женский монастырь серафимович волгоградской области

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Мiръ Россия Волгоградская область Серафимович Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь был основан 1638 году как донской “Межигорский монастырь”, предназначался для донских казаков.

Содержание

История [ править ]

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и расчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места.

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

Храмы [ править ]

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.

В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Необыкновенной красоты храм с 33 куполами (по числу лет земной жизни Христа) появился в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в городе Серафимовиче Волгоградской области. Возведение храма в честь Преображения Господня началось по инициативе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в 2003 году.

При составлении проекта прототипом этого храма послужил Преображенский храм в Кижах, который также является деревянным и многокупольным (33 купола с крестами).

Праздничная церемония освящения храма Господня с 33 куполами состоялась 7 сентября 2014 г.

В честь открытия храма в монастыре состоялся праздник, в котором приняли участие около 10 тысяч паломников. Во время торжеств, в храме пели певчие из Киево-Печерской лавры. Литургию исполняли редким Киевским распевом Х века.

Святыни [ править ]

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники.

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года.

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Обыкновенное чудо игуменьи Арсении

Игуменья Арсения возглавляла Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь во второй половине XIX – начале XX века и кроме уникальных храмов, выстроенных в этот период, оставила бесценное духовное наследие. Все документы для прославления игуменьи Арсении в лике святых уже отправлены в Священный синод РПЦ. Как шла подготовка к этому событию и чем живет обитель сегодня, выяснила корреспондент «Русской планеты».

На пути к прославлению

Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игуменьи — Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года, — так легче было получить необходимые документальные свидетельства.

– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, — рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. — Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать, ведь это настоящий труд — надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления.

– Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, — говорит матушка Онуфрия. — И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.

Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.

– Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все хорошо, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцелений, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.

В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцелений и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение о канонизации может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями.

Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области, в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала.

Наследие игуменьи Арсении

Игуменья Арсения, в миру — Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.

В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, электростанция, склад зерна и пионерлагерь. Все это время храм оставался заброшенным, а уникальные колонны из итальянского мрамора, доставленные в XIX веке из Италии, были осквернены надписями. Во время реставрации их почистили, но царапины и следы въевшейся краски видны и сегодня. Сейчас в светлом и просторном храме, вновь освященном в сентябре 2012 года, проходят праздничные богослужения.

Прямо под Казанским собором находится храм преподобного Арсения Великого 1888 года постройки, восстановленный в 2002 году. Он расположен в цокольном этаже здания и почти не имеет естественного освещения, в полумраке здесь проходят постовые службы. Именно в этом храме находился склеп игуменьи Арсении, когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского.

По свидетельству сестер разоренного монастыря, работники электростанции, которая располагалась здесь с 1936 года, хотели разграбить могилу игуменьи. Известно, что она была похоронена со всеми реликвиями, среди них были кресты с драгоценными украшениями: от императора — за вклад в развитие монастыря, а также преподнесенный послушницами по случаю 35-летнего юбилея управления обителью. Но рабочим не удалось исполнить свои намерения, а мощи игуменьи забрали и укрыли монахини, жившие в то время в городе Серафимовиче. Последняя из свидетельниц тех событий скончалась в 1981 году. Где теперь находятся мощи матушки Арсении, неизвестно. Несколько раз насельницы современной обители пытались разыскать ее захоронение на территории монастыря, но все они оказались безуспешными.

– Мы все этого момента ждем, когда чудом Божиим матушка Арсения себя откроет, но, видимо, еще не время, — делится сестра Онуфрия. — Матушка Георгия нам говорит, что мы еще не готовы, что мы должны еще над собой поработать. Для нас это было бы, конечно, событием вселенского масштаба.

Из нижнего храма открывается путь в пещеры, вырытые под землей игуменьей Арсенией вместе с другими монахинями по образцу Киево-Печерских. Их протяженность 365 м, стены, пол и потолок зацементированы, температура под землей и летом, и зимой около +8 градусов. По замыслу игуменьи, пещеры символизируют путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы.

– В духовном плане пещеры — это сердце обители, — говорит матушка Онуфрия. — Сначала были восстановлены пещеры, потом нижний храм, потом верхний. В 90-е годы, когда монастырь стал возрождаться, в то время он был еще мужским, отсюда несколько КАМАЗов мусора вывезли. В советские годы пионеры в подземелье играли в казаки-разбойники, а место святое, и они тут терялись, выйти не могли, всякое было. Сейчас часть пещер закрыта для посетителей — речь о тех ходах, которые уже без матушки Арсении копали сестры.

В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря — по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры. По свидетельству сестер разоренного при советской власти монастыря, во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица.

– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, — рассказывает сестра Онуфрия. — Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.

Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела.

Источник

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь.

1. Свое название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачье станицы (ныне город Серафимович), расположенной рядом с обителью. Основан монастырь донскими казаками, аж в 1638 году, и первоначально он был мужским. В 1670 году монастырь был освящен.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Ну, а затем в Пасхальную ночь 1752 года, разлившийся Дон размыл берег, и святая обитель, защищенная Богом силой молитвы от атамана-бунтаря и его шалопаев, «сползла» в воду. Вот так! На Бога надейся, а сам не плошай! Строить нужно по уму, а не лбом полы ломать в храме божьем.

2. Монахи приняли решение перенести монастырь на более высокое место и к началу 1759 года отстроили его вновь. В 1785 году мужской монастырь стал женским и принял под свой кров 40 монахинь с дьяконом.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

3. Монастырь достиг своего расцвета в период управления пятой настоятельницы матушки Арсении (в миру Анны). За время ее руководства монастырь превратился в настоящий духовный центр. Была открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

В 1867 году создано женское училище, где могли получить 4-летнее образование девочки из разных социальных сословий. Училище было бесплатным и преподавали в нем помимо Закона Божьего еще русский и церковнославянские языки, арифметику, географию, историю Руси.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Женская обитель близ станицы Усть-Медведицкая просуществовала до 1928 года, после чего была закрыта и брошена. Сначала на территории обители была организована детская колония для беспризорников и несовершеннолетних преступников. Затем детский лагерь. Во время ВОВ здесь был штаб генерала Ватутина, а в после военное время здание храма использовалось, как электростанция, птицефабрика и зернохранилище.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

На многих колоннах видны следы советского периода.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Когда все просто и обыденно, тогда не интересно. А вот, когда все сложно и необычно, тогда и на лапшу, свисающую с ушей не обращаешь внимания.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

Зачем она рыла пещеры? Почему именно ломпадкой? Почему запрещала послушницам ей помогать? Никто не знает. Думаю, что даже сама Арсения не знала, так как на лицо девиантное поведение человека с серьезным расстройством психики, который не отдает отчет своим поступкам.

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

20. И еще одно чудо связано с куском камня, на котором якобы остались отпечатки рук и коленей, то ли самой Арсении, которая так горячо молилась, что камень расплавился, то ли самой Богородицы, которая выступала группой поддержки, при рытье пещер ломпадкой. Монахини и послушницы сами не знают, это не суть важно, главное же, что чудо!

женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть фото женский монастырь серафимович волгоградской области. Смотреть картинку женский монастырь серафимович волгоградской области. Картинка про женский монастырь серафимович волгоградской области. Фото женский монастырь серафимович волгоградской области

На вид это просто вырубленная из каменного монолита глыба, на которой, как на не засохшем бетоне какие-то оттиски. И даже если он действительно неземного происхождения, и оттиски оплавлены. И что? Какая от него польза?

Источник

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Женская обитель, расположенная в городе Серафимович (Волгоградская область), который ранее назывался Усть-Медведицкой донской станицей. Основание монастырского комплекса произошло в середине XVII столетия, возведение благословил преподобный патриарх Иоаким. Сегодня женская обитель полностью восстановлена после репрессий и угнетений большевистского периода, здесь проживают добродетельные монахини.

История обители

Монастырь считается самым посещаемым религиозным местом на правом берегу Дона. Его называют исторической жемчужиной края: постройки напоминают о духовном призвании, а стены своей белизной вызывают непомерный архитектурный восторг.

Своему первичному основанию обитель обязана донским казакам, заложившим первый камень в 1638 г. Так как монгольские неприятели совершали постоянные набеги на сооружение, монастырь решили перенести в более укрепленную местность. Второе строительство состоялось в период с 1652 по 1665 год.

Освящение новоявленного комплекса состоялось только в 1670 г., обитель получила название Преображения Господня. Архитектором сооружения являлся игумен Исайя, ему помогали три почетных старца.

Читайте также похожие статьи:

В 1752 г. на Пасху воды Дона вышли из берегов и затопили Усть-Медведицкую обитель, она фактически полностью ушла в речное пространство. Монашеская братия приняла решение о переносе строений дальше от берега и на более высокую местность. Через семь лет комплекс был вновь полностью восстановлен.

Преобразование в женскую обитель

В 1785 г. мужская обитель стала женской при содействии атамана А. Иловайского, отличившегося в баталиях против Турции и Польши. В монастырь пришли на служение четыре десятка монахинь, настоятелем являлся батюшка В. Михайлов. Первой игуменьей женского монастыря назначили матушку Марию (Карпову).

Деятельность монахинь регулировал батюшка В. Михайлов, которого назначил епископ Тихон III. Однако женская обитель действовала только несколько лет, Екатерина II в 1788 г. издала указ о закрытии нескольких комплексов Воронежской епархии. Открытие монастыря произошло осенью 1789 г., сюда стали принимать вдов и девочек-сирот. Руководила общиной та же матушка Мария, которая скончалась в 1827 г., её место заняла игуменья Августа. Новая настоятельница руководила монастырем восемь лет, в этот период здесь стали принимать дочерей донских казаков.

В 1835 г. игуменья Августа покинула бренный мир, её место заняла матушка Афанасия. В этот период Синод обновил письменный указ о правах Преображенской обители (первый экземпляр был создан еще в 1789 г.) Второе издание законодательного постановления исключило позиции, которые обеспечивали монастырскому комплексу содержание за счет государства. За монахинь вступился архиепископ Игнатий, возглавлявший в тот период Воронежскую епархию. Святитель лично составил положение в пользу общины и передал письмо царю. Николай I, рассмотревший прошение, восстановил насельниц в их государственных правах.

Интересно! В истории сохранилась легенда о том, что С. Разин (известный донской казак, возглавивший крупнейшее до XVIII в. восстание на территории Отечества) угрожал разорить монастырский комплекс. Однако Господь воспрепятствовал атаману совершить злодеяние. В день запланированной атаки поднялась сильнейшая буря, которая не позволила войскам Разина переправиться через Дон. На утро этот человек раскаялся в стремлении навредить Божьему дому, он сделал дорогие пожертвования обители в знак своей признательности.

Дальнейшая история

Наставница Афанасия умерла в 1847 г., игуменство перешло к матушке Вирсавии. Под управлением последней на территории монастырского комплекса воздвигли двухъярусную трапезную, увеличилось число монахинь. Матушка Версавия скончалась в конце осени 1863 г.

Игуменья лично создала несколько красивых икон, до настоящего времени сохранилась только одна, её название — «Плащаница Христа». В 1871 г. матушка-настоятельница испросила у архиепископа Платона благословение на постройку в обители Казанского собора. План здания создал московский архитектор И. Горностаев, строительство окончили в 1885 г., а в сентябре храм освятили.

Трудный период и новое время

Обитель официально закрыли в 1928 г., нескольких насельниц отправили в ссылку. Оставшиеся монахини учредили сельскую коммуну и купили дом, где могли жить и молится. Они старательно зарабатывали деньги на пропитание.

После закрытия на монастырской территории организовали колонию для несовершеннолетних преступников. В период с 1942 по 1943 год. здесь располагался военный штаб генерала Н. Ватутина. Женскую обитель в значительной степени разрушили бомбардировки немецких войск в битвах за Сталинград.

Возрождение монастырского комплекса началось в 1992 г. Первыми насельниками значились три иеромонаха, несколько послушников, а также два иеродиакона. Братия осуществила ремонт кровли некоторых строений, отреставрировала перекрытия.

Ещё интересные статьи о православии:

С территории убрали оставшиеся элементы электростанции, монахи починили хозяйственные строения, возродили пещеры, благоустроили домовой храм, а также воздвигли настоятельские покои с трапезной.

Женская община вернулась в монастырь в 2001 г., настоятельницей назначили матушку Георгию. Эта группа монахинь прибыла в обитель из Украины. Открытие и освящение Казанской церкви состоялось в начале осени 2012 г., реставрация собора заняла более двух десятков лет. В 2002 г. в нижнем ярусе восстановили храм, освященный в честь Арсения Великого. Преображенскую церковь строили в течение десяти лет, в это же время на территории воздвигли часовню Серафима Саровского.

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Архитектурная композиция

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

Как добраться

Женский монастырь находится на юго-западе Серафимовича, на улице Преображенская, дом № 7. Чтобы добраться из Волгограда до Божьего дома, необходимо ехать по трассе Р-22. Время поездки на личном автомобиле — примерно 4 часа.

Обитель открыта для каждого желающего, богослужения совершаются ежедневно с 7:30 до 18:00.

На заметку! На территории располагается паломническая трапезная, разрешено делать фотоснимки внешнего облика строений.

Обитель, построенная казаками, изначально являлась духовным оплотом донского казачества. Пережив немало суровых испытаний, монастырский комплекс продолжает возрождаться и ежедневно открыт для посещения православными людьми. Паломники приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой, живописными местами, а также воочию увидеть чудотворный камень Пречистой Девы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *