женский старообрядческий монастырь в боровске

Женский старообрядческий монастырь в боровске

К середине ХVII в. патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковную реформу, которая привела к расколу русской православной церкви. Все, кто не принял реформ, на церковных соборах 1654 г. и 1666 г. были осуждены как еретики и преследовались правительством и церковью. Они стали называться раскольниками (старообрядцами) и подвергались преследованию до 1905 г.

Никон — седьмой Патриарх Московский и всея Руси (1652—1666 гг.). Он быстрее других церковных иерархов уловил главную идею, захватившую царя Алексея Михайловича и его окружение, — о призвании русского самодержавия стать во главе всего православного мира. В это время активно шло сближение Украины с Россией. Украинская церковь подчинялась Константинопольскому патриарху. Сближение двух церквей могло произойти за счёт унификации богослужения. Перед патриархом встал вопрос: по какому образцу проводить реформы — по греческому или русскому. Никон выбрал первый путь. Весной 1653 г. патриарх Никон, нарушив запрещение Стоглавого Собора, единолично приказывает всей Церкви креститься не двумя, а тремя перстами. Это был первый шаг к переводу древлеправославного богослужения на новогреческий образец. В 1654 г. он добивается согласия архиерейского собора на исправление книг по древним русским и греческим текстам. Но справщики повели дело так, что богослужебные книги были заново переведены с современных им греческих изданий, напечатанных в Италии, Франции и Германии. На церковных соборах 1654 г. и 1666 г. реформы были окончательно приняты. (На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 г. были сняты клятвы против старого обряда).

Наиболее яркими противниками проведения реформ Никона были протопоп Аввакум и его последовательница боярыня Морозова.

Прошло более трёх столетий, но трагическая судьба подвижников, пострадавших за веру, и сейчас вызывает уважение и сострадание. В народном сознании протопоп Аввакум и боярыня Морозова стали национальными символами.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII в. М.,

Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. В 3-х ч. М.,1995.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад, 1913.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т.I. Сергиев Посад, 1909; Т.II. Сергиев Посад, 1913.

Источник

Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Боровск

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Конфессия:Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ)
Адрес:Калужская обл., г. Боровск, ул. Коммунистическая, 63
Год постройки:1909 — 1912
Храмовой день:14 октября, Покров Пресвятой Богородицы
Настоятель:Уточняется
Телефон:Уточняется

Грандиозный кирпичный пятикупольный храм в неорусском стиле со столпообразной колокольней. Сооружен в 1909-1912 гг. на средства купца Н. Н. Жданова и др., принадлежал неокружнической общине. Второй престол Никольский. Закрыт в 1929 г., долгие годы использовался как гараж. В 1998 г. передан старообрядческой общине, с 2005 года при нём создана старообрядческая иноческая женская община святой исповедницы Феодоры (Морозовой). Настоятельница – игуменья Олимпиада.

Упоминания общины на сайте:

Старообрядческий женский Покровской Боровский монастырь стал восстанавливаться в 2005 году. Основной костяк его насельниц составили монахини бывшего новообрядческого Белопесоцкого монастыря. Как сообщали сами инокини, в 90-е годы они несли труды по восстановлению иноческой жизни в одном из крупнейших обителей Московской епархии РПЦ МП — Троицком Белопесоцком монастыре.

В ходе восстановительных работ, изучения архивов и исторических источников, насельницы монастыря обнаружили, что подлинная история и обычаи этого монастыря были искажены на рубеже XVII-XVIII веков. В частности, было уничтожено древнее православное кладбище, на котором покоились основатели монастыря, его насельники и благотворители. В результате длительных размышлений, исторических и богословских изысканий, инокини Белопесоцкого монастыря во главе с игуменией осознали, что подлинное, неповрежденное православие находится только в старообрядческой Церкви.

В 2004 году инокини присоединились к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Чин присоединения совершил тогдашний настоятель Покровского кафедрального собора, что на Рогожском, протоиерей Леонид Гусев. Какое-то время инокини проживали в келиях при старообрядческом храме села Рытово. В 2005 году, по благословению митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), инокини переехали в Боровск, где поселились в разоренных зданиях Покровского старообрядческого монастыря, до революции принадлежавшего старообрядцам Белокриницкого согласия неокружнического упования.

С тех пор игумения Олимпиада и насельницы ведут восстановление святой обители. Также они присматривают за часовней во имя святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой) и мучениц сестры ея княгини Евдокии, Иустины и Марьи, иже во граде Боровске за древлее благочестие пострадавших.

Источник

​Дневник туриста. Город Циолковского и староверов

Часть 2. Боровские старообрядцы

Среди десятка православных храмов Боровска три — старообрядческие. Только не надо спрашивать, чем староверы отличаются от православных, ибо они православные и есть. Догматика у старообрядцев и никонианцев (так староверы называют прихожан РПЦ) одинаковая, одно и то же Священное писание. Отличается только обрядовая сторона.

Но кто ее знал, ту догматику, когда большинство населения было неграмотным? Зато обряды наши предки знали хорошо и задавались закономерным вопросом: почему теперь нужно креститься тремя перстами? Что, раньше было неправильно? Власть же проводила церковную реформу поспешно, без должного «идеологического сопровождения». В итоге отказ от русских традиций в богослужении в пользу греческого (византийского) обряда вызывал непонимание и сопротивление.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

До революции Боровск был одним из центров российского старообрядчества. Староверы здесь составляли половину населения. Но что не сделало самодержавие, то удалось советской власти. В период гонений на верующих в СССР властям удалось переломить хребет старообрядчеству. Не стало того купечества, которое щедро спонсировало староверов. Да и их самих теперь намного меньше.

Старообрядческий Покровский собор Боровска рассчитан на тысячу человек и входит в число крупнейших в России. Но его приход насчитывает всего 350 человек, и если бы не помощь со стороны государства, у староверов не нашлось бы денег на его реконструкцию. Как и на установку памятника протопопу Аввакуму, который вскоре появится по соседству (в этом году старообрядцы отмечают 400-летие со дня рождения священнослужителя).

Память боярыни Морозовой в Боровске уже увековечена. Во время церковной реформы 1666 года боярство, как водится, поддержало царя Алексея Михайловича. Одним из немногих представителей боярского сословия, отважившихся бросить вызов самодержцу, оказалась Морозова. Все мы знаем эту героиню по знаменитой картине Сурикова, на которой ее увозят на санях. А вот привезли Феодосию Прокофьевну в Боровск. И именно здесь боярыню и ее сестру княгиню Урусову уморили голодом в земляной яме.

Могила Морозовой и Урусовой была утрачена во время строительных работ в 1960-х годах. В Боровске бытует городская легенда, что некий священник-старовер перезахоронил останки боярыни. Но где они, не знает никто.

В руках старообрядцев осталась только каменное надгробие с могилы сестер. Оно теперь лежит в подклети часовни на месте предполагаемой темницы. Глубина подпола аналогична глубине земляной ямы узниц – шесть метров.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Другой староверческий храм Боровска – Введенская церковь находится на ул. Циолковского. Он принадлежит Белокриницкой иерархии, глава которой, митрополит Корнилий, сидит в Рогожской слободе.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

На входе в их храм старообрядцы просят не совершать никаких молитвенных действий — крещение тремя перстами здесь считается оскорблением чувств верующих.

Справа и слева от входа в молитвенный зал висят сарафаны для женщин и кафтаны для мужчин. В миру староверы ходят в современной одежде, но на богослужении должны одеваться в соответствии с традициями XVII века.

На скамейке лежит стопка подручников — ковриков для рук и головы (в церквях РПЦ их нет). Весьма удобный церковный атрибут, если учесть, что число земных поклонов в суточном богослужебном цикле старообрядцев может доходить до тысячи.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Еще одно отличие касается икон. Староверы остались верны канонам древнерусской иконописной школы. Литература у старообрядцев подстать иконам. Местный настоятель, отец Артемон, с гордостью демонстрирует «дораскольную» богослужебную книгу, которой 372 года.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Электричество в храме, в принципе, есть, однако церковную службу старообрядцы предпочитают проводить при свете свечей и лампад. Как когда-то, в стародавние времена…

Смотрите также: Часть 1. В Боровске хранят память о «гражданине Вселенной»

Источник

Покровский собор (Собор Покрова Пресвятыя Богородицы) в Боровске

Н ебольшой город Боровск издавна является центром старообрядчества: именно здесь умерла в заточении боярыня Феодосия Морозова и дважды отбывал ссылку протопоп Аввакум. Храм Покрова Пресвятыя Богородицы, ныне являющийся, наверное, самым величественным культовым сооружением города, возводился в течение почти пяти лет: с 1908 по 1912 гг.

Благотворителями, пожертвовавшими свои средства на строительство собора, стали известные в городе купеческие семейства Ждановых, Капыриных, Кожевниковых, Глухаревых и других, хотя и менее обеспеченные горожане также вносили свой посильный вклад в общее дело.

Автором проекта собора, выдержанного в неорусском стиле, выступил петербургский инженер Н.П. Омелюстый. Объемы работ были столь велики, что храм, в целом завершенный и освященный в 1912 г., не удалось окончательно отделать вплоть до революционных событий 1917 г.

В 1929 г. грандиозный пятиглавый собор был закрыт, а впоследствии передан местному автопредприятию под его производственные нужды.

Только в 1998 г. храм был возвращен старообрядческой церкви, которая с 2005 г. возрождает на его основе Покровский древлеправославный девичий монастырь. Монахини, заботящиеся о храме, пытаются постепенно избавится от последствий хозяйственной деятельности предприятия, ранее располагавшегося на его территории, однако их усилий явно недостаточно, и великолепному памятнику культового зодчества ныне необходима полномасштабная реставрация.

Источник

Из истории Боровского женского монастыря (стр. 1 )

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровскеИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

ИЗ ИСТОРИИ БОРОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

10-летие Боровского женского монастыря –

Покровский древлеправославный девичий монастырь, что во граде Боровске у часовни боярыни Морозовой, был основан в 2005 году. Насельницами обители стали бывшие инокини РПЦ: в начале 2004 года в старообрядчество перешли игумения и почти все монахини Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, недалеко от г. Ступино Московской области.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Белопесоцкий монастырь РПЦ

Древний Белопесоцкий мужской монастырь был основан в конце XIV в. В 1918 году он был закрыт большевиками. Его чуть было не сравняли с землей, но верующим удалось спасти здания через Комитет бедноты. Позднее в обители располагались музей и разные организации, в келиях жили семьи железнодорожных рабочих, а храмы и собор превратили в клубы… Позднее в бывшем монастыре располагались автоколонна и различные учреждения. 15 октября 1991 г. Ступинский городской совет народных депутатов передал комплекс Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в собственность Московского Епархиального управления РПЦ.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Полуразрушенный Покровский собор в Боровске

Монастырь возрождался уже как женский. В 1993 году сюда были переведены 5 монахинь из коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Настоятельницей была назначена матушка Мария (Баранова). Инокини не только восстанавливали из руин здания древней обители, но занимались также изучением истории монастыря. Приходилось ездить по архивам, музеям и библиотекам. Монашеская община постепенно увеличивалась, приходили новые единодушные сестры. Все были молоды, около 20-30 лет. Так, игумении Марии было 26 лет, когда она отправилась осваивать полуразрушенные здания Белопесоцкого монастыря.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

В соборе располагалась автоколонна

Изучая историю обители, инокини заинтересовались старообрядчеством. Сначала они общались с единоверцами, а в середине июля 2003 г. старшие сестры впервые посетили храм Русской Православной старообрядческой Церкви. Переход в старообрядчество был осмысленным. Перед монахинями встал непростой выбор: истинная вера или расставание с Белопесоцким монастырем, на восстановление которого было потрачено столько времени и сил. 15 января 2004 года, в канун памяти святых мучеников и исповедников Прохора, Вавилы, Леонида, Иакова и иже с ними, в Вязниках за древлее благочестие пострадавших, прошло монастырское собрание, на котором сестры окончательно решили перейти в старообрядчество — присоединиться к РПсЦ.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Архитектурные замеры на месте будущей часовни-памятника боярыни Морозовой

Чиноприем игумении и 12 инокинь совершил протоиерей Леонид Гусев. Поскольку они были крещены обливательно, о. Леонид крестил их в три погружения. Вновь был совершен иноческий постриг. Поэтому изменились имена матушек: настоятельница была инокиней Марией, а стала Олимпиадой. Первое время инокини жили в Москве на Рогожском, затем переехали в с. Рытово Владимирской области. Весной 2005 года о. Леонид принял иноческий постриг с именем Ливерий и через несколько дней скончался. Вскоре после этого инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в Боровск Калужской области. Новый монастырь был основан при часовне боярыни Морозовой и переданного старообрядцам Покровского собора.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

К часовне совершаются крестные ходы и приезжает множество паломников

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

В подземную часть, где находится надгробная плита, ведут крутые ступени

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровске

Строительство часовни завершилось в 2005 г.

Группа бывших инокинь РПсЦ присоединилась к федосеевскому согласию –

Совсем недавно стало известно, что летом 2017 года боровские инокини РПсЦ приняли решение присоединиться к Древлеправославной Кафолической церкви Старопоморского Федосеевского согласия. С начала осени 2017 г. они посещают богослужения в Преображенском старообрядческом монастыре.

женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть фото женский старообрядческий монастырь в боровске. Смотреть картинку женский старообрядческий монастырь в боровске. Картинка про женский старообрядческий монастырь в боровске. Фото женский старообрядческий монастырь в боровскеМитрополит Корнилий и инокини

Часть инокинь уже приняли старопоморское крещение. Перед принятием крещения был выдержан 40-дневный пост. Первой приняла крещение старшая инокиня, за ней — еще семь матушек. В данный момент к крещению готовятся еще пять матушек. По принятым правилам у поморцев и федосеевцев, иноверные иноки после крещения повторяют иноческие обеты, чтобы присоединение к староверию не было поводом оставить иночество. На Преображенском инокиням выделили несколько келий, и они уже принимают участие в богослужении. Одна из инокинь несет послушание, работая поваром в общинной трапезной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *