жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай
Жизнь усадебного мифа утраченный и обретенный рай
Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. — М.: ОГИ, 2003.
О русской усадьбе как о некоем семантическом явлении заговорили давно: копились публикации, проводились конференции, был создан особый Фонд возрождения русской усадьбы… Книга О. Купцовой и Е. Дмитриевой — отнюдь не первое и не единственное исследование усадебного мифа. Но в ряду других “усадебноведческих” произведений “Утраченный и обретенный рай” займет достойное место. Эта книга состоялась как исследование особого типа — в рамках семантического анализа и культурологического подхода, но на языке абсолютно не специальном. Дискурс — главное достижение авторов. Они искусно избежали соблазна заговорить на “птичьем” языке строгой науки, равно как и перейти к эмоциональным восклицаниям: “Вне зависимости от приоритета, который в отдельные эпохи отдавался то природе, то искусству, усадьба синтезировала и то, и другое. Во второй половине XVIII столетия в триаде “человек — искусство — природа” естественное рассматривалось как материал для искусства: на природу, окружавшую усадебные постройки, воздействовали так, чтобы она выглядела как продолжение дворца (дома)”.
Этот замечательный речевой баланс позволяет адресовать книгу самым разным читателям — и филологам, и культурологам, и театроведам, и широкому кругу читателей. Структура книги на первый взгляд весьма произвольна (не случайно авторы не озаглавили ни одного раздела, лишь пронумеровали их). Сцепление параграфов внутри глав так же условно. Однако в этой условности просматривается удивительно точное попадание в саму концепцию усадебного мифа, раскрываемую в книге: перед нами лишь внешне хаотичный лабиринт, на самом деле строго упорядоченный и имеющий четкое идеологическое основание.
Именно с идеологии начинают авторы свое рассуждение о мифе усадьбы (“Спор о достоинствах городской и сельской жизни), далее читатель попадает в мир философии (“Игра разума и случая: французский и английский садовый стиль”), потом решаются онтологические вопросы — “усадебная любовь”, “усадебная смерть”, затем речь идет о праздниках в усадьбе и усадебных театрах, после чего мы погружаемся в мир литературы XIX и раннего XX века, а уж “на сладкое” остаются “усадебные имена”, “усадебные чудаки” и “запахи в усадьбе”. Очевидно, что авторы отнюдь не стремились к “полноте”, читатель мог бы продолжить усадебные темы, расширить их перечень. Но О. Купцовой и Е. Дмитриевой удалось почувствовать и передать тот неповторимый “дух” усадебного быта, который и определяет феноменальность усадьбы.
Усадьба — это мир, устроенный на удивление гостям и соседям, поэтому хозяин превращался в Бога своего собственного Эдема, чувствовал себя полновластным владельцем, дирижером оркестра, послушного его воле. Будучи сложно оформленной равнодействующей города и деревни, русская “вилла” представляет собой культурное пространство среди дикой природы, вписывается в ландшафт. Важно, что в книге показана не только “поэзия садов”, как назвал свое исследование Д.С. Лихачев, но и “проза” — усадьбам свойственно ветшать, дичать, разрушаться, символизируя возраст хозяина или его уход. Таким образом, читатель книги увидит все стадии жизни самого усадебного организма — от замысла, ориентированного на Версаль или английские парки, может быть, противостоящего им, через само созидание усадьбы к ее расцвету, закату и гибели. “Жизнь усадебного мифа” просматривается, если можно так выразиться, и в филогенезе, и в онтогенезе: ветшает отдельная усадьба, но вырождается и сама усадебная жизнь, вытесняется дачной, которую обеспечивает совсем иная идеология.
“Театральная” часть книги позволяет читателю погрузиться в мир полупрофессиональной игры, где главная задача — развлечение владельца и его гостей — постепенно вытеснялась более сложной функцией эстетической потребности, и наконец граница между театральным усадебным действием и жизнью начинала размываться, становилась все более прозрачной: “Внешняя театрализация, характерная для парка второй половины XVIII века, в начале XIX века трансформируется во внутреннюю, рождающую в сознании паркового зрителя (при всей предписанности и сценарной запрограммированности зрительских эмоций) индивидуализированный “театр воображения”. От Эдема (“паркового парадиза”) к Аркадии, от Аркадии к Элизиуму — такова смена форм “театрализации”. Каждая из них рождала особое соотношение действователей и зрителей, привлекала внимание к разным объектам созерцания, создавала различные модели паркового поведения”.
Книга снабжена прекрасными иллюстрациями, замечательными приложениями (вместе с примечаниями они составляют четверть объема), но, думается, именной указатель нисколько не отяжелил бы это издание и помог бы специалистам ориентироваться в богатейшем материале, собранном авторами.
Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай
Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. — М.: ОГИ, 2003.
О русской усадьбе как о некоем семантическом явлении заговорили давно: копились публикации, проводились конференции, был создан особый Фонд возрождения русской усадьбы… Книга О. Купцовой и Е. Дмитриевой — отнюдь не первое и не единственное исследование усадебного мифа. Но в ряду других “усадебноведческих” произведений “Утраченный и обретенный рай” займет достойное место. Эта книга состоялась как исследование особого типа — в рамках семантического анализа и культурологического подхода, но на языке абсолютно не специальном. Дискурс — главное достижение авторов. Они искусно избежали соблазна заговорить на “птичьем” языке строгой науки, равно как и перейти к эмоциональным восклицаниям: “Вне зависимости от приоритета, который в отдельные эпохи отдавался то природе, то искусству, усадьба синтезировала и то, и другое. Во второй половине XVIII столетия в триаде “человек — искусство — природа” естественное рассматривалось как материал для искусства: на природу, окружавшую усадебные постройки, воздействовали так, чтобы она выглядела как продолжение дворца (дома)”.
Этот замечательный речевой баланс позволяет адресовать книгу самым разным читателям — и филологам, и культурологам, и театроведам, и широкому кругу читателей. Структура книги на первый взгляд весьма произвольна (не случайно авторы не озаглавили ни одного раздела, лишь пронумеровали их). Сцепление параграфов внутри глав так же условно. Однако в этой условности просматривается удивительно точное попадание в саму концепцию усадебного мифа, раскрываемую в книге: перед нами лишь внешне хаотичный лабиринт, на самом деле строго упорядоченный и имеющий четкое идеологическое основание.
Именно с идеологии начинают авторы свое рассуждение о мифе усадьбы (“Спор о достоинствах городской и сельской жизни), далее читатель попадает в мир философии (“Игра разума и случая: французский и английский садовый стиль”), потом решаются онтологические вопросы — “усадебная любовь”, “усадебная смерть”, затем речь идет о праздниках в усадьбе и усадебных театрах, после чего мы погружаемся в мир литературы XIX и раннего XX века, а уж “на сладкое” остаются “усадебные имена”, “усадебные чудаки” и “запахи в усадьбе”. Очевидно, что авторы отнюдь не стремились к “полноте”, читатель мог бы продолжить усадебные темы, расширить их перечень. Но О. Купцовой и Е. Дмитриевой удалось почувствовать и передать тот неповторимый “дух” усадебного быта, который и определяет феноменальность усадьбы.
Усадьба — это мир, устроенный на удивление гостям и соседям, поэтому хозяин превращался в Бога своего собственного Эдема, чувствовал себя полновластным владельцем, дирижером оркестра, послушного его воле. Будучи сложно оформленной равнодействующей города и деревни, русская “вилла” представляет собой культурное пространство среди дикой природы, вписывается в ландшафт. Важно, что в книге показана не только “поэзия садов”, как назвал свое исследование Д.С. Лихачев, но и “проза” — усадьбам свойственно ветшать, дичать, разрушаться, символизируя возраст хозяина или его уход. Таким образом, читатель книги увидит все стадии жизни самого усадебного организма — от замысла, ориентированного на Версаль или английские парки, может быть, противостоящего им, через само созидание усадьбы к ее расцвету, закату и гибели. “Жизнь усадебного мифа” просматривается, если можно так выразиться, и в филогенезе, и в онтогенезе: ветшает отдельная усадьба, но вырождается и сама усадебная жизнь, вытесняется дачной, которую обеспечивает совсем иная идеология.
“Театральная” часть книги позволяет читателю погрузиться в мир полупрофессиональной игры, где главная задача — развлечение владельца и его гостей — постепенно вытеснялась более сложной функцией эстетической потребности, и наконец граница между театральным усадебным действием и жизнью начинала размываться, становилась все более прозрачной: “Внешняя театрализация, характерная для парка второй половины XVIII века, в начале XIX века трансформируется во внутреннюю, рождающую в сознании паркового зрителя (при всей предписанности и сценарной запрограммированности зрительских эмоций) индивидуализированный “театр воображения”. От Эдема (“паркового парадиза”) к Аркадии, от Аркадии к Элизиуму — такова смена форм “театрализации”. Каждая из них рождала особое соотношение действователей и зрителей, привлекала внимание к разным объектам созерцания, создавала различные модели паркового поведения”.
Книга снабжена прекрасными иллюстрациями, замечательными приложениями (вместе с примечаниями они составляют четверть объема), но, думается, именной указатель нисколько не отяжелил бы это издание и помог бы специалистам ориентироваться в богатейшем материале, собранном авторами.
Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. /2-е издание
Дмитриева Е.
Описание
Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары
Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов
Издательство: | ОГИ |
Год: | 2008 |
Страниц: | 528 |
Переплёт: | твердый |
ISBN: | 978-5-94282-466-2 |
Размеры: | 21,50 см x 14,50 см |
Формат: | 60х90/16 |
Код: | 528196 |
Автор: | Дмитриева |
Тематика: | Культурология |
Тираж: | 2000 |
Отзывы
Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.
Нецензурная брань запрещена.
Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.
Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.
Ссылки, почтовые адреса и личные данные публиковать в отзывах нельзя.
Мы не одобряем спойлеры.
Купить Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай. Автор Екатерина Дмитриева,Ольга Купцова.
Купить Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай в интернет магазинах по следующим ценам
Описание товара
Книга «Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай» есть размышление историка литературы и театроведа о том, какую роль сам факт существования усадьбы сыграл в русской культуре, литературе, театре. Вместе с тем, в монографии предпринята попытка проанализировать и обратный процесс: как литература, театр, философия формировали усадебный быт, реальное усадебное пространство и сам способ проживания в усадьбе. Параллельно освещаются отдельные точки пересечения русского «усадебного текста».. описание на сайте интернет продавца
Характеристики Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай
Язык | Русский | Размеры | 21.000/14.000/3.000 |
Возраст | 18+ | ISBN | 978-5-94282-466-2 |
Год | 2008 | Штрихкод | 9785942824662 |
Parsed | 1 | Формат издания | 145х215 мм (средний формат) |
Ширина упаковки | 140 | Manufacturer_warranty | false |
Store | false | Вес в упаковке, г | 750 |
Вес | 750 | Кол-во страниц | 544 |
Переплет | Твердый переплет | Авторы | Ольга Купцова, Екатерина Дмитриева |
Тип обложки (Переплет) | Твердый переплет | Автор | Екатерина Дмитриева,Ольга Купцова |
Язык издания | Русский | Тип издания | Отдельное издание |
Произведение | Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай | Sales_notes | Быстрая доставка по России. 20 способов оплаты |
Издательство | ОГИ | Тираж | 1000 |
Количество страниц | 544 | Глубина упаковки | 210 |
Автор на обложке | Екатерина Дмитриева, Ольга Купцова | Высота упаковки | 30 |
Кроме Жизнь усадебного мифа. Утраченный и обретенный рай, также взгляните на следующие похожие товары
2488 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
Вас постоянно мучают боли? Избавьтесь от страданий раз и навсегда! Помощь совсем близко, стоит только протянуть руку. Мышечная или суставная, головная или зубная, боль изматывает..
1012 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
О том, как можно дольше сохранять молодость, красоту, здоровье, активную жизненную позицию и решать проблемы, которые зачастую возникают у мужчин и женщин после 45, и рассказывает..
189 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Labirint.ru
Долгожданное новое издание знаменитой и во многом загадочной книги, оказавшей большое влияние на духовные процессы человечества XX века.»Между жизнью и учением Иисуса из Назарета..
195 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
328 ₽
Лучшая цена в интернет магазине Chitai-Gorod.ru
Известный французский психолог в данной работе эксплицирует принципиально важные для психоаналитической теории представления о бессознательных импульсах, определяющих поведение..