золотошвейная мастерская сретенского монастыря
Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни
Suckerfish
Златошвейная мастерская Сретенского монастыря.Москва.
очень нравятся работы мастериц этого монастыря.есть даже фильм (на видеокассете)о создании Патриаршего облачения.
Но ни разу за 2года не смогла открыть( увеличить) картинки отсюда: http://www.pravoslavie.ru/sm/2.
Это у меня такая проблема, или у вас тоже не открываются? Если у кого-нибудь есть фото потрясающих вышивок мастериц Сретенского монастыря- поместите в эту тему, пожалуйста!
У меня открылось сразу
У меня открылось сразу, но я не знаю, как вставить на сайт
Танечка, я
Танечка, я разместила увеличенные фото здесь:
Танюшечка, я
Танюшечка, я всегда говорила, что ты компьютерный гений. Спасибо, что поделилась радостью! теперь я у тебя копировать буду!
Но почему же у меня не открывались. Вроде, небольшие.
рассмотрела митры- там, оказывается, много ювелирных заготовок- не все вышито.И другие вышивки разглядела.Какая красота.
Ты мне льстишь.
Ты мне льстишь. проказница!
Ну я очень
Ну я очень постно,-чуть-чуть
от большой радости.
Златошвейная мастерская Сретенского монастыря.Москва.
очень нравятся работы мастериц этого монастыря.есть даже фильм (на видеокассете)о создании Патриаршего облачения.
Но ни разу за 2года не смогла открыть( увеличить) картинки отсюда: http://www.pravoslavie.ru/sm/2.
Это у меня такая проблема, или у вас тоже не открываются? Если у кого-нибудь есть фото потрясающих вышивок мастериц Сретенского монастыря- поместите в эту тему, пожалуйста!
У меня открылось сразу, но я не знаю, как вставить на сайт
Танечка, я разместила увеличенные фото здесь:
Танюшечка, я всегда говорила, что ты компьютерный гений. Спасибо, что поделилась радостью! теперь я у тебя копировать буду!
Но почему же у меня не открывались. Вроде, небольшие.
рассмотрела митры- там, оказывается, много ювелирных заготовок- не все вышито.И другие вышивки разглядела.Какая красота.
Ты мне льстишь. проказница!
Ну я очень постно,-чуть-чуть
от большой радости.
мастерской в Сретенском больше нет.
А куда она переместилась?
мастерской в Сретенском больше нет.
А куда она переместилась?
в 2005г была в Москве, специально поехала туда, работники при храме сказали, что переместилась на патриаршье подворье, а где это?
Какого патриархата подворье? .
вообще лучше дальше эту тему не развивать. нет ее больше и все.
Тяжело стало «дармоедок/ов» содержать?
Содержать? С этим вопрос уже давно и везде решенный. Здесь более замысловатая причина: однажды народу становится ясно, что на «дармоедках» оказывается не заработаешь.
Грустно как-то это все.
девочки,а зачем отцу Георгию надо было зарабатывать на вышивальщицах? У него с финансами все тип-топ!Мастерская распалась не из-за этого,скорее чисто по-бабьи.
Елена, вы в именах осведомлены?
И нас решили посвятить в курс дела.
Мариночка, а причем тут имя?
Может у меня другая инфо, а не та,что несется из ПСТГУ.
я прихожу к выводу здесь на форуме,что информация в таких кривых зеркалах,и она всех устраивает!
умолкаю,Мариночка,чтоб не просвещать. Прошу прощения.
Не только в именах, но и в источниках информации.
© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.
Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.
Золотошвейная мастерская
Как все начиналось
Когда в 1994 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни в стенах древнего Сретенского монастыря, на обитель было страшно смотреть. Тогда художницы Нонна Ивановна Батытина и Екатерина Михайловна Пушкина, знавшие назначенного сюда отца Тихона (Шевкунова) еще по его служению в Донском монастыре, сделали аналойник с жемчужным крестиком.
«Все началось с жемчужинки», – говорит Екатерина Михайловна. Тонкая работа с жемчугом станет одной из особенностей изделий созданной потом при монастыре золотошвейной мастерской «Сретение». Возможно, потому что жемчужными окладами на чудотворном образе Успения Пресвятой Богородицы славится Псково-Печерская обитель, в качестве подворья которой изначально и был открыт Сретенский монастырь.
Потом, узнав о том, что первая служба состоится на Сретение Господне, смастерили к празднику воздух и покровцы. На них первая Литургия в возрождаемой Сретенской обители и служилась.
«Тогда каждый, кто чем мог, стремился помочь монастырю», – вспоминает Нонна Ивановна.
В начале 1990-х годов специального образования по церковному шитью ни у кого не было – никакие курсы для золотошвеек еще не были открыты. Возрождением древнерусского искусства лицевого шитья занимались разве что отдельные реставраторы и искусствоведы. С ними и стали налаживать контакты. Одной из первых откликнулась Инна Исидоровна Вишневская, заведовавшая фондами Музеев Московского Кремля. Там и удалось поработать с памятниками церковного шитья, рассмотреть изнанку в целях реконструкции техники. Хотя для создания первой своей крупной работы отправились в музей-ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Так к престольному празднику следующего 1995 года, в который отмечалось 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву, вышили первое облачение – голубую фелонь, – также расшив ее жемчугом. «Это был подарок нашему духовнику отцу Тихону, возведенному в тот день Святейшим Патриархом Алексием II в сан игумена, а чуть ранее назначенному наместником обители», – комментирует Нонна Ивановна.
День празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери – 8 сентября того памятного юбилейного года – решили считать и днем основания золотошвейной мастерской «Сретение» при получившей уже статус ставропигии Сретенской обители.
Сначала все делалось просто, из подручных материалов: не было средств на приобретение металлических дробниц [1] – так их просто имитировали шитьем; не могли найти бархат нужного цвета – брали, какой есть, и обращались к знакомым текстильщикам-декораторам, чтобы выкрасить ткань так, как того требовала богослужебная палитра праздничных облачений.
Сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33).
Шитье – это прежде всего молитва
Шитье – это прежде всего молитва. Желание трудом рук своих послужить Богу. Когда-то и Пресвятая Дева Мария вышивала для Иерусалимского храма, где херувимы на покрывалах из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти должны были быть, как сказано в Писании, искусною работою (см.: Исх. 26: 1).
Своего расцвета золотошвейное искусство, унаследованное христианством из Иудейского храмового богослужения, достигло в Византийской империи. Именно тогда, когда богослужение для ромеев было на первом месте, и создавались лучшие, в том числе из дошедших до нас, катапетасмы (то есть алтарные завесы), плащаницы, литургические воздухи, облачения – их и стали наряду с известными им ранее древнерусскими образцами брать за основу сретенские золотошвейки.
Архимандрит Алипий (Воронов) Особенности византийского стиля стали узнаваемыми чертами и их работ: красота композиции, ясность рисунка, простота техники (здесь не используется сложных прикреп [2] ) и, наконец, обилие в вышивке золота. Золото – цвет инобытия. «В Царстве Небесном, – как отмечал выдающийся иконописец наших времен “великий наместник” Псково-Печерской обители архимандрит Алипий (Воронов), – небеса – золотые!»
Используемые в мастерской «Сретение» нити с содержанием натурального золота, как и драгоценные и полудрагоценные камни, применяемые для украшения богослужебных предметов, стоят дорого. Поэтому так же, как это искони было в Византии и на Святой Руси, принимаются вклады, и имена благодетелей вышиваются по краям пелен или покровцов. Все, что делается для Церкви, делается так, чтобы служило в веках, – так что и имена поминаются за богослужениями столетиями.
Кто-то вкладывает средства, другие – свои таланты, тепло своих натруженных рук…
Костяк творческого коллектива мастерской «Сретение» все это время неизменно составляли три художницы: Нонна Ивановна Батытина, Екатерина Михайловна Пушкина и Ирина Ивановна Шляндина.
«Мы так сработались, что каждый из нас дополняет друг друга. Нонна Ивановна, например, может сразу представить то, как работа, за которую мы только принимаемся, будет выглядеть в итоге. Это очень важно, потому что большие работы мы можем вышивать по фрагментам с участием многих вышивальщиц годами. Без этого целостного видения можно уйти в детализацию, а общая композиция рассыплется или работа, допустим, не соберется по цветам… – это все сфера компетенции нашей руководительницы. А Ирина Ивановна у нас мастер по вышивке ликов», – охотно рассказывает про коллег Екатерина Михайловна, у которой, кроме того, что она и сама замечательная художница, удивительный дар общения.
В мастерской очень теплая, подлинно христианская атмосфера созидания и взаимного принятия друг друга.
За почти уже четверть века существования мастерской «Сретение» ее состав был то исключительно профессиональным, то при выполнении больших работ привлекались помощницы. Так, 15 вышивальщиц потребовалось пригласить, чтобы справиться за два года с вышивкой первосвятительского облачения Святейшего Патриарха Алексия II к празднованию 2000-летия христианства.
К празднованию 2000-летия христианства вышили облачение для Патриарха Алексия II
Это облачение Патриарха – одна из редких работ, выполненных для приношения в дар. Также в Сретенской мастерской разработали и вышили для Преображенского храма Резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Переделкино Успенскую Плащаницу Пресвятой Богородицы с лилиями.
Выполнили в мастерской и несколько исторических работ: например, для Арзамасского музея русского патриаршества воссоздали ряску Патриарха Никона, а для Пушкинского музея – элементы шитья в дворянском интерьере. (Екатерина Михайловна является представительницей рода А.С. Пушкина, а авторы экспозиции хотели, чтобы в ее создании приняли участие прямые потомки.)
Однако основные работы мастерской, в том числе реконструкции, делались, конечно, для Сретенской обители.
Так, Нонна Ивановна нашла и восстановила прориси литургического комплекта, принадлежащего Сретенскому монастырю в XVII веке. Сейчас это уже известные по службам в еще древнем монастырском храме жемчужные на красном бархате воздух и покровцы.
«Помню, нас много, ставим в центре мастерской на подрамнике это фантастически красивое полотно и все вместе шьем. Все друг друга знают, помогают одна другой», – вспоминает вышивальщица из прихожанок Елена Ивановна Дешко.
Это было уже в то время, когда в работе мастерской пригласили участвовать всех желающих. Просто повесили рядом с расписанием богослужений объявление, кого-то пригласили лично…
«А вы не хотите вышивать?» – спросила как-то Екатерина Михайловна у молодой женщины, бегло скользящей глазами по объявлениям у монастырского храма, в том числе о наборе в золотошвейную мастерскую. «Не люблю», – сказала, как отрезала, та. «Вы приходите, попробуйте», – тем не менее услышала в ответ. И сейчас уже та, что согласилась, жизни своей не мыслит без золотошвейной мастерской «Сретение».
Золотошвейная мастерская «Сретение» при Сретенском монастыре
Как все начиналось
Когда в 1994 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни в стенах древнего Сретенского монастыря, на обитель было страшно смотреть. Тогда художницы Нонна Ивановна Батытина и Екатерина Михайловна Пушкина, знавшие назначенного сюда отца Тихона (Шевкунова) еще по его служению в Донском монастыре, сделали аналойник с жемчужным крестиком.
«Все началось с жемчужинки», – говорит Екатерина Михайловна. Тонкая работа с жемчугом станет одной из особенностей изделий созданной потом при монастыре золотошвейной мастерской «Сретение». Возможно, потому что жемчужными окладами на чудотворном образе Успения Пресвятой Богородицы славится Псково-Печерская обитель, в качестве подворья которой изначально и был открыт Сретенский монастырь.
Потом, узнав о том, что первая служба состоится на Сретение Господне, смастерили к празднику воздух и покровцы. На них первая Литургия в возрождаемой Сретенской обители и служилась.
«Тогда каждый, кто чем мог, стремился помочь монастырю», – вспоминает Нонна Ивановна.
В начале 1990-х годов специального образования по церковному шитью ни у кого не было – никакие курсы для золотошвеек еще не были открыты. Возрождением древнерусского искусства лицевого шитья занимались разве что отдельные реставраторы и искусствоведы. С ними и стали налаживать контакты. Одной из первых откликнулась Инна Исидоровна Вишневская, заведовавшая фондами Музеев Московского Кремля. Там и удалось поработать с памятниками церковного шитья, рассмотреть изнанку в целях реконструкции техники. Хотя для создания первой своей крупной работы отправились в музей-ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Так к престольному празднику следующего 1995 года, в который отмечалось 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву, вышили первое облачение – голубую фелонь, – также расшив ее жемчугом. «Это был подарок нашему духовнику отцу Тихону, возведенному в тот день Святейшим Патриархом Алексием II в сан игумена, а чуть ранее назначенному наместником обители», – комментирует Нонна Ивановна.
День празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери – 8 сентября того памятного юбилейного года – решили считать и днем основания золотошвейной мастерской «Сретение» при получившей уже статус ставропигии Сретенской обители.
Сначала все делалось просто, из подручных материалов: не было средств на приобретение металлических дробниц [1] – так их просто имитировали шитьем; не могли найти бархат нужного цвета – брали, какой есть, и обращались к знакомым текстильщикам-декораторам, чтобы выкрасить ткань так, как того требовала богослужебная палитра праздничных облачений.
Сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33).
Шитье – это прежде всего молитва
Шитье – это прежде всего молитва. Желание трудом рук своих послужить Богу. Когда-то и Пресвятая Дева Мария вышивала для Иерусалимского храма, где херувимы на покрывалах из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти должны были быть, как сказано в Писании, искусною работою (см.: Исх. 26: 1).
Своего расцвета золотошвейное искусство, унаследованное христианством из Иудейского храмового богослужения, достигло в Византийской империи. Именно тогда, когда богослужение для ромеев было на первом месте, и создавались лучшие, в том числе из дошедших до нас, катапетасмы (то есть алтарные завесы), плащаницы, литургические воздухи, облачения – их и стали наряду с известными им ранее древнерусскими образцами брать за основу сретенские золотошвейки.
Архимандрит Алипий (Воронов) Особенности византийского стиля стали узнаваемыми чертами и их работ: красота композиции, ясность рисунка, простота техники (здесь не используется сложных прикреп [2] ) и, наконец, обилие в вышивке золота. Золото – цвет инобытия. «В Царстве Небесном, – как отмечал выдающийся иконописец наших времен “великий наместник” Псково-Печерской обители архимандрит Алипий (Воронов), – небеса – золотые!»
Используемые в мастерской «Сретение» нити с содержанием натурального золота, как и драгоценные и полудрагоценные камни, применяемые для украшения богослужебных предметов, стоят дорого. Поэтому так же, как это искони было в Византии и на Святой Руси, принимаются вклады, и имена благодетелей вышиваются по краям пелен или покровцов. Все, что делается для Церкви, делается так, чтобы служило в веках, – так что и имена поминаются за богослужениями столетиями.
Кто-то вкладывает средства, другие – свои таланты, тепло своих натруженных рук…
Костяк творческого коллектива мастерской «Сретение» все это время неизменно составляли три художницы: Нонна Ивановна Батытина, Екатерина Михайловна Пушкина и Ирина Ивановна Шляндина.
«Мы так сработались, что каждый из нас дополняет друг друга. Нонна Ивановна, например, может сразу представить то, как работа, за которую мы только принимаемся, будет выглядеть в итоге. Это очень важно, потому что большие работы мы можем вышивать по фрагментам с участием многих вышивальщиц годами. Без этого целостного видения можно уйти в детализацию, а общая композиция рассыплется или работа, допустим, не соберется по цветам… – это все сфера компетенции нашей руководительницы. А Ирина Ивановна у нас мастер по вышивке ликов», – охотно рассказывает про коллег Екатерина Михайловна, у которой, кроме того, что она и сама замечательная художница, удивительный дар общения.
В мастерской очень теплая, подлинно христианская атмосфера созидания и взаимного принятия друг друга.
За почти уже четверть века существования мастерской «Сретение» ее состав был то исключительно профессиональным, то при выполнении больших работ привлекались помощницы. Так, 15 вышивальщиц потребовалось пригласить, чтобы справиться за два года с вышивкой первосвятительского облачения Святейшего Патриарха Алексия II к празднованию 2000-летия христианства.
К празднованию 2000-летия христианства вышили облачение для Патриарха Алексия II
Это облачение Патриарха – одна из редких работ, выполненных для приношения в дар. Также в Сретенской мастерской разработали и вышили для Преображенского храма Резиденции Святейшего Патриарха Алексия II в Переделкино Успенскую Плащаницу Пресвятой Богородицы с лилиями.
Выполнили в мастерской и несколько исторических работ: например, для Арзамасского музея русского патриаршества воссоздали ряску Патриарха Никона, а для Пушкинского музея – элементы шитья в дворянском интерьере. (Екатерина Михайловна является представительницей рода А.С. Пушкина, а авторы экспозиции хотели, чтобы в ее создании приняли участие прямые потомки.)
Однако основные работы мастерской, в том числе реконструкции, делались, конечно, для Сретенской обители.
Так, Нонна Ивановна нашла и восстановила прориси литургического комплекта, принадлежащего Сретенскому монастырю в XVII веке. Сейчас это уже известные по службам в еще древнем монастырском храме жемчужные на красном бархате воздух и покровцы.
«Помню, нас много, ставим в центре мастерской на подрамнике это фантастически красивое полотно и все вместе шьем. Все друг друга знают, помогают одна другой», – вспоминает вышивальщица из прихожанок Елена Ивановна Дешко.
Это было уже в то время, когда в работе мастерской пригласили участвовать всех желающих. Просто повесили рядом с расписанием богослужений объявление, кого-то пригласили лично…
«А вы не хотите вышивать?» – спросила как-то Екатерина Михайловна у молодой женщины, бегло скользящей глазами по объявлениям у монастырского храма, в том числе о наборе в золотошвейную мастерскую. «Не люблю», – сказала, как отрезала, та. «Вы приходите, попробуйте», – тем не менее услышала в ответ. И сейчас уже та, что согласилась, жизни своей не мыслит без золотошвейной мастерской «Сретение».