звонница успенского собора ростовского кремля
Звонница Ростовского кремля
Из Википедии — свободной энциклопедии
Зво́нница | |
Звонница Успенского собора | |
---|---|
Церковь Входа Господня в Иерусалим | |
Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг. Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали — тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа Господня в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенчанная крестом. [1] На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект. Ростов Великий. Подъем на звонницу. Осмотр крепости снаружиКупола собора, сфотографированные нами позже, когда мы поднялись на звонницу. Храм потрясающе красив. И излучает величие. Внутри мы были, но фотографировать его во время, пока не окончена реставрация, не стали. Но нам тут очень понравилось. Дальше нас ждала звонница, которая относится к Успенскому собору. Ныне она передана РПЦ, поэтому билеты туда в музее не продают, а просто у входа сидит мужичок. которому в руки даешь 100р, и поднимаешься. Звонница не только красива сама по себе, но с нее еще открывается и вид на Кремль, а также на сам город. Построена звонница в 1680-е годы, под присмотром ростовского митрополита Ионы Сысоевича, о котором я рассказывал в прошлой заметке. Напомню, что именно он выстроил и сам Ростовский Кремль. Сподвижник патриарха Никона, Иона немало старался сделать для величия русской православной церкви, и ему удалось это намного лучше, чем Никону, потому что после Ионы осталось потрясающее архитектурное наследие, равного которому нет нигде больше в России. Поднимаемся наверх по узкой лестнице. Узость ее такова, что когда меня позвал шедший сзади наш турист Миша Богданов, я с трудом большим смог развернуться. Выглядываю в небольшое окошко. Чтоб можно было оценить размер гигантских колоколов, стою рядом с ними. Языки у всех привязаны, чтоб какой-нибудь шальной турист не позвонил. Все-таки исторический памятник, народное достояние. Звонить кому попало не стоит. Звонница с этими колоколами запомнилась многим благодаря фильму «Иван Васильевич меняет профессию», где управдом запутался в веревках, а распутываясь, случайно сыграл «Подмосковные вечера». Я ничего не понимаю в колоколах и колокольных звонах, мне они все нравятся, каждый хорош по-своему. Но о ростовских пишут, что они уникального звучания, подобного которому нет больше нигде. Я в это верю, просто так писать бы не стали. Звон этих колоколов использовался при съемках многих советских фильмов. Фотографирую язык одного из колоколов. Он огромен! У каждого колокола есть свое имя. Большинство отлиты при строительстве звонницы, в 1680-е годы. Колокол, под которым стоит Влад, носит имя «Сысой», и весит он 32 тонны. При Петре Ростовская митрополия спасла колокола, отдав огромные деньги взамен, после чего им пришлось затянуть пояса потуже, но зато национальное достояние было спасено (что-то сомневаюсь, что нынешний патриарх поступил бы так, отдав свои дворцы, машины и деньги, чтоб спасти колокола). При Ленине колокола спас нарком Луначарский, один из немногих вменяемых людей среди большевиков Автор фотографируется на фоне Ростовского Кремля. Смотрим в другие стороны. Одна из башен Кремля. Торговые ряды. Храм Спаса на Торгу, построен горожанами в 1680-е годы. Вид на глубины Кремля. Вдали виден лед озера Неро. Спустившись со звонницы, идем вдоль крепостных стен. Теперь надо пару слов сказать и о самом городе Ростове. Сейчас это популярный туристической городок в составе Ярославской области. Но когда-то это был один из самых влиятельных городов Древней Руси, и Ярославль подчинялся ему, а не наоборот, как сейчас. Митрополичья кафедра переехала в Ярославль лишь в 18 веке. Ростов ведет свою историю с 862 года. Это был первый крупный город на востоке Руси, где славяне колонизировали финно-угорские племена. Глухая окраина Древней Руси, которая быстро разбогатела и набрала силу. Зимой тут особенно красиво! Сосульки, свисающие с крыш, придают крепостным стенам особенно сильную средневековую романтику. После разорения Юрием Ростов теряет силу, а при Василии Темном и Иване Третьем Ростовское княжество окончательно входит в состав Московского государства. В Смутное время Ростов испытал разгром со стороны войск Лжедмитрия Второго. Проходим мимо Никольской церкви 1745 года постройки. Смотрим отсюда на крепость. Настоящий сказочный город! Каждый русский человек обязан побывать здесь. Строился одновременно с Ростовским Кремлем, в 1680-е годы. Хотя основан за триста лет до этого, и при Ионе Сысоевиче его перестроили в камне, но до этого он тоже существовал. Памятник архитектуры. Хорошо, что здесь нет побелки, чувствуется дух старины. Жаль, что нельзя попасть внутрь, все закрыто. Здесь женский монастырь. Ворота закрыты. Заброшенный храм Бориса и Глеба, построен в 1761 году. Ближе подходить не стали, в конце марта здесь очень глубокий снег, и пропахивать его каждый раз уже не было сил и времени. Ограда кремлевского сада, куда сейчас не пускают посетителей. В этом минус посещения Ростова зимой. Кстати, по этим красным стенам бегали герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда за ними гонялись стрельцы. И отсюда стрельцы спрыгнули вниз, поддавшись на ложный маневр главных героев. Две привратных башни крепости с восточной стороны. Такие же, как у входа в Кремль. Церковь Иоанна Богослова, 1683 год. «Крепость, построена под руководством голландского инженера Яна Корнилия ван Роденбурга в 1632-1634 годах, считается одной из первых бастионных построек в России» Заметим, что допетровская Русь и при Филарете не гнушалась приглашать иностранных специалистов, если дело шло о безопасности и обороне. И это было правильно. Вид с вала крепости на Кремль. Смотрим в ту часть озера, где ярко светит мартовское солнце. И видим нечто чудесное. Вдали тоже какой-то красивый архитектурный комплекс, состоящий из куполов церквей и каких-то башенок. Крепость, построена под руководством голландского инженера Яна Корнилия ван Роденбурга в 1632-1634 годах, считается одной из первых бастионных построек в России LiveInternetLiveInternet—Рубрики—Метки—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—СтатистикаЗВОННИЦА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ
Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 г. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы – «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Предположительно, оставшись довольным, Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца. В одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». До сих пор существует версия, что пруд посредине кремлёвского двора и служил литейной ямой, однако, это очень маловероятно. В подобном случае транспортировка колоколов к звоннице представляла бы очень большую сложность, тем более, что стены, отделявшие пруд от звонницы, к тому моменту уже были возведены. Возможно, литейная яма для отливки больших колоколов находилась на соборной площади позади церкви Одигитрии – напротив звонницы, однако, это предположение требует археологической и документальной проверки. Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов. Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако, Ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже – с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15 000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола, о которых Платон Левшин писал в XVIII веке следующее: Близ собора колокольня, небольшая, но широкая; на той колокольне колоколов: 1-й в 2000 пудов, звон гвостовский, 2-й в 1000 пудов, 3-й в 500, a всех, 13 колоколов; звон удивительный и нигде примера не имеющий, ибо устроен по инструментальной музыки и пресладостно вызванивают три порядочные концерта: первый называется Георгиевским, 2-й Якимовским, 3-й Арсениевским, и все колокола к тому прибраны способные, и звонари звонят со вниманием друг на друга и на ударение колоколов смотрят. В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза. По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному – то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды. С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны». Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться. «Ясак» завершил звукоряд Ростовской звонницы и стал третьим колоколом «до» в подборе. Используется колокол очень редко. Иногда в Будничном звоне и в малом трезвоне современных ростовских звонарей. В основном колокол участвует в Ионафановском звоне, благодаря которому он и оказался на звоннице. Колокола звонницыКолокола звонницы Успенского собора |