Звонница Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII вв. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).
С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.
Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.
«Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.
«Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.
Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер.
По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
Время работы: с 10:00 до 18:00
Телефоны: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77 (заказ экскурсий) Звонить с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
Общая информация
Главная колокольня Псково-Печерского монастыря – поистине потрясающее творение, как в архитектурном, так и в эстетическом плане. По масштабу и величию она стоит в одном ряду с звонницами Пскова и Новгорода, а скопление колоколов превосходит любой другой в России. Конечно, чтобы убедиться в этом, нужно увидеть её своими глазами.
Часы и колокола находятся на Большой звоннице, в отдельной деревянной башне. Среди местных жителей ходит слух, что при монархии часы звонили мелодию гимна того времени – «Боже, царя храни». Колоколов сейчас насчитывается 17, раньше цифра непрерывно менялась.
По легенде, в 17 веке два эстонских города прислали монастырю по небольшому колоколу. Есть и другая история, гласящая, что предок известнейшего композитора Мусоргского подарил звоннице огромный колокол весом в 42 тонны.
Самый тяжелый колокол звонницы – «Праздничный». Его использовали по церковным праздникам, оттуда и пошло такое название. Колокол отлили в самом монастыре в конце 17 века, но, чтобы поднять его к остальным, пришлось изрядно потрудиться. Дело в том, что из-за своей ширины он просто-напросто не влез в один из пролетов колокольни. Поэтому пришлось урезать опорные столбы здания, чтобы поместить его на нужное место. Сам колокол очень красив и украшен барельефами. Сверху вылито распятие на Голгофе, по обеим сторонам которого изображены две иконы – «Умиление» и «Спас Нерукотворный».
Следующий по размеру – «Полиелейный» колокол. В него благовестили в те праздники, когда читались определенные одноименные псалмы. Его украшает особенный орнамент – вылитые полосы растительных и животных узоров. Если из растений изображены только отдельные их части – усики, стебли и т.п., то между ними фигуры зверей и птиц, таких как олени, орлы, львы, полностью и детально «прорисованы».
«Часовой» или «Вседневный» колокол самый маленький из этой группы. Название его обусловлено, как и названия предыдущих, частотой использования. Им пользовались ежедневно и ежечасно, оповещая о текущем времени или о начале службы. Барельефы представляют собой молитвенные тексты, читающиеся на Успение Богородицы. Сверху основного набора находятся несколько маленьких, фурнитурных колоколов. Они висят для красоты и в перезвоне не участвуют.
Весь звонничный комплекс – это замечательный памятник древнерусской культуры и архитектуры, позволяющий людям прикоснуться к истории их страны.
Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
Вход на территорию Псково-Печерского монастыря бесплатный, поэтому без труда можно подойти к Звоннице и посмотреть ее поближе.
На территории монастыря проводятся экскурсии. Для группы до 5 человек достаточно позвонить по одному из телефонов и записаться на экскурсию: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77. Запись по телефону осуществляется в период с 9.00 до 17.00, кроме обеденного перерыва с 13.00 до 14.00. Лучше всего звонить до 11 часов, так как потом начинаются экскурсии и на звонки отвечают реже.
Групповые экскурсии проводятся каждый час, начиная с 9.00 часов и заканчивая в 16.00.
Если группа численностью больше 5 человек, то для проведения экскурсии требуется написание прошения на официальном бланке, после заполнения который необходимо отправить на e-mail: excurs-ppm@mail.ru. Форму бланка можно найти ниже.
Это важно Ежегодно с 6 по 9 января, с 26 по 29 августа Богом зданные пещеры закрыты!
Во время экскурсии можно посетить Ближние и Дальние пещеры, но стоит обратить внимание, что в свободном доступе находятся только Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, а Дальние пещеры, являющиеся местом упокоения братии монастыря, имеют свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника. В связи с этим количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!
Это важно Дальние пещеры закрыты каждый понедельник и каждую пятницу
Как добраться?
Звонница Успенского храма является частью Псково-Печерского монастыря, поэтому достаточно знать, как добраться до монастыря, а там не проблематично будет найти и саму звонницу.
Детальный маршрут проезда до монастыря можно посмотреть в разделе Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь-Как добраться?
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII в.в. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).
С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.
Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.
«Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.
«Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.
Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер.
По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
(Подробнее о колоколах вы сможете прочитать в книге А. Б. Никанорова «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря». Спб., 2000 г.)
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII в.в. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).
С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.
Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.
«Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.
«Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.
Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер.
По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
(Подробнее о колоколах вы сможете прочитать в книге А. Б. Никанорова «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря». Спб., 2000 г.)
В восточной стороне от Успенского собора находится основная монастырская звонница, выстроенная из камня и нескольких столбов, выставленных в одну линию с западной на восточную сторону.
Звонница Псково-Печерского монастыря – это одно из наиболее крупных архитектурных сооружений данного типа. Звонница имеет шесть главных пролетов или звонов; на данный момент имеется и седьмой, который был пристроен намного позднее, по причине чего был образован дополнительный ярус. Общее собрание колоколов Псково-Печерском монастыря – одно из наиболее крупных не только в Псковской области, но и в Северо-Западной части России. На данный момент именно в этом месте сосредоточены десятки памятников. Наборы из колоколов размещены на Большой звоннице, на крыльцах ризницы, при часах и на звоннице при Никольской церкви.
В 17 веке колокола размещались у храма Феодосия и Антония Печерских. В конце 18 – начале 19 века существовала выстроенная из дерева колокольня при храме Дмитрия Ростовского. На протяжении времени количество колоколов постоянно изменялось: покупались новые, переливались старые, а некоторые отдавались в приписные храмы. Бывали случаи, когда в монастырь жертвовали необычные трофейные колокола, а также специально изготавливали в виде вклада. Например, на колокольне при церкви Феодосия и Антония Печерских в 60-х годах 17 века имелись два вифляндских колокола. К тому же, помимо двух зазвонных и двух прибойных колоколов висел колокол-благовестник, весивший более 25 пудов и подаренный монастырю знаменитым Иваном Мусоргским, который был предком великого композитора. С восточной стороны звонницы в отдельной башне находятся часы, которые существовали здесь с 16 века.
Тот набор, который сегодня размещен на Большой звоннице, имеет 17 колоколов самых разных размеров и веса. Колокола не имеют имен, но все же отдельные названия групп сохранились: «Диньки», большие колокола, «Бурлаки», «Переборы». На Большой звоннице имеется пять колоколов, отлитых в 16 веке; самые поздние колокола отлиты в 19 веке. Со стороны часов имеется два восточных пролета, которые заняты колоколами «Праздничным» и «Полиелейным», а над ними висят два колокола «Динька». Затем следуют средние по размерам колокола, расположенные в третьем и четвертом пролетах, а в паре последних пролетов – колокола, образующие группу так называемых «Бурлаков». Основной набор Большой звонницы составляют перечисленные колокола, включающие «Вседневный» колокол, который находится в седьмом пролете.
Отлитие «Праздничного» колокола произошло в мае 1690 года непосредственно в монастыре. Необходимые сведения, касающиеся его веса, отсутствуют, но, судя по его размерам, можно сказать, что это был наиболее тяжелый колокол на звоннице. Для того чтобы разместить этот колокол на втором этаже звонницы, мастерам пришлось растесать столбы, ведь ширина пролета оказалась слишком мала для этого. Изготовление колокола было осуществлено мастером из Пскова Федором Климентьевым, что стало самым лучшим образцом его работы. Легкость и четкость линий отлично сочетаются с декором, обозначенным в виде двух рельефных строк.
«Полиелейный» колокол отлит 21 мая 1558 года по указу Корнилия – игумена Печерского монастыря. Его сделали литейные мастера из Пскова: Логин Семенов и Кузьма Васильев. Это второй по величине колокол, находящийся на Большой звоннице. Отлитие «Часового» колокола было осуществлено 14 февраля 1765 года в городе Москве, а именно на заводе Пирогова Дмитрия. Вес колокола составляет 1818,2 кг.
Верхний пролет Большой звонницы был выстроен в 17 веке. Скорей всего, первоначально, здесь предполагалось разместить сигнальный колокол, который в 1765 году сменил «Вседневный».
В 16-17 веках имелось два часовых колокола. Скорей всего, в это промежуток времени установили и методический звон, который имел функцию сигнала.