женский монастырь в веневе тульской области
Свято-Никольский женский монастырь с. Венев Епархиальные монастыри РПЦ
История
Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.»
Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области.
Земли, на которых расположен в настоящее время Свято – Никольский женский Венев монастырь в 13 веке, принадлежал Рязанскому княжеству. По пути к селению Красный город священник Евстафий со спутниками, несший чудотворную икону свт. Николая в 1225г. останавливался здесь, и после его посещения в 13 веке на этом месте был основан мужской монастырь.
Великий князь Рязанский Георгий отдал распоряжение в селении Красный город заложить церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона.
Так икона свт. Николая, доставленная из г. Коруни, пронесенная по нашей земле и освятившая её, обрела свою обитель. В настоящее время зарайская икона Николая чудотворца находится в Третьяковской галерее изобразительного искусства.
Самым ранним документальным свидетельством существования Венева монастыря является упоминание его в «Книге степенной царского родословия» (ПСРЛ. Т.21. Ч.2. Гл. 13. С. 445) под названием «Венев, пустынь, монастырь святаго Николы… в земле Рязанской» в рассказе о кончине и погребении в Веневе монастыре в 1407 (по другим трактовкам — 1408) году смоленского князя Юрия.
Как свидетельствует В.И.Чернопятов, автор издания «Дворянское сословие Тульской губернии» (Т. VII. «Некрополь». 1912. С. 146), Великий князь Смоленский Георгий (Юрий) Святославич скончался в 1408 году 14 сентября и погребен у правого клироса нижнего храма. В начале XX века над его могилой еще сохранялась металлическая доска, установленная по соизволению преосвященного Дамаскина, Епископа Тульского и Белевского. Надпись на ней содержала выписку из 26 главы «Книги степенной царского родословия», которая гласила, что события эти происходили во время правления благоверного великого князя Московского Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского. «В граде Смоленске господствовал тогда великий князь Юрий Святославович. Сей великий князь Смоленский, видя нестроение братий своих и междоусобную брань, оставил княжение свое и ушел в Рязань к тестю своему, великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому. В отсутствии его Витовт, князь Литовский, пленил Смоленск, и супругу его с детьми повелел отвести в Литву. Услышав о таком злоключении града, жены и детей своих, в горести души князь Юрий предался на служение великому князю Московскому Василию, который сделал его наместником града Торжка».
Там он и повстречался с супружеской парой – князем Семионом Мстиславичем и княгиней Иулианией Вяземскими. Княгиня Иулиания была так хороша собой, что князь Юрий начал домогаться ее любви. Но Иулиания Вяземская не отвечала ему взаимностью и говорила: «Никогда не оскверню святое супружеское ложе». На одном из пиров князь Юрий злодейски убивает князя Симеона, надеясь тем самым расчистить себе путь к красавице княгине. Но напрасно, взаимности он так и не добился. Обороняясь от него, Иулиания ударила его ножом в грудь. В ярости князь Юрий изрубил ее мечом и приказал бросить ее тело в реку. Через год чудесным образом было обретено тело княгини Иулиании. В последствии от мощей княгини Иулиании Вяземской происходили многие чудеса и знамения, и церковь причислила ее к лику святых, объявив днями памяти святой мученицы княгини Иулиании Вяземской 15 июля и 3 января. И до сих пор ее подвиг является образцом самоотверженного служения одному из столпов православной морали — супружеской верности.
Совершив такое злодеяние, князь Юрий не мог найти покоя. Всеобщее презрение и осуждение погнали его в татарскую Орду, однако и там не найдя успокоения, он вернулся на Русь. Встретившись с монахом-отшельником, князь Юрий уверовал, что «пришло ему время оставить тщету века сего и взыскать место для спасения души своей». Таким местом была выбрана Веневская пустынь в земле Рязанской на речке Осетр, которая в ту пору была мужским монастырем св. Николая Чудотворца. Князь Юрий вселился в монастырь при игумене Петре, и «там в скорби и непрестанном плаче и сетовании о грехах своих впал в недуг телесный… и преставился о Господе в лето от сотворения мира 6917, а от Рождества Христова 1408 года месяца сентября в 14 день».
После смерти Юрий Смоленский завещал Веневу монастырю значительную сумму денег. На них в последствии были построены кирпичные стены вокруг монастыря с башнями и кирпичные монашеские кельи.
«Игумен-христолюбец» Петр, впоследствии получивший имя Петра Веневского, был учеником Сергия Радонежкого, и по преданию несколько раз встречался со своим духовным наставником в Веневе монастыре. Сергий Радонежский приходил в обитель пешком, чтобы навестить своего ученика. Он подарил ему жезл, власяницу и посох. В XIV веке в Веневе монастыре состоялась историческая встреча Сергия Радонежского, игумена монастыря Петра и князя Димитрия Донского. Реликвии, подаренные игумену Петру Сергием Радонежским, до 1930 года хранились в ризнице монастыря, а потом были переданы в какую-то другую епархию, так как в разное время монастырь был приписан к разным епархиям.
В XV веке Венев монастырь вместе с городом Венёвом вошел в состав Московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со второй половины XVI века монастырь находился в засечной оборонительной черте, проложенной вдоль южных границ Московского государства. К 70-м годам XVI века в монастыре существовали деревянный шатровый Никольский храм с южным приделом во имя вмч. Георгия и деревянная теплая на подклетях Успенская церковь с трапезой.
Настоятелями Венева монастыря до конца XVII века являлись игумены, позднее – архимандриты. Во второй четверти XVII века монастырь был приписан к астраханскому в честь Преображения Господня монастырю; с 1651 года — к Саввину Сторожевскому монастырю; с 1677 года – к Патриаршему дому, в 1724 году – к лебедянскому Яблонову Троицкому монастырю. И только в феврале 1727 года по прошению прокурора Военной коллегии Егора (Георгия) Ивановича Пашкова (захороненного в цоколе нижнего Свято-Николького храма в 1740 году) Венев монастырь вновь стал самостоятельным.
Наиболее драматичным оказался контакт Венева монастыря с исторической личностью XVI века – архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Черным). Свободолюбивые и нередко буйные новгородцы часто меняли управлявших ими князей и архипастырей. То, что архиепископ Пимен, по словам Н. Карамзина, «был в Новгороде Владыкой 17 лет, 2 месяца и 9 дней», свидетельствует о его пастырском таланте и способности примирять враждующие стороны. Подозрительный и злобный по характеру Иван Грозный, находившийся в то время на Московском престоле, не раз вступал в конфликты с новгородцами. В 1570 году Иван IV получил донос на архиепископа Пимена, в котором сообщалось, что архиепископ злоумышляет отколоться от Москвы и перейти к Польскому королю. Иван Грозный прибыл в Новгород Великий с царевичем и отрядом опричников, у ворот города архиепископ Пимен встречал его с хлебом-солью, но благословение архиепископа не было принято, а сам архиепископ прилюдно был обвинен в предательстве. Пимену Новгородскому было объявлено, что он лишается архиепископского сана. С него сняли облачение, одели в ветхую одежду, провезли с позором по городу (с бубенцами и волынкой) и отправили в Москву на суд, который осудил его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева монастыря. Его замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 кубических метра, с одним маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. В таких мучениях Пимен Новгородский прожил год и два месяца и в 1571 году скончался.
Незаурядная личность святителя-мученика нашла отражение в многочисленных исторических трудах. Вскоре после кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена. До 1913 года в нижнем храме Венева монастыря находилась гробница жертвы грозного царя в виде мраморного саркофага за металлической решеткой искусной работы местных мастеров, над которым было укреплено иконное изображение Святителя Пимена. В настоящее время в мощных каменных сводах нижней церкви была создана для обозрения и поклонения паломников имитация того «каменного мешка», в котором был замучен архиепископ Пимен. В 1986 году из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец, хранящийся в нижней церкви, частицы мощей свт. Пимена Новгородского.
Царь Иоанн Грозный пожаловал Веневу монастырю 1552 четверти земли, в том числе 375 четвертей пашенных угодий, с. Бортники на р. Осетр с церковью во имя прп. Пафнутия Боровского и 3 деревни. В 1606 году царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой подтвердил права Венева монастыря, предоставленные царем Иоанном IV, на владения и пожаловал новые земли (села Хавки и Страхово, деревни Анишино, Новосёлки, Филатово, Тёплая и др., а также ряд пустошей. По переписи 1674 года Венев монастырь владел огромным богатством: 2246 крестьянами, 425 дворами, при монастыре были конский и «скотный» заводы. В этот период были возведены каменный двухэтажный храм с колокольней и другие каменные монастырские постройки.
С середины XVIII века материальное положение Венева монастыря стало ухудшаться. Неумелое управление монастырским хозяйством, частая смена настоятелей привели к тому, что в 1764 году в Святейший Синод поступило сообщение, что в монастыре непорядок, а сама братия жаловалась: «Подаяния со стороны никакого ни от кого не имеем, потому что монастырь отстоит от города в дальнем расстоянии, и ныне остались без всякого пропитания, и милостыни просить не у кого… к службе Божией на просвиры муки, вина церковного, ни свеч, ни ладону взять стало неоткуда, и самим питаться нечем».
31 мая 1782 года консисторским указом Венев монастырь был упразднен. Успенский храм был обращен в приход расположенного рядом села Богоявленское, а монастырские постройки были отданы во владение священно и церковнослужителям, переведенным из села Богоявленское к новой приходской церкви. Однако им недолго пришлось пользоваться монастырскими строениями. В 1784 году исправлявший должность Тульского и Калужского генерал-губернатора, граф Кречетников, отыскивая в Тульской губернии годный к строению местный каменный материал – для строившегося Тульского оружейного завода, приказал разобрать в бывшем Веневом монастыре жилые каменные здания и каменную полуразвалившуюся ограду, бывшую вокруг церкви, и годный к строению камень перевезти на оружейный завод. Разлом каменных строений бывшего Венева монастыря и перевозка камня в Тулу делались по одному лишь приказу графа Кречетникова, без сношения с духовной властью, которая узнала об этом почти через 20 лет. Согласно Синодскому указу 1769 года имущество упраздняемых монастырей поступало на рассмотрение Святого Синода и епархиальных преосвященных. И только в 1803 году, когда приступили к перевозке на оружейный завод оставшейся части камня, преосвященный Мефодий (Коломенский) протестовал против этого как насильственного захвата церковной собственности. Но наступил новый исторический период – Европа была накануне военных действий. И судебный процесс о монастырском камне мог послужить причиной замедления постройки оружейного завода, имевшего в ту пору стратегическое значение. Камень предназначался для строительства главной нижней плотины завода на реке Упе.
В том же 1803 году отняты были у Успенской церкви и деревянные доходные постройки, сдававшиеся внаем купцам, приезжавшим на ярмарку в Успеньев день. Это были два деревянных корпуса с 16 жилыми покоями и 10 торговыми лавками. Так получилось, что от некогда богатого архитектурного ансамбля Венева монастыря осталась только двухэтажная каменная церковь.
Приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения в течение всего XIX века, в 1837 году он был отремонтирован, а в 1889-90 годах были подновлены иконостасы.
В храме не прекращалось богослужение даже в советские годы, и только осенью 1941 года, после оккупации г. Венёва немецкими войсками, Успенский храм был закрыт на два года. Известно, что верхняя Успенская церковь использовалась для хранения зерна.
В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому Тульскому монастырю для организации подворья. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 года подворье было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина).
Были отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения.
«ВЕНЕВ-МОНАСТЫРЬ Во имя святого Николая Чудотворца женский монастырь» Кондратьева Н.
(Тульская область, Веневский район, село Венев-монастырь)
В настоящее время в монастыре 15 насельниц. На их попечении скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, фруктовый сад. И всё это на хрупких плечах небольшой монашеской общины.
Монастырь является одним из самых древних монастырей. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в борьбе с язычеством на земле славянского племени вятичей. В XI-XII веках здесь уже были поселения, где проповедовал православие монах Киево-Печёрского монастыря Кукша. Он был замучен язычниками и ныне причислен к лику святых земли Тульской.
По легенде, монастырь был основан в XIII веке на месте, где останавливался греческий священник Евстафий из города Корсуни (Херсонес), на которого была возложена трудная миссия святителем Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Три раза являлся во сне свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Трудным был его путь, но встречен был с почестями и препровождён был в нынешний город Зарайск. Была заложена церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона. Так икона свт. Николая, доставленная из города Корсуни, пронесённая по нашей земле и осветившая её, обрела свою обитель.
Сейчас эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Драматичной историей в XVI веке для Венева-монастыря стала встреча с архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Чёрным), который был талантливым пастырем и умел примерять враждебные стороны. Но Иван Грозный поучил донос на архиепископа, что якобы тот злоумышляет отколоться от Москвы и перейти к польскому королю. Его обвинили в предательстве прилюдно, сняли облачение, одели в ветхую одежду и провезли с позором по городу. В Москве осудили на вечное заточение в «каменном мешке» Венева-монастыря.
Его замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. Пимен Новгородский прожил в мучениях один год и два месяца и в 1517 году скончался. Но не роптал на Бога, а молился и принимал всё как нисполанное Богом. Вскоре после его кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.
Теперь прихожанам разрешается войти в этот мешок, положение и состояние мученика, посидеть на узеньком приступочке, помолиться, попросить святого о помощи в своих нуждах.
Много испытаний перенёс Веневский монастырь, но с 1999 года начал своё возрождение. Сохранился Успенский храм, службы в нём не прекращались даже в советские годы; и только осенью 1941 года, после оккупации Венева немцами храм был закрыт на два года. Храм состоит из верхней и верхней церквей. Он хорошо сохранился и сейчас обновляется и благоустраивается.
На кладбище монастыря находятся рядом две могилы почитаемых в Тульской епархии старцев: священника отца Афанасия Реутова и схиархимандрита Христофора. Прихожане на этих могилах части зажигают свечи, служат молебны, возлагают цветы, просят помолиться о них. К отцу Афанасию шли люди из многих городов за духовным советом и по его молитвам получали исцеления. Старец Христофор был известен как мудрый советчик, но главный его духовный подвиг состоял в участии обретения покровительства великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Ефросинии Колюпанской, несший подвиг юродства и прожившей 120 лет. Предполагают, что в миру она была княжной Вяземской и фрейлиной Екатерины Великой. Старец Христофор предсказал, что Венев-монастырь будет женской обителью.
В верхней Успенской церкви находится местночтимая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Избавление от бед».
( Дни почитания – 21 октября и 24 декабря ).
Свято-Никольский женский Венев-монастырь
Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.
По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.
В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.
Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р. Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.
Веневский район, Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев-Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.
Свято-Никольский монастырь Венева
Свято-Никольский монастырь в Венёве — самая старая обитель в Тульской области. Его история началась в 13 веке, когда в эти населенные язычниками места прибыл проповедовать греческий священник Евстафий. Впоследствии монастырь не раз перестраивали, а с 1999 г. венёвская Свято-Никольская обитель стала женской. Несмотря на небольшой размер и некоторую удаленность от Тулы (40 км), здесь всегда много паломников. Люди едут сюда, что насладиться природой, подышать свежим воздухом, купить свежие продукты в церковной лавке и, возможно, вспомнить детство с его каникулами в деревне.
Что посмотреть
От некогда масштабного монастырского комплекса до сегодняшнего дня сохранилась лишь Николо-Успенская церковь с колокольней. На каждом из двух этажей каменного храма 17 века устроена отдельная церковь: теплая внизу и холодная вверху. Стены, дополненные каменными оконными наличниками, когда-то были богато расписаны. Сегодня же внешняя часть храма покрашена в розовый цвет, а внутренняя — побелена. Остатки фресок сохранились лишь в ризнице и на стенах ведущего к ней лестничного проема.
Царские врата и иконостас типичны для конца 18 века, эпохи расцвета московского барокко. Остальные здания монастырского комплекса — три келейных корпуса и подсобные помещения — построены совсем недавно. Насельницы держат свое хозяйство, в местной лавке можно купить хлеб, сыр, молоко.
Неподалеку от монастыря находятся скальники с пещерами, к которым, по воспоминаниям старожилов, от монастыря вел подземный ход. В пещерах были устроены монашеские кельи. В советское время, чтобы избежать случайных обвалов, пещеры якобы взорвали — остался лишь один вход, пользуются которым только опытные спелеологи. Об этих и других интересных фактах из жизни монастыря и окрестностей с удовольствием расскажут сами монахини.
Практическая информация
Адрес: Тульская обл., Веневский р-н, 301334. Координаты GPS: 54.337452, 38.034086.
До соседней деревни Дедиловские Выселки от автостанции Венева (17 км) регулярно ходят маршрутки.
Свято-Никольский монастырь Венева
Свято-Никольский монастырь Венева (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Свято-Никольский монастырь в Венёве — самая старая обитель в Тульской области. Его история началась в 13 веке, когда в эти населенные язычниками места прибыл проповедовать греческий священник Евстафий. Впоследствии монастырь не раз перестраивали, а с 1999 г. венёвская Свято-Никольская обитель стала женской. Несмотря на небольшой размер и некоторую удаленность от Тулы (40 км), здесь всегда много паломников. Люди едут сюда, что насладиться природой, подышать свежим воздухом, купить свежие продукты в церковной лавке и, возможно, вспомнить детство с его каникулами в деревне.
Свято-Никольский женский Венев-монастырь
Уникален Венев-Никольский монастырь, старейший из монастырей на Тульской земле. Весьма возможно, что первоначально он возник по образцу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. И хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV в., монастырь существовал и до этого времени.
По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.
В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо-Успенского храма, построенного в 1696-1701 г.г. Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм.
Но все остальное — стены, 6 башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.
Были отобраны и обширнейшие угодья монастыря, селения Анишино, Волынцево, Бортники — ныне Богоявленка, Бурдуково, Хавки, Медведки, Сливки и другие села и деревни, а также тысячи крепостных крестьян. В конце XVIII в. храм был передан приходу с. Богоявленского. В XX в. с 30-х до 50-х г.г. он был закрыт, а в начале 50-х г.г. вновь открыт.
Недалеко от монастыря находятся скальники. По рассказам местных жителей, от монастыря к пещерам в скальниках шел подземный ход. В пещерах находились монашеские кельи. В советское время, во избежание несчастных случаев, пещеры были взорваны — остался один вход, которым пользуются только опытные спелеологи.
Обнажения представлены высокими (до 12 м.) и протяженными (до 300 м.) почти вертикальными стенками заброшенного каменного карьера. Находятся они на самом живописном участке верхнего течения р. Осетра, пересекающего здесь полосу лесов «Тульские засеки». Обнажения выделяются на фоне крутых покрытых лесом склонов речной долины и придают ландшафту вид скалисто-гористого. В обнажениях виден и доступен для изучения разрез тарусского и веневского горизонтов нижнего карбона, сложенный органогенными известняками с остатками фауны и флоры.
Веневский район, Обнажения расположены в 2 км к северо-востоку от д. Венев-Монастырь, в 1 км к юго-западу от пос. лесничества Осетровского. Подъезд по шоссе Тула-Венев до остановки Дедиловские выселки, далее 1 км по шоссе на лесничество Осетровское до д. Венев-Монастырь. Затем 2 км по грунтовой дороге вдоль посадки по направлению к реке Осетр.
Его история началась еще в пещерном монастыре.
Группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в старинном Никольском женском монастыре, который больше известен, как Венев-монастырь. А также в месте паломничества сотен верующих – святом источнике Двенадцать ключей.
В полукилометре от тульской дороги, в 18-ти километрах от Венева у Дедиловских выселок находится этот старейший на Тульской земле Венев-Никольский монастырь. Сквозь деревья увидели подлинную жемчужину народного русского зодчества – двухэтажный Николо-Успенский храм.
Ученые предполагают, что первоначально Венев-монастырь возник по образцу Киево-Печерской Лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. Первое письменное упоминание о нем относится к началу XV века, но монастырь существовал и раньше.
— Меня волнует тайна происхождения Венева-монастыря, — говорит паломница Ирина Комарова. – Ведь история его началась почти десять веков назад. Эта такая старина! Его история началась еще в пещерном монастыре. Представляете, как там было все необычно и таинственно!
Очень интересно рассказала нам историю монастыря монахиня Елизавета, и показала все святыни.
— Ее рассказ запомнился мне на всю жизнь, — говорит Ольга Гренкова. – Матушка рассказывает с такой любовью к своей обители, с такой верой!
Первые упоминания о монастыре относятся к 1407 году. По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. В монастыре долго хранились два посоха святителя земли русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежал монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.
Никольский храм был освящен в 1696 году и сохранил все характерные черты своего времени, которые дошли и да наших дней. В храме самый древний иконостас в Тульской области, там находится место заточения новгородского архиепископа Пимена (1571 г.) и рака с его мощами.
В верхнем Успенском храме много чтимых икон, но очень запомнилась почитаемая икона Божией Матери «Избавление от бед». Паломники поклонились святыням и поставили свечи к иконам, заказать молебны. В нижней Никольской церкви находятся чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», которой ежедневно читается акафист. Икона большая, намоленная и очень красивая.
— Я знаю, здесь очень намоленное место, и все испрошенное в этом храме обязательно сбывается, особенно просьбы о рождении детей, — делится своим впечатлением Раиса Иванова.
В 1570 году Иван Грозный по ложному доносу сослал сюда новгородского архиепископа Пимена. Свт. Пимена Новгородского замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. Пимен Новгородский прожил в мучениях один год и два месяца и в 1517 году скончался. Но не роптал на Бога, а молился и принимал все как ниспосланное Богом. Вскоре после его кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.
Теперь прихожанам разрешается войти в этот мешок, в положение и состояние мученика, посидеть на узеньком приступочке, помолиться, попросить святого о помощи в своих нуждах.
Много испытаний перенес Веневский монастырь, но с 1999 года начал свое возрождение. Сохранился Успенский храм, службы в нем не прекращались даже в советские годы; и только осенью 1941 года, после оккупации Венева немцами храм был закрыт на два года. Храм состоит из верхней и верхней церквей. Он хорошо сохранился и сейчас обновляется и благоустраивается.
Он хорошо сохранился, избежал дальнейших перестроек и реконструкций и радует наш глаз прелестью древних архитектурных форм. Кирпичная кладка Венева монастыря свидетельствует о талантливости древнерусских зодчих, об их умении различными нетрафаретными способами передавать красоту в камне.
Но все остальное — стены, шесть башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки — на его расширение в начале XIX века.
На кладбище монастыря находятся рядом две могилы почитаемых в Тульской епархии старцев: священника отца Афанасия Реутова и схиархимандрита Христофора. Прихожане на этих могилах части зажигают свечи, служат молебны, возлагают цветы, просят помолиться о них. К отцу Афанасию шли люди из многих городов за духовным советом и по его молитвам получали исцеления.
Старец Христофор был известен как мудрый советчик, но главный его духовный подвиг состоял в участии обретения покровительства великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Ефросинии Колюпанской, несший подвиг юродства и прожившей 120 лет. Предполагают, что в миру она была княжной Вяземской и фрейлиной Екатерины Великой. Старец Христофор предсказал, что Венев-монастырь будет женской обителью.
У храма рядом есть могилка очень почитаемой монахини Анны, помогающей чадородию. Вся могилка ее в живых цветах от благодарных почитающих.
Распрощавшись с настоятельницей монастыря матушкой Алексией, с огромной благодарностью за такой радушный прием, мы отправились к святому источнику. Недалеко от Венева находятся чудотворные ключи, воды которых опоясывают «поляну невест». Сюда стремятся девушки, мечтающие удачно выйти замуж.
При посещении Святого источника Двенадцать ключей паломники узнали об удивительной истории его появления и преобразования. В завершении каждый желающий окунулся в освещенные воды, набрали живительной воды
Святой источник в Веневском районе, по легенде, появился в XIV веке. Сегодня территория благоустроена, здесь есть купальня, часовня, «Поляна невест».
Двенадцать ключей, – это одно из красивейших мест в окрестностях города Венева, со Свиридовой горы открывается вид на излучину реки Веневки и урочище.
В настоящее время источник освящен и благоустроен, выстроена купальня, поставлен памятный крест часовни Всех Святых.
По преданию, в деревне Свиридово на Свиридовой горе, между Веневкой и Осетром жил мужик Свирид, у которого с женой родилось 12 сыновей. Старостой в деревне выбирали тех у кого сыновей больше. Когда младший в семье стал помощником отца, избрали Свирида старостой. В 1380 году князь Дмитрий Донской собирал войска для сражения с Мамаем. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет. В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Сыновья тянули последними и жребий выпал им. Из уважения к старосте хотели сделать новую жеребьевку, но он отказался. Во время сражений все они погибли, а младший пронзенный копьем прикрыл знамя. Узнав об этом князь приказал отправит их тела на родину.
Их похоронили, на высоком холме, где русло реки Веневки встречается с Сухим Осетром. Вскоре у подножья холма забил источник, в котором насчитали двенадцать ключей.
Небольшое расстояние прошли пешком. И вот уже виднеются символичные ворота комплекса. До святого источника паломников провожают черные плиты с высеченными на них добродетелями: Любовь, Правда, Послушание и тд.
Ключи бьют из высокого холма при слиянии двух рек — Осетреца (ныне Сухой Осетр) и Веневки. Удивителен природный феномен, уникальная православная святыня всей России – знаменитый источник целебной святой воды Двенадцать ключей. Великие чудеса исцеления даровали и даруют воды источника по вере и молитве. Известны даже случаи исцеления от онкологических заболеваний!
Сегодня уникальные ключи – место паломничества сотен верующих. Все могут и получают благодать святой воды в купальне над источником и набирают воду с собой.
Территория источника очень живописна: есть купель, часовенка, поляна, именуемая Поляной невест (и, правда, среди молодоженов место очень популярно), лавочки и большие качели. На склоне, противоположному источнику, под березовой рощей установлен резной каменный крест.
Православный экскурсовод Виктория Резаева рассказала, что судя по записям первого веневского краеведа Даниила Гедеонова, на этом месте была установлена часовня во имя Иоанна Предтечи, каждый год 24 июня (7 июля по новому стилю), на престольный праздник сюда стекались окрестные жители и устраивали гулянья.
Это традиция сохранялась до 1917 года. Гедеонов так же связывал название расположенного неподалеку сельца Предтечево с этим урочищем. В 2005 году возрождены традиционные гуляния под названием фольклорный фестиваль «Двенадцать ключей».
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото Виктории Резаевой
Что посмотреть
От некогда масштабного монастырского комплекса до сегодняшнего дня сохранилась лишь Николо-Успенская церковь с колокольней. На каждом из двух этажей каменного храма 17 века устроена отдельная церковь: теплая внизу и холодная вверху. Стены, дополненные каменными оконными наличниками, когда-то были богато расписаны. Сегодня же внешняя часть храма покрашена в розовый цвет, а внутренняя — побелена. Остатки фресок сохранились лишь в ризнице и на стенах ведущего к ней лестничного проема.
Несмотря на такой аскетичный внешний вид, в церкви много старинных икон: святой Елизаветы 18 века, преподобного Пафнутия 19 столетия, Успения Богоматери, «Тайная вечеря».
Царские врата и иконостас типичны для конца 18 века, эпохи расцвета московского барокко. Остальные здания монастырского комплекса — три келейных корпуса и подсобные помещения — построены совсем недавно. Насельницы держат свое хозяйство, в местной лавке можно купить хлеб, сыр, молоко.
Неподалеку от монастыря находятся скальники с пещерами, к которым, по воспоминаниям старожилов, от монастыря вел подземный ход. В пещерах были устроены монашеские кельи. В советское время, чтобы избежать случайных обвалов, пещеры якобы взорвали — остался лишь один вход, пользуются которым только опытные спелеологи. Об этих и других интересных фактах из жизни монастыря и окрестностей с удовольствием расскажут сами монахини.