жизнь в шаолиньском монастыре
Волгоград
Шаолиньские будни
Жизнь в Шаолине протекала по определенным правилам. Эти правила являлись обязательными для всех. За несоблюдение их следовало суровое наказание, которое налагал патриарх.
Помимо монахов в монастыре жили их слуги, которых нанимали из жителей окрестных селений. Слуги жили в селении, которое находилось на территории монастыря. Монахи не слишком любезничали с ними, в то время как те должны были выказывать своим господам глубокое почтение. Например, хотя слуги встречали некоторых монахов много раз в течение дня, они обязаны были каждый раз низко кланяться. Слуги играли большую роль в жизни монахов. В частности они могли существенно облегчить жизнь тому из новичков, кто им приглянётся.
Слугам не разрешалось не только принимать участие в тренировках, но и смотреть на то, как они проходят. За нарушение этого правила слугу могли засечь палками до смерти. Зато слуги могли в любое время покинуть монастырь. Надо сказать, что они пользовались популярностью Шаолиня в народе, извлекая из этого большую материальную выгоду.
К слову – существовало поверье, что встретив человека в одежде шаолиньского монаха, нужно ударить его. Если это настоящий монах, то ты все равно промахнешься, если это новичок – то он будет благодарен за науку, а если это не монах, то будет урок – нечего ходить в одежде, которая тебе не положена.
Скажем о холоде. Особенно эти медитации были тяжелы для новичков. Им приходилось бороться с онемением тела и сном одновременно.
Всласть намедитировавшиеся монахи приступали к гимнастике. Выполнив 12 созданных Бодхидхармой упражнений, каждое из которых, как считалось, укрепляло опредёленный орган, братья начинали заниматься утренним туалетом. Этому действу придавалось большое значение и проходило оно в специальных помещениях. В «храме тёплой комнаты» монахи принимали душ, а в «храме света и холода» делали друг другу массаж. При этом они пользовались специальными снадобьями для растираний тела. Эти снадобья приготовлялись из растений. Во время массажа новичкам открывали секреты приготовления и применения снадобий. Старшие монахи показывали, как можно залечить открытую рану кашицей из луковиц нарцисса и травы «гусиные лапки» или как вылечить ожог с помощью конопляного масла с танином. Подобных секретов обитатели Шаолиня знали великое множество. Известны монахам были и секреты приготовления всевозможных ядов.
После утренних процедур монахи «принимали духовную пищу». Занятия проходили в помещении, называемом «залом духа». Там патриарх или старшие братья читали лекции по буддизму. Также они рассматривали различные жизненные ситуации с точки зрения буддизма. Обычно для этого использовались легенды, анекдоты и истории о знаменитых личностях и предания о Будде и его учениках. Монахи интересовались и даосскими теориями, хотя в основном это были способы достижения долголетия.
Затем братья занимались рукопашным боем, урок которого проходил во дворе. Монахи выстраивались в соответствии со своим рангом и склонялись в ритуальном поклоне, при этом кулак правой руки накрывался ладонью левой. После чего новички приступали к изучению, а старшие – к повторению изученных «пяти стилей и ста семидесяти действий». Стили представляли собой приемы защиты и нападения, объединённые в три таолу. Они строились на подражании движениям пяти зверей, каждый из которых олицетворял свой стиль.
Стиль дракона отличался плавностью. Все движения имитировали дракона, «блуждающего в небе и способного нападать и защищаться в восьми направлениях». Главной задачей было укрепление духа. Тигриный стиль имитировал движения яростного зверя, нападающего на врага. Этот стиль считался укрепляющим кости. Стиль леопарда развивал мышцы – этот зверь меньше тигра, но сильнее его. Стиль змеи отличался медленными движениями, завершающиеся резким ударом рукой – змея жалит свою жертву. Этот стиль укреплял и развивал ци – внутреннюю энергию. Стиль журавля развивал координацию движений и устойчивость. Он укреплял сухожилия.
Считалось, что для овладения 15-ю начальными формами пяти стилей, необходимо было тренироваться не менее трех лет. После этого новичок получал веревку, которой он опоясывался и которая символизировала его переход на следующую ступень обучения – он становился «монахом-воином».
Обедали монахи в полдень. Правила, установленные Цзюэ Юанем, сводились в основном к запрету на мясо и алкоголь. Их надлежало заменять злаками и чаем. Впрочем, искусные монастырские повара так готовили блюда из овощей и злаков, что порой их невозможно было отличить от мясных. Ели в основном рис, сою и кунжут. В еду добавлялись всевозможные коренья и травы, которые собирали монахи в окрестностях монастыря.
После обеда монахам полагался час для личных дел. Старшие монахи обычно гуляли в сосновой роще, которая дала название монастырю, или любовались знаменитым водопадом, освящённым императором Сяо Вэнем. Купаться в нём запрещалось.
Что касается новичков, то они проводили этот час, осматривая монастырь. Им разрешалось ходить везде, за исключением покоев патриарха. К нему могли входить лишь самые привелигерованные братья.
Затем продолжались занятия рукопашным боем. Монахи делились на новичков, «опоясанных веревкой» и знатоков. Новички осваивали основные стойки и приёмы. Как уже говорилось, на это уходило не менее трёх лет, так как наставники считали, что «сначала нужно самому научиться прочно стоять на ногах, а уж потом думать, как свалить с ног противника». Само собой, что для новичков и речи не шло о тренировке с партнером.
Новичкам также объясняли пять заповедей искусства боя:
1. Практиковать постепенно. Нагрузки должны увеличиваться плавно. В Шаолине следовали принципу – кулачный бой должен удлинять жизнь, а не укорачивать её.
2. Начав тренировки, не прекращать их. Неудачи в тренировках происходят от больших перерывов в занятиях.
3.Умеренность во всём, особенно в еде и удовольствиях. Алкоголь, мясо и женщины исключены вообще.
4.Всегда надо сохранять хладнокровие. Люди боятся смерти, но для буддийского монаха она ничто. Так чего же волноваться?
5.Всегда соблюдать правила этикета и обычаи.
«Опоясанные верёвкой» занимались под руководством более опытных братьев. Знатокам преподавал главный учитель военного искусства. Занятия эти отличались большой жесткостью, потому что монахи били во всю силу. Много внимания уделялось искусству поражения жизненно важных точек человека и другим вещам – задержке дыхания на большой срок, поражению противника силой духа, невероятным прыжкам в длину и высоту и т.д.
Через некоторое время все три группы объединялись, и проводился своеобразный экзамен – монахи демонстрировали наставникам то, чему научились за день. Каждый старался изо всех сил. Схватки между знатоками превращались в показательные турниры. Если кто-то из монахов начинал чрезмерно гордиться своими успехами, то его испытывал наставник и парой увесистых тумаков возвращал брату утерянную было скромность. Иногда показать класс выходил сам патриарх. Такие выступления убедительно доказывали монашеской братии, что не зря патриарх занимает свой высокий пост. Известен патриарх Линь Во, который сразился с тридцатью знатоками и не получил ни одного серьёзного повреждения. Его имя стало символом абсолютного совершенства.
Когда кто-нибудь получал травму, то старшие братья демонстрировали свои лекарские умения новичкам, одновременно обучая последних.
После тренировки монахи ужинали в своей столовой и затем могли заниматься своими делами. Новички обычно отрабатывали приёмы, которые у них не получались на тренировке, под руководством старших, которые никогда не отказывали в просьбах о помощи. Остальные занимались другими делами. Например, желающие могли свести счёты друг с другом под видом занятий.
Охраняли монастырь стражники, которые подчинялись только патриарху. Когда-то Мэн Чжан заменил своей стражей императорский гарнизон. С тех пор стажа нанималась самим патриархом из отборных молодцев, которых вооружали до зубов. Задачей стражи в мирное время было не пускать и не выпускать никого без разрешения патриарха. Помимо этого, стража бдительно следила за тем, чтобы по ночам никто из монахов не навещал дам из посёлка слуг. Однако некоторые монахи, благодаря своему мастерству все-таки ухитрялись обмануть стражу и проводили ночь «в грехе». Если же стража заставала парочку «на месте преступления», то с любвеобильным братом разбирались, как говорится, не отходя от кассы. За исключением таких происшествий, ночь в Шаолине была тихой и спокойной.
Жизнь и тренировки монахов Шао-Линь
Жизнь монахов Шаолиня — усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, который предполагает целый ряд тягостей и самоограничений, которые ведут монахов к просветлению. Тренируются монахи согласно древним традициям храма, которые не менялись сотни лет.
День шаолинских монахов начинается в 5 часов утра. Проснувшись, все монахи собираются во дворе у главного храма и 2 часа придаются медитации, независимо от погодных условий и возраста. Только настоятелю и совету, состоящему из старейших, мудрейших монахов разрешается медитировать в помещении. Для того чтобы медитация новичков не переходила в сон, из состава старших монахов назначается 10 смотрителей, в задачу которых входит надзор за медитирующими новичками. Если кто из новичков уснет, смотритель награждает его двумя ударами шеста по плечам. Проснувшись, новичок должен поблагодарить собрата за его бдительность и за помощь в медитации. Если новичок ослушался, и не выразил благодарности, он вновь получает два удара по плечам. Таким образом, новичкам прививается уважение к старшим и субординация.
По окончанию медитации монахов ждет комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости тела. Многие помнят старые китайские фильмы о монастыре, в которых монахов подвергают нечеловеческим тренировкам, направленным на развитие гибкости тела.
Реальная картина немногим отличается от фильмов. Шаолинский комплекс растяжки включает в себя набор очень тяжелых упражнений, которые неподготовленный человек, не в состоянии будет вынести. К слову сказать, монахов к таким нагрузкам готовят с детства, и практически каждый монах вступивший в ряды храма может сразу и без подготовки сесть на продольный и поперечный шпагаты.
Духовная тренировка монахов шаолинь.
После комплекса растяжки монахи размещаются в главном храме и слушают своего рода лекции о религии, жизненном пути и просветлении. Также настоятель монастыря распределяет своеобразные обязанности между новичками и тем самым, определяя их дальнейшую судьбу в монастыре.
Тренировки шаолинских монахов.
После духовного развития монахи переходят к физическому совершенствованию. Они выполняют различные упражнения для развития мышечной и сухожильной силы. У многих возникает вопрос « Если монахи так усердно тренируются, почему они не выделяются мышечной массой?». Здесь дело в первую очередь в физиологии и наследственности. Практически все китайцы являются эктоморфами, и им довольно тяжело набирать массу, да оно им не особо и необходимо. Второй причиной является питание. Монахам запрещено употреблять мясо, которое, как известно является основополагающим при наборе мышечной массы. Третьей причиной является распорядок дня, при котором мышцы не успевают восстановиться, а следовательно и вырасти. Но это не значит что монахи тренируются зря. Организм человека очень живучая и выносливая штука, которая адаптируется практически под любые условия жизни. И когда монах планомерно и ежедневно нагружает себя изнурительными тренировками, его организм пытается адаптироваться под воздействие окружающей среды. Но образ жизни монаха не позволяет ему выращивать мышечную массу и поэтому все ресурсы организма перестраиваться на развитие сухожильной силы. Вот в чем кроиться секрет удивительной выносливости, а также сравнительно высокой физической силы монаха при малом объеме мышечной массы.
Закончив с физическими упражнениями, монахи переходят к совершенствованию в боевых искусствах.
Как правило новички изучают 5 стилей Шаолинь цуань :
Каждый из данных стилей направлен на развитие определенных качеств ученика. После того как ученик в течении 3 лет изучает вышеизложенные стили боевых искусств шаолиня, он получает степень монаха-воина, и соответствующий пояс – аналог поясов к карате.
Становясь монахом – воином адепт монастыря шаолинь переходит к более сложным и суровым тренировкам, и вместо 5 стилей изучает комплекс из 170 техник шаолиня.
После окончания утренних тренировок (примерно в 14 часов дня) монахи приступают к приему пищи. Как правило, это растительная пища, иногда фрукты. После приема пищи монахам дается один час личного времени, по окончании которого они вновь приступают к тренировкам.
В 19 часов наступает ужин, после которого монахи могут заняться своими делами и отдохнуть. Но практически все монахи продолжают обучение до глубокой ночи.
Заповеди Храма Шаолинь
До наших времен дошли древние заповеди храма, составленные еще Цзюэюанем в 1234 году:
Стоит сказать, что на момент написания этих заповедей монастырь Шаолинь был, можно сказать самостоятельной и обученной армией воинов, которая постоянно участвовала в сражениях и борьбе за власть. Такая ситуация была на руку монахам, и эти заповеди не исполнялись. Ситуация изменилась после полного разгрома монастыря. Было решено сделать из монастыря Шаолинь духовный центр Китая, и монахи должны были соответствовать религиозному образу.
Также существует ряд внутренних запретов храма:
Шаолиньский монастырь основан даосами еще в начале V века, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.
Основан в 495 году буддийским монахом по имени Бхадра.
Психофизическая подготовка монахов в Шаолине
Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и регламентациям. Монахи вставали в пять часов утра. После они приступали к занятиям медитацией, которая продолжалась обычно два часа. Затем монахи переходили к выполнению специальных дыхательных и физических упражнений, некоторые были рассчитаны на начинающих, другие были под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носили оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполнялись водные процедуры и массаж. Для обливания использовали холодную воду из протекавшей поблизости горной реки. Массаж выполнялся по специальным методикам, иногда во время массажа втирали различные мази.
Завтрак монахов был всегда легким, но сытным. После завтрака начинались занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучали тексты священных книг, комментарии к ним, многое заучивали наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, был очень разнообразен, в него входили и философия, и красноречие, и основы права и медицины, и многое другое.
Напряженные интеллектуальные занятия уступали место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраивалась ровными рядами, место каждого определялось его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегались от посторонних глаз и проводились либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имели.
Занятия по ушу начинались со чтения молитв и проходили под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводились до совершенства. Большое внимание уделялось также синхронному выполнению приемов.
В полдень монахи трапезничали. Питание в монастыре было строго вегетарианским и весьма рационным. Меню варьировалось в зависимости от времени года, но практически всегда включало блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве были представлены различные овощи. Рацион составлялся опытными монастырскими поварами, они заботились не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славились не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являлись лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион менялся, но принцип сбалансированности и полезности сохранялся. Такая диета способствовала повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.
После обеда монахи немного отдыхали, затем они снова приступали к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбивались на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.
Новички должны были от трех до пяти лет заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводил опытный наставник.
Ученики изучали «внешнее» и «внутреннее» искусство. «Внешнее искусство» (вай гун) закаляло монахов физически, развивало силу, ловкость, выносливость, укрепляло мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и ног. Это было не простым испытанием для их тела и духа.
Вот как, например, совершенствовались монахи в «искусстве пальца» (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следовало тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен был, преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следовало наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывались многослойная мозоль и полностью атрофировались нервные окончания, палец становился как кость; его называли «железный палец», ударом такого пальца монах мог проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.
Монахи, изучившие основы мастерства, занимались в группах по четыре человека, каждую группу опекал свой наставник. Монахи, входившие в эти группы, отрабатывали комбинации приемов, изучали тактику и принципы ведения боя, они продолжали совершенствоваться во «внутреннем» и «внешнем» искусствах. Этот этап подготовки обычно занимал несколько лет. Опытные мастера тренировались под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучали секретные приемы, учились наносить удары, не касаясь противника, занимались поиском новых эффективных приемов и связок.
Вечером все снова встречались для совместных тренировок, это было своеобразное подведение итогов. Нередко проводились показательные поединки, когда монахи демонстрировали свое искусство в реальных схватках.
После вечерних занятий ушу монахи снова медитировали, а затем отходили ко сну. Но очень часто и ночью в зале Тысячи будд монахи продолжали упорно отрабатывать боевые приемы, наносить удары по деревянным манекенам, заниматься дыхательными упражнениями.
По преданию, только через 10-15 лет монах овладевал искусством Шаолиня, для доказательства своего мастерства он должен был сдать экзамен.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Это уже потом я узнал, что за всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – прародитель. Это северный монастырь Суньшань.
Монастырь Шаолинь основан в 495 году н.э. индийским монахом – Бодхидхармой, или по другому его называли Дамо. Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится – «Монастырь в лесу, на горе Шао».
Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи?
Монастырь был основан еще в 495 году, но лишь в 530 обрел свой путь. Дело в том, что именно в этом году в Шаолинь прибыл первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков.
Дамо был родом из Индии и пришел для того, чтобы обучить местных монахов своему учению. И он пришел не на пустошь, а в монастырь, еще построенный в начале III века даосскими монахами. Этот монастырь был крепостью на горе Суньшань. Учение стало называться «Чань» — которое основано на созерцании мира и медитации.
Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.
Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.
Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.
Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.
Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.
После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж.
За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств.
В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.
Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.
36 ступеней Шаолиня
Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапаМонахи храма Шаолинь ученик должен был сдавать экзамен.
В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах – удары руками.
В третьих – ногами.
Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.
Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.
Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.
В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.
Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».
Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.
Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.
Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.
По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.
Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.
Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.
Но к 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров. А в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань так и вовсе поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань.
Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них.
Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь.
Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.
Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!