золотой алтарь собора святого марка
Венеция серениссима. Шедевры Сан-Марко. Пала д’Оро и алтарный образ Паоло Венециано.
Еще одним бесценным сокровищем Сан-Марко является Пала д’Оро — Золотой алтарь. Он состоит из около 250 миниатюр, выполненных в технике перегородчатой эмали в 10-12 веках византийскими мастерами.
Современный облик алтаря сформировался на протяжении нескольких веков.
Первый алтарь был заказан дожем Пьетро Орсеоло в Константинополе в 976 году. Второй — дожем Орделаффо Фалье там же в 1105 году.
Затем добавились эмалевые пластинки, привезенные во время правления дожа Энрико Дандоло в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода из монастыря Пантократора.
Нижняя часть алтаря была заказана в период правления дожа Пьетро Дзиани (1205—1229 годы).
А современный вид Пала д’Оро приобрёл в 1343 году, когда дож Андреа Дандоло заказал ювелиру Джамбаттисте Бонесенья готическую раму из позолочённого серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. В эту раму были установлены эмалевые миниатюры, а сам алтарь помещён в мраморную дароносицу. Размеры алтаря составляют 3,34 на 2,51 метра.
В центре алтаря находится изображение Христа Пантократора, сидящего на троне, украшенном драгоценными камнями.
Ниже образ Богородицы Оранты, по сторонам которой изображены дож Орделаффо Фальер и императрица Ирина.
Очень интересный верхний ряд алтаря, в котором на довольно крупных эмалях, которые принято относить к 12 веку, изображены шесть церковных праздников, расположенных по сторонам от фигуры архангела Михаила: Вход Господень в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Распятие Христово, Вознесение Христово, Сошествие святого Духа и Успение Богородицы.
Кроме того, на алтаре еще есть архангелы, херувимы, апостолы, пророки, двунадесятые праздники, житие апостола Марка. И он, конечно, поражает воображение.
Расположен в алтарной части апсиды собора и развернут в обратную сторону от входящих. Для того, чтобы им полюбоваться, нужно заплатить 2 евро. Фотографировать там нельзя, но сделать фото на память на смартфон или мыльницу никто не возбраняет. У меня, например, получилось так.)
Понятно, что нормальные фото, а тем более отдельные эмали, там просто так не снимешь. Все снимки, приведенные в посте, нашла в сети, и мне пришлось немного потрудиться, чтобы разыскать более-менее качественные.
До середины 20 века Пала д’Оро, считавшийся праздничным алтарём, не находился в свободном доступе. Его открывали в торжественные моменты богослужения, в прочее время он закрывался будничным алтарным образом, который написал в 1345 году Паоло Венециано по заказу Андреа Дандоло.
Сейчас этот алтарный образ в музее собора. Готическая живопись Венециано считается связующим звеном между художественной византийской традицией и проторенессансом Джотто и, как оказалось, выглядит это очень здорово.
В нижнем ряду семь эпизодов из истории Сан-Марко и его связи с Венецией.
Золотой алтарь собора Святого Марка
Золотой алтарь собора Святого Марка
Первоначально небесным покровителем Венеции считался Святой Федор, но в IX веке этот византийский святой сменился латинским Святым Марком. Тогда же возникла и легенда по поводу этой перемены.
В 828 году священная реликвия была доставлена в Венецию. За несколько лет венецианцы среди монастырских садов построили собор своему новому святому – рядом с Дворцом дожей и поблизости от храма Святого Федора. В 976 году первоначальное здание собора сгорело от пожара, который перекинулся сюда от резиденции дожей. Рассказывали, что при этом пропали и останки евангелиста Марка. Вскоре храм был восстановлен с некоторыми добавлениями, но через сто лет его заменили совсем новым зданием.
История современного собора Святого Марка восходит к XI веку. Хотя в это время его строительство и не было завершено, но в основном храм уже был возведен. Новый собор надо было освятить, и незадолго до этого торжественного дня власти Венецианской республики объявили о всеобщем посте. А потом устроили всеобщий молебен, чтобы с Божьей помощью отыскать пропавшие мощи своего святого покровителя.
Вот тогда-то и произошло чудо. «Когда процессия во главе с дожем медленно двигалась по собору, у одной из колонн воссиял яркий свет, потом рассыпалась каменная кладка, и из отверстия показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. В то же мгновение по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого не возникло сомнения, что воистину нашлось тело Марка, и все вознесли хвалу Господу за столь дивное возвращение исчезнувшего святого».
Строительство храма продолжалось несколько столетий, и каждое новое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик собора, украшало, обогащало его. Сюда свозились из всех подвластных Венеции стран поистине сказочные сокровища.
Жители Венеции хотели сделать свой собор красивым и пышным, поэтому капитанам всех венецианских кораблей приказали привозить из дальних стран все, «что могло украсить собор и содействовать его славе и величию».
Венецианские мореходы, ходившие за тридевять земель, в течение многих веков доставляли сюда мраморные плиты и колонны редкой расцветки, барельефы, статуи из камня и порфира. Все это в некотором красочном беспорядке, но смонтированное с большим вкусом шло в дело. Строителей не смущала разностильность, они не очень заботились о симметрии, но, наверное, в этом и было чудо настоящего искусства и истинного творческого взлета: ни одна из колонн не походит на другую, и из этой, казалось бы, дисгармонии возникает своя гармония.
На крыше притвора собора Святого Марка установленна знаменитая квадрига – фигуры четырех бронзовых коней. Считается, что четверку лошадей изваял греческий скульптор Лисипп. Некогда она украшала триумфальную арку Нерона в Риме, потом император Константин перевез ее в свою новую столицу, где она тоже была украшением триумфальной арки. В 1204 году венецианский дож Дандоло вывез ее из Константинополя в качестве военного трофея, и скульптуру установили эту на соборе Святого Марка. Следует сказать, что разграбление Константинополя принесло Венецианской республике много военных трофеев, а собору новые сокровища.
В 1797 году, во время итальянского похода Наполеона, из Венеции было похищено много драгоценных камней, а захваченные только в соборе Святого Марка золотые и серебряные предметы были переплавлены в 55 слитков. Бронзовые кони по приказу Наполеона были отправлены в Париж, где знаменитая четверка увенчала сначала вход во дворец Тюильри, а потом и Триумфальную арку на площади Карусель.[30]
Но озабоченный перевозкой в Париж бронзовых коней, Наполеон упустил трофей более ценный. Французские солдаты не тронули замечательный золотой алтарь собора, так как были уверены, что он ничего не стоит.
Настоящим сокровищем собора Святого Марка является величественный, сверкающий золотом, драгоценными камнями и великолепным резным орнаментом алтарь.
Древнее предание гласит, что ризничий храма, указывая руками на алтарь, не уставал повторять, что все его украшения сделаны из простого стекла. Это была простодушная хитрость хранителя соборных сокровищ, а в описи алтарных драгоценностей, тщательно составленной в 1796 году, содержались совсем другие сведения. Помимо перегородчатой эмали, алтарь (размеры которого 3 х 1 метр) был украшен искусно обработанными драгоценными камнями и жемчужинами: 400 гранатов, 300 сапфиров, 300 изумрудов, 90 аметистов, 75 розовых шпинелей, 50 рубинов, четыре топаза, две камеи и 1300 жемчужин. Алтарь был просто усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями, общее число которых составило 2521.
Золотой алтарь собора Святого Марка создавался почти пятьсот лет – в четыре этапа. Самая ранняя его часть состоит из медальонов, сделанных в Х веке византийскими золотых дел мастерами. Эмалевые изображения, на которых изображены сцены из Нового завета и эпизоды из жизни святого Марка, обрамляющие три стороны алтаря, выполнены в XII веке венецианскими мастерами. Эмалевые изображения, находящиеся вокруг центральной части алтаря, были исполнены в 1209 году.
Последним мастером, принимавшим участие в создании алтаря, был Джанпаоло Буонинсенья. В 1345 году он придал алтарю завершенную форму, добавив к нему несколько замечательных панно, на которых изображен восседающий на троне Иисус Христос в окружении евангелистов, пророков, апостолов и ангелов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Пергамский алтарь
Пергамский алтарь Город Пергам (его руины находятся на западном побережье Турции) являлся столицей небольшого эллинистического государства в Малой Азии. Пергамские цари поддерживали связи с Афинами и всячески стремились подчеркнуть свое уважение к афинским традициям.
Лев Святого Марка, сменивший книгу на меч, 1508—1510
Лев Святого Марка, сменивший книгу на меч, 1508—1510 I По-видимому, все началось со слепоты. Светлейшая Республика Венеция не имела обыкновения возвращать то, что она честно утянула у кого-то другого, и она не видела оснований к тому, чтобы делать исключений для папы римского.
Гентский алтарь в соборе Святого Бавона
Гентский алтарь в соборе Святого Бавона В 1521 году, во время путешествия по Нидерландам, немецкий художник А. Дюрер записал в своем дневнике о приеме, который ему устроили в Генте: «…староста гильдии живописцев и художники оказали мне много чести, прекрасно меня приняли,
Алтарь Мариацкого собора в Кракове
Алтарь Мариацкого собора в Кракове Старинный польский город Краков, основанный около 700 года, располагался сначала на небольшом возвышении левого берега Вислы, которая разделяет город на несколько частей. У Кракова, как и у всякого древнего города, есть своя легенда.
Глава 4. Колониальная империя Святого Марка
Глава 4. Колониальная империя Святого Марка Мы в первую очередь торговцы и лишь потом христиане. Средневековая венецианская поговорка Тот факт, что Венеция — уникальный памятник архитектуры, жемчужина Средиземноморья и все такое, известен всем. О ее уникальной роли в
Очерк пятый Узбек, или «золотой век» золотой орды
Очерк пятый Узбек, или «золотой век» золотой орды (Хан,
6.6. Евангелист Марк жил, по-видимому, в XII веке н. э. История собора святого Марка в Венеции
6.6. Евангелист Марк жил, по-видимому, в XII веке н. э. История собора святого Марка в Венеции Огромный собор Св. Марка в Венеции является украшением города и одним из популярнейших средневековых сооружений Италии. Оказывается, его история чрезвычайно интересна в свете новой
Алтарь Зевса
Алтарь Зевса Проанализировав рассказы рабочих и исторические труды, срочно выписанные из Берлина, Хуманн пришел к твердому убеждению: холм скрывает под собой древний Пергам с его знаменитым алтарем. Но откуда начинать раскопки? И снова помогли местные рабочие. За
На алтарь просвещения
На алтарь просвещения В Староконстантинове ничто не удерживало Мошко. Он принял внезапное, но удачное решение переехать в Житомир и там осесть навсегда, хотя как налогоплательщик он так и остался на долгое время приписанным к староконстантиновскому кагалу. Мошко решил
Золотой алтарь собора святого марка
Золотой алтарь собора Святого Марка
Первоначально небесным покровителем Венеции считался Святой Федор, но в IX веке этот византийский святой сменился латинским Святым Марком. Тогда же возникла и легенда по поводу этой перемены.
В 828 году священная реликвия была доставлена в Венецию. За несколько лет венецианцы среди монастырских садов построили собор своему новому святому – рядом с Дворцом дожей и поблизости от храма Святого Федора. В 976 году первоначальное здание собора сгорело от пожара, который перекинулся сюда от резиденции дожей. Рассказывали, что при этом пропали и останки евангелиста Марка. Вскоре храм был восстановлен с некоторыми добавлениями, но через сто лет его заменили совсем новым зданием.
История современного собора Святого Марка восходит к XI веку. Хотя в это время его строительство и не было завершено, но в основном храм уже был возведен. Новый собор надо было освятить, и незадолго до этого торжественного дня власти Венецианской республики объявили о всеобщем посте. А потом устроили всеобщий молебен, чтобы с Божьей помощью отыскать пропавшие мощи своего святого покровителя.
Вот тогда-то и произошло чудо. «Когда процессия во главе с дожем медленно двигалась по собору, у одной из колонн воссиял яркий свет, потом рассыпалась каменная кладка, и из отверстия показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. В то же мгновение по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого не возникло сомнения, что воистину нашлось тело Марка, и все вознесли хвалу Господу за столь дивное возвращение исчезнувшего святого».
Строительство храма продолжалось несколько столетий, и каждое новое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик собора, украшало, обогащало его. Сюда свозились из всех подвластных Венеции стран поистине сказочные сокровища.
Жители Венеции хотели сделать свой собор красивым и пышным, поэтому капитанам всех венецианских кораблей приказали привозить из дальних стран все, «что могло украсить собор и содействовать его славе и величию».
Венецианские мореходы, ходившие за тридевять земель, в течение многих веков доставляли сюда мраморные плиты и колонны редкой расцветки, барельефы, статуи из камня и порфира. Все это в некотором красочном беспорядке, но смонтированное с большим вкусом шло в дело. Строителей не смущала разностильность, они не очень заботились о симметрии, но, наверное, в этом и было чудо настоящего искусства и истинного творческого взлета: ни одна из колонн не походит на другую, и из этой, казалось бы, дисгармонии возникает своя гармония.
На крыше притвора собора Святого Марка установленна знаменитая квадрига – фигуры четырех бронзовых коней. Считается, что четверку лошадей изваял греческий скульптор Лисипп. Некогда она украшала триумфальную арку Нерона в Риме, потом император Константин перевез ее в свою новую столицу, где она тоже была украшением триумфальной арки. В 1204 году венецианский дож Дандоло вывез ее из Константинополя в качестве военного трофея, и скульптуру установили эту на соборе Святого Марка. Следует сказать, что разграбление Константинополя принесло Венецианской республике много военных трофеев, а собору новые сокровища.
В 1797 году, во время итальянского похода Наполеона, из Венеции было похищено много драгоценных камней, а захваченные только в соборе Святого Марка золотые и серебряные предметы были переплавлены в 55 слитков. Бронзовые кони по приказу Наполеона были отправлены в Париж, где знаменитая четверка увенчала сначала вход во дворец Тюильри, а потом и Триумфальную арку на площади Карусель.[30]
Но озабоченный перевозкой в Париж бронзовых коней, Наполеон упустил трофей более ценный. Французские солдаты не тронули замечательный золотой алтарь собора, так как были уверены, что он ничего не стоит.
Настоящим сокровищем собора Святого Марка является величественный, сверкающий золотом, драгоценными камнями и великолепным резным орнаментом алтарь.
Древнее предание гласит, что ризничий храма, указывая руками на алтарь, не уставал повторять, что все его украшения сделаны из простого стекла. Это была простодушная хитрость хранителя соборных сокровищ, а в описи алтарных драгоценностей, тщательно составленной в 1796 году, содержались совсем другие сведения. Помимо перегородчатой эмали, алтарь (размеры которого 3 х 1 метр) был украшен искусно обработанными драгоценными камнями и жемчужинами: 400 гранатов, 300 сапфиров, 300 изумрудов, 90 аметистов, 75 розовых шпинелей, 50 рубинов, четыре топаза, две камеи и 1300 жемчужин. Алтарь был просто усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями, общее число которых составило 2521.
Золотой алтарь собора Святого Марка создавался почти пятьсот лет – в четыре этапа. Самая ранняя его часть состоит из медальонов, сделанных в Х веке византийскими золотых дел мастерами. Эмалевые изображения, на которых изображены сцены из Нового завета и эпизоды из жизни святого Марка, обрамляющие три стороны алтаря, выполнены в XII веке венецианскими мастерами. Эмалевые изображения, находящиеся вокруг центральной части алтаря, были исполнены в 1209 году.
Последним мастером, принимавшим участие в создании алтаря, был Джанпаоло Буонинсенья. В 1345 году он придал алтарю завершенную форму, добавив к нему несколько замечательных панно, на которых изображен восседающий на троне Иисус Христос в окружении евангелистов, пророков, апостолов и ангелов.
Примечания:
Здесь Хаммурапи намекает, что, свергнув ларсскую династию, он пощадил сам город.
В 1815 году Габсбурги вернули Венеции коней Лисиппа.
Собор Святого Марка в Венеции
Даже если не знаешь, что таит в себе собор Святого Марка в Венеции, какова его история, строение это привлекает к себе внимание сразу. Огромный каменный торт с кучей всевозможных украшений лежит посреди неправильной формы блюда, образованного из Пьяццы и Пьяцетты Сан-Марко.
Кажется, что он сложен из самых разномастных частей и частичек — столько в нём оттенков и деталей. Купола, башенки, колонны, балконы, двери, мозаики, мрамор разных цветов и оттенков. Смешение стилей, архитектурных направлений, техник, времён и эпох. Громадное это строение, однако, не вызывает ощущения громоздкости ; оно лёгкое и воздушное, основательное и приземистое, мощное и спокойное.
Речь идёт, конечно же, о Соборе Святого Марка (Basilica di San Marco) в Венеции, главной церкви и одной из самых важных достопримечательностей этого города.
Как попасть в базилику Сан-Марко
Фасад собора
Собор на карте
Если же вы, осмотрев собор, решили посетить музеи, то, естественно, ваше пребывание в Сан-Марко несколько затянется. Вам надо будет подняться на второй этаж.
Время работы
Базилика
по воскресеньям и праздничным дням — с 14:00 до 16:30 с ноября по июнь,
по воскресеньям и праздничным дням — с 14:00 до 17:00 с июня по ноябрь.
Вход в собор свободный, но на осмотр внутренних помещений отводится всего-навсего 10 минут.
Музей Сан-Марко
Музей Сан-Марко открыт с 9:45 до 16:45
Золотой Алтарь
Золотой Алтарь с ноября по июнь работает с 9:45 до 16:0 0,
с июня по ноябрь 9:45 — 17:00,
в выходные с 14:00 до 16:00 ноябрь-июнь,
с 14:00 до 17:00 июнь-ноябрь.
Сокровищница
с 9:45 до 17:00 с июня по ноябрь,
в выходные с 14:00 до 16:00,
в выходные с 14:00 до 17:00 с июня по ноябрь.
По правилам, установленным в соборе Сан-Марко, нельзя фотографировать внутри собора и снимать на видеокамеру.
Что посмотреть в базилике Сан-Марко
Базилика Сан-Марко обладает уникальной акустикой. Если вам удастся попасть на мессу, вы услышите этот звук, который в огромном соборе не витает, теряясь, а попадает прямо в сердце каждого.
История собора Святого Марка — история Венеции
В 1063 году началось строительство базилики, которая стоит на Пьяцце Сан-Марко сегодня. Если первая базилика имела в основании латинский крест, то нынешнее здание положило в свой план крест греческий.
Пятиглавая крестовокупольная церковь, построенная по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов, была освящена уже в 1094 году. На протяжении веков она расширялась и украшалась. Особенно обогатилось здание церкви после 1204 года, когда крестоносцами, среди которых было немало венецианцев, был разграблен Константинополь.
Огромное количество реликвий Византии получило «прописку» в соборе Святого Марка: Золотой алтарь, знаменитая квадрига.
Венецианцы знатно поживились тогда, пополнив казну Светлейшей республики так, что слава богатейшего города разнеслась по свету. Отобразилось это богатство и на убранстве собора. Если посмотреть хотя бы только на фасад, то от количества колонн из разных цветов мрамора может зарябить в глазах.
Арки порталов над входами и люнеты украшены богатейшими мозаиками, изображающими истории из жития Христа (люнеты) и рассказы о доставке мощей святого Марка в Венецию (порталы арок). К XV веку было завершено внешнее убранство собора. Над внутренним декором работа продолжалась.
Золотой алтарь
Золотой алтарь
Пала д’Оро, X—XII века | |
перегородчатая эмаль. 334 × 251 см | |
Собор Святого Марка, Венеция |
Пала д’Оро (итал. Pala d’Oro — «золотой алтарь») — алтарный образ в базилике Святого Марка (Венеция). Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках.
Содержание
История алтаря
Во время правления дожа Орделаффо Фальера в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода из монастыря Пантократора в Константинополе в Венецию были привезены эмалевые пластинки, составляющие сейчас верхнюю часть алтаря. Нижняя часть алтаря была заказана в период правления дожа Пьетро Дзиани (1205—1229 годы) у византийских мастеров.
Современный вид Пала д’Оро приобрёл в 1343 году, когда дож Андреа Дандоло заказал ювелиру Джамбаттисте Бонесенья готическую раму из позолочённого серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. В эту раму были установлены эмалевые миниатюры, а сам алтарь помещён в мраморную дароносицу. Размеры алтаря составляют 3,34 на 2,51 метра.
До середины XX века Пала д’Оро, считавшийся праздничным алтарём базилики, не находился в свободном доступе. Его открывали в торжественные моменты богослужения, в прочее время он закрывался будничным алтарным образом (создан в 1345 году Паоло Венециано по заказу Андреа Дандоло). В настоящее время Пала д’Оро расположен в алтарной части базилики (то есть развернутый в обратную сторону), обращенный по направлению к апсиде.
Состав миниатюр
В центре алтаря находится изображение Христа Пантократора, сидящего на троне, украшенном драгоценными камнями. Вокруг фигуры Христа расположены изображения четырёх евангелистов, а ниже образ Богородицы Оранты, по сторонам которой изображены дож Орделаффо Фальер и императрица Ирина. Над образом Христа в окружении двух архангелов и двух херувимов помещён престол уготованный.
Расположен в вершней части нижней панели алтаря. Состоит из 11-ти миниатюр с изображением двунадесятых праздников (за исключением Успения Богородицы). По краям праздничного чина расположены изображения диаконов, воскуряющих ладан.
По сторонам центральной композиции изображены три ряда с миниатюрами (по 12 в каждом) пророков, апостолов и архангелов.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Золотой алтарь» в других словарях:
Золотой жертвенник — (алтарь), жертвенник для каждения в храме Соломона. См. «алтарь» (жертвенник) … Словарь библейских имен
Алтарь Святой Марии — Конрад фон Зост … Википедия
Алтарь — (лат. altare, altar, от alta ara высокий жертвенник) камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений. Время появления А. в рел. культах неизвестно. А. для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с… … Католическая энциклопедия
Изенгеймский алтарь — … Википедия
Собор Святого Марка — Католический храм Собор Святого Марка Basilica di San Marco … Википедия
Пала д’Оро — Пала д Оро, X XII вв. перегородчатая эмаль. 334×251 см … Википедия
Пала д\’Оро — Пала д Оро, X XII вв. перегородчата … Википедия
Вавилон — У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилон (значения). Древний город Вавилон аккад. Bāb ili(m), Babilla[1]; шум. KÁ.DINGIR.RAKI[1] … Википедия
Вавилонская империя — Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия
Кадингир — Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия