золотниковая пустынь мужской монастырь

Золотниковская Успенская пустынь

Золотниковская Успенская пустынь. Основана в первой четверти ХVII столетия.
Ивановская область, Тейковский район, д. Золотниковская пустынь

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Казанской иконы Божией Матери
3. Церковь Митрофана Воронежского
Другие постройки и сооружения:

4. Братский (бывш. Настоятельский) корпус (1806 г.)
5. Современная ограда
6. Некрополь
7. Место церкви Всех Святых (1656 г., утрачена)

А уж сколько легенд у этой пустыни и реки! Поговаривают, что название реке дала сама царица Екатерина II, которой суждено было проезжать мимо этих мест. Истомилась в дороге и захотелось ей воды испить. Остановился кортеж около речки, сама решила зачерпнуть водицы, да и уронила в речку перстень с белой ручки. А вода была так прозрачна, что Екатерина, испив воды, увидела перстень на песчаном дне и подивилась: «Какая же вода здесь струится, холодная и вкусная! Она здесь золотая». Так и повелось называть речку Золотоструйка. Справедливости ради нужно упомянуть, что у А. Ратшина речушка называется Золотничка.

Монастырю очень повезло, он располагался на пересечении важных дорог, поэтому в него часто заезжали высокопоставленные гости.

Каменное строительство в монастыре началось в 1651 году, когда был построен каменный трехглавый Успенский собор. Перестройка собора была проведена в 1859 году. Зимний огромный двухэтажный Казанский храм с трапезной был построен в 1657 году. А в 1857-м появилась Всехсвятская церковь над святыми вратами. Чуть позже была построена кирпичная ограда с квадратными башнями и колокольня над Всехсвятским храмом.

Пустынь просуществовала до 1924 года, все имущество было изъято, отчего насельники были лишены возможности ведения какого-либо хозяйства, вследствие чего и покинули монастырь.

Долго пустовать зданиям пустыни не дали, а передали промколхозу им. Кирова. Тут же, в Успенском соборе, устроили конюшню и загоны для скота, в Казанском — жилье, столовую, а на первом этаже склады и скотный двор. Во Всехсвятском храме разместилась шпалозаготовительная контора Ярославской железной дороги.

Практически все здания пустыни были оставлены колхозниками в плачевном или в руинированном состоянии.

Возрождение Успенской Золотниковской пустыни началось в 2007 году.

Источник

Успенская Золотниковская пустынь

Шуйской Епархии
Русской Православной Церкви
Московского Патриархата

История

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Золотниковская пустынь. Основана в первой четверти ХVII столетия иноком Ионою Головциным. Фото 1931 г. Каменева Н.В.

Успенская Золотниковская пустынь расположена в 34 верстах от г. Суздаля при перекрестке торговых (прежде почтовых) дорог из Суздаля, Юрьев-Польского и Гаврилова Посада в города Шую и Кострому.

Пустынь была основана в первой четверти XVII в. иноком Ионой Головцыным, который выстроил на земле дворцового села Лапатницы в березовом бору на речке Смердячке деревянную церковь в честь Успения Богородицы. При церкви образовался монастырь «в Березовском бору новая пустынь Успения Пресвятой Богородицы», в котором проживало 20 человек монахов. В 1632 г. царь Михаил Федорович пожаловал Успенской пустыни местность, где она находилась, и две пустоши — Березники и Смердячево. В благодарность братия монастыря устроила в 1633 г. в Успенской церкви придел в честь св. великомученика Иоанна Белгородского — небесного покровителя царевича Ивана Михайловича. В 1638 г. царевич Иван Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, а мать его царица Евдокия Лукианова внесла свой род в монастырский синодик.

В 1642 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский с детьми Петром и Иваном пожертвовал в пустынь «по своих по родителях по рогоже соли с году на год беспрерывно», род Пожарских был внесен в монастырский синодик.

В 1651 г. игумен Никон выстроил вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви каменный холодный Успенский собор «о трех верхах» (трехкупольный) с приделом в честь того же святого. Придел помещался в алтаре Успенского собора с правой стороны, а престол его был утвержден на огромном дубовом пне. Успенский собор был освящен 29 июля 1651 г. при архиепископе Суздальском и Тарусском Серапионе.

Сменивший умершего в 1655 г. игумена Никона игумен Феоктист выстроил в 1656 г. над входными вратами пустыни церковь во имя Всех святых (освящена 2 июня 1657 г. архиепископом Суздальским и Юрьевским Филаретом), а в 1657 г. — теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 26 августа 1657 г.).

В 1663 г. в монастырь поступил из села Сидоровское Шуйского уезда вдовый священник Михаил, на 40-м году жизни был пострижен в иночество с именем Митрофан — впоследствии прославленный во святых епископ Воронежский.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

В 1663 г. княгиня Мария Степановна Щербатова «дала по своих родителях вкладу довольно», род окольничего Тимофея Ивановича Щербатова был внесен в монастырский синодик. В 1680-х гг. московский дворянин Владимир Бастанов завещал «в дом Пресвятой Богородицы в Золотниковскую пустыню» хлеба и денег на помин своей души.

Цари Иоанн и Петр Алексеевичи и царевна Софья жаловали пустынь ризами, книгами и колоколами.

В конце XVII в. и далее Успенская пустынь в документах называется «Золотниковская пустынь» — по названию участка реки Смердячка в пределах монастыря — Золотничка.

В 1724 г. Золотниковская пустынь была приписана к суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, настоятель которой архимандрит Даниил вывез из пустыни в Спасо-Евфимиев монастырь ризницу, книги и иконы в драгоценных окладах — вклады великих государей Московских, драгоценные церковные сосуды, колокола и часы с колокольни, а также монастырские припасы: пшеницу, муку, воск, мед, масло коровье и дрова. Одновременно игумен Иосиф с братией были переведены в Спасо-Евфимиев монастырь, а для богослужений в церквях пустыни был назначен белый священник с причтом.

26 января 1726 г. по ходатайству обер-прокурора Баскакова Святейший Синод возвратил пустыни самостоятельность и предписал вернуть взятое имущество.

В 1737 г. усердием князя Симеона Ивановича Щербатова к Успенскому собору был пристроен с правой стороны теплый придел в честь Преображения Господня «на помин души» своей супруги Пелагии Андреевны, урожденной княжны Гагариной, которая и была погребена в нем.

Преображенский придел стал усыпальницей Сергея Алексеевича и Михаила Сергеевича Шереметевых, проживавших в монастыре в выстроенных ими покоях, а также Анны Аполлоновны Шереметевой. Позже в приделе богослужение не совершалось, в нем находилась ризница.

В XVIII веке к Успенскому собору был пристроен с левой стороны теплый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста и над ним — палатка, где первоначально помещалась ризница.

В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, Золотниковская пустынь была оставлена сверх штата и на своем содержании; в это время за ней числилось 20 крестьянских дворов.

В 1806 г. были выстроены двухэтажные полукаменные настоятельские кельи и каменная братская трапезная.

8 февраля 1812 г. помещик села Якимово Суздальского уезда обер-провиантмейстер граф Алексей Сергеевич Шереметев ходатайствовал перед Преосвященным Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским «в Золотниковской пустыне ветхую колокольню несколько разобрать, построить на святых вратах над церковью вновь, и вместо деревянной выстроить каменную ограду» в память своего отца графа Сергея Алексеевича Шереметева. Граф также просил продать ему ветхую деревянную церковь в селе Якимово, чтобы использовать ее для обжига кирпича для строительства. После получения разрешения строительство было начато, кирпичи делались в имении графа в с. Якимово, работы вел подрядчик крестьянин казенного села Спасское Городище Петр Алексеев. Сам А.С. Шереметев поселился в пустыни и принял иноческий постриг с именем Алексий. 22 июня 1815 г. он умер и был погребен в Преображенском приделе Успенского собора. Строительство закончил его сын Николай Алексеевич Шереметев. Над Всехсвятской церковью была построена каменная четырехугольная трехъярусная колокольня с шатровым верхом, а также каменная ограда с двумя башнями в 1820 г.

В 1859 г. при игумене Макарии усердием купца Вознесенского Посада Антона Николаевича Шодчина Успенский собор был перестроен (стал пятиглавым), обновлен, украшен и 1 июня 1859 г. освящен. А.Н. Шодчин пожертвовал пустыни евангелия и напрестольные кресты, церковную утварь, богослужебные книги. В пустынь жертвовали также потомственные почетные граждане купцы В.С. Каретников — владелец крупных мануфактур при селе Тейково, и А.В. Кокушкин и их семейства.

В 1870-х годах при игумене Вассиане усердием купца Антона Шодчина была обновлена и украшена Казанская церковь. В ней были устроены два придела — правый во имя свят. Митрофана Воронежского, левый — во имя свят. Николая Чудотворца. Под Казанской церковью и приделами были устроены трапеза для братии и странников, а также подвал, кладовые и келья для повара. В 1877 г. придел в честь великомученика Иоанна был упразднен, место дубового престола обнесено решеткой, а придельный иконостас пожертвован в новоустроенную церковь в Суздальском духовном училище.

В 1888-1889 гг. были перекрыты новым железом кровли приделов Успенского собора, в 1892 г. Казанская церковь была внутри расписана и в ней устроено духовое отопление.

В 1904 г. главы и кровля Успенского собора были окрашены медянкой, кресты позолочены, а стены выбелены известью; на колокольне крест был вызолочен, стены выбелены известью; ограда выбелена и покрыта железом.

В ризнице Успенского собора хранились древние (XVII в.) иконы Успения Богородицы и великомученика Иоанна с житием, древние царские двери, а в самом соборе за левым клиросом — икона свт. Митрофана Воронежского — точная копия образа при мощах святого в Воронеже, откуда и была доставлена 19 июля 1833 г. Под Успенским собором и рядом с ним погребалось поместное дворянство.

В Казанской церкви в иконостасе находилась Казанская икона Богородицы — чтимая в пустыни и в окрестных селениях как явленная и чудотворная.

Согласно Монастырской ведомости за 1882 г. в пустыни имелись следующие здания: двухэтажная деревянная гостиница; одноэтажный деревянный братский корпус; каменный двухэтажный братский корпус, в середине которого находилась Всехсвятская церковь с колокольней и вратами, в корпусе на втором этаже размещались классы народного училища и комната учителя, на первом — «ночлежный приют на 16 мальчиков за дальностью их домов»; два каменных погреба и каменный двор с конюшнями и хлевом; каменная рига; деревянная баня; кузница; часовня с постоялым двором.

Золотниковской пустыни в конце XIX в. принадлежали: деревянная часовня и постоялый двор из 3-х изб и служб на перекрестке дорог из Суздаля и Гавриловского Посада в Шую; земли около сельца Пантелеево, в пустоши Крутец, огородной земли в Пуховом переулке в г. Суздале; мельница «о двух поставах» на р. Сахтыш при дер. Медведева (передана Высочайшим повелением монастырю из казенного ведомства в 1798 г.), озеро Сахтыш и рыбные ловли на нем, в г. Иваново-Вознесенске пустынь владела с 1880-х годов домом, выстроенным на земле купца Гарелина.

Должности настоятелей пустыни в к. XVIII—XIX вв. занимали иеромонахи Владимирского архиерейского дома и различных монастырей Владимирской губернии: Авраамий (1781-1802 гг.), Гедеон (1802-1804 гг.), Самуил (1804-1823 гг.), Илия (1823-1825 гг.), Амвросий (1825-1828 гг.), Парфений, Симон, Иона, Георгий, Макарий (1853-1860 гг.), Вассиан (1860-1873 гг.), Варнава (1873 г.), Анастасий (1873-1877 гг.), Амфилохий (1877-1879 гг.), Венедикт (1879-1881 гг.), Игнатий (1881-1882 гг.), Агафангел (с 1882 г.). В 1896 г. настоятелем пустыни значится игумен Агафангел, в 1905 г. — игумен Вениамин, в 1916 г. — иеромонах Иоанн.

В Списке братии пустыни за 1882 г. значатся: строитель иеромонах Агафангел, из крестьян, окончивший приходское училище, 38 лет; иеромонах Митрофан, из губернских регистраторов, помощник строителя, 65 лет; иеродиакон Константин, из духовного звания, 39 лет; монах Севастиан, из крестьян, 68 лет; монах Никон, отставной рядовой, 64 года; Иван Иванов Хренов, из потомственных дворян, 52 года, в должности братского повара; Афанасий Иванов Ильинский, личный почетный гражданин г. Суздаля, 21 год, при клиросном послушании.

В 1873 г. в пустыни проживало 22 человека братии, в 1882 г. — 12 человек, в 1905 г. — 28 человек (9 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников).

Ф.556 Оп.111. Д.935. Л.320-336; Оп. 108. Д.406. Л.1-34; Оп.1. Д.1293. Л.1; Д.2989. Л.1; Д.4426. Л.5-8; Смирнов А.В. Материалы для истории Владимирской губернии. Вып.4. Владимир, 1906. С.198-199; Стромилов Н. С. Успенская Золотниковская пустынь // Владимирские губернские ведомости. 1883 г., № 47, 48, 49, 50, 51, 52; 1884 г., № 1.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Успенская Золотниковская пустынь. Современный вид. 25.04.2014 г.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Успенский Собор. Современный вид. Фото 02.09.2014 г.

Источник

Золотниковская Успенская пустынь

Расположена в северо-западной части села недалеко от шоссе Иваново-Суздаль-Владимир. Занимает участок в форме неправильного квадрата, некогда обнесённого каменной оградой; с севера и запада он ограничен р. Золотоструйка с овражистыми, покрытыми деревьями и кустарником берегами, а с юга и востока — застройкой села. Основана пустынь в 1-й четверти XVII века иноком Ионою Головицыным, при котором была поставлена небольшая деревянная Успенская церковь и называлась обитель « Новая пустынь берёзовского борку Успения Богородицы». В XVII — 1-й половине XVIII века пустынь пользовалась большой известностью и процветала. Её часто посещал суздальский митрополит Илларион, вносили вклады цари Михаил Фёдорович, Пётр I, царевна Софья; энергично велось строительство. В 1651 г. вместо первоначальной деревянной была сооружена каменная, ныне существующая Успенская церковь; в 1656 г. построена надвратная церковь Всех Святых, в 1657 г. — Казанская. Согласно описи 1764 г., главы Успенской и Казанской церквей были покрыты « чешуёю каменной». С 1724 г. пустынь стала называться Успенской Золотниковской. С 1764 г. она становится заштатной, однако строительство здесь продолжалось: в 1806 г. был возведен настоятельский корпус, в 1810—1820 гг. участок обносят оградой, во 2-й половине XIX века строятся кельи, гостиница для приезжающих, народное училище. От всех этих сооружений к настоящему времени сохранились только церкви Успенская и Казанская, настоятельский корпус и части фундаментов надвратной церкви, келий и башен ограды. Границы участка видны сейчас благодаря небольшому валу на месте ограды и рву. Пример первоначально целостного древнерусского ансамбля конца XVII — начала XVIII века с интересным планировочным и композиционно-пространственным решением как всего ансамбля, так и составляющих его отдельных памятников.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Золотниковская пустынь ( фото 1973 г.)

Расположение главных его сооружений рассчитывалось с учётом зрительного восприятия при движении от главного входа через арку ворот Всехсвятской церкви, а также с площади. Господствующее положение в ансамбле занимало наиболее крупное здание — Успенская церковь, находившаяся в центре северной половины территории пустыни. Казанская церковь расположена северо-западнее Успенской, с небольшим разворотом на северо-восток для лучшего её обзора с различных точек территории и особенно с площади. Настоятельский корпус замыкает ансамбль соборной площади с юга.

Церковь Успения

Церковь Успения — бесстолпный трёхглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры середины XVII века с использованием традиций суздальского зодчества. Его трёхглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля XVI века. Аркатурноколончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырёхскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объёмов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды ( первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й половине XIX века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел, разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки ( утречены). Большинство проёмов заложено, восточное окно апсиды растёсано в широкий въезд.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Церковь Успения ( фото 1988 г.)

Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна — арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями.

Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части — полулотковый свод.

На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи середины XIX века, гризайльный декор которой выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи XVII века. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов. В западной части свода на розовом фоне написана « Новозаветная Троица» в окружении архангелов в красно-сиреневых, охристых, бледно-голубых и сине-розовых одеждах. Гризайльный орнамент на арках свода выдержан в зеленоватых и коричневых тонах. На южной стене написаны изображения святых, на западной — сцены из жития Николы, на северной — «Поклонение волхвов» и «Преображение».

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Роспись свода апсиды ( фото 1975 г.)

Казанская церковь

Казанская церковь принадлежит к типу трапезных церквей, трехчастных в плане. Кирпичное, неоштукатуренное здание стоит на высоком подклете, в котором располагались помещения хозяйственного назначения. Над подклетом находилась собственно церковь с двусветным прямоугольным в плане четвериком, завершённым декоративной главкой, и примыкающими к нему тремя уплощенными апсидами алтаря ( в ширину основного объёма), и более широкой квадратной трапезной. К настоящему времени сильно разрушена трапезная, утрачены перекрытия подклета, четверика и алтаря, а также завершения всего здания.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Казанская церковь ( фото 1988 г.)

Декоративное убранство фасадов выдержано в той же стилистике, что и в Успенской церкви. На углах объемов также расположены мощные лопатки, а декоративное убранство сосредоточено в верхней части четверика и других объёмов. Сходны и применённые архитектурные мотивы — поребрик, балясины, аркатурный пояс. Однако это сходство не буквальное: так, аркатурный пояс здесь более миниатюрный, а между рядами поребрика в четверике проходит пояс перспективных ширинок.

Внутри четверик храма перекрыт в первом этаже коробовым сводом, во втором — лотковым, алтарные апсиды — лотковым и коробовым сводами, подалтарное пространство — коробовым сводом.

Настоятельский корпус

Настоятельский корпус — двухэтажная, прямоугольная в плане постройка, вытянутая по оси север-юг. Нижний этаж кирпичный, оштукатуренный и побеленный; позднее надстроенный верхний рублен из брёвен в лапу и обшит тёсом; кровля вальмовая. Фасады выполнены в упрощенных формах классицизма. Первый этаж завершён карнизом простого профиля из двух полочек и сухариков. Прямоугольные окна помещены в слабо заглубленные плоские ниши. Второй этаж с дощатыми пилястрами, закрывающими торцы бревен, венчает сильно вынесенный карниз. Тамбур входа с крыльцом на восточном фасаде подчеркнут треугольным фронтоном на кронштейнах.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

Настоятельский корпус ( 1988 г.)

Первоначальная планировка первого этажа довольно архаична и состоит их трёх анфиладно соединенных, симметрично расположенных помещений: большого центрального и меньших боковых. Комнаты верхнего этажа связаны коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия плоские деревянные. Прежнее оформление интерьеров не сохранилось, за исключением двух кафельных печей 1-й половины XIX века. Изразцы белые, с синим ромбовидным рисунком с цветком в центре.

Источник

Золотниковая пустынь мужской монастырь

Золотниковская Успенская пустынь

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
Святитель Митрофан епископ Воронежский

В 1912 г. для доклада очередному уездному земскому собранию в Суздальскую уездную управу поступило прошение игумена Золотниковской Пустыни Паисия об уплате ему 54 руб. за монастырское помещение, занятое Золотниковской школой в 1912 году.
Крестьянин Золотниковской пустыни Г.С. Антонов подал в уездную управу, для доклада предстоящему очередному уездному земскому собранию, прошение об уплате ему 16 руб. за помещение занимавшееся в его доме школой в ноябре и декабре месяцах 1912 года.

Золотниковская пустынь находится в 150-200 м. к западу от современного шоссе Иваново-Суздаль-Владимир. Старая дорога на Суздаль, мощеная булыжником, проходила у восточной стены ограды пустыни. Речка Золотоструйка огибает комплекс с северо-запада. Со стороны дороги был главный вход на небольшую, прямоугольную в плане территорию пустыни, границы которой видны по невысокому валу, на месте ограды и небольшому рву, окаймлявшему ее. Над проездной аркой входа возвышалась кирпичная Всехсвятская надвратная церковь с колокольней в третьем ярусе, завершавшейся деревянным шатром XIX в.
Интересно продумана расстановка главных сооружений комплекса: соборной холодной Успенской церкви и теплой трапезной Казанской церкви, располагавшихся по одну сторону, к северо-западу от входа, недалеко друг от друга. Направления их продольных осей не совпадают. Казанская церковь, находящаяся за Успенской, немного развернута на северо-восток, становясь более полно обозримой с монастырской площади. Масштабным и пространственным соотношением массивных объемов церквей организуется композиционный центр ансамбля и его внутреннее пространство, получившее замкнутый характер постановкой в 1806 г. с юга Настоятельского корпуса. От надвратной церкви, местоположение которой определяется по остаткам кирпичной кладки, к центральной части ансамбля ведет липовая аллея ХIХ в. В северо-западном углу территории пустыни, рядом с западным входом, который, как северный и южный, имел вид калитки в ограде, сохранились части кирпичных фундаментов небольшого здания одноэтажных келий ХIХ в. В углах ограды размещались квадратные в плане башни XIX в., от которых остались их кирпичные цоколи.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь

После закрытия прихода в Золотниковской пустыни в 1931 г. ансамбль подвергся варварским разрушениям. Были полностью снесены надвратная Всехсвятская церковь, кирпичная ограда и корпус келий. Казанская церковь, где в 1930-1950 гг. располагался склад колхоза им. Кирова, доведена до руинированного состояния и на сегодняшний день от нее практически ничего не сохранилось. Успенская церковь, находившаяся в эти же годы в ведении шпало-заготовительной конторы Ярославской железной дороги, также подверглась серьезным разрушениям: снесены все главы, в том числе над алтарем и приделами, разобрано деревянное перекрытие трапезной и кровля над ней. Нарушение конструктивних элементов последавало после 1957 г. Лишь Настоятельский корпус, превращенный после закрытия в начальную школу, не пострадал и в целом сохранил свой первоначальный облик. Как памятник культовой архитектуры ансамбль Золотниковской пустыни выявлен и поставлен на гос. учет в 1947 г., а в 1960 г. Успенская церковь была поставлена на гос. охрану республиканского значения. Через два года на ней были проведены небольшие консервационные работы: перекрыта кровля, заложены часть оконных и дверных проемов.

В 1996 г. в Успенском храме вновь открыт приход Русской Православной Церкви и начато силами общины его восстановление.
В настоящее время Золотниковская пустынь находится в крайне плачевном состоянии, фактически на грани исчезновения.
Сохранились руины 3-х главного Успенского собора (1651), огромной двухэтажной Казанской церкви с трапезной (1657), настоятельский корпус (1806).

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
Собор Успения Пресвятой Богородицы

Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 270-274.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
Церковь Казанской иконы Божией Матери

Доброхотов, 1848, с. 239-240; Стромилов, 1883; Зверинский, 1892, с. 381, № 1293; Седов В.В., 1999, с. 22; РГАДА. Ф. 280, оп. 2. Д. 724. Л. 1 об., 2, 2 об.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 270-274.

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
Настоятельский корпус. 1806 г.
золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
Церковь Митрофана Воронежского. 2008 г.

Подворье Иоанна Предтечи в Сидоровском

золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть фото золотниковая пустынь мужской монастырь. Смотреть картинку золотниковая пустынь мужской монастырь. Картинка про золотниковая пустынь мужской монастырь. Фото золотниковая пустынь мужской монастырь
Церковь Иоанна Предтечи

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 54-55 Петропавловский-Сахтошский монастырь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *