живописная улица храм живоначальной троицы
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве. Адрес, история, фото, как добраться, расписание богослужений
«В Хорошеве хорошо» говорят местные жители, и не могут быть не правы. Живописный район Москвы на набережной Москвы-реки по утрам будит звон колоколов от одного из древнейших храмов столицы, шедевра русского церковного зодчества, храма Живоначальной Троицы.
Где находится Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве
Храм находится в г. Москва, Карамышевская набережная, 15. Он находится на некотором удалении от дороги, располагаясь среди насаждения деревьев вокруг Москва-реки. Он хорошо виден с набережной или с проспекта, так как находится на гребне холма. Во время своей постройки он был единственным зданием здесь, и потому был хорошо виден с любой точки Хорошево и окрестностей.
Как доехать
Удобное расположение храма позволяет добраться к нему любым доступным способом:
Метро «Полежаевская», автобусы 48, 155, троллейбусы 20, 21, 35, 65 до остановки на ул. Живописная. Обязателен переход через шоссе по подземному переходу. | Среднее время: 25-35 мин |
Метро «Щукинская», трамваи 28, 30 едут до конечной остановки. | Среднее время: 30-40 мин |
Метро «Сокол» или метро «Октябрьское поле», троллейбус 59 до конечной остановки. | Среднее время: 40-45 мин |
История
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве был построен в 1596-1598 г. в селе, принадлежащем Борису Годунову. Хорошево исполняло роль его загородной резиденции, в которой будущий царь любил проводить время, здесь он принимал иностранных гостей.
Храм был вторым зданием, которое он здесь возвел после своего деревянного дворца всего через 2 года после того, как ступил во владения селом. Образцом для строительства выступил Донский монастырь, а за пример – его Малый собор. Имя зодчего собора сохранилось, им был Федор Конь, прозванный «государев мастер».
Он один из немногих, чье имя известно и отображено в исторических источниках. О самом мастере мало что известно, но список его творений, помимо храма, весьма внушителен.
Точно можно сказать, что он был русским человеком – это особо подчеркивали летописи того времени, и это очень ценилось, ведь многие иностранные мастера в то время бежали в Россию в поисках славы, а русский зодчий не уступил ни в чем им, и даже превзошел.
Прошло меньше 10-ти лет после постройки, а на долю Хорошево выпали серьезные испытания. После смерти Бориса Годунова началась смута, село пострадало от пожаров, сражений с поляками и последователями Лжедмитрия II.
Поляки наступали именно через Хорошево, издевательски называя прежде важное село «монастырем Нехорошево». Рядом с селом была собрана армия Василия Шуйского, когда она потерпела поражение.
Только к восхождению на престол Михаила Романова Хорошево снова вернулось в свой цветущий вид. Хорошево продолжало быть любимой резиденцией, здесь часто гостили цари, занимаясь постоянным благоустройством храма. Здесь продолжались быть слышны и далекие военные отголоски: в Хорошеве ловили поляков, шпионов, литовских разведчиков, переходящих реку в удобном месте.
В 1619 г. храм встречал митрополита, вернувшегося из плена. Храм находился на отрезке пути между Москвой и Звенигородом, туда ходили паломники, наведывались и цари. Долгое время это место было последней остановкой перед Москвой. Рядом располагались охотничьи угодья.
В 1666-1667 г. в храме были проведены работы по реставрации икон, киотов, иконостаса и царских врат. Постепенно почти все иконы были «починены», а внутреннее убранство храма обновлено.
Царским указом сюда были направлены пелены, ткани, различная утварь, престольные одежды, аналои, были заменены сосуды. На тот момент здесь располагалась мастерская по золотому шитью. Тогда же была проведена переделка храма: изменен фасад и паперть, был подняты полы, переделаны порталы. До самого 1676 г. церковь не облагалась налогами, и была одним из любимых мест царя Алексея.
В 1688 г. в Хорошеве произошла еще одна реконструкция, на этот раз для восстановления дворца и царской резиденции. Это отразилось и на храме: положение дел в Хорошее и обилие земель, которыми владел притч, не устроило государя Петра, и в 1700 г. они были отчасти урезаны и правильно распределены.
На тот момент Хорошево остается важным центром и сохраняет статус резиденции, но постепенно интерес к нему утрачивается, и уже к 1749 г. сюда заезжали мало, зато на территории села была открыта конюшенная школа.
Постепенно храм ветшал, и ему снова понадобились ремонтные работы и замена обветшавших пелен и прочей утвари, и в 1748 г. началась новая реставрация. Храму была передана новая утварь, но этого было мало. По документам тех годов можно отследить прошения, направленные к царю о том, что храм требовал большего ремонта. В нем нужно было исправить печь, заменить иконостас, выбелить стены.
Царским решением это должно было быть исполнено, но представители села только доложили о проведенных работах, но ничего не было сделано. Новая внутренняя реставрация затянулась надолго и была завершена только в 1763 г.
А вот внешняя затянулась еще надолго из-за недостатка средств, мастеров и плохой организации работ. К 1785 г. все завершилось, обновление храма было проведено полностью и состояние здания было признано достаточно хорошим.
1812 г. принес в храм множество разорений. Французы ограбили храм, сломали двери, повредили множество икон и испортили антиминс, без которого совершение Литургии оказывалось невозможным.
Убыток был нанесен колоссальный, но благодаря пожертвованиям людей храм немедленно принялись ремонтировать, и всеобщее воодушевление после одержанной победы позволило уже в 1813 г. продолжить постоянные богослужения.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве — проект до постройки трапезной
Быстрый ремонт и реставрация сказались на внешнем виде храма. Теперь он многократно изменялся изнутри, каждое следующее обновление кардинально меняло предыдущий интерьер. Расположение наверху холма некоторое время внушало опасения, что храм может быть разрушен оползнем. Берег реки грозил обвалиться, по нему пошли трещины и оседания.
Необходимость больших работ и серьезных денежных вложений не позволила московским властям сделать все необходимое, чтобы укрепить берег, но было предложено отстроить новое здание и перенести туда все убранство, а храм снести, пока он не рухнул.
Люди же решили не сдаваться и своими силами укрепляли берег. Они не позволили трещинам разрастись с помощью ежегодных укреплений оседающего берега и насаждению деревьев. Храм был спасен. Позже, к 1903 г., в нем проводились замеры для замены старых голландских печей на новые духовые, и была запрошена новая реставрация.
В феврале 1913 г. была начата работа над укреплением берега, так как угроза обвала продолжала быть реальной. Снова было предложено снести храм, но от этой недели почти немедленно отказались, так как он был исторически важным зданием. До 1917 г. были проделаны частичные укрепления оползня, но угроза революции не позволила кардинально исправить ситуацию.
Вплоть до революции 1917 г. храм был на пике своего процветания, но почти сразу же – разграблен, хотя в нем еще совершались богослужения. В 1922 г. из храма была изъята драгоценная церковная утварь. В 1939 г. власти закрыли храм на 50 лет, здание было переделано под багетную мастерскую, а после – под отделение детской консультации.
После войны здесь был обустроен колхозный клуб. Внутреннее убранство было разграблено, кладбище на территории храма – уничтожено.
В начале 1960-х возрос интерес к историческим и культурным памятником, и храм был признан одним из них. В 1964 г. архитектор В. Дрегалов предложил план масштабной реконструкции, в которой приделы были соединены с трапезной частью здания и теперь могли отапливаться, в отличие от остальных приделов.
Неотапливаемые части помещения отделялись стеной и были доступны только в летнее время. Убранство храма было заменено новым, но в одном из приделов, приделе Феодора Стратилата, теперь изолированном от остальных, сохранялось древнее убранство, иконы и центральный иконостас.
В 1970-х известный реставратор и исследователь русского зодчества Б. Альтшуллер занялся исследованиями храма. Под его руководством храм был частично восстановлен к первоначальному облику, но некоторые перемены исправить не удалось.
Так, например, безвозвратно утерянными оказались порталы – архитектурно оформленные входы в здание и переходы между приделами, которые были стесаны при перестройках здания. Реставрационные работы проводились только в храме, и никак не затронули здания колокольни и трапезной. В них по-прежнему был распложен цех офсетной печати.
Первое богослужение в обновленном храме совершилось 30 апреля 1989 г., на Пасху.
Постоянный настоятель на место храма был назначен в 2000 г., и с того времени храм развернул широкую миссионерскую деятельность и стал на путь постоянного развития.
Архитектурные особенности храма
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.
Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.
Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.
На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.
Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.
Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.
В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.
Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.
В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.
Внутреннее убранство
По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.
Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.
В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.
Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.
Святыни храма
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве сохранил различные особо почитаемые святыни, которые находятся здесь постоянно, и к которым ежедневно приходят молящиеся и паломники.
Икона начала XIX в. располагается на аналое в основном приделе. Это одна из святынь, переживших разграбление храма, возможно, она относится к числу тех, что были спрятаны местными жителями. Икона сохранила свою оригинальную чеканную ризу. Перед ней еженедельно совершаются акафисты и молитвы.
За давностью лет невозможно сказать точно, кто и когда написал образ Троицы. Единственное что известно, это что характерный стиль барокко и реалистичная манера письма и передачи образов отсылает к художникам XVII века.
Эта икона несколько раз реставрировалась, с нее были удалены различные загрязнения, восстановлены цвета. Ведутся исследования и попытки определить происхождение иконы. Это одна из нескольких икон, не относящихся к каноничным образам.
Эта круглая икона была написана в начале XIX-го века и является одной из самых почитаемых святынь прихода. Именно этот образ был в списке первых, что появились в храме после его открытия в 1989 г., и это одна из нескольких сохранившихся икон, что находились в храме до революции. Сейчас образ хранится в Никольском приделе, перед ним совершаются молебны, и горит постоянная лампада.
Повседневная жизнь храма
Храм Живоначальной Троицы ведет широкую проповедническую и общественную деятельность. В Хорошево для людей, только пришедших в храм, проводятся регулярные катехизаторские беседы перед принятием Крещения.
Для самых маленьких существует группа раннего православного воспитания, рассчитанная на детей до 6-ти лет. Для взрослых – молодежный клуб «Синаксис» для всех желающих 16-35 лет.
Встречи клуба проходят регулярно раз в 2 недели, куда приглашаются ученые, люди связанные с искусством и культурой. Клуб проводит регулярны паломнические поездки как и по местам Подмосковья, так и более дальние поездки в Санкт-Петербург, Воронеж, Киев.
При храме расположен кружок рукоделия и работает воскресная школа для всех желающих, проводятся беседы священника с взрослыми. Также здесь есть курсы церковно-славянского языка, обучающие письму и правильному чтению, а так же – кружок рукоделия.
Особой приходской деятельностью есть сестричество в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона, опекающие находящуюся рядом больницу №67 и больницы района и близлежащих сел. Сестричество приглашает к сотрудничеству всех делающих девушек и женщин, которые оказывают помощь больным в неврологическом отделении, а так же осуществляют уход на дому, несут круглосуточное дежурство.
Сестринское движение насчитывает в целом более 120 человек, из которых 20 штатных сестер, 80 находятся по договору добровольцев и еще около 25 проходят курсы и практику. Все штатные сестры имеют образование и лицензию на уход. Организация существует на общественных началах и финансируется благодаря пожертвованиям.
Активную работу ведет храм и в Интернете: у него имеется сайт, возможность пожертвований, возможность написать священнику, актуальные изменения в режиме богослужений, 3D-модель храма изнутри, позволяющая совершить онлайн-экскурсию.
Режим работы и расписание богослужений
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве проводит ежедневные богослужения.
Вечернее богослужение | пятница, суббота, накануне праздничных дней: 17:00 |
Божественная Литургия | понедельник – суббота: 9:00 воскресенье: 6:40, 8:40 |
Водосвятный молебен и панихида | воскресенье и праздничные дни: 11:00 |
Вечерня с акафистом | воскресенье: 17:00 |
При необходимости можно заказать отдельное таинство, договориться о проведении венчания или крещения в удобное время.
Интересные факты о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве
Храм Троицы являет собой уникальный образец архитектуры:
Храму Живоначальной Троицы уже больше чем 400 лет. В это время он видел многое. В Хорошеве совершались нашествия, оно передавалось как царская милость, оно видело перестройку и советское атеистическое время. Но над всем этим продолжает звенеть, не замолкая, колокольный звон, а молитвы все так же поднимаются к небесам.
Автор: Катя Волкова
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве
Фильм о Храме Живоначальной Троицы в Хорошеве:
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве: официальный сайт и адрес
Более четырех столетий стоит храм Живоначальной Троицы в Хорошеве. Возведенное в годы правления Бориса Годунова здание и сегодня сохранило свое величие и великолепие.
Его не смогли уничтожить многочисленные войны и нашествия, а в настоящее время церковь приобрела свой первозданный облик, став одним из удивительных памятников культуры Подмосковья.
История постройки и становления храма
Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:
В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.
Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.
Но отрицать, что он внес неоценимый вклад в развитие церковного и светского зодчества, не станет никто. Именно Годунов приказал возвести рядом с деревянным зданием каменный храм.
Романовы и их вклад в историю
Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.
После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.
Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.
Ремонтные работы проводятся строго под присмотром членов правящего рода. Это подтверждает важность здания для правительства.
Изменения в советское время
С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.
На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.
В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.
После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.
В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:
До настоящего времени здание перенесло еще несколько реставраций, во время которых были восстановлены фрески, боковые входы. С тех пор церковь относится к культурным памятникам и охраняется государством.
Нынешнее состояние храма
Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.
В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.
Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.
В настоящее время у храма есть свой официальный сайт, где располагается актуальная информация и расписание по богослужениям и службам.
Святыни и иконы
Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.
Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:
Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.
Расписание богослужений
Служители церкви ведут не только богослужения, но и активную просветительскую деятельность. Служба в храме идет ежедневно в будние дни с 8.30 до 10.30 и в праздничные дни в 17.00. Божественная литургия проводится в 6.40 в воскресенье.
О праздничных богослужениях можно узнать на сайте храма. Его престольными праздниками принято считать День Святой Троицы, который празднуется на 50 день после Пасхи. Кроме того, к его праздникам относится день пророка Ильи — 2 августа, Николая Чудотворца, отмечаемого 22 мая и 19 декабря.
Посещение церкви имеет свои особенности. В ее стенах запрещена фото- и видеосъемка. Мужчины и женщины должны прийти скромно одетыми. Плечи и ноги должны быть закрытыми, косметикой разрешается пользоваться в минимальных количествах, либо она должна полностью отсутствовать.
При храме имеется Воскресная школа, где обучаются дети местных жителей. В учебном заведении преподается хоровое пение, Закон Божий. Также здесь открыт кружок рукоделия и церковнославянского языка.
Способы доехать до места
Адрес храма: село Хорошево, Карамышевская набережная д. 15. Приехать сюда может каждый желающий. Достаточно знать, как правильно добраться до места. От станции метро «Щукинской» отходят два трамвая № 30 и 28, на которых следует отправиться до конечной станции.
Не менее популярен другой маршрут, который подразумевает отправление на троллейбусе № 59 до конечной остановки. От нее до церкви остается совсем недалеко, оставшийся путь можно пройти пешком.
Троллейбусы № 65, 20 и 35 также довезут пассажиров до нужного места через Карамышевский мост. Конечной остановкой является станция «Живописная». От нее через подземный переход можно добраться до храма, который располагается на противоположной стороне.
Родителям с детьми следует помнить, что Троицкая церковь довольно мрачная и темная внутри. Поэтому отправляться на молитву с детьми не стоит, им может не понравиться обстановка.
Однако это место, где человек духовно отдыхает и общается с Господом, оно и не должно быть ярким и кричащим.