женский монастырь в вологде где находится
Горний Успенский женский монастырь
Пространства имён
Идёт загрузка карты…
Горний Успенский женский монастырь
К началу ХХ века Горне-Успенский монастырь, единственная женская обитель Вологды, относился к числу крупнейших монастырей Вологодской епархии. Находился на западной стороне Вологды, на правом берегу реки, недалеко от приходских церквей Николы Золотые Кресты и Воскресения Христова. Окруженная с трех сторон городскими постройками, с запада обитель имела пустопорожнее место, по которому пролегло полотно Архангельской железной дороги.
Монастырь именовался Успенским по главному собору обители – Успения Божией Матери, Горним – по названию местности. Именно от этой возвышенности – Горы – получило свое название Горбачевское кладбище, да и соседняя церковь одно время именовалась как Николая Мирликийского (Золотые кресты) на Горе.
Точная дата основания монастыря неизвестна по причине отсутствия каких-либо исторических документов. Малоизвестна и ранняя история обители. Монастырский архив был уничтожен во время сильного пожара, который по одним данным произошел в 1762 году, по другим – в 1792 году (возможно, речь идет о двух разных пожарах). Первое упоминание об Успенском монастыре содержится в челобитной, поданной в 1613 году старицами монастыря архиепископу Вологодскому и Великопермскому Сильвестру. Согласно этому документу монастырь основан старицей Домникией в 1590 году, в царствование Федора Иоанновича при архиепископе Вологодском и Великопермском Ионе. Домникия была и первой настоятельницей обители (она управляла монастырем два раза с 1590 по 1623 год с перерывом).
Первыми каменными зданиями монастыря были отнюдь не храмы. Во второй половине XVII века здесь возвели из камня одноэтажный Больничный корпус. Каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя Сергия Радонежского вместо существовавших здесь ранее двух деревянных храмов – холодного Успенского и теплого Троицкого – построена при игуменье Екатерине в 1692-1699 годах. Средства на ее сооружение были пожертвованы Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем, царствовавшим одновременно с 1682 по 1696 год. В 1709–1714 годах в монастыре возведена каменная надвратная церковь во имя Алексия человека Божия. В конце 1790-х годов территорию монастыря, к тому времени расчищенную от последствий пожара 1792 года, обнесли невысокой каменной стеной-оградой с четырьмя угловыми башенками и въездными воротами. Ряд источников относит строительство монастырской стены к XIX веку.
В октябре 1824 года, во время путешествия по северо-восточным областям империи, Вологду, и в том числе Успенский монастырь, посетил Александр I Благословенный. Принимая во внимание бедность обители и ветхость деревянных келий, монарх оказал ей денежное пособие, прислав в 1825 году игуменье Серафиме (1822-1839) пять тысяч рублей. В 1826–1828 годах на эти средства был построен двухэтажный настоятельный корпус, сохранившийся до наших дней.
В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана бесприходная Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь. На тот момент Николаевской церкви принадлежали 73 десятины и 2041 квадратных сажени земли, а также 4450 рублей, пожертвованных бывшим священником Александром Соколовым. Вследствие увеличившихся таким образом средств весьма небогатой до тех пор обители, оказалось возможным открыть 21 ноября 1862 года общую для сестер трапезную. В 1877 году капитанская вдова Е. П. Иванова пожертвовала монастырю 600 квадратных саженей земли в Грязовце.
В 1869 году игуменья Севастиана (1866-1871) по архипастырскому совету и благословению Епископа Вологодского Палладия (впоследствии митрополита Санкт-Петербургского) приняла на полное монастырское попечение 10 девочек, в основном сирот лиц духовного звания, с целью обеспечить их материальное существование до известного возраста и дать им посильное образование. Тем самым было положено начало сиротскому приюту. Первоначально он размещался в здании настоятельских келий, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года в день преподобного Сергия Радонежского – в храмовый праздник теплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году.
К началу 1880-х из-за возросшего количества воспитанниц – до 45 – решено было соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трехэтажный корпус. Строительство здания, сохранившегося до нашего времени, и благоустройство территории велось на средства преосвященного Феодосия, преемника пр. Палладия. Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года в каждом. Здесь преподавались чтение, письмо, Закон Божий, объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделия. Всего с 1873 по 1888 год было семь выпусков в количестве 106 воспитанниц.
Курс обучения в приюте подходил по типу трехклассных епархиальных женских училищ, вследствие чего возникла мысль преобразовать сиротский приют – учебное заведение без гарантированных правительственных прав – в Епархиальное женское училище. В 1888 году, после 19-летнего существования приютского училища, указом Святейшего Синода оно было преобразовано в трехклассное епархиальное училище. Торжественное открытие образовательного учреждения состоялось 4 сентября 1888 года. С 1896 года начато постепенное переустройство училища в шестиклассное. Его выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах. В 1902-1903 годах училище переехало в новое здание у Архангельского моста (сейчас Набережная VI Армии, 113).
Монастырь в течение почти всей своей 400-летней истории – с XVI до конца XIX века – служит местом отбытия наказания и ссылки женщин как дворянского, так и крестьянского происхождения.
Первое известие о ссылке сюда по царскому указу настоятельницы Семигородней пустыни Мариамны относится к 1651 году. В чем состояла ее вина – неизвестно. В 1685 году из Приказа Большой казны сюда была выслана Евдокия Шаншина за «незаконную винную продажу и воровство». Чтобы искупить свои грехи, преступница сама просила постричь ее в монахини. В 1709 году за «блудовство была бита плетью» и заключена в Успенский монастырь местная крестьянка. В 1836 году помещица В. Комаровская, проживающая в Кадниковском уезде, была приговорена к семилетней церковной епитимье за «прижитие блудно детей». В 1886 году в Горний Успенский монастырь была помещена на четыре месяца «крестьянская девица» М. В. Соколова за «плотское сожитие». Ссылка в эту обитель за прелюбодеяние и проституцию была наиболее распространенной и практиковалась до конца XIX века.
Помимо прелюбодеяния и причастности к расколу в Горний Успенский монастырь ссылали женщин и по другим обвинениям: за длительное отсутствие на исповеди, сквернословие, клевету, драку. В то же время были случаи, когда ссыльных из этого монастыря досрочно освобождали на основании веских причин, которые указывались в прошении, например, по причине расстройства здоровья и невозможности пребывать в обители. Как и в других обителях, в Успенском женском монастыре имелась охрана для надзора за ссыльными, так как иногда происходили случаи бегства.
В XIX веке на территории Горнего Успенского монастыря существовали следующие каменные здания:
1. Церковь во имя Успения Божией Матери (1692–1699) – холодная, одноэтажная, пятиглавая, с трапезной и двухъярусной колокольней, построенной над ней в 1880 году.
К северной стороне Успенского собора примыкала теплая одноэтажная одноглавая придельная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1692-1699). Именно от нее получила свое название Сергиевская улица (ныне ул. Пролетарская), ведущая в сторону храма. В трапезной Сергиевской церкви имелось два придела: на правой стороне – во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, на левой – во имя святого Николая Мирликийского.
2. Церковь над Святыми воротами во имя Алексия человека Божия (1709-1714), холодная, одноглавая.
3. Настоятельский двухэтажный корпус, построенный в 1826–1828 годах на средства, пожалованные монастырю императором Александром I.
4. Одноэтажный корпус, называвшийся «богаделенным» или «больничным», с надстроенным в 1870 году деревянным вторым этажом находился к северо-востоку от приюта. Этот корпус был первым каменным зданием монастыря, строился с 1664 по 1684 год на средства вологодского архиерейского дома для призрения в нем 12 престарелых и больных стариц. С 1871 года в нем проводились общие трапезы.
5. Двухэтажный дом сиротского приюта и училища. Начал строиться на добровольные пожертвования в 1871 году. Закладка здания происходила 25 сентября 1870 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского.
6. Со всех сторон монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башенками по углам, построенной в конце 1790-х годов. Новая каменная ограда значительно превосходила в диаметре старую деревянную, уничтоженную во время большого пожара. Ее длина составляла 750 метров, высота – около трех метров. В ограде было двое ворот. С восточной стороны находились большие въездные, называемые «Святыми». С южной стороны находились малые пешеходные ворота.
В монастыре находилось еще несколько строений:
– деревянный двухэтажный дом для проживания сестер рядом с богадельным корпусом (построен в 1869 году); деревянный одноэтажный дом с деревянной крышей для проживания больных сестер (находился к югу от игуменского дома, был построен в 1875 году на средства Н. Н. Ратаевой); пятнадцать деревянных келий; два амбара и два погреба; баня с прачечной; деревянный каретник с конюшнями.
Монастырю принадлежал деревянный одноэтажный дом с флигелем за оградой обители, приобретенный в 1875 году на монастырские средства для помещения монастырского причта. В 1881 году помещицей С. А. Засецкой, вдовой титулярного советника, Успенскому монастырю была пожертвована усадебная земля с малым флигелем. Была у монастыря и своя мукомольная мельница на реке Вологде, но в 1867 году ее разрушило полноводье.
Горне-Успенский монастырь славился собранием книг своей библиотеки и богатством ризницы. Монахини и послушницы занимались рукоделием, золотошвейным искусством, иконописью. Доход обители приносили сенокосные дачи в Вологодском и Грязовецком уездах, просфоропечение, а также плата за содержание воспитанниц в монастырских зданиях.
В монастыре имелось свое кладбище. Здесь хоронили как лиц монашеского звания, так и представителей дворянских и купеческих родов Вологды.
В 1899 году всего в обители состояло, кроме настоятельницы, монахинь и послушниц 132 человека (преимущественно крестьянского или мещанского сословия).
В 1918 году новая советская власть закрыла вологодские монастыри, однако в монастырских храмах, ставших приходскими, продолжали совершаться богослужения. Основу приходской общины храмов Горне-Успенского монастыря составили бывшие монахини, которые или оставались жить в монастырских строениях, или селились в домах вологжан, расположенных возле обители.
В начале 1920-х годов часть территории бывшего монастыря заняла воинская часть. Успенский собор оставался действующим до 21 июня 1924 года, когда его передали в пользование красноармейцам.
История монастыря в 1920–1940-е годы изучена слабо. Известно, что одним из первых шагов новых хозяев монастыря стала разборка на кирпич каменной ограды, башен и Святых ворот. Вместо них вся территория обители была обнесена несколькими рядами колючей проволоки.
В храмах в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Есть сведения, что часть помещений монастыря принадлежала НКВД, который использовал их в качестве пересыльной тюрьмы для спецпереселенцев. Тогда же сравняли с землей кладбищенские могилы, сняли завершения с храмов – Успенского, Сергиевского и Алексеевского. Крест на колокольне спилили после большого пожара в середине 1950-х годов. В послевоенное время бывшие монастырские строения занимали различные воинские части, часть зданий отдали под жилье. Теплая церковь Сергия Радонежского была перестроена под автомастерскую.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Успенская церковь и Алексеевская церковь, расположенные на улице Крестьянской (ныне ул. Бурмагиных), 19 и 19 а, поставлены на государственную охрану как объекты культурного наследия регионального значения.
Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 «Дом игуменский, 1825 г., каменный» и «Дом для воспитанниц монастырского приюта, 1873 г., каменный» получили статус объектов культурного наследия регионального значения.
С середины 1960-х годов храмы бывшего монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 году осуществлена реставрация завершений четверика и колокольни Успенского собора, который стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х годах в теплом Сергиевском храме, реставрация которого не проводилась, разместился автоспортклуб.
В 1995 году началось восстановление Успенской церкви, приписанной к общине храма Константина и Елены. С 1996 года в ней проводятся службы. Часть ремонтно-реставрационных работ финансировалась за счет средств областного бюджета. Ведутся восстановительные работы и в храме Сергия Радонежского. Игуменский дом и здание приюта заняты различными конторами и складами.
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда
Краткая история Горне-Успенского монастыря.
Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы. Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная 1613 года, поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру). Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. В 1692—1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского. В 1709—1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов. В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного. В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В 1826—1828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельный корпус. В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когдато монастырской) церковь. В 1870—1890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию. В 1880 году перестраивается колокольня. В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище, которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря. В 1918 году монастырь был закрыт, но часть монахинь оставалась в нём до 1923—1924 годов, пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии. Успенский собор оставался действующим до 1924 года. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма и воинская часть. В 1995 году началось восстановление Успенского храма, и с 1996 года в нём стали проводиться службы. Игуменский дом и здание приюта используются под магазины и склады.
24 декабря 2015 года
В Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Священный Синод постановил (журнал 117), в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, открыть Горне-Успенский женский монастырь в городе Вологде и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Филарету (Дорохину).
26 декабря 2015 года открывается новая страница в истории Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды.
Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий за всенощным бдением в Горне-Успенском монастыре возвел монахиню Филарету (Дорохину) в игуменское достоинство, вручил ей посох и возложил наперсный крест.
—Просим помощи в восстановлении Горне-Успенского монастыря г. Вологды.
Сейчас проводим работы по ремонту помещений под кельи, состояние стен, полов и потолков оставляет желать лучшего. Необходимы стройматериалы:
Половая доска
Ротбанд штукатурка
Сетка армированная интерьерная
Грунтовка глубокого проникновения
Бетоноконтакт
Саморезы (различные)
Краска для стен и потолков (белая)
Цемент
Даже небольшое участие поможет нам в ремонте. Спаси всех Господи.
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда запись закреплена
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда запись закреплена
Духовная Вологда
«Всякия нужды человеческия есть виновно грехопадение наше. Егда не бяше грех, не родися нужда, не бяше треб Адаму орати, сеяти и жати, донележе не преступил есть заповеди Творца своего.
Показать полностью. Сама бо земля угодный плод свой ко препитанию даяше Адаму. Вся стихиа и вся тварь учреждению человеческому работаше, и ни едино противство содеяти можаше. А внегда преступи заповедь Господню Евы ради Адаму. и земля, кроме трудов, не восхоте даяти нужнаго препитания Адаму, и речено бысть ему: «В поте лица своего снеси хлеб твой». Великия беды грех ради наших многих попущены бывают. Посылает Бог, Судия праведный, меч острый на люди за умножение беззаконий. И за что разгневася всея твари Господь, наведе потоп на вселенную, и погуби всяко животно, разве ковчегом спасенных? За умножение же согрешений рода человеча.
Привлекает бо нас Господь нуждею, егда попущает беды, скорби, гонения, глад, губительство, огнь, мечь, болезни, печали и тем подобная. Ибо и пастырь непослушливую овцу и ленивую бичем ударяет: тем же убо и пророком Давидом реченное к Богу: «Броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе». Сего ради слышаше сия, смиримся убо под крепкую руку Божию, да не всуе тецем, и страхом и трепетом, и слезами и воздыханми умолим милосердаго и долготерпеливаго Бога, ни весма бо презрети имать Милосердый надеющихся на Него, яко же Сам той рече пророком: «Призови Мя в день скорби твоея, и избавлю тя, и прославиши мя». Недостизаем бо призывати Бога, и благий предваряет нас милостию своею и щедротами, и дает молитву молящемуся, и облак скорби разоряет, и утешает скорбящия, и падшия возставляет Господь. Никтоже себе тако милует, яко же всех нас Бог, точию ожидает всегда покаяния нашего, слез теплых, поста и молитвы.
Граждане, видяху на всякий день наносимых множество мертвых людей, нача со слезами вопити ко Господу сердцем сокрушенным, согрешихом глаголюще: «Владыко, исповедаем прегрешения наша беззаконновах, понеже повеления Твоя презрехом, яко милосердие Твое затворихом, яко человеколюбие Твое спрятахом беззаконии и злобами нашими, ими же пожихом. Помяни, Господи, многая щедроты Твоя, помяни, Господи, многая чудеса Твоя, и не помяни наших беззаконий первых. Но скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко умалены нас сотворил еси. Призри с небесе от святаго жилища Твоего, и виждь и посети нас, посети виноград сей, наследие Твое, и исправи, его же насади десница Твоя, Господи».
И так с теплыя молитвы со слезами пролияху ко Господу, а Господь велию ползу человеком зная, глаголет: «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам». Человецы убо стужения не терпят, и стужающим просителем с негодованием просимое отрицают. Господь же во стужении благоволит и стужатели любит, а просимое милостивно с приложением дарует. Не стужающия же ко стужанию увещает: «Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет». Стужайте точию теплою молитвою Господеви, толцыте во двери милосердия Его поклонением глав ваших смиренных, не точию же за достоинство, но за и стужание наше Господь дарует что. Сего ради, братие, предварим лице Его исповеданием, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворившим нас, яко той есть Бог наш, и услышим Его, глаголюща Исаиевым древним гласом: «Яко егда обращся воздохнеши, тогда и спасешися».
И тако взыде на сердце гражданом, еже создати олтарь имени Господню, и сотвориша в сердцах своих обещание, еже на сем месте создати храм Господу Богу, славы ради имени Его, создати его днем и нощию неотступно, во еже бы Господь Бог утолил праведный Свой гнев и помиловал люди Своя от смертоносныя язвы.
И стекахуся вси граждане, и из волостей множество народа ко нареченному месту, ожидающе в оньже час основание его положити. И по благословению преосвященнаго Маркелла, архиепископа Вологодского и Великопермскаго, нача на сем месте сооружати храм древяной того же году месяца октовриа против осмаго на десять числа (18 октября 1654года), на память святаго Апостола и Евангелиста Луки. И положиша основание его в вечере в первом часу нощи, и делающе мужественне и множество народа. Овии древне употребляху и назидаху, а инии на основание полагаху, а инии из разных мест древне возяху, не бяше бо тогда на сооружение храма в готовности ничто же, но все из разных мест приношахуся, а инии мнози, ради нощнаго мрака, береста зажигаху, и в руках своих на древесех ношаху. И бяше тогда видети велие успеяние, паче же Божие промышление, якоже самая истина Христова глаголаше: «Без Мене не можете творити ничесоже». А инии благочестивии мнози при создании храма и до совершения безотступно стояху, и слезы от очию изливаху, яко сподобишася видети, яже ни отцы видеша. Ко уготовлению же храма всякое требование и древне граждане сподобляху, а работающий народи мзды не взимаху, людей же при создании храма ни единаго не вредило человека.
И совершиша на утрешний день со всякою готовностию, точию стен не отесаху. Последи же вскоре исправиша, и ко уготовлению освящения с великим тщанием изготовиша. Трапезы же в то время не делаша, образы же собраша от многих приходских церквей, яже обретаются и до днесь во храме сем. И молиша граждане преосвященнаго Маркелла архиепископа прийти на освящение. Архиепископ же, велиими слезами облиявся, слышав о совершении храма, немедленно в той час подвижеся со всем освященным собором. И освятиша олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в той же день и литургию отслужиша к вечеру, и молиша Господа Бога, чтобы утолил праведный гнев Свой и помиловал люди Своя от смертоносныя язвы.
И тако разыдошася вси, кийждо во своя домы, славяще Бога, яко сподобил Бог сооружити и освятити храм единем днем и нощию. Инии же благочестивии мнози молебствоваху Всемилостивому Спасу всю нощь.
По освящении оныя единодневныя Спасовы церкви по четырех днех, еже есть октовриа в 23 день (23 октября 1564 года), на память святаго Апостола Иакова, брата Господня по плоти, изобразиша изуграфским художеством, единым днем, на иконе образ Всемилостиваго Спаса, еже и ныне всеми видима во славу его благодавца Бога, и в воспоминание предъявленнаго чудесе и о избавлении от смертоносныя язвы.
И оттоле уставися праздник сей праздновати милости Божий, месяца октовриа во осмый на десять день, во оный же день и создася на память святаго Апостола и Евангелиста Луки. И бывает хождение с честными кресты и святыми иконами со множеством народа по вся годы и до днесь неотложно.
По прешествии же доволных лет, егда единодневная Спасова древяная церковь обетшала, умыслиша граждане, вместо древянаго храма создати каменный, во еже бы толикое Божие милосердие вечно и не забвенно было в приидущия роды. И тогда благословлением преосвященнаго Гавриила, архиепископа Вологодскаго и Белозерскаго, начаша на сем месте основание сея Спасовы каменныя церкви, в лето от создания мира седмь тысящь сто девяносто шестаго года (1688 год). Иже с велиим усердием положиша начало зданию храма сего святаго, с равным прилежанием совершиша и дивным тщательством приложиша украсити, последи же с теплым рачительством печахуся, освящену быти. И в лето седмь тысящь двести шестое месяца февруариа в четвертый день (4 февраля 1698 года) освящена бысть сия святая церковь им же, преосвященным Гавриилом архиепископом, на память преподобнаго Исидора Пилусиотскаго, во славу всемогущаго Бога, во еже бы жертвам приноситися Ему от человек, и при них о всякой нужде теплым изливатися молитвам.
Во исполнение же благолепия, украсися сия святая церковь стенным изуграфским писания изображением, лета от воплощения Слова Божия тысяща седмьсот осмаго на десять года (1718 год), при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всея Великия и Белыя России самодержца, и при благороднейшем государе цесаревиче и великом князе Петре Петровиче, и при внуке его государеве при благороднейшем государе цесаревиче и великом князе Петре Алексиевиче, между патриаршеством, благословением великаго господина преосвященнаго Павла, епископа Вологодскаго и Белозерскаго, во славу всещедраго Бога, дабы во едино множество людей собирающихся, и миром Богу молящихся действенну и непраздну прошению быти. Во церкви убо, яко в свойственном Богови дому, в оньже мнози собираются людие: овии нуждных просити, овии благодарствие возсылати, овии оставления согрешений молити, благоволи Бог жертве бескровней приношенней бывати, да яко о всех и за вся приносится. «
После революции тот самый храм благодарные потомки разграбили, 48 лет использовали сначала как дом искусств, потом как кинотеатр им. Горького, а в 1972 году взорвали и останки растащили танками.
В 1997 году, при преосвященном Максимилиане (Лазаренко), архиепископе Вологодском и Великоустюжском, на площади Революции, на месте алтаря разрушенного собора, был установлен поклонный крест.
Ежегодно верующие вологжане совершают от своих приходских храмов крестные ходы к поклонному кресту, где совершается молебен Всемилостивому Спасу.
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда запись закреплена
«Паче всего наше утешение – это бездна Божия милосердия. Поистине мало спасающихся своими делами, безгранично число спасаемых Божиим милосердием, Божиим человеколюбием».
«Не скорбеть нам нельзя. Но христиане и в скорбях своих… должны сдерживать себя, растворять свои скорби радостным утешением, что о нас печется Господь, что Он видит наши скорби и жалеет нас больше, чем как могут жалеть самые близкие нам люди».
Показать полностью.
Потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра!».
«Спаситель близко, Он подле Вас. Он ни на минуту не оставляет Вас. Нам иногда кажется, что мы как будто оставлены Им. Но это только нам, немощным, так кажется… Он с нами всегда. Он зрит наши страдания и за них венцы уготовляет».
«Сокрушаться о грехах должно, но надо беречься, чтобы сокрушение не перешло в уныние. Постоянно памятуя о грехах, не надо забывать о безмерном Божием милосердии».
«Некоторая оставленность иногда попускается Господом для нашего испытания, для усиления и укрепления нашей веры».
» У Господа двери милосердия всегда отверсты. И стоит нам хотя бы слегка толкнуть их, они сами отверзутся. А такой толчок – это наша смиренная молитва: «Твой есмь аз, спаси мя!».
Свт. Афанасий священноисповедник, епископ Ковровский (Сахаров), Письма.
Его же день ныне
+ 28.10.1962
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда запись закреплена
Алексей Лебедев
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда запись закреплена
Горне-Успенский женский монастырь г. Вологда запись закреплена
Преподобный Амвросий Оптинский
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники.
Показать полностью. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.
Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него. Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.