женское обрезание в мусульманстве
Женское обрезание в мусульманстве
Урогенитальный хирург Меньщиков Константин Анатольевич
Консультация м.Беговая | Операция г.Химки | Адреса и контакты
Религиозные каноны – как ключевая причина обрезания
Во многих странах Востока обрезание является неотъемлемой частью соблюдения религиозных законов. Мужчина, пренебрегающий данной традицией, считается отрезанным от священного завета, а душа его будет отсечена от народа. Поэтому большинство представителей исламского и иудейского вероисповедания обращаются к процедуре циркумцизии.
Современная медицина предлагает правильный подход к обрезанию
Особенности церемонии обрезания у разных народов:
Обрезание в Исламе
В мусульманстве обрезание является синонимом очищения. При этом процедура не является одним из столпов Корана, однако считается негласным законом для мужчин. Основной причиной подобного ритуала является телесная чистота. В Исламе нет фиксированного возраста, когда необходимо проводить циркумцизию.
Возраст зависит от страны, региона и семьи.
Факт: как правило, процесс удаления крайней плоти происходит в поликлинике.
Врач, совершающий обрезание, не обязательно должен быть мусульманином. Однако он должен иметь соответствующее образование.
Обрезание в мусульманстве – особенности:
Обрезание у евреев
Процесс устранения крайне плоти у младенцев является одной из наиболее святых заповедей
в иудаизме. Об этом свидетельствуют данные со времен Второй мировой войны. В этот период обрезание было знаком принадлежности к религии иудаизма и могло привести к смертной казни. Однако даже в это время евреи сохраняли свои традиции.
Циркумцизию должен выполнять специально обученный человек – можль. В случаях необходимости можно обращаться к любому еврею, имеющему медицинское образование. Обязательным компонентом церемонии является наличие сандака – еврея, который держит малыша на руках и придерживает его ноги.
Сегодня вместо зажимов и обоюдоострого ножа используются хирургические инструменты, во время проведения процедуры применяется анестезия, помогающая сделать процесс циркумцизии практически безболезненным.
После операции врач консультирует пациента о процессе заживления и дает дельные рекомендации, позволяющие ускорить регенерацию.
Следует обращаться в специализированную клинику, тем более что религиозные каноны это позволяют.
Особенности обрезания в иудаизме:
Процедура может быть перенесена, в том случае, если младенец заболел. Тогда церемония назначается через 7 дней после полного выздоровления. Основанием для обрезания у евреев считается 17 глава Бытие.
Обрезание у мусульман
Обрезание – традиционный обычай обрезания крайней плоти полового члена, распространённый среди мусульман и иудеев. Эта древняя процедура, которая раньше несла лишь религиозный смысл, сегодня становится одной из самых частых операций среди мужчин. В нашей стране обрезание, или циркумцизия, чаще проводится по медицинским показаниям, а для жителей США эта операция является таким же обычным делом как сделать прививку. Сторонники обрезания считают процедуру полезной как с гигиенической точки зрения, так и с эстетической.
Обрезание как религиозный обряд
Существует несколько теорий, отвечающих на вопрос о том, почему мусульмане делают обрезание. Одна из самых популярных гласит, что процедура обрезания изначально проводилась для того, чтобы сократить риск загрязнения и заражения полового члена. В странах с жарким и сухим климатом у мужчин не было возможности проводить ежедневные гигиенические процедуры – в таких условиях под крайней плотью скапливалась смегма, что приводило к частым болезням и возникновению неприятного запаха. Процедура обрезания успешно решала эту проблему. Впоследствии, обрезание стало часть религиозного ритуала и символизировало вступление мальчика на путь пророка Мухаммада, взросление и половую зрелость.
Есть мнение, что обряд обрезания у мусульман произошёл от древнего обычая жертвоприношения. Существовали племена, которые отрезали крайнюю плоть в качестве жертвы недобрым богам, чтобы в дальнейшем они не забрали человека целиком. Также известно, что ритуал обрезания существовал и в Древнем Египте. Вопрос происхождения и назначения данной процедуры остаётся открытым до сих пор.
Плюсы и минусы операции обрезания
Обрезание у мусульман существует и в нынешнее время – приверженцы ислама считают его обязательным для каждого мужчины, вне зависимости от возраста. Кто-то делает обрезание младенцам на 7 день, как делал Мухаммад, некоторые народы предпочитают ждать до совершеннолетия. Отвечая на вопрос о том, зачем мусульмане делают обрезание, можно назвать несколько причин:
Именно по этим причинам мужчины, относящие себя к иным конфессиям, нежели ислам и иудаизм, также склоняются в пользу обрезания. Многие медики также говорят о пользе этого мусульманского обычая. Данная традиция прошла многовековое испытание и несёт в себе больше плюсов, чем минусов.
К минусам операции обрезания можно отнести:
Медицинские показания для обрезания
Сегодня сделать циркумцизию может любой желающий, независимо от его религиозной и национальной принадлежности. Это может быть продиктовано желанием обезопасить себя от инфекций или иными причинами – а может быть и необходимостью. При ряде заболеваний операция обрезания назначается врачом в обязательном порядке. Чаще всего циркумцизия проводится при фимозе. Невозможность полного обнажения головки члена препятствует его очищению и может привести к заболеваниям мочеполовой системы. Преждевременное семяизвержение также является показанием к обрезанию крайней плоти. После операции головка полового члена уплотняется и становится менее чувствительной, вследствие чего мужчине требуется больше времени для достижения оргазма. При склероатрофическом лишае, который может быть предвестником рака, также необходимо удаление крайней плоти.
Сделать обрезание в Москве можно в нашей клинике. Опытные специалисты проведут операцию на современном оборудовании, максимально быстро и безболезненно, за разумную цену.
Автор статьи: Крымкин Юрий Михайлович
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Заведующий урологическим отделением, врач-уролог, хирург-андролог
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Обрезание девочек в Иране: между Сунной и сохранением чести (Raseef22, Ливан)
Камера режиссера документального фильма Камиля Ахмади, перемещается между четырьмя иранскими провинциями, где женское обрезание до сих пор распространено в сельских районах. По большей части это практикуют сунниты шафиитского мазхаба, которые проживают в Западном Азербайджане, Курдистане, Керманшахе и провинции Хормозган. Эти регионы расположены на западе Ирана, где деревни граничат с Турцией, с одной стороны, и с Ираком, с другой, а курдов здесь нельзя отличить друг от друга. Ассистентка режиссера останавливает женщин по дороге, чтобы задать им вопросы о женском обрезании, в то время как камера снимает все издалека.
«Вам делали обрезание?» — режиссёр задаёт вопрос, смущающий одних и смешной для других. Одни отвечают: «Да, нам делали обрезание». Другие: «Нет, мы убежали от этого ножа». Однако большинство пожилых женщин, которые появляются в документальном фильме, защищают обрезание и считают его необходимым. Одна из них сказала: «Еда той, что не обрезана, не халяльна». Ассистентка режиссера спросила ее, почему, на что та ответила, что так советовал делать Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и об этом «говорится в Коране».
«Однако дочь старейшины деревни не обрезана», — говорит ассистентка. Пожилая женщина категорически это отрицает, заявляя: «Это неправда, тот, кто не обрезан, позорит свою семью». Она объясняет это тем, что необрезанные испытывают больше сексуального влечения, и поэтому процедура необходима, чтобы предотвратить скандалы в будущем.
Камера снова перемещается из одной деревни в другую. Съёмочная команда стучит в двери домов и спрашивает: «Вы обрезаете своих дочерей?»
Во второй деревне отвечают иначе: «Мы выступаем за обрезание девочек, однако никто его не делает, поскольку цыгане давно не посещали эту деревню». По словам одной из жительниц, обрезание — это хорошо, однако, сегодня оно не практикуется, так как цыгане покинули деревню. Но если они вернутся, то вернётся и практика из Сунны. Соседка женщины посмеялась и сказала: «Хвала Аллаху, что цыгане уехали, потому что я боюсь делать обрезание своей дочери. Это больно». Женщина подтвердила, что ей делали обрезание и данная процедура чрезвычайно болезненна.
Съемочная команда смогла добраться до одной из женщин, которая проводит процедуру обрезания: «Это хорошее дело. Не трудно отрезать часть гениталий размером с нут. Нет, даже размером с чечевицу». Она также рассказала, что отрезается клитор, и отрицала, что процедура причиняет боль женщинам. «Сверху нужно посыпать пеплом или использовать мазь, если это необходимо. Через два дня все закончится, и все вернется на круги своя», — сказала она очень спокойно.
Так же легко рассказывали об обрезании многие иранки из отдаленных деревень на западе страны, настаивая на том, что эта процедура абсолютно безопасна. При этом их отличает удивительная убежденность в том, что это практика из Сунны, которую они должны поддерживать. Интересно, однако, отметить, что шейхи в этих же районах стояли перед камерой и настаивали, что это неправильный обычай и о нем следует забыть.
Закон существует, однако причина — культурная бедность
Никого в Тегеране не заботит проблема женского обрезания. Для многих этот вопрос вообще не стоит, поскольку считается, что это касается только девочек в Африке. Одна женщина рассердилась, когда мы подтвердили, что эта жестокая по отношению к женщинам, процедура все еще практикуется в четырех провинциях Ирана. Кто-то начал возражать, а кто-то спросил: «Неужели в Иране делают женское обрезание?»
Хотя в статьях 663, 706, 705, 707 и 708 исламского уголовного кодекса Ирана говорится, что лицо, которое проводит операции на женских половых органах, совершает преступление и в качестве наказания предусмотрен денежный штраф, тема обрезания не упоминается открыто, пусть и рассматривается как преступление против женщин. В то же время нет образовательных мероприятий для просвещения населения в областях, где по-прежнему практикуется женское обрезание.
Большинство убеждений по данному вопросу в Иране ошибочны: одни приписывают обрезание девочек исламу, другие — арабам. Однако полевые и научные исследования, проведенные иранскими исследователями Камилем Ахмади и Райхой Музаффарян на тему женского обрезания в Иране, свидетельствуют о том, что традиция обрезания уходит своими корнями глубоко в историю среди курдов западного Ирана. Она также широко распространена у народов Хормозгана, который выходит к Персидскому заливу. Здесь эта традиция имеет иностранные корни, что подтверждается отсутствием данной практики в центральных провинциях, таких как Тегеран, Исфахан и Шираз.
Убеждение, связывающее женское обрезание с Сунной, ошибочно и не имеет отношения к какому-либо конкретному мазхабу, хотя и распространено среди суннитов-шафиитов. Так, в Хормозгане есть несколько шиитских деревень, где практиковали женское обрезание. Также явление не относится ко всем суннитам, так как туркмены на северо-востоке страны и белуджи на юго-востоке не практиковали обрезание женщин.
Контекст
Чтобы без похоти и разврата
Как помочь девочкам
Согласно предыдущему заявлению представителя Ассоциации женских исследований Шахлы Иазази, популярное в Иране обрезание женщин — самый легкий вид данной процедуры. Она рассказала, что сельские общины, которые практикуют обрезание, делают это практически тайно: женщины собираются в закрытом от мужчин месте и одна из них совершает эту процедуру. Мужчины никогда не вмешиваются в процесс, в то время как женщины поощряют друг друга делать обрезание маленьким девочкам, как будто приобретают благодаря этому определенную уверенность и социальную силу, доказывая свою способность поддерживать женское целомудрие и честь.
Да, ислам невиновен в этом, но как насчет традиций?
«Большинство девочек моего поколения не подвергались этой ужасной операции, однако в сельской местности в Хормозгане и на острове Кешм распространены поверья, — говорит 25-летняя Хания из Бендер-Аббаса. — К счастью, предшествовавшее нам поколение — это образованные люди, которые отказались от обрезания, поэтому этот обычай ушёл из городов. Однако он сохранился в бедных кварталах и сельских районах, где ещё царит невежество и женщины не имеют доступа к услугам здравоохранения».
Хания продолжила: «Когда я пытаюсь поговорить с некоторыми коллегами о необходимости борьбы с этим явлением, кто-то из них всегда говорит, что ислам невиновен в этом. Да невиновен, но почему эту практику не запретят через религиозные институты?»
Споры касательно связи между исламом и некоторыми явлениями в Иране лишены смысла, однако дело не ограничивается женским обрезанием. Это центр всего. Общество считает, что большая часть его культурного наследия и древних традиций имеют отношение к религии. Когда люди начинают говорить об обрезании, большинство делится на два лагеря: тех, кто защищает религию и тех, кто нападает на неё, несмотря на то, что это явление было широко распространено ещё до ислама и до сих пор многие практикующие эту процедуру не являются мусульманами. Однако его косвенное отношение к сексу означает для некоторых, что обрезание входит в систему законных ограничений, в то время как разногласия мусульманских ученых по данному вопросу лишь усиливают подозрения в отношении ислама и его связи с данным явлением.
Большинство хранителей традиции среди шиитов в Иране, в том числе аятолла Хаменеи, считают женское обрезание необязательным, в то время как другие рассматривают его как запрещённую процедуру, так как она наносит вред женскому телу. Есть и те, кто считает женское обрезание важной традицией, хоть она и не имеет отношения к Сунне и не распространена среди шиитов, которые составляют большинство населения Ирана.
Избавиться от сатаны при помощи обрезания
Некоторые жители западного и южного Ирана считают, что традиция обрезания пришла из Африки: торговля с черным континентом велась с давних времен, появлялись поселения африканцев в иранском государстве. Однако большинство обрезанных женщин считают, что она является частью Сунны. Поэтому в некоторых регионах они используют термин «сунна» вместо «обрезания». У других иранцев есть отдельная процедура, которая называется «рабиин шафра», а обрезание называют «ножом Мухаммада».
В регионе Бендер-Конг на юге Ирана жители считают, что женщины — «злые существа». Обрезание необходимо, чтобы спасти ее от Сатаны. Поэтоvу когда девочке исполняется 40 дней, ей отрезают клитор, чтобы уберечь от дьявола.
Что касается возраста, в котором практикуют обрезание женщин в Иране, то он отличается от региона к региону. Согласно книге «Во имя традиции», в которой иранский ученый Камиль Ахмади приводит статистические данные касательно обрезания вплоть до 2014 года, возраст девочек, прошедших через обрезание, варьируется от 4 до 12 лет в зависимости от провинции и обычаев.
Мы бросаем вызов, даже с помощью песни
Научное исследование, проведенное Райхой Музаффарян на тему обрезания на острове Кешм на юге Ирана, свидетельствует о том, что мазхаб и религия в целом не сыграли важной роли в формировании этого феномена. Однако существуют культурные, социальные и психологические факторы, которые имеют значение с точки зрения его ограничения. Как отметила исследовательница в своей книге, какими бы разными ни были общества, их жизнь регулируют законы. Поэтому она призsвает принять закон, который бы криминализировал женское обрезание.
В своей книге Музаффарян критикует тех, кто ждет исчезновения этого явления в Иране, сидя сложа руки. По её словам, некоторые говорят, что обрезание тайно практикуется в деревнях, где живут менее двух тысяч человек, в связи с чем работа на данном направлении бесполезна. Однако будучи активисткой, женщина уверена, что с этим явлением нужно бороться, даже если его жертвой станет всего одна девочка.
Исследование Камиля Ахмади показывает масштабы этого феномена. Провинция Хормозган занимает первое место по числу обрезаний в Иране (60% сельского и островного населения), за которой следует Курдистан с 42% сельского населения, а за ним следуют провинция Керманшах с 41% сельского населения и Западный Азербайджан с 27% сельского населения.
Хотя законы не касаются этого явления напрямую, и правительственные учреждения не проводили кампаний по повышению осведомленности в данном вопросе, гражданские ассоциации не пренебрегли этой темой и попытались предостеречь от опасных последствий следования данной традиции, призывая отказаться от нее. Даже иранская певица Тшиман Рахмани из Керманшаха подняла эту тему в своей песне «Одна из тысяч». Они критикует несправедливость, которой подвергаются женщины, особенно в сельских общинах, включая обрезание и ранние браки.
Честь прежде всего
В узких кругах мужчины не стесняются выступать за женское обрезание и даже считают, что кампания по борьбе с этой практикой угрожает нравственности в их обществах. Обрезание подчиняет женщин и делает их менее страстными, а следовательно, более добродетельными и достойными. По их мнению, сексуальное удовольствие должны получать только мужчины. Согласно расхожему мнению в некоторых иранских деревнях, снижение сексуального влечения у женщин помещает его в категорию запретного, в то время как обрезание становится разрешенной процедурой, которая облагораживает женщин. Эгоизм некоторых мужчин в этих сельских районах приводит к тому, что они отказываются от брака с теми женщинами, которым не делали обрезание. Существует распространенное мнение о том, что обрезание сужает влагалище, и в результате это доставляет мужчинам больше удовольствия. Некоторые мужчины сравнивают женщин в сельской местности с городскими, полагая, что жительницы деревень более целомудренны и верны благодаря «счастью обрезания», хотя они понимают, что их сексуальный партнер не получает желаемого удовольствия и, следовательно, не ведут себя естественно по время полового акта. Тем не менее, они не выступают против обрезания, так как это очень давняя традиция.
Жители этих отдаленных деревень боятся менять свои убеждения, боятся говорить о них, выступать против того, что практикуют, думать об этом и что-то менять. Они сидят перед телевизорами и смотрят на мир за пределами своей деревни, который сильно отличается от того, чем они живут. Обрезание является частью несправедливости, которой подвергаются многие девушки в разных частях света. Первый шаг на пути к уничтожению данного явления — признать его существование, повышать осведомленность женщин о своём праве отказаться от этой процедуры и бороться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Как отрезал: почему медики и исламские богословы против женского обрезания
Споры о возможном женском обрезании в Дагестане спровоцировали в обществе обсуждения относительно того, как религия оказывает влияние на жизнь в современном обществе. Однако, по словам преподавателя факультета истории РГГУ, политолога-исламиста и журналиста Галины Хизриевой, подобная практика существовала во многих странах и никак не связана с традиционным исламом.
«Это не имеет отношения к мусульманской культуре»
«Это связано с доисламскими, дохристианскими верованиями, с культами разных народов. Как и у евреев, которые делают мальчикам обрезание в семидневном возрасте, всё это — древнейшие традиции, её не придумали единобожники», — сказала Хизриева.
Эксперт отметила, что операция делается не в пубертатном и не во взрослом возрасте, а в младенчестве, чтобы не было сильного кровотечения. «Если девочке в пубертатном возрасте сделать обрезание клитора, её может залить кровью, она может умереть. Поэтому говорить, что в таком возрасте делают девочкам обрезание, — такого не может быть. В Дагестане такие операции не делают по меньшей мере лет 70», — прокомментировала она доклад правозащитников.
«Поэтому если такое где-то и произошло, то это не имеет никакого отношения ни к современной мусульманской культуре, ни к современным людям. И даже в те времена это делалось только в определённых местах», — заключила Хизриева.
«В Коране нет призыва к обрезанию у девочек»
Отдельный интерес у общества вызывает отношение к вопросу представителей самого ислама. Однако, по мнению имама-хатыба Московской Соборной мечети Ильдара Аляутдинова, практика женского обрезания чаще встречается в некоторых арабских странах, где она возникла задолго до ислама.
«По единогласному мнению мусульманских богословов, строгое каноническое обоснование имеет только мужское обрезание. Что касается обрезания у девочек, то призывов к этому в Коране не содержится», — подчеркнул Аляутдинов.
Он добавил, что у мусульманских учёных и медиков тем не менее существуют разногласия относительно его применения. «Есть косвенные упоминания пророка Мухаммада, возможно, допускавшие такую процедуру, однако они в большей степени связаны с тем временем и местными обычаями, бытовавшими на Аравийском полуострове», — пояснил имам-хатыб Московской Соборной мечети.
Аляутдинов рассказал, что в некоторых странах данный обряд практикуется и сейчас, хотя и не очень широко: «Возможно, объяснением служит жаркий климат, способствующий раннему половому созреванию девочек. В свою очередь, оно может повлечь за собой неконтролируемое поведение, недопустимое с точки зрения ислама».
«Вред женского обрезания уже доказан»
Также дискуссия разгорелась вокруг вопроса о влиянии процедуры на женское здоровье. При этом некоторые интернет-пользователи стали сравнивать мужское и женское обрезание, отмечая, что никакой негативной реакции на подобную операцию у мужчин и мальчиков в обществе нет. RT решил узнать мнение врача на этот счёт.
«Что касается мужского обрезания, то там нет существенных медицинских противопоказаний, в отличие от женского», — подчеркнул президент Российского общества акушеров-гинекологов, профессор Владимир Серов.
«То, что это вредно, было доказано ещё давно. В этом нет никаких сомнений, — отметил он. — Это оказывает влияние и на сексуальное чувство, и на нормальную семейную жизнь. И это имеет отношение к тому, что внутренние половые органы связаны и с наружными половыми органами. Когда начинаются вмешательства такого экстремального характера, всё это сказывается на всей экологии половых органов, матки».
По словам акушера-гинеколога, ему приходилось видеть таких пациенток, но, как правило, они были представительницами религиозных сект. «И я даже не представляю, что в мусульманстве может быть такое», — добавил он, отметив, что практика женского обрезания является настолько устаревшей традицией, что даже удивительно, что разговор об этом возникает именно сейчас.
Муфтий Исмаил Бердиев в интервью RT: Женское обрезание — это средневековая дикость
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев в интервью RT не только опроверг сообщения СМИ о якобы призыве с его стороны к обрезанию женщин, но и заявил, что никто не вправе вмешиваться в дела семьи. Если где-то и проводят такие операции, то они недопустимы, так как это — средневековая дикость, добавил исламский богослов.
«Меня спросили (журналисты. — RT) про женское обрезание, есть оно или нет. Я сказал, что слышал, что в где-то в Дагестане есть такой обряд. Но по шариату его нет. Потом я уже добавил, что если бы всем женщинам поголовно делали обрезание, то, возможно, было бы меньше разврата. Эту мою шутку они взяли и напечатали со словами, что муфтий предлагает делать обрезание. А один (журналист. — RT) дошёл до того, что муфтий якобы предлагает стерилизовать всех женщин. Вот такой абсурд», — рассказал Бердиев.
По словам исламского богослова, он понятия не имеет, откуда взялся этот обряд, и не является экспертом в этой области. «Я просто об этом слышал. А это, конечно, средневековая дикость, никто этого делать не будет», — подчеркнул муфтий, добавив, что не может понять, почему данную тему попытались так раздуть.
Он отметил, что в России проблема женского обрезания не стоит в принципе: «И если где-то кто-то когда-то это делал, это не значит, что есть большая проблема. Если это где-то делается, то это тоже неправильно».
Вмешательство в дела семьи с любой стороны председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа назвал недопустимым.
«Я прошу всё разъяснить, потому что людей пугают некоторые заголовки о том, к чему якобы призывает муфтий», — заключил Исмаил Бердиев.