Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.
Здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть образцыXVI-XVIII вв.Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-хгг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди). Там же вместе с двумя зазвонными и двумя прибойными висел благовестник весом 25 ¾ пуда, подаренный монастырю Иваном Мусоргским — одним из предков великого композитора.
Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого, Новгорода. Однако, сохранились названия отдельных групп: большие колокола, «Тиньки» («Диньки»), «Переборы» и «Бурлаки («Бурлыги»). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI в.; один — в конце XVII в.; два — в XVIII в.; два — в XIX в.; на восьми колоколах год отливки не указан…
Более полная информация представлена на официальном сайте Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII в.в. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).
С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.
Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.
«Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.
«Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.
Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер.
По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
(Подробнее о колоколах вы сможете прочитать в книге А. Б. Никанорова «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря». Спб., 2000 г.)
Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
Время работы: с 10:00 до 18:00
Телефоны: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77 (заказ экскурсий) Звонить с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
Общая информация
Главная колокольня Псково-Печерского монастыря – поистине потрясающее творение, как в архитектурном, так и в эстетическом плане. По масштабу и величию она стоит в одном ряду с звонницами Пскова и Новгорода, а скопление колоколов превосходит любой другой в России. Конечно, чтобы убедиться в этом, нужно увидеть её своими глазами.
Часы и колокола находятся на Большой звоннице, в отдельной деревянной башне. Среди местных жителей ходит слух, что при монархии часы звонили мелодию гимна того времени – «Боже, царя храни». Колоколов сейчас насчитывается 17, раньше цифра непрерывно менялась.
По легенде, в 17 веке два эстонских города прислали монастырю по небольшому колоколу. Есть и другая история, гласящая, что предок известнейшего композитора Мусоргского подарил звоннице огромный колокол весом в 42 тонны.
Самый тяжелый колокол звонницы – «Праздничный». Его использовали по церковным праздникам, оттуда и пошло такое название. Колокол отлили в самом монастыре в конце 17 века, но, чтобы поднять его к остальным, пришлось изрядно потрудиться. Дело в том, что из-за своей ширины он просто-напросто не влез в один из пролетов колокольни. Поэтому пришлось урезать опорные столбы здания, чтобы поместить его на нужное место. Сам колокол очень красив и украшен барельефами. Сверху вылито распятие на Голгофе, по обеим сторонам которого изображены две иконы – «Умиление» и «Спас Нерукотворный».
Следующий по размеру – «Полиелейный» колокол. В него благовестили в те праздники, когда читались определенные одноименные псалмы. Его украшает особенный орнамент – вылитые полосы растительных и животных узоров. Если из растений изображены только отдельные их части – усики, стебли и т.п., то между ними фигуры зверей и птиц, таких как олени, орлы, львы, полностью и детально «прорисованы».
«Часовой» или «Вседневный» колокол самый маленький из этой группы. Название его обусловлено, как и названия предыдущих, частотой использования. Им пользовались ежедневно и ежечасно, оповещая о текущем времени или о начале службы. Барельефы представляют собой молитвенные тексты, читающиеся на Успение Богородицы. Сверху основного набора находятся несколько маленьких, фурнитурных колоколов. Они висят для красоты и в перезвоне не участвуют.
Весь звонничный комплекс – это замечательный памятник древнерусской культуры и архитектуры, позволяющий людям прикоснуться к истории их страны.
Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
Вход на территорию Псково-Печерского монастыря бесплатный, поэтому без труда можно подойти к Звоннице и посмотреть ее поближе.
На территории монастыря проводятся экскурсии. Для группы до 5 человек достаточно позвонить по одному из телефонов и записаться на экскурсию: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77. Запись по телефону осуществляется в период с 9.00 до 17.00, кроме обеденного перерыва с 13.00 до 14.00. Лучше всего звонить до 11 часов, так как потом начинаются экскурсии и на звонки отвечают реже.
Групповые экскурсии проводятся каждый час, начиная с 9.00 часов и заканчивая в 16.00.
Если группа численностью больше 5 человек, то для проведения экскурсии требуется написание прошения на официальном бланке, после заполнения который необходимо отправить на e-mail: excurs-ppm@mail.ru. Форму бланка можно найти ниже.
Это важно Ежегодно с 6 по 9 января, с 26 по 29 августа Богом зданные пещеры закрыты!
Во время экскурсии можно посетить Ближние и Дальние пещеры, но стоит обратить внимание, что в свободном доступе находятся только Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, а Дальние пещеры, являющиеся местом упокоения братии монастыря, имеют свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника. В связи с этим количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!
Это важно Дальние пещеры закрыты каждый понедельник и каждую пятницу
Как добраться?
Звонница Успенского храма является частью Псково-Печерского монастыря, поэтому достаточно знать, как добраться до монастыря, а там не проблематично будет найти и саму звонницу.
Детальный маршрут проезда до монастыря можно посмотреть в разделе Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь-Как добраться?
В три большие колокола звон производится качанием посредством коромысел*. Повсему видно, что колокольня эта современна Успенской церкви. Рядом с колокольней устроена часовая башня». (Из книги «Первоклассный Псково-Печерский монастырь». Остров, 1893. С.: 96-98**).
* Имеется ввиду очепной способ звона. Псково-Печерский монастырь является единственной в России обителью, где этот способ используется и в наши дни.
** Более подробно о звоннице и колоколах Псково-Печерского монастыря можно прочитать в книге: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000
Очепные колокола Псково-Печерского монастыря
В дополнение к приведенной выше статье следует добавить, что в ней описании допущен ряд серьезных неточностей. Согласно данным Никанорова А.Б., надпись на полиелейном колоколе читается так: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7066 (1558) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей во области Святой Троицы в обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при архиепископе Великаго Новагорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия яже о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи из-за Великих ворот Козьма Васильев сын да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. Аминь»*.
На великопостном: «Божиею милостию пособием и помощию Святыя Живоначальныя Троица лета 7049 (1541) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тферскаго, и Югорскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Болгарскаго и инех, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин».
На праздничном: «В лето 7198 (1690) месяца маия при державе благочестивейших и великих Государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев, межпатриаршестве и господине преосвященном Маркелле митрополите Псковском и Изборском, Успенскаго Печерскаго монастыря при архимандрите Паисие с братиею слит сей канбан в Псковском Печерском монастыре, мастер Федор Клементьев. Слава Тебе, Совершителю Богу. Аминь».
Из этих колоколов к концу XIX века очепным способом звонили только в первый и третий колокола. Колокол 1541 года тоже стоял на очепном валу, но звонили в него обычным способом «в языки». Третий колокол, который и по сей день раскачивают при помощи очепа, был отлит в 1765 году на московском заводе Дмитрия Пирогова (1726-1780 годы). Он жил своим двором за Сухаревой башней в приходе Спасской церкви, имел торг в суконном ряду и был совладельцем завода в Рязанской области. В 1760-х – 1770-х годах владел колокольной мастерской. Колоколов его работы осталось очень мало.
Интересующий нас колокол в подборе считается «вседневным» или «часовым». Украшают его орнаментальные пояса и пространная: «Спаси ди и помилуй раб своих строющия храмы Божия и подающая к ним всякое благопотребное даяние и даждь им гди црство нбсное рди пртстаго имени Своего. Лит в Москве в доме Дмитрия Пирогова во Псково Пчрско Упенский мнстрь из козеной меди при архимандрите Иосифе с братиею в котором весу 111 пуд. В Рождестве двство сохранила если во Успении мира не оставила еси Бдце преставилася еси к животу мати суща живота и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша слва и нне кондак в млитвах неусыпающую Бцу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста матерь к животу престави во утробу всевшися приснодвственную 1765 году февраля 14 дня».
* Исправления выделены курсивом.
Выдержки из книги: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000. С.: 26-28; 46, 95-97, 98-100
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор и в особенности надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки. Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер. По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
Образ небесного гласа. Заметки после посещения музея колоколов
Измайловский кремль – есть такое культурно-развлекательное сооружение в Москве, похожее на кинодекорацию для съемок сказочного фильма о царе Горохе или Золотом Петушке. Он находится сразу за корпусами гостиницы «Измайловская», по соседству с измайловским вернисажем. При всей своей декоративности кремль этот вполне настоящий, построенный, как и полагается, на холмике, частью из камня, частью из дерева.
В столице не так много крупных деревянных построек, и уже поэтому подниматься по лестнице, ведущей во внутреннее помещение надвратной башни, было интересно и приятно.
Из выставочного зала доносится голос экскурсовода. Вот и прекрасно, сейчас все послушаем, посмотрим и доложим уважаемым читателям.
Один из главных экспонатов экспозиции – старинный колокол завода Финляндского, установленный на деревянной станине, причем на него можно не только посмотреть, но и позвонить в него. Разумеется, с разрешения экскурсовода. Колокол закреплен на станке особым способом, применявшимся в России до XVII века. Константин Мишуровский рассказывает, в чем заключается особенность такого способа крепления и как это влияет на качество и технику звона.
К. Мишуровский: В отличие от современного способа, когда колокол крепится к балке хомутами, на некотором расстоянии от нее, этот колокол закреплен на очепе. Очеп – это шарнир, к которому, с одной стороны, жестко прикреплен сам колокол, а с другой стороны – жердь, позволяющая легко раскачивать весь колокол, а не только его язык, как это делается сейчас. Такой способ звона в колокола называется очепным. В наше время очепной звон сохранился только Псково-Печерском монастыре, именно таким способом там звонят в три больших колокола. Техника очепного звона сильно отличается от современной. Давайте посмотрим, как это происходит (раскачивает колокол, но звона не раздается). Сколько бы я ни качал, звона не получится, потому что колокол и его язык двигаются вместе. А вот у звонарей Псково-Печерского монастыря есть такое понятие – попридержать колокол (легким движением придерживает раскачавшийся очип, и в помещении музея раздается несколько мерных звонких ударов). Догадываетесь, почему получился звон? Перестали совпадать фазы, в которых язык и сам колокол раскачивались одновременно. Вот – можете сами попробовать.
Попробовать вызывается мальчик лет десяти, остальные посетители музея с интересом смотрят, что у него получится. С третьей попытки мальчику тоже удается немного позвонить.
К. М.: Этот колокол был немного разбит и теперь, после реставрации, используется для того, чтобы показывать, что такое звон на очипах.
В чем главное неудобство такого способа звона? Если подвесить на очепах несколько колоколов разного размера и начать в них звонить, каждый колокол будет качаться в своем темпе, и нам никогда не удастся согласовать их звон в каком-то общем ритме.
Кроме того, очепной способ подвески плохо подходит для больших колоколов. Когда, начиная со времен Ивана Грозного и особенно во времена Алексея Михайловича, начали отливать колокола все большего и большего веса, очепы стали часто приходить в негодность. Сохранились челобитные к царю: «Просим заменить железо на очипе, а то приходится в языки звонить». Так, постепенно, как вынужденная мера, язычный звон стал применяться при звоне в сверхтяжелые колокола. Вот здесь мы видим зарисовку иностранного путешественника, на которой изображено как множество народа при помощи веревок раскачивает язык огромного колокола. Сохранилось и описание одного из иностранных путешественников, о том, как великий колокол раскачивали на очепе 50 человек с одной стороны, 50 – с другой, и еще 25 человек придерживали язык.
К концу XVII века очепной звон был уже повсеместно оставлен и сложилась современная традиция колокольного звона. В малые колокола, впрочем, и раньше звонили за язык.
Целую стену внутреннего помещения башни занимает многократно увеличенная карта Московского Кремля – «Кремленаград», созданная во времена Бориса Годунова. Благодаря увеличению на карте можно рассмотреть массу интересных подробностей – расположение и устройство храмов, башен, колоколен, звонниц. После экскурсии сотрудники музея показали мне даже отдельно нарисованного стрельца с ружьем и московскую собачку начала XVII века, убегающую от мужичка с дубинкой.
К. М.: Обратите внимание: на Кремлинограде можно рассмотреть способ подвески колоколов на Иване Великом и звоннице, примыкающей к нему. Колокола подвешены на очипах, хорошо видны канаты, прикрепленные к очипам и спускающиеся до самой земли.
Мы переходим к части экспозиции, посвященной сверхтяжелым колоколам Кремля.
К. М.: Эти две гравюры рассказывают об истории Царь-колокола. На одной вы видите подземную галерею, ведущую к отлитому, треснувшему и не поднятому еще Царь-колоколу. Она была специально устроена для того, чтобы была возможность его осмотреть. На второй изображен момент подъема «Царя» в XIX веке. Колокол был поднят под руководством архитектора и инженера Огюста Монферана, и вторая гравюра прилагалась к отчету об этой работе. При помощи специально построенной системы блоков колокол был поднят исключительно человеческой силой, от применения лошадиной тяги решили отказаться из предосторожности.
Отливка «Царя» была закончена в 1735 году мастером Михаилом Моториным, а в 1737 году случился пожар, в котором выгорело пол-Москвы. Как раз будто бы с этим пожаром и связана поговорка, что от копеечной свечи Москва сгорела. Огонь проник и в Кремль, где над литейной ямой, в которой лежал Царь-колокол, была сооружена деревянная конструкция. Считается, что колокол треснул от перепада температуры после того, как москвичи начали заливать огонь водой. По всему его радиусу прошли трещины, две из них сомкнулись, и из колокола вывалился огромный кусок, который и сейчас находится рядом с ним.
Сегодня самым большим действующим колоколом в Кремле является Большой Успенский весом в 64 тонны. Перед нами его фотография начала ХХ века.
Работниками музея собрано множество материала, рассказывающего о том, как веками изменялась церковные колокола, до тех пор, пока не была найдена их наилучшая форма.
К. М.: Благодаря сохранившимся древним образцам мы можем проследить эволюцию колокольных форм по сравнению с колоколами наших дней. Перед нами изображение колокола Антония, по пропорциям он очень сильно вытянут вдоль вертикальной оси, вот Теофиловы колокола, тоже отлитые по архаичным формам западноевропейских колоколов. Вот изображение Никоновского колокола 1422 года, сам он находится в Троице-Сергиевой Лавре. Обратите внимание на форму – у него очень расширенная нижняя часть и зауженные плечи. А вот колокол XVI века из Московского Кремля – его профиль тоже достаточно узнаваем по времени отливки.
Дальнейшее изменение профиля колоколов было связано с тем, что их литье начали поручать государевым пушечным мастерам. В результате колокола по форме стали отливать как бы похожими на пушки. Когда профили колоколов спрямились, неожиданно обнаружилось, что они стали лучше звучать – такие колокола прозвали «ведрами». Со временем эта новая форма колокола дорабатывалась в сторону большей плавности, изогнутости. Например, великий колокол Сысой, из Ростова, звон которого мы сейчас слышим в записи, обладает именно таким профилем.
Барочные времена также повлияли и на форму колоколов, и на их внешнее оформление. Особенно это было связано с развитием моторинского литья, после этого последовали еще изменения, пока, наконец, не была выработана форма, ставшая канонической. Вот перед нами колокол XVII века, который представляет собой образец пропорций, вкуса и здравого смысла в украшениях. К сожалению, он был разбит настолько, что не подлежит реставрации, с задней стороны у него имеется Т-образная трещина, но именно поэтому он и находится в музее, а не на колокольне.
В более поздних отливках то, что было найдено на конец XVII – начало XVIII века, было закреплено и в тех или иных вариациях дошло до наших дней.
Поиск в области наилучшего звучания колоколов и их украшение, конечно же, имели и духовное значение. Например, традиция подвешивания колоколов в проемах колоколен, сейчас кое-где уже забывающаяся. Смысл такой подвески был, прежде всего, акустическим, чтобы человек, заходя в храм, слышал над собой колокол-благовестник. Не трезвон, а именно благовест – в исконном понимании этого слова. Современный трезвон он и в музыкальном отношении является всего лишь украшением благовеста, и время его возникновения более позднее. Это явление XIX века, когда в колокольном звоне все большее значение приобретает исполнительство. Исконная традиция была иной. Перезвоны – когда колокола звонят один за другим; разнообразные медленные трезвоны – как ростовский трезвон, фонограмму которого мы слышим.
Заметьте, что более древний звон, лишенный музыкальных украшений не мешает нам разговаривать, не перебивает, он скромнее и строже. Потому что звон в его исконном понимании – это икона небесного гласа, а колокол – образ ангельской трубы, обращенной раструбом вниз. Поэтому среди украшений на колоколах мастеров Моториных мы часто встречаем райские растения, небесных животных – орнаментальные украшения колоколов связаны именно с образом рая.
После экскурсии, запись которой приведена здесь далеко не полностью, Константин Мишуровский согласился ответить на несколько вопросов.
– Константин Александрович, по чьей инициативе основан этот музей?
Решение о создании музея пришло вместе с пониманием его необходимости. Раньше мы в своем соку варились, что-то знали, чего-то не знали, какая-то информация была в библиотеках, кто-то в этих библиотеках работал. Но в наше эклектическое время нам будет трудно восстановить и продолжить традицию колокольного звона без того, чтобы объединить наши находки и знания в нечто осязаемое и видимое.
– В экспозиции музея значительное внимание уделено именно изобразительным элементам – почему так?
– Если составить экспозицию из кучи колоколов – это будет неправильно. Во-первых, если эти колокола действующие, мы этим отторгаем их от звона, а колокол – это священный предмет. Колокола для церковного звона освящаются особым чином. С другой стороны, для неподготовленного человека все колокола на одно лицо. Можно просто пройти мимо кучи колоколов, а можно на один колокол посмотреть и уйти довольным. Поэтому смысл музея в том, чтобы показать и подчеркнуть наиболее важное и интересное.
– Общество церковных звонарей имело какое-то отношение к восстановлению звона на Иване Великом?
– В 1992 году Святейший патриарх благословил нас заниматься восстановлением звонов на Иване Великом, и вот уже четырнадцать лет мы являемся звонарями Ивана Великого.
– В каком состоянии находились эти колокола в то время?
– В советское время третий по весу колокол Ивана Великого был сброшен со своего места, причем его дальнейшая судьба до сих пор не известна. На его месте и сейчас пустой проем. Это был царский воскресный колокол.
Звон на Иване Великом находился под запретом, более того, языки колоколов были прикованы кандалами, самыми настоящими, закрытыми на огромные амбарные замки. Мы сфотографировали эти кандалы, перед тем как срезать их в 1992 году. Говорят, что после войны кто-то попробовал ударить в колокола, и был скандал, после чего кандалы, будто бы, и появились.
– Вы имеете какое-то отношение к Ассоциации колокольного искусства? Какие последние новости из жизни ассоциации?
– Да, некоторое отношение имею. В этом году в рамках Пасхального фестиваля у нас прошла очень интересная конференция «Колокола: История и современность». Правда, прошла она практически келейно.
– Вы можете что-нибудь рассказать о деревянном храме, построенном в Измайловском кремле?
– Это совершенно новый храм, на этом месте раньше храма не было, и это один из самых высоких деревянных храмов в России. Сейчас он приписан к Свято-Данилову монастырю и планируется, что вскоре он будет освящен во имя святителя Николая. Сейчас в нем уже служатся молебны.
– Вернемся к музею. Какие планы на ближайшее будущее, как планируете развиваться?
– Ярус, где мы сейчас находимся, будет доделан, здесь будут стоять витрины для демонстрации некоторых новых экспонатов под стеклом. Со временем зал приобретет мультимедийную составляющую и здесь можно будет смотреть фильмы о колоколах. Будут здесь и тематические лекции – мы надеемся, что постепенно наш музей станет домом, в котором будет жить церковный звон, в котором можно будет с ним встретиться, узнать что-нибудь интересное.
Музей колоколов в Измайлово открыт по субботам, воскресеньям и в праздничные дни с 11.00 до 17.00. Организованные экскурсии в другое время возможны по предварительной договоренности. Посетители музея под руководством экскурсовода могут позвонить в колокола на звонильном ярусе башни.