значение психологических знаний для педагогической теории и практики

Значение психологических знаний для педагогической теории и практики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Предпосылки применения психологических знаний в педагогике

На ранних стадия развития, педагогика отличалась доминированием теоцентрической парадигмы, в рамках которой воспитание и образование понимались как подготовка к служению богу, обучение способам богоугодного жития, развития античных и христианских добродетелей.

Основными представителями данного подхода являются Джон Дьюи, Жан Жак Руссо, Мария Монтессори, Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семёнович Макаренко. С тех пор, одной из основных функций психологии стало совершенствование педагогической деятельности.

Психологические аспекты педагогической деятельности

Готовые работы на аналогичную тему

Для успешной реализации этого процесса важно осознавать, кого мы воспитываем и обучаем, что он из себя представляет, а не просто ориентироваться на цели, задачи, содержание и методы образовательного процесса.

Ценность психологических знаний в педагогике особенно ощутима сейчас, когда серьезно развивается технологический сектор, расширяются глобализационные процессы, увеличивается сетевое общение. Все это неизбежно постоянно влияет на все сферы нашей жизни и том числе на учеников, формируя их потребности, цели, ценности. Поэтому педагогу важно уметь ориентироваться в этих изменениях. В этом большую роль играют психологические знания в области возрастной психологии.

Основные трудности включения психологических знаний в педагогическую деятельность

Опора на психологические аспекты в педагогическом процессе очень важна: учителю важно понять, что именно способствует или препятствует усвоению материала учениками, какой способ подачи информации является приоритетным. Но нередко это не происходит в силу следующих особенностей:

Важно осознавать, что педагог является агентом вторичной социализации, как и сама школа, и соответственно, он транслирует определенные ценности, нормы поведения. С точки зрения психологии, здесь важно уметь направлять формирование мировоззренческих ориентаций. Психологическая подкованность также способствует в этом ключе рефлексии собственной деятельности: анализ педагогической деятельности на предмет трансляции субъективных позиций и мнений.

Еще одной важной областью применения психологических знаний к педагогической практике является развитие культуры общения педагога. В образовательной среде нередки педагогические конфликты, в которых фигура учителя играет важную роль, даже если он не является его прямым участником. То, как он проявляет себя в конфликте является показательным. Знание психологических аспектов динамики конфликтной ситуации дает возможность педагогу не уходить в конкретику самой ситуации, а посмотреть на причины, разобраться в личностных и внеличностных предпосылках, и найти какой-то выход данной ситуации.

Таким образом, психологический опыт дает педагогу способность видеть ученика как целостную личность, а также развивать его личностный потенциал.

Источник

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что — приобретенным, социально обусловленным.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей.

дить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, — выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы), детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие — потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные — по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, — это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, — пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, — создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т.е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в

ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение — задача данного курса.

Источник

Значение психологического знания для педагогической теории и практики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие индивида.

Исследование педагогической деятельности

Исследование педагогической деятельности уже давно используется в психологической науке. Тем не менее, нужно отметить, что существенные изменения в социальной и культурной среде конца прошлого века потребовали нового осмысления психологических аспектов успешной деятельности педагога.

Сегодня особенности разностороннего личностного развития в условиях грандиозного ускорения НТП и современная научная информация, полученная в конкретных психологических исследованиях, позволяют новым взглядом посмотреть на возможности использования психологического знания в обучении и воспитании. Перед психологией сегодня встали задачи, от выполнения которых будет зависеть успешность разрешения важных педагогических проблем.

Задачи теории и практики состоят, в первую очередь, в том, что появляется необходимость не только обосновать готовые и утвердившиеся педагогические формы (например, содержание, методы, приёмы обучения и воспитания), но и опередить уже сформированную педагогическую практику. Это позволит проложить для неё новые пути через обеспечения широкого поиска в деле обучения и воспитания.

Задачи современной психологической науки во многом обусловлены требованиями, предъявляемыми к педагогике научно-техническим прогрессом. Современные педагоги особенно нуждаются в психологических знаниях, так как перестройка образования выдвинула на первый план задачу воспитания учеников и всестороннего их развития.

Ещё К. Д. Ушинский указал, что если общество желает воспитать ребёнка всесторонне, то необходимо его изучать. А правильно изучать учащегося педагог сможет только в том случае, если будет хорошо знаком с общими закономерностями развития, психологическими аспектами способностей, интересов, склонностей и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Учителям в условиях перестройки школы нужно многому учиться заново, а в некоторых ситуациях и во многом переучиваться. Необходимо научиться слушать, а главное — слышать каждого ребенка, видеть его внутренние побуждения и стремления, определять направленность потребностей и мотивов, суметь повлиять на данную направленность.

Базовые психологические знания специалисты получают при изучении курса психологии во время обучения в педагогических учебных заведениях. Но, как показала практика педагогической работы, этого бывает недостаточно. После начала профессиональной деятельности педагог может столкнуться с тем, что помимо учебников требуется разнообразная дополнительная психологическая литература. Это поможет углубить знания и с психологической точки зрения осмыслить собственный опыт.

Психодиагностическая составляющая деятельности учителя

Психодиагностический аспект работы учителя способен оказать большое воздействие на эффективность всего учебно-воспитательного процесса, включая в целом качество учебной деятельности. Это связано с тем, что сегодня происходят изменения в общественно-политическом, социальном и экономическом развитии государства. В этом процессе стремительно развивается информационная среда, что предполагает внедрение инновационной политики в сфере образования.

На современной стадии работа в школах немыслима без диагностики. Умение в собственном учительском труде опираться на данные психодиагностики повысит качественную сторону обучения и воспитания, улучшит эффективность работы. Для обучения и воспитания, а также оказания эффективного педагогического воздействия на детей, педагоги должны обладать объективными научными знаниями о индивидуальных особенностях. Данные знания можно получить при использовании методов научной психологической диагностики.

Педагоги в своих действиях должны основываться не только на субъективном мнении (интуиции), но и на анализе объективной и всесторонней информации, которая была получена в процессе психодиагностики (комплексное изучение ученика).

Психодиагностическая деятельность — это основа педагогической профессии, поскольку для воспитания и развития личности и индивидуальности школьников требуется умение их изучать. При реализации психодиагностической деятельности учителя не могут ограничиваться лишь характеристикой знаний отдельного школьника, изолированной от психических процессов и свойств личности. Они должны обладать знаниями о соединении всех проявлений ученика.

Значение психологии в образовании

Значение психологических знаний для педагогической теории и практики связано с тем, что низкий уровень психологической культуры педагогов и недостаточное использование ими психологических знаний способны свести на нет любое воспитательное воздействие.

Непосредственное использование педагогом психологических рекомендаций может не всегда оказаться результативным, поскольку предполагает высокий уровень профессиональной психологической подготовки. Реальная помощь здесь может быть оказана благодаря созданию психологической службы в системе образования (в частности, в школе).

Школьный психолог является специалистом из области педагогики и психологии. Его основная задача состоит во внедрении в повседневную практику образования достижений детской и педагогической психологии. Психологические службы в школе имеют решающее значение для оптимальной организации образовательного процесса. Они позволяют подобрать эффективные средства и методы воспитательной работы.

Невозможно представить психологическую службу в качестве работы только одного школьного психолога. Естественно, он представляет собой главную и направляющую фигуру данной службы, но не единственную. В работе непременно должны принимать участие и все школьные педагоги, без квалифицированной помощи которых психолог физически не способен обслуживать огромное число запросов.

Источник

Сущность педагогической деятельности и ее связь с психологией

Развитие взглядов о значении психологического знания для педагогической теории и практики. Психологические предпосылки педагогической деятельности. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Модели педагогического процесса.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.10.2014
Размер файла24,2 K

значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Смотреть фото значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Смотреть картинку значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Картинка про значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Фото значение психологических знаний для педагогической теории и практики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность педагогической деятельности и ее связь с психологией

2. Развитие взглядов о значении психологического знания для педагогической теории и практики

3. Психологические предпосылки педагогической деятельности

В современной педагогической науке и практике без интенсивного внедрения научных психологических знаний невозможно строить свою деятельность эффективно и на уровне современных культурных требований. Профессия педагога наиболее чувствительна к психологии и требует от педагога глубоких психологических знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное образование и воспитание учащихся. Педагогическая деятельность основана на общении ученика и учителя, установлении между ними контакта. Педагог в своей деятельности встречает сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому педагогическая теория и практика привлекает психологические знания о закономерностях общения между людьми для построения эффективных педагогических процессов. Психологический опыт обслуживает основные практические и теоретические задачи педагогики. Психологические знания надстраиваются над педагогической деятельностью как обслуживающие ее. Между тем, далеко не все современные педагоги обладают необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками и не всегда применяют их в своей профессиональной деятельности. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Значение психологических знаний для педагогической теории и практики».

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Изучить сущность педагогической деятельности и ее связь с психологией.

Проанализировать развитие взглядов о значении психологического знания для педагогической теории и практики.

Изучить психологические предпосылки педагогической деятельности.

1. Сущность педагогической деятельности и ее связь с психологией

Многие исследователи отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть профессии педагога.

К. Д. Ушинский рассматривал учителя как посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми [9, C. 91].

А. И. Щербаков понимает педагогическую деятельность как «искусство, требующее от педагога глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся» [12, с. 112]. Автор выделил следующие функции педагогической деятельности: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую и исследовательскую.

Таким образом, современное понимание роли педагога не ограничивается реализацией им конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, но рассматривает учителя как посредника между учеником и окружающим миром. С этих позиций деятельность педагога наполнена подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве.

Между детьми довольно рано могут обнаруживаться существенные индивидуальные различия, с учетом которых должна строиться практика педагогического воздействия. Для выявления этих различий проводится психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, то есть построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в России создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний.

Таким образом, современное понимание роли педагога не ограничивается реализацией им конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, но рассматривает учителя как посредника между учеником и окружающим миром. С этих позиций деятельность педагога наполнена подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве. Педагогическая деятельность требует от педагога глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся. Между тем, представление о том, что психологическое знание имеет важное значение в деятельности педагога, существовало не всегда. Научная рефлексия содержания педагогической деятельности и обращенности учителя к психологическим проблемам наиболее объективно просматривается через контекст исторических вех и событий, происходивших в России во второй половине XIX века и в начале ХХ века.

2. Развитие взглядов о значении психологического знания для педагогической теории и практики

Вторая половина XIX века знаменательна такими историческими событиями, как отмена крепостного права, реформирование судебного, земского, военного ведомств, преобразование народных школ. Обновление сферы образования связывалось с идеями раскрепощения женщин, формирования справедливого и гуманного отношения к детям, преобразования системы нравственного воспитания, расширения издательской сети.

Главной фигурой реформирования образования явился педагог, способный стать «зеркалом» исторической эпохи второй половины XIX века. Прогрессивная интеллигенция понимала, что педагог способен транслировать народу идеи гражданственности, общественного почина, личной самостоятельности. Осознание этого факта нашло отражение в общественно-политическом движении 60-80-х годов XIX в., возникшем благодаря лидерству К. Д. Ушинского и инициативе В. И. Водовозова, Н. И. Пирогова, Д. Д..Семенова и др. Их усилиями решались такие организационные вопросы, как разработка новых педагогических проектов, уставов для университетов, положений о прогимназиях, народных школах и женских училищах. В результате увеличилось количество начальных школ и средних учебных заведений, была создана сеть профессионально-педагогических заведений, обновилось содержание образования, произошли изменения в методике обучения, решен ряд проблем психологизации деятельности учителя.

Неоценимым вкладом в мировую науку о подготовке учителя, о воспитании и образовании молодого поколения послужил фундаментальный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). Это была первая попытка обобщения достижений педагогики и осмысления их с точки зрения психологии. Исследователь был глубоко убежден в том, что психология «в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками». Эффект психологического знания, по К. Д. Ушинскому, заключается в том, что каждый педагог, владеющий психологическим инструментарием, способен глубоко изучать воспитанника, развивать все стороны его личности, способствовать формированию национального характера.

Решая комплекс вопросов относящихся к проблемам дидактики и формированию интеллектуальной культуры ученика, К. Д. Ушинский исходил из философской идеи взаимодействия внешнего и внутреннего в развитии личности. Внешними факторами, по К. Д. Ушинскому, являются: содержание образования, рационально организованный процесс обучения и личность учителя. Рассматривая учащегося как объект и субъект обучения и воспитания, К. Д. Ушинский обосновал одну из ведущих идей педагогической психологии: развитие ребенка наиболее успешно осуществляется в процессе активной, свободной, сознательной, прогрессивной деятельности.

«Давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогащайте его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности» [11, C. 115]. Эта идея К. Д. Ушинского лежит в основе предложенной им модели педагогического процесса, ориентированной на «самодеятельность», «прочность», «постепенность», «своевременность» усвоения материала. Он критиковал как «шутливую потешающую детей» педагогику, основанную на чрезмерной легкости учебного материала, так и схоластическую, трудную, вызывающую «чрезмерную напряженность» учеников. К. Д. Ушинский разъяснял, что «всякое развитие совершается во времени и имеет свои периоды», поэтому обучение не следует начинать слишком рано или слишком поздно.

Эти мысли К. Д. Ушинского получили развитие в психологических теориях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.

Модели педагогического процесса К. Д. Ушинского могли строиться только на базе глубокого знания человека. Он выдвигает психологический тезис о том, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [11, C. 123].

Разрабатывая вопрос о подготовке учителей, он опубликовал статью «Проект учительской семинарии», в которой предложил путь подготовки учителей начальных школ. В основу этого проекта положены психологические ориентиры, которым должен отвечать учитель. Одним из главных требований К. Д. Ушинского является фундаментальная психологическая подготовка и ее адаптация к «практической школе». Реализация психологических знаний и умений через практику в школе означает, что педагог будет вести объективные психологические исследования личности, не приписывая реальным детям желательных качеств, не идеализируя их успехи и поведение.

В конце XIX в. в России на смену подъему и реформированию пришли реакционные тенденции, возник интерес к мистицизму, идеализму, что влияло на развитие психолого-педагогических идей и педагогическую практику.

Особая роль в определения места психологии в деятельности учителя принадлежит П. Ф. Каптереву [1, С. 147]. В своем фундаментальном труде «Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели» П. Ф. Каптерев сформулировал идею о формировании яркой, нестандартной личности ученика через влияние нестандартной личности учителя, его образованности и культуры. «Разумным и истинным образование не станет до тех пор, пока не перестанут искать для него основ вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы ее осознания» [4, C. 82].

Внутренний мир каждого человека представляет собой неповторимое своеобразие, зависящее от таких качеств, как ум, память, мышление. Однообразие и однотипность присущи толпе. Для того чтобы развить нестандартность личностной индивидуальности необходимо преодолеть тенденцию школ к унификации, разнообразить организацию педагогического процесса с учетом задатков и способностей, упражнять детей в дисциплинах по их личному желанию, вводить в учебный курс больше факультативных предметов и кружков. Эта идея П. Ф. Каптерева сегодня наиболее актуальна.

Важное методологическое значение имеют взгляды П. Ф. Каптерева на соотношение общечеловеческой и личностной культуры. «Человеческая природа» совершенствуется под влиянием «культурной деятельности многих поколений». Общечеловеческая культура должна стать тем вектором, который объединит телесную и духовную культуру личности, через ощущение, понимание, действие. Переработка внешних впечатлений и адаптация к культурному наследию осуществляется через деятельность. Особое психологическое значение придавалось творческой деятельности человека: образование эффективно лишь в том случае, если оно стимулирует самовоспитание и самообразование личности, основанное на принципах творческой деятельности.

психологический педагогический практика модель

3. Психологические предпосылки педагогической деятельности

Н. В. Кузьмина выделила три функциональных вида деятельности педагога как взаимосвязанных компонентов в структуре педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные анализ, прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Содержанием коммуникативного компонента являются три взаимосвязанные функции: перцептивная (связана с проникновением во внутренний мир человека), собственно коммуникативная (направлена на установление педагогически целесообразных отношений) и коммуникативно-операциональная (активное использование средств педагогической техники). Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Для их осуществления педагогу необходимы соответствующие психологические способности, проявляющиеся в умениях и навыках [7].

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Важным компонентом психологической структуры педагогической деятельности является система мотивов, управляющих профессиональной деятельностью педагога. Особую актуальность исследование этой составляющей профессионализма педагога приобретает в становящихся, реформируемых системах, что характерно для современного состояния российского образования. Анализ научных данных свидетельствует о том, что в мотивационной системе современных педагогов происходит переориентирование профессиональной деятельности педагогов с внешнего типа мотивации на внутренний, а также слабо выражена ориентация на психологический аспект педагогической деятельности, и преобладает преимущественно лекторский подход, т. е. ориентация на трансляцию знаний, а не на сотрудничество с учеником. При этом, как подчеркивает B. C. Лазарев, нет опоры на психологические знания механизмов мотивации. По мнению Л. В. Шибаевой, педагогическая деятельность должна иметь глубокое психологическое обоснование, в котором центральное место отводится психологическому образованию педагогов и формированию их психологической компетентности [2, C. 136].

Имеются работы по исследованию путей развития психологической компетентности педагогов. В качестве развивающих технологий предлагается работа над созданием адекватного образа «Я-учитель» (Г. А. Калиев, Н. Л. Чернов и др.), формирование потребности в саморазвитии педагога (Р. В. Абаканов, В. Н. Ярофеев и др.), развитие творческого потенциала учителя (Т. С. Макеева, К. Г. Сергеев), расширение совокупности знаний, умений и навыков учителя по вопросам общей, возрастной, педагогической, социальной и дифференциальной психологии (Д. В. Васильев, С. А. Катаева и др.) и др.

Не менее важное значение для успешности педагогической деятельности имеют и конституциональные свойства педагога и его темперамент: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. На индивидуальный стиль педагога оказывают влияние такие показатели темперамента, как эмоциональная устойчивость или нейротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; полезависимость или поленезависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы-слабости, уравновешенности-неуравновешенности, скорости уравновешивание процессов возбуждения и торможения [10, С. 169].

На основании этого можно полагать, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают:

Синтетический, целостный, поленезависимый когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации;

Гибкость и конвергентность мышления;

Активность, высокий темп реакции, лабильность, амбивертность;

Эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.

Эти показатели выступают в качестве задатков, предпосылок, но они являются самостоятельным компонентом структуры субъекта и более того, могут быть объектом диагностирования для определения профессиональной пригодности человека на должность педагога [6, С. 37].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, хотя психологические предпосылки успешной педагогической деятельности исследовались многими авторами, тем не менее, этот вопрос требует дальнейшего изучения.

1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

5. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

контрольная работа [43,4 K], добавлен 25.06.2012

Сущность и содержание педагогической импровизации. Роль педагогической импровизации в решении педагогических задач. Понятие о педагогической интуиции. Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации.

курсовая работа [77,6 K], добавлен 05.09.2012

Современное российское образование. Совершенствование педагогического процесса. Развитие воспитания как общественного явления. Методы изучения педагогической практики. Организация воспитательных отношений. Условия эффективности педагогического общения.

шпаргалка [56,0 K], добавлен 19.01.2011

Обоснование и описание замысла педагогического проекта, реализуемого в процессе практики. Диагностика педагогической деятельности по результатам анкетирования. Функциональные результаты педагогической деятельности преподавателя. Самоанализ деятельности.

отчет по практике [52,8 K], добавлен 23.03.2013

Характеристика беспризорности детей и подростков как социально-педагогической проблемы, особенности их личности и поведенческих проявлений. Структура и закономерности педагогической деятельности с беспризорными детьми и подростками, ее эффективность.

курсовая работа [72,5 K], добавлен 11.04.2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *