жестокости ветхого завета цитаты

Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?

Итак:
1. Почему такая невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?

С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: « А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)

То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.

С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.

БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.

«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)

Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?

2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.

1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ. Тем ни менее, Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи. «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.• Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.

2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев, всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля, и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.

3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно, поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.

*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.

Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.

3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.

Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.

В Ветхом Завете « …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).

Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).

Источник

О жестокости Ветхого Завета

про­то­и­е­рей Андрей Ткачев

Ветхий Завет прав­диво жесток; жесток, как сама жизнь. Чело­век, открыв­ший Библию с мыслью о том, что это книга любви, может с содро­га­нием закрыть ее, столк­нув­шись с неко­то­рыми кар­ти­нами Вет­хого Завета. Бог казнит греш­ни­ков, над согре­шив­шими пра­вед­ни­ками изощ­ренно изде­ва­ются враги. Сами пра­вед­ники, одер­жав победу, ведут себя так сви­репо, что воз­ни­кает соблазн усо­мниться в их пра­вед­но­сти. Что всё это значит?

Во-первых, спро­сим себя: откуда это недо­уме­ние и нрав­ствен­ное оттор­же­ние от жесто­ко­сти?

Оно от Благой Вести, про­со­чив­шейся в наше созна­ние. Сего­дняш­ний чело­век, даже если он не верует, мыслит еван­гель­скими кате­го­ри­ями. Нам жалко побеж­ден­ных и про­иг­рав­ших; нам не верится, что чест­ность и богат­ство сов­ме­стимы; жен­щина в наших глазах имеет равное досто­ин­ство с муж­чи­ной. Всё это и многое другое в нашем миро­воз­зре­нии от Еван­ге­лия. Хри­стос дей­стви­тельно изме­нил мир. Не при­бе­гая к заго­во­рам, мяте­жам, рево­лю­циям, Хри­стос овла­дел самой непри­ступ­ной кре­по­стью — чело­ве­че­ским серд­цем. И поко­рив­шийся бла­го­дати чело­век стал мыс­лить небес­ными кате­го­ри­ями. Вот почему нам диким кажется то, что древ­нему чело­веку каза­лось есте­ствен­ным. «Умыть руки в крови греш­ника» — это даже для Псал­тири не явля­ется исклю­че­нием. Ветхий чело­век, тот, кото­рый изнутри не пере­рож­ден и сна­ружи не взнуз­дан соот­вет­ствен­ным вос­пи­та­нием, он и сего­дня радостно пляшет над трупом уби­того врага. Для него, как для Чин­гиз­хана, фор­мула сча­стья сов­па­дает со спи­нами убе­га­ю­щих врагов и заре­вом от их горя­щих жилищ. Мы от подоб­ных зрелищ мор­щимся и отво­ра­чи­ва­емся. Жаль только, очень многие доб­роту и состра­да­ние назы­вают при­зна­ками циви­ли­зо­ван­но­сти. Дескать, давайте вести себя, как «циви­ли­зо­ван­ные» люди. Но это не от циви­ли­за­ции. Вернее, не от любой циви­ли­за­ции, а от той, что выросла из Страст­ной Пят­ницы, когда мил­ли­оны людей в тыся­чах храмов смот­рят на рас­пя­того Стра­дальца и слышат Его молитву: Отче, прости им, не ведают бо, что творят!

Чтобы каждая девушка и жен­щина, к при­меру, была бла­го­дарна Христу и чтобы если не исчезли, то хоть поутихли раз­го­воры о «зака­ба­лен­ной» хри­сти­ан­ством жен­щине, стоит лишний раз про­честь исто­рию Лота. Точнее, то, как он спасся из Содома. За Лотом были посланы ангелы. Мест­ные раз­врат­ники захо­тели «познать» этих нович­ков, а Лот всту­пился за них. Спря­тав незна­ком­цев у себя в доме, вот что Лот гово­рит содом­ля­нам: Вот, у меня две дочери, кото­рые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего ( Быт. 19:8 ). Далее было бег­ство в Сигор, уни­что­же­ние города, пре­вра­ще­ние Лото­вой жены в соля­ной столп. Но нам должны быть инте­ресны и, одно­вре­менно, страшны слова Авра­мова пле­мян­ника. Дочери ему менее важны, чем гости. В этом эпи­зоде — весь древ­ний чело­век. У него другая шкала цен­но­стей, другие ори­ен­тиры, и я сомне­ва­юсь, что нам эти цен­но­сти без­ого­во­рочно нра­вятся.

Бог, через Еван­ге­лие познан­ный нами как Любовь, не изме­ня­ется. Он не «стал» любо­вью в Новом Завете. Он был и есть Любовь всегда. Но это любовь зрячая, тре­бо­ва­тель­ная к чело­веку и не сен­ти­мен­таль­ная. Ради пользы люби­мого Любовь может нака­зы­вать. Толе­рант­ным и нетре­бо­ва­тель­ным часто бывает без­раз­ли­чие. Этого о Гос­поде по отно­ше­нию к нам ска­зать нельзя.

Писа­ние можно условно раз­де­лить на зако­но­да­тель­ные, учи­тель­ные, исто­ри­че­ские и про­ро­че­ские книги. Какие из этих книг могут пока­заться осо­бенно жесто­кими?

Книги зако­но­да­тель­ные и учи­тель­ные не столько жестоки, сколько строги. Синай­ский закон про­воз­гла­шает «не убий». Но он же пере­чис­ляет опре­де­лен­ные случаи необ­хо­ди­мого при­ме­не­ния смерт­ной казни. Так, напри­мер, воз­мез­дию через убий­ство должны быть под­вер­жены бого­хуль­ники, чаро­деи, муже­лож­ники, ско­то­лож­ники, люди, гре­ша­щие против роди­те­лей. Одни грехи пред­став­ляют нрав­ствен­ную заразу для обще­ства и должны караться смер­тью ради общего блага так, как при­жи­га­ются огнем опас­ные язвы. Другие грехи выво­дят чело­века за рамки чело­ве­че­ского досто­ин­ства, делают его хуже бес­сло­вес­ного скота. Опу­стив­шись ниже чело­ве­че­ского есте­ства, такой чело­век не вправе тре­бо­вать к себе гуман­ного (т.е. чело­ве­че­ского) отно­ше­ния.

Нужно заду­маться, чего здесь больше: жесто­ко­сти или чело­ве­ко­лю­бия? Хирур­гия — довольно кро­ва­вая отрасль меди­цины, но посвя­щена спа­се­нию чело­века, а не изде­ва­тель­ству над ним. Гос­подь не любит стра­да­ний и не насла­жда­ется зре­ли­щем казней. Давая пове­ле­ние жестоко карать неесте­ствен­ный блуд или вол­шеб­ство, Он пре­сле­дует высшие цели. Он вос­пи­ты­вает Свой народ так, как отец вос­пи­ты­вает своего сына. Его милость не про­сти­ра­ется до без­на­ка­зан­но­сти, и именно так Соло­мон учит нас вос­пи­ты­вать своих сыно­вей. Можно не сомне­ваться: без суро­вых мер и дли­тель­ной педа­го­гики Изра­иль не был бы спо­со­бен про­из­ве­сти на свет Чистей­шую и Непо­роч­ную Деву.

Самыми изоби­лу­ю­щими сце­нами наси­лия и жесто­ко­сти явля­ются книги исто­ри­че­ские. Это — сама правда, рас­смот­рен­ная в упор, и оттого бес­по­щад­ная. Вообще-то чело­ве­че­ству, пере­жив­шему 20й век, не стоит слиш­ком пафосно рас­суж­дать о про­бле­мах жесто­ко­сти и мило­сер­дия. Минув­шее сто­ле­тие пока­зало если не послед­нюю глу­бину чело­ве­че­ского рас­тле­ния, то все же бес­при­мер­ное извра­ще­ние ума и сердца. Меха­ни­сти­че­ски мыс­ля­щий, раци­о­наль­ный, эго­и­стич­ный чело­век поста­вил вопрос убий­ства на кон­вейер. Чело­век, для изде­ва­тель­ства над чело­ве­ком же, при­ду­мал теории и наплел кру­жева казу­и­стики. А теперь, когда печи кре­ма­то­риев погасли, но еще не успели остыть, мы склонны делать вид, что «это не повто­рится», и предъ­яв­лять Богу упреки в жесто­ко­сти.

Библия напи­сана о нас. На при­мере одних людей она гово­рит обо всех людях, и к этому сви­де­тель­ству нужно при­слу­шаться. Люди, ока­зы­ва­ется, спо­собны есть во время голода соб­ствен­ных детей. Спо­собны в погоне за вла­стью идти на убий­ство отца и бра­тьев. Достиг­нув власти, люди спо­собны ста­но­виться нена­сыт­ными, подобно аду, и отби­рать послед­ний клочок поля, послед­нюю овечку у бед­няка. Об этом гово­рят книги Царств и Пара­ли­по­ме­нон, исто­рии Авес­са­лома, Иеза­вели и многих других. Точные копии подоб­ных зло­де­я­ний хра­нятся в лето­пи­сях любой древ­ней циви­ли­за­ции. Инфор­ма­ци­он­ные сводки свежих газет тоже об этом. Всё это — симп­то­ма­тика нашей общей болезни, спасти от кото­рой людей пришел Хри­стос. Всё, что нам надо, — это поме­нять угол зрения или точку обзора, с кото­рой мы смот­рим на Писа­ние. На него нельзя смот­реть сна­ружи или сверху вниз. При помощи Писа­ния нужно смот­реть себе внутрь. И тогда ста­но­вится понят­ным: внут­рен­ний распад лич­но­сти под дей­ствием греха высво­бож­дает энер­гию, сопо­ста­ви­мую с неуправ­ля­е­мой ядер­ной реак­цией. Из царя над миром чело­век пре­вра­ща­ется в отвра­ти­тель­ную язву на теле мира, он само­раз­ру­ша­ется и уни­что­жает всё вокруг себя. Библия лишь опи­сы­вает про­цесс рас­пада и его послед­ствия, и упре­кать ее за это нера­зумно.

Новый Завет отли­ча­ется от Вет­хого так, как зали­тый солн­цем пол­день отли­ча­ется от ночи с ее блед­ным лунным светом. Но одна ново­за­вет­ная книга всё же выгля­дит суро­вее многих вет­хо­за­вет­ных. Это — Апо­ка­лип­сис Иоанна Бого­слова. Древ­ние про­роки, такие как Исайя, в гря­ду­щем видели мечи, пере­ко­ван­ные на серпы; льва, поко­я­ще­гося рядом с ягнен­ком, и мир людей, полный Бого­по­зна­ния, как океан полон водою. «Отбеже болезнь, печаль и воз­ды­ха­ние» — эти про­ро­че­ские слова мы про­из­но­сим часто и свя­зы­ваем их с цар­ством Христа. А вот апо­стол Любви, на кон­тра­сте со всем осталь­ным, что напи­сано его рукою, своим Откро­ве­нием может вну­шить нам ужас. Судьбы мира, откры­тые ему и запе­чат­лен­ные в самой таин­ствен­ной биб­лей­ской книге, местами кош­марны. И всё потому, что Библия — книга правды, и писали Божии люди не то, что хотели, а то, что откры­вал Гос­подь.

И Гос­подь открыл, что раз­вра­ще­ние людей будет велико и нево­об­ра­зимо. Открыл, что из недр чело­ве­че­ства, как самый горь­кий плод общих грехов и без­за­ко­ний, родится анти­христ — вме­сти­лище всякой скверны и чело­век греха. Это будет зако­но­мер­ный итог все­че­ло­ве­че­ской гре­хов­ной жизни. Как Бого­ро­дица яви­лась лучшим цвет­ком все­че­ло­ве­че­ского древа, так анти­христ станем плодом и итогом без­бож­ной жизни многих, очень многих. Та часть чело­ве­че­ства, кото­рую он воз­гла­вит, поте­ряет не только вечную жизнь, но и право на нор­маль­ную жизнь земную. Земля отка­жется кор­мить такого чело­века. Небо не захо­чет смот­реть на него. Конеч­ные судьбы мира, решив­ше­гося жить без Бога, будут ужасны. И не Бог тому виной.

Беда в том, что чело­век, став­ший на скольз­кие пути, как пра­вило, уже с них не сходит. Оттого и Гос­подь сказал о стро­и­те­лях Вави­лон­ской башни: Не отста­нут они от того, что начали делать (см. Быт. 11:6 ). Если кому-то хочется обви­нить Созда­теля в жесто­ко­сти, то вся жесто­кость Его в том, что Он вме­ши­ва­ется в исто­рию и раз­ру­шает Вави­лон­ские башни.

Источник

Жестокость Ветхого Завета

Когда читаешь Ветхий Завет, особенно Второзаконие и Иисуса Навина, задаешься дерзким вопросом: неужели с позволения Творца всего сущего, Господа Бога могли совершаться такие страшные по своей жестокости деяния?

Вот только некоторые примеры зверства израильтян, описанные в книгах Ветхого Завета. Впервые же непонятную и бессмысленную жестокость Бог демонстрирует в Египте. Исчерпав все чудеса, с помощью которых Он пытается принудить фараона отпустить евреев из Египта, Бог приводит последний довод:

«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» (Исх. 12: 29). Неужели Всесильный Бог не мог просто-напросто внушить фараону, чтобы тот позволил израильтянам покинуть пределы его государства? Или же найти какой-нибудь другой аргумент, который был бы достаточно веским, но обошелся бы без жертв?

Но еще большую, трудно укладывающуюся в человеческое сознание, кровожадность и жестокосердие проявляет избранный Богом народ в последующих книгах Ветхого Завета. И, опять же, по прямому указанию или благословению Бога.

«Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числ. 31: 17–18).

Вот так распорядился Моисей поступить с пленными мадианитянами. И сделал он это, чтобы угодить Богу.

«…Порази жителей того города остриём меча, предай заклятию его и всё, что в нём, и скот его порази остриём меча. Всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнём город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему; и да будет он вечно в развалинах, никогда вновь не должно созидать его» (Втор. 13: 12–16).

Что же могло вызвать такой беспощадный гнев Господа в отношении населения города? Оказывается, появление в нем нескольких человек, которые будут исповедовать другую религию, поклоняться иным богам.

А теперь вспомним книгу Бытие, в которой описывается явление Аврааму трех ангелов, которые должны были уничтожить Содом и Гоморру. И тот разговор, который вел Авраам с Господом.

жестокости ветхого завета цитаты. Смотреть фото жестокости ветхого завета цитаты. Смотреть картинку жестокости ветхого завета цитаты. Картинка про жестокости ветхого завета цитаты. Фото жестокости ветхого завета цитаты

Плач по умершим египетским первенцам. Художник Ч.С. Пирс. 1877 г.

«И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем. Господь сказал: Если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не дотянет пяти, неужели за недостатком пяти ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним, и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Быт. 18: 23–24, 26–32).

Легко увидеть, сколь милосердным был Господь к жителям Содома, погрязших в грехах: даже ради десяти праведников Он обещал пощадить город. С мадианитянами же Моисей поступает совсем иначе, убивая всех из-за нескольких человек, молящихся иным богам.

А это уже уничтожение города Васана. «И поразили они его и сынов его, и весь народ его, так что ни одного не осталось живого, и овладели землею его…» (Числ. 21: 35)

Таких примеров во Второзаконии немало. «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой» (Втор. 7: 16). «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергессеев, как повелел тебе Господь Бог твой…» (Втор. 20: 16–17) Легко заметить, что исполняя волю Бога, израильтяне осуществляют настоящий геноцид по отношению к захваченным ими народам.

Особой жестокостью наполнена Книга Иисуса Навина. Вот какое побоище устроил Навин покоренного им Иерихона. «И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом» (Нав. 6: 20).

Но на этом Иисус Навин не остановился. Он по-настоящему лютует, словно обезумев от крови и страданий человеческих. Продолжая захватывать города, он в то же время не перестает уничтожать их жителей:

«Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая» (Нав. 8: 24–26).

«А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили (всех) их: не оставили ни одной души» (Нав. 11: 14).

Не меньшей жестокостью отличались и деяния, которые творились с согласия легендарного героя, талантливейшего полководца, мудрого государственного деятеля, философа и поэта Давида. Именно такими словами прославляют его толкователи Библии.

Вот только один эпизод его «мудрости и тонкой поэтической натуры»: «Через год, в то время когда цари выходят на войну, вывел Иоав войско и стал разорять землю Аммонитян, и пришел и осадил Равву. Давид же оставался в Иерусалиме. Иоав, завоевав Равву, разрушил ее. А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян, и возвратился Давид и весь народ в Иерусалим» (1 Пар. 20: 1, 3).

Наверное, этих цитат достаточно, чтобы засвидетельствовать труднообъяснимую жестокость ветхозаветного Бога. Безусловно, вслед за этими цитатами возникает вполне логичный вопрос: чем объяснить такое неистовство Господа? Неужели христианский Бог Любви имеет что-то общее с мстительным богом Ветхого Завета?

Конечно, найти ответы на эти вопросы пытались многие видные деятели христианства: толкователи, философы, писатели. Наиболее же последовательно излагал свои взгляды на эту проблему христианский богослов и гностик Маркион, живший в I–II веках нашей эры. Он категорично отверг Ветхий Завет, считая, что тот рассказывает о немилосердном Боге. И хотя Церковь относится к его учению как к ереси, тем не менее немало христиан если и не отвергают Ветхий Завет, то относятся к нему с немалым подозрением. И причина этого – его жестокость. К тому же Ветхий Завет рассказывает не просто о жестокости отдельных людей, а приписывает ее самому Богу.

Христианские экзегеты Библии в качестве оправдания необходимости той поразительной жестокости, которая описывается в Ветхом Завете, приводят следующие доводы. Так, они говорят, что всех хананеян истребляли потому, что у них имело широкое распространение ритуальное жертвоприношение младенцев богу Баалу. Хотя и еврейский Бог в книге Бытие потребовал от Авраама, чтобы тот в качестве доказательства своей преданности тоже принес в жертву своего первенца. Парадокс?

Поэтому можно предположить, что, скорее всего, не гибель младенцев волновала евреев, поскольку это были дети их врагов. Надо думать, что их беспокоило совсем другое. Дело в том, что Израиль находился в окружении народов, у которых были свои боги и свои традиции. И, чтобы не потеряться среди этих народов, чтобы сохранить веру в единого Бога и свою религию, израильтяне и уничтожали население покоренных ими городов. В том числе и детей, потому что они все равно оставались носителями чуждой веры.

Для объяснения жестокости израильтян в отношении покоренных городов и стран толкователи Библии называют также особую психологию людей, живших в ту далекую эпоху. Тогда, считают экзегеты, последователи Единого Бога, чтобы убедить окрестные народы в Его силе, и проявляли такую невероятную жестокость. Потому что именно ее уважали и ей подчинялись. Причем не только в ветхозаветные времена, но и значительно позже.

Кроме того, говоря о жестокости израильтян, надо иметь в виду, что она опиралась и подкреплялась законами, которые Бог продиктовал Моисею. Любое их нарушение жестоко каралось. Особенно если оно касалось чего-то «заклятого». А это слово означало «что-то», полностью и навсегда отданное Богу. То есть оно, это «что-то», являлось жертвой Всевышнему. Ею могли быть, например, участок земли или животное. Такими же жертвами являлись и захваченные города.

И израильтяне хорошо знали и помнили, что все завоеванное они должны жертвовать Богу. Ни один предмет из захваченного города не мог остаться у победителей. Это же касалось и людей, и означало, что городское население обрекалось на тотальное истребление.

Очень хорошо иллюстрирует этот запрет и его силу история, рассказанная в 7 главе книги Иисуса Навина. В ней идет речь о человеке по имени Ахан, который припрятал для себя часть захваченной в Иерихоне добычи: «Одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей». И в этом преступлении он сам и сознался.

И вот какое наказание последовало за этот проступок. «Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор. И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни. И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня» (Нав. 7: 24–26). И в этой казни Ахана и его семейства приняли участие все израильтяне. Потому что Бог настаивал на том, чтобы они все очистились от греха пред Его именем таким образом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *