женский монастырь в гродно официальный сайт
Женский монастырь в гродно официальный сайт
В обители хранится Древний Крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня.
Копия чудотворной иконы Божией Матери Красностоцкой
В ковчежце-мощевике имеются следующие святыни:
камень от Живоносного Гроба Господня
камень от Божественной Голгофы
частица Животворящего Древа Креста Господня
частица Дуба Мамврийского
камень Неопалимой Купины с горы Синай
камень с кровью святого мученика Василиска
частица мощей Святителя Игнатия Ставропольского (Брянчанинова)
частица мощей Святителя Иннокентия Московского
частица мощей святой блаженной Матроны Московской
частица мощей преподобного Серафима Саровского
частица мощей преподобной Марии Египетской
частица мощей святой Марии Магдалины
частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой
частица мощей преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы
частица мощей святой мученицы инокини Варвары
частица мощей святого мученика младенца Гавриила Белостоцкого
частица мощей святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
частица мощей убиенного Иродом святого Вифлеемского младенца
Иконы с частицами святых мощей:
Икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской
Икона с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских
Икона с частицей мощей Святителя и чудотворца Николая
Икона с частицей мощей Святителя Тихона Патриарха Московского
Икона с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона
Икона с частицами мощей святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Икона с частицей мощей святой великомученицы Варвары
Икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского
Икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского
а также иконы с частицами святых мощей:
святых первоверховных апостолов Петра и Павла
святой равноапостольной Марии Магдалины
святого мученика мл. Гавриила Белостоцкого
святого праведного Иоанна Кормянского
святой праведной княгини Софии Слуцкой
святого праведного Феодора Томского
преподобных Марфы, Александры и Елены Дивеевских.
Женский монастырь в гродно официальный сайт
Первая настоятельница Игумения Афанасия (1843-1861), прибыла в обитель из Оршанского монастыря. Она оставила заметный след в Гродненской обители. Благодаря её стараниям и пожертвованиям горожан была отремонтирована Рождество-Богородичная церковь, началось строительство храма прп. Сергия Радонежского. По прошению Игумении Афанасии и ходатайству архимандрита Игнатия (Железовского) осенью 1850 года все строения и подворья, принадлежащие монастырю, были освобождены от военного постоя, поземельного сбора и прочих повинностей.
Игумения Анастасия (Успенская) за годы настоятельства (1867-1876) в Гродненском монастыре оставила о себе память, как об очень доброй и любвеобильной наставнице. Награждена золотым наперсным крестом. Обрела покой на Гродненском городском кладбище.
Игумения Никодима (1876-1901) отличалась энергией и предприимчивостью. При ней совершилось чудо мироточения Владимирской иконы Богоматери 7 октября (ст.стиль) в 1877 г. Похоронена на Гродненском городском кладбище.
Игумения Елена (Коновалова) родилась 10 июля 1876 года в Черкизове Московского уезда в семье потомственного почётного гражданина, окончила Мариинскую гимназию в Санкт-Петербурге, а также окончила высшие педагогические курсы. В 22 года поступила в Леснинскую обитель. 5 октября 1900 года была назначена настоятельницей Красностокского Свято-Богородичного женского монастыря. 22 октября того же года возведена в сан игумении. За короткое время Игумения Елена очень много сделала, чтобы обитель стала образцовой: Красностокский храм был обновлён и украшен, устроена тёплая домовая церковь, при монастыре были образованы приют для сирот, школа для подготовки учительниц церковных школ. Устроена монастырская гостиница, сооружена народная чайная, библиотека, амбулаторная больница и аптека. Многие лекарственные растения культивировались в монастырском саду. Игумения Елена награждена золотым наперсным крестом. Годы игуменства (1892-1923).
Игумения Онуфрия (Арцукевич) поступила в Гродненскую обитель пятнадцатилетней девочкой в 1897 году. Её стараниями был восстановлен в 1931 году Богородице-Рождественский монастырский храм, разрушенный в Первую мировую войну прямым попаданием бомбы. В 1931 году Игумению Онуфрию направили в Обычскую обитель, что на Волыни. Годы игуменства (1923-1931, 1948-1953). Была похоронена на Жировицком кладбище.
Игумения Серафима (Фельдман) настоятельница с 1931 по1947 год. Родилась в Варшаве 1 марта 1880 года. Будучи по происхождению еврейкой, она ещё в детстве была крещена в Православной Церкви и, опасаясь расправы за принятие Православия, в 1897 году поступила в Лесниннский монастырь. В 1900 году вместе с будущей игуменией Еленой переехала в Красностокский монастырь. Там окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия. 6 февраля 1916 года в Гродненской обители была пострижена в монашество. Находясь в Москве вместе с другими сестрами Красностокского монастыря в период Первой мировой войны, была назначена старшей сестрой милосердия в одном из Московских лазаретов. Её настоятельство проходило в тяжёлые годы немецкой оккупации. Похоронена на старом городском кладбище г.Гродно.
Игумения София (Порали) родилась в Сердобольском уезде Выборгской губернии 6 октября 1898 года. Поступила в Красностокский монастырь 4 августа 1910 года. 17 июля 1947 года была возведена в сан игумении. 1 октября 1949 года Указом Преосвященнейшаго Паисия, епископа Гродненского, игумения София освобождена от должности по состоянию здоровья. Матушка София была смиренной и незлобивой, за что её любили не только монахини, но и прихожане и паломники. Она любила детей и нищих, для них у неё всегда были «конфетка и копеечка» и доброе слово. Годы настоятельства (1947-1948). Обрела вечный покой в Жировицах.
Мария Митрофановна Рисицкая родилась 19 января 1894 года в Петербурге в семье мелкого чиновника, который вскоре умер, оставив семью без средств. Маленькую Марию отдали в приют при Красностокском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре недалеко от Гродно. В этом же монастыре находилась родная тётя Марии монахиня Илария, которая несла послушание казначеи обители и являлась начальницей местного Красностокского православного братства. Настоятельница монастыря игумения Елена и монахиня Илария сыграли основную воспитательную роль в жизни будущей схиигумении.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1914 году Матушка вступила в число насельниц монастыря и стала ближайшей помощницей и исполнительницей важных поручений Игумении Елены. В 1921 году была пострижена в рясофор и назначена казначеей монастыря.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого (Симанского), 18 апреля 1953 года архиепископом Минским и Белорусским Питиримом, матушка была пострижена в монашество с наречением имени Гавриила и в этот же день в Гродненском Рождество-Богородичном женском монастыре, была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста. При ней была налажена внутримонастырская жизнь и внешнее благолепие: шло строительство и переоборудование помещений, открывались приюты для детей-сирот, золотошвейная мастерская, свечной цех, построен игуменский дом и трапезная. В 1958 году игумения Гавриила за усердное служение Церкви Божией была награждена Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом с украшениями.
После закрытия Гродненской обители и переселения в Жировицкий монастырь, спустя два года Матушка приняла тайный постриг в схиму. Оставшиеся четырнадцать лет, которые она прожила со своими сестрами в Жировицкой обители, никто из сестёр не знал об особом молитвенном подвиге их настоятельницы.
Будучи уже очень больной, схиигумения Гавриила составила акафист Божией Матери «Владимирской-Мироточивой», в котором выражены радость и переживания её и Гродненских сестёр, их благодарность Богу и мольба к Царице Небесной.
Схиигумения Гавриила мирно отошла ко Господу 12 июня 1976 года, в Троицкую родительскую субботу, когда в Успенском соборе Жировицкого монастыря начинали служить панихиду. Матушку похоронили, как она и хотела, на общем кладбище среди сестер Гродненской обители в Жировицах.
Матушка Гавриила была удивительно образованным и одарённым человеком, музыкально грамотной. Она была регентом монастырского хора, прекрасно пела, владела игрой на скрипке и фортепиано. Сохранилось несколько стихотворений, посвящённых сестрам Гродненского монастыря, написанных Матушкой. Она была чудной рукодельницей, вышивала золотом и шёлком. И всё, к чему она прикасалась, обретало изысканность и красоту. Матушку любили все, кто её знал, при этом ощущали её любовь, сердечное участие и помощь.
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым награждена орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского в 1998 году к 40-летию и орденом преп.княгини Евфросинии Московской в 2008 году в связи с 50-летием со дня рождения.
Награждена в 2013 году государственной премией «За духовное возрождение общества » Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко. Награждена премией «Человек Года Гродненщины» по итогам 2012 года. Удостоена звания «Женщина Года» в 2008 году. Имеет и другие награды и почётные грамоты.
Женский монастырь в гродно официальный сайт
Первая настоятельница Игумения Афанасия (1843-1861), прибыла в обитель из Оршанского монастыря. Она оставила заметный след в Гродненской обители. Благодаря её стараниям и пожертвованиям горожан была отремонтирована Рождество-Богородичная церковь, началось строительство храма прп. Сергия Радонежского. По прошению Игумении Афанасии и ходатайству архимандрита Игнатия (Железовского) осенью 1850 года все строения и подворья, принадлежащие монастырю, были освобождены от военного постоя, поземельного сбора и прочих повинностей.
Игумения Анастасия (Успенская) за годы настоятельства (1867-1876) в Гродненском монастыре оставила о себе память, как об очень доброй и любвеобильной наставнице. Награждена золотым наперсным крестом. Обрела покой на Гродненском городском кладбище.
Игумения Никодима (1876-1901) отличалась энергией и предприимчивостью. При ней совершилось чудо мироточения Владимирской иконы Богоматери 7 октября (ст.стиль) в 1877 г. Похоронена на Гродненском городском кладбище.
Игумения Елена (Коновалова) родилась 10 июля 1876 года в Черкизове Московского уезда в семье потомственного почётного гражданина, окончила Мариинскую гимназию в Санкт-Петербурге, а также окончила высшие педагогические курсы. В 22 года поступила в Леснинскую обитель. 5 октября 1900 года была назначена настоятельницей Красностокского Свято-Богородичного женского монастыря. 22 октября того же года возведена в сан игумении. За короткое время Игумения Елена очень много сделала, чтобы обитель стала образцовой: Красностокский храм был обновлён и украшен, устроена тёплая домовая церковь, при монастыре были образованы приют для сирот, школа для подготовки учительниц церковных школ. Устроена монастырская гостиница, сооружена народная чайная, библиотека, амбулаторная больница и аптека. Многие лекарственные растения культивировались в монастырском саду. Игумения Елена награждена золотым наперсным крестом. Годы игуменства (1892-1923).
Игумения Онуфрия (Арцукевич) поступила в Гродненскую обитель пятнадцатилетней девочкой в 1897 году. Её стараниями был восстановлен в 1931 году Богородице-Рождественский монастырский храм, разрушенный в Первую мировую войну прямым попаданием бомбы. В 1931 году Игумению Онуфрию направили в Обычскую обитель, что на Волыни. Годы игуменства (1923-1931, 1948-1953). Была похоронена на Жировицком кладбище.
Игумения Серафима (Фельдман) настоятельница с 1931 по1947 год. Родилась в Варшаве 1 марта 1880 года. Будучи по происхождению еврейкой, она ещё в детстве была крещена в Православной Церкви и, опасаясь расправы за принятие Православия, в 1897 году поступила в Лесниннский монастырь. В 1900 году вместе с будущей игуменией Еленой переехала в Красностокский монастырь. Там окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия. 6 февраля 1916 года в Гродненской обители была пострижена в монашество. Находясь в Москве вместе с другими сестрами Красностокского монастыря в период Первой мировой войны, была назначена старшей сестрой милосердия в одном из Московских лазаретов. Её настоятельство проходило в тяжёлые годы немецкой оккупации. Похоронена на старом городском кладбище г.Гродно.
Игумения София (Порали) родилась в Сердобольском уезде Выборгской губернии 6 октября 1898 года. Поступила в Красностокский монастырь 4 августа 1910 года. 17 июля 1947 года была возведена в сан игумении. 1 октября 1949 года Указом Преосвященнейшаго Паисия, епископа Гродненского, игумения София освобождена от должности по состоянию здоровья. Матушка София была смиренной и незлобивой, за что её любили не только монахини, но и прихожане и паломники. Она любила детей и нищих, для них у неё всегда были «конфетка и копеечка» и доброе слово. Годы настоятельства (1947-1948). Обрела вечный покой в Жировицах.
Мария Митрофановна Рисицкая родилась 19 января 1894 года в Петербурге в семье мелкого чиновника, который вскоре умер, оставив семью без средств. Маленькую Марию отдали в приют при Красностокском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре недалеко от Гродно. В этом же монастыре находилась родная тётя Марии монахиня Илария, которая несла послушание казначеи обители и являлась начальницей местного Красностокского православного братства. Настоятельница монастыря игумения Елена и монахиня Илария сыграли основную воспитательную роль в жизни будущей схиигумении.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1914 году Матушка вступила в число насельниц монастыря и стала ближайшей помощницей и исполнительницей важных поручений Игумении Елены. В 1921 году была пострижена в рясофор и назначена казначеей монастыря.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого (Симанского), 18 апреля 1953 года архиепископом Минским и Белорусским Питиримом, матушка была пострижена в монашество с наречением имени Гавриила и в этот же день в Гродненском Рождество-Богородичном женском монастыре, была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста. При ней была налажена внутримонастырская жизнь и внешнее благолепие: шло строительство и переоборудование помещений, открывались приюты для детей-сирот, золотошвейная мастерская, свечной цех, построен игуменский дом и трапезная. В 1958 году игумения Гавриила за усердное служение Церкви Божией была награждена Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом с украшениями.
После закрытия Гродненской обители и переселения в Жировицкий монастырь, спустя два года Матушка приняла тайный постриг в схиму. Оставшиеся четырнадцать лет, которые она прожила со своими сестрами в Жировицкой обители, никто из сестёр не знал об особом молитвенном подвиге их настоятельницы.
Будучи уже очень больной, схиигумения Гавриила составила акафист Божией Матери «Владимирской-Мироточивой», в котором выражены радость и переживания её и Гродненских сестёр, их благодарность Богу и мольба к Царице Небесной.
Схиигумения Гавриила мирно отошла ко Господу 12 июня 1976 года, в Троицкую родительскую субботу, когда в Успенском соборе Жировицкого монастыря начинали служить панихиду. Матушку похоронили, как она и хотела, на общем кладбище среди сестер Гродненской обители в Жировицах.
Матушка Гавриила была удивительно образованным и одарённым человеком, музыкально грамотной. Она была регентом монастырского хора, прекрасно пела, владела игрой на скрипке и фортепиано. Сохранилось несколько стихотворений, посвящённых сестрам Гродненского монастыря, написанных Матушкой. Она была чудной рукодельницей, вышивала золотом и шёлком. И всё, к чему она прикасалась, обретало изысканность и красоту. Матушку любили все, кто её знал, при этом ощущали её любовь, сердечное участие и помощь.
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым награждена орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского в 1998 году к 40-летию и орденом преп.княгини Евфросинии Московской в 2008 году в связи с 50-летием со дня рождения.
Награждена в 2013 году государственной премией «За духовное возрождение общества » Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко. Награждена премией «Человек Года Гродненщины» по итогам 2012 года. Удостоена звания «Женщина Года» в 2008 году. Имеет и другие награды и почётные грамоты.
Женский монастырь в гродно официальный сайт
Гродненский Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь имеет давнюю и поучительную историю. Монастырский комплекс расположен на месте древнего православного Пречистенского соборного храма, считающегося ровесником Коложской Борисо-Глебской церкви. Первоначально Пречистенский храм был деревянным, но на рубеже XV–XVI вв. он уже имел каменные стены. С 1565 г. при храме существовал госпиталь для убогих и богадельня, на содержание которых по распоряжению Сигизмунда II Августа и Стефана Батория отчислялись деньги из дохода королевских имений. Кроме того, Пречистенская церковь наряду с другими четырьмя православными храмами г. Гродно (Борисо-Глебским, Воскресенским, Троицким и Крестовоздвиженским) получила земельные владения в Ольшанском урочище. Пречистенский храм, как и другие православные приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, а с рубежа XIV и XV вв. – непосредственно Киевским митрополитам. В силу исторических обстоятельств западно-русская церковь оказалась не только в тесном соприкосновении с римско-католической церковью, но и во власти государей-католиков, испытывая на себе сильнейшее религиозно-национальное давление с их стороны. В 1596 г. часть православных епископов-ренегатов во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рогозой согласились на церковную унию с Римом. Объявленная в октябре 1596 г. на соборе в Бресте уния явилась логическим завершением католического наступления на Православие в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. С этого момента правящие круги Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя Православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. В 1609 г. Пречистенская церковь была передана униатам.
В 1633 г. при Пречистенской церкви поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно. Жизнь монашествующих в униатской церкви Речи Посполитой имела совершенно иной характер: почти все монастыри были объединены в особый монашеский орден – Базилианский орден святого Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat). Первоначально создание какого-либо униатского монашеского ордена не входило в планы епископов-ренегатов, принявших унию в 1596 г. Однако последующие исторические события заставили греко-католическую иерархию избрать иной путь. Дело в том, что большая часть православного монашества отказалась принять Брестскую унию. На собор 1596 г. в Брест прибыло 12 архимандритов, но только трое из них (Браславский, Лавришевский и Минский) подписали унию, остальные же участвовали в соборе православных. Да и принявшие унию монастыри еще долго оставались полупустыми. Такое монашество не могло оказать какой-либо значимой помощи в распространении унии. В связи с этим и возникла идея создания из униатского монашества хорошо организованного ордена по образцу орденов римо-католических.
Вначале деятельность базилианской общины в Гродно не имела особого успеха (в 1641 г. в обители числилось лишь пять сестер). Посчитав причиной такого положения вещей «стиснутое положение» обители, в 1642 г. униатский митрополит Антоний (Селява) передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви вплоть до королевского замка.
Пожары 1647 и 1654 гг. уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались. В 1720–1751 гг. по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны III, была возведена новая каменная церковь. Однако уже в 1753 г. новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 г. настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм.
В 1843 г. опустевший базилианский монастырь был пребразован в православный Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Афанасия (1843-1861), прибывшая из Оршанского монастыря. К 1848 г. на добровольные пожертвования прихожан Рождество-Богородичный храм уже был капитально отремонтирован. В 1866 г. на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, была построена вторая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. 4 октября она была освящена Брестским епископом Игнатием (Железовским). Вскоре после этого события обитель посетил император Александр II.
7 октября 1877 г. при настоятельстве игумении Никодимы, совершилось чудо обильного мироточения от Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которое продолжалось около полугода. Часть мира была собрана в особый ковчежец в виде креста, который и доселе находится на иконе, ставшей одной из главных святынь Гродненской обители.
Во время военных действий в 1915 г. храм был сильно поврежден, также пострадали монастырский корпус и хозяйственные постройки. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. В 1921 г. сестры во главе с игуменией Еленой (Коноваловой) приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был в составе Польской республики, поэтому польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Вернувшиеся из Москвы сестры, поселились в стенах Гродненской обители. Во время Второй Мировой войны монастырь продолжал действовать.
До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. размещался Белорусский государственный музей атеизма, переименованный в 1991 г. в музей истории религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись музейные экспозиции.
В Жировицком монастыре гродненские сестры сохранили свой устав и в значительной степени поддержали немногочисленную братию, бывшую уже в весьма преклонном возрасте. Именно трудами гродненских изгнанниц в течение более трёх десятилетий содержались в чистоте храмы, обрабатывались монастырские угодья, исполнялось клиросное и иные послушания.
10 мая 1992 г. на заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря и о назначении настоятельницы.
1 июля того же года в праздник «Боголюбской» иконы Божией Матери, состоялось первое богослужение, которое возглавил Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии.
14 января 1993 г. был освящен восстановленный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, причем молящиеся в этот день удостоились необычного для зимнего времени небесного знамения – во время освящения храма над монастырем появилась радуга. Спустя год после открытия монастыря 1 июля 1993 года, монастырю был возвращен и главный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы обители были возвращены все монастырские здания, расписан Рождество-Богородичный собор.
23-25 июля 1995 г. гродненскую обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого визита настоятельница монастыря монахиня Гавриила (Глухова) была возведена Его Святейшеством в сан игумении. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, посетивший монастырь в 1998 г., оставил в книге почетных гостей следующую запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». 14 декабря 2002 г. постановлением Синода Белорусской Православной Церкви монастырь получил статус ставропигиального и переведен под непосредственное управление Патриаршего Экзарха. В настоящее время в монастыре проживают 14 монахинь; при монастыре действует православное сестричество, молодежная группа, работает детская Воскресная школа. За пределами города монастырь имеет земельный надел, площадью 3,2га, где выращиваются овощи для нужд насельниц, прихожан и паломников.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно кроме понедельника, если на этот день не выпадает бдение или полиелей святому.
Святыни Гродненской обители:
«Владимирская-Мироточивая» чудотворная икона Божией Матери,
Ковчег с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников Божиих;
Икона преп.СЕРГИЯ Радонежского с частицей мощей;
Икона Свт.и чуд.НИКОЛАЯ с частицей мощей;
Икона св.вмч.и целителя ПАНТЕЛЕИМОНА с частицей мощей;
Икона св.прав.МАТРОНЫ Московской с частицей мощей;
Икона св.равн.МАРИИ Магдалины с частицей мощей;
Икона св.прав.СОФИИ Слуцкой с частицей мощей;
Икона св.муч.ГАВРИИЛА Белостоцкого с частицей мощей;
Икона свв.благ.князей Муромских ПЕТРА и ФЕВРОНИИ с частицами мощей;
Икона преп.СЕРАФИМА Саровского с частицей мощей;
Икона свв.Виленских муч. АНТОНИЯ, ИОАННА и ЕВСТАФИЯ с частицами мощей;
Икона Свт.ТИХОНА Патриарха Московского с частицей мощей и другие.