золотошвейная мастерская донского монастыря

Золотошвейная мастерская

Обучаем золотошвейному искусству.

В настоящее время группа сформирована.
Дополнительного набора в этом году не будет.

Набор новичков осуществляется ежегодно в последних числах Сентября, перед церковным новолетием.

Обучение производится бесплатно, без ограничения возраста.

Ирина, Ирина

+7 (903) 572-50-46, +7 (905) 775-67-39

Руководители мастерской

Все работы, даже самые малые, делаются по благословению Наместника Донского ставропигиального мужского монастыря и приносятся в дар Донскому монастырю.

В первый год обучения в золотошвейной мастерской основной нашей задачей является не только показать и обучить простейшим техническим приемам золотошвейного искусства, но и объяснить смысл этого очень древнего и трудоемкого вида церковного делания.

Второй год обучения предполагает более детальный и индивидуальный подход к каждому ученику. Все зависит от временных возможностей и способностей человека.

Мы знакомим учениц с техниками жемчужного, золотного шитья, вышивкой шнурами и шелками — традиционным основам древнерусского лицевого и орнаментального шитья. Приобретя некоторые навыки, ученицы вместе с нами участвуют в изготовлении изделий для нужд монастыря. Это закладки для Евангелия и Апостола, дароносицы, просфорницы, шитые пасхальные яйца и др. небольшие предметы. Также наиболее талантливые ученицы принимают участие в серьезных долгосрочных проектах.

Ежегодно в мастерской проходят обучение около 20 человек.

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОШВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Лицевое шитье — древнейший из видов церковного художественного творчества. На Руси оно стало развиваться с принятием христианства. Лицевым шитьем принято называть шитье разноцветными шелками и золотом по ткани изображений святых, библейских и евангельских сюжетов. Своим расцветом искусство это было обязано народным традициям, а так же творческой одаренности русских женщин. Мастерство рукоделия которых, достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны.

Наша Золотошвейная мастерская сегодня располагается в надвратном храме свв. Захарии и Елисаветы, который к настоящему моменту уже с трудом вмещает всех желающих обучаться лицевому шитью.

А начиналось всё так.

Когда-то давно в 90е годы Староверова Ирина и Харитонова Ирина, встретились после окончания Богословского института, где учились на факультете церковных художеств, пораженные красотой древнерусского шитья и стали вместе трудиться в этой области. Почти 20 лет работали в различных монастырях Москвы: это и Зачатьевский, Сретенский, Новодевичий, и наконец, Донской. За эти годы они приобрели огромный опыт трудолюбия и послушания, отточили навыки и умения. Пришло мастерство. За прошедшие годы, они стали авторами больших и сложных работ, приняли участие в крупнейших проектах в области церковного шитья и музейного дела: создании Покрова (лицевого) на мощи святителя Николая в Бари (Италия) 1998-99 гг., изготовлении полного облачения (саккос, 2 омофора, епитрахиль, палица, поручи) для Святейшего Патриарха Алексия II — 1999-2000 гг., создании плащаницы «Облачное Успение» полного извода и пелены Казанской Божией Матери для Патриаршего храма в Переделкино — 2003-2005 гг., реконструкции пелен под иконы для теремного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском — 2008-2009 гг. и др. церковных и светских проектах.

Будучи членами Московского Союза Художников и Союза Художников России (секция религиозное искусство) накопили огромный практический и художественный опыт, и готовы поделиться им. Наши мастера берутся за выполнение самых сложных и объемных работ для Донского монастыря, и предъявляют высочайшие требования к себе — как в разработке эскизов, прорисей для вышивки, так и в техническом исполнении любого изделия. Они создают строго канонические работы, опираясь на лучшие музейные образцы, исторические исследования в области древнерусского искусства. Это литургические комплекты, шитые иконы, пелены, покровы, плащаницы, завесы, одежды на престол, элементы облачения (митры, фелони, епитрахили, омофоры, поручи, саккосы).

С 2009 года Староверова Ирина и Харитонова Ирина работают в Донском монастыре в качестве золотошвей. По благословению епископа Бронницкого, наместника Донского монастыря Парамона, в 2012 году золотошвейная мастерская получила статус учебно-производственной золотошвейной мастерской. Здесь не только изготавливают богослужебные ткани храмового убранства, но и обучают всех желающих золотошвейному мастерству. За это время было сделано много крупных проектов для благоукрашения монастырских храмов и святынь.

Источник

Новости

Фиолетовый Литургический комплект «Положение во гроб»

В преддверии Великого поста, ризница Донского монастыря пополнилась фиолетовым литургическим комплектом «Положение во гроб», который изготовили мастера золотошвейной мастерской – Ирина Харитонова и Ирина Староверова. На создание данного комплекта ушло около двух лет.

Литургический комплект, украшенный бисером, стеклярусом, жемчугом и шнурами для Богородичных праздников

Ризница Донского монастыря пополнилась новым литургическим комплектом (покровцы и воздух), который можно будет увидеть во время совершения божественной Литургии.

Экскурсия по Донскому монастырю

18 мая 2019 года состоялась уже традиционная экскурсия для учениц и учеников Золотошвейной мастерской при Донском ставропигиальном мужском монастыре.

Вышитые пасхальные яйца

Успешно завершается первый учебный курс по золотому лицевому шитью в золотошвейной мастерской Донского монастыря! Наши ученики работали над созданием вышивки на праздничных пасхальный яйцах.

“Хранители памяти” о золотошвейной мастерской Донского монастыря

Культурно-просветительская программа телеканала Союз “Хранители памяти” посвятила несколько своих выпусков золотошвейной мастерской Донского монастыря. В этих программах Ирина Староверова, […]

Литургический набор покровцов

В ризнице Донского монастыря появился повседневный литургический комплект, вышитый нашими золотошвейными мастерами.

Шитый образ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона

По благословению епископа Бронницкого Парамона, наместника Донского монастыря, труженицы золотошвейной мастерской обители изготовили шитую икону с лицевым изображением Патриарха Тихона, с клеймами его жития.

Золотошвейная мастерская Донского монастыря объявляет набор на обучающие курсы

Спешим сообщить нашим прихожанам и читателям, что золотошвейная мастерская Донского монастыря объявляет набор на курсы золотного и лицевого шитья […]

Слово Преосвященного Парамона обращенное к мастерам и ученикам золотошвейной мастерской Донского монастыря

Действительно, золотошвейные мастерские Донской обители на сегодняшний день являются самыми крупными в столице. И радует то, что в число обучающихся входят […]

Подвесные пелены иконостаса Малого собора

Подходит к завершению работа над подвесными пеленами Малого собора Донского монастыря. Они предназначены для икон местного ряда нового иконостаса […]

Источник

Новости

Пасхальный литургический комплект золотошвейной мастерской Донского монастыря

Золотошвейная мастерская Донского монастыря закончила работу над орнаментальным литургическим комплектом, выполненным в лучших традициях древнерусского художественного шитья.

В своей работе мы постарались соблюсти основные принципы орнаментальной вышивки богослужебных тканей прошлых веков. Это использование роскошных материалов, тесная связь с ювелирным искусством, простота, графичность и ясность композиции, сочность и четкость узоров.

Этот литургический комплект вышивался специально к Пасхальному богослужению 2013 года. Он состоит из трех предметов:

1. прямоугольного воздуха (60 х 80 см),
2. двух одинаковых крестообразных покровцов (75 х 75 см).

На его изготовление было затрачено десять с половиной месяцев ежедневного труда.

Комплект собран из двух видов ткани: тёмно-красного шелкового бархата (Франция), и розовато-коралловой смесовой ткани (шелк с хлопком – Италия).

Композиция воздуха предельно проста: крест в кресте, где фоновая часть повторяет конфигурацию самого креста. Геометрический орнамент жемчугом в одну прядь в виде больших и малых кругов с крестами обхватывает центральный крест воздуха, состоящий из запоны (круглого центрального элемента) и четырёх рукавов креста, в шитье которых были использованы гранаты, кораллы, аметисты, «кристаллы сваровски», золотная канитель, золотные шнуры. Концы креста украшены металлическими плащиками с ажурным сквозным орнаментом.

Большие кресты двух покровцов выполнены с использованием трёх видов жемчуга: крупного, среднего и мелкого.

Для фона мы взяли ткань с выразительным орнаментом, сложного розовато-кораллового цвета с проблеском бирюзы. Этот цвет мы поддержали настоящей бирюзой, входящей в вышивку запоны.

Сочетание ярко-красных кораллов с жемчугом дает ощущение праздника, подчеркивает белизну жемчуга и его перламутровое свечение. Все периметры элементов вышивки обшиты объёмным, высоким швом «по верёвочке» в тон бархата. Также по всему периметру всех изделий пришит золотный шнур в пять рядов и декоративная тесьма.

На покровцах, кроме больших центральных крестов, вышиты по четыре малых, являющихся переходными элементами от центра к периферии. Они зашиты среднего размера жемчугом, а внутренняя часть заполнена швом «клопчик», темно-красным шелком.

Для подкладки всех трех изделий мы использовали ярко-красный натуральный шелк.

А для хранения изготовили две коробки ручной работы, обтянутые золотистой шелковой тканью (Италия).

Староверова Ирина, Харитонова Ирина

Источник

Новости

Слово Преосвященного Парамона обращенное к мастерам и ученикам золотошвейной мастерской Донского монастыря

Традиции лицевого и золотошвейного шитья имеют многовековые исторические корни уходящие еще в Византийскую культуру. Высокое художественное и техническое мастерство византийских мастериц получило свое продолжение и развитие в церковном искусстве Киевской Руси.

Центрами лицевого шитья, несомненно, были Киев и Новгород, поддерживающие широкие торговые и дипломатические отношения с Византией. И естественно, первые отечественные памятники лицевого шитья впитали в себя характерные черты византийской культуры.

Как в древности, так и сейчас этот вид изобразительного искусства требовал не только совокупную работу разных мастеров от иконописца до ювелира, но и всегда был особым видом искусства требующим значительных материальных затрат и привозных исходных материалов. Вследствие этого золотошвейные светлицы были только при великокняжеских монастырях как в Киеве, при архиерейском доме в Новгороде, или при теремах Московских великих государей.

Отметим, что в определенных исторических условиях, времени Татарского ига или при смене основных художественных приоритетов в Синодальный период, этот вид художественного творчества фактически прекращал свое бытование. Однако благодаря уникальной особенности всего церковного искусства к сохранению своей преемственности, в новых исторических реалиях происходило всякий раз воскрешение того, что казалось бы, навсегда было утрачено.

В современных условиях XIX века, когда благодаря научной реставрации и многочисленным исследованиям в этой области многое секреты старых мастеров восстановлены и, что особенно важно, современные мастера делают следующие шаги создавая во многом не только копии прошлых эпох, но удивительно современные и вместе с этим традиционные произведения искусства.

Мы отметили, что достаточно хлопотливое дело поддерживать подобные мастерские и в современных условиях. И не скрою, были разные думы о целесообразности подобной мастерской в нашей обители. Но посоветовавшись с мастерами, с администрацией монастыря мы сделали новые шаги вперед. И это решение было правильным. Результат сегодня очевиден.

Действительно, золотошвейные мастерские Донской обители на сегодняшний день являются самыми крупными в столице. И радует то, что в число обучающихся входят заинтересованные разных профессиональных специальностей и разных поколений. Единое дело заботы о сохранении великого достояния прошлого, бережного восстановления имеющегося и преумножение нового является внутренним стержнем всего вашего труда.

Благодарю наших мастериц двух Ирин за подержание на самом высоком профессиональном уровне вверенного их трудам ответственного послушания. Благодарю всех кто своим трудом содействовал тому, что при освящении Малого собора обители был багоукрашен иконостас новыми пеленами в полном комплекте, что есть живой пример творческого единства и общего соработничества на благо отечественной культуры, Матери Церкви и всего Отечества нашего.

Источник

Новости

Начался новый учебный год в Золотошвейной мастерской при Донском монастыре

С традиционного молебна начался новый учебный и творческий год в Золотошвейной мастерской Донского ставропигиального монастыря. Лицевое шитье — древнейший из видов церковного художественного […]

Евхаристический комплект

Литургический комплект был изготовлен по благословению наместника Донского монастыря епископа Парамона к празднику Благовещения – 7 апреля 2015 года нашей золотошвейной мастерской.

Начались занятия в Золотошвейной мастерской Донского монастыря

12 октября начались занятия в Золотошвейной мастерской нашей обители. Молебен на начало нового учебного года совершил отец Наместник игумен Парамон […]

Золотошвейная мастерская Донского монастыря переехала в надвратный храм правв. Захарии и Елисаветы

Рады сообщить нашим прихожанам и читателям, что Золотошвейная мастерская Донского монастыря, благодаря усилиям о. Парамона, наместника нашей обители, переехала в новое светлое помещение […]

Новые работы Золотошвейной мастерской Донского монастыря

На прошлой неделе мастерицы Золотошвейной мастерской нашей обители закончили работу над закладками для Евангелия и покровами (для раки с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского) […]

Золотошвейная мастерская Донского монастыря объявляет набор на обучающие курсы

Спешим сообщить нашим прихожанам и читателям, что золотошвейная мастерская Донского монастыря объявляет набор на курсы золотного и лицевого шитья […]

Подвесная пелена под икону Божией Матери “Донская”

Золотошвейная мастерская Донского монастыря закончила работу над подвесной орнаментальной пеленой под чудотворную икону Божией Матери “Донская”, располагающуюся в иконостасе Большого Собора […]

Пасхальный литургический комплект золотошвейной мастерской Донского монастыря

Этот литургический комплект вышивался специально к Пасхальному богослужению 2013 года. Он состоит из трех предметов […]

Пелена под Донскую икону Божией Матери

Принося свой малый вклад в виде пелены, шитой вручную, под великую святыню русской земли – Донскую икону Божией Матери, находящуюся в Малом Соборе, мы бы хотели немного рассказать о ее символическом значении […]

Лицевой покров святителя Тихона, Патриарха Московского

Покров был создан в 2012 году ко дню празднования преставления Святителя – 7 апреля, – о чём свидетельствует вкладная надпись внизу позёма. Размеры покрова- 150 см на 60 см […]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *