знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Среди православных распространено мнение, что рукой иконописца движет Создатель. Мы расскажем о нескольких наиболее ценных для истории и культуры России иконах. Почти все они входят в сокровищницу мировой культуры и с этой точки зрения — бесценны. Вряд ли они когда-либо попадут на знаменитые аукционы, но эти образа знакомы не только людям, исповедующим православие, но и всем, кто интересуется искусством и историей России.

«Троица» Андрея Рублева

История «Святой Троицы», авторство которой приписывается знаменитому иконописцу Андрею Рублеву, запутана. Достоверных фактов об этом главном произведении православного искусства, сохранилось мало. Не удалось восстановить, в каком именно году был написан Рублевым этот шедевр, кто сделал заказ на написании образа.

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Невозможно поверить, но пять столетий икона провисела на одной из стен Троицкого собора в знаменитой Троице-Сергиевой лавре. Ничем особым не привлекала внимания прихожан и монахов: не чудотворила и не мироточила.

Отношение к иконе стремительно поменялось в начале ХХ века, когда древнерусскую иконопись стали рассматривать как искусство.

На написание Рублева вдохновила притча «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета. Праотец Авраам встречается с тремя таинственными незнакомцами, позже выяснится, что это были не обычные путники, а ангелы. Они предсказали, что миссия Авраама — воспитание сына, которому предстоит встать во главе иудейского народа. После завершения беседы ангелы принимают решение разделиться: один остается с Авраамом, а двое других отправляются расправляться с грешниками Содома.

Этот сюжет истолковывали по-разному. Одна из самых распространённых версий, что таким образом Создатель донес до христиан сущность трех божественных ипостасей Святой Троицы

Нарушение канона

До Рублева иконописцы, работавшие с этим сюжетом, изображали всех героев притчи, включая Авраама и его жену Сару. Художник решился на новый вариант: перед нашим взором предстает только Троица. Рублев на иконе расположил ангелов таким образом, чтобы силуэты фигур образовали круг. Ангелы одеты в небесно-лазурные одежды (в иконописи это символизирует неземную сущность), в руках они держат скипетры (обозначают высшую власть).

На знаменитой рублевской иконе Троица изображена сидящей за столом. На нем видим чашу с головой тельца, которая символизирует страдания Иисуса. Эта чаша — смысловой центр изображения.

На заднем плане видим изображение дома, в котором жил Авраам с семьей, дерево (ассоциируется с древом жизни, посаженным в Эдеме), гору (прообраз Голгофы, куда предстоит подняться Сыну Божьему).

Возвращение «Троицы»

Кто и когда внес коррективы в икону, мы уже вряд ли узнаем достоверно. В начале ХХ века икона попала на реставрацию, ее «открыли», расчистили от нанесенных слоев олифы, стерли нанесенное на изначальный слой изображение. Реставраторов ожидало настоящее чудо, все буквально замерли перед открывшейся красотой авторского рисунка. Под неяркими красно-коричневыми красками оказались спрятаны изображения, написанные в солнечных оттенках. Такая манера письма была свойственна итальянским иконописцам. Искусствоведы уверены в том, что Рублев никогда не был в Италии, а значит не мог позаимствовать их манеру написания божественных ликов.

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Сразу после того, как с иконы был снят корректирующий слой, она начала стремительно разрушаться. Несколько раз отправлялась на реставрацию. Сейчас увидеть икону Андрея Рублева можно в Третьяковской галерее.

Источник

«Святая Троица» Андрея Рублева

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же, тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы.

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего;

И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, с какой-то спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.

Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказание о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. Поэтому даже в начале XX века исследователи не решались с уверенностью что-либо утверждать и высказывали только предположения и догадки. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Историк В.А.Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Правда, одни ученые считают, что царь только обложил икону золотым окладом; другие не сомневаются, что вложен был и сам образ.

В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар, во время которого выгорела большая часть Кремля, в том числе все иконное убранство Благовещенского собора и царский дворец с его иконами и сокровищами. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. Вернувшийся на пепелище юный монарх приказал вызвать из Новгорода и Пскова лучших художников, чтобы они украсили иконами и фресками выгоревшие церкви и палаты. Для выполнения этих работ требовалось немало времени, и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица». После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу».

А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В.А.Плугин, икона попала, возможно, в декабре 1564 года. В это время Иван Грозный ввел опричнину, которая характеризовала собой новый этап в жизни Московского государства. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью». По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Может быть, тогда Иван Васильевич и пожертвовал монастырю лучшее произведение великого мастера.

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась, иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений, и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон, а ныне находится в Третьяковской галерее. На ее месте в иконостасе Троицкого собора поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-реставратором Н.А.Барановым.

Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее до сих пор словно излучают свет, пронизывающий все ее детали. Советский художник и искусствовед И.Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд, может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу?» Знаток и собиратель икон Д.А.Ровинский еще в прошлом веке высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», потому что (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Икона «Троица» Андрея Рублева

Образ, созданный известным художником и иконописцем Андреем Рублевым, считается самым загадочным и самобытным изображением Бога в русской традиционной иконографии. Многие исследователи в области православной иконографии расценивают «Троицу» не просто как образ, попытку графически изобразить величие Высших Сил, но как молитву, написанную красками; как богословский трактат, посвященный Троице, изображенной на иконе. Сейчас многие христиане сходятся во мнении, что никто не смог настолько глубоко посвятить верующих в загадку Триединства, как это сделал преподобный Андрей.

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художникомАндрей Рублёв «Троица»

История создания выдающейся иконы

Икона была написана в память о преподобном Сергии Радонежском – христианском подвижнике, наиболее полно раскрывшим концепцию Триединства и создавшим уникальное учение о Святой Троице, не идущее вразрез с традиционным, но более глубокое и осознанное. Отец Сергий не был своеобразным «теоретиком Православия», посвятившим жизнь абстрактному богословию: он был истинным подвижником православной веры, примером настоящего христианского благочестия. Всей своей жизнью преподобный Сергий подтверждал свое изречение: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».

Удивительный образ был создан в нелегкое для государства время: Русь страдала от постоянных набегов татаро-монгольских полчищ, а внутри самого государства не было единства: князья враждовали друг с другом, человеческая кровь лилась по всей стране, а воздух был пропитан ненавистью и злобой. Именно в эти ужасные годы Сергий Радонежский говорил о Святой Троице как о символе единства и любви, способном победить любые распри и вражду.

Никон Радонежский – любимый последователь преподобного Сергия – также определенным образом был причастен к созданию этого шедевра в области иконографии. Отец Никон стал настоятелем Троицкого монастыря после смерти учителя, а позже – основателем Троицкого собора. Он стремился увековечить память своего наставника, прикладывал все усилия к тому, чтобы его учение о Святой Троице не было забыто.

Андрей Рублев, будучи художником, стремился исполнить завет отца Сергия: образ, созданный иконописцем, преисполнен любви, отражает глубину Триединства, красоту и гармонию.

Уже в 1551 году Стоглавый Собор распорядился о том, чтобы все последующие иконографические изображения Троицы соответствовали образу, созданному преподобным Андреем. Согласно указу Ивана Грозного, икона была помещена в богатый золотой оклад, который позже менялся дважды: в годы правления Бориса Годунова и Михаила Романова. Тяжелая риза полностью скрывала икону до начала XX века, когда было принято решение отреставрировать икону и придать ей первоначальный вид.

Сейчас удивительный образ хранится в Третьяковской галерее.

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Уникальность образа «Троица» Рублева

Человек не может рационально объяснить христианские догматы, не может описать концепцию Святой Троицы – это великая тайна, недоступная простому человеку. Андрей Рублев приоткрывает завесу этой тайны и дает верующим возможность взглянуть на этот вопрос под другим углом. Отражение каждого жеста, поворот головы, элементы орнамента – все это несет глубинный смысл и дает человеку возможность «видеть невидимое», хоть оно и ускользает от нашего ума.

В чем самобытность иконы «Троица» Андрея Рублева? До создания этого образа иконописцы традиционно изображали сюжет восемнадцатой главы книги Бытия несколько по-другому: основной темой избирали гостеприимство Сарры и Авраама, в чей дом явились три ангела. Андрей Рублев принял решение сосредоточиться именно на самих ангелах, так как, исходя из содержания этой главы, становится понятно, что в тот вечер к Сарре и Аврааму явился Сам Бог. Икона необычна также тем, что ее значение многопланово, а само содержание образа можно трактовать по-разному.

Как выглядит икона

На иконе изображены трое ангелов, склонившихся вокруг одного стола: композиционно фигуры ангелов вписаны в круг. Сине-голубые краски, обрамляющие Троицу, символизируют отблеск Небесного Царствия.

На столе, за которым собрались ангелы, нет никаких яств – только чаша, как символ будущей жертвы Христа. Один из ангелов благословляет чашу, тем самым подчеркивая необходимость Крестных Страданий Сына Божьего ради искупления всех людей.

Андрею Рублеву каким-то непостижимым образом удалось передать неразрывность единства небесного союза, весь нерушимый символизм этого таинства, изобразив всю молчаливую кротость и самоотверженность. Известный образ стоит особняком среди произведений древнерусской иконографии, в нем сосредоточено все: и глубина богословских познаний, и художественное совершенство, и диалог со зрителем.

Интересно знать! Этот образ нестандартен еще тем, что предполагает общение с созерцателем. Если мысленно продлить линии, проходящие от основания престола, они сойдутся на том месте, где стоит зритель. В иконографии этот эффект называют принципом обратной перспективы. Само же пространство, изображенное на иконе, кажется большим, нежели это есть на самом деле.

Возможно, верующий, взглянув единожды на этот удивительный образ, не получит тотчас решения всех беспокоящих его проблем, не найдет сиюминутный ответ на все интересующие его вопросы, однако ему откроется нечто высшее, вселяющее в душу любовь и благодать.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Смотреть картинку знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Картинка про знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником. Фото знаменитая икона троица была написана в начале xv века художником

Описание и формально-стилистический анализ иконы «Троица» Андрея Рублева. Ок. 1411 г. Москва, ГТГ.

История

Косвенные сведения об авторстве Андрея Рублева содержатся в постановлении Стоглавого собора 1551 г. и живут в предании, древние же документы не содержат никаких указаний на этот счет. Однако принадлежность иконы кисти Андрея Рублева несомненна, поскольку подкрепляется удивительным сходством этого произведения с изображением апостолов и ангелов на Страшном Суде и рядом других сцен из того же цикла в росписи 1408 г. в Успенском соборе во Владимире — фресками, исполненными именно этим художником.

По общепринятой в настоящий момент версии, основанной на церковном предании, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона.

Можно предположить, что после совместной работы с Даниилом в 1408 г. Андрей Рублев был оценен по достоинству, стал работать самостоятельно, и ему было поручено создание «Троицы» — иконы, которой придавали большое значение в Московской Руси. «Троица» находилась в соборе Троице-Сергиева монастыря, и ряд авторов относит ее создание ко времени устройства Троицкого иконостаса 1425-1427 гг. Но по своим стилистическим особенностям она отличается от других икон этого иконостаса.

Не исключено, что она написана для предшествующего храма, еще деревянного, около 1411 г., когда монастырь восстанавливался после тяжелого разорения татарским набегом, либо немного позже, когда достигло особой высоты почитание преподобного Сергия, было написано Епифанием Премудрым его Житие (1418 г.) и Троицкому Сергиеву монастырю уделялось большое внимание со стороны московского великого князя и митрополита.

«Троица» была иконой настолько почитаемой, что ее много раз «обновляли» еще в Средние века, накладывали новую живопись поверх потемневшего лака, иногда удаляли эти слои, повреждая и живопись оригинала. Реставраторы ХХ в. констатировали утраты на немалых участках первоначальной живописи, поздние поновления на месте утрат и даже некоторые изменения рисунка. Так, волосы ангелов хотя и были преувеличенно объемными, но все-таки чуть меньшими, а уголки рта в первоначальном рисунке не поднимались кверху, как сейчас, а были слегка опущены. Тем не менее, икона в целом аутентична оригинальному замыслу Андрея Рублева.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Описание

Икона представляет собой доску вертикального формата 142 × 114 см.

«Троица» стала самой знаменитой русской иконой, как в силу ее исключительного художественного качества, так и благодаря особому значению сюжета в православии. Никогда еще в искусстве византийского круга не создавалось столь точного изобразительного эквивалента важнейшему догмату Православной Церкви — о Св. Троице, неслиянной и нераздельной, ипостаси которой единосущны и равносущны.

По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.

Анализ

Сюжет

В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными грехами его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.

В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей стала точка зрения, согласно которой явление Аврааму троих ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

Композиция

На иконе изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов, персонифицирующих ипостаси Св. Троицы, расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг, благодаря чему выявляется их общность. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

Единение ангелов подчеркивается и одинаковостью размеров фигур, и ритмическим сходством силуэтов, и специфическим рисунком, который создает ощущение плавного, медленного движения по кругу. Взгляд зрителя направляется от центрального ангела влево, в соответствии с наклоном его головы, и движется к левому ангелу, а далее, поднимаясь вдоль внешнего силуэта правого ангела, возвращается в исходную точку. Изобразительное решение, найденное Андреем Рублевым, как нельзя лучше отвечало стремлению православия выразить собственную концепцию христианского догмата, в противовес западной формуле «filioque». В XV в. ситуация с этим мотивом была особенно острой и напряженной, внимание к нему — особенно пристальным, поскольку ощущался натиск Римской Церкви, приведший к заключению Флорентийской унии 1439 г.

В конце XIV в. в византийском искусстве распространяется своеобразный вариант ветхозаветной сцены «Гостеприимство Авраамово»: центральный ангел посажен немного в ракурсе, выдвинув плечо и склонив голову; у боковых ангелов, повернувшихся к центру, чуть приподняты колени и ступни; между ангелами изображены Авраам и Сарра. В некоторых византийских иконах этого сюжета в конце XIV в. появляется мотив круга (например, в иконе из монастыря Ватопед на Афоне). Варианты этой византийской традиции были известны на Руси, например, в первом клейме (слева вверху) иконы «Архангел Михаил» с деяниями в Архангельском соборе, и на эту иконографию мог опираться Андрей Рублев при создании новой иконы. Но никто, кроме Андрея Рублева, не сумел так сильно преобразовать ее, не только убрав фигуры прародителей, но и уменьшив композиционное значение антуража (здания, дерева и скалы) и усилив круговой ритм. В результате русская икона, сохранив аллюзию на ветхозаветную, «историческую» основу сюжета, повествующего о явлении Аврааму трех ангелов, в большей мере, чем прежние композиции, наполняется символическим содержанием, напоминая о глубинном и прообразовательном смысле ветхозаветного события.

Художник придает большое значение равновесию форм, геометрической точности структуры и композиционным намекам. Основной мотив — круг — вписан в почти квадратную форму обрамления. Углы квадрата срезаны диагональными линиями, благодаря чему круг получает еще одно обрамление, он словно вписан в восьмигранник. Внутренние контуры фигур боковых ангелов образуют силуэт чаши, жертвенного потира, его узкая нижняя часть находится между коленями ангелов, а широкая — между их торсами. Внутри этой мысленной, символической чаши помещена та реальная чаша, которая по традиции изображена стоящей на столе и тоже имеет форму литургического потира. Фигура центрального ангела оказывается внутри контура символической чаши, что указывает на тему искупительной жертвы Христа.

Колорит

О Втором Лице Троицы напоминает одежда среднего ангела: пурпурный хитон, золотой клав на плече, синий гиматий. Но поскольку задача иконы состояла не в дефиниции ипостасей, но прежде всего в передаче их единства, мастер ограничивается лишь чуть заметными указаниями.

Икона впечатляет зрителя любой конфессиональной принадлежности не только красотой ангелов и тонким ритмом очертаний, но и настроением светлой печали в их безмолвном общении, их сосредоточенностью, тихим спокойствием души. Кажется, что идеальная гармония этой иконы организована высшим миром, на ней лежит отблеск божественного, небесного света, который и придает сияющую чистоту золотистым охрам, нежно-зеленому и розово-сиреневому гиматиям боковых ангелов, а также многочисленным участкам голубого — гиматию среднего ангела, хитонам боковых, небесно-голубым лессировкам, положенным на многих участках иконы словно рефлексы от неба.

Относительная «плотность» рублевской живописи в равной степени касается и характера письма одежд ангелов в «Троице». Их недостаточная сохранность ныне вследствие многочисленных поновлений значительно искажает авторский замысел. В первую очередь это относится к нарушению изначального соотношения светлых и темных участков их разделки. Сейчас яркие линии пробелов лежат на насыщенных цветом, но тоже слегка разбеленных небольших «островках» высветлений среди голубых, зеленых и светло-вишневых одежд; между этими плоскостями «светов» ныне имеются еще более светлые участки живописи, перечищенные почти до левкаса и поэтому приобретшие слишком «прозрачный» характер. Результатом этого является то, что одежды выглядят теперь как на фотографическом негативе: высветления на наиболее выпуклых частях фигур — на коленях, на верхних продольных участках рукавов, на груди правого (от зрителя) ангела — смотрятся ныне значительно темнее мест, где когда-то лежали утраченные при разновременных реставрациях легкие притенения.

Именно поэтому фигуры ангелов воспринимаются современным зрителем как почти бесплотные, воздушные, что неоднократно и акцентировалось при их описании и интерпретации историками древнерусской живописи, по сути дела, таким образом искусственно вырывающими памятник из общего стилевого контекста рублевской эпохи, где не имеется примеров подобной столь «воздушной» стилистики.

Лишь учитывая реставрационную «трасформацию» «Троицы», можно с достаточным приближением реконструировать её цветовой и пластический строй. Тогда нам становится ясным, что фигуры ангелов некогда были более объемны, весомы и статичны, но и более пространственно организованны; что светло-голубые одежды казались еще ярче (их высветления еще богаче «играли» на фоне утраченных темно-голубых притенений, смотрящихся сейчас белыми рваными пятнами); что вишневый хитон среднего ангела был испещрен голубовато-зелеными высветлениями (следы их сохранились у края ворота), что, наконец, сетка резких пробелов в изначальной своей силе выступала еще резче — особенно на фоне голубых и вишневых одежд. Значительно темнее был позем, сплошь покрытый ступенчатыми «лещадками», и более грузна гора — с широкими гранями уступов и темным треугольником пещеры (над верхним краем нимба ангела). Целостность композиции не нарушалась ни белыми кругами утративших золото нимбов, ни столь диссонирующей ныне с цветовым строем иконы аморфно-белой плоскостью стола (первоначально золотистая его поверхность оказывалась хорошо связанной в колористическом отношении с охристой чашей, некогда более массивной и в то же время более динамичной по форме). На головах ангелов голубели повязки, а на фоне алели красные надписи.

Легкое движение в икону, в её всепоглощающий, даже несколько тяжеловесный покой вносилось лишь извилистыми линиями лент — «тороков» и ветвей «мамврийского» дуба, как единственно ощущавших в этом застывшем мире едва заметное веяние небесного «эфира». И вся эта насыщенная цветом, сплавленная, как эмаль, красочная поверхность была окружена золотым сиянием нимбов, фона и полей иконы — или «неба», отблески которого тончайшим ассистом покрывали ангельские крылья, боковые стороны седалищ и, возможно, чашу и дерево. Исполненная спокойного великолепия красок, классической ясности образов и внутреннего духовного равновесия, икона эта действительно могла служить тем образом «грядущего царства», взиранием на который — по слову «Жития Сергия Радонежского» — побеждался всякий «страх ненавистной розни мира сего».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *