женский монастырь серафимо знаменский скит
Серафимо-Знаменский скит
Содержание
История [ править ]
Серафимо-Знаменский скит расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово.
История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит.
Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.
В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.
Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского).
После революции скит был закрыт.
В сентябре 1993 года верующими было получено разрешение на ремонт Знаменского храма, при котором был открыт скит Серафимо-Дивеевского монастыря.
В декабре 1994 года в храм была перенесена чтимая икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. В 1994 и 1996 годах освящены престолы в честь святой равноапостольной княжны Ольги и преподобного Серафима Саровского. В 1995 году был восстановлен источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.
В декабре 2005 года завершались работы в летней части храма, к этому времени было построено два сестринских дома. В хозяйстве скита был коровник и 70 га обрабатываемой земли. В 2006 году в скиту проживало 30 насельниц.
30 мая 2013 года митрополит Георгий совершил Великое освящение левого придела церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Придел был освящен в честь святых равноапостольных императора Константина Великого и его матери царицы Елены.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Монастырь активно занимается сельским хозяйством.
Также, в скиту занимаются больными детьми, уже помогли встать на ноги многим ребятишкам с помощью иппотерапии (катания на лошадях).
Серафимо-Знаменский скит
Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.
Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.
Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.
Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.
С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!».
За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор.
Координаты Серафимо-Знаменского скита: 55°23’13″N 37°44’59″E
БИТЯГОВСКИЙ СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ
| Храм Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского в Битяговском ските. Фото с сайта sobory.ru |
Серафимо-Знаменский женский скит Подольской епархии
Серафимо-Знаменский скит был основан в 1910 году игуменьей Ювеналией (Марджановой).
В декабре 1902 года игумения Ювеналия отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. 27 июля 1910 года в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение обители было закончено. Активную помощь оказала великая княгиня Елизавета Федоровна.
23 сентября 1912 года обитель освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).
В конце 1998 года было принято решение о передаче скита в ведение Русской Православной Церкви.
27 января 1999 года в скитском храме состоялась первая божественная литургия. Началось возрождение монашеской жизни.
7 марта 2000 года решением Синода приход был преобразован в Серафимо-Знаменский скит [1].
Архитектура
Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.
Храмы
Серафимо-Знаменский скит

Серафимо-знаменский скит находится в Домодедовском районе Московской области, в селе Битягово. Он включает в себя женский монастырь и церковь. Обитель была основана матушкой Фамарью в 1912 году. В миру матушка — грузинская княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова). Название скита сложилось из имени преподобного Серафима Саровского, которого очень почитала схиигумения, а также из названия иконы Божьей Матери «Знамение».
У скита очень непростая история. Были годы, когда монастырь работал и там жили сёстры. Затем его закрывали, здания отдавали то под больницу, то под пионерский лагерь. Да и саму настоятельницу, схиигумению отправляли в ссылку. Сейчас Серафимо-Знаменский скит включает женский монастырь и действующую церковь.
Расписание богослужений
В храме скита ежедневно проводятся богослужения. Утренняя служба начинается в 8:00. Только по воскресеньям её начало смещается на час позже, поскольку сначала молебен. Есть дни, когда проводятся всенощные бдения. Расписание может меняться по праздникам и другим причинам. Уточнить его можно как в самой церкви, так и в группе социальной сети ВКонтакте. Там же принимаются записки о поминовении или о здравии. Официального сайта у самого монастыря нет.
История
Игумения Фамарь, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского скита, приехала в Россию в 1907 г. Её служба началась с Покровской общины сестёр милосердия в Москве. Тогда она ещё не постриглась в схиму — это произошло только в 1916 г. Женский монастырь строился с 1910 по 1912 гг., обустраивать его помогала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Работал Серафимо-Знаменский скит 12 лет — до 1924 г., когда его постигла участь многих церквей и монастырей. Он был закрыт и с 1925 по 1965 гг. помещения скита занимала Заборьевская больница. В 1931 г. была арестована сама матушка Фамарь. Её сослали в Иркутск. Возращению схиигумении из ссылки поспособствовал родной брат Константин. В 1966 г. на месте скита открылся пионерский лагерь «Спутник», существовавший на этом месте до 1974 г.
Фамарь не дожила до дней, когда Серафимо-Знаменский скит возродился — она умерла в 1936 г. Только в 1997 г. в ските вновь была зарегистрирована православная община. Монашеская жизнь здесь возобновилась в 2000 г., решением Синода Русской православной церкви.
В настоящее время настоятельница скита — игумения Иннокентия, очень добрая открытая женщина, по отзывам паломников. Находится обитель практически посреди леса. Все приезжающие отмечают удивительную тишину и спокойствие этого места. При этом нельзя сказать, что скит находится где-то в глуши: до трассы М-4 Дон здесь не более 2 км, да и от аэропорта Домодедово обитель отделяет всего 9–10 км.
Устройство Серафимо-знаменского скита
Церковь по виду напоминает шатёр со светлыми стенами и зелёной крышей. Любопытны детали, которые придали этому месту ещё больше религиозности. Например, ограда монастыря квадратная и равна 33 саженям — по числу лет Христа, проведённых на земле. Сестёр по уставу ранее также было 33. Церковь Знамения украшена 24 кокошниками — это число символизирует апокалипсических старцев. На территории скита находятся 12 келий-домиков — столько же было апостолов. Каждый домик имеет своё имя — соответствующий имени апостола. Сегодня здесь живут 18 насельниц.
Центр Серафимо-Знаменского скита — двухъярусный каменный храм. Первый, верхний ярус — престолы преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Знамение». Нижняя часть — храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Эта часть задумывалась как усыпальница и напоминает пещерные храмы римских катакомб.
На территории монастыря есть музей, посвящённый основательнице обители Фамари. Здесь есть книги, которые читала первая настоятельница монастыря, с её собственными пометками на полях. Сохранились некоторые вещи, предметы мебели. Например, уцелело кресло из карельской берёзы, небольшой комод, диванчик.
Ещё одно интересное место для паломников в обители — собственная конюшня. Здесь можно покататься на лошадях — особенно этой возможности радуются дети. Рядом со скитом протекает речка Рожайка. Раньше это была полноводная река, но со временем она обмелела и превратилась в небольшой ручей.
Святыни
Серафимо-Знаменский скит имеет собственные святыни. Здесь можно поклониться мощам преподобномученницы Фамари — это одна из главных реликвий монастыря. В храме находятся иконы Божьей Матери «Знамение» и «Покрывающая», икона Серафима Саровского с частичкой мощей.
Здесь же находятся частички мощей Сергия Радонежского, Александра Свирского, мученицы Татианы, Оптинских, Дивеевских и Киево-Печерских святых.
Панорама Серафимо-Знаменского скита на Яндекс. Картах
Как добраться
Серафимо-Знаменский скит находится в 50 км от Москвы, в селе Битягово. Доехать можно на электричке, а затем на автобусе.
Из Москвы до железнодорожной станции Домодедово можно доехать с Павелецкого вокзала. Далее автобусом № 32 — он едет прямо до остановки в селе Битягово. Или автобусами № № 18, 31, 32, 58 до остановки «Заборье», а потом идти пешком 2,5 км.
На автомобиле до монастыря нужно ехать по трассе М4-Дон. Двигаясь по указателям «Кашира/Видное» нужно ехать до Каширского шоссе. Там съехать с трассы в сторону аэропорта и ехать по улице Заборье. На перекрёстке с ул. Новой повернуть направо. Далее до ул. Синяя — свернуть на неё и ехать до Серафимо-Знаменского скита (270 м).
Видео о Серафимо-Знаменском ските
Женский монастырь Серафимо-Знаменский скит Епархиальные монастыри РПЦ
История
История создания скита связана с жизнью схиигумении Фамари (Марджановой). В 1907 году матушку, бывшую тогда игуменией Бодбийского монастыря святой Нины в Грузии, переводят для служения в Россию. Она становится игуменией Покровской общины сестер милосердия в Москве (до пострига в схиму в 1916 году матушка носила монашеское имя Ювеналия).
В создании скита на землях Покровской общины в матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.
На освящении вновь созданной обители 6 октября 1912 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…»
Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь, по благословению Патриарха Тихона, Владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 г.
В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо—Мариинской обители, впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью.
В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.
5 июня 2011 года были освящены престолы верхнего храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и нижнего — в честь святой равноапостольной Нины.
На малом входе был совершен чин возведения в сан игумении настоятельницы скита монахини Иннокентии (Поповой). Ей был вручен игуменский жезл.
В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Монастырь активно занимается сельским хозяйством.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского,
Нижний храм освящен в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Служение
— У нас есть книги, которые матушка Фамарь читала, придя совсем юной в монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби, — сказала игумения Иннокентия. — Настоятельницей Бодбийского монастыря в Грузии была в то время игумения Ювеналия (Ловенецкая). Она приняла княжну, рано осиротевшую, как мать. И подарила ей книги святителя Игнатия (Брянчанинова) со своей дарственной надписью, пожелав стремившейся к богообщению девушке полюбить этого автора так же, как полюбила его она. Еще матушка Ювеналия пожелала послушнице, чтобы сей дивный святитель вел ее по жизни.
По словам нынешней настоятельницы скита, в этих бесценных есть пометки самой матушки Фамари. Недавно сестры решили в хронологической последовательности распечатать пометки. Распечатали и увидели: особо выделенные места в тексте или отклик в слова на мысль, назидание настолько сильно, убедительно отражают высокий духовный строй схиигумении Фамари! То есть итог этой работы для потрудившихся сестер оказался плодотворным и радостным, еще больше приблизив к ним основательницу родного скита.
— Удалось сохранить матушкино кресло из карельской березы, небольшой ее комод и диванчик, — продолжила игумения Иннокентия. — Есть личные вещи матушки. Например, белый апостольник и кусочек шали, в которой она была в ссылке, где заболела туберкулезом горла.
Признаюсь, что этот простенький кусочек шали, эта материальная вещь из прошлого особенно взволновала душу. Многое вспомнилось из прочитанного и обжегшего сердце трагизмом событий, погрузивших Россию в пучину горя и невыносимых страданий. Конец XIX в.: девушка с красивым голосом, музыкально одаренная и готовившаяся поступать в консерваторию, попадает в Бодбийский монастырь на экскурсию и выходит оттуда с совершенно иными намерениями. Отныне ее сердце навсегда с Богом. Теперь она думает только об одном: как послужить Господу здесь, в женской обители, где находится гробница святой равноапостольной Нины — просветительницы Грузии. Спустя годы горячо любимый православным русским народом святой праведный Иоанн Кронштадтский символически предречет ей игуменство в трех местах и великую схиму. И действительно она станет игуменией Бодбийского монастыря, где к тому времени уже подвизалось около 300 сестер, затем — Покровской женской общины в Москве и в начале XX в. — настоятельницей созданного ею (с активной помощью преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны) скита, который просуществовал 12 лет и был закрыт в 1924 г.
Фамарь, правда, не сразу арестовали после закрытия скита. Ей дали пожить на свободе и только в 1931 г. забрали в Бутырку, затем сослали в Иркутскую область, где она провела три года в тяжелом для нее климате. В ссылке не было ни лекарств, ни теплой одежды и обуви, но схиигумения не роптала, а писала из Сибири: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Так и должно быть… Все, что за годы случается, вся жизнь — разве это не чудо?!»
— Мать Фамарь постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, — сказала игумения Иннокентия. — Мы поминаем ее на Литургии, частенько воздыхаем к ней, прося о помощи, ездим к ней на Введенское (Немецкое) кладбище в Москву. Она была похоронена рядом с московским старцем — святым праведным Алексием Мечевым, чьи мощи находятся теперь в столичном храме святителя Николая в Кленниках. Собираясь здесь, у матушки Фамари в этой уютной, милой сердцу скита, сестры вольно или невольно поглядывают на вериги, которые она носила. Сделаны вериги из металла и весят до трех килограммов. Это — крест праведника.
Моя собеседница призналась, что когда ее организм порой не выдерживает напряжения — начинает скакать давление и побаливать сердце, она остается тут ночевать, среди реликвий, укрепивших живую потаенную связь с основательницей скита. А утром отмечает, что и сердце перестало болеть, и с давлением все в порядке — словом, пришла в норму!
Еще об одной бесценной реликвии музея хочу сказать. Это небольшой деревянный сундучок, с которым священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, был в ссылках, когда его «перебрасывали» из одного конца страны в другой — из холодного края в знойные места. Открыв сундучок, мать Иннокентия достала оттуда многостраничное письмо, написанное святителем матушке Фамари, в котором он ласково называет ее «мамуся», «родная» и подробно рассказывает о дивном сне на Лубянке, в котором ему явился Господь. В скиту подвижник веры нашел убежище с осени 1918 г. по 1919 г. В пик гонений на Церковь схиигумения Фамарь приютила у себя епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), бывшего наместника Чудова Кремлевского монастыря, и тогда еще архимандрита Серафима (Звездинского), построив близ скита киновию с домовой церковью преподобного Арсения Великого. Полтора года эти близкие по духу люди жили в полузатворе, ежедневно совершая Божественную литургию, занимаясь науками и церковным творчеством. А еще они копали грядки и рубили дрова…
Письмо святителя Серафима к матушке Фамари опубликовано в книге «Все вы в сердце моем», имеющейся в скитской библиотеке. Но какое волнение испытываешь, когда берешь в руки исписанные красивым мелким почерком листочки бумаги и понимаешь, что над ними склонялся святой, на долю которого выпало столько страданий и в то же время столько Божией и людской любви!








