значение категории правопорядок для юридической науки и юридической практики

§ 14.3. Правопорядок

§ 14.3. Правопорядок

Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

Соотносятся правопорядок и общественный порядок как часть и целое, последнее понятие, как уже сказано, несколько шире первого.

Контрольные вопросы

2. Каковы основные принципы режима законности?

3. Гарантии законности.

4. Что следует понимать под правопорядком?

5. Каково соотношение между правопорядком и общественным порядком?

Читайте также

Глава 14. Законность и правопорядок

Глава 14. Законность и правопорядок Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения всеми субъектами права. В юридической литературе выделяют семь основных принципов законности: верховенство закона над всеми другими правовыми актами;

§ 14.3. Правопорядок

33. Законность и правопорядок

33. Законность и правопорядок В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и

1.1 Законодательная власть в системе публичной власти и правопорядок: понятие, сущность, соотношение

1.1 Законодательная власть в системе публичной власти и правопорядок: понятие, сущность, соотношение Конституция РФ в числе основ конституционного строя закрепляет принцип народовластия, предполагающий создание соответствующей современным реалиям системы власти,

23. Законность, правопорядок и правовое государство

23. Законность, правопорядок и правовое государство Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими

Глава 28. Законность и правопорядок

Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.Право

§ 8. Правопорядок и общественный порядок

§ 8. Правопорядок и общественный порядок Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от

27.4 Правопорядок: черты, содержание, функции

27.4 Правопорядок: черты, содержание, функции В правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и правопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законности иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопорядка. В то же время

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и

Источник

Значение юридической науки для обеспечения законности и правопорядка, правового воспитания

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики. Это, конечно, была не всеобщая, а ограниченная свобода: рабы были вне этой свободы. Не были они и субъектами той политики (полисной жизни), которая представляла собой форму жизни только свободных людей, полноправных членов полисного коллектива, граждан полиса.

7.Возникновение юриспруденции как самостоятельной наукиС общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вернее уст, понтификов к светским знатокам права примерно в I в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. В этом значении незаконодательной юриспруденции также состоит одна из важнейших особенностей всей римской правовой культуры. Занятия юриспруденцией были в традиции римского общества одним из почетнейших и благородных видов деятельности. Настолько, что Цицерону в его время приходилось не раз обосновывать, что военные или политические заслуги занимают в кругу общественных ценностей никак не меньшее место.

8.Деление права на публичное и частноеДеление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений. Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права. Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

65.Системный подход в организации деятельности юриста.Использование этого подхода предполагает рассмотрение государственных и правовых явлений как целостных совокупностей разнообразных элементов (составных частей), которые взаимодействуют между собой и окружающей средой. До главных положений этого подхода относятся следующие: Государственно-правовые явления как проекты внешнего мира и предметы познания имеют целостный характер, это обуславливает наличие у них таких свойств, которые не сводятся к сумме свойств их частей. Элементы любого государственно-правового явления, которые являются системой, взаимосвязаны между собой, так же как и каждое явление с множеством других систем, причем интерпретация (определения) свойств элементов или систем зависит от свойств системного целого, частью которого они являются. Любое государственно-правовое явление имеет динамическую природу, то есть ему свойственны процессы возникновения, становления, развития, изменения и прекращения существования. Функционирование и развитие этих явлений осуществляется в результате взаимодействия с внешней средой при доминировании внутренних закономерностей над внешними факторами и закономерностями. Этот подход очень важен для юриста, так как при использовании методологии системного подхода исследуются статические, структурные, динамические компоненты и свойства, их внутренние и внешние проявления, генетические и функциональные связи, взаимодействия со средой с помощью методов анализа, синтеза, функционального, структурного и других.

Источник

Юридическая наука и юридическая практика: соотнесение в методологическом контексте (о практичности юридической науки и научности юридической практики) *

Статья посвящена методологическим вопросам соотношения юридической науки и юридической практики. Рассматриваются формы и условия влияния научных теорий на юридическую практику. Анализируются особенности юридической науки и основания оценки юридической практики как критерия научности и актуальности теоретических исследований права.

Ключевые слова: юридическая наука, юридическая практика, развитие юридической практики, практическая значимость науки права.

Legal science and legal practice: a correlation in the methodological context (on the practicality of legal science and scientific legal practice)

The article is devoted to methodological issues of the relation of jurisprudence and legal practice. The forms and terms of the influence of scientific theories on legal practice are concerned. The features of the legal science and foundations of evaluation of legal practice as a criterion for scientific research and relevance of theoretical research of law are analyzed.

Key words: jurisprudence, legal practice, development of legal practice, practical importance of legal science.

См., например: Пионтковский А. К методологии изучения действующего права // Учен. зап. ВИЮИ. М., 1946; Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, 1987; Фогельсон Ю.Б. Избранные вопросы общей теории обязательств: Курс лекций. М., 2001.

Такие представления имеют определенные основания и резоны, однако понимание смысла и назначения юридической науки, оценка теоретического знания только в рамках и относительно юридической практики являются как минимум упрощением проблемы. Сложившаяся институциональная организация современной науки, формирующая социальные приоритеты практической востребованности результатов исследований, не означает, что смыслы познания лежат только в области практической реализации, а результаты научных исследований имеют ценность лишь при условии их практической значимости. Подобное по сути дела утилитарное понимание привело бы к недооценке роли теоретической науки в обществе, ее значения как фактора развития.

Леушин В.И. Указ. соч. С. 8.
Там же. С. 118.

См., например: Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989. С. 110; Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 21.
К таковым относят, как правило, теоретико-понятийный характер, проверяемость, системность и др. См., например: Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 57. По этому вопросу см. также: Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Разум и экзистенция. М., 1999. С. 46 и след.

В этом отношении любопытно следующее замечание Гегеля: «Планы и теории могут претендовать на реальность в той мере, в какой они осуществимы, значимость их не меняется от того, обрели ли они свое воплощение в реальности или нет» (Гегель Г.В.Ф. Конституция Германии. Политические произведения. М., 1978. С. 76).

В определенном прочтении излагаемый тезис может вызвать ряд замечаний. В частности, вполне логичным будет возражение, что хотя в конкретный момент и не может быть гарантий востребованности юридической практикой только научно состоятельных теорий и профессионально корректных юридических разработок, однако такие теории и разработки рано или поздно становятся доминирующими, т.е. востребуются в историческом «конечном итоге». Именно таким образом научные теории и пробивают дорогу в практику.

Возражение понятное и вполне точное в рамках философских оснований нашей научной традиции. Однако проблема здесь в том, что даже в естественных науках на исторических отрезках времени пробивают себе дорогу не конкретные исследовательские результаты или концепции, а сформировавшиеся научные парадигмы.

Так, по мнению В.А. Звиглянича, при социокультурном подходе познание и категориальное мышление «изначально входят в структуру объективных зависимостей внешнего мира, соотносятся с системой культурно-исторических объектов» (Звиглянич В.А. Научное познание как культурно-исторический процесс. Киев, 1989. С. 22). См. также: Коршунов А.М., Мантанов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988. С. 73, 335; Крымский С.Б. Логико-гносеологический анализ универсальных категорий // Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления. Киев, 1980. С. 5 и след.

Для юриспруденции это не только изменение идеологии, ценностных ориентаций науки, утверждение в образовательных системах соответствующих концепций, но и влияние на научное сознание через установление соответствующих моделей и конструкций в позитивном праве, легальные интерпретации и правоприменительные решения. Все это неизбежно ведет к изменениям не только предметного содержания исследований, но и самого исследователя в плане его картины мира, методологической оснащенности и парадигмальной направленности. Такие изменения исследователя неизбежно ведут к деактуализации целых направлений исследований и в этом смысле утрате ими практических перспектив (однако, как уже отмечалось, теоретическая ценность деактуализированных положений от этого не уменьшается). Словом, возможность воплощения в юридическую практику научных положений без их востребованности самой практикой явно невелика.

Диалектический смысл такой «эмансипации» хорошо иллюстрируется следующим высказыванием Гегеля: «Не то, что есть, вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не таково, каким оно должно быть; осознав же, что оно не таково, каким оно должно быть, т.е. не является результатом произвола и случайности, мы тем самым осознаем, что оно таким и должно быть» (Гегель Г.В. Ф. Указ. соч. С. 67).

Леушин В.И. Указ. соч. С. 131.
Там же.

Таким образом, оправданно предположить, что сегодня развитие юридической практики осуществляется на собственной основе, но за счет привлечения к решению своих задач средств, продуцируемых юридической наукой, прежде всего общей и отраслевыми теориями. И в этом смысле можно было бы говорить об особом «содержательном управлении» юридической практикой со стороны правовой науки, осуществляемом путем разработки корректных, эффективных теорий, продуцирования истинных знаний. Однако реальное участие теоретической юриспруденции в этом процессе определяется всей системой обстоятельств нашего общества: от экономических проблем до политических процессов и сформировавшегося типа культуры государственного управления.

Bibliography

Berman G.Dzh. Zapadnaya tradiciya prava: ehpoxa formirovaniya. M., 1998.

Chudinov Eh.M. Priroda nauchnoj istiny. M., 1977.

Filatov V.P. Nauchnoe poznanie i mir cheloveka. M., 1989.

Fogel’son Yu.B. Izbrannye voprosy obshhej teorii obyazatel’stv: Kurs lekcij. M., 2001.

Gegel’ G.V.F. Konstituciya Germanii. Politicheskie proizvedeniya. M., 1978.

Korshunov A.M., Mantanov V.V. Dialektika social’nogo poznaniya. M., 1988.

Krymskij S.B. Logiko-gnoseologicheskij analiz universal’nyx kategorij // Logiko-gnoseologicheskie issledovaniya kategorial’noj struktury myshleniya. Kiev, 1980.

Lazarev V.V. Social’no-psixologicheskie aspekty primeneniya prava. Kazan’, 1982.

Lektorskij V.A. Nauchnoe i vnenauchnoe myshlenie: skol’zyashhaya granica // Razum i ehkzistenciya. M., 1999.

Leushin V.I. Yuridicheskaya praktika v sisteme socialisticheskix obshhestvennyx otnoshenij. Krasnoyarsk, 1987.

Piontkovskij A. K metodologii izucheniya dejstvuyushhego prava // Uchen. zap. VIYuI. M., 1946. Rayanov F.M. Yurisprudenciya. Ufa, 2001.

Riker P. Torzhestvo yazyka nad nasiliem. Germenevticheskij podxod k filosofii prava // Vopr. filosofii. 1996. N 4.

Источник

Право

Раздел I. Теория государства и права

Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.

3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

4. Формы государства.

Лекция 1. Право, государство и их роль в жизни общества

Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.

3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

4. Формы государства.

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.

7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества. Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

1) нормативность (право имеет нормативный характер);

3) обеспеченность возможностью государственного принуждения;

4) формальная определенность (государство возводит право в закон, придает ему официальную форму выражения);

5) системность (естественное, позитивное, субъективное право).

Функции права вытекают из назначения права (быть регулятором общественных отношений). Функции права это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права.

Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. Общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни, поэтому совпадают с функциями государства. Юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.

1. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.

2. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

3. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

4. Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Роль права в жизни общества выражается в следующем:

1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением;

2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своей территории вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

Функционирование государст­венного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.

5. Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Связь государ­ства с правом. Право – государственный регулятор общественных отноше­ний.

Функции государства это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).

2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).

3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств – сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

4. Участие в международной охране окружающей среды.

Роль государства в жизни общества заключается в следующем:

1) в осуществлении правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

4. Формы государства. Выделяют три формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии:

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

Республики делятся на парламентские и президентские

В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Характерные черты президентской республики:

Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, подписывает законы.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Федерация — форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.

Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1. пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти и ор­га­ни­за­ци­ям;

2. признание рав­но­пра­вия гра­ж­дан;

3. ре­аль­ная га­ран­ти­ро­ван­ность прав и сво­бод лич­но­сти;

4. воз­мож­ность уча­стия гра­ж­дан в осу­ще­ст­в­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; 5.на­ли­чие су­деб­ной за­щи­ты прав и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния;

6. раз­де­ле­ние вла­стей;

7. на­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции вла­сти;

8. плю­ра­лизм по­ли­ти­че­ских те­че­ний и идео­ло­гий;

9. при­зна­ние кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве и в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме и т.д.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки:

1. ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти;

2. ого­су­дар­ст­вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций;

3. фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти;

4. ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та;

5. от­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции вла­сти;

6. фактическая ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма и по­ли­ти­че­ских пар­тий;

7. кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы го­су­дар­ст­ва или пра­ви­тель­ст­ва;

8. от­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти;

9. при­ме­не­ние по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Контрольные вопросы и задания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *