зодчий храма на крови спаса на крови

Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему собор назвали Спас на Крови?

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Легенда про икону-предсказательницу

Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.

По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.

Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.

Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?

Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Источник

Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.

Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.

Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор». Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.

Название храма Спаса на Крови

Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова «на Крови» в названии собора указывают на кровь царя.

Стиль и облик Собора Воскресения Христова

Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Часовня до храма Спаса на Крови

На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.

Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).

Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.

Первые проекты и архитекторы собора

Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества». Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.

Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием «1 марта 1881 года». Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.

Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.

Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Возведение Спаса на Крови и ризницы

Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.

Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.

Новшества Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Вход в храм Спаса на Крови по пропускам

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.

Собор хотели разобрать при СССР

С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.

30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.

Спас на Крови во время и после войны

В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.

Собор Воскресения Христова под охраной

В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

Новейшая история храма Спаса на Крови

Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.

Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови

Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.

Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.

Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.

Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе

С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.

Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.

Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.

Сень в храме Спаса на Крови

В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.

Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова

При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.

Уникальная история с отголосками войны

Источник

Спас-на-Крови – величественный храм-памятник

Рядом с зеленым Михайловским садом, возле канала Грибоедова находится один из примечательных памятников отечественной архитектуры. Необычный храм-музей появился в конце XIX века по воле российского царя Александра III. В питерский собор приходит много туристов. Их привлекают многоцветный декор фасадов и красивые мозаики, которые украшают интерьеры храма.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Общий вид храма Спаса на Крови

Цареубийство

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Вид храма Спаса на Крови с набережной канала Грибоедова

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Судьба собора в XX веке

С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.

К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.

Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Вид на соборные купола

Архитектурные особенности

Питерская церковь чем-то похожа на знаменитый Покровский собор, который украшает Красную площадь в Москве. Несмотря на то, что собор посвящен трагическому событию, выглядит он очень празднично, поражая всех яркостью и пестротой отделки. В Санкт-Петербурге бывает много дождливых дней, но даже в непогоду оригинальный храм смотрится нарядно и торжественно.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Вид на храм Спаса на Крови со стороны Михайловского сада

Здание вытянуто с востока на запад перпендикулярно линии канала и имеет ассиметричную форму. К четверику примыкают три абсиды, над которыми возвышаются позолоченные главки. С запада красуется высокая двухъярусная колокольня. Вся постройка декорирована кирпичным узорочьем, которым славятся русские храмы XVII века.

Массивный цоколь облицован сердобольским гранитом, а в нишах находятся 25 досок из темно-красного гранита, на которых записаны главные реформы царя Александра II. Это преобразования в государственном устройстве, которые император провел с 1855 по 1881 годы.

На фасадах размещены разноцветные мозаичные композиции – распятие, пояски, наличники и кокошники площадью 400 кв. м. Одно из главных украшений – выложенные мозаикой гербы российских губерний, уездов и городов. Они смотрятся очень эффектно и привлекают внимание к наружной отделке. Высокий восьмигранный шатер окружают четыре луковичные купола, покрытые цветной черепицей, медью и смальтой.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Полезная информация для туристов

В наши дни храм входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Он открыт в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. С конца апреля по конец сентября по собору проводят вечерние экскурсии с 18:00 до 22:30.

Престол собора освящен в честь Воскресения Христова. С 2004 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы, и на них собирается много верующих. Чтобы не оказаться в плотной толпе туристов и иметь возможность полюбоваться мозаиками без спешки, лучше приходить к открытию.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Внутренний интерьер храма Спаса на Крови

Как добраться

Собор стоит в центральной части города, и до него легко дойти пешком от станции метро «Невский проспект». Выйдите к каналу Грибоедова и пройдите 500 м до храма.

Источник

Спас на крови – удивительная история и обзор архитектуры и убранства храма

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Собор Спас на крови в Санкт Петербурге

В Санкт-Петербурге, у самого края набережной канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), отражаясь в его водах, рядом с Михайловским садом высится уникальное по красоте здание храма Воскресения Христова.

Значение храма

Храм знаменует мрачное событие в истории России – убийство императора Александра II. Несмотря на это, собор – не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь. Праздничный и яркий, будто сказочный терем, в память о невинно пролитой крови собор именуется Спасом на Крови.

Пестрым хороводом глав и живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и веру в лучшее. На фоне строгих зданий Северной столицы собор кажется игрушкой.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи: огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Центральный иконостас, выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом, сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть фото зодчий храма на крови спаса на крови. Смотреть картинку зодчий храма на крови спаса на крови. Картинка про зодчий храма на крови спаса на крови. Фото зодчий храма на крови спаса на крови

В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору. Храм-музей работает ежедневно, кроме среды. Время пребывания в храме не ограничено. Во время службы экскурсии не проводятся.

Видео: загадки храма

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *