знаменитый храм в абхазии
Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс
Бедийский собор был построен в 999 году на горном плато в селе Агу-Бедиа Ткуарчалского района Абхазии. Это православный храм, известный далеко за пределами Абхазии. В 2019 году исполнилось 1020 лет со дня его основания.
Аста Ардзинба
Если выехать из Сухума по Абжуйскому шоссе в направлении к абхазо-грузинской границе, а затем свернуть в сторону гор, то всего через 77 километров от пункта отправления попадешь в село Агу-Бедиа – на первый взгляд ничем особенно не примечательное. Как и во всех других селах Абхазии, здесь по холмам разбросаны дома и усадьбы местных жителей, выращивается виноград, возделывается кукуруза, тут и там виднеются сады ореха фундука.
Однако это небольшое село в предгорьях Кавказа известно далеко за пределами страны. Все потому, что именно здесь расположен один из самых величественных средневековых храмов Абхазии – Бедийский собор.
Символ эпохи Баграта
Собор был построен в 999 году во времена правления абхазского царя Баграта III. Здесь же, в храме, находится усыпальница царя. Он был похоронен здесь в 1014 году. Баграт не просто возвел храм, но и учредил новое Бедийское епископство, в распоряжение которого досталась земля между реками Галидзга и Ингур.
По преданию, место для возведения Бедийского храма Баграт III выбирал лично. Его выбор пал на возвышенность в окружении живописных гор. Обрывы плато, на котором возвели собор, стали естественным барьером, превратив храм в почти неприступную крепость. Кроме храма, на этом возвышении находились и другие постройки церковного назначения. Подняться туда можно только с западной стороны. Сверху открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.
В ознаменование завершения строительства в 999 году царь Баграт III и его мать, абхазская царица Гурандухт, от которой он и унаследовал престол, преподнесли в дар Бедийскому собору золотой потир (богослужебный сосуд для совершения Божественной Литургии – прим. ред.). Его украшают рельефные фигуры Христа Спасителя, Богоматери, апостолов Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. О том, чей это дар, свидетельствует надпись на Бедийском потире. Золотая чаша для Причастия имеет диаметр 14 сантиметров, ее высота –12.5 сантиметров. Изначально это был кубок с ножкой, но ножка была потеряна при неизвестных обстоятельствах.
Сегодня реликвия хранится в Музее искусств Тбилиси. Исторический артефакт был вывезен из Абхазии в Грузию в 1947 году во времена Советского Союза, когда обе республики находились в рамках единого государства. В современных реалиях абхазские власти не раз поднимали вопрос на международном уровне о возвращении Бедийского потира в Абхазию, однако грузинская сторона этому препятствует.
Во имя Божией Матери
Храм был освящен в честь Влахернской иконы Божией матери. Это почитаемая в православии икона, которая считается чудотворной. Долгое время она хранилась в церкви Богородицы во Влахернах на северо-западе Константинополя (современный Стамбул – прим. ред.), где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим (в честь этого события Церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября – прим. ред.). От имени храма икона и получила свое название. Она считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 1653 году икону привезли в Россию в качестве дара российскому царю Алексею Михайловичу. Сегодня она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
Бедийский храм по своему архитектурному очертанию относится к купольным (крестово-купольный тип храма заимствован в Византии – прим. ред.). Его стены выстроены из тесаного серого камня. Архитектурная планировка похожа на многие другие христианские памятники Абхазии того периода.
Центральный зал отделен от боковых помещений стенами, которые украшены арками и колоннами. Апсиды (примыкающие к основному объему выступы здания – прим. ред.) алтаря и прилегающих боковых помещений полукруглые. Изнутри стены храма были покрыты росписями, выполненными в разное время, но сейчас от них остались лишь фрагменты.
Наиболее примечательна фреска на западной стене: на ней изображен византийский император Константин Великий (император, при котором не только прекратились жестокие гонения на христиан, но и само христианство перешло в статус господствующей религии Римской империи – прим. ред.).
Путеводитель: Страна Души и её православные святыни
Впервые в землях абазгов и зигов, на территории современной Абхазии, о Христе возвестил ещё святой апостол Андрей Первозванный. Позже здесь погиб за веру мученик Василиск, преставился ко Господу сосланный в эти края святитель Иоанн Златоуст, иноки из русского монастыря на Святой Горе основали обитель Новый Афон… Христианская история Абхазии богата и интересна для православного паломника.
Немного краеведения
Республика Абхазия (Апсны — «Страна души») — государство, занимающее 260 километров черноморского побережья, с территорией в 8665 квадратных километров. Абхазия расположена на побережье Чёрного моря у отрогов Главного кавказского хребта.
Небольшая страна на юго-востоке граничит с Грузией, от которой провозгласила независимость в 1994 году (последняя не признаёт независимости республики), а на северо-западе, севере и востоке — с Россией.
Страна не имеет собственной валюты и в расчётах использует российский рубль. На территории Абхазии действуют собственные мобильные операторы, интернет-провайдеры и банки, многие из которых являются «дочками» российских компаний. Например, Сбербанк Абхазии.
В практическом и официальном обиходе Абхазии используются как абхазский, так и русский языки. Население республики составляет примерно 240 000 человек. Также многие выходцы из Абхазии, исповедующие ислам, сегодня проживают в Турции и других мусульманских странах и имеют устойчивые связи с Родиной.
Столица Абхазии — город Сухум. Помимо Сухума ещё 7 населённых пунктов страны имеют статус городов, а остальные являются сёлами. Основными отраслями экономики Абхазии являются: туризм, сельское хозяйство и виноделие.
Около 51% граждан Апсны исповедуют христианство, порядка 14% — ислам, 3% язычников и 3% приверженцев абхазского монотеизма – веры в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва). На практике, многие местные христиане также тяготеют к Абхазскому монотеизму, редко посещают храмы и не вникают в богословские тонкости.
Православие в Абхазии сегодня
Православие в Абхазии переживает не лучшие времена. С одной стороны, абхазские приходы юридически относятся к канонической территории Грузинской Православной Церкви. С другой стороны, грузинские священнослужители в большинстве своём были изгнаны с территории республики в ходе грузино-абхазской войны. Многие святыни Абхазии были ограблены и повреждены грузинскими войсками, что вызвало негодование местных жителей.
Поэтому, фактически Абхазская Православная Церковь (временный управляющий иерей Виссарион Аплиаа) стремится перейти в юрисдикцию Московского патриархата. Священники для абхазских приходов сегодня учатся и рукополагаются в России, а за богослужением здесь поминают имя патриарха Московского и всея Руси.
Кроме того, часть клириков Абхазской Православной Церкви, во главе с архимандритом Дорофеем (Дбаром) ушла в раскол и стремится получить автокефалию от Константинопольского патриархата. Им подконтролен Новоафонский монастырь и несколько храмов в других населённых пунктах.
Природа Абхазии
Природа станы составляет её заслуженную гордость. Большая часть территории Абхазии имеет горный рельеф. Наиболее высокая гора республики, Домбай-Ульген, поднимается на 4048 метров над уровнем моря. Многие горные склоны украшены водопадами.
Помимо гор для рельефа Абхазии характерны карстовые образования. Неподалеку от Гагры находится самая глубокая в мире карстовая пещера — полость Крубера-Воронья глубиной 2080 метров. Большой популярностью у туристов пользуется озеро Рица, возникшее в горах много веков назад, в результате обвала одной из них в ближайшую реку.
Морские пейзажи, бурные реки, вершины гор и субтропическая растительность сделали Абхазию исключительно живописной. Пицунда добавит к этому колориту знаменитые реликтовые сосны, кедры, кипарисы и эвкалипты.
Немного истории края
Апсны имеет богатую историю. С IV века до Рождества Христова в этих местах создавались греческие колонии, первой из которых стал Питиунт (он же «Пицунда» — от греч. «сосна»), а второй – Диоскуриада, не месте которой сейчас расположен Сухум. Позже, греков сменили римляне.
Примерно в это время в землях абазгов проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. После его проповеди христианство здесь постепенно забывалось, до начала эпохи гонений. Во II-IV веках Абхазия часто бывала местом ссылки христиан. В IV веке христианство в Абхазии распространилось настолько, что епископ Питиунта в 325 году принимал участие в Первом Вселенском соборе.
Позднее Абхазия пребывала под властью Византии, подвергалась набегам арабов, содержала торговые форпосты генуэзцев. В VIII-X веках была самостоятельным царством и владела даже частью Западной Грузии. В X-XV Абхазия находилась в составе объединённых грузинских княжеств.
В период, примерно с XIII по XIX столетия, Абхазия имела своего католикоса-патриарха (к канонической территории которого относились также княжества Западной Грузии), который с течением времени перенёс кафедру в Имеретию. Здесь линия католикосов прервалась в XIX веке.
В XV-XVIII веках земли Абхазии попали под власть Турции, проводившей политику насильственной исламизации местного населения. В результате череды восстаний, абхазы смогли освободиться от власти Турции и принять русское подданство в начале XIX века. При этом, значительная часть местных жителей, исповедовавшая ислам (махаджиры), была выдворена в Турцию.
В XX столетии, Абхазия была включена центральными властями СССР в состав Грузинской ССР, что очень не нравилось местному населению. После распада Советского Союза, Апсны вышла из подчинения Грузии. В 1994 году была провозглашена независимость республики, а позднее был заключён договор о стратегическом партнёрстве с Россией.
Православные святыни Абхазии
Для удобства ориентирования паломников, постараемся расположить святыни в порядке их географического местоположения при путешествии с северо-запада на юго-восток республики:
Гагры. Здесь можно посетить пещеру местночтимого святого Ипатия Гагрского. Преподобный отшельник (не путать со священномучеником Ипатием Гангрским) подвизался в пещере в ущелье горы Мамдзышха.
Пицунда знаменита своим огромным собором, где в средние века совершали богослужение католикосы-патриархи Абхазии и Имеретии. В советское время собор, из-за своей уникальной акустики, был переделан в концертный зал. Здесь был установлен огромный орган, послушать который и сегодня собираются полные залы туристов.
Также на территории собора расположена небольшая действующая православная церковь, сохранившаяся с X века, развалины более крупного православного храма, в которых летом на выносном престоле также совершаются богослужения, и музей.
Лыхны. Древний Успенский храм в селе Лыхны (когда-то столица Абхазского царства), построенный в X-XI веках. Действующий православный храм, где расположена усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.
Новый Афон — в древности Анакопия, город на берегу моря в самом центе Апсны. Назван по имени местной монашеской обители, основанной здесь в XIX столетии русскими монахами, прибывшими из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.
Монастырь не только является красивейшим архитектурным комплексом с прекрасными храмовыми росписями, но имеет и целый ряд технических достопримечательностей, построенных при покровительстве русских императоров – собственную ГЭС и железную дорогу, по которой в обитель подвозили дрова, строевой лес и другие грузы.
В настоящее время монастырём управляют раскольники во главе с запрещённым в священнослужении архимандритом Дорофеем (Дбаром), поэтому посетить обитель будет небезынтересно, но оставаться на богослужения в монастыре и относящихся к нему храмах не стоит.
На Иверской горе Нового Афона расположена одноимённая часовня и святой источник, который появился здесь, согласно Преданию, по молитвам монахов Пресвятой Богородице.
Помимо монастыря, в Новом Афоне находятся несколько святынь, связанных с апостолом Симоном Кананитом (Зилотом), которым обязательно стоит поклониться. Апостол проповедовал в Абхазии и здесь же принял мученическую кончину.
В Новом Афоне вы можете посетить пещеру апостола Симона, валун с отпечатком стопы святого, поклонный крест на месте его кончины, а также храм, где хранились его мощи.
Команы. На подъезде к этому селу, расположенному в 15 километрах от Сухума на западном берегу реки Гумисты, находятся источник и место кончины святого мученика Василиска (IV век).
По дороге в Команы автобус с паломниками обязательно свернёт вправо. Буквально в 50-80 метрах от основной дороги вы увидите бетонную лестницу, ведущую вверх на небольшую горку. На вершине горки стоит часовня святого Василиска. Здесь же под слоем камней погребено и тело мученика.
Под горкой, чуть в стороне, из скалы бьёт святой ключ. По легенде, именно у основания ключа святой и принял свою мученическую кончину. Православные христиане окунаются в источник, набирают воду и молятся святому Василику, прежде чем продолжить свой путь в Команы.
В Команах верующих ожидает иной святой – архиепископ Константинополя Иоанн Златоуст. Именно здесь он предал Богу душу, не снеся тягот путешествия в ссылку.
В XI веке на месте кончины святителя был построен небольшой храм, посвящённый святителю. Позже, он пришёл в упадок и разрушился, как и основанный в этих местах в конце XIX столетия женский монастырь. Но в 1991 году Златоустовский храм был отстроен заново – с использованием материалов и фундамента древней церкви и по её образцу.
В одном из пределов команского храма выставлен для поклонения первый каменный саркофаг, в котором похоронили «великого каппадокийца». Судя по гробу, великий святитель был совсем невелик ростом – примерно 140-150 сантиметров…
Наконец, в нескольких километрах от храма во имя святителя Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. К нему можно добраться, если вы приехали в Команы в рамках джип-тура.
В период расцвета иконоборчества в Византии в VIII столетии, святую главу Предтечи Спасителя тайно вывезли и спрятали близ Коман, чтобы спасти от поругания. Главу нашли и вернули в Царьград примерно через 100 лет, когда иконоборческая ересь окончательно была побеждена.
Сухум. Собор в честь благовещения Пресвятой Богородицы в Сухуме. Действующий православный кафедральный собор, в котором совершает богослужения временный управляющий православными приходами Абхазии иерей Виссарион Аплиаа.
В Драндах монахи мужского монастыря восстанавливают строения древней епископской резиденции. Местный Успенский собор был построен ещё в VIII столетии. Позже здесь был основан целый комплекс с больницей, кузницей, типографией, несколькими скитами и храмами, мастерскими и школой, который был закрыт и разграблен с приходом советской власти.
Сейчас, одно из помещений на территории бывшего монастыря отгорожено и приспособлено под единственную в Абхазии тюрьму. Остальные же строения иноки постепенно восстанавливают. Так, Успенский собор уже является действующим.
Моквы. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Моквах, где были погребены многие абхазские архиереи, священники и представители знати.
В селе Илор в нескольких километрах от Очамчыры находится храм, посвящённый святому великомученику Георгию Победоносцу. Сегодня здесь можно поклониться иконе святого великомученика Евстафия Апсильского, а раньше в храме находились кованые из серебра чудотворные образы, один из которых принадлежал великомученику Георгию Победоносцу.
На данный момент чудотворные иконы и другие сокровища илорского храма утрачены, а когда-то местные жители не только творили молитву перед ним, но и давали обеты, которые обязательно старались исполнить.
Бедия. Красивейший памятник абхазской архитектуры — храм в честь Влахернской иконы Божией Матери в селе Бедия, возведённый при царе Баграте III.
Советы путешественникам
Добраться до городов Абхазии легко огромным количеством способов: на рейсовом морском катамаране, от Сочи или Туапсе; на поезде из нескольких городов России (например, Москва-Сухум, Санкт-Петербург-Сухум); на электричке из Адлера, на собственном автомобиле через КПП «Псоу». На автобусе от КПП «Псоу» (15 минут на такси от аэропорта Адлера, Сочи). Самолёты в Апсны не летают. Ближайший аэропорт – Адлер (Сочи).
В республике вы можете поселиться в комфортабельных отелях и пансионатах, в рамках заранее купленного тура, но если совершаете паломничество самостоятельно, то достаточный уровень комфорта сможете получить и в частных гостиницах, коих местные жители содержат великое множество.
Если помимо посещения святынь вы хотите отдохнуть на природе, то лучше поселиться в Пицунде (уникальный микроклимат реликтового сосняка и моря) или далее на юго-восток – в Новом Афоне или Сухуме, так как Гагры находятся слишком близко от Сочи и море здесь ещё не такое чистое. Со своей стороны, как базу для дальнейших путешествий внутри страны, рекомендую Пицунду и даже конкретный гостевой дом на Лесной 9А, от которого имею личные положительные впечатления.
В зависимости от выбора, который вы сделали с жильём, питаться вы сможете либо с кухни отеля, либо в местных кафе. Также рекомендую присмотреться к местному рынку – в большинстве гостевых домов вы можете пользоваться и кухней, так что рынок позволит вам сэкономить.
Снять здесь деньги с российской банковской карты в Абхазии можно, но только с небольшой комиссией, а вот безналичные платежи совершенно не развиты. Пользоваться своей сим-картой возможно только в роуминге. Поэтому лучше брать с собой в путешествие побольше наличности и приобрести местную сим-карту.
Также советую быть внимательным на дорогах. Абхазы, хотя и стараются водить аккуратно, не являются приверженцами правил дорожного движения. Как они говорят сами, «водят по понятиям». Дополнительно усложняет передвижение автотранспортом горный рельеф. Часто из-за поворота встречную машину можно просто не увидеть.
Экскурсии к святыням вы сможете заказать в любом городе Абхазии. Поскольку туристических фирм в республике несколько, выбрать маршрут, интересный для себя, вам будет нетрудно.
Внимание! Местный экскурсоводы замечательно описывают природные красоты Апсны, но об истории христианства в республике и её святых местах знают крайне мало. Также мало о местных святынях смогут рассказать и работники храмов. Поэтому перед поездкой в Абхазию лучше приобрести хороший путеводитель для паломников.
Сопровождающие гид фото взяты из открытых источников и автору текста не принадлежат.
Категория:Абхазия
Содержание
Крупнейшие города [ править ]
Православие в Абхазии [ править ]
Православие в Абхазии — история и современное положение православия в Абхазии.
По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии».
История [ править ]
История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.
В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).
В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта — Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.
В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.
В VI—VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).
Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI—VII веков, дошедшими до нашего времени являются — Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода — Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).
На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.
Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь — в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.
В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.
После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578).
Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776).
Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.
XIX век — нач. XX века
В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.
Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.
В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.
Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919).
К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.
После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».
8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).
Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.
Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).
В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.
К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.
В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.
После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).
Современность [ править ]
В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.
После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии — священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.
В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.
Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.
В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе — патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).
Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.
Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.
Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».
Святыни [ править ]
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь (не подчиняется юрисдикции ни одной из Поместных Православных Церквей):