звонница успенского собора ростовского кремля

Звонница Ростовского кремля

Из Википедии — свободной энциклопедии

Зво́нница
Звонница Успенского собора
Церковь Входа Господня в Иерусалим

Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг.

Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали — тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенчанная крестом. [1] На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.

Источник

Ростов Великий. Подъем на звонницу. Осмотр крепости снаружи

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Купола собора, сфотографированные нами позже, когда мы поднялись на звонницу.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Храм потрясающе красив. И излучает величие. Внутри мы были, но фотографировать его во время, пока не окончена реставрация, не стали. Но нам тут очень понравилось.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Дальше нас ждала звонница, которая относится к Успенскому собору. Ныне она передана РПЦ, поэтому билеты туда в музее не продают, а просто у входа сидит мужичок. которому в руки даешь 100р, и поднимаешься. Звонница не только красива сама по себе, но с нее еще открывается и вид на Кремль, а также на сам город.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Построена звонница в 1680-е годы, под присмотром ростовского митрополита Ионы Сысоевича, о котором я рассказывал в прошлой заметке. Напомню, что именно он выстроил и сам Ростовский Кремль. Сподвижник патриарха Никона, Иона немало старался сделать для величия русской православной церкви, и ему удалось это намного лучше, чем Никону, потому что после Ионы осталось потрясающее архитектурное наследие, равного которому нет нигде больше в России.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Поднимаемся наверх по узкой лестнице. Узость ее такова, что когда меня позвал шедший сзади наш турист Миша Богданов, я с трудом большим смог развернуться.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Выглядываю в небольшое окошко.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Чтоб можно было оценить размер гигантских колоколов, стою рядом с ними.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Языки у всех привязаны, чтоб какой-нибудь шальной турист не позвонил. Все-таки исторический памятник, народное достояние. Звонить кому попало не стоит.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Звонница с этими колоколами запомнилась многим благодаря фильму «Иван Васильевич меняет профессию», где управдом запутался в веревках, а распутываясь, случайно сыграл «Подмосковные вечера».

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Я ничего не понимаю в колоколах и колокольных звонах, мне они все нравятся, каждый хорош по-своему. Но о ростовских пишут, что они уникального звучания, подобного которому нет больше нигде. Я в это верю, просто так писать бы не стали.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Звон этих колоколов использовался при съемках многих советских фильмов.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Фотографирую язык одного из колоколов. Он огромен!

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

У каждого колокола есть свое имя. Большинство отлиты при строительстве звонницы, в 1680-е годы.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Колокол, под которым стоит Влад, носит имя «Сысой», и весит он 32 тонны.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

При Петре Ростовская митрополия спасла колокола, отдав огромные деньги взамен, после чего им пришлось затянуть пояса потуже, но зато национальное достояние было спасено (что-то сомневаюсь, что нынешний патриарх поступил бы так, отдав свои дворцы, машины и деньги, чтоб спасти колокола). При Ленине колокола спас нарком Луначарский, один из немногих вменяемых людей среди большевиков

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Автор фотографируется на фоне Ростовского Кремля.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Смотрим в другие стороны. Одна из башен Кремля.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Торговые ряды. Храм Спаса на Торгу, построен горожанами в 1680-е годы.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Вид на глубины Кремля. Вдали виден лед озера Неро.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Спустившись со звонницы, идем вдоль крепостных стен.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Теперь надо пару слов сказать и о самом городе Ростове. Сейчас это популярный туристической городок в составе Ярославской области. Но когда-то это был один из самых влиятельных городов Древней Руси, и Ярославль подчинялся ему, а не наоборот, как сейчас. Митрополичья кафедра переехала в Ярославль лишь в 18 веке.

Ростов ведет свою историю с 862 года. Это был первый крупный город на востоке Руси, где славяне колонизировали финно-угорские племена. Глухая окраина Древней Руси, которая быстро разбогатела и набрала силу.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Зимой тут особенно красиво! Сосульки, свисающие с крыш, придают крепостным стенам особенно сильную средневековую романтику.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

После разорения Юрием Ростов теряет силу, а при Василии Темном и Иване Третьем Ростовское княжество окончательно входит в состав Московского государства. В Смутное время Ростов испытал разгром со стороны войск Лжедмитрия Второго.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Проходим мимо Никольской церкви 1745 года постройки.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Смотрим отсюда на крепость. Настоящий сказочный город! Каждый русский человек обязан побывать здесь.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Строился одновременно с Ростовским Кремлем, в 1680-е годы. Хотя основан за триста лет до этого, и при Ионе Сысоевиче его перестроили в камне, но до этого он тоже существовал. Памятник архитектуры.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Хорошо, что здесь нет побелки, чувствуется дух старины. Жаль, что нельзя попасть внутрь, все закрыто.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Здесь женский монастырь. Ворота закрыты.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Заброшенный храм Бориса и Глеба, построен в 1761 году. Ближе подходить не стали, в конце марта здесь очень глубокий снег, и пропахивать его каждый раз уже не было сил и времени.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Ограда кремлевского сада, куда сейчас не пускают посетителей. В этом минус посещения Ростова зимой. Кстати, по этим красным стенам бегали герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда за ними гонялись стрельцы. И отсюда стрельцы спрыгнули вниз, поддавшись на ложный маневр главных героев.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Две привратных башни крепости с восточной стороны. Такие же, как у входа в Кремль.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Церковь Иоанна Богослова, 1683 год.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

«Крепость, построена под руководством голландского инженера Яна Корнилия

ван Роденбурга в 1632-1634 годах, считается одной из первых бастионных построек в России»

Заметим, что допетровская Русь и при Филарете не гнушалась приглашать иностранных специалистов, если дело шло о безопасности и обороне. И это было правильно.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Вид с вала крепости на Кремль.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Смотрим в ту часть озера, где ярко светит мартовское солнце. И видим нечто чудесное. Вдали тоже какой-то красивый архитектурный комплекс, состоящий из куполов церквей и каких-то башенок.

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Крепость, построена под руководством голландского инженера Яна Корнилия

ван Роденбурга в 1632-1634 годах, считается одной из первых бастионных построек в России

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ЗВОННИЦА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ

звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть фото звонница успенского собора ростовского кремля. Смотреть картинку звонница успенского собора ростовского кремля. Картинка про звонница успенского собора ростовского кремля. Фото звонница успенского собора ростовского кремля

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 г. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы – «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей.

В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Предположительно, оставшись довольным, Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца. В одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».

До сих пор существует версия, что пруд посредине кремлёвского двора и служил литейной ямой, однако, это очень маловероятно. В подобном случае транспортировка колоколов к звоннице представляла бы очень большую сложность, тем более, что стены, отделявшие пруд от звонницы, к тому моменту уже были возведены. Возможно, литейная яма для отливки больших колоколов находилась на соборной площади позади церкви Одигитрии – напротив звонницы, однако, это предположение требует археологической и документальной проверки. Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов. Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами.

Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако, Ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже – с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15 000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола, о которых Платон Левшин писал в XVIII веке следующее: Близ собора колокольня, небольшая, но широкая; на той колокольне колоколов: 1-й в 2000 пудов, звон гвостовский, 2-й в 1000 пудов, 3-й в 500, a всех, 13 колоколов; звон удивительный и нигде примера не имеющий, ибо устроен по инструментальной музыки и пресладостно вызванивают три порядочные концерта: первый называется Георгиевским, 2-й Якимовским, 3-й Арсениевским, и все колокола к тому прибраны способные, и звонари звонят со вниманием друг на друга и на ударение колоколов смотрят. В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза.

По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному – то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды. С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны». Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться.

«Ясак» завершил звукоряд Ростовской звонницы и стал третьим колоколом «до» в подборе. Используется колокол очень редко. Иногда в Будничном звоне и в малом трезвоне современных ростовских звонарей. В основном колокол участвует в Ионафановском звоне, благодаря которому он и оказался на звоннице.

Источник

Колокола звонницы

Колокола звонницы Успенского собора
Ростова Великого.

Колокол «Сысой».

Вверху, вокруг главы написано: «Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев», а внизу, вокруг краев написано: «и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов». Помимо надписи колокол украшает довольно сложный орнамент. Над текстом расположен ряд изображений серафимов (благодаря искусству литейщика они составляют как бы волнообразную линию). Под надписью проходит узкая полоса цветочного орнамента и ряд из шестикрылых херувимов.

Колокол «Полиелейный».

Колокол «Лебедь».

Колокол «Лебедь» весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с «Полиелейным» в 1682 году. «Лебедем» его прозвали за красивый полётный голос. Это третий по величине колокол ростовской звонницы. По характеру убранства он типичен для своего времени. Наиболее нарядно украшена верхняя часть колокола. Здесь в поясе с текстом изображен Галгофский крест, под надписью проходит растительный орнамент из восьмилепестковых розеток, вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. Очень сходный по рисунку с этим орнаментом декор был использован мастерами Василием и Яковым Леонтьевыми для украшения колокола под названием «Широкий» 1677 года. Он сейчас находится возле звонницы собора Святой Софии в Новгороде. Под ним расположен ряд с изображениями четырехкрылых существ с хвостами-ламбрекенами. Оба этих мотива очень напоминают декор «Полиелейного» колокола. Литье также было выполнено с некоторыми изъянами: мелкие детали почти не проработаны.

Колокола «Красный», «Козел» и «Набатный».

«Безымянные» колокола.

Как уже было сказано выше, четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвертым пролетами ростовской звонницы. С исторической точки зрения интерес представляют три из них. Орнамент одного из них представляет собой два пояса из ажурных трилистников, соединенных между собой дугообразными стеблями. Два ряда орнамента являются как бы зеркальным отображением друг друга. Между орнаментальными поясами проходит широкая гладкая полоса, обрамленная валиками. Судя по характеру рисунка трилистника, тщательности проработки орнамента и высокому качеству литья, колокол этот может быть датирован концом XVII века. Так же можно предположить, что он был отлит московским мастером. Некоторое время на звоннице находились еще два колокола с подобным орнаментом. В настоящее время похожий декор можно видеть на колоколе «Ясак».

Еще два безымянных колокола имеют практически одинаковое оформление. Их декор представляет собой два пояса растительного орнамента, состоящего из вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. По своему рисунку он очень напоминает растительный орнамент больших колоколов ростовской звонницы «Сысоя» и «Полиелейного» (особенно «Сысоя»).

Из пяти колоколов, расположенных в четвертом пролете звонницы, сохранились три древних колокола: «Баран», отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Кроме них в этом пролете находится еще колокол «Голодарь» XIX века и небольшой колокол «Ясак», предназначенный для того, чтобы подавать сигнал к началу звона.

Колокол «Голодарь».

Все изображения ограничены рамами из растительного орнамента, жемчужника и веревочки. По сторонам клейм расположены фигуры коленнопреклоненных ангелов на облаках. Между клеймами помещены лики ангелов с распущенными крыльями. Рельеф разнообразен по высоте и тщательно проработан. Возможно, поводом для отливки колокола послужило восшествие на престол императора Александра II. Подтверждением этому служат рельефные изображения патрональных святых государя и его отца: князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца.

Колокол «Баран».

Зазвонные колокола.

Второй зазвонный колокол очень интересен с точки зрения своего декоративного оформления. Наряду с традиционной каймой из дугообразных стеблей и ажурных трилистников, на нем выполнен орнаментальный фриз, в рисунок которого входят изображения фантастических птиц в обрабрамлении вьющихся побегов с пышной листвой и плодами. Датировка этого коколола основана на близких аналогах. В музее Ростова Великого хранится колокол 1685 года из села Первитина Ростовского района. Его орнамент практически идентичен декору зазвонного колокола. На колокольне собора Покрова на Рву есть колокол 1692 года, работы Ивана Моторина, орнаментальные мотивы которого несколько схожи с ним, но имеют гораздо более сложный рисунок и тщательную проработку.

Звоны на ростовской звонницы уникальны по своему звучанию и гармонии. Во время звона звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте, что является одним из условий гармоничного и слаженного звона. Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: «дайте такую же колокольню и такие же колокола».

Источник

Звонница Ростовского Кремля

Звонница Успенского собора в Ростове – интересное по многим причинам строение. Она интересна в архитектурном плане. Звонница представляет собой вытянутое по горизонтали здание, в верхней части которого – четыре высоких сквозных пролёта звонов, где подвешены колокола, а в нижней части – церковь Входа Господня в Иерусалим, магазин сувениров и керамическая мастерская. В корпусе звонницы находятся […]

Подробное описание:

Звонница Успенского собора в Ростове – интересное по многим причинам строение. Она интересна в архитектурном плане. Звонница представляет собой вытянутое по горизонтали здание, в верхней части которого – четыре высоких сквозных пролёта звонов, где подвешены колокола, а в нижней части – церковь Входа Господня в Иерусалим, магазин сувениров и керамическая мастерская. В корпусе звонницы находятся большие пустоты, так что он является прекрасным резонатором. Но, главное, в звоннице имеется уникальный набор колоколов. 13 колоколов разного размера и звучания, составляющих сложнейший музыкальный инструмент, были отлиты во второй половине XVIIвека при знаменитом строителе ансамбля Ростовского Кремля митрополите Ионе Сысоевиче. Самый большой колокол весом в 2000 пудов, названный Сысоем. Для этого колокола пристроена северная часть звонницы, с самым высоким пролётом. Голоса колоколов сливаются в гармоничный ансамбль. Для них созданы различные музыкальные мелодии – звоны, имеющие свои названия: ионинский, акимовский, красный, будничный и другие. Ростовские звоны, в 1960-е годы, после долгого перерыва, вновь зазвучавшие над древним городом, – прекрасное явление русской музыкальной культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *