жировичский монастырь официальный где находится
Путешествие одного дня. Чудотворная икона и лестница, как в Ватикане, – что посмотреть и чему удивиться в Жировичах
Сегодня наше путешествие лежит в Жировичи – знаменитое на всю страну местечко, где находится древний монастырь и чудотворная икона, которую почитают как православные, так и католики.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Как добраться
Из Барановичей можно добраться отличным и экономным вариантом: сесть на поезд Барановичи – Гродно и доехать до станции Слоним, а там пересесть на автобус в Жировичи. Поездка туда и обратно обойдется примерно в 5 рублей! Можно поехать и на личном транспорте, расстояние всего каких-то 50 км.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Что посмотреть
Сразу отметим, все местные жители называют свое местечко всегда именно Жировицы, а не русифицированным вариантом Жировичи. В самом поселке до сих пор много указателей, где написано именно Жировицы.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Сами Жировичи известны с XV века, прежде всего как владения подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана. А славу им принесло то, что, предположительно, в 1470 году дети-пастухи заметили яркий свет на груше и, подойдя к дереву, увидели небольшую икону Божией Матери.
Александр Солтан воздвиг на том месте церковь, в которой примерно в 1560 году случился пожар. Все сгорело дотла, кроме иконы. После этого в Жировичах в 1587 году был основан монастырь, который и сейчас является главной достопримечательностью деревни. В 1609 году монастырь стал греко-католическим (униатским), что придало ему католический колорит в архитектуре, который сохраняется и поныне. Именно Жировичи тогда стали центром греко-католичества на землях Великого Княжества Литовского.
В ансамбль монастыря входит несколько церквей, среди которых особо хочется выделить две. Первая это Успенский собор – главный храм Жировичей. Сначала он был построен в стиле барокко, имел две башни на главном фасаде. После реконструкции в первой половине XIX века приобрел черты классицизма. Именно в Успенском соборе и хранится икона Матери Божией Жировицкой, которая одинаково почитается и католиками, и православными и которой приезжают поклониться ежегодно десятки тысяч верующих.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Второй храм, заслуживающий особого внимания, – это Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1769 году. Именно она роднит Жировичи с Ватиканом, ведь внутри церкви половину строения занимает лестница, копия Святой лестницы в Апостольской столице, которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме. Кстати, на заметку туристам, к Крестовоздвиженской церкви пройти можно лишь с экскурсией, которую нужно заранее заказывать.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Кроме монастыря, нескольких церквей и часовен, в Жировицах есть два святых источника и поставленный в 2020 году памятник архимандриту Серафиму Жировицкому. Интересный факт, что Серафим был арестован НКВД СССР за «пособничество немецким оккупантам» и впоследствии погиб в 1946 году. Это из-за того, что во время немецкой оккупации архимандрит усердно занимался восстановлением церковной жизни, которую активно уничтожали при власти большевиков…
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Также напротив монастыря находится здание местного аграрно-технического колледжа. Однозначно, кто-то из ваших знакомых учился или учится в этом учебном заведении.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Кроме этого, в Жировичах есть и высшее учебное заведение – Минская духовная семинария. Поэтому Жировичи смело можно назвать студенческим городком, правда, обучаются там практически одни парни.
Фото Никиты Пастухова
Где перекусить
Если вы проголодались, то вам прямая дорога в монастырское заведение под исторически нездешним названием «Трапезная» (каких на территории монастыря две). Там все блюда постные и аскетичные, без мяса. Есть рыбные блюда, салаты, драники, желе, выпечка. Выпечке стоит уделить особое внимание, здесь вам и сочники, и пирожные-грибочки, и коржики, и вкуснейшие булочки за 60 копеек. Там же в Жировицах, как и подобает агрогородку, есть столовая и частный бар с пиццей и бильярдом.
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Фото: Никита ПАСТУХОВ
Где зачекиниться в «Инстаграм»
На территории монастыря много симпатичных мест, которые подойдут и верующим, и любителям архитектуры. А вот фуд-блогерам обязательно стоит сфотографировать еду для своих каналов в трапезной.
Свято-Успенский Жировичский монастырь (Жыровіцкі манастыр)
Автобус | Слоним-Жировичи |
Автострада | По Брестской трассе М1 до Барановичей. За Барановичами будет указатель на Слоним. Далее дорога P99. Примерно через 40 км будет поворот на М11. Отсюда ехать еще 4 км до указателя на Жирановичи. |
Стены Свято-Успенского Жировичского монастыря считаются помещением мужского ставропигиального монастыря, который находится в небольшой деревушке Жировичи. Эта постройка считается достаточно крупным и важным православным центром всей страны, помимо духовной составляющей, здесь также часто бывают туристы, ведь внешний вид постройки позволяет ей быть одним из важнейших памятников истории и архитектуры.
Возникновение самого монастыря окутано тайной, многие считают, что он появился на том месте, где много лет назад обнаружили Жировицкую икону Божией Матери. Постройка долго считалась обыкновенным православным монастырем, потом он немного изменился, им начал заправлять орден базилиан. В начале 1655 года конструкция практически полностью сгорела, но со временем монастырь восстановили.
Монастырь состоит из 4 храмов и еще нескольких небольших построек:
Именно чудотворную икону, которая изображает Деву Марию, считают главной святыней данного монастыря. Икона является достаточно небольшой, среди других аналогичных, которые люди почитают во всем мире. Молитвы возле иконы проходят практически каждое утро, в ней участвует акафист, который и занимается проведением молебна.
Здесь можно увидеть частички мощей различных святых, таких как:
Помимо них, здесь также находятся определенные останки других людей, которые много сделали для христианства и церкви в целом.
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни.
Свято-Успенский монастырь |
Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия.
|
Жировицкая икона |
Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.
Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.
Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.
Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.
В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.
|
Внутреннее убранство свято-Успенского собора |
По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.
В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.
А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом.
В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.
В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.
Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.
В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.
Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.
14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием.
Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители.
В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».
Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.
Минская духовная семинария |
В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.
В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.
Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария.
Часовня в честь Княгини Ольги возле купели |
Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.
Сейчас монастырь, академия и семинария возрождены и восстановлены. К Успенскому собору примыкает Никольская церковь (сюда зимой переносят Жировицкий образ Божией Матери). Действуют и другие храмы обители. И радостно и отрадно от того, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.
Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). А есть еще источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой.
Интересно, что в советский период источник под Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода все равно нашла выход, и источник вновь забил. И последнее мне кажется очень символичным, потому что Жировичи, как и святой источник Успенского собора, пронесли через века свет Православия, возродившись после трудных времен униатского владычества и советского атеизма.
Жировичский монастырь официальный где находится
Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.
Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.
Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.
Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.
На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.
Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Многие так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу.
История монастыря
В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.
В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.
В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.
В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.
[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.
Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.
[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.
Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.