зрительно логический метод обучения чтению букварь
Как учить ребенка читать: 4 основных метода обучения чтению
Вы впервые сталкиваетесь с необходимостью выбора методики для обучения чтению?
У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути.
В нашей стране известно четыре способа обучения чтению:
Буквосослагательный метод
Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост, и потому он кажется удобным: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги и в слова.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод этот срабатывает у многих детей с огромным трудом — алфавитные названия букв «Бэ» и «А» никак не хотят в сознании ребенка соединяться в слитное «БА». Не сливаются, хоть ты тресни.
Аналитико-синтетический метод
Профессиональные педагоги в России от буквосослагательного метода отказались еще в XIX веке, и в годы советской власти повсеместно перешли к использованию аналитико-синтетического метода, который был разработан К.Д.Ушинским еще до революции.
За прошедшие 150 лет метод этот претерпел многие изменения и дополнения, но основные принципы его сохранились до наших дней. Суть аналитико-синтетического метода состоит в том, что еще перед знакомством с буквами дети сначала учатся делить устные слова на слоги, затем делят слоги на фонемы, затем заучивают наизусть, какие фонемы являются гласными или согласными, твердыми или мягкими, звонкими или глухими, затем учатся из красненьких-синеньких-зелененьких фишечек составлять схемы слов, и только потом переходят непосредственно к чтению и к письму. Такая последовательность обучения предполагает, что у ребенка постепенно развивается так называемый «фонематический слух», обеспечивающий в дальнейшем грамотное письмо.
Критики фонемо-буквенного анализа утверждают, однако, что фонема (в отличие от реального звука) является абстрактной величиной, которую невозможно ни произнести, ни услышать. А это значит, что фонематического слуха в принципе не бывает и быть не может, и потому «развивать» его невозможно. Под самим понятием «фонематический слух» подразумевается вовсе не умение ребенка слышать отдельные фонемы, а способность ребенка логически абстрагироваться и не обращать внимания на различные звуковые нюансы. То есть, другими словами, понятие «фонематический слух» предполагает умение ребенка не слышать разницу между похожими (но при этом неодинаковыми) звуками. Маленькие дети к такому абстрагированию оказываются неспособны, и потому аналитико-синтетический метод у многих детей встречает полное непонимание до пяти-шести-семи лет, а иногда и до восьми-девяти.
В советские годы аналитико-синтетический метод был единственным методом, разрешенным к применению. Подготовленность ребенка к школе определялась вовсе не умением читать, а знанием наизусть, какие буквы являются гласными или согласными. Требование это сохранилось и в наши дни. Поэтому родители, готовящие ребенка к поступлению в первый класс, обязаны учитывать этот момент, и обязаны еще в дошкольные годы познакомить малыша с теоретическими понятиями. Несмотря на все трудности, это та ступень, которую ребенок должен преодолеть еще до школы. Таковы требования современной образовательной системы.
Складовый метод, кубики Зайцева
Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (в педагогической литературе звуковой склад чаще называют «слог-слияние» или «открытый слог»). В складовом методе ребенок должен заучивать не только отдельно «Б» и отдельно «А», но также сразу и слитный звуковой склад «БА» — проблема слияния отпадает сама собой, а вместе с этим отпадает и долгий подготовительный этап, присущий аналитико-синтетическому методу.
Николай Зайцев, первым предложивший складовый метод обучения, заменил абстрактные теоретические понятия более понятными ребенку образами в виде «золотых», «железных» и «деревянных» кубиков большой и маленькой величины, и с самого первого занятия погрузил детишек в подвижный, деятельный процесс составления слов. Недостатком кубиков Зайцева можно считать то, что первое время слова по кубикам составляют и читают вовсе не дети, а педагог, дети же лишь наблюдают за педагогом и повторяют его действия. Если педагог достаточно артистичен и азартен, то дети легко заражаются им, и в дальнейшем обучение превращается в очень веселую игру, полную многих развивающих моментов. У педагогов, не имеющих «игручего» характера, в применении кубиков возникают серьезные трудности.
Продолжением идеи Н.Зайцева можно считать разработки Льва Штернберга — «Звуковой метод» и «Ребус-метод», также опирающиеся на складовый принцип. В электронной игре «Звуковой метод» ребенок просто нажимает мышкой на кнопочки с буквами «МА», «ЛИ, «НА», а компьютер голосом сообщает ребенку названия данных звуков. Нажимая на кнопки в правильной последовательности, ребенок слышит правильные слова. Задача ребенка в этой игре — понять смысл произнесенного слова (компьютер произносит склады без ударения) и правильно соединить это слово с соответствующей сюжетной картинкой. При такой системе ребенок способен с первой же минуты обучаться чтению совсем без помощи взрослого, выполняя все нехитрые действия самостоятельно.
Недостатком «Звукового метода» можно считать полное отсутствие коммуникации между ребенком и взрослым, а также невозможность применять эту методику в групповых занятиях (вероятно, это станет возможным с использованием большой интерактивной доски). Данный недостаток с лихвой компенсирует «Ребус-метод», в котором на начальном этапе обучения применяются не буквы, а складовые картинки-пиктограммы. Особенность «Ребус-метода» заключается в возможности устной игры, полностью имитирующей всю механику поскладового чтения, что оказывается очень удобным как в индивидуальных, так и в групповых занятиях.
Общим минусом игр Л.Штернберга можно считать полное отсутствие теоретической классификации букв, то есть отсутствие деления букв на гласные, слогласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Обучившись чтению по «Ребус-методу» или по «Звуковому методу», ребенок еще обязан ознакомится с теорией, а значит продолжить изучение грамматики с использованием иных материалов.
В английском, немецком и французском языках прочтение многих букв неразрывно связано с типом слога, в который эта буква входит. В этих языках без учета соседних букв невозможно сказать, как та или иная буква прочитывается. Поэтому обучение чтению методом целых слов можно было бы смело назвать «методом целых слогов», ибо в нем исконно используются не какие попало слова разной длины, а только те слова, которые состоят из одного слога. В русском варианте такими можно было бы назвать, например, слова «тук», «так», «ток», «кот», «кто», «кит», «тик», «тюк», «тот», «тут», или «сыр», «сын», «сон», «сор», «сок», «сук», «суп», «суд», или «стон», «стоп», «стол», «стул», «стал», «встал», «устал», «сталь», «стиль» — такие слова удобно сравнивать на слух и визуально, и выявлять при этом, какие звуки и какие буквы их отличают. То есть по своей технологии западноевропейский метод целых слов является аналогом российского аналитико-синтетического метода — ребенок сначала знакомится со слогами, затем учится делить слоги на буквы, затем учит наизусть согласно-гласную классификацию букв, а затем приступает к составлению из букв новых слов. Единственное различие этих двух методов — в аналитико-синтетическом методе упор идет на слух ребенка, а метод целых слов-слогов опирается в основном на зрительное восприятие.
Метод целых слов
Метод обучения целыми словами (его еще называют «глобальное чтение») в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана, хотя метод этот в Западной Европе применялся испокон веков, задолго до Домана. Доман всего лишь предложил обучать этим классическим методом детишек с самых первых дней от рождения, считая, что этим закладывается база к ускоренному интеллектуальному развитию ребенка. Так как глаза новорожденного младенца не различают никаких цветов, кроме красного, Доман предложил показывать малышам слова, напечатанные ярко-красным шрифтом — именно в этом заключается новшество Домана. Приходится признать, что идея раннего интеллектуального форсирования у многих специалистов вызывает большой скепсис. Как признает сам Глен Доман, примерно до четырехлетнего возраста дети хоть и оказываются способны визуально узнавать сотни заученных слов, однако с чтением новых слов всё-таки не справляются.
На этом мы заканчиваем обзор основных методов обучения чтению. Надеемся, что эта информация окажется кому-то полезной. Необходимо еще сказать, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов — иногда логично, иногда нет. Перечислить и проанализировать их все в объемах данной статьи, конечно же, невозможно. Родители должны сами сориентироваться, какое из направлений они желают выбрать, или какие из методик могут удачно дополнить друг друга. Мы желаем вашим детям полезных и успешных занятий!
Библиотека старых советских учебников по Русскому языку
Скачать Советский учебник
Авторство: Сергей Поликарпович Редозубов, Составители А. В. ЯНКОВСКАЯ-БАЙДИНА, А. П. КУБАРЕВА.
Формат: PDF Размер файла: 28.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогическая и научно-методическая деятельность С. П. Редозубова 5
Методика обучения грамоте
Исследование вопросов методики обучения грамоте 31
Обучение грамоте в свете современной фонетики и экспериментальных данных. Тезисы доклада 59
Обучение грамоте (Руководство для учителей начальной школы)
Рационализация системы обучения грамоте по звуковому методу в русской дореволюционной и советской школе
Что нужно знать учителю о словах, слогах и звуках русской речи 77
Система обучения грамоте 88
Подготовка учителя к работе по обучению детей грамоте 90
Конспекты уроков грамоты 135
Обучение русскому языку детей семилетнего возраста в период обучения грамоте 117
Проблемы обучения грамоте детей шести лет 165
Особенности обучения детей в первых классах с разной подготовкой учащихся к школе 184
Методика русского языка в начальной школе 193
Научные основы методики классного чтения в начальной школе
Наглядные учебные пособия по грамматике и орфографии 298
Приложение. Примеры таблиц по грамматике и орфографии для I—IV классов, составленные С. П. Редозубовым 302
Методика развития устной и письменной речи учащихся 312
Научные основы методики развития речи учащихся
Краткий историко-критический обзор методов развития речи учащихся в русской начальной школе 317
Система работы по развитию речи учащихся в советской начальной школе 322
Работа над словом и предложением 328
Методические указания к работе над разными видами изложений и сочинений 341
Общие сведения о морфологическом составе и о значении слов 351
Словарная работа на уроках грамматики и правописания в IV классе 365
Методика преподавания русского языка в начальных классах за 40 лет советской школы
Характеристика преподавания русского языка в первый период работы советской начальной школы (с 1917 по 1931 г) 373
Характеристика второго периода работы советской начальной школы в области преподавания русского языка
Список печатных работ С. П. Редозубова 411
Печатается по решению Ученого совета Института общего и политехнического образования АПН РСФСР
КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
Скачать. PDF
Сергей Поликарнович Редозубов оставил ценное методическое наследство. Его работы по методике русского языка, по методике развития речи учащихся, обучения грамоте, чтению, письму являются значительным вкладом в развитие советской методической мысли.
Созданные им методические руководства и при его участии учебники и наглядные пособия но русскому языку пользуются большой популярностью среди учителей и методистов.
Сборник избранных трудов С. П. Редозуоова публикуется впервые. В нем помещены главы из основных трудов С. П. Редозубова: «Обучение грамоте», «Методика русского языка в начальной школе», «Обучение русскому языку детей семилетнего возраста в период обучения грамоте»,— которые им были созданы в итоге многолетней практической и исследовательской работы. В это издание вошли также статьи С. П. Редозубова по исследованию вопросов методики обучения грамоте, по методике чтения, методике развития речи учащихся, по методике преподавания грамматики и правописания, публиковавшиеся в 40-х и 50-х годах в различных периодических изданиях, сборниках.
Кроме того, в настоящем издании впервые публикуются следующие статьи:
1) «Обучение грамоте в свете современной фонетики и экспериментальных данных»,
2) «Проблемы обучения грамоте детей шести лет»,
3) «Особенности обучения детей в первых классах с разной подготовкой учащихся к школе»,
4) «Словарная работа на уроках грамматики и правописания в IV классе»,
5) «Методика преподавания русского языка в начальных классах за 40 лет советской школы».
В сборнике весь материал расположен в тематическом порядке, по четырем разделам.
Первый раздел — «Методика обучения грамоте» — основной раздел книги, так как вопросы обучения грамоте детей были центральными в научной и методичесгши работе С. П. Редозубова. В этот раздел вошли статьи: «Исследование вопросов методики обучения грамоте», «Обучение грамоте в свете современной фонетики и экспериментальных данных», статьи об обучении грамоте детей шести и семи лет и главы из книги «Обучение грамоте».
Во втором разделе — «Методика чтения» — помещены главы из «Методики русского языка в начальной школе», в которых С. П. Редозубов дает новое освещение постановки классного и внеклассного чтения в начальной школе.
В третьем разделе — «Методика грамматики, правописания и развития речи учащихся» — представлены следующие главы из книги «Методика русского языка в начальной школе»: «Методика преподавания грамматики и правописания» и «Методика развития речи учащихся» и статьи «О морфологическом составе и значении слов», «Словарная работа на уроках грамматики и правописания».
В заключительном разделе сборника печатается посмертно статья С. П. Редозубова «История преподавания русского языка в начальной школе за 40 лет советской школы» и «Библиография трудов С. П. Редозубова».
Разделы первый и второй составлены А. В. Янковской-Байдиной; раздел третий — А. П. Кубаревой; список печатных работ С. П. Редозубова составлен К. М. Редозубовой.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. П. РЕДОЗУБОВА
Среди советских педагогов, которые своей практической работой и своими творческими трудами участвовали в строительстве советской школы, видное место принадлежит крупному методисту русского языка Сергею По-ликарповичу Редозубову.
Работа С. П. Редозубова по народному образованию была яркой, многогранной и плодотворной. Он был активным организатором коллективной научно-исследовательской работы ио созданию новых методов преподавания и их проверки, умел сплотить на этой работе учителей и методистов, был талантливым автором учебников и методических руководств по обучению детей младшего возраста русскому языку.
С. П. Редозубов родился в 1891 г. в селе Бор Нижегородской губернии (ныне город Бор Горьковской области) в семье крестьянина.
Несмотря на очень тяжелое материальное положение, С. П. Редозубов сумел благодаря упорному труду, настойчивости, страстному желанию работать в области просвещения получить образование и стать народным учителем.
В 1909 г. восемнадцатилетним юношей С. П. Редозубов начал работать в двухклассном училище в селе Хохлома Семеновского уезда, Нижегородской губернии.
Два года (1909—1911) учительской деятельности в Хохломской школе Сергей Поликарпович считал очень важными в формировании его как педагога. Это были годы, полные забот, упорного труда и учения.
С осени 1914 г. после трехлетнего обучения в Московском учительском институте (1911—1914) С. П. Редозубов в течение одиннадцати лет (до 1925 г.) работал сначала в учительской семинарии в селе Новом Ярославской губернии, а затем после ее преобразования в пед-техникум и перевода в город Углич—преподавателем русского языка и директором педтехнпкума.
Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во всю систему народного образования и открыла учителям широкие горизонты. Коммунистическая партия определила новую цель воспитания и образования подрастающего поколения — формирование всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Шла интенсивная перестройка народного образования, создавалась новая трудовая советская школа. Передовая часть учителей находилась в состоянии творческих исканий, испытывала разные методы обучения и воспитания и находила решение поставленных жизнью вопросов.
Деятельность С. П. Редозубова в первые годы после революции поражает энергией, многогранностью и характеризуется стремлением как можно больше сделать для народного образования.
Сергей Поликарпович горячо взялся за организацию новой школы, за широкое вовлечение детей в школу. Он считал начальное образование первой ступенью овладения культурой, фундаментом, на котором зиждется дальнейшее развитие каждого человека, он считал, что начальная школа дает детям не только знания, навыки и умственное развитие, в ней формируются и их первые нравственные убеждения, их моральный облик, их отношение к людям и своим обязанностям.
Для подготовки будущих учителей к занятиям по ТРУДУ с учащимися начальной школы Сергей Поликарпович организовал при педтехникуме сельскохозяйственный участок и мастерскую по ручному труду.
С. П. Редозубов работал уездным школьным инструктором и состоял членом коллегии УОНО. Он ездил по школам уезда, читал доклады, давал показательные уроки, проводил консультации, помогал учителям в методических вопросах. Кроме того, он проводил большую общественную работу по ликвидации неграмотности (был заместителем председателя ликбеза), читал лекции по литературе среди населения уезда, был лектором в Народном университете.
Сергей Поликарпович организовал в Доме просвещения педагогический кружок и два года руководил им. На всех летних курсах по переподготовке учителей он принимал активное участие как лектор и организатор. Все это он делал с большой охотой и любовью к делу, заражающей окружающих.
С 1925 по 1930 г. С. П. Редозубов работает директором школы № 69 Краснопресненского района Москвы.
В Москве начинается работа Сергея Поликарповича со столичным учительством. Методическая работа в этот период в Москве была сосредоточена в Центральной педагогической лаборатории MOHQ. Сергей Поликарпович с 1926 г. стал одним из ее сотрудников, затем научным консультантом по вопросам русского языка и методики его преподавания при Учебно-методическом совете МОНО.
В период с 1931 по 1944 г. С. II. Редозубов преподает в московских педтехникумах (педагогических училищах).
Работа в педтехникуме особенно привлекала Сергея Поликарповича, так как он придавал большое значение начальной школе и считал очень важной подготовку молодых кадров. Сергей Поликарпович умел внушить любовь к учительскому делу учащимся — воспитанникам педучилища.
Вот как говорит о С. П. Редозубове один из его учеников — методист Е. В. Квятковский: «Каждому известно, как много нерешенных вопросов у студента педагогического училища на пороге самостоятельной деятельности. У каждого из нас был в памяти образ какого-либо из наших учителей, по примеру которого мы намечали строить свою педагогическую деятельность. Неожиданно в училище появился новый учитель, который заслонил собой всех учителей. Это был Сергей Поликарпович Редозубов — жизнерадостный, умный, сердечный, простой, доступный. Он находил путь к нашим сердцам тем, что мог показать все тайны педагогического искусства. Мы несколько раз были на его уроках. Это был показ мастерства, показ его искусства преподавания. В том, что по окончании педагогического училища многие из выпускников почувствовали себя учителями, большая заслуга С. П. Редозубова»).
1 Из речи Е. В. Квятковского по стенограмме заседания в Институте методов обучения 20/Х 1958 г., посвященного годовщине смерти С. П. Редозубова.
Впоследствии, хотя Сергей Поликарпович оставляет преподавание в педучилищах, он не теряет с шши связи до конца своей жизни. С. П. Редозубов принимал участие в составлении программ для педучилищ, участвовал в создании методических руководств по русскому языку и по методике русского языка.
В 1931 г. С. П. Редозубов был приглашен работать в Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования.
В ЦИПКРРНО Сергей Поликарпович читал лекции по русскому языку и методике его преподавания, посещал со слушателями московские школы, выезжал на учительские летние курсы в областные и районные центры. Сергею Пеликарповичу приходилось быть уже не телько учителем учителей, но учителем руководящих кадров по народному образованию: инструкторов, инспекторов, методистов, заведующих отделами народного образования в районах и областях. Выступая в этой ответственной роли, С. П. Редозубов с присущей ему энергией много работает над повышением своей квалификации.
В 1935 г. С. П. Редозубов был утвержден Аттестационной комиссией Наркомпроса РСФСР в звании доцента.
С основания Московского городского института усовершенствования учителей Сергей Поликарпович состоит его научным сотрудником. Он читает лекции, организует и проводит семинары, конференции.
С 1937 до 1948 г. С. II. Редозубов работает редактором Учпедгиза.
Большой опыт руководства педагогической практикой, живая связь со школой, учительством, педагогическими училищами, а также непрестанный интерес С. П. Редозубова к теоретическим вопросам филологической науки способствовали успешной деятельности его как редактора.
Он умел найти изюминку в рукописи учителя, дать дельный совет опытному методисту в литературном оформлении его труда, заметить недоработку или недостаточно четкую педагогическую направленность в трудах ученых-лингвистов.
Безусловно, в истории создания школьных учебников С. П. Редозубов как редактор оставил заметный след.
В 1944 г., когда была создана Академия педагогических наук РСФСР, Сергей Поликарпович начал работать старшим научным сотрудником в секторе методики начального обучения Научно-исследовательского института методов обучения. С этого времени он всецело переключился на научно-методическую работу.
Труды С. П. Редозубова, созданные за последние 15—20 лет жизни, свидетельствуют, что он уделял внимание всем разделам методики русского языка в начальной школе и творчески работал над ее усовершенствованием.
Постоянная связь С. П. Редозубова со школой и учителями составляла самую характерную черту его научнометодической работы.
Через всю свою жизнь и пятидесятилетнюю научнопедагогическую деятельность С. П. Редозубов пронес глубокую любовь к школе, к учителю и неясную любовь к детям. Он проявлял постоянную заботу о первых усилиях ребенка в овладении грамотой, всегда видя за этим приобщение его к общечеловеческой культуре.
С. П. Редозубов более двадцати лет своей жизни посвятил научно-исследовательской работе но рационализации системы обучения грамоте и был выдающимся специалистом в этой области.
Свою исследовательскую работу он начинает с тщательного изучения дореволюционной методической литературы и составляет для учителей начальной школы ценное пособие — сборник основных высказываний дореволюционных методистов об обучении грамоте по звуковому методу. Сборник был издан в 1941 г. Учпедгизом под названием «К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении грамоте».
Вводная статья С. П. Редозубова не только помогала учителям разобраться в том ценном вкладе, который внесен в методику начального обучения дореволюционными методистами, но и давала четкие указания и твердые положения о том, как следует использовать методическое наследство в советской школе и обучать детей грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу.
Сергей Поликарпович во Введении дал интересную сравнительную таблицу расположения букв и слогов в букварях Ушинского, Вахтерова, Флерова, охарактеризовал особенности каждого метода и рекомендуемые приемы звукового анализа и синтеза. Кроме того, он наметил систему их использования в советской школе. Заканчивая Введение, С. П. Редозубов делает такой вывод:
«Нашей задачей в настоящее время является — отобрать все ценное из дореволюционного наследства, собрать ценный опыт советской школы и создать наиболее целесообразную систему обучения грамоте, которая приводила бы детей к усвоению прочных навыков грамотности наиболее легким и быстрым путем».
Изучив методическое наследство о звуковом аналити-ко-синтетическом методе, С. П. Редозубов начал работу по созданию новой системы обучения грамоте с позиций современного советского языкознания с учетом целей и задач советской школы. Этот период его научной работы охватывает пять лет (1941 —1946).
В результате Сергеем Поликарповичем были созданы для школы Букварь, руководство для учителей «Обучение грамоте» и «Таблицы по обучению грамоте». Эти три пособия по обучению грамоте явились серьезным достижением советской методики. Заслуга Сергея Поликарповича была в том, что он исходил из новых данных научной фонетики, изучения системы фонем русского языка.
С. П. Редозубов построил методику обучения грамоте на усвоении основных звуков русской речи, или фонем. Он подробно анализирует характер соотношений между звуками и буквами, указывает на необходимость научить детей выделять основные звуки из любой части (слога) любого слова и произносить их (коротко или длительно) по возможности без посторонних призвуков; научить детей сочетать звуки в слоги разной трудности. С. П. Редозубов в этом видел сущность обучения грамоте.
1 К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении грамоте, М., Учпедгиз, 1941, стр. 48.
Анализируя рекомендуемые приемы звукового метода в его аналитической, синтетической и аналитико-синтетической разновидности, начиная с Уиганского, Паульсо-на и кончая Вахтеровым и Флеровым, С. П. Редозубов разработал, во-первых, стройную систему последовательного усвоения учащимися русской азбуки, во-вторых, систему методических приемов усвоения каждой новой буквы, обозначающей тот или иной основной звук (фонему) русской речи.
Вместо прежнего механического слияния звуков Сергей Поликарпович опирался в своем Букваре и в своей методике «Обучение грамоте» на сознательное усвоение учащимися особенностей отдельных звуков и букв, составляющих слова, на выработку у детей умения различать твердость и мягкость согласных и обозначать их буквами, на понимание звукового состава слова, умение расчленять его на отдельные звуки и снова сливать их в слоги и слова.
Экспериментальная проверка Букваря С. П. Редозубова и метода обучения грамоте по нему ясно показала преимущество новой системы перед прежними системами обучения грамоте. Результат проверки полностью подтвердил правильность его предположений.
Как Букварь, так и новая система обучения грамоте послужили основой для букварей в союзных республиках: Армянской, Туркменской, Таджикской,— а также за пределами СССР, в народно-демократических странах. Составители букварей консультировались с С. П. Редозубовым. Он просматривал их рукописи, оказывал конкретную помощь.
С 1947 по 1952 г. С. П. Редозубов участвовал в коллективной работе Академии педагогических наук РСФСР по теме «Научные основы обучения грамоте». Совет Министров РСФСР поручил Академии педагогических наук РСФСР создать новый букварь, который удовлетворял бы требованиям современной науки и был бы доступен детям семилетнего возраста. При Президиуме АПН РСФСР была организована комиссия, которая разработала «Требования к новому букварю». Они состояли из следующих разделов:
1. Общепедагогические требования.
2. Требования психологические.
3. Требования методические и лингвистические.
4. Требования гигиенические.
5. Требования к художественному оформлению букваря.
Первый г третий разделы этих требований были разработаны С. П. Редозубовым.
Исследование, проведенное этой комиссией по анализу эффектности обучения грамоте по действующим в школе букварям1, показало, что наиболее эффективные результаты в обучении детей грамоте дает система, разраоотанная С. П. Редозубовым.
1 Проверялись три букваря: А. И. Воскресенской, Н. А. Костина и С. П. Редозубова.
В мае 1948 г. состоялась научная конференция по итогам экспериментальной проверки букварей. Конференцией был утвержден следующий вывод из
«Метод обучения грамоте, разработанный С. П. Редозубовым, и букварь, составленный по нему, являются наиболее научно обоснованными. Редозубов исходит из новых данных научной фонетики, из учения о системе фонем русского языка, разработанного в последние 20 лет советскими учеными. л
. Экспериментальное исследование приемов обучения грамоте и проверка букварей, проведенные в 1947 году, подтвердили правильность гипотезы Редозубова, что умение детей различать основные звуки нашей речи (42 звука) и понимание способа их графического изображения посредством 33 букв алфавита повышает качество навыков чтения и письма у детей, обученных по этому методу.
Весь метод обучения построен главным образом на анализе нашей живой речи, умении слышать звуки и различать их качество.
С. П. Редозубов внес в методику новое положение, что детям надо указывать на особенности каждого звука, что нельзя пользоваться одними и теми же приемами анализа пии прохождении всех звуков, что каждый звук требует особых приемов применения анализа (и опирающихся на него приемов синтеза). В букваре дается детям материал для различения твердых и мягких согласных (сопоставление слов, наращение букв, преобразование, подобие). С. П. Редозубов строит обучение грамоте на аналитических упражнениях и применяет лишь те приемы синтеза, которые опираются на анализ или неразрывно с ним связаны.
В каждом из действующих букварей имеется добукварный период; однако он разработан в букварях различно: в методическом отношении более целесообразно этот период разработан в Букваре Редозубова.