 Ч асы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

10.11.2021

Среда

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

11.11.2021

Четверг

Прмц. Анастасии Римляныни (III).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

12.11.2021

Пятница

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

13.11.2021

Суббота

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250).

8-00 Панихида.Часы. Божественная Литургия.

16-00 Всенощное бдение.

14.11.2021

Воскресенье

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).

8-00 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

15.11.2021

Понедельник

Прп. Маркиана Киринейского (388).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

16.11.2021

Вторник

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

17.11.2021

Среда

Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

18.11.2021

Четверг

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России

(избрание на Патриарший престол 1917).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

19.11.2021

Пятница

Прп. Варлаама Хутынского (1192).

8-00 Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

20.11.2021

Суббота

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

8-00 Панихида.Часы. Божественная Литургия.

16-00 Всенощное бдение.

21.11.2021

Воскресенье

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила,

Варахиила и Иеремиила.

8-00 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

16-00 Вечернее Богослужение.

Источник

Монастырь Зосимова пустынь

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь находится в одноименном поселке Московской области; основан монахом Зосимой (Верховским) и его духовными дочерьми, которым пришлось уехать из Николаевского монастыря города Туринска.

На новом месте монашеская община начала работу по напутствию Московского митрополита в 1826 году. Для этого была выделена земля, пожертвованная помещицей М. Бахметовой. Первые кельи сестер были сделаны из дерева. Через 7 лет старец Зосима умер, а в 1938 году на его могиле была построена первая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1856 году община получила статус монастыря. Он продолжал существование до 1917 года. После этого работал в качестве земледельческой артели. Окончательно был закрыт в мае 1929 года. Сестры разъехались по соседним селениям, некоторые из них были репрессированы и сосланы в ссылку.

С 1967 года на территории бывшего монастыря работал пионерлагерь для детей сотрудников Московского метро. Новую жизнь обитель получила только в 1999 году как часть Московской Новодевичьей обители. В марте 2000 года было принято решение об открытии отдельного монастыря Троице-Одигитриевской пустыни. В 2012 году обитель перевели в каноническое подчинение Московского патриарха. С 2011 года настоятельницей обители стала игумения Фаина. В 2017 году монастырь получил 4 новых здания: дом с мезонином, гостиницу, дом с пристройкой и корпус для трапез конца XIX века. Началась реставрация этих объектов.

Колокольня Троице-Одигитриевского монастыря на Яндекс.панораме

Расписание богослужений

В обители регулярно устраивают собрания, занятия и встречи. Службы в Храме Святой Троицы проходят ежедневно, утренние начинаются в 7:00, вечерние в 17:00. На все мероприятия можно попасть совершенно бесплатно. Расписание всех предстоящих событий можно увидеть на официальном сайте.

Монастырь ведет активную проповедническую деятельность. Сестры бесплатно раздают книги о христианских учениях. В будние дни проходит чтение правил Серафима Саровского. На территории монастыря пишут иконы, переплетают книги, шьют одежду.

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Инфраструктура

На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.

На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.

В марте 2017 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Святыни

Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.

В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Как добраться до монастыря

Добраться из Москвы можно на электричке, идущей от Киевского вокзал до Зосимовой Пустыни.

Если ехать на своем автомобиле из Москвы, следует от МКАДа двигаться по Киевскому шоссе/ Е101/М3. Примерно через 38,5 км будет поворот налево на ул. Дорожную. По ней двигайтесь до ул. Центральная и далее 10 км до Зосимовой Пустыни. Подробный маршрут указан на карте по ссылке ниже.

Без лишних хлопот можно добраться на такси. Для этого следует воспользоваться мобильными приложениями: Яндекс. Такси, Uber . По телефону машину можно вызвать, обратившись в компании: «Везет», «Недорогое такси», «Старое такси Москва», «Тудей».

Обзор Троице-Одигитриевского женского монастыря

Источник

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Тро́ице-Одиги́триевская Зоси́мова пу́стынь (Зоси́мова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустынь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Зосимова Пустынь поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа («Новая Москва») города Москвы, в 7 км от деревни Яковлевское.

Содержание

История [ править ]

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт де-факто окончательно в мае 1929 года.

Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

Современное состояние [ править ]

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь в современной жизни существует как самостоятельный монастырь с 1999 г.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, воссоздан монастырский коровник, организованы монастырские курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Сестры монастыря участвуют в Богослужениях и несут послушания в храме, в просфорне, на огороде, в коровнике, курятнике, а также другие послушания монастыря. Ведется катехизаторская работа с прихожанами монастыря. Монастырь окормляет два приюта для детей-подростков и детей-инвалидов. В ближайшее время при монастыре планируется открытие воскресной школы.

Храмы [ править ]

На территории обители располагаются два храма,

Храм Святой Троицы, главный храм монастыря, полностью отреставрированный после многих лет поругания. Именно в нем в настоящее время совершаются все Богослужения. Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

И надвратный Храм Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в колокольне монастыря, на втором ярусе. По причине неотапливаемости храма Богослужения совершаются в нем несколько раз в год.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

14 апреля – прп. Марии Египетской.

Фото [ править ]

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Как добраться [ править ]

Адрес: 108805,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

1. С Киевского вокзала города Москвы электрическим поездом проехать до станции Рассудово (среднее время в пути 1 час 20 минут), далее на такси до монастыря.

2. По трассе М-3 Украина, доехать до поворота на поселок Яковлевское, далее проехать 800 метров до мемориала воинам погибшим в Великой Отечественной войне, перед ним повернуть на право и двигаться прямо порядка 8 километров до поселка Руднево, при въезде в поселок Руднево, с правой стороны располагается Храм Рождества Богородицы (белого цвета), сразу после Храма повернуть на право на асфальтированную лесную дорогу и двигаться по ней порядка 4 километров до ворот монастыря.

3. От станции метро «Саларьево» автобус № 1002 до деревни Яковлевское, далее либо на такси, либо на автобусе № 868 до монастыря.

Паломнику [ править ]

В настоящее время монастырь не располагает гостиницей для приема паломнических групп, размещение небольших групп (3-4) человека возможно, при наличие мест и только по предварительному согласованию, с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой) по телефону: 8-915-497-21-59.

Для желающих посетить обитель одним днем сообщаем, что монастырь принимает паломников и паломнические группы. Для этого необходимо предварительно связаться с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой).

Источник

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь Ставропигиальные монастыри РПЦ

женский монастырь киевское шоссе. Смотреть фото женский монастырь киевское шоссе. Смотреть картинку женский монастырь киевское шоссе. Картинка про женский монастырь киевское шоссе. Фото женский монастырь киевское шоссе

История

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть возобновлённый им в 1822 году Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт-де-факто окончательно в мае 1929 года. Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря.

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

Одигитриевская пустынька до утверждения

Много десятилетий спустя после своего основания, когда Зосимова пустынь получила уже статус монастыря, благочинный уездных монастырей архимандрит Пимен в своём весьма хвалебном отзыве об обители не преминул добавить: «Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне ещё неослабно в ней обитает».

При трудном устройстве обители отец Зосима не только не упускал из виду устройства внутреннего, духовного в ученицах своих, но даже больше всего имел о том попечения: утрени, вечерни, поклонные келейные правила исполнялись неотложно. В зимние длинные вечера чтение и списывание святых духовных книг и рукоделие были их занятиями. Отец Зосима всегда старался утверждать в своих ученицах молчание, любовь к уединению, простоту, смирение, взаимную любовь и послушание, нестяжание.

По праздникам все ходили и ездили в приходскую церковь в ближайшее село Руднево для слушания литургии и для причащения Св. Тайн. Священник, который и старцу и всем сестрам был отец духовный, отдал им хоры, где сестры стояли одни без народа. Через несколько лет после основания пустыни Настоятель Донского монастыря архимандрит Афанасий (Петриев) пожертвовал в новоустроенную обитель большое резное Распятие в рост человека. Для приличного помещения этой святыни, отец Зосима выстроил часовню, куда сам и сестры ходили на молитву.

Возбуждая в ученицах своих горячность и усердие к бдениям и ночным молитвам, отец Зосима чрезвычайно сильно и утешительно беседовал об этом: «Да, возлюбленные сестры, дай Бог вам познать утешение ночных бдений, когда вся природа, все люди погружены в мрачный покой, всё тихо, всё молчит, точно всё мертво. Как утешительно переселяется в такие минуты душа от этой смертности в иной мир и беседует едина с Единым, воспевая: Се жених грядет в полунощи. А особенно летом, в тихую светлую ночь, как отрадно молиться одному на свободе в леску!» Некоторые сестры, восхищённые такими внушениями, просили у него благословения ходить в лес ночью молиться. Лес был весьма близко, возле самой калитки. Он с утешением благословил и поделал им на ёлках кресты в некотором расстоянии один от другого и просил Господа укреплять и утешать их.

Кто же из сестёр, последовавших за отцом Зосимою из Сибири в неведомое будущее, остался верен первому зову сердца? В исповедальных росписях Рождественской церкви соседнего села Руднева показаны десять сестёр, выехавших из Туринска вместе с Верой и Маргаритой Верховскими: Анисья Ивановна Конюхова (первая верная и последовательная ученица старца), родные сёстры Степанида и Аграфена Васильевны Туголуковы (пришедшие в Туринский монастырь в 1824 году), Параскева Андреевна Иконникова (в монастыре с 1824 г.), Аграфена Кирьяковна Ползунова (в монастыре с 1823 г.), сёстры Анна и Феодосия Феоктистовны Костоусовы (в монастыре с 1825 г.), Анисья Осиповна Старикова, Анастасия Павловна Антонова, Мария Хомутова.

Нельзя не упомянуть о тех слёзных письмах, которые шли в адрес старца Зосимы из Туринска от матери и дочери Васильевых. Об этом духовном уроке для всех нас по её письмам опубликовал статью «Туринская трагедия» А.Л. Беглов в сборнике «Альфа и Омега» (№3(56) за 2009 и №1(57) за 2010 годы). При отце Зосиме жили в пустыни три девицы из дворянского звания, которых старец привёз со Смоленщины. Одна из них, Надежда Потёмкина была облечена в рясофор с именем Зосима в пустыньке в середине 30-х годов, а впоследствии стала известной схимонахиней Саррой в Спасо-Бородинском монастыре.

Несколько успокоенные и обустроенные госпожой Бахметевой, сёстры предприняли попытку официально оформить своё совместное пребывание под окормлением отца Зосимы. Были поданы прошения от «дочерей капитана Варвары и Матрены Верховских и пятнадцати сестёр, бывших в обществе Туринского монастыря, из коих одно принесено Государыне Императрице Марии Феодоровне, об исходатайствовании у Государя Императора позволения устроить общежитие с церковью под ведением их дяди Верховского, бывшего попечителем Туринского женского общежития, а другое самому Государю Императору по тому же предмету». Однако, по определению Святейшего Синода, 2 мая 1827 года состоявшегося, был выслан указ об отказе в означенной просьбе.

Тогда устроение пустыньки приняло на первом этапе сугубо частный вид. Земля, пожертвованная Марией Семёновной Бахметевой в пользу обители, была оформлена 23 августа 1827 года в форме купчей на имена «капитанских дочерей Варвары и Матроны Ильиных Верховских». Надо думать, что купчая была «безденежной».

Для устройства обительского хозяйства отец Зосима нанимал рабочих, а над чисткой леса и обрабатыванием огородов трудился сам с топором и мотыгой. С ним вместе работали и все сестры. Прежде всего, он выстроил на долинке, которую предварительно окопал для осушения со всех сторон глубокими и широкими канавами, маленький деревянный корпус. В канавы пустили несколько карасей; потом ещё выстроили несколько келий и обнесли долину деревянной оградой, за которой с трёх сторон был еловый лес, а с четвёртой, с юга, виднелась усадьба г-жи Бахметевой. Выкопали колодец, и Господь утешил их: в колодце открылась чрезвычайно чистая, холодная и лёгкая вода.

После смерти старца Зосимы проходили годы в тихом, безвестном сиротстве чад его, которым покровительствовал милосердный архипастырь Филарет, которых поддерживал и утешал боголюбивый архимандрит Антоний, наместник Троице-Сергиевой Лавры и благочинный монастырей Московской епархии, не оставляли помощью и участием старцевы друзья и благодетели: Семён Лонгинович Лепёшкин со своею супругою, царица Грузинская и дочь её царевна Тамара и царевичи сыновья её, благодетельный дом купца Дмитрия Николаевича Самгина и прочие.

Об участии святителя Филарета в устройстве Зосимовой пустыни под Москвой

Когда старец Зосима в 1821-1822 годах хлопотал в Петербурге о получении монастыря для своих чад, то «из духовных особ Московский владыка Филарет, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде, более всех оказал своё благорасположение к пустынному старцу. Сей боголюбивейший, любомудрейший и любвеобильнейший архипастырь принял старца под своё отеческое покровительство и не только помогал ему в его предприятии, но даже поправлял ему черновые прошения в Святейший Синод и содействовал исполнению сего дела».

Поддержал Митрополит Филарет общину старца Зосимы и по приезде её из Сибири. Владыка предоставил отцу Зосиме келию в кремлевском Чудовом монастыре и всячески способствовал тому, чтобы старец обосновался с сёстрами именно в Московской епархии. После смерти о. Зосимы основанная им пустынь «была ещё в младенческом, весьма скудном состоянии и за неимением в ней храма Божия, не подлежала законному утверждению и существовала только одним отеческим покровительством своего Архипастыря Митрополита Филарета». Именно владыка Филарет подсказал возможность подачи прошения грузинской царевной Тамарой на строительство храма: «На это имя можно всё сделать». Так и свершилось – Синод разрешил построить «домовый» храм для грузинской царевны. Когда храм был завершён и в нём начались богослужения, стало возможным осуществить и утверждение Общежития «девиц и вдовиц», живших вокруг храма.

При устроении Одигитриевского Общежития митрополит Филарет, кроме официального донесения Синоду, ходатайствовал ещё частным образом перед Обер-Прокурором графом Н.А. Протасовым личным письмом от 13 июля. Но ещё раньше, в мае того же 1841 года, просил о помощи в этом деле находившегося тогда в Петербурге Андрея Николаевича Муравьева: «Будьте ещё мне ходатаем по находящемуся в Св. Синоде делу о вкладах, предполагаемых для Троицкой церкви Грузинской Царевны Тамары на усадьбе Одигитриеве, и для общежительствующих при сей церкви нескольких лиц женского пола. Дело сие было слушано, и Св. Синод полагал утвердить мнение епархиального начальства. Теперь вкладчики, не получая разрешения, докучают мне и входят в недоумение. Представьте Графу Николаю Александровичу мою покорнейшую просьбу о споспешествовании окончанию сего дела, дабы упрочить благодеяние, которое набожные люди делают другим набожным людям».

Высочайшее соизволение на утверждение Троице-Одигитриевского общежития последовало 19 июля 1841 года. И сам Архипастырь составил и ввёл в обиход «Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского женского общежития». Если сравнить уставы, написанные святителем Филаретом для Борисо-Глебского и Троице-Одигитриевского общежитий, то сразу видно, как тщательно рассматривал Владыка особенности каждой обители. Для новоначальной, только-только начинающей свой монашеский подвиг, Борисо-Глебской пустыньки он дал устав очень умеренный. Как пишет об этом митрополит Иоанн (Снычев), «нет сомнения, что Филарет держался такого правила: лучше начинать с малого, но твердо, чем с большего, но слабо и непостоянно. Для Аносинской обители было достаточно и тех правил, которые составил московский архипастырь. Ими она руководствовалась и мудро вела к благочестию своих насельниц».

Сам митрополит Филарет отзывался несколько позже о составленных им уставах так: «Правила общежития Борисоглебского сделались потом правилами общежития Бородинского, прежде нежели оно преобразовалось в монастырь, и теперь служит правилом общежития Одигитриевского. Перейдя от одного общежития к другому, они пересматривались и получали изменение или дополнение в некоторых частях. … Первые [два] писаны для новоначальных, а другой для имевших уже некоторые опыты жизни по подобию монастырской». Так, в каждом отдельном случае, великий Архипастырь подходил к делу, учитывая особенности обители. Уже позже, в 1850-х годах, способствуя устроению Спасо-Влахерского монастыря в Дмитровском уезде, святитель писал в письме к устроительнице о некоторых послаблениях для заново устраиваемого монастыря по сравнению с уставом Одигитриевской пустыни.

Под неусыпным контролем и благословением своего Архипастыря Троице-Одигитриевское общежитие крепло и процветало. В 1855 году митрополит Филарет посетил пустынь и сам освятил заново обустроенный и расширенный Троицкий храм, убедился в готовности общежития принять статус монастыря и немедленно (в конце того же 1855 года) возбудил в Св. Синоде ходатайство по этому вопросу. В следующем 1856-м году обитель получила статус монастыря.

В течение всего своего пастырского служения митрополит Филарет сам следил за развитием духовной жизни во всех вновь устроенных им женских обителях. Известны его письма к настоятельницам многих монастырей. Удостаивал Владыка и начальницу Одигитриевского общежития (а затем – игуменью монастыря) матушку Веру Верховскую личными письмами с наставлениями, утешениями и ободрением.

Благодетели Зосимовой пустыни

Мария Семёновна Бахметева.

К 1830-м годам денежные дела Марии Семёновны по каким-то причинам пришли в расстройство, и она стала жить на своей мызе Кодрата. Дом её так и остался покрытым соломою, но она уже совсем по-другому смотрела на всё вокруг: «Я часто размышляю о промысле Божием обо мне и о всех, меня окружающих. Семьдесят лет прожила, не умела нажить ни друзей ни знакомых, села в болото одна. Господь помог из болота сделать преприятное обитание и прислал целую обитель Своих рабов. … За их молитву даст время сколько-нибудь исправиться. … Я вижу, что не я для них уготовила место, а что они присланы меня спасать. А они уверены, что я им благодетельница, и всякий день докучают обо мне Господу и тем подают причину меня спасти, что надоели просьбою».

В Зосимовой пустыни «кончила она свою довольно бурную и сложную жизнь, редко уже выезжая в последние годы». Умерла она 13 декабря 1839 года. Благодарные сестры Зосимовой пустыни воздали ей должное, похоронив рядом с алтарем Троицкого храма. Позднее, после расширения Троицкого храма, могила её подошла «под жертвенник южного придела».

Московские купцы Лепёшкины.

В 1838 году Семён Лонгинович Лепёшкин воздвиг каменный храм над могилой старца, а после утверждения общежития в 1841-м построил несколько каменных корпусов, каменную ограду с угловыми башенками, амбары и другие необходимые строения. Купил для монастыря плодородные огородные земли. Завещал немалую сумму на содержание сестёр и причта в Зосимовой пустыни.

К 1855 году стараниями Семёна Лонгиновича соборный Троицкий храм был расширен двумя приделами. Им же начато было строительство колокольни, которую закончили строить его сыновья Василий и Дмитрий Семёновичи Лепёшкины, продолжавшие дело отца на ниве благотворительности.

Грузинские царевичи.

После присоединения Грузии к России в самом начале XIX столетия всех царевичей обязали покинуть родину и обосноваться в России. «Для устроения участи членов бывшего царского Грузинского дома, Государственным Советом положено купить им в России недвижимые имения, для чего и определены каждому из них особые капиталы».

Царевичи Ираклий и Окропил построили себе на свои капиталы дома в Москве на участках вдоль Китайгородской стены между Неглинкой и Рождественкой. В начале 1824 года половина дома царевича Ираклия была отделана и занята царицею Мариею. С нею жила постоянно царевна Тамара. В этих же домах «по проезду Китайской стены №51» жил в 1830-х годах и царевич Илья Георгиевич, полковник и Кавалер, участник Отечественной войны с Наполеоном. Именно с этим домом связан очень важный эпизод из жизни старца Зосимы.

Царица Грузинская и все её дети знали и любили старца Зосиму, но особенно почитали его после излечения царевны Тамары. Житие преподобного Зосимы так описывает этот случай:

«Однажды царевна Тамара была отчаянно больна. В это время отец Зосима, не зная об этом, приехал в Москву по делам своей обители. Царевич, брат её, встретил его в городе и сказал: «Ах, отец Зосима, как мы нетерпеливо ждём Вас! Царевна больна, желает видеть Вас, посетите её!» Старец был весьма расположен усердием ко всему благочестивому и благодетельному дому их и, ничего не подозревая, пошёл с царевичем к болящей. Тут он нашёл и другого царевича, её брата, а царевну в сильном жару, без памяти. Оба царевича приступили к старцу и умоляли его, чтобы он возложил руки на болящую и помолился. Старец, по своему чудному смирению, испугался даже такой просьбы и, отрекаясь своим недостоинством, хотел ту же минуту удалиться. Но царевичи нарочито сами подвели его к болящей и сами же с благоговением возложили руки его на главу её. Старец заплакал, говоря: «Что вы делаете? Я недостойный грешник». Но как только руки его коснулись царевниной головы, она в ту же минуту пришла в память, узнала старца, обрадовалась ему и просила его помолиться. Но он поспешил удалиться. С той минуты ей стало легче, и она скоро выздоровела».

Именно царевне Тамаре судил Господь быть орудием устроения первого храма в Зосимовой пустыньке. Да и позже царевна Тамара и царевич Ираклий много заботились об этой обители.

Строительство первого храма в Зосимовой пустыни

До появления своего храма в Зосимовой пустыне «все ходили и ездили по праздникам в приходскую церковь для слушания литургии и для причащения Святых Тайн; и священник, который и старцу Зосиме и всем сёстрам был отец духовный, отдал им хоры, где сёстры стояли одни без народа».

На территории пустыньки при отце Зосиме поставлено было большое резное распятие в рост человека, подаренное Донским архимандритом Афанасием (Петриевым) вскоре после поселения там старца с сестрами. Над этим крестом выстроили часовню, куда ходили на молитву. Около этой часовни впоследствии похоронили старца по его завещанию, «чтобы дождь с крыши, под коею распятие Спасителя, орошал его могилу». Над гробом основателя обители, по благословению Владыки Филарета, позднее построили церковь во имя Святой Троицы.

Хлопоты о средствах на построение храма в пустыньке начались летом 1837 года. Летопись об этих заботах можно найти в письмах Марии Семёновны Бахметевой тех лет: «О церкви ещё нет не только решения, но и просьбы не знают, кому подать. Кажется, нужно и можно только мне о сем просить и то самого Царя. Письмо я написала – не знаю, пойдёт ли в дело. Это дело не наше. Ежели Матерь Божия благословит, то Сама устроит, и кого выберет орудием, Она сие знает. А мы по слепоте своей ломаем голову напрасно, за что часто ссорюсь со своими соседками (т.е. насельницами Зосимовой пустыни), что очень озабочиваются».

Теперь уже известно, как вскоре открылась возможность построить в пустыни храм на средства, пожертвованные некоей госпожой Т…, и какую роль сыграла в этом грузинская царевна Тамара. По указу Святейшего Правительствующего Синода от 4 ноября 1837 года было разрешено построить храм на усадьбе Одигитриево во имя Живоначальной Троицы «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости её здоровья, литургии, с тем, чтобы по кончине её домовую церковь прекратить и всю вообще утварь церковную отдать в приходскую церковь безвозвратно».

В марте следующего 1838 года началась в пустыньке «большая деятельность: возили камень, лес, дрова на созидание храма». Сооружена церковь была тщанием купца Семёна Лонгиновича Лепёшкина, «зданием каменная с таковою же колокольнею».

К концу 1838 года Троицкий храм был освящён, но постоянный причт назначен был лишь после утверждения общежития. А вплоть до 1841 года сестры исповедовались у того же священника в Руднево. И только «на дни Св. Четыредесятницы и Пятьдесятницы в 1840 году к исправлению Богослужений в Троицкой церкви был допущен уволенный за старостью лет от действительной службы, Серпуховской округи села Лужников, священник Пётр Григорьев». Не оставлял своим вниманием зосимовских сирот лаврский архимандрит Антоний. Не раз сёстры ездили в Лавру за советом, утешением, наставлением.

Духовные утешения приходили в пустыньку по промыслу Божию как бы невзначай и неожиданно. Так поучительна и история со старцевой келейкой. Прижизненное свидетельство тех событий описывает нам это так. «Уже была освящена церковь обители, и однажды во время великопостных часов все сёстры были в церкви. Вдруг осветились окна церковные огнём, и сестры увидели, что келья отца Зосимы, в которой он жил и которая очень близко была к церкви, так загорелась, что уже невозможно было её потушить. Она сгорела как свеча пред Богом, не касаясь никакого близкого строения. Сестры с горестью говорили: видно чем-нибудь прогневали мы отца Зосиму, что он взял от нас недостойных свою келью, этот драгоценный памятник его с нами пребывания. Но что же? Весною после снега, когда уже везде высохла вода, на пепелище в маленьком углублении стояла чистая светлая вода. Не только во все лето она не высыхала, но и зимою не вымерзала. И пожелали сестры выкопать колодезь на этом месте, чтобы оно никогда и никем не было застроено и обитаемо. Утешенные устройством колодезя, сестры говорили между собою: Чудны судьбы Божии! Мы тосковали, что прогневали Бога и отца Зосиму, и оттого сгорела келья, но теперь ясно видим промысел Божий. Деревянная келейка от времени сгнила бы и развалилась, но теперь место это увековечилось к славе Божией в память преподобного отца нашего. Боголюбивейшие благодетели Симеон Лонгинович и Анна Васильевна Лепёшкины, услышав об этом, порадовались духом и, питая всегда благоговейную память и усердие к отцу Зосиме, выстроили над колодцем каменную часовню».

В конце 30-х годов, вместе с открытием Троицкого храма, Господь сподобил благодетелей обеспечить сестер Одигитриевской пустыньки и своей землёю и денежными средствами. В июле-сентябре 1839 года, совсем незадолго до своей кончины, Мария Семёновна Бахметева оформила по купчей за грузинской царевной Тамарой шестнадцать десятин земли с лесом. А 8 декабря того же 1839 года, Указом Святейшего Правительствующего Синода, было закончено дело о продолжении существования устроенной ею домовой церкви: «Дозволено оной церкви оставаться при жизни Тамары домовою, а по смерти не уничтожать и оставаться ей существующею навсегда под управлением Высшего Епархиального Начальства для совершения в ней Богослужений ради поселившихся при ней нескольких лиц женского пола, составляющих общежительное заведение». В январе следующего 1840 года царевна Тамара и «из дворян девицы Варвара и Матрена Ильины Верховские» полученные ими от г-жи Бахметевой «25 десятин земли с лесом предоставили навсегда Одигитриевской Троицкой церкви, с тем чтобы оною землею и лесом пользовались поселившиеся при Троицкой церкви лица женского пола, составляющие Богоугодное общежительное заведение».

Сразу же по утверждении Общежития был назначен в храм священник Михей Павлович Богрецов, 69 лет, овдовевший незадолго до того в том же 1841 году.

Купил Семен Лонгинович в пользу обители еще огороды близ Москвы, которые ежегодно приносили, хотя и не большой, но очень нужный для обители доход. Земля эта, луговая и сенокосная, расположенная в пойме реки Москвы около деревни Печатники, отличалась плодородием испокон веку. В прошлом соседями по меже были огороды Спасо-Андрониковского и Спасо-Симонова монастырей. Несколько южнее расположен Николо-Перервенский монастырь.

Об одной из поездок в Зосимову пустынь в 1849 году оптинский старец Макарий сообщил монахине Досифее (Лыкошиной, двоюродной сестре Веры и Маргариты Верховских) так: «…Я недавно был в Малоярославце, а оттуда с о. Игуменом ездили в Зосимову пустынь, где были очень довольны радушным принятием твоих сестриц м. Веры и Маргариты. У них теперь собралось более ста сестер и уже выстроены две церкви и кельи прекрасные у всех, тесноты нет и нужды не имеют».

Из писем отца Моисея (Путилова) мы узнаем некоторую подробность о планах расширения Троицкого храма в Зосимовой пустыни. Так, 20 сентября 1849 года он писал игумену Антонию: «Третьего дня была у нас в обители г. Марья Ивановна Головина из Тихоновой пустыни и между прочим просила меня осведомиться посредством тебя о предложении строения придела от ее усердия в Зосимовой пустыни, где строиться будет храм новой. Чего будет стоить один придел по смете, о каковой просит справиться и доставить ей посредством меня, а не прямо в Тихонову Пустынь, дабы негласно было. Согласно её требования, выправься и пришли мне уведомление». Как мы знаем, северный придел в новом Троицком храме посвятили Марии Египетской.

Большую часть средств на расширение храма выделил Семён Лонгигович Лепёшкин. Он же и руководил стройкой, вкладывая в это дело душу. Позднее Благочинный монастыря архимандрит Пимен (Мясников) написал в своих воспоминаниях: «Соборный храм посередине монастыря, каменный, трехпрестольный, весьма благолепный, как снаружи так и внутри, и вполне свидетельствующий о щедрости и усердии храмоздателей и благотворителей Лепешкиных». Южный придел посвятили святым покровителям основателя и устроителя обители – преподобному Зосиме Соловецкому и священномученику Симеону Персидскому. Как безбрежен промысел Божий, совокупивший земные усилия отца Зосимы и Симеона Лепешкина, память небесных покровителей которых празднуется церковью в один день – 17 (30) апреля!

Зоимова пустынь и Оптина

Короткий отрывок из письма преподобного Антония (Путилова) 1830 года даёт косвенное свидетельство о знакомстве оптинских старцев с самим отцом Зосимой. Но существует об этом и прямое свидетельство – письмо настоятеля Оптиной пустыни отца Моисея (Путилова) от 19 мая 1860 года, где он, отзываясь на изданную книгу Жития «блаженныя памяти Старца Схимонаха Зосимы», писал, что «Господь удостоил видеть его и знать во время жизни на земле».

Этап монашеской жизни в Одигитриевском Общежитии (с 1841 по 1856 годы) ознаменован живой связью с оптинским старцем Антонием (Путиловым), теперь – преподобным Антонием Оптинским. Есть свидетельство о поездке начальницы Зосиминой пустыни (как называл пустыньку игумен Антоний Путилов) матушки Веры в Малоярославецкий монастырь в декабре 1842 года. А в мае 1844 года игумен Антоний направил в обитель первую свою ученицу Феодосию Александровну Поливанову (из Калужских дворян), а затем и несколько других: родных сестёр Загрязских Екатерину и Любовь (из дворян Боровской округи), Наталию ГригорьевнуКачалову (из дворян Калужской губернии), вдову Екатерину Ивановну Облеухову, урождённую баронессу Черкасову, Анну Сергеевну Банину (из Тверских дворян). Став насельницами Зосимовой пустыни, они все достаточно часто ездили в Оптину пустынь, когда их Авва вернулся туда после своего «настоятельского послушания» в Малоярославецком монастыре.

Интересен комплект писем, хранящийся в фонде Оптиной пустыни в Отделе рукописей РГБ в Москве. А также среди изданных писем игумена Антония (Путилова) адресаты из Зосимовой пустыни угадываются по некоторым штрихам. Из них мы узнаём некоторые подробности о сестрах Зосимовой пустыни, о путях их духовного преуспеяния, глубине покаянного чувства, о событиях в обители. Сколько скорбей, искушений, болезней надобно претерпеть душе, вставшей на путь стяжания Божией благодати! Как наглядно и ясно видно это из писем, как поучительно. А сколько искушений доставляло окормление женской обители отцу Антонию!

Начиная с 1852 года, сохранилась переписка матушки Веры (Верховской) с настоятелем Оптиной пустыни о. Моисеем. Интересны некоторые деловые взаимоотношения между обителями. Так, в марте 1848 года начались переговоры Настоятеля Оптиной пустыни отца Моисея через игумена Антония с Зосимовой пустынью о том, чтобы «сделать соглашение о шитье плащаницы и лицах живописи». В апреле о. Моисей отправил «посылку в ящике с лицами Святых для заказанного шитья в Зосимовой пустыни», и две послушницы зосимовские приезжали в Оптину.

Существуют свидетельства об общении настоятельницы Зосимовой пустыни с оптинским старцем Макарием (Ивановым). В 1849 году старец Макарий (Иванов) писал в Севский монастырь монахине Досифее (Лыкошиной, двоюродной сестре Веры и Маргариты Верховских): «27 сентября … я писал тебе о бытии моем в Зосимовой пустыни, где нашёл совершенные мир и согласие между сестрами Верою и Маргаритою и между всеми». Об одной из поездок старца Макария в Зосимову пустынь, неожиданно обернувшейся духовным праздником для всех, подробно рассказано в его Жизнеописании. Вот как писал об той поездке с отцом Антонием (Путиловым) сам старец Макарий к своим севским племянницам: «В понедельник рано приехали в Зосимову пустынь… От преизбытка их (сестер) радости и любви они не знали, какое нам подать успокоение. Но мы были довольны; и нельзя не быть признательным к всеобщему радостному и усердному приветствию и растворенному откровенному чувству. Но в самое время нашего у них пребывания умножилась их радость: получили известие, что завтрашний день, то есть 16-е число, приедет к ним отец наместник лаврский, отец архимандрит Антоний, и пробудет у них день своего Ангела бывшего, Андрея Критского, 17-го числа, что и исполнилось. 16 числа в 3 часа пополудни приехал отец архимандрит; и для нас было это такое неожиданное утешение, так что если бы и списываться к съезду, то нельзя бы было так приноровить. Приятное его любовное простое обращение, душеполезные и назидательные беседы для всех и каждого служили большим утешением. И в это все время у сестер работы и занятия все были оставлены, кроме нужных; а все приседали при ногу его и нашею и питались душевною пищею, исходящею из уст его».

После кончины аввы Антония (Путилова) двух его духовных дочерей принял под своё руководство преподобный Амвросий – монахинь Марию Поливанову и Аполлинарию Банину. По благословению о. Амвросия монахиня Мария была пострижена в схиму 4 июня 1874 года.

Монахиню Аполлинарию о. Амвросий благословил на послушиние быть поставляемой игуменьей в другие монастыри. В схиме она носила имя Амвросии. Скончалась 7 марта 1906 года в Петровской пустыни, которая находилась в 12 верстах от Кашина и приписана была к Кашинскому Сретенскому монастырю. Там и похоронена. О ней издана была книжка, повторенная в 1998 году. Некоторые подробности внутреннего распорядка в Зосимовой пустыни можно почерпнуть из автобиографии, включённой в ту книгу. очень тёплое воспоминание о первых днях своего пребывания в Зосимовой пустыни оставила она нам.

Утверждение обители в статусе монастыря

Посетив Одигитриевское Троицкое общежитие не только для освящения храма, но и «для личного усмотрения состояния общежития», Митрополит Московский Филарет «нашёл, что по внешнему устройству общежитие имеет совершенный вид монастыря. Богослужение церковное совершается в нём с полнотою монастырскою, чтение и пение исполняется сестрами благоговейно. Правила и чин общей трапезы также монастырские. … Кратко сказать, это вполне образовавшийся монастырь, которому недостаёт только монашеского пострижения», о чём митрополит и доносил в Святейший Синод в конце декабря 1855 года.

Началась подготовка к постригам и празднованию долгожданного утверждения монастырского статуса. Очень интересные сведения об этом времени узнаём мы из письма зосимовской инокини Марии Поливановой от 20 июля 1856 года:

Поздравление с грядущим торжеством и наставление от духовного пастыря из Оптиной пустыни не заставило себя ждать. После утверждения игуменьи (26 сентября 1856 года), игумен Антоний писал 1 октября:

За сим испрашиваю на Вас благословение Божие, и остаюсь навсегда недостойный игумен Антоний».

Праздник состоялся в октябре-ноябре 1856 года. «Служил наместник Троице-Сергиевой Лавры отец Архимандрит Антоний. По окончании часов, прочтён был Указ о возведении Зосимовой пустыни на степень монастыря и переименовании ея в Троице-Одигитриевский общежительный монастырь. В это же время несколько сестер облечены были в рясофор».

В 1856 году, когда Зосимова пустынь получила статус монастыря, матушке Вере (Верховской) было уже 54 года, а сестре её м. Маргарите 51 год. Их постриг в монашество был совершён в сентябре в Свято-Троицкой Лавре, и 26 сентября того же 1856 года матушка Вера была произведена в Игумении Троице-Одигитриевского монастыря.

Первый постриг сестёр состоялся 12 апреля следующего 1857 года. Среди первых пострижениц – ученицы самого старца Зосимы, приехавшие вслед за ним из Туринского монастыря, – родные сёстры Стефанида и Агриппина Туголуковы и Анисия Ивановна Конюхова, а также духовные чада игумена Антония (Путилова): Екатерина Загряжская (в монашестве Евгения), Любовь Загряжская (в монашестве Антония), Феодосия Поливанова (в монашестве Мария), Наталия Качалова (в монашестве Афанасия).

Окончание строительства колокольни и освящение надвратного храма

Освящение храма во имя Рождества Иоанна Предтечи было назначено на 22 июля 1857 года. Оптинские отцы были приглашены матушкой Верой заранее. Скитская летопись за июль месяц 1857 года не пропустила этого события: «18 числа батюшка о. Макарий и о. игумен Антоний, получив уведомление о имеющем быть в Зосимовой женской пустыни 22 июля освящении храма и приглашенные присутствовать при сем торжестве».

К лету 1863 года закончилось обустройство богадельни, куда были переселены престарелые монахини.

Шли и денежные пожертвования.

О духовной жизни насельниц обители можно почерпнуть лишь кое-какие крупицы в письмах и воспоминаниях. Из писем тех лет узнаем мы о том, что каждый год все насельницы монастыря говели к Отчиной памяти (24 октября) и причащались Святых Христовых Тайн. Устав соблюдался строго и был достаточно суров: обычно в монастыре (не в периоды постов) было только два дня в неделю скоромных.

27 июля 1859 года постигла матушку Веру непоправимая утрата – ушла ко Господу её родная сестра, постоянная помощница и утешительница на скорбном и полном тревог и забот послушании начальницы.Не оставил без утешения матушку Святитель Филарет:

Духовную радость, принесённую в жизнь такими живыми воспоминаниями о преподобном, его жизни, его словах, о его любви беспредельной, лучше всего передали нам современники того духовного праздника. Вот отрывки из писем оптинских отцов Моисея и Антония (Путиловых), откликнувшихся на изданную книгу:

«Чрез скудныя строки сии приношу Вам, дражайшая моя матушка, из глубины души моея всечувствительнейшее благодарение за весьма приятное мне письмецо Ваше и за посланныя при оном книги: Жизнь Боголюбиваго Старца Вашего Пр. Отца Зосимы и богомудрыя изречения его. За усердие Ваше ко мне убогому воздаст Вам Господь Бог Своею милостию. Вы изданием сих книг доставили великую пользу для многих чтущих, особенно для иночествующих».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *