зимовенька шебекинский район монастырь официальный сайт
Новости Митрополии
Новости Патриархии
Новости Патриархии
27-летие со дня архиерейской хиротонии митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна
Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Иоанн!
Примите от сестер Воскресенской обители сердечное поздравление с днем Вашей архиерейской хиротонии!
С чувством глубокой благодарности за Ваше внимание и любовь к нашей обители, мы хотим молитвенно пожелать Вам укрепления в нынешних обстоятельствах, душевного и телесного здравия, благопоспешения в Ваших обширных трудах, бодрого духа, радующегося о грядущем Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
Вы наставляете нас и мудрым, глубоким словом, и любвеобильным отношением к нам грешным.
От всего сердца непрестанно поминаем Вас в молитвах. Уверены и в Вашем всегдашнем молитвенном предстательстве.
Многая и благая лета, дорогой Владыка, на благо Церкви Христовой и всех верующих!
И. о. настоятельницы монахиня Феодосия
и насельницы Воскресенского женского
монастыря села Зимовенька
В среду четвертую Великого Поста митрополит Иоанн совершил монашеский постриг
5 марта, в среду Четвертой седмицы Великого поста, митрополит Иоанн посетил Свято-Воскресенский женский монастырь села Зимовенька Шебекинского района, где совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Его Высокопреосвященству сослужили: старший священник храмов монастыря Димитрий Липич; настоятель храма свв. бессеребреников Косьмы и Дамиана г. Шебекино протоиерей Михаил Гарас; настоятель Петро-Павловского храма с. Неклюдово Шебекинского района иеромонах Тихон (Михеев); клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии священник Александр Фокин.
За богослужением молились настоятельница монастыря монахиня Феодосия с сестрами, члены местной администрации, паломники и прихожане.
После Литургии митрополит Иоанн совершил иноческий и монашеский постриги насельниц обители. Инокиня Ирина (Федорова) была пострижена в монашество с наречением имени Ксения в честь св. бл. Ксении Петербуржской. Послушница Галина (Дураченко) в иночество с наречением имени Дария в честь св. мч. Дарии Римской.
Паломничество по святым местам Старого Оскола
Сегодня матушка Феодосия с сестрами монастыря совершили паломничество по святым местам Старого Оскола.
В поездке сестер сопровождал настоятель храма св. пророка Илии г. Старый Оскол митрофорный протоиерей Василий (Истомин).
Матушки помолились в храмах св. пророка Илии, св. блгв. кн. Александра Невского, Святой Троицы и посетили дом священномученика Онуфрия (Гагалюк).
Особенно запомнился рассказ древлехранителя дома Владыки Онуфрия о его судьбе и времени пребывания на Курской кафедре. Сохранился подрясник священномученика и предметы интерьера того времени, а также богослужебные книги и записи Владыки.
Поездка завершилась трапезой в маленькой уютной комнате цокольного этажа, где в начале XX века за столом сидел священномученик Онуфрий.
Матушка и сестры благодарят о. Василия и смотрителей дома-музея за теплый, радушный прием!
Престольный праздник Святого Белогорья и Воскресенского женского монастыря с. Зимовенька
Сегодня в нашей обители прошли торжества по случаю Престольного праздника. Один из пределов монастырского храма Воскресения Христова посвящен покровителю Святого Белогорья святителю Иоасафу Белгородскому Чудотворцу. Это один из первых престолов по всей России, освященный в честь великого угодника Божия.
За праздничным богослужением молились настоятельница монахиня Феодосия с сестрами и многочисленные прихожане. Был совершен крестный ход вокруг храма, а затем Матушка пригласила всех молящихся за праздничную трапезу.
Из жития святителя Иоасафа мы знаем что, святой с юности имел горячую любовь к Богу и к ближним. Возрастая от силы в силу он научился сочетать в себе хорошего руководителя, устроителя, настоящего духовного отца для вверенной ему паствы и сокровенного подвижника, аскета, монаха. Псалтирь говорит о таком муже: «в законе Господни воля его. и вся аще творит, успеет». Усердно возделовая ниву своей души, святитель Иоасаф личным примером благочестия привлекал многие души следовать по пути спасения.
Всего 6 лет провел он на Белоградской кафедре и в возрасте 49 лет отошел ко Господу. Вскоре после блаженной кончины святителя Иоасафа Господь прославил его множеством чудес. Когда же проносиили по Белгороду раку с мощами святого десятки людей получили исцеления от различных болезней. Есть свидетельство очевидца, который рассказывал как стоящая рядом с ним женщина, согбенная, скрюченная от рождения распрямилась в один миг, только произнеся: «Святителю отче Иоасафе, моли Бога о мне!» Хруст костей её огласил площадь, и все восславили Бога, творящего чудеса по молитвам святых Его.
В монастыре почтили память архимандрита Ипполита (Халина)
17 декабря 2002 года скончался приснопоминаемый старец отец Ипполит (Халин). 17 лет прошло со дня концины «самого доброго батюшки на земле», как назвал его однажды духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Память великого Старца, стоявшего у истоков Воскресенского женского монастыря почтили сегодня в обители.
Сегодня отца Ипполита знает весь православный мир как духовника и настоятеля Рыльского Свято-Никольского мужского монастыря. Но мало кто знает, что до назначения его в Рыльск, батюшка служил в храме Воскресения Христова с. Зимовенька (с 1989 по 1991 год). При нем собралась монашеская община, из которой позже образовался монастырь. Отец Ипполит постригал первую настоятельницу и насельниц новообразованной обители.
Батюшка вернулся на свою родную Курскую землю, пройдя долгий и многотрудный путь духовного возрастания. Сначала он был послушником у Глинских Старцев, затем принял монашество в Псково-Печерском монастыре, потом 17 лет трудов и подвигов на Афоне. Отец Ипполит обладал редким даром любви к Богу и ближним. Его сердце было открыто для каждого. Батюшка был очень прост в обращении и всегда радостным. Рядом с ним становилось легко. Люди тянулись к отцу Ипполиту. ехали со всей страны за решением самых важных вопросов, за исцелением душевных и телесных недугов, за утешением в скорби.
Веруем, что батюшка стяжал своей жизнью, полной любви, дерзновение перед Богом и молится за вверенные ему монастыри и всех с верою просящих его заступничества
Состоялось итоговое заседание Коллегии Белгородской митрополии
9 декабря в Белгороде состоялось заседание Коллегии Белгородской митрополии. Участие в заседании приняли Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Губкинский и Грайворонский Софороний, епископ Валуйский и Алексеевский Савва, благочинные и председатели отделов и комиссий епархий, входящих в состав митрополии.
Заседание началось с приветственного слова митрополита Иоанн к участникам.
В своем выступлении Глава Белгородской митрополии проанализировал исполнение протокола поручений по итогам заседания Коллегии Белгородской митрополии от 11.12.2018.
Результатом работы стало и подписание соглашения о взаимодействии Белгородской митрополии с МЧС и ВДПО по Белгородской области. Определены ответственные за взаимодействие с МЧС, проводится совместная работа (в 2018 прошло обучение духовенства в Учебном центре МЧС, осуществляется работа по составлению паспортов безопасности храмов митрополии). На территории Белгородского отделения МЧС освящен храм-часовня в честь иконы «Неопалимая Купина».
С докладом об актуальных вопросах церковной жизни Губкинской епархии выступил епископ Губкинский и Грайворонский Софроний. По итогам выступления участники совещания выразили благодарность Преосвященному епископу Софронию и духовенству Губкинской епархии за их труды по развитию духовного просвещения и богослужебной жизни епархии.
С докладом об актуальных вопросах церковной жизни Валуйской епархии выступил епископ Валуйский и Алексеевский Савва. Члены Коллегии выразили благодарность Преосвященному епископу Савве и духовенству Валуйской епархии за их труды по развитию духовного просвещения и богослужебной жизни епархии. Решено продолжить деятельность, направленную на устранение проблем, изложенных в докладе.
О проблемах и перспективах преподавания Основ православной культуры в общеобразовательной школе рассказал председатель отдела по образованию и катехизации Белгородской епархии протоиерей Олег Кобец.
С докладом о деятельности дошкольных образовательных организаций Белгородской митрополии по реализации православного духовно-нравственного воспитания в современных условиях выступила заведующая Православным детским садом «Покровский» г. Белгорода, Эмилия Николаевна Демченко.
Председатель комиссии по тюремному служению, протоиерей Кирилл Елкин доложил об итогах взаимодействия Белгородской митрополии с Управлением Федеральной службы исполнения наказания, а также представил доклад о проведении в Белгородской митрополии дня милосердного отношения к заключенным в ИК-7 города Валуйки после 10.01.2020.
Также единогласно был утвержден перечень памятных дат Белгородской митрополии на 2020 год:
— 29 апреля – 20-летие открытия Свято-Воскресенской обители в с. Зимовенька
— 3 мая – 20-летие освящения Святейшим Патриархом Алексием II Колокола единения славянских народов в поселка Прохоровка и исторической встречи трех президентов (3.05.2000).
— 3 мая – 20-летие открытия Марфо-Мариинской обители города Белгорода.
— 9 мая – 75-летие Великой Победы.
— 21 сентября – 315 лет со дня рождения святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (21.09.1705).
Фото А. Клюйко
Монастырь посетили паломники из Всероссийского Общества Инвалидов
6 декабря 2019 года наш монастырь посетила группа из Шебекинского отделения Всероссийского Общества Инвалидов.
Настоятельница Матушка Феодосия, сестры обители и паломники вместе молились за Божественной Литургией. После богослужения все были приглашены на трапезу, а затем и на экскурсию.
Многие впервые в своей жизни посетили монастырь. Богомольцы очень внимательно слушали об истории основания обители, о фарфоровом иконостасе памятнике архитектурной керамики ХХ века и многом другом.
Но самым неожиданным и удивительным было то, как искренне они расспрашивали о сути монашеской жизни! «то же происходит в сердце человека, если он перестает любить мiр? Как проходит постриг в монашество? Какие обеты даются и почему? Уместен ли юмор в ограде монастыря? Говорили о многом, всего не перечислить. Самое важное, что состоялся диалог. Люди узнали, что есть ИНАЯ жизнь. А один из паломников признался, что только теперь понял как нас любит Бог! Ведь Он дает нам болезни по скудости и слабости наших душ, словно жалея нас и стараясь спасти малыми скорбями. И только немногим дает испить чашу внутренней борьбы.
Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Епархиальные монастыри РПЦ
История
4 ноября 1989 года, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы владыкой Ювиналием освящено место строительства монастыря.
В 1993 г. в Белгороде было открыто подворье обители. Первоначально, открытый в с. Зимовенька монастырь именовался Марфо-Мариинской женской обителью. В декабре 1999 г. монастырь был переименован в Воскресенский по названию главного храма.
Открытие в селе Зимовенька Воскресенского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года.
В настоящее время на территории монастыря находятся два храма, монашеский келейный корпус, трапезная, хозяйственные постройки.
Сестрами обители круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений. Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории и подворье обители.
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Монастырский храм Воскресения Христова является уникальным памятником архитектуры XX века. Его строительство продолжалось 12 лет с 1900 по 1912 гг..
Удивительно, что столь грандиозный проект был реализован без помощи казны и практически без серьезны пожертвований со стороны дворянства и предпринимателей. Согласно клировым ведомостям, храм был построен «тщанием прихожан», коих было на тот момент немало, поскольку Зимовенька была в некотором смысле экономическим центром района.
К моменту освящения в храме был установлен огромный фаянсовый иконостас, изготовленный на фабрике поставщика Двора Его Императорского Величества М. С. Кузнецова. На сегодняшний день иконостасы отреставрированы и они несомненно являются памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной керамики начала ХХ в.
Что таят подвалы Воскресенской церкви в Зимовеньке
«Белгородская правда» побывала в историко-краеведческом музее Воскресенского женского храма
Музеи при храмах – традиция давняя, в мире они существуют во множестве. Например, в храме Христа Спасителя в Москве есть музей истории этого храма. Каждый старый храм – сам по себе история.
В прошлом году появился свой музей и в Воскресенской церкви женского монастыря в Зимовеньке Шебекинского округа. Храм, как и его окрестности, прошёл сквозь революции и войны. А значит, есть что сохранить и показать потомкам.
Свято место пусто не бывает
Неприметная ранее дверь в боковой стене храма теперь даже очень приметна – оформлена табличкой «Историко-краеведческий музей Воскресенского женского храма в селе Зимовенька».
Дверь ведёт в храмовый подвал – старинный, со сводчатым кирпичным потолком и узкими проходами. Музей был создан просто – настоятельница монастыря матушка Феодосия решила: чего подвалу пустовать? Тем более довольно интересному, фактурному.
И тут же промыслительно (как говорят верующие, в смысле – по промыслу Божьему) та же идея возникла у руководителя санкт-петербургской фирмы «Паллада», которая изготавливала для монастыря напольные фаянсовые киоты. Спустившись вниз, Константин Лихолат сразу произнёс: «Тут просится музей». И оказал всемерное содействие его устройству.
«Мы находимся в подвальном помещении монастырского храма Воскресения Христова, – ведёт экскурсию инокиня Анфиса. – Храм строился 12 лет, с 1900 по 1912 год. В этом подвале располагалась храмовая система отопления. Видите, сохранились жароходы, по которым ходил тёплый воздух. Стояли калориферные печи по типу аммосовских (их создатель – российский военный инженер Николай Аммосов – прим. ред.) и обогревали весь храм: пол и стены».
Монастырь – город в миниатюре
Начало экспозиции не соответствует исторической канве. Скорее, отвечает на вопрос «Куда мы вообще попали?».
Это план-схема Воскресенского женского монастыря. Бывает, приезжают люди невоцерковлённые или попросту несведущие. Видя только храм, не знают назначения построек по соседству. Не понимают, что попали в монастырь, где живут матушки-насельницы и, кроме служб, работают, ведут хозяйство, возделывают огороды.
На плане-схеме, кроме храма, – сестринский корпус с кельями, домовым храмом, библиотекой, ризницей, швейной мастерской, канцелярией, бухгалтерией, архивом. В трапезном корпусе есть обычная и молочная кухни, певческая, учебный класс. По соседству с ними летняя кухня, мыловарня, виноградник, плодовый сад, огороды, хозпостройки. И монастырское кладбище.
Не возбраняется, прогуливаясь, всё это осмотреть снаружи, но лучше и даже необходимо взять на осмотр благословение у матушек. Чужой всё‑таки монастырь, хоть и свой, православный.
«В этой части экспозиции отображается повседневная жизнь монастыря, – говорит сестра-экскурсовод. – В центре всего, конечно, храм, ведь быть ближе к Богу – предназначение нашей монашеской жизни, то, для чего мы все сюда пришли.
Служба Ему не прекращается у нас ни на секунду: в домовом храме читается неусыпаемая Псалтирь. Круглосуточно, всеми нами по очереди».
«Упалый колодезь»
Следующий, малый зал музея посвятили слободе Зимовенька. В нём в числе прочих экспонатов представлены копии документов начала XVII века, повествующие о слободе и храме.
Первое религиозное поселение в здешних лесах «пониже устья Зимнего колодезя, что впал в речку Нежеголь» – Нифонтову пустынь – основал в начале XVII века старец Нифонт Верижский, имея на это грамоту царя Михаила Фёдоровича.
«Верижский – потому что носил вериги, специальные тяжести, которые монахи носят на теле для усмирения плоти и духа, – уточняет экскурсовод».
Слобода Зимовенька в светской своей части зародилась, как говорит инокиня Анфиса, «не естественным образом». Люди, не считая старца Нифонта, сюда пришли не сами по себе, а по указу. Вообще, для Белгородской области история вполне естественная. Здесь, на границе с Диким полем, селили служивых людей – пограничников.
Они сражались за Родину
Воскресенский храм служил людям всегда. И до и после революции, и по прямому назначению, и в качестве хозпомещения – зернохранилища. И даже во время войны: в этом самом музейном подвале жители прятались, когда шли сражения.
«Летом здесь царит приятная прохлада, градусов 16, – говорит сестра Анфиса. – Зимой порядка +10. И всегда очень свежий воздух, что, несомненно, помогало этим людям. Полтора года назад здесь у нас была большая группа экскурсантов, около 70 человек. И воздух в музее был свежим – настолько качественно, грамотно строители храма сделали вентиляцию».
Отдельный стенд посвящён событиям Великой Отечественной войны. Летом 1942 года в Зимовеньке стоял насмерть 216-й стрелковый полк 76-й стрелковой дивизии, сдерживая врага, который рвался к Сталинграду.
В 1958 году в селе была открыта братская могила, на плитах которой 187 имён погибших бойцов и командиров. И рядом в отдельной могиле – прах Героя Советского Союза младшего сержанта Елены Стемпковской. С колокольни Воскресенской церкви 20-летняя радистка корректировала артиллерийский огонь, а после гибели всех своих товарищей вела оттуда же стрельбу до последнего патрона, была взята в плен, запытана и повешена. Сельчане похоронили её тайком через два дня.
«Эти события описывает в своей художественной повести «Девушка в серой шинели» Лев Савельев, – дополняет мать Анфиса. – Но существует и вторая версия, по которой Стемпковскую застрелили сразу, на месте сражения».
Отследить духовные истоки
История монастыря – это и история прежде существовавшего здесь Георгиевского храма и его настоятелей: священников Василия Енохина, Фёдора Богоявленского. Отца Фёдора сменил в 1882 году священник Самуил Зиборовский. Он и стал инициатором постройки нового, вместительного храма вместо маленькой и изрядно обветшавшей церкви святого великомученика Георгия. Дело отца Самуила завершил его сын и преемник Константин Зиборовский.
«Со сбором исторических данных, вплоть до зарплат духовенства, нам очень помог начальник управления по делам архивов области Павел Субботин, – с признательностью говорит экскурсовод. – Благодаря ему мы сделали для музея копии многих документов, метрических книг».
В отличие от подавляющего большинства современных экскурсий, посетителей здесь не слишком загружают массой энциклопедических сведений, которые выветриваются из головы за порогом музея. Дают понять самое главное.
«У нас, конечно, много разных фактов, дат, имён. Но своей целью мы поставили отследить именно духовные истоки формирования обители, потому что это не просто архитектурный ансамбль, но прежде всего – сестричество, монахини, которые здесь подвизаются, и тот духовный стержень, который нас здесь удерживает», – рассказыват инокиня.
История в керамике и камне
Какой же музей без экспонатов-подлинников? Их здесь немало, например, кресты, с которым ходили крестными ходами, иконы борисовского письма. Даже венчальные венцы из 1980-х, сделанные из подручных материалов и весьма кустарно, но уж такое было время.
На витрине – исторические кирпичи со штампом: 1896 год.
«Это очень необычный керамический кирпич, почувствуйте: он тяжелее не только красного кирпича, но и силикатного, – предлагает экскурсовод. – Когда мы покупали в магазинах кирпичи для ремонта храма, мы брали его в качестве образца, и продавцы очень интересовались. Качество просто невиданное».
Самая большая и живописная часть экспозиции посвящена архитектурной керамике в русском храмостроительстве и изготовлении иконостасов.
«Когда вы заходите в наш монастырский храм, первое, что бросится в глаза – удивительной красоты фарфоровый иконостас, – говорит сестра Анфиса. – Это очень выразительный, долговечный и неприхотливый в уходе материал. Первые фарфоровые иконостасы на Руси появились в середине XVII века. А по‑настоящему массовое производство возникло в конце XIX столетия. Главным производителем, практически монополистом, было Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Кузнецова».
Фарфоровый иконостас Воскресенского храма сохранился примерно на треть. Некоторые из деталей выставлены внизу, в музейной экспозиции. А остальное восстановлено уже современными производителями. Товарищество Кузнецова делало почти всё, что можно сделать из фарфора и фаянса. Например, посуду и изразцовую печную плитку, они тоже есть на витринах.
«Второе, что всех поражает в монастырском храме, – это удивительной красоты пол из керамической плитки, – говорит сестра уже наверху, в самой церкви. – Он настоящий, ему более 100 лет, на нём нет выбоин, полностью сохранился цвет».
Красота пола, даже несмотря на антикоронавирусные полосы для соблюдения дистанции, и впрямь поражает. Сложно представить, как он прошёл через войну, но он великолепно сохранился.
Сделало его Товарищество по производству огнеупорного кирпича и гончарных изделий барона Эдуарда Бергенгейма, железнодорожного инженера. Месторождения необходимой по качеству глины барон обнаружил под Харьковом во время строительства Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Там же и основал производство, ставшее делом его жизни. Керамическая напольная плитка, сантехнические трубы, огнеупорный кирпич барон с успехом поставлял по всей империи. Конечно, и в соседнюю Курскую губернию, в которую входила Белгородскаая область.
«Современная плитка подобного класса стоит больше 300 долларов за квадратный метр, – говорит экскурсовод. – Старая стоила ещё дороже, ведь в ней было больше ручного, не стандартно-механизированного труда, а значит (как и с иконостасом), больше качества и души».
Посетители музея, прихожане и монахини, поднимая в храме взгляд от пола, смотрят на иконы. Одна из них – Петра и Павла – содержит надпись «В память об освобождении из крепости г. Баязета в Русско-Турецкую войну 1878-го года с 6-го по 29 июня от участвующего в плену ун. оф. Гр. Козаченка». Местный уроженец, унтер-офицер Козаченко (вероятно, Григорий) в благодарность Богу за благополучный исход своего участия в драматичнейшем эпизоде русской военной истории заказал мастерам эту икону и преподнёс храму в Зимовеньке.
Здесь принимают и одиночных посетителей, и группы: по предварительной записи на сайте монастыря, в его соцсетях или прямо в церковной лавке.
Из глубины веков
Местность, где позднее возникла слобода Зимовенька, была освоена в эпоху Бориса Годунова. В 1599 году царь передал здешние земельные наделы причту Свято-Троицкого собора Белгорода: «к соборной церкве дана речка Нежеголь с упалыми [пришедшими в упадок, немноговодными] речками Коренем и Корочею и с упалыми колодези». Колодезями называли небольшие родники и ручейки. Одним из них был Зимний (Зимовный) колодезь, от которого возникло название Зимовенька.
Название «Зимовный» – от того, что родник был незамерзающим, круглогодичным. Благодаря этому здесь часто, в разные времена года, проходили ярмарки. Зимовенька и соседняя Белянка были экономическим центром округи, жили весьма благополучно. И в начале ХХ века на Воскресенский храм жители не поскупились – здание выстроено очень качественно даже по нынешним меркам, пережило войну.
Не жалели средств купцы и на развитие села – в начале ХХ века в Зимовеньке появился телефон. Работал агрономический участок для научных исследований, показательное опытное поле, земское училище, больница, народная библиотека, почта.
Известный уроженец Зимовеньки – сын местного священника Иван Васильевич Енохин. Дома он получил первоначальное образование, впоследствии стал личным медиком Николая I, лейб-медиком высочайшего двора.