золочение иконы сусальным золотом

Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Далее следовала просушка золотого покрытия и его полировка агатовым камнем (зубом).

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Источник

Золочение икон сусальным золотом

«Город был – чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21, 8)
«Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом» (Псалом 45:13)

История иконописи уходит корнями в глубокую древность, и именно сохранение традиционности иконы лежит в основе этого искусства. Наши иконописцы стремятся следовать древним образцам не только во внешних формах, но и в аутентичности самого процесса работы. Мастера используют натуральные материалы и следуют строгим канонам в выборе художественных средств. В качестве основы под икону служит деревянная доска (чаще всего – липовая), на которую наносится левкас – особый грунт из мела и животного клея. Даже при наличии великого разнообразия современных красок, многие иконописцы и сегодня выбирают работу темперой, приготовленной на растительных и минеральных пигментах. Ещё одним неотъемлемым компонентом сохранения иконописной традиции является золочение. Золото – является основным цветов в иконописи.

Другая распространенная техника нанесения позолоты называется «золочением на ассист». Данный метод применяется для декорировнаия тонких деталей поверх темперной или масляной живописи. В качестве клеевой основы мастер использует ассист – специальный состав, приготовленный на основе отстоев пива, томленых в теплой печи.

Аналогом «золочения на ассист» является живопись «твореным золотом», где золото, перетертое в порошок и смешанное с гуммиарабиком, наносится на манер краски. С XVII века, данный метод широко применялся художниками «фряжской» школы, они писали золотом легкие блики, которые наносились поверх масляной живописи и затем растушевывались.

Вернёмся к символизму золотого цвета в иконе. Особый смысл имеет золото. Краски и золото умозрительно оцениваются относящимися к разным сферам бытия. Иконописцы с помощью золота показывают вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски не способны передать невидимое физическими очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению благодати, к действию Божественных энергий.

Так, отец Павел Флоренский пишет: «все, что является или иначе говоря, содержание всякого опыта, значит всякое бытие, есть свет. В его лоне «живем и движемся и существуем», это он есть пространство подлинной реальности. А что не есть свет, то не является, и значит не есть реальность». Этим символизируется то, что вечный свет трансцендентен даже по отношению к тому, что изображено на иконе. Само же изображенное также вне- и надмирно. Оно, по отцу Павлу Флоренскому, «образ нисхождения».

Мастера иконописной мастерской «Мерная икона» владеют всеми способами покрытия иконы сусальным золотом и создают разнообразные в своих формах шедевры иконописи.

Поделиться ссылкой:

Источник

Золочение иконы сусальным золотом

Издавна золочение икон использовалось иконописцами для придания священной картине благолепного вида. Но с течением времени позолота темнела и ее приходилось наносить вновь. Причем делалось это с большой осторожностью, чтобы не испортить изображение святого лика. За долгие века были разработаны различные технологии, используемые опытными мастерами и по сей день. Художники-реставраторы нашей багетной мастерской профессионально занимаются золочением икон уже долгие годы. Наша безупречная репутация с 1991 года говорит сама за себя. Это искусство стало традиционным, такого формата, при котором нельзя отойти от традиций, старого письма и добавить чего-то личного и новаторского. История иконописи длится уже около 12 столетий и за все это время писатели икон не отошли от канонов и пишут аутентичные образы, дошедшие с ранних времен. А золочение икон стало символов Благого света святых.

Как осуществляется золочение иконы

Золочение иконы подразумевает нанесение позолоты не на всю поверхность, а лишь на некоторые участки. Поэтому, прежде всего, мастеру необходимо тщательно подготовить поверхность, а участки, не подвергающиеся золочению, обязательно укрыть, для чего используются различные приемы (от жидких масок и до специальных лент). Но также может покрываться вся картина золотым слоем.

Подобные небольшие штрихи сусальным золотом именуются как ассисты. Это расписание только складок одежды, перьев ангелов, отдельных скамей, стола, купола над ликом святых или престола – так, мастер на иконе показывает Божественный свет библейных персон.

Подготовка поверхности включает в себя шпатлевание (при необходимости), вышкуривание, полировку, покрытие грунтом, повторную полировку для устранения шагрени. Иногда используется слой прозрачного или тонированного лака.

При золочении используются самые разные технологии, которые позволяют добиться того или иного вида позолоты — матовой, глянцевой, тонированной. Всего используют три основных вида технологий:

В нашей мастерской вы можете заказать золочение иконы. Мастера подберут наиболее оптимальный вариант. Мы работаем как с новыми иконами, так и готовы взяться за реставрацию семейной реликвии. Икона – это издревле самый доступный вид искусства для человека. Данная реликвия всегда украшала на почетном месте комнату, чем вносила в здание божественную благодать. Именно по этим причинам – мастера брали на себя эту ответственность и длительное время учились обработке икон, оттачивая свое мастерство старинного письма и божественных частей картин. У современных мастеров в моду входят авторские техники и уловки, которые входят в мировую моду золочение икон, но при этом не разрушая истинные каноны.

Источник

Как выбрать сусальное золото для золочения

Выбор материала для золочения – это очень важный момент, ведь используя некачественный материал, вы, потратив намного больше времени получите неважный результат.

Выбор материала для золочения – это очень важный момент, ведь используя некачественный материал, вы, потратив намного больше времени получите неважный результат. К тому же едва ли стоит экономить на сусальном золоте. Некоторые производители либо продавцы золота пытаются продать плохое и низкокаратное золото по обычной для хорошего золота цене. Стоит быть внимательным и покупать у проверенного производителя. Плохое золото – это дырявое, низкокаратное золото, с дефектами типа муара, которое плохо полируется и окисляется. Несложно посчитать, что, используя дырявое золото в 2 слоя (а позолотить в один слой дырявым золотом никак невозможно даже самому опытному позолотчику) вы переплатите за книжку минимум в 2 раза! А сколько уйдет лишних сил? Стоит ли эта экономия того, а так же испорченного настроения? Можно сэкономить на инструментах и оснащении мастерской, но экономить на материалах мы считаем неэкономно =)

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

золото Раритетъ, фирменная упаковка

Золото должно быть в идеале 23,5 карата, допускается понижение до 20 для желтого и красного цвета и до 17 карат для цветного (цвет достигается за счет использования различных сплавов, поэтому логично понижается каратность). Золото ниже 14 карат уже будет сильно окисляться. Брать 24 карата тоже не стоит. Хотя это практически 99,9% чистого золота, оно получается несколько хрупким, не эластичным и в процессе транспортировки либо нанесении может полопаться и легче рвется чем золото 23,5 карата, где добавлены серебро и медь для пластичности.

Так же для полиментной позолоты следует брать только свободное золото, не трансферное! Трансферное золото вбито в кальку и подходит для использования только в золочении на мордан. Мы в своем золочении из свободного золота делаем «псевдотрансфер», который идеально подходит для золочения ровных поверхностей, которыми являются иконописные доски. Немного подробнее об этом дореволюционном способе золочения без использования лампемзеля можно прочитать в этой статье об ошибках начинающих позолотчиков, а научиться так золотить можно на наших мастер-классах (прочитать программу проведения и записаться можно тут).

Золото должно быть чистым, без муаров и полос. Муары выглядят как стекло в морозное утро в деревне – красивые разводы либо «мраморность» (кстати в интерьерном золочении этот дефект не всегда считается таковым, кому-то нравится такое неидеальное золото, однако для икон такое не подойдет). Получается этот дефект от недобития золота на заводе, часто при полностью автоматизированном производстве золота.

Так же золото не должно быть излишне блестящим сразу на книжке. Такой эффект – следствие низкой каратности золота, где большие вкрапления олова. Этим часто грешат китайские производители и нечестные продавцы, которые в книжки из-под качественного золота фасуют дешевый китайский аналог.

Как узнать подделку?

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

золото Noris, фирменная упаковка

4. Подделка чаще всего очень плохо полируется и окисляется уже в книжке.

Наш совет – найдите хорошего поставщика золота, какой фирмы бы он ни был, и не пытайтесь сэкономить 500р на неизвестной книжке, кладя потом золото в 2 слоя либо пуская его на творенку (кстати о том, как сделать твореное золото для золотопробельного письма можно прочитать в этой статье). Хотя справедливости ради, стоит отметить, что некоторые ребята привозят из Европы золото действительно хорошего качества, которое стоит не слишком дорого при этом. К сожалению, по нашему опыту и опыту других позолотчиков со всего мира, золото европейский производителей продающееся в ЕС и на других рынках нередко отличается качеством, будучи упакованным даже в официальную книжку со всеми причитающимися логотипами. Что является этому причиной? Вопрос без ответа, на данный момент.

Толщина золота.

Для иконописных досок мы рекомендуем использовать золото с лигатурным весом (что такое лигатурный вес? Можно прочитать в этой статье) 1,25 либо 1,4. Максимальная толщина для бесстыкового золочения 1,6. Но это уже очень толстое золото, брать которое просто не рационально. Золото 2,0 и выше используется только для внешних работ и практически всегда будет оставлять стыки. Начинающие позолотчики любят покупать золото потолще, так как боятся порвать очень тонкое золото. Однако золото 1,25 и золото 2.0 рвется примерно одинаково, а вот толстое золото дает стыки практически всегда. Ну и стоит золото 2,0 дороже почти в 2 раза.

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

рекомендации с сайта susalnoe.ru

Можно ли использовать поталь для золочения иконы? Подробно эту тему мы решили разобрать в отдельной статье.

На наших уроках мы учим как золотить в один слой достаточно тонким золотом, 1,25, что сэкономит вам много времени и денег. (О том, как записаться на наши уроки можно прочитать тут).

Источник

Золочение иконы сусальным золотом

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

Ссылка на первоисточник:

«Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 г. http://vk.com/photo-49193898_303521553
___________________________________________________________________________________

КАК ЗОЛОТИТЬ ИКОНУ.

Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.

Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным золотом и сусальным серебром.

Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. Для золочения художники пользовались чаще всего литками сусального червонного золота. Листки бывали разных оттенков – от зеленоватого до красноватого, зависевших от количества примеси серебра и меди. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота – «двойник», скованные вместе тончайшие листки золота и серебра. Верхняя сторона «двойника» имеет золотой цвет, а нижняя – серебряный.

До XVI века для позолоты икон пользовались преимущественно сусальным золотом. На самых ранних русских иконах золото имеет зеленоватый оттенок; листки здесь сравнительно с сусальным золотом XV-XVI веков более толстые (плотные). Такого вида зеленоватое золото можно видеть а иконах XII века «Великомученик Георгий», «Деисус оплечный» и на ряде других икон вплоть до XV века. Золото ярко-желтого и красноватого цвета имеет небольшую примесь меди.

Сусальное серебро использовали редко. Самым ранним произведением станковой живописи с посеребренной поверхностью нимба является икона «Николай Чудотворец» начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне хранится в ГТГ).

Имитация серебра оловом, а золота медью встречается очень редко. Примером может служить икона «Богоматерь Толгская» (начало XVI века, Ярославский художественный музей), фон которой был покрыт вместо серебра листками олова. Олово, покрытое желтым лаком, часто встречается лишь на иконах XIX – XX веков.
Золочение сусальным золотом, серебром и другими металлами. Сусальным золотом и серебром золотили обычно фон и нимбы, но иногда и другие элементы изображения (одежды, детали архитектуры, мебель и т.д.). Делали это до начала писания иконы красками. Тончайшие листки золота, серебра или олова наклеивали на гладко обработанный левкас в соответствии с прорисованным изображением. Существовали два основных типа золочения – без полимента и по полименту.

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

ПОЗОЛОТА НА ПОЛИМЕНТ.

Позолота на полимент по левкасо-меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.

Полимент – это темно-коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной плите курантом до идеальной тонкости и затем просушиваются. Засушенная смесь и называется полиментом. Перед позолотой полимент размачивался и разводился на томленом яичном белке, доведенном до такого состояния, что им можно ровно красить кистью.

Белковый состав подготавливается так. Яичный белок, отделенный от желтков, наливают в бутылку и ставят в теплое место для томления. Томится он до тех пор, пока не сделается очень жидкими и из него не уйдет вся тягучесть, но сохранится известная доля клейкости, необходимая для полимента. Все имеющиеся сорта клея хрупки, и позолота на них при полировке часто слетает. Яично-желтковый разбавитель, на котором разводятся краски, имеет некоторую жирность, из-за чего положенное на него золото полировкой может стереться. Свежий белок применять нельзя, потому что он имеет тягучую, студенистую массу. Но приготовленная из него описанным способом жидкость очень ровная, обладает нужной клейкостью и, что важнее всего, мягкой эластичностью. Испытана эта жидкость практикой многих лет и укрепилась как самый лучший разбавитель для позолоты по левкасо-меловому грунту. На такой подготовке золото держится прочно и хорошо поддается полировке.

Для того, чтобы полимент имел сильный красновато-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокоградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Позолотчик должен иметь шкатулку размером 40х40 см, в ней хранятся инструменты для позолоты и само золото. На верхнюю крышку шкатулки накладывают что-либо мягкое (лучше войлок) и обтягивают ее замшей – образуется маленькая подушечка, на которую перед позолотой и выкладывают золото. Используется в работе листовое золото, уложенное в специальные книжечки.

Если надо золотить большие площади, то золотят цельными листами. Если же нужно золотить места меньше, чем лист золота, то его разрезают специальным ножом с круглым концом и отточенным с обеих сторон лезвием. Таким ножом удобно разрезать листы золота и перекладывать их на подушке с одного места на другое.

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При первом же прикосновении оно прилипает к пальцам. Если неосторожно дохнуть или шевельнуть одеждой, золото, приготовленное на подушке, разлетается, и его поймаешь не скоро. Поэтому мастеру-позолотчику приходится быть очень осторожным и брать золото только лампемзелем – специальным инструментом для позолоты. Лампемзель делается так. От беличьего хвоста отрезается самый кончик. Волосы кончика веерообразно раздвигаются и вклеиваются между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. На другой конец череночка пристраивают кисточку, которая необходима для подмачивания полимента под золото водкой. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос с одного конца и с беличьей кистью с другого. Чтобы взять золото, веерочек несколько подмачивают.

Среди инструментов для позолоты имеется масленка – это кожаная пластинка размером 20х12 см, промасленная коровьим маслом. Перед тем как брать золото на лампемзель, надо два три раза провести веерком по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веерок прикладывают к листу золота и переносят его на то место, где должна быть позолота. От веерка золото отстанет, а к полименту, подмоченному водкой, золото хорошо пристанет. так и происходит золочение. Дальше позолоту просушивают до такого состояния, когда ее можно полировать, так как без полировки она бывает матовой, не блестящей. Полируют золото агатом – хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Для полировки изогнутых плоскостей требуются агаты в форме крючков, также разных размеров. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке агатовую лопаточку нужно крепко нажимать обеими руками. Если просушка окажется недостаточной, то золото под агатом пожжет свозиться, а если позолота пересохнет, то отполированное золото будет выглядеть суховатым и тусклым. Когда же просушка угадана, как требуется в норму, золото после полировки будет глубокого сильного тона и хорошо блестеть.

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

ЗОЛОЧЕНИЕ БЕЗ ПОЛИМЕНТА

Золочение без полимента проводилось так: по шлифованному левкасу прокладывали слой светлой охры, разведенной на чистой воде. После просыхания сухой тканью шлифовали всю покрытую охрой поверхность. Жидким мездровым или осетровым клеем смачивали небольшие участки поверхности так, чтобы не смыть охру, и накладывали листки золота или серебра, нарезанные по размеру и форме участка. После окончания золочения всю поверхность металла шлифовали «зубком» – медвежьим или кабаньим зубом или полированным кремнем, сердоликом, агатом. Иногда золотили непосредственно по шлифованному левкасу без охры на клей.

ПОЗОЛОТА НА «ГУЛЬФАРБУ»

золочение иконы сусальным золотом. Смотреть фото золочение иконы сусальным золотом. Смотреть картинку золочение иконы сусальным золотом. Картинка про золочение иконы сусальным золотом. Фото золочение иконы сусальным золотом

ЗОЛОЧЕНИЕ НА АССИСТ

Часто в иконах поверх живописного слоя накладывали штрихи из сусального золота на складки одежд, перья, крылья ангелов, скамьи, столы, престолы. В современной литературе эти штрихи принято называть ассистом.
Ассист – состав, употребляемый под золото. Готовится из отстоев пива, которые наливаются в посуду и томятся на горячей печи до состояния густой, клейкой массы, или очищенных головок чеснока, которые в небольшом горшке томят в нежаркой печи, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят водой до такой густоты, чтобы им можно было проводить кистью очень тонкие линии. Ассистом пишут пробела инокопью для наложения чистого золота. Те места на живописи, где будут наноситься пробела, слегка припорашиваются очень мелким мелом и прописываются ассистом. (Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий). Потом небольшим кусочком мягкого черного хлеба, смятого в комочек, берется листовое золото прямо из книжки, отрывается небольшими кусочками и накладывается на пробела, написанные ассистом. Они легонько прижимаются хлебом, таким образом закрепляется золотом вся роспись. Этим же куском хлеба осторожно золото простукивается в вертикальном положении, тогда начинает проясняться пробел. На линиях ассиста золото крепко пристанет, а с промежутков между штрихами пробела золото снимается. Так идет наложение золота до полного выявления всего пробела, а оставшийся мел, которым припорашивалось место, где накладывался ассист, опахивается гусиным пером. Пробел делается ярким, чистого цвета золота. Таким же способом расписывались парчи на одеждах и украшались золотым орнаментом каймы икон.
Золотой или серебряный ассист шлифовали для придания ему блеска.
В редких случаях встречается ассист, нанесенный твореным золотом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *