золочение икон на мордан

Золочение на мордан

Термин «мордан» обозначает клейкое вещество на основе олиф и растворителей, используемое для нанесения золотого листа на различные типы поверхностей внутри или снаружи помещений, таких как металл, мрамор, стекло, пластик, дерево, гипс. Техника на мордан особенно подходит для золочения:

При золочении на мордан можно использовать как свободное так и трансферное золото. Последнее особенно подходит для внешнего золочения. Внезапные сквозняки и порывы ветра могут повредить свободный лист при открытии книжки.

Золочение на мордан это относительно простой и менее трудоёмкий метод, чем золочение на полимент. Использование этой техники не предвидит полировку агатовым зубком, поэтому, после завершения золочения, лист будет более матовым, чем при золочении на полимент.

Подготовка поверхности

Инструменты и материалы:

В случае золочения металлических элементов рекомендуется предварительно очистить поверхность и нанести защитный слой эмульсии перед нанесением на поверхность мордана. Это необходимо для удаления следов окисления/коррозии и предотвращения ее повторного появления в будущем.

В случае золочения мраморных или каменных элементов рекомендуется профилактическая обработка поверхности специальными изоляционными материалами, которые не позволят камню со временем впитывать воду или влагу.

Если вы хотите придать золочению более теплый и однородный тон, рекомендуем нанести акриловую краску на вызолачиваемую поверхность до нанесеня мордана. При декорировании сусальным золотом обычно это жёлтый или красный цвет.

Нанесение мордана

Инструменты и материалы:

Рекомендуется наносить мордан плоской кистью на плоские поверхности и круглой на мелкие детали.

Мордан необходимо равномерно наносить кистью, дозируя ее таким образом, чтобы слой не получился разным по толщине на различных участках поверхности, что привело бы к разному времени высыхания и образованию комков. Золотые листы можно наносить по прошествии от 3 до 12 часов, в зависимости от используемого состава мордана.

Время высыхания зависит также от погодных условий, таким образом, состав сохнет быстрее в жару и медленнее в условиях низкой температуры и повышенной влажности. Не рекомендуется переходить к следующему этапу золочения до того, как эмульсия полностью высохнет, в противном случае готовая позолота будет матовой.

Золочение

Инструменты и материалы:

В зависимости от формы и площади украшаемой поверхности, может потребоваться разрезать листы на более мелкие части. В этом случае лист надрезают при помощи ножа позолотчика, предварительно убедившись, что лист хорошо разглажен на подушке. Затем золотой лист накладывают на основу, перенося его с подушечки при помощи лампензеля.

При золочении с использованием трансферного золота лист вынимают из книжки, аккуратно раскладывают его на вызолачиваемой поверхности, слегка надавливают на него ватным тампоном и затем удаляют веленевую бумагу, на которой крепился золотой лист.

Закрепление

Инструменты и материалы:

Позолоченную поверхность можно защитить при помощи синтетического защитного состава или очищенного шеллака, нанеся один или несколько слоев кистью соответствующего типа. Выбор защитного лака зависит от типа поверхности (дерево, пластик, стекло, металл и т.д.), среды, в которой выполняется золочение (внутренняя или внешняя) и используемые для золочения листы (сусальное золото или поталь).

Нанесение защитного слоя не всегда обязательно при декорировании сусальным золотом высокой каратностью. При использовании же золота с высоким содержанием серебра в сплаве, напротив, рекомендуется использование защитного слоя, так как эти типы золота подвержены риску окисления.

Также рекомендуем наносить защитный слой на поверхность вызолоченного предмета при внешнем золочении, чтобы защитить его от повреждений, вызванных атмосферными воздействиями и температурными изменениями, и продлить срок службы.

Важно помнить, что использование защитного слоя в виде лака изменит внешний вид позолоты с точки зрения тона и блеска.

Компания Манетти предлагает большой ассортимент сусального золота и сусального серебра наивысшего качества. В нашем каталоге всегда широкий выбор аксессуаров, которые можно использовать на различных этапах различных техник золочения.

Источник

Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

Техника золочения:

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

Золочение на масляной основе

Источник

Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

золочение икон на мордан. Смотреть фото золочение икон на мордан. Смотреть картинку золочение икон на мордан. Картинка про золочение икон на мордан. Фото золочение икон на мордан

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Далее следовала просушка золотого покрытия и его полировка агатовым камнем (зубом).

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Позолотные работы. Техника. Способы и виды Золочения.

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла – сусального золота.

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

Техника золочения

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

Золочение на полимент

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика – материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Пота́ль

Пота́ль это имитация сусального золота. Не имеет в составе благородных металлов.

Технология нанесения потали отличается от технологии нанесения сусального золота тем, что виды потали, в составе которых присутствует медь, требуют покрытия лаком для защиты от окисления. Традиционным покрытием потали является шеллак, который может быть использован и как самостоятельное покрытие, и как первый (адгезионный) слой с последующим покрытием более прочными лаками.

Техника нанесения потали отличается от техники нанесения сусального золота в силу того, что листы потали значительно толще и состоят из менее пластичного металла, нежели сусальное золото. Этим объясняются сложности во фликовке (устранение дефектов золочения) при позолоте поталью. Однако более высокая толщина позволяет легче начать работу c cусальным листом позолотчикам с ограниченным опытом.

Тонкости работы с поталью

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Инструменты для золочения

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности. Подушечка, на которой режут золотые листики, сделана из тонкой замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, способное сместить тончайший лист золота.

золочение икон на мордан. Смотреть фото золочение икон на мордан. Смотреть картинку золочение икон на мордан. Картинка про золочение икон на мордан. Фото золочение икон на мордан

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Источник

золочение икон на мордан. Смотреть фото золочение икон на мордан. Смотреть картинку золочение икон на мордан. Картинка про золочение икон на мордан. Фото золочение икон на мордан

золочение икон на мордан. Смотреть фото золочение икон на мордан. Смотреть картинку золочение икон на мордан. Картинка про золочение икон на мордан. Фото золочение икон на мордан

золочение икон на мордан. Смотреть фото золочение икон на мордан. Смотреть картинку золочение икон на мордан. Картинка про золочение икон на мордан. Фото золочение икон на мордан

Золочение на мордан (лаковое золочение)

Мордан представляет собой лак из льняного масла с добавками.

Морданное золочение позволяет исключить левкашение из процесса подготовки позолоты. Современные абразивные “шкурки” и инструменты облегчают шлифовку основы. Порозаполнители и пропитки, 3-х кратная грунтовка с промежуточными подчистками и шлифовками окончательное лакирование глянцевым масляным лаком дают идеальную поверхность под золото.

Очень важной операцией является нанесение мордана. Слой мордана должен быть настолько тонким, что бы сусальное золото, толщиной до 0,5 микрона, не «утонуло» в лаке. Для этого малое количество мордана расстирается щетинной кистью по поверхности изделия. Затем ватным тампоном лак вытирается насухо. Это ответственный момент требующий опыта. Ибо, как протер мордан, так и будет блестеть нанесенное золото.

На этот счет есть чисто позолотная байка:

Ученик, вытирая лак, спрашивает у мастера:
“Сколько еще тереть?”, a в ответ слышит:
“Три, пока мурашек не пойдет!”
Подмастерье трет-трет, и спрашивает опять:
“Ну, когда же этот мурашек пойдет?”
А учитель говорит:
“У каждого свой мурашек! Три!”

Сушка мордана занимает от 6 до 12 часов. Как правило, вечером “заморданил” – утром золоти. Морданное золочение исключает полировку зубками.

Достоинства морданого золочения: устойчивость к атмосферным воздействиям, возможность золочения кровли, крестов, памятников.

Недостаток – со временем изменение блеска золотого покрытия, обусловленное выходом составляющих элементов лака через микропоры в золоте на поверхность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *