значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии
Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»
Занятие № 28
Тема: «Философия сознания»
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное занятие.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения.
3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).
тема «Философия сознания» одна из самых важных и сложных тем в курсе философии. В рамках этой темы раскрывается сущность человека.
Цели обучения:
– общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-8;
– учебная: знатьметоды и приемы философского анализа проблем;
социальные проблемы и процессы, основные мировоззренческие, социальные и философские проблемы, принятые в обществе моральные нормы; ключевые понятия: отражение, психика, сознание, восприятие, идеалы, мотивы, эмоции, воля, мышление, язык, знание и самосознание, бессознательное, герменевтика, феноменология, интенциональность, рефлексия; уметь анализировать социально-значимые проблемы, использовать на практике методы гуманитарных и клинических наук, анализировать мировоззренческие, социальные и философские проблемы, возникающие в современном мире; быть способным к постоянному самосовершенствованию; владеть методами гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.
4. Место проведения семинарского занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: учебная и справочная литература методического кабинета кафедры, философские тексты.
6. Структура содержания темы.
Хронокарта семинарского занятия
№ п/п | Этапы семинарского занятия | Продолжи тельность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия. | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся. | |
2. | Формулировка темы и целей. | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия. | |
3. | Предварительный контроль знаний: 1. Понятие «психика» 2. Структура человеческой психики. 3. Понятие «бессознательное» 4. Язык и мышление | Индивидуальный устный или письменный опрос. | |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия: 1. Эволюция развития психики 2. Структура сознания, его функции и свойства. 3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения 4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы | Изложение основных положений темы. | |
5. | Защита рефератов, выступления с докладами, аннотациями из научных журналов. | Рефераты, доклады. | |
6. | Итоговый контроль знаний. | Устный опрос. | |
7. | Задание на дом (на следующее занятие). | Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме. План следующего с/з, индивидуальные задания. | |
Всего: | 2,12 час |
7. Аннотация:
Сознание – одна из ключевых и загадочных философских проблем. Сознание – субъективный образ объективного мира, сила, управляющая поведением человека, способность человека осознавать бытие в мире и свое в нем предназначение. Сознание, его конкретное состояние играет важную роль в процессах сано- и патогенеза.
Вопросы по теме занятия.
1. Каковы основные закономерности эволюции психики?
2. Охарактеризуйте структуру сознания, его функции и свойства.
3. В чем отличия современных взглядов науки на бессознательное от фрейдовского учения?
4. В чем суть психофизической проблемы и каково значение ее исследования для развития медицины?
5. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?
6. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.
7. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?
8. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?
9. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?
10. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?
11. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?
Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Человеческое сознание – это:
1) свойство человеческого мозга
2) субъективная реальность
3) часть психики человека
4) все сказанное верно
1) субъективная реальность
2) продукт абстрактного мышления
3) внепсихическая реальность – объективный дух
4) все сказанное верно
3. Предметом рефлексии является:
4) все сказанное верно
4. Чем отличается психика человека от психики животного?
Указать не менее двух ответов
2) способностью мыслить абстрактно
3) наличием членораздельной речи
4) способностью к эмоциональному переживанию
5) все сказанное верно
5. Физиологическое и психическое связаны как:
1) причина и следствие
2) структура и функция
3) элемент и система
5) все сказанное верно
6. Сознанию присущи свойства:
4) все перечисленные свойства
7. Бессознательное – это:
указать не менее 2- ответов
1) основная сила, движущая поведением человека
3) психическая деятельность, в которой человек не отдает словесный отчет
4) подпороговая чувствительность
5) все сказанное верно
8. Эмоции выполняют функцию:
3) сплочение группы
5) все сказанное верно
9. Свойства человеческого восприятия:
1) зависимость от прошлого опыта
5) все сказанное верно
1) способность к логическим операциям
2) способность к обобщениям
3) способность к вербализации субъективного опыта
4) все сказанное верно
11. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:
13. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется:
14. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с
материальным носителем нередко происходит подмена философского и взгляда на сознание:
15. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием:
16. Вопрос об отношении сознания к бытию традиционно именуют основным вопросом.
17. Общественное сознание – это:
1) отражение общественной жизни
2) идеология класса, общественной группы
3) общественная психология
4) все вместе взятое
18. Рефлексия – способ познания, при котором:
1) предметом познания являются реальные объекты
2) предметом познания являются воображаемые объекты
3) предметом познания выступает самосознание
4) предметом познания становится идеализированный объект
19. Сознание человека отличается от психики животных.
4) абстрактным мышлением
20. Суждения, правильные с точки зрения материализма.
1) мои мысли и ощущения существуют реально
2) мои мысли и ощущения существуют объективно
3) мои мысли и ощущения не существуют реально
4) мои мысли и ощущения не существуют объективно
21. Из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту:
(укажите несколько вариантов ответа)
1) законы природы создаются мышлением человека
2) Бог не существует
3) мир существует вне сознания людей
4) сознание есть свойство, продукт материи
5) бытие определяет сознание
22. Выделите в предложенных суждениях диалектический материализм:
1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи
3) сознание материально
23. Выделите в предложенных суждениях идеализм:
1) сознание неразрывно связано с материей
2) сознание есть продукт материи
3) сознание может существовать до и независимо от материи
4) сознание не всегда адекватно отражает материю
24. Выделите в предложенных суждениях вульгарный материализм:
1) сознание есть свойство материи
2) сознание – это субъективная реальность
3) сознание идеально
4) сознание – это вид материи
5) сознание – это отражение материи
25. Выделите положение, которое правильно выражает понятие отражения:
1) отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействия на него другого объекта
2) отражение – это всякое взаимодействие объекта
3) отражение – это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта в отражающем объекте
26. Суждение, в котором правильно выражена общественно-историческая сущность сознания:
1) сознание не может не отражать общественную жизнь
2) общественная жизнь не оказывает влияния на сознание
3) сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общения
4) сознание человека определяет общественную жизнь
27. Труд, сознание и язык в своей совокупности явились предпосылками:
28. Процесс размышления над собой, над тем, что в нас происходит, – это:
29. Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии:
30. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть.
2) абстрактное мышление
3) ценностно-волевой уровень сознания
4) чувственно-аффективный уровень сознания
31. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении.
1) объективный идеализм
2) субъективный идеализм
3) диалектический материализм
32. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли.
(укажите не менее двух вариантов ответа):
1) хозяйственный уклад
2) орудийная деятельность
4) географическая среда
5) субъективные устремления людей
33. Правильными утверждениями о соотношении сознания и психики являются:
(укажите несколько вариантов ответа)
1) сознание – одна из относительно самостоятельных сторон психической реальности человека
2) сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека
4) сознание и психика тождественны
34. Основными характеристиками сознания являются. (укажите несколько вариантов ответа)
35. Сознание и бессознательное.
(укажите не менее двух вариантов ответа) :
1) изолированы друг от друга
2) взаимодействуют между собой и способны достигать единства
3) являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека
5) абсолютно противоположны
(укажите несколько вариантов ответа)
3) гипнотические состояния
37. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой.
38. Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между.
2) материей и сознанием
3) бытием и небытием
4) правым и левым полушарием головного мозга человека
39. Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется.
40. С позиции____________ сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.
41. Согласно диалектическому материализму, ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как:
2) копия, «слепок» вещей
3) субъективный образ объективного мира
42. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она (укажите не менее двух вариантов ответа)
1) служит регулятором адаптивного поведения
2) направлена на преобразование мира
3) обусловлена биологическими закономерностями
4) носит социальный характер
43. Креативность сознания выражается в
1) отсутствии смысла в действиях
2) придании смысла предмету сознания
3) способности создавать нечто новое
4) отсутствии способности создавать нечто новое
44. Представители вульгарного материализма считают, что сознание
2) существует независимо от материального мира