знаменский скит серафимо дивеевского монастыря
Серафимо-Знаменский скит
Содержание
История [ править ]
Серафимо-Знаменский скит расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово.
История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит.
Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.
В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.
Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского).
После революции скит был закрыт.
В сентябре 1993 года верующими было получено разрешение на ремонт Знаменского храма, при котором был открыт скит Серафимо-Дивеевского монастыря.
В декабре 1994 года в храм была перенесена чтимая икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. В 1994 и 1996 годах освящены престолы в честь святой равноапостольной княжны Ольги и преподобного Серафима Саровского. В 1995 году был восстановлен источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.
В декабре 2005 года завершались работы в летней части храма, к этому времени было построено два сестринских дома. В хозяйстве скита был коровник и 70 га обрабатываемой земли. В 2006 году в скиту проживало 30 насельниц.
30 мая 2013 года митрополит Георгий совершил Великое освящение левого придела церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Придел был освящен в честь святых равноапостольных императора Константина Великого и его матери царицы Елены.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Монастырь активно занимается сельским хозяйством.
Также, в скиту занимаются больными детьми, уже помогли встать на ноги многим ребятишкам с помощью иппотерапии (катания на лошадях).
10 декабря. Знаменский скит Дивеевского монастыря
ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ СВЯТО-ТРОИЦОГО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
История почитания образа Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» в селе Хрипунове,в ЗНАМЕНСКОМ СКИТУ Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
История села Хрипуново переносит нас в далекий XVII век. После опустошения Великого Новгорода в 1580 году Царем Иоанном Грозным и переселения многих новгородцев в заново устроенный город Арзамас и его окрестности, здесь стал широко почитаться новгородский образ Божией Матери «Знамение». Между 1610 и 1653 годами в поместной деревне Хрипунове была построена однопрестольная деревянная церковь в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение».
В 1653 году село Хрипуново приобрел представитель старинной дворянской фамилии Иван Артемьевич Чаадаев, знаменитый многосторонний деятель второй половины XVII века, справедливый воевода и искусный дипломат. В то время Хрипуново уже было селом с церковью, центром прихода. В 1746 году Петр Васильевич Чаадаев, внук Ивана Артемьевича, заменил обветшавшую деревянную церковь на новую, также деревянную, однопрестольную.
В 1817 году строительство храма было завершено. В 1819 году освящается главный Знаменский престол в холодном храме и собирались освятить еще два в теплой трапезной части. В это же время к храму была пристроена каменная колокольня.
В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости.
Жители Хрипунова отличались благочестием, всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.
Около 1900 году была разобрана старая колокольня, а на её месте сооружена каменная пристройка к трапезной части церкви. Тогда же начато строительство новой колокольни, до нашего времени не сохранившейся.
В 1885 году Матерь Божия проявила Свою милость через чудотворения от одной из икон «Знамение» на Нижегородской земле. Эта икона была написана в 1879 году Клавдией Ивановной Войлошниковой, одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря, дочерью мещанина города Любима Ярославской губернии. Икона стояла в письмоводительной келье корпуса, занимаемого игуменией монастыря. 14 мая 1885 года в 9 часов вечера некоторые сестры, бывшие в этой келье, заметили, что святой лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, а взор Владычицы поднимался вверх. Это явление продолжалось четверть часа и повторилось в 12 часов ночи.
На другой день святую икону перенесли в монастырскую церковь, куда начал собираться народ для поклонения святому образу. Многие получили исцеление. После этого к иконе стало стекаться много народу, и все, с верой прибегавшие, получали исцеления и утешение. 5/18 октября 1885 года Понетаевская икона «Знамение» была прославлена как чудотворная. Празднование ей 27 ноября / 10 декабря. Список с этой чудотворной иконы и был перенесен в Хрипуново между 1885 и 1910 годами.
С того времени, каждый год, день принесения иконы 20 июня/3 июля и явления от неё чуда отмечался в Хрипунове усиленной молитвой: три дня служились всенощные, литургии, молебны, пелись акафисты Пресвятой Богородице; с иконой крестным ходом ходили вокруг сел Хрипунова, Вилейки, и Михеевки, служили молебны, иногда крестный ход затягивался на 2-3 дня. Икона стала особо почитаемой, к ней прибегали во всякой скорби и нужде.
С 1927 по 1928 годы в Хрипунове продолжалась эпидемия тифа, называемого в народе «испанкой». Многие умирали, часто погибали целыми семьями. По преданию, в этой скорби прибегли к заступничеству Царицы Небесной. Крестным ходом с иконой «Знамение» пошли на источник, отслужили молебен, обошли вокруг села, и, заходя в дома, где страдали от болезни, служили сугубые молебны, кропили святой водой.
После закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря в 1927 году некоторые сестры поселились в Хрипунове, где помогали петь, читать и убирать храмовые помещения. Известно, что некоторое время здесь регентовала бывшая старшая уставщица монастыря Вера Леонидовна Чичагова, дочь священномученика митрополита Серафима, автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Известны имена монахини Мавры и Екатерины Ивановны, чьи могилы и ныне сохраняются на кладбище.
В 1937 году храм закрыли и использовали как складское помещение. Иконы и церковная утварь были разграблены, лишь некоторые из них сохранены местными жителями. Чтимую икону Божией Матери «Знамение» забрали к себе в домик жившие в Хрипунове дивееские монахиня Маврикия и рясофорная послушница Екатерина. Каждодневно перед ней вычитывались церковные службы и монашеское правило. По воскресным дням и праздникам на такие службы тайно от властей собирались верующие со всего села. Как и прежде перед решением важного дела или в скорби приходили приложиться к чудотворному образу.
Через несколько лет у верующих стали отбирать или скупать за бесценок старинные иконы как культурные ценности. Пришли и к матушкам за чтимым образом Пресвятой Богородицы. На настойчивые требования они ответили отказом. Боясь, что икону могут отобрать силой, ночью её отнесли в поле на овчарню, находившуюся невдалеке от старого кладбища. Вырыли яму, положили доски, закрыли тряпками, а сверху забросали соломой и навозом. Сами караулили по ночам. Когда опасность минула, икону принесли домой.
В 2006 году после праздничной трапезы матушка игумения Сергия поздравила всех насельниц и гостей Знаменского скита с праздником и вручила памятные подарки.
Сейчас в скиту проживают 30 насельниц. Сестры и прихожане храма с нетерпением ждут начала ремонтных работ в летнем храме и освящения главного Знаменского престола.
По воскресеньям и праздничным дням ведутся службы. Читается Неусыпаемая Псалтирь.
Е.К.Басова
25 декабря 2006 года
Старшая скита монахиня Арсения (Болдырева Анна Анатольевна),
моб. тел. +7 904 782 81 09
По святым местам. Серафимо-Дивеевский монастырь. Знаменский скит
Аудио
В 20 километрах от Дивеева стоит село Хрипуново – именно здесь находится один из скитов, обителей батюшки Серафима. О храме иконы Божией Матери «Знамение» и об этом месте – наш сегодняшний рассказ.
«Чем бы сделался мир, если бы не пришел Иисус Христос? Ничем» – это слова философа, друга А. С. Пушкина, Петра Яковлевича Чаадаева. Почему же именно с этого начинается наша передача? Дело в том, что мы приехали в родовое поместье Чаадаевых, в село Хрипуново.
Инокиня Ксения (Калгатова), насельница Знаменского скита Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Это село имеет очень древнюю историю. Она началась во время похода Ивана Грозного на Казань: войска проходили через муромские леса и через наши земли, которые принадлежали мордовским племенам. На этом месте жило мордовское племя, во главе этого рода стоял Хрипун, и это место называлось Хрипуны.
А в 1653 году село приобрел Иван Артемьевич Чаадаев, и в то же время здесь была возведена деревянная церковь. Рядом с тем местом, где она стояла, был барский дом.
– Село было очень большое, насчитывало около трех тысяч человек. Дворов было около полусотни. Здесь очень интенсивно начало развиваться сельское хозяйство, было много молотилок, сеялок, маслобоек. То есть хозяйство было правильно организовано, очень хорошо поставлено.
Именно в 1790 году Яковом Петровичем Чаадаевым и было задумано строительство пятипрестольной церкви; вместо обветшавшей, деревянной стали строить новую, каменную. И посвятить дом Божий было решено иконе Пресвятой Богородицы «Знамение».
– Почему «Знамение»? Дело в том, что после восстания опричников новгородцы были переселены в арзамасские угодья. С собой они принесли чудотворную новгородскую икону «Знамение», и на нашей земле возникло множество разных церквей, посвященных этому образу.
Когда вы зайдете в эту церковь, то еще в трапезной части, в самом центре увидите в киоте этот Знаменский образ – список с чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы.
– Она к нам пришла уже в начале XIX века, мы предполагаем, что это был 1903 год. Третьего июня ее принесли сюда из Серафимо-Понетаевской обители (из села Понетаевка) крестным ходом. Крестный ход из Хрипунова вышел встречать эту икону. Дело в том, что хрипуновцы были людьми православными и очень набожными.
Хотя не все так благоговейно отнеслись к тому, что в их село прибудет святыня. Народная молва сохранила одну историю.
– Один диакон, который служил в этом храме, решил, что икона «не очень чудотворная», и остался в храме. Когда икону принесли, он ее не увидел. Представляете: икону несут, а он ее не видит. Вот так устроила Матерь Божия, чтобы он уверовал в чудотворность этой иконы. Молились три дня перед этой иконой, кропили его святой водой с молебна, и диакон прозрел – это было первое чудо, явленное на нашей земле через эту икону.
Так в этом храме остался список чудотворной иконы. История же самого образа очень интересна: насельница Серафимо-Понетаевского монастыря Клавдия Войлошникова написала святую икону, и некоторые сестры заметили, что лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, а взор Владычицы поднимался вверх. Это явление продолжалось четверть часа, а затем повторилось в 12 часов ночи.
– В 1927 году в Хрипуново пришла болезнь; мы бы сказали, что это был грипп, назывался он «испанка». Люди болели и умирали от этого гриппа. И тогда чудотворную икону обнесли вокруг села, заходили в каждый двор, кропили все святой водой, служили молебны – и люди исцелились. В честь этого была написана икона «Всемилостивый Спас».
Но так случилось, что в том же 1927 году храм закрыли.
– С колокольни и звонницы сбросили все колокола. А чудотворную икону наши бабушки спрятали. В те времена, когда была коллективизация, иконоборчество, образ завернули в плат, зарыли в землю, сверху насыпали кучу навоза и сторожили в поле, чтобы святыню никто не украл.
Там вырыли яму и в нее на доски положили икону. Закрыли икону соломой, забросали тряпками и караулили по ночам. Когда же опасность миновала, икону вновь забрали домой.
1927 год стал переломным временем не только для Знаменской церкви. Тогда же закрыли Дивеевский монастырь, и многие сестры пришли сюда.
– Они молились здесь. Здесь был молитвенный дом, куда ходили наши сегодняшние бабушки; тогда они были еще детьми и помнят, как в платочках ходили к матушкам и перед этой иконой молились, читали акафисты.
– Известно, что некоторое время здесь регентовала Вера Леонидовна Чичагова, дочь священномученика митрополита Серафима. Известны имена монахини Мавры и Екатерины Ивановны, чьи могилы и ныне сохраняются на кладбище. А рядом с храмом – некрополь Чаадаевых, строивших Знаменскую церковь.
Спустя 66 лет после закрытия храма церковь представляла собой довольно печальное зрелище. Но местные жители не теряли надежды восстановить храм.
– Местные жители написали письмо патриарху и просили, чтобы в их селе открылся храм. Написали письмо настоятельнице монастыря, матушке игуменье Сергии, она тоже «дала добро», и образовался вот этот скит, началось восстановление.
– Говорят, что восстанавливали церковь всем миром, полдеревни с утра приходило сюда, как на работу.
– Туда приехали первые сестры. Это было 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, это день рождения нашего скита. Нашему скиту в этом году будет уже 24 года. Храм был полностью разрушен, купола не было, сверху он был просто прикрыт какой-то крышей, внутри жили голуби. Сначала там был зерновой склад, потом просто склад райпо. То есть практически все время там был склад, а потом ничего не было, здание пустовало.
– Огромный пятипрестольный храм, который вмещает тысячу человек, конечно, непросто было поднять из руин. Но чудеса по молитвам к Знаменскому образу Богородицы продолжаются до сих пор.
– Через икону и в наше время Пресвятая Богородица творит всяческие чудеса. Я уже давно в этом скиту нахожусь. Например, в мою бытность приехал автобус из Анапы, вышла женщина, ее не могли завести в храм – она кричала и билась в судорогах. Кое-как ее занесли, положили под икону, и она ночевала там. Потом она причастилась и исцелилась, у нее прошло беснование (такие люди называются бесноватыми).
Из Москвы приезжал автобус, и я сама была свидетельницей тому, как женщина вышла на костылях, подошла к чудотворной иконе и тоже исцелилась: бросила костыли и пошла на своих ногах. Приезжала пара, у которой не было детей. Супруги очень просили батюшку Серафима, перед нашей чудотворной иконой молились Матери Божией, и у них родился Серафимчик, сейчас ему уже семь лет.
– «Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас», – слова знаменитой сказки Андерсена «Снежная королева» как нельзя кстати. И хотя мы с вами уже почти в конце рассказа, самое главное еще не поведали. Сейчас ребята из воскресной школы «Ковчег», что есть при храме, готовят рождественскую постановку по мотивам сказки про Кая и Герду.
– Нашему детскому православному театру «Ковчег» уже шесть лет. За эти годы мы подготовили несколько постановок, таких как «Кошкин дом», «Про совесть» по сказке Льва Устинова, «Маленький принц», много детских русских сказок: «Колобок», «Репка», «Про свечечку», и так далее. За эти годы у нас было очень много спектаклей. И дети выросли на этих спектаклях. Уже есть дети, которым сейчас по 16 лет, и у них это, может быть, 100-й или 102-й спектакль, они играют и куклами, и сами.
Я хочу показать вам кукольный театр, кукол, которые у нас есть. Например, вот это змея (показывает) из «Маленького принца», у нее открывается ротик, и она очень красиво говорила. Вот это Совесть из спектакля «Большой подарок для самых маленьких» по Льву Устинову. Тут есть Лиса Патрикеевна, Медведь, Дед, Бабка, Колобок; в общем, целый театр.
– Интересно, думал ли Яков Петрович Чаадаев, начавши строить этот храм, что когда-нибудь здесь будет не только церковь, но и самый настоящий православный театр? Располагается он в здании колокольни. А на втором этаже здесь есть небольшой храм, посвященный Архистратигу Божию Михаилу. Посвящение нового престола в скиту именно воеводе Небесных Сил не случайно: до революции такой придел был в Знаменской церкви.
Говоря о других святых покровителях этого удивительного места, скажем, что теплые приделы Знаменского храма посвящены святой равноапостольной княгине Ольге (здесь даже есть частичка ее честных мощей) и преподобному Серафиму Саровскому. Батюшка Серафим покровительствует дивеевским сестрам, которых в скиту около пятнадцати. На плечах у матушек множество послушаний, насельницы трудятся не покладая рук: встают в пять утра, а ложатся спать в одиннадцать вечера.
30 мая 2013 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения левого придела Знаменского храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены. А другой придел храма посвящен Иакову, брату Господню, – небесному покровителю Якова Петровича Чаадаева, строителя церкви и отца известного философа.
«Прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают счастье. Жить для других – значит жить для себя. Доброжелательность, бесконечная любовь к себе подобным – вот, поверьте мне, истинное блаженство; иного нет» – Петр Яковлевич Чаадаев, философ, сын хрипуновского помещика и строителя церкви в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение».
Знаменский скит Серафимо-Дивеевского монастыря скит епархиального женского монастыря
История
После опустошения Великого Новгорода в 1580 году царем Иоанном Грозным и переселения многих новгородцев в заново устроенный город Арзамас и его окрестности, здесь стал широко почитаться новгородский образ Божией Матери «Знамение». Между 1610 и 1653 годами в поместной деревне Хрипунове была построена однопрестольная деревянная церковь в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение».
В 1653 году село Хрипуново приобрел представитель старинной дворянской фамилии Иван Артемьевич Чаадаев, знаменитый многосторонний деятель второй половины XVII века, справедливый воевода и искусный дипломат. В то время Хрипуново уже было селом с церковью, центром прихода. В 1746 году Петр Васильевич Чаадаев, внук Ивана Артемьевича, заменил обветшавшую деревянную церковь на новую, также деревянную, однопрестольную.
В 1817 году строительство храма было завершено. В 1819 году освящается главный Знаменский престол в холодном храме и собирались освятить еще два в теплой трапезной части. В это же время к храму была пристроена каменная колокольня.
В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости.
Жители Хрипунова отличались благочестием, всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.
Около 1900 году была разобрана старая колокольня, а на её месте сооружена каменная пристройка к трапезной части церкви. Тогда же начато строительство новой колокольни, до нашего времени не сохранившейся.
В 1885 году Матерь Божия проявила Свою милость через чудотворения от одной из икон «Знамение» на Нижегородской земле. Эта икона была написана в 1879 году Клавдией Ивановной Войлошниковой, одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря, дочерью мещанина города Любима Ярославской губернии. Икона стояла в письмоводительной келье корпуса, занимаемого игуменией монастыря. 14 мая 1885 года в 9 часов вечера некоторые сестры, бывшие в этой келье, заметили, что святой лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, а взор Владычицы поднимался вверх. Это явление продолжалось четверть часа и повторилось в 12 часов ночи.
На другой день святую икону перенесли в монастырскую церковь, куда начал собираться народ для поклонения святому образу. Многие получили исцеление. После этого к иконе стало стекаться много народу, и все, с верой прибегавшие, получали исцеления и утешение.
18 октября 1885 года Понетаевская икона «Знамение» была прославлена как чудотворная. (празднование 10 декабря). Список с этой чудотворной иконы и был перенесен в Хрипуново между 1885 и 1910 годами.
С того времени, каждый год, день принесения иконы 3 июля и явления от неё чуда отмечался в Хрипунове усиленной молитвой: три дня служились всенощные, литургии, молебны, пелись акафисты Пресвятой Богородице; с иконой крестным ходом ходили вокруг сел Хрипунова, Вилейки, и Михеевки, служили молебны, иногда крестный ход затягивался на 2-3 дня. Икона стала особо почитаемой, к ней прибегали во всякой скорби и нужде.
С 1927 по 1928 годы в Хрипунове продолжалась эпидемия тифа, называемого в народе «испанкой». Многие умирали, часто погибали целыми семьями. По преданию, в этой скорби прибегли к заступничеству Царицы Небесной. Крестным ходом с иконой «Знамение» пошли на источник, отслужили молебен, обошли вокруг села, и, заходя в дома, где страдали от болезни, служили сугубые молебны, кропили святой водой.
После этого многие больные получили облегчение и выжили, а эпидемия в селе прекратилась. В память об этом событии в 1921 году был написан образ Спасителя, который до сего времени находится в храме.
После закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря в 1927 году некоторые сестры поселились в Хрипунове, где помогали петь, читать и убирать храмовые помещения. Известно, что некоторое время здесь регентовала бывшая старшая уставщица монастыря Вера Леонидовна Чичагова, дочь священномученика митрополита Серафима, автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Известны имена монахини Мавры и Екатерины Ивановны, чьи могилы и ныне сохраняются на кладбище.
В 1937 году храм закрыли и использовали как складское помещение. Иконы и церковная утварь были разграблены, лишь некоторые из них сохранены местными жителями. Чтимую икону Божией Матери «Знамение» забрали к себе в домик жившие в Хрипунове дивееские монахиня Маврикия и рясофорная послушница Екатерина. Каждодневно перед ней вычитывались церковные службы и монашеское правило. По воскресным дням и праздникам на такие службы тайно от властей собирались верующие со всего села. Как и прежде перед решением важного дела или в скорби приходили приложиться к чудотворному образу.
Через несколько лет у верующих стали отбирать или скупать за бесценок старинные иконы как культурные ценности. Пришли и к матушкам за чтимым образом Пресвятой Богородицы. На настойчивые требования они ответили отказом. Боясь, что икону могут отобрать силой, ночью её отнесли в поле на овчарню, находившуюся невдалеке от старого кладбища. Вырыли яму, положили доски, закрыли тряпками, а сверху забросали соломой и навозом. Сами караулили по ночам. Когда опасность минула, икону принесли домой.
После смерти матушек икону переносили из дома в дом и хранили там, где вычитывались церковные службы. Много лет вычитывали в доме Анастасии Соловьевой, у неё же находилась икона. Когда Анастасия занемогла, икону перенесли к Татьяне Мишиной.
В декабре 1994 года чтимая икона «Знамение» Пресвятой Богородицы» была перенесена крестным ходом в храм. С этого времени перед чудотворным образом в храме каждодневно сестрами читается акафист, а по воскресным дням поется Параклис Пресвятой Богородице.
30 ноября 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Знамение».
30 мая 2013 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения левого придела Знаменского храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены.
По воскресеньям и праздничным дням в храме ведутся службы. Читается Неусыпаемая Псалтирь.
20 июня 2017 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в Знаменском скиту. Посвящение нового престола в скиту именно Воеводе Небесных Сил не случайно — до революции такой придел был в Знаменской церкви. Новый храм устроен в колокольне.