жоховская система обучения в москве
Методика Жохова: плюсы и минусы учёбы без дисциплины
Методика обучения В. И. Жохова активно обсуждается в Сети: реклама обещает поразительные результаты, сторонники не скупятся на восторги, а противники обрушиваются с жестокой критикой. Составить беспристрастное мнение о программе сложно, потому что её детали держатся в секрете, — но мы попытаемся. В статью вошли сведения из открытых источников, многочисленные отзывы и немного инсайдерской информации.
Владимир Иванович Жохов
Заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, методических пособий и более 300 научных работ. Разработал систему обучения «Университетские классы (УниК)» для начальной школы.
Основные сведения
Владимир Иванович более 50 лет занимается преподаванием — начинал как учитель математики и физики, затем работал методистом и готовил учителей в Московском государственном педагогическом институте. Последние 30 лет он разрабатывает и совершенствует авторскую методику обучения — пожалуй, самую оригинальную и неоднозначную из всех современных русских программ.
Начальная школа по методике Жохова — это учебно-методический комплекс для 1–4-х классов. Кроме обучения основным школьным предметам система включает упражнения для развития речи и органов чувств, тренировки лёгких и опорно-двигательного аппарата.
Методика Жохова полностью соответствует нормам ФГОС, хотя техника преподавания по ней сильно отличается от традиционной. Занятия проводятся в игровой форме и предполагают комфортную психологическую обстановку: нет жёсткой дисциплины, а взаимопомощь и самовыражение только приветствуются.
В первый класс детей берут с пяти лет и трёх месяцев. Согласно исследованиям, в возрасте от пяти до шести лет человек переживает пик развития лобных долей мозга — в это время информация усваивается лучше всего. Приветствуется обучение в разновозрастных группах — от пяти лет и трёх месяцев до семи лет и пяти месяцев, чтобы старшие могли помогать младшим.
В 2019–2020 годах по системе «УниК» работали более 400 классов в 61 городе России и ближнего зарубежья. Учащиеся стабильно достигают высоких результатов на предметных олимпиадах. Например, в 2017 году в Челябинске 90% победителей городской олимпиады по математике для четвероклассников были «жоховцами».
Принципы методики Жохова
Вот как сформулированы особенности системы «УниК» на её официальном сайте:
Каждый день — зарядка для ума и гимнастика для тела.
Каждый урок — хорошая песня и классическая музыка.
Каждая тема — богатый визуальный ряд, особая технология прохождения.
Каждый ребёнок — личность самобытная и яркая.
Каждая личность — достойна уважения.
Каждая книга — источник становления нравственной позиции.
Каждый праздник — способ самовыражения.
Каждый рисунок — яркий образный мир ребёнка.
Каждые каникулы и выходные — без обязательных домашних заданий и зубрёжки.
Как проходит обучение
Автор программы с гордостью заявляет, что материал первого класса дети осваивают к концу сентября. К октябрю первоклассники уже умеют складывать и вычитать числа в пределах сотни, затем осваивают работу с дробями. На курсе математики детей учат быстрым способам вычислений, благодаря которым к концу первого класса они могут решить 60 примеров за пять минут.
Чтение и письмо осваивают к середине учебного года. Таким образом, за один год школьники проходят всю традиционную программу начальной школы. В дальнейшем дети изучают литературу, географию, музыку, астрономию и историю, занимаются творчеством и практикуются в решении изобретательских задач.
Конечно, такие результаты подразумевают очень высокий темп работы. Но Владимир Иванович уверен: такая скорость оптимальна для ребёнка в возрасте пяти-семи лет. Уроки выстроены так, чтобы задействовать все виды внимания. И чем интенсивнее учебный процесс, тем меньше у детей шансов заскучать. При этом учитель никого не подгоняет и не заставляет работать: если ребёнку трудно включиться, он может просто следить за процессом и даже заниматься своими делами, пока не втянется.
Такая свобода стала возможной благодаря нелинейной подаче материала: все темы многократно повторяются и перекликаются. Материал смогут усвоить даже те, кто проболел несколько уроков или не слушал.
Информация распределена по блокам, объединяющим сразу несколько дисциплин. Например, на уроке чтения дети читают сказку «Колобок», а на уроке математики решают задачи о способах побега Колобка от лесных зверей.
Уроков рисования и труда в системе не предусмотрено. Но навыки по этим дисциплинам ученики получают на других предметах. Чтобы развить связи между правым (творческим) и левым (аналитическим) полушариями мозга, они поют на математике, рисуют музыку, регулярно переключаются с умственной деятельности на физическую. На каждом занятии выделено время для пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз и энергичной зарядки.
Все уроки полностью мультимедийные: они проводятся с использованием интерактивной доски и проектора. Каждое занятие расписано автором по минутам, для каждого создана специальная презентация и подобраны видеоматериалы. Нередко ими служат мультики и познавательные фильмы BBC.
Вместо чтения по слогам детей учат читать по буквам, а обучение письму проходит без прописей — сначала дети используют маркерные доски, затем — обычные тетради в линейку и клетку. Жохов считает, что не стоит тратить время на каллиграфию, поскольку почерк всё равно в дальнейшем меняется. Поэтому аккуратность букв не оценивается — каждый пишет так, как ему удобно.
В жоховских классах вообще нет строгой дисциплины: школьники могут свободно ходить по классу, в любой момент выйти в туалет, подбежать к учителю, чтобы задать вопрос, или выкрикнуть ответ с места.
Подсказывать не запрещается — это считается не «медвежьей услугой», а взаимовыручкой. Обсуждение задач с одноклассниками и ответы хором только приветствуются. Ребят учат здоровому взаимодействию в коллективе: помогать друг другу и принимать помощь, уважать товарищей и радоваться их успехам.
Работа преимущественно коллективная, но контрольные работы и домашние задания дети выполняют сами. И здесь всё строго: родителям категорически запрещено помогать с домашкой. Нужно только проконтролировать, что школьник сел за уроки. Каждое домашнее задание в системе Жохова — это мультипредметный квест. Ребёнку важно пройти его без посторонней помощи.
Как попасть в жоховский класс
Классы по системе «УниК» существуют на базе государственных и частных школ. Самый простой способ — найти заведение, в котором открыт набор в такой класс. Правда, присоединить ученика к коллективу, который уже год и больше учится по Жохову, нельзя.
Другой способ — открыть жоховский класс в выбранной вами школе. Для этого требуется как минимум 25 желающих (для сельских школ — 16). Нужно будет походить по школам, познакомить с программой руководство и учителей. Возможно, у вас получится их убедить. Аргументы изложены на официальном сайте методики. Однако программа стоит денег, для школьного бюджета немалых, поэтому, скорее всего, оплатить её придётся родителям.
Третий вариант — открыть класс самостоятельно, в формате семейного класса, то есть объединения детей на семейной форме обучения. Нанять учителя, арендовать помещение, купить программу и оборудование. При этом ребёнку всё равно нужно будет прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы проходить аттестации.
Стоимость подключения к программе — 55 000 ₽ за учебный год для сельских и 65 000 ₽ для городских школ. В эту сумму входят:
Таким образом, если покупку программы возьмёт на себя родительский коллектив, обучение для каждого школьника будет стоить не больше 3 500 ₽ в год.
Критика методики Жохова
Многие работники сферы образования к методике Жохова относятся скептически. Прежде всего потому, что никаких материалов по системе «УниК» в открытом доступе нет. Всю информацию педагогам высылают на съёмном диске и рассказывают на онлайн-семинарах. По условиям сотрудничества публиковать ничего из этого нельзя.
Даже с научными исследованиями, на которых, по утверждениям автора, основана его система, ознакомиться невозможно.
Риторика официального сайта и интервью самого Владимира Ивановича тоже вызывают вопросы: и там и там — много эмоций и рекламных заявлений при отсутствии фактов, поддающихся анализу:
• заболеваемость снижается в два-три раза;
• дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу;
• отношения со сверстниками и взрослыми качественно меняются;
• потенциал, заложенный природой, сохраняется и развивается;
• познавательная активность детей, как в школе, так и дома или в секциях нормализуется;
• объём усвоенных знаний и умений значительно увеличивается (за четыре месяца работы дети легко изучают основной материал двух лет обучения).
Результаты обучения на сайте sistemazhokhova.ru
В Сети много критических статей, где методика Жохова названа профанацией и обманом, но эти нападки также не подкреплены фактами: только сомнения вроде «этого просто не может быть» и предположения, что может пойти не так. Поэтому единственным объективным источником информации о системе «УниК» остаются отзывы родителей, тоже очень эмоциональные и противоречивые.
Чтобы разобраться, где истина, мы собрали основные минусы методики Жохова из родительских отзывов и попросили прокомментировать их нашу сотрудницу, не понаслышке знакомую с этой системой. Тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Анастасия Федякова в течение года преподавала в жоховском классе, где учились двое её детей.
Отсутствие дисциплины. Многие родители жалуются, что на уроках царит хаос, а дети возвращаются из школы с признаками нервного срыва. И вместо обещанного Жоховым «непреодолимого желания бежать в школу», они боятся туда возвращаться.
По словам Анастасии, всё зависит от учителя: если он уверен в себе и способен сделать учёбу весёлым и увлекательным занятием, дети забудут про шалости и с удовольствием втянутся в работу.
Страшно было начинать. Предыдущая учительница отказалась — просто не верила, что дети смогут так интенсивно заниматься. Но ребята довольно быстро освоились. У нас в классе был один ребёнок с аутизмом, ещё один вёл себя довольно агрессивно. Но произошли качественные изменения, и к концу года у них тоже были хорошие результаты. Дети говорят, что это была самая лучшая школа.
Высокий темп. В комментариях часто встречаются сомнения в эффективности методики: реально ли освоить программу четырёх классов за год и стоит ли вообще это делать? Не сводится ли учёба в таком случае к бессмысленному механическому запоминанию?
Анастасия утверждает, что нет: жоховская система построена не на зубрёжке, а на приёмах нейролингвистики, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга.
Месяц-два идёт сонастройка мозга и у ребят, и у учителя под такой формат работы. И я с изумлением наблюдала, как у них запускаются оба полушария. Результаты были потрясающие: к концу первого класса они умножали трёхзначные числа в уме на скорость и получали от этого удовольствие. Ребята стали самостоятельными, научились рефлексировать. Многие раскрыли свои таланты. Мальчик, который меньше всех хотел петь на уроках, в итоге перешёл в хоровую студию и занимается там уже не один год.
Мультимедийность. Смущает, что в жоховской системе нет учебников, и весь учебный процесс выстроен вокруг интерактивной доски. Многие задаются вопросом: а какова роль учителя, если весь урок — это видеопрезентация? Ему остаётся просто нажимать на кнопку «Далее»?
Нет, ты не просто переключаешь слайды — ты постоянно обсуждаешь с детьми всё, что на доске. В начале урока зарядка: учитель делает её вместе с детьми. Кстати, отличное оздоровление для учителя! Песни в рамках урока тоже поём все вместе. Помимо этого учитель должен направлять внимание, отвечать на вопросы, поощрять, поддерживать, запускать командные процессы и следить за выполнением заданий.
Проблемы с адаптацией. Вопрос, которым задаются все родители: легко ли детям будет перестроиться с такого необычного формата учёбы на традиционный? Ведь система Жохова разработана только для начальных классов и логического продолжения у неё в средней и старшей школе нет.
У моих детей никаких сложностей не возникло. Когда у тебя такой фундамент знаний и навыков работы с информацией, сформирована любовь к обучению, есть азарт к сложным задачам, — можно воспринимать любой формат. Правда, ребята, которые потом уходили в обычную школу, жаловались, что им скучно. Моя дочь так и сказала: «Здесь я ничему новому не учусь». Многие заканчивали классы экстерном. При этом погружались в области, которые им были интересны: история, биология, литература, творчество. Сейчас мои дети учат три языка, очень много читают, ценят знания, играют на фортепиано.
В заключение сформулируем объективные плюсы и минусы методики Жохова.
Плюсы
Минусы
Резюме
Эффективность методики В. И. Жохова для начальной школы полностью зависит от учителя. Если он верит в то, что делает, верит в способности детей, понимает их нужды и трудности, умеет повести за собой, — ученики смогут достигнуть тех самых невероятных результатов. В противном случае учёба может обернуться потерянным временем.
Сам Жохов говорит, что не каждый учитель готов работать по его методике: здесь важно любить детей, верить в то, что дети настолько способны и талантливы, видеть в них потенциал.
Анастасия Федякова, тьютор «Домашней школы Фоксфорда»
Так что к выбору преподавателя нужно относиться очень тщательно. Если вам нравится система, но не нравится учитель, — ищите другого.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Методическая система заслуженного учителя РФ В. И. Жохова основана на принципах природосообразности и здоровьесбережения.
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
https://goo.gl/forms/k76jLgHbBU5etLZi1
Прошу помощи с поиском педагога и набором 3го класса в районе Хорошёво-Мневники г. Москва. Наш учитель в обычной школе ответила, что директор не хочет (школа 1517, их 4 корпусов). Возможно, есть шанс его убедить, но мне нужны единомышленники или Ваше содействие. Родители нашего класса некоторые задумываются о лучшем образовании, но все инертны.
Показать полностью.
Сейчас я намерена организовать класс в районе Хорошёво-Мневники, пригласить хорошего учителя, и каким-то чудом собрать 25 человек.
Прошу вашего содействия!
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
Нас просят побольше рассказывать о методике В.И. Жохова в младших классах. Посмотрите, например, так наши малыши отгадывают ребус о гигиене. Это продлёнка «Жоховских» второклашек.
Совсем недавно «гиперактивность» звучало скорее как диагноз, а сейчас это норма. Сейчас дети всё более активны, они быстро меняют предмет заинтересованности, постоянно хотят чего-то нового.
Показать полностью.
Если пойти наперекор этой природе, можно ввести ребёнка в ступор, наткнуться на равнодушие, а возможно даже на нежелание учиться.
Поэтому по методике Жохова детям дают возможность быть более раскованными в классе. Ученик может встать, пройтись по кабинету, подойти к кулеру, попить воды. Или просто почитать книжку.
Всё это дает ощущение свободы, понимание того, что ты находишься в школе, потому что самэтого захотел.
Так наши дети влюбляются в учёбу. Играючи, легко и с удовольствием они погружаются в таинственный мир знаний.
И Вы можете видеть на нашем видео, как им интересно, и как они рады своим правильным ответам.
А насколько усидчивый Ваш ребенок? Насколько Вам было трудно в начальной школе? Как Вы считаете, нужна ли такая методика обучения? Или может быть Ваш ребенок учится по ней, расскажите ваши впечатления!
.
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
К мальчикам и девочкам подход нужен разный. Часто от мальчишек в первом классе ждут спокойного и вдумчивого созерцательного поведения. А если такового нет – то и записывают их в хулиганы.
Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий.
Показать полностью.
Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться.
Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.
Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск».
Есть возможность у нее упасть – пусть упадет и научится справляться с этим.
Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.
Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря «гениальным» усилиям учителей.
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
Стыд – чувство, которое может напомнить о нарушении нравственного закона. А внутренний закон – это наша совесть. Получается, что стыд – это необходимая сигнальная система, позволяющая нам удерживаться от беззакония.
«Я боюсь стыдить ребёнка. Вдруг это травмирует его?!»
Любое лекарство может, как исцелять, так и убивать. Так и со стыдом. Важна не только дозировка, но и детокс, то есть умение встречаться со своим стыдом, а не убегать от него, зашлаковывая психику.
Показать полностью. Вы встречали человека с недостатком стыда и социальной ответственности? Уютно ли вам с таким «сверхчеловеком»?
Чтобы вы ни сказали, ни сделали, такой человек, не сдерживая себя, высказывает своё мнение, не церемонясь и не беспокоясь о том, что может сделать вам больно. А когда вы говорите ему о том, что вам больно, он с высокомерным видом заявляет, что обида — это ваше чувство и вам с ним разбираться.
Узнаёте кого-нибудь?
Если ребёнок украл чью-то вещь, потребуйте вернуть её тому, кому она принадлежит. Помогите «воришке» найти слова извинения. Позвольте ребёнку почувствовать целительную силу стыда. Не паникуйте, не томитесь жалостью и не исправляйте ошибки за ребёнка, если хотите, чтобы внутри него сформировался внутренний цензор — совесть.
Совесть не позволяет человеку поступать гнусно, даже если рядом нет никого, кто мог бы оценить степень падения.
Человек, испытывающий избыточный стыд, имеет очень низкий уровень доверия к себе и миру.
Если вас парализовал стыд, сможете ли вы пойти на риск и создать доверительные отношения? Вам потребуется психотерапевтический детокс, прежде чем вы почувствуете себя достойным доверия.
Стыд необходим для осознания, какие личные или социальные правила были нарушены человеком. Если после переживания чувства стыда человек способен простить себя, сделать выводы и жить дальше со спокойной совестью, то стыд может быть очень полезен в социальном плане. Как вы относитесь к такого рода утверждениям?
Стоит ли детей защищать от чувства стыда или стоит им помочь пройти через стыд? Как вы считаете?
(с) Любовь Сгонник
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
Частная школа «Наука-Сервис»
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
«Дочь очень радовалась, когда пошла в школу, но уже через два или три дня начала плакать и проситься обратно в детский сад. В конце концов это прошло, но ребенок, который приходит домой из школы, – это совсем другой ребенок. Она то злится, то ноет, кричит на младшую сестру, обращается с ней как с младенцем, хлопает дверью или цепляется за меня и хочет, чтобы я все за нее делала. И я знаю, что все это из-за школы…
Показать полностью.
Почти все родители, с которыми я это обсуждала, рассказывают, что с их детьми творится то же самое, если не хуже. Это в любой школе так? Я сама постоянно в напряжении, и руки опускаются. Когда я общаюсь с другими родителями, понимаю: мы все боимся стать “той самой мамой” и забрать ребенка на домашнее обучение, опасаясь, что последствия этого окажутся гораздо хуже.
Сейчас внутри системы образования сложилась определенная культура, которая заставляет нас молчать. Мы постоянно записываем, что ребенок в определенном возрасте “должен уметь делать”, и именно это и нужно ему позволять делать. Наши дети “выживут”. Смешно, но я надеялась, что мой ребенок достоин большего, чем просто выжить. Однако мне кажется, успех в учебе – это больше не наш выбор. Я чувствую себя свидетелем преступления, который замер и не может ничего сделать, чтобы помешать!»
СИСТЕМА ЖОХОВА. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА запись закреплена
АЛГОРИТМ ПРЕКРАЩЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Надеюсь вы способны различить, когда ребёнок плачет, вынуждая вас уступить его прихоти, и когда он плачет, не умея справиться со своими эмоциями, когда вы его ограничиваете в чем-то, не говоря уже о том, когда ребёнок плачет от физической боли.
В случае манипулятивных слёз:
Показать полностью.
1. Не подкрепляйте вниманием нежелательное поведение ребёнка. При доверительных отношениях ваша нулевая реакция сама по себе становится отрицательным подкреплением действия. Не получая выгоды от слёз, ребёнок прекращает плакать и идут на примирение.
2. Когда все остыли, обсудите с ребёнком, как себя стоит вести, а как не стоит, как принято проявлять эмоции, а как не принято. Положительное подкрепление в этом случае выполняет роль ориентира: а как вести себя стоит. Ребёнку хочется повторить опыт, когда его одобряют. Но в этом случае, у вас должно быть сформировано четкое понимание тех норм и правил поведения, которые защищают ваши ценности. Без этого понимания вы ведёте себя непоследовательно, что сбивает ребёнка с толку. Ребёнок, не понимая правил, становится тревожным и капризным.
3. Реагируйте в момент происходящего, а не спустя какое-то время. Когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой.
Мне нравится фраза, которая однажды попалась мне на глаза: «Бог нежно и ласково обнял и сказал: «НЕТ»». Желаю вам стать таким богом для своих детей, который ставит им ограничения, обучая их закону и порядку этого мира, без раздражения, с любовью, теплом и нежностью, направляя по пути социально приемлемого поведения.
Ставьте
(с) Любовь Сгонник