жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай

Жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай

Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. — М.: ОГИ, 2003.

О русской усадьбе как о некоем семантическом явлении заговорили давно: копились публикации, проводились конференции, был создан особый Фонд возрождения русской усадьбы… Книга О. Купцовой и Е. Дмитриевой — отнюдь не первое и не единственное исследование усадебного мифа. Но в ряду других “усадебноведческих” произведений “Утраченный и обретенный рай” займет достойное место. Эта книга состоялась как исследование особого типа — в рамках семантического анализа и культурологического подхода, но на языке абсолютно не специальном. Дискурс — главное достижение авторов. Они искусно избежали соблазна заговорить на “птичьем” языке строгой науки, равно как и перейти к эмоциональным восклицаниям: “Вне зависимости от приоритета, который в отдельные эпохи отдавался то природе, то искусству, усадьба синтезировала и то, и другое. Во второй половине XVIII столетия в триаде “человек — искусство — природа” естественное рассматривалось как материал для искусства: на природу, окружавшую усадебные постройки, воздействовали так, чтобы она выглядела как продолжение дворца (дома)”.

Этот замечательный речевой баланс позволяет адресовать книгу самым разным читателям — и филологам, и культурологам, и театроведам, и широкому кругу читателей. Структура книги на первый взгляд весьма произвольна (не случайно авторы не озаглавили ни одного раздела, лишь пронумеровали их). Сцепление параграфов внутри глав так же условно. Однако в этой условности просматривается удивительно точное попадание в саму концепцию усадебного мифа, раскрываемую в книге: перед нами лишь внешне хаотичный лабиринт, на самом деле строго упорядоченный и имеющий четкое идеологическое основание.

Именно с идеологии начинают авторы свое рассуждение о мифе усадьбы (“Спор о достоинствах городской и сельской жизни), далее читатель попадает в мир философии (“Игра разума и случая: французский и английский садовый стиль”), потом решаются онтологические вопросы — “усадебная любовь”, “усадебная смерть”, затем речь идет о праздниках в усадьбе и усадебных театрах, после чего мы погружаемся в мир литературы XIX и раннего XX века, а уж “на сладкое” остаются “усадебные имена”, “усадебные чудаки” и “запахи в усадьбе”. Очевидно, что авторы отнюдь не стремились к “полноте”, читатель мог бы продолжить усадебные темы, расширить их перечень. Но О. Купцовой и Е. Дмитриевой удалось почувствовать и передать тот неповторимый “дух” усадебного быта, который и определяет феноменальность усадьбы.

Усадьба — это мир, устроенный на удивление гостям и соседям, поэтому хозяин превращался в Бога своего собственного Эдема, чувствовал себя полновластным владельцем, дирижером оркестра, послушного его воле. Будучи сложно оформленной равнодействующей города и деревни, русская “вилла” представляет собой культурное пространство среди дикой природы, вписывается в ландшафт. Важно, что в книге показана не только “поэзия садов”, как назвал свое исследование Д.С. Лихачев, но и “проза” — усадьбам свойственно ветшать, дичать, разрушаться, символизируя возраст хозяина или его уход. Таким образом, читатель книги увидит все стадии жизни самого усадебного организма — от замысла, ориентированного на Версаль или английские парки, может быть, противостоящего им, через само созидание усадьбы к ее расцвету, закату и гибели. “Жизнь усадебного мифа” просматривается, если можно так выразиться, и в филогенезе, и в онтогенезе: ветшает отдельная усадьба, но вырождается и сама усадебная жизнь, вытесняется дачной, которую обеспечивает совсем иная идеология.

“Театральная” часть книги позволяет читателю погрузиться в мир полупрофессиональной игры, где главная задача — развлечение владельца и его гостей — постепенно вытеснялась более сложной функцией эстетической потребности, и наконец граница между театральным усадебным действием и жизнью начинала размываться, становилась все более прозрачной: “Внешняя театрализация, характерная для парка второй половины XVIII века, в начале XIX века трансформируется во внутреннюю, рождающую в сознании паркового зрителя (при всей предписанности и сценарной запрограммированности зрительских эмоций) индивидуализированный “театр воображения”. От Эдема (“паркового парадиза”) к Аркадии, от Аркадии к Элизиуму — такова смена форм “театрализации”. Каждая из них рождала особое соотношение действователей и зрителей, привлекала внимание к разным объектам созерцания, создавала различные модели паркового поведения”.

Книга снабжена прекрасными иллюстрациями, замечательными приложениями (вместе с примечаниями они составляют четверть объема), но, думается, именной указатель нисколько не отяжелил бы это издание и помог бы специалистам ориентироваться в богатейшем материале, собранном авторами.

Источник

Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай

Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. — М.: ОГИ, 2003.

О русской усадьбе как о некоем семантическом явлении заговорили давно: копились публикации, проводились конференции, был создан особый Фонд возрождения русской усадьбы… Книга О. Купцовой и Е. Дмитриевой — отнюдь не первое и не единственное исследование усадебного мифа. Но в ряду других “усадебноведческих” произведений “Утраченный и обретенный рай” займет достойное место. Эта книга состоялась как исследование особого типа — в рамках семантического анализа и культурологического подхода, но на языке абсолютно не специальном. Дискурс — главное достижение авторов. Они искусно избежали соблазна заговорить на “птичьем” языке строгой науки, равно как и перейти к эмоциональным восклицаниям: “Вне зависимости от приоритета, который в отдельные эпохи отдавался то природе, то искусству, усадьба синтезировала и то, и другое. Во второй половине XVIII столетия в триаде “человек — искусство — природа” естественное рассматривалось как материал для искусства: на природу, окружавшую усадебные постройки, воздействовали так, чтобы она выглядела как продолжение дворца (дома)”.

Этот замечательный речевой баланс позволяет адресовать книгу самым разным читателям — и филологам, и культурологам, и театроведам, и широкому кругу читателей. Структура книги на первый взгляд весьма произвольна (не случайно авторы не озаглавили ни одного раздела, лишь пронумеровали их). Сцепление параграфов внутри глав так же условно. Однако в этой условности просматривается удивительно точное попадание в саму концепцию усадебного мифа, раскрываемую в книге: перед нами лишь внешне хаотичный лабиринт, на самом деле строго упорядоченный и имеющий четкое идеологическое основание.

Именно с идеологии начинают авторы свое рассуждение о мифе усадьбы (“Спор о достоинствах городской и сельской жизни), далее читатель попадает в мир философии (“Игра разума и случая: французский и английский садовый стиль”), потом решаются онтологические вопросы — “усадебная любовь”, “усадебная смерть”, затем речь идет о праздниках в усадьбе и усадебных театрах, после чего мы погружаемся в мир литературы XIX и раннего XX века, а уж “на сладкое” остаются “усадебные имена”, “усадебные чудаки” и “запахи в усадьбе”. Очевидно, что авторы отнюдь не стремились к “полноте”, читатель мог бы продолжить усадебные темы, расширить их перечень. Но О. Купцовой и Е. Дмитриевой удалось почувствовать и передать тот неповторимый “дух” усадебного быта, который и определяет феноменальность усадьбы.

Усадьба — это мир, устроенный на удивление гостям и соседям, поэтому хозяин превращался в Бога своего собственного Эдема, чувствовал себя полновластным владельцем, дирижером оркестра, послушного его воле. Будучи сложно оформленной равнодействующей города и деревни, русская “вилла” представляет собой культурное пространство среди дикой природы, вписывается в ландшафт. Важно, что в книге показана не только “поэзия садов”, как назвал свое исследование Д.С. Лихачев, но и “проза” — усадьбам свойственно ветшать, дичать, разрушаться, символизируя возраст хозяина или его уход. Таким образом, читатель книги увидит все стадии жизни самого усадебного организма — от замысла, ориентированного на Версаль или английские парки, может быть, противостоящего им, через само созидание усадьбы к ее расцвету, закату и гибели. “Жизнь усадебного мифа” просматривается, если можно так выразиться, и в филогенезе, и в онтогенезе: ветшает отдельная усадьба, но вырождается и сама усадебная жизнь, вытесняется дачной, которую обеспечивает совсем иная идеология.

“Театральная” часть книги позволяет читателю погрузиться в мир полупрофессиональной игры, где главная задача — развлечение владельца и его гостей — постепенно вытеснялась более сложной функцией эстетической потребности, и наконец граница между театральным усадебным действием и жизнью начинала размываться, становилась все более прозрачной: “Внешняя театрализация, характерная для парка второй половины XVIII века, в начале XIX века трансформируется во внутреннюю, рождающую в сознании паркового зрителя (при всей предписанности и сценарной запрограммированности зрительских эмоций) индивидуализированный “театр воображения”. От Эдема (“паркового парадиза”) к Аркадии, от Аркадии к Элизиуму — такова смена форм “театрализации”. Каждая из них рождала особое соотношение действователей и зрителей, привлекала внимание к разным объектам созерцания, создавала различные модели паркового поведения”.

Книга снабжена прекрасными иллюстрациями, замечательными приложениями (вместе с примечаниями они составляют четверть объема), но, думается, именной указатель нисколько не отяжелил бы это издание и помог бы специалистам ориентироваться в богатейшем материале, собранном авторами.

Источник

Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. /2-е издание
Дмитриева Е.

Описание

жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Смотреть фото жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Смотреть картинку жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Картинка про жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Фото жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

Издательство:ОГИ
Год:2008
Страниц:528
Переплёт:твердый
ISBN:978-5-94282-466-2
Размеры:21,50 см x 14,50 см
Формат:60х90/16
Код:528196
Автор:Дмитриева
Тематика:Культурология
Тираж:2000

Отзывы

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.

Нецензурная брань запрещена.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.

Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.

Мы не одобряем спойлеры.

Источник

Купить Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай. Автор Екатерина Дмитриева,Ольга Купцова.

жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Смотреть фото жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Смотреть картинку жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Картинка про жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай. Фото жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай

Купить Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай в интернет магазинах по следующим ценам

Описание товара

Книга «Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай» есть размышление историка литературы и театроведа о том, какую роль сам факт существования усадьбы сыграл в русской культуре, литературе, театре. Вместе с тем, в монографии предпринята попытка проанализировать и обратный процесс: как литература, театр, философия формировали усадебный быт, реальное усадебное пространство и сам способ проживания в усадьбе. Параллельно освещаются отдельные точки пересечения русского «усадебного текста».. описание на сайте интернет продавца

Характеристики Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай

ЯзыкРусскийРазмеры21.000/14.000/3.000
Возраст18+ISBN978-5-94282-466-2
Год2008Штрихкод9785942824662
Parsed1Формат издания145х215 мм (средний формат)
Ширина упаковки140Manufacturer_warrantyfalse
StorefalseВес в упаковке, г750
Вес750Кол-во страниц544
ПереплетТвердый переплетАвторыОльга Купцова, Екатерина Дмитриева
Тип обложки (Переплет)Твердый переплетАвторЕкатерина Дмитриева,Ольга Купцова
Язык изданияРусскийТип изданияОтдельное издание
ПроизведениеЖизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный райSales_notesБыстрая доставка по России. 20 способов оплаты
ИздательствоОГИТираж1000
Количество страниц544Глубина упаковки210
Автор на обложкеЕкатерина Дмитриева, Ольга КупцоваВысота упаковки30

Кроме Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай, также взгляните на следующие похожие товары

2488 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru

Вас постоянно мучают боли? Избавьтесь от страданий раз и навсегда! Помощь совсем близко, стоит только протянуть руку. Мышечная или суставная, головная или зубная, боль изматывает..

1012 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru

О том, как можно дольше сохранять молодость, красоту, здоровье, активную жизненную позицию и решать проблемы, которые зачастую возникают у мужчин и женщин после 45, и рассказывает..

189 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru

Долгожданное новое издание знаменитой и во многом загадочной книги, оказавшей большое влияние на духовные процессы человечества XX века.»Между жизнью и учением Иисуса из Назарета..

195 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru

328 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru

Известный французский психолог в данной работе эксплицирует принципиально важные для психоаналитической теории представления о бессознательных импульсах, определяющих поведение..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *