золотниковая пустынь мужской монастырь
Золотниковская Успенская пустынь
Золотниковская Успенская пустынь. Основана в первой четверти ХVII столетия.
Ивановская область, Тейковский район, д. Золотниковская пустынь
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Казанской иконы Божией Матери
3. Церковь Митрофана Воронежского
Другие постройки и сооружения:
4. Братский (бывш. Настоятельский) корпус (1806 г.)
5. Современная ограда
6. Некрополь
7. Место церкви Всех Святых (1656 г., утрачена)
А уж сколько легенд у этой пустыни и реки! Поговаривают, что название реке дала сама царица Екатерина II, которой суждено было проезжать мимо этих мест. Истомилась в дороге и захотелось ей воды испить. Остановился кортеж около речки, сама решила зачерпнуть водицы, да и уронила в речку перстень с белой ручки. А вода была так прозрачна, что Екатерина, испив воды, увидела перстень на песчаном дне и подивилась: «Какая же вода здесь струится, холодная и вкусная! Она здесь золотая». Так и повелось называть речку Золотоструйка. Справедливости ради нужно упомянуть, что у А. Ратшина речушка называется Золотничка.
Монастырю очень повезло, он располагался на пересечении важных дорог, поэтому в него часто заезжали высокопоставленные гости.
Каменное строительство в монастыре началось в 1651 году, когда был построен каменный трехглавый Успенский собор. Перестройка собора была проведена в 1859 году. Зимний огромный двухэтажный Казанский храм с трапезной был построен в 1657 году. А в 1857-м появилась Всехсвятская церковь над святыми вратами. Чуть позже была построена кирпичная ограда с квадратными башнями и колокольня над Всехсвятским храмом.
Пустынь просуществовала до 1924 года, все имущество было изъято, отчего насельники были лишены возможности ведения какого-либо хозяйства, вследствие чего и покинули монастырь.
Долго пустовать зданиям пустыни не дали, а передали промколхозу им. Кирова. Тут же, в Успенском соборе, устроили конюшню и загоны для скота, в Казанском — жилье, столовую, а на первом этаже склады и скотный двор. Во Всехсвятском храме разместилась шпалозаготовительная контора Ярославской железной дороги.
Практически все здания пустыни были оставлены колхозниками в плачевном или в руинированном состоянии.
Возрождение Успенской Золотниковской пустыни началось в 2007 году.
Успенская Золотниковская пустынь
Шуйской Епархии
Русской Православной Церкви
Московского Патриархата
История
Золотниковская пустынь. Основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным. Фото 1931 г. Каменева Н.В.
Успенская Золотниковская пустынь расположена в 34 верстах от г. Суздаля при перекрестке торговых (прежде почтовых) дорог из Суздаля, Юрьев-Польского и Гаврилова Посада в города Шую и Кострому.
Пустынь была основана в первой четверти XVII в. иноком Ионой Головцыным, который выстроил на земле дворцового села Лапатницы в березовом бору на речке Смердячке деревянную церковь в честь Успения Богородицы. При церкви образовался монастырь «в Березовском бору новая пустынь Успения Пресвятой Богородицы», в котором проживало 20 человек монахов. В 1632 г. царь Михаил Федорович пожаловал Успенской пустыни местность, где она находилась, и две пустоши — Березники и Смердячево. В благодарность братия монастыря устроила в 1633 г. в Успенской церкви придел в честь св. великомученика Иоанна Белгородского — небесного покровителя царевича Ивана Михайловича. В 1638 г. царевич Иван Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, а мать его царица Евдокия Лукианова внесла свой род в монастырский синодик.
В 1642 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский с детьми Петром и Иваном пожертвовал в пустынь «по своих по родителях по рогоже соли с году на год беспрерывно», род Пожарских был внесен в монастырский синодик.
В 1651 г. игумен Никон выстроил вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви каменный холодный Успенский собор «о трех верхах» (трехкупольный) с приделом в честь того же святого. Придел помещался в алтаре Успенского собора с правой стороны, а престол его был утвержден на огромном дубовом пне. Успенский собор был освящен 29 июля 1651 г. при архиепископе Суздальском и Тарусском Серапионе.
Сменивший умершего в 1655 г. игумена Никона игумен Феоктист выстроил в 1656 г. над входными вратами пустыни церковь во имя Всех святых (освящена 2 июня 1657 г. архиепископом Суздальским и Юрьевским Филаретом), а в 1657 г. — теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 26 августа 1657 г.).
В 1663 г. в монастырь поступил из села Сидоровское Шуйского уезда вдовый священник Михаил, на 40-м году жизни был пострижен в иночество с именем Митрофан — впоследствии прославленный во святых епископ Воронежский.
Святитель Митрофан, епископ Воронежский
В 1663 г. княгиня Мария Степановна Щербатова «дала по своих родителях вкладу довольно», род окольничего Тимофея Ивановича Щербатова был внесен в монастырский синодик. В 1680-х гг. московский дворянин Владимир Бастанов завещал «в дом Пресвятой Богородицы в Золотниковскую пустыню» хлеба и денег на помин своей души.
Цари Иоанн и Петр Алексеевичи и царевна Софья жаловали пустынь ризами, книгами и колоколами.
В конце XVII в. и далее Успенская пустынь в документах называется «Золотниковская пустынь» — по названию участка реки Смердячка в пределах монастыря — Золотничка.
В 1724 г. Золотниковская пустынь была приписана к суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, настоятель которой архимандрит Даниил вывез из пустыни в Спасо-Евфимиев монастырь ризницу, книги и иконы в драгоценных окладах — вклады великих государей Московских, драгоценные церковные сосуды, колокола и часы с колокольни, а также монастырские припасы: пшеницу, муку, воск, мед, масло коровье и дрова. Одновременно игумен Иосиф с братией были переведены в Спасо-Евфимиев монастырь, а для богослужений в церквях пустыни был назначен белый священник с причтом.
26 января 1726 г. по ходатайству обер-прокурора Баскакова Святейший Синод возвратил пустыни самостоятельность и предписал вернуть взятое имущество.
В 1737 г. усердием князя Симеона Ивановича Щербатова к Успенскому собору был пристроен с правой стороны теплый придел в честь Преображения Господня «на помин души» своей супруги Пелагии Андреевны, урожденной княжны Гагариной, которая и была погребена в нем.
Преображенский придел стал усыпальницей Сергея Алексеевича и Михаила Сергеевича Шереметевых, проживавших в монастыре в выстроенных ими покоях, а также Анны Аполлоновны Шереметевой. Позже в приделе богослужение не совершалось, в нем находилась ризница.
В XVIII веке к Успенскому собору был пристроен с левой стороны теплый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста и над ним — палатка, где первоначально помещалась ризница.
В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, Золотниковская пустынь была оставлена сверх штата и на своем содержании; в это время за ней числилось 20 крестьянских дворов.
В 1806 г. были выстроены двухэтажные полукаменные настоятельские кельи и каменная братская трапезная.
8 февраля 1812 г. помещик села Якимово Суздальского уезда обер-провиантмейстер граф Алексей Сергеевич Шереметев ходатайствовал перед Преосвященным Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским «в Золотниковской пустыне ветхую колокольню несколько разобрать, построить на святых вратах над церковью вновь, и вместо деревянной выстроить каменную ограду» в память своего отца графа Сергея Алексеевича Шереметева. Граф также просил продать ему ветхую деревянную церковь в селе Якимово, чтобы использовать ее для обжига кирпича для строительства. После получения разрешения строительство было начато, кирпичи делались в имении графа в с. Якимово, работы вел подрядчик крестьянин казенного села Спасское Городище Петр Алексеев. Сам А.С. Шереметев поселился в пустыни и принял иноческий постриг с именем Алексий. 22 июня 1815 г. он умер и был погребен в Преображенском приделе Успенского собора. Строительство закончил его сын Николай Алексеевич Шереметев. Над Всехсвятской церковью была построена каменная четырехугольная трехъярусная колокольня с шатровым верхом, а также каменная ограда с двумя башнями в 1820 г.
В 1859 г. при игумене Макарии усердием купца Вознесенского Посада Антона Николаевича Шодчина Успенский собор был перестроен (стал пятиглавым), обновлен, украшен и 1 июня 1859 г. освящен. А.Н. Шодчин пожертвовал пустыни евангелия и напрестольные кресты, церковную утварь, богослужебные книги. В пустынь жертвовали также потомственные почетные граждане купцы В.С. Каретников — владелец крупных мануфактур при селе Тейково, и А.В. Кокушкин и их семейства.
В 1870-х годах при игумене Вассиане усердием купца Антона Шодчина была обновлена и украшена Казанская церковь. В ней были устроены два придела — правый во имя свят. Митрофана Воронежского, левый — во имя свят. Николая Чудотворца. Под Казанской церковью и приделами были устроены трапеза для братии и странников, а также подвал, кладовые и келья для повара. В 1877 г. придел в честь великомученика Иоанна был упразднен, место дубового престола обнесено решеткой, а придельный иконостас пожертвован в новоустроенную церковь в Суздальском духовном училище.
В 1888-1889 гг. были перекрыты новым железом кровли приделов Успенского собора, в 1892 г. Казанская церковь была внутри расписана и в ней устроено духовое отопление.
В 1904 г. главы и кровля Успенского собора были окрашены медянкой, кресты позолочены, а стены выбелены известью; на колокольне крест был вызолочен, стены выбелены известью; ограда выбелена и покрыта железом.
В ризнице Успенского собора хранились древние (XVII в.) иконы Успения Богородицы и великомученика Иоанна с житием, древние царские двери, а в самом соборе за левым клиросом — икона свт. Митрофана Воронежского — точная копия образа при мощах святого в Воронеже, откуда и была доставлена 19 июля 1833 г. Под Успенским собором и рядом с ним погребалось поместное дворянство.
В Казанской церкви в иконостасе находилась Казанская икона Богородицы — чтимая в пустыни и в окрестных селениях как явленная и чудотворная.
Согласно Монастырской ведомости за 1882 г. в пустыни имелись следующие здания: двухэтажная деревянная гостиница; одноэтажный деревянный братский корпус; каменный двухэтажный братский корпус, в середине которого находилась Всехсвятская церковь с колокольней и вратами, в корпусе на втором этаже размещались классы народного училища и комната учителя, на первом — «ночлежный приют на 16 мальчиков за дальностью их домов»; два каменных погреба и каменный двор с конюшнями и хлевом; каменная рига; деревянная баня; кузница; часовня с постоялым двором.
Золотниковской пустыни в конце XIX в. принадлежали: деревянная часовня и постоялый двор из 3-х изб и служб на перекрестке дорог из Суздаля и Гавриловского Посада в Шую; земли около сельца Пантелеево, в пустоши Крутец, огородной земли в Пуховом переулке в г. Суздале; мельница «о двух поставах» на р. Сахтыш при дер. Медведева (передана Высочайшим повелением монастырю из казенного ведомства в 1798 г.), озеро Сахтыш и рыбные ловли на нем, в г. Иваново-Вознесенске пустынь владела с 1880-х годов домом, выстроенным на земле купца Гарелина.
Должности настоятелей пустыни в к. XVIII—XIX вв. занимали иеромонахи Владимирского архиерейского дома и различных монастырей Владимирской губернии: Авраамий (1781-1802 гг.), Гедеон (1802-1804 гг.), Самуил (1804-1823 гг.), Илия (1823-1825 гг.), Амвросий (1825-1828 гг.), Парфений, Симон, Иона, Георгий, Макарий (1853-1860 гг.), Вассиан (1860-1873 гг.), Варнава (1873 г.), Анастасий (1873-1877 гг.), Амфилохий (1877-1879 гг.), Венедикт (1879-1881 гг.), Игнатий (1881-1882 гг.), Агафангел (с 1882 г.). В 1896 г. настоятелем пустыни значится игумен Агафангел, в 1905 г. — игумен Вениамин, в 1916 г. — иеромонах Иоанн.
В Списке братии пустыни за 1882 г. значатся: строитель иеромонах Агафангел, из крестьян, окончивший приходское училище, 38 лет; иеромонах Митрофан, из губернских регистраторов, помощник строителя, 65 лет; иеродиакон Константин, из духовного звания, 39 лет; монах Севастиан, из крестьян, 68 лет; монах Никон, отставной рядовой, 64 года; Иван Иванов Хренов, из потомственных дворян, 52 года, в должности братского повара; Афанасий Иванов Ильинский, личный почетный гражданин г. Суздаля, 21 год, при клиросном послушании.
В 1873 г. в пустыни проживало 22 человека братии, в 1882 г. — 12 человек, в 1905 г. — 28 человек (9 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников).
Ф.556 Оп.111. Д.935. Л.320-336; Оп. 108. Д.406. Л.1-34; Оп.1. Д.1293. Л.1; Д.2989. Л.1; Д.4426. Л.5-8; Смирнов А.В. Материалы для истории Владимирской губернии. Вып.4. Владимир, 1906. С.198-199; Стромилов Н. С. Успенская Золотниковская пустынь // Владимирские губернские ведомости. 1883 г., № 47, 48, 49, 50, 51, 52; 1884 г., № 1.
Успенская Золотниковская пустынь. Современный вид. 25.04.2014 г.
Успенский Собор. Современный вид. Фото 02.09.2014 г.
Золотниковская Успенская пустынь
Расположена в северо-западной части села недалеко от шоссе Иваново-Суздаль-Владимир. Занимает участок в форме неправильного квадрата, некогда обнесённого каменной оградой; с севера и запада он ограничен р. Золотоструйка с овражистыми, покрытыми деревьями и кустарником берегами, а с юга и востока — застройкой села. Основана пустынь в 1-й четверти XVII века иноком Ионою Головицыным, при котором была поставлена небольшая деревянная Успенская церковь и называлась обитель « Новая пустынь берёзовского борку Успения Богородицы». В XVII — 1-й половине XVIII века пустынь пользовалась большой известностью и процветала. Её часто посещал суздальский митрополит Илларион, вносили вклады цари Михаил Фёдорович, Пётр I, царевна Софья; энергично велось строительство. В 1651 г. вместо первоначальной деревянной была сооружена каменная, ныне существующая Успенская церковь; в 1656 г. построена надвратная церковь Всех Святых, в 1657 г. — Казанская. Согласно описи 1764 г., главы Успенской и Казанской церквей были покрыты « чешуёю каменной». С 1724 г. пустынь стала называться Успенской Золотниковской. С 1764 г. она становится заштатной, однако строительство здесь продолжалось: в 1806 г. был возведен настоятельский корпус, в 1810—1820 гг. участок обносят оградой, во 2-й половине XIX века строятся кельи, гостиница для приезжающих, народное училище. От всех этих сооружений к настоящему времени сохранились только церкви Успенская и Казанская, настоятельский корпус и части фундаментов надвратной церкви, келий и башен ограды. Границы участка видны сейчас благодаря небольшому валу на месте ограды и рву. Пример первоначально целостного древнерусского ансамбля конца XVII — начала XVIII века с интересным планировочным и композиционно-пространственным решением как всего ансамбля, так и составляющих его отдельных памятников.
Золотниковская пустынь ( фото 1973 г.)
Расположение главных его сооружений рассчитывалось с учётом зрительного восприятия при движении от главного входа через арку ворот Всехсвятской церкви, а также с площади. Господствующее положение в ансамбле занимало наиболее крупное здание — Успенская церковь, находившаяся в центре северной половины территории пустыни. Казанская церковь расположена северо-западнее Успенской, с небольшим разворотом на северо-восток для лучшего её обзора с различных точек территории и особенно с площади. Настоятельский корпус замыкает ансамбль соборной площади с юга.
Церковь Успения
Церковь Успения — бесстолпный трёхглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры середины XVII века с использованием традиций суздальского зодчества. Его трёхглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля XVI века. Аркатурноколончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырёхскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объёмов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды ( первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й половине XIX века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел, разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки ( утречены). Большинство проёмов заложено, восточное окно апсиды растёсано в широкий въезд.
Церковь Успения ( фото 1988 г.)
Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна — арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями.
Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части — полулотковый свод.
На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи середины XIX века, гризайльный декор которой выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи XVII века. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов. В западной части свода на розовом фоне написана « Новозаветная Троица» в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный орнамент на арках свода выдержан в зеленоватых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной — сцены из жития Николы, на северной — «Поклонение волхвов» и «Преображение».
Роспись свода апсиды ( фото 1975 г.)
Казанская церковь
Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в котором располагались помещения хозяйственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с двусветным прямоугольным в плане четвериком, завершённым декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря ( в ширину основного объёма), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четверика и алтаря, а также завершения всего здания.
Казанская церковь ( фото 1988 г.)
Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объёмов. Сходны и применённые архитектурные мотивы — поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между рядами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок.
Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды — лотковым и коробовым сводами, подалтарное пространство — коробовым сводом.
Настоятельский корпус
Настоятельский корпус — двухэтажная, прямоугольная в плане постройка, вытянутая по оси север-юг. Нижний этаж кирпичный, оштукатуренный и побеленный; позднее надстроенный верхний рублен из брёвен в лапу и обшит тёсом; кровля вальмовая. Фасады выполнены в упрощенных формах классицизма. Первый этаж завершён карнизом простого профиля из двух полочек и сухариков. Прямоугольные окна помещены в слабо заглубленные плоские ниши. Второй этаж с дощатыми пилястрами, закрывающими торцы бревен, венчает сильно вынесенный карниз. Тамбур входа с крыльцом на восточном фасаде подчеркнут треугольным фронтоном на кронштейнах.
Настоятельский корпус ( 1988 г.)
Первоначальная планировка первого этажа довольно архаична и состоит их трёх анфиладно соединенных, симметрично расположенных помещений: большого центрального и меньших боковых. Комнаты верхнего этажа связаны коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия плоские деревянные. Прежнее оформление интерьеров не сохранилось, за исключением двух кафельных печей 1-й половины XIX века. Изразцы белые, с синим ромбовидным рисунком с цветком в центре.
Золотниковая пустынь мужской монастырь
Золотниковская Успенская пустынь
Святитель Митрофан епископ Воронежский
В 1912 г. для доклада очередному уездному земскому собранию в Суздальскую уездную управу поступило прошение игумена Золотниковской Пустыни Паисия об уплате ему 54 руб. за монастырское помещение, занятое Золотниковской школой в 1912 году.
Крестьянин Золотниковской пустыни Г.С. Антонов подал в уездную управу, для доклада предстоящему очередному уездному земскому собранию, прошение об уплате ему 16 руб. за помещение занимавшееся в его доме школой в ноябре и декабре месяцах 1912 года.
Золотниковская пустынь находится в 150-200 м. к западу от современного шоссе Иваново-Суздаль-Владимир. Старая дорога на Суздаль, мощеная булыжником, проходила у восточной стены ограды пустыни. Речка Золотоструйка огибает комплекс с северо-запада. Со стороны дороги был главный вход на небольшую, прямоугольную в плане территорию пустыни, границы которой видны по невысокому валу, на месте ограды и небольшому рву, окаймлявшему ее. Над проездной аркой входа возвышалась кирпичная Всехсвятская надвратная церковь с колокольней в третьем ярусе, завершавшейся деревянным шатром XIX в.
Интересно продумана расстановка главных сооружений комплекса: соборной холодной Успенской церкви и теплой трапезной Казанской церкви, располагавшихся по одну сторону, к северо-западу от входа, недалеко друг от друга. Направления их продольных осей не совпадают. Казанская церковь, находящаяся за Успенской, немного развернута на северо-восток, становясь более полно обозримой с монастырской площади. Масштабным и пространственным соотношением массивных объемов церквей организуется композиционный центр ансамбля и его внутреннее пространство, получившее замкнутый характер постановкой в 1806 г. с юга Настоятельского корпуса. От надвратной церкви, местоположение которой определяется по остаткам кирпичной кладки, к центральной части ансамбля ведет липовая аллея ХIХ в. В северо-западном углу территории пустыни, рядом с западным входом, который, как северный и южный, имел вид калитки в ограде, сохранились части кирпичных фундаментов небольшого здания одноэтажных келий ХIХ в. В углах ограды размещались квадратные в плане башни XIX в., от которых остались их кирпичные цоколи.
После закрытия прихода в Золотниковской пустыни в 1931 г. ансамбль подвергся варварским разрушениям. Были полностью снесены надвратная Всехсвятская церковь, кирпичная ограда и корпус келий. Казанская церковь, где в 1930-1950 гг. располагался склад колхоза им. Кирова, доведена до руинированного состояния и на сегодняшний день от нее практически ничего не сохранилось. Успенская церковь, находившаяся в эти же годы в ведении шпало-заготовительной конторы Ярославской железной дороги, также подверглась серьезным разрушениям: снесены все главы, в том числе над алтарем и приделами, разобрано деревянное перекрытие трапезной и кровля над ней. Нарушение конструктивних элементов последавало после 1957 г. Лишь Настоятельский корпус, превращенный после закрытия в начальную школу, не пострадал и в целом сохранил свой первоначальный облик. Как памятник культовой архитектуры ансамбль Золотниковской пустыни выявлен и поставлен на гос. учет в 1947 г., а в 1960 г. Успенская церковь была поставлена на гос. охрану республиканского значения. Через два года на ней были проведены небольшие консервационные работы: перекрыта кровля, заложены часть оконных и дверных проемов.
В 1996 г. в Успенском храме вновь открыт приход Русской Православной Церкви и начато силами общины его восстановление.
В настоящее время Золотниковская пустынь находится в крайне плачевном состоянии, фактически на грани исчезновения.
Сохранились руины 3-х главного Успенского собора (1651), огромной двухэтажной Казанской церкви с трапезной (1657), настоятельский корпус (1806).
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 270-274.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 270-274.
Настоятельский корпус. 1806 г.
Церковь Митрофана Воронежского. 2008 г.
Подворье Иоанна Предтечи в Сидоровском
Церковь Иоанна Предтечи
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 54-55 Петропавловский-Сахтошский монастырь