звон колоколов исаакиевского собора
Как работает электронный звонарь на колокольне Исаакиевского собора
Фото: Сергей Николаев.
Язык в неподвижном состоянии закреплен на расстоянии 9 см от края колокола. Это расстояние, а также сила удара, и пятисекундный промежуток определялись опытным путем, чтобы было похоже на ручной звон.
Электронный звонарь – это дублер, запасной вариант. Главный вид звона – ножной, с помощью педали, которая цепляется к тросу языка. Третий способ – ручной звон в оба края колокола при помощи веревки. Его минус (большой износ крепления языка) перекрывает плюс – это исторический звон.
Электронный звонарь играет четко, а человек делает ошибки, добавляя живости. Как симфонический оркестр: либо вы вживую его слушаете, либо в записи, где звукорежиссер все вычистил так идеально, что даже противно.
Андрей Дьячков с пультом управления. Фото: Сергей Николаев.
Электронных звонарей придумали, потому что профессия из редкой превратилась в исчезающую. «Наши роботы звонят в церквях на Сахалине, там почти нет живых звонарей. Конечно, это обедняет службу. Мы настаиваем, что это временное явление, поэтому в компьютерную программу заложили функцию обучения звонарей. И ратуем за возрождение живого звона».
Этот волшебный звук
Интересные факты о колоколах Исаакиевского собора
Нынешнее поколение петербуржцев никогда не слышало, как звучат колокола одного из крупнейших христианских храмов мира — Исаакиевского собора. Это связано с тем, что в 1930-х годах они были сняты со звонниц и переплавлены. Накануне, без преувеличений, эпохального для Северной столицы события — возвращения колоколов собору — «МК» в Питере» решил вспомнить славные страницы прошлого.
Справка «МК»
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм мира. Построен в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана, строительство курировал сам император Николай I, а председателем комиссии построения был Карл Опперман. Сейчас собор имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужения.
Колокола для Исаакиевского собора впервые были отлиты еще в царствование Николая I в Санкт-Петербурге предположительно на Александровском Государственном заводе. Чертежи и материалы (старые сибирские пятаки из Государственной казны) были представлены валдайскому колокольному мастеру Ивану Стукалкину. В 1840 году все 11 колоколов были отлиты. В мае 1847 года начался подъем колоколов, окончательная установка завершилась год спустя.
Вот какой любопытный документ того времени дошел до наших дней: «Колоколов всех одиннадцать. Общий вес всех их 4349 пудов, а стоимость 62 029 рублей
89 копеек серебром. На северо-западной колокольне установлен главный большой колокол весом 1860 пудов 23 фунта (без языка). В диаметре своем колокол имеет
4 аршина 10 вершков и украшен пятью медалями Императоров: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Второй по величине колокол, воскресный, на северо-восточной колокольне. Он весит 976 пудов 36 фунтов… Украшен изображениями четырех Евангелистов… На юго-западной колокольне полиелейный колокол в 663 пуда… Он украшен ликами Московских Святителей, Митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. На юго-восточной колокольне восемь колоколов различной величины. Первый из этих колоколов украшен изображениями: Преподобного Исаакия Далматского, Св. Равноапостольного Князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского и Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского…»
Справка «МК»
Церковные колокола
Колокола всегда были неотъемлемой частью жизни русского народа: без них был немыслим ни один православный храм, важнейшие события в жизни государства и церкви сопровождались колокольным звоном. Гиганты весом от 1000 пудов находились во многих храмах и монастырях. Согласно историческим материалам, к 1917 году в России было около 65 тысяч храмов и церквей и 20 крупных заводов, которыми за год отливалось 100–120 тысяч пудов церковных колоколов (1 пуд равняется 16,38 килограмма). После Октябрьской революции большинство церковных колоколов было уничтожено.
Звон мог отпугнуть «нечистую»
Очень любопытен и сам процесс отливки колоколов. В специальной яме сооружались кирпичный болван и глиняная форма. Рядом в печи плавилась медь, за несколько минут до отливки в нее добавляли олово, чугун и серебро. Расплавленный металл, стекая по желобам, заполнял форму. Чтобы успеху отливки не повредила «нечистая сила», перед литьем распускались самые неправдоподобные слухи: считалось, что чем нелепее слух, тем лучше звон колокола. Колокольная бронза на 80 процентов состоит из меди и на 20 — из олова. Причем олово добавляют в последний момент.
Русский народ всегда любил колокольный звон. Какими только магическими свойствами не наделяли его люди, утверждая, что колокольный звон прогоняет громы, молнии, град, огонь, голод, заразу и нечестивого человека! Рассказывали, что где-то колокол сам начал звонить, предупреждая о грозящих бедствиях.
На Руси в церковном обиходе колокола появились в IX веке: звоном провожали уходящие полки и встречали воинов с победой, давали знать о приближении к городу неприятеля и созывали народ на вече. Был слышен колокольный звон во время пожаров. Эпический звон колоколов — торжественный, величавый, несущий ощущение глубокой трагедии и возвещающий радость праздника или победы.
Стоит отметить, что, в отличие от других православных церквей, архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были установлены в четырех сравнительно небольших колокольнях, рассредоточенных по углам основного объема здания. Такое расположение создавало особый звуковой эффект, когда 12 звонарей приводили в движение языки колоколов. Один из современников писал: «Звон собора сильный, но приятный, и трезвон производится музыкально».
Время потерь
Однако при обследовании Исаакиевского собора в 1896–1900 годах выяснилось, что жесткое крепление большого колокола способствовало разрушению кладки северо-западного угла здания собора и появлению там горизонтальных трещин глубиной до 2 метров.
После революции попытки снятия колоколов Исаакиевского собора осуществлялись неоднократно. В 1930 году в связи с открытием в соборе антирелигиозного музея окончательное решение было принято и осуществлено в следующем году. Колокола были сняты трестом «Рудметаллторг» и отправлены на переплавку на завод им. К. Е. Ворошилова и в мастерские Монументскульптура. Дальнейшая судьба колоколов документально не подтверждается.
Заглушённые революцией: 170 лет назад на Исаакиевском соборе впервые зазвонили колокола
Ровно 170 лет назад впервые зазвонили колокола тогда еще строящегося Исаакиевского собора. В тот день их проверил главный архитектор Огюст Монферран. В следующий раз перезвон одного их самых красивых храмов Петербурга горожане услышали лишь пять лет спустя в 1852. О судьбе колоколов Исаакия и их современной жизни расскажет Анна Безкровная.
Этот звон вряд ли в точности такой, как при первой проверке. В XIX веке колокола состояли не только из меди и олова, но даже из золота и серебра — для создания выделили 4 тысячи пудов старинных пятаков, сделанных и из этих металлов. Но драгоценный звон заглушила революция.
АННА ГОЛОВАНОВА, научный сотрудник музея-памятника «Исакииевский собор»:
Сейчас в Исаакии 16 колоколов — как и при Монферране. Но поменялось расположение. На месте самого крупного находится лифт. А самый тяжелый Благовест нашего времени весит 17 тонн. Появился около двух лет назад. Механизм оборудовали электронной системой, запускающей удары дистанционно.
«В обычный день звон колоколов Исаакиевского собора горожане могут услышать трижды. В 9 часов, во время утренней службы, в 16 — во время вечерней. А ровно в полдень одновременно с пушкой Нарышкина бастиона на той стороне Невы, звонит вот этот, второй по величине колокол, отбивая 12 раз.
Больше — только по праздникам и траурным дням. Удары многотонных колоколов слышны далеко за пределами Исаакиевской площади. Один из главных символов города всегда возвещает горе, так и благую весть».
Спустя 80 лет Исаакиевский собор обрел голос
Петербуржцы сегодня услышали генеральный прогон колокола Исаакиевского собора. Звон раздавался непривычно долго. Журналисты не могли упустить возможность опробовать работу специального устройства управления колоколом. Среди них и Екатерина Линникова.
Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор»: «У нас такое большое расстояние, что мы друг другу никак не помешаем. А полдень, он электронный достаточно. Будем получать абсолютно точный сигнал времени. Ровно в 12 там ударила пушка, звук еще летит, а у нас уже пошел свой звук».
Иван Суханов, руководитель петербургского отделения международного центра колокольного искусства: «если нужно ровно в полдень, то лучше, конечно, не с мобильного телефона, а есть специальный встроенный таймер. Можно его запрограммировать ровно на 12 часов, и он будет сам без помощи ровно в 12 часов отбивать тот или иной звон, который нам нужен».
Возможность звонить по старинке все-таки оставили. На случай, если в Петербурге случится блэкаут.
Андрей Дьячков, руководитель международного центра колокольного искусства: «Здесь находится устройство, подключая которое, мы можем ослабить вход этого педального привода. Откручиваем – язык отходит в центральное положение – педаль отключается, подключается ветерка и звонарь может исполнять звон уже в оба края».
Екатерина Линникова, корреспондент: «Набираем номер. Работает! Эту систему сегодня опробовал, кажется, каждый журналист. Когда еще удастся позвонить в колокол Исаакиевского собора?».
Колокол почти не смолкал в течение часа. Так что жители окрестных домов, скорее всего, не поняли – что это было. Впрочем, скоро петербуржцы к голосу Иссакия привыкнут. 12 ударов ежедневно, ровно в полдень. Уже через несколько месяцев соло может превратиться в хоровую песню. На собор поднимут еще 10 колоколов. Играть на всех одновременно автоматика позволяет.
Корреспондент: Екатерина Линникова
Оператор: Виталий Брайлянчи
Депутаты одобрили колокольный звон Исаакия как символ Петербурга
С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 мар — РИА Новости, Сергей Ковальченко. Парламент Петербурга после острой дискусии принял в первом чтении поправку в Устав города, согласно которой звон колокола Исаакиевского собора может стать такой же традицией, как и полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости, передает корреспондент РИА Новости.
«Петербуржцы с трепетом относятся к символам — полуденному выстрелу пушки, кораблику на шпиле Адмиралтейства, в 2012 году колокол весом в 10 тонн был возвращен на Исаакиевский собор. Инициатива ежедневного полуденного звона поддержана директором музея Исаакиевский собор Николаем Буровым», — сообщил с трибуны ЗС автор поправки Виталий Милонов. Депутат от фракции «Яблоко» Борис Вишневский призвал не спешить с изменением в Устав. «Никто не помнит звона колоколов Исаакиевского собора, так как этого не было при нашей жизни. Традиция возникает тогда, когда закрепляется в общественном сознании, а не путем создания юридического документа», — считает депутат.
«По ком звонит колокол, господа? Колокол звонит во время смуты. Предлагаю вопрос не рассматривать и не голосовать», — считает депутат из группы «Гражданская платформа» Вячеслав Нотяг.
«Противники законопроекта являются апологетами разрушения нашего государства. Колокольный звон будет изгонять бесов из противников этого законопроекта», — заявил Милонов.
В первый раз колокола еще недостроенного собора звонили в 1852 году, в день памяти св. Исаакия Далматского (30 мая). В 30-х годах 20 века колокола были демонтированы и отправлены на переплавку. В декабре 2012 года колокол вновь подняли на северо-восточную звонницу собора.