звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина

Краткий анализ методов обучения чтению и письму детей с низким уровнем готовности к школе

Овладение грамотой должно способствовать общему интеллектуальному развитию детей, располагать возможностями для коррекции имеющихся отрицательных особенностей этого развития, совершенствовать мыслительную деятельность школьников.

Прежде всего, в процессе обучения чтению и письму дети должны научиться ориентироваться в фонетической системе языка. Работа учителя должна быть направлена на развитие фонематического слуха учащихся, усвоение ими смыслоразличительной функции фонем. Для обучения детей с низким уровнем готовности особенно важно, чтобы методика предполагала наличие достаточного количества времени, а также заданий и упражнений для совершенствования фонематического слуха, давала возможность развивать восприятие в онтогенетической последовательности.

Обучение грамоте должно включать в себя полноценный фонематический анализ и синтез, которые способствуют умению ориентироваться в звуковой системе языка. Для детей с низким уровнем готовности к школе это единственная возможность профилактики таких вероятных для них нарушений чтения и письма, как пропуски, перестановки, замены букв при чтении и письме и т.п.

Овладение грамотой должно строго соответствовать психофизиологической и психологической структуре процессов чтения и письма, осуществляться с учетом поэтапности умственных действий. Это имеет особое значение для контроля за формированием навыков, а также для осуществления индивидуальной работы.

Обучение чтению и письму должно способствовать развитию зрительного и пространственного восприятия детей, зрительно-моторных координации и мелкой моторики, предполагать возможности для коррекции нарушений этих сторон развития ребенка, что особенно важно для детей с низким уровнем готовности по ряду неречевых компонентов.

В настоящее время признанными являются несколько методов обучения чтению.

1. Метод целых слов

2. Звуко-слоговой аналитико-синтетический метод обучения грамоте В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько

Этот метод и созданные на его основе «Азбука» и «Букварь» дают возможность успешно решать учебные задачи по формированию полноценных навыков чтения и письма, обеспечивают систематизацию представлений детей об окружающей действительности, способствуют осуществлению работы по развитию речи и мышления первоклассников. Новым в подходе к обучению грамоте В.Т. Горецкого, В.А. Кирюшкина и В.А. Шанько по сравнению с существовавшими до этого традиционными подходами является, во-первых, обязательное использование звуко-слогового анализа с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Во-вторых, в новом букваре вводится одновременное чтение слов с твердыми и мягкими согласными (отметим, правда, что из гласных «второго ряда» первоначально вводится только буква «и»). В-третьих, в букваре практикуется попутное практическое ознакомление детей с целым рядом явлений языка: с многозначностью слов, с омографами и омофонами, с простейшими случаями словообразования, элементами орфографии и т.п.

Однако, несмотря на безусловные достоинства анализируемого метода и созданных на его основе «Азбуки» и «Букваря», мы считаем невозможным принять его за основу при обучении детей с низким уровнем готовности к овладению грамотой. Постараемся доказать почему. Предложенный метод не уделяет должного внимания фонематическому анализу как основе обучения чтению и письму. Процесс обучения по данному методу разделяется на два периода: подготовительный и основной.

Работа по определению типа слогов, характера связи звуков внутри слога, безусловно, совершенствует знания детей о языке, но является непосильной на начальном этапе обучения для детей с низким уровнем готовности. Работа одновременно в звуковой и слоговой модальностях неприемлема для этих детей, так как решает разные задачи. Находясь же в условиях выбора приоритетной модальности, безусловно, следует отдавать предпочтение работе над фонемным анализом, так как это является основой чтения и письма.

Для того чтобы ребенок мог справиться с задачей анализа звукового состава слова, речевая действительность должна быть представлена ему наглядно, этому служат схемы. Безусловным достоинством анализируемой системы является большое количество разнообразных схем. Но если ребенку с высоким уровнем развития и может быть достаточно для анализа (поскольку он способен провести этот анализ в умственном плане) готовой нарисованной схемы звуко-слогового состава слова, то ребенку с низким уровнем такая схема помочь не может, первоклассник может лишь чисто формально запомнить ее. Для детей с низким уровнем готовности необходима практика моделирования звукового состава слова, работа по созданию моделей, где фишки обозначают выделенные звуки, а их пространственное расположение передает временную последовательность звуков произносимого слова. Необходимым условием является однозначное соответствие: звук-фишка.

Таким образом, несмотря на многие достоинства рассматриваемого метода, он не может быть принят при обучении детей с низким уровнем готовности к обучению в школе.

3. Методика обучения грамоте детей с задержкой в развитии, разработанная Р. Д Триггер

Данная методика отличается большой продуманностью, коррекционной направленностью, построена на основе глубокого изучения уровня готовности детей с задержкой интеллектуального развития к овладению грамотой. Проведённое Р.Д Триггер исследование показало: «Дети с задержкой развития только начинают выделять речь как особую самостоятельную область объективной действительности. Актуальной зоной их развития в этой области является совершенствование сенсорного языкового опыта, овладение элементарными формами звукового анализа вычленением из слов отдельных звуков. Последовательное выделение звуков, установление их последовательности и точного места в слове является одной из перспективных линий развития этих детей». В связи с этим обучению грамоте детей с ЗПР предшествует специальная коррекционная работа, которая проходит в два этапа. На первом этапе упор делается на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки. На втором этапе вся работа направлена на выработку умения последовательно выделять звуки из слова, то есть на умение осуществлять полный звуковой анализ слов. В программе четко выдержана последовательность становления различных форм фонематического восприятия в онтогенезе, большое внимание обращается на развитие фонематического слуха, уточнение артикуляции каждого звука, дифференциацию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Особое внимание уделяется сознательному усвоению языковых понятий (таких, как «звуки речи», «гласные и согласные звуки», «твердые и мягкие согласные»), которое происходит на основе вычленения опознавательных признаков этих понятий, с опорой на предметно-практическую деятельность детей. Но, принимая на вооружение принципиальные положения указанной методики, мы, к сожалению, не можем рекомендовать ее за основу для обучения грамоте детей с низким уровнем школьной готовности, так как интеллектуальное развитие этих учащихся выше, чем у детей с задержкой психического развития.

К числу достоинств анализируемой методики относится то, что она строится с учетом не только уровня речевого развития первоклассников, но и с учетом их интеллектуальных возможностей. Среди особенностей детей с ЗПР, кроме неразвитого фонематического слуха, исследователи выделяют сниженную способность к запоминанию, недостаточную сформированность основных мыслительных процессов, изменение структуры мыслительных операций, малую познавательную активность. На все это в методике делаются поправки, связанные не только с увеличением времени на овладение грамотой, но и с особенностями структуры всего курса

В целом, проведенный сравнительный анализ уровня готовности к овладению грамотой и общего интеллектуального развития детей с ЗПР и детей, называемых нами детьми с низким уровнем готовности к овладению грамотой, показал, что это две разные категории детей, имеющие разные зоны актуального развития и еще более отличающиеся зоны ближайшего развития. На этом основании приходится отказаться от полного применения рассматриваемой методики, и мы считаем недопустимым обучение детей на более низком уровне сложности, так как это занижает возможности детей, ведет к снижению общего уровня их развития.

4. Метод обучения грамоте Д.Б. Эльконина

Одним из принципиальных положений Д.Б. Эльконина является мысль о том, что первоначальное обучение чтению и письму входит в общий курс обучения языку и должно оцениваться не только с точки зрения того, как это обучение решает чисто прагматическую задачу возможно более эффективным способом научить детей практическим навыкам чтения и письма, но также с точки зрения того, насколько оно создает у ребёнка общую ориентировку в языке и его законах, то есть готовит к усвоению научных знаний о языке. Д.Б. Эльконин поставил вопрос «. о необходимости замены звукового анализа, имеющего своей задачей ознакомление с буквами, фонематическим анализом, служащим ознакомлению с фонематической системой языка». Именно глубокий фонемный анализ и позволяет создать ориентировку ребенка в языке, так как звуковая сторона языка и есть его материя, та материальная среда, в которой действуют законы морфологии, словообразования и т.п.

Еще одним достижением метода Д.Б. Эльконина является раскрытие позиционного принципа чтения, основанного на современных представлениях о правилах слогоделения и особенностях соотношения фонематической системы русского языка с его графической системой, Автор методики пишет: «Психолого-лингвистический анализ процесса чтения позволил выяснить основной механизм, с помощью которого воссоздается звуковой образ слова по его графической (буквенной) модели. Центральным элементом этого механизма является упреждающая ориентация, состоящая из двух звеньев: а) ориентация на гласную букву и определение твердости или мягкости предшествующей согласной фонемы и б) ориентация на гласную фонему, определяющую позиционный вариант предшествующей согласной фонемы». Д.Б. Элькониным найден был также и ряд действий, с помощью которых формируется эта двойная ориентация.

Анализируемая методика была построена на основе теории деятельности и поэтапности формирования умственных действий, к числу которых относится фонематический анализ. Дети осваивают процедуру фонематического анализа в процессе построения пространственно-графических схем фонемного состава слова с постепенным усложнением от передачи линейной структуры слова до характеристики основных, существенных для фонематической системы языка отношений (гласные / согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие). С учетом поэтапности формирования умственных действий в методику введен переход от составления схем на основе громкого проговаривания к схемам, основанным на звуковых представлениях слов, то есть на основе внутренних умственных действий.

Обучение по данной методике сказывается на общем умственном развитии детей, развивающее влияние на первоклассников оказывает и содержание обучения, и способы работы. Направленная на развитие речевого слуха, овладение фонематическим анализом, методическая система Д.Б. Эльконина воспитывает особую чуткость к звучанию и написанию слов, что значительно облегчает усвоение письма и орфографии, создает большие преимущества при дальнейшем изучении языка.

Таким образом, анализируемая методика полностью удовлетворяет всем требованиям, которым должна отвечать методика обучения грамоте детей с низким уровнем готовности. Существенно важно то, что данная методика обладает очень большими возможностями в плане дифференцированного обучения, его индивидуализации. Состоящая из ряда четко выделенных взаимосвязанных этапов, она позволяет предусмотреть систему помощи детям на каждом этапе, выработать различные системы коррекционного воздействия в зависимости от степени готовности к усвоению того или иного этапа владения грамотой. Кроме того, методика содержит большое количество игр и игровых упражнений, способствуя формированию учебной мотивации.

Источник

Консультация для педагогов «Сравнение методик обучения чтению»

звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть картинку звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Картинка про звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина Барашкова Елена
Консультация для педагогов «Сравнение методик обучения чтению»

Целью работы является дать сравнительный анализ методик обучения чтению по следующим критериям:

1. Методика обучения чтения.

4. Для какого возраста.

5. Особенности методики.

6. Достоинства методики.

7. Недостатки методики.

1. Звукобуквенная методика обучения чтен ию.

2. Д. Б. Эльконин, Н. В. Дурова, Л. Е. Журова

4. С4- летнего возраста. (Изначально была рассчитана на детей 6-7 лет).

6. а.) Ускоряется освоение действия чтения. Богатая база материалов.

б.) Дети ориентируются в фонематической системе языка, развивается фонематический слух.

в.) Облегчается обучение письму и орфографии, в школе количество ошибок при письме снижается.

г.) Формируется интерес к языку и его законам.

д.) Дети быстрее переходят к слитному чтению.

е.) Ускоряется общее умственное развитие детей.

7. а.) Фонемному анализу необходимо уделять много времени.

б.) Необходимо обращать внимание на возможности ребёнка.

в.) Не подходит для обучения чтению в раннем возрасте.

г.) Обучение чтению происходит довольно долго.

1. Методика обучения чтению Н. А. Зайцев а.

4. Изначально рассчитана на детей с 1,5 лет. (Рекомендовано заниматься с 3-4 лет).

6. а.) Играя, ребёнок быстрее проявляет интерес к буквам.

б.) Подойдёт детям всех возрастов, начиная с 3-х лет.

в.) Предполагает обучение чтению в виде подвижной игры, ребёнку не будет скучно.

г.) Развивает органы чувств, глазные мышцы. Развивает чувство ритма и музыкальный слух.

7. а.) Может быть трудно собирать отдельные элементы в целые слова.

б.) Ребёнок может увлечься игрой в кубики и не воспринимать как процесс обучения чтению.

в.) Все пособия и кубики стоят денег. Это может стать проблемой для семей с небольшим достатком.

г.) Могут возникнуть трудности в школе при звукобуквенном анализе слов.

1. Методика послогового чтен ия

5. Рекомендована для работы с детьми, в первую очередь, с нарушениями речи. Суть методики заключается в том, что вместо знакомства ребёнка с правилами послогового чтения, ему просто демонстрируют как они (слоги) читаются. ВАЖНО: Соблюдать строго определённый порядок введения слогов; Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребёнку читать слова с этим слогом.

6 а.) Метод позволяет проще и быстрее освоить чтение, чем звукобуквенный.

б.) Включает больше игровых моментов

в.) Метод хорошо работает когда традиционный способ обучения чтению для ребёнка слишком сложен или недоступен.

г.) Способствует развитию произносительной стороны речи, вниманию, развитию зрительной памяти. Расширяет словарь у детей с речевыми нарушениями.

б.) Чтение подкрепляется работой с письмом.

в.) Слоги выучиваются сразу, поэтому нет понимания, откуда в языке появляется слог.

г.) Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому в школе возможны орфографические ошибки.

д.) Могут быть трудности при звуковом анализе слов.

1. Обучение чтению по системе Марии Монтесс ори

2. Мария Монтессори.

4. Мнение автора методики, что начинать обучать чтению необходимо с 6 лет. Но могут быть исключения. Например, с 4 лет.

1. Штрихуем и обводим.

3. Составляем слова.

Упражнения подобраны с учётом возрастания сложности.

6.1.) Дети быстро учатся читать без ошибок.

2.) Учатся читать интуитивно слова целиком, без разделения на слоги.

3.) Читают про себя и самостоятельно.

4.) Дети приучаются к самостоятельности и порядку.

5.) Дети развивают аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.

7а.) Громоздкость материалов. Наличие особого места, столов, полок.

б.) Не уделяется внимание творческим способностям ребёнка, развитию его фантазии.

в.) Страдает навык чтения вслух.

г.) Взрослый выступает только как наблюдатель. (А как-же авторитет?

д.) Не подойдёт всем родителям, у которых творческие детишки, дети непоседы.

е.) Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.

1Обучение чтению по методике Глена Дом ана.

5. Методика заключается в осваивании целых слов и включает в себя 5 этапов: 1. Учим отдельные слова.

2. Соединяем слова в простые выражения.

3. Читаем простые предложения.

4. Читаем целыми распространёнными предложениями.

5. Знакомимся и читаем книгу.

Подходит для тех родителей, у которых есть желание и возможность заниматься ежедневно с ребёнком не менее 10 минут регулярно. Если поддерживается идея раннего развития. Если в семье «особенный» ребёнок.

6. а). Ребёнок учиться читать очень быстро и рано. То есть быстрый старт, лёгкое начало.

б). Развивается память, умение анализировать большой объём информации.

в). Помимо чтения ребёнок легко учиться считать.

7. 1. Трудоёмкость процесса. Необходимо изготавливать огромное количество карточек со словами, а потом ещё найти время, чтобы показывать их ребёнку.

2. Ребёнок индивидуален в скорости запоминания материала. Если слово написано иначе, ребёнок может его и не прочесть.

3. Сложно подстроить распорядок дня под схему занятий.

4. У детей наблюдаются проблемы в школе с грамотностью и с разбором слов. Зачастую дети не имеют представления о звуках.

6. Формируется текстовое мышление.

1. Методика раннего обучения чтению П. В. Тюлене ва.

2. П. В. Тюленев. Разработчик метода интеллектуального развития ребёнка (МИРР).

4. Методика обучения чтению рассчитана на раннее развитие с 0 до 2 лет.

5. Суть методики- раннее развитие навыков чтения до 2 лет. От 0 до 2 месяцев запоминаем буквы и графические изображения. Знакомим со звуками. От 3 до 5 месяцев играем с буквами, активно тактильно их изучаем. От 3 месяцев до 6 месяцев- узнаём букву, пропеваем. От 6 месяцев до года-вводим игры с буквами в режим дня («кормочтение»). От1 года до 2 лет- складываем слоги и слова из букв. Печатаем слова. От 2 лет-печатаем слова на слух.

6 а).Не содержит элементов «насилия» (спецзаданий, тестов).

б). Все задания выполняются в игре и по желанию.

в) Метод подходит для раннего развития, практически с пелёнок.

г). Не требуется специальных знаний от родителей, только готовность заменить «игрушки-погремушки» на буквы и карточки со словами.

д)Не требует много времени для занятий.

7 а).Не доступность материалов и пособий Тюленева П. В. (Все пособия с «секретом», за деньги и необходимы ключи доступа).

б). Нет возможности опробовать демоверсию на своём ребёнке прежде, чем купить полную версию.

в). Придётся заменить погремушки-игрушки на карточки с буквами. Не все родители к этому готовы.

1. Использование игр В. В. Воскобовича в системе обучения чтен ию.

3 В начале 1990-х годов.

4. Рассчитана от 2-7 лет.

5. В основе методики лежит игра. Игра возбуждает интерес, сопровождается сказкой. Игра всегда познавательна, позволяет ребёнку творить и фантазировать. Принцип методики: интерес-познание-творчество. Используются методически выверенные задания. Используются «теремки» Воскобовича для обучения чтению.

1-й этап- знакомимся с буквами и звуками.

2-й этап-соединяем буквы в слоги, учимся читать простые слов

6. а).Игры многофункциональны, могут быть использованы не только при обучении чтению.

б).Развивают новые качества и не надоедают.

в) Имеют несколько уровней сложностей и подойдут на разный возраст.

г). Развиваем сенсорно-моторные навыки, память.

д) Раньше сверстников ребёнок начинает говорить.

7. Игрушки Воскобовича невозможно сделать самим. Необходимо купить их в комплекте с пособием и книгой. Дороговизна наборов игр.

2. Не все наборы подходят для дома, например «Фиолетовый лес» подходит только для дошкольных учреждений.

1. Методика обучения чтению А. М. Кушнира.

4. Начинать обучать чтению необходимо не ранее 5,5 лет. До этого возраста воспитываем «читателя влюблённого в книгу». Не рекомендована детям с неустойчивым вниманием, гиперактивным детям и очень занятым родителям.

5. Суть методики в естественном развитии: не забегании вперёд и навязывании стандартов, а в обучении ребёнка согласно его физиологической и психологической готовности. По мнению Кушнира А. М, целью обучения чтению становится «потрясение души, воспитание Читателя». Вначале осваиваем буквы с помощью кубиков. (Взрослый называет звук, а ребёнок запоминает буквы).Весь буквенный материал даётся сразу, можно добавить тактильное «запоминание» букв.

Второй шаг- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает.

Третий шаг-взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.

Четвёртый шаг-ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Ускоряем темп движения.

Пятый шаг- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту, позднее увеличиваем темп чтения. Ребёнок читает про себя.

Самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира.

6. а).Дети быстро осваивают чтение (за 2-3 месяца умеют читать целыми словами).

б). Дети сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя.

в). Дети любят книги. Причём с детства привыкают к лучшим образцам классики.

г). Понимают смысл прочитанного.

д). Тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова. Грамотное письмо в дальнейшем.

7. а). Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Ребёнок может забыть ранее изученное.

б). Могут возникнуть трудности в школе с фонематическим анализом слов.

в). В школе приоритет за развитием фонематического слуха, то есть слуховой образ слова вытесняет зрительный образ и ребёнок может растерять все полученные ранее знания. Письмо становиться менее грамотным.

Консультация для род родителей «Оптимальный возраст для начала обучения чтению» Нет такого языка на земле на котором легко было бы научиться читать и писать. Очень хорошо когда процесс обучения совмещается с игрой, но.

звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть картинку звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Картинка про звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконинаWOOD MASTER инновационная методика обучения детей чтению и развитию мелкой моторики рук Использование в работе Работая в подготовительной группе детского сада, для детей в уголок «Сумей-ка» по развитию мелкой моторики рук я.

Консультация для педагогов «Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании» Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является.

звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть картинку звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Картинка про звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконинаКонсультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: «Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е» является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.

Консультация для педагогов «Приемы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста» Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению» Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно А. Н. Толстой. Нарушения чтения у.

Консультация «Методики обучения чтению» Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп. Азбуки В этом методе каждая буква подкреплена опорной.

Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендация для родителей Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендации для родителей Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых.

Видео «Методики обучения чтению» Многие задаются вопросами: «Как научить ребенка читать? Какой методикой воспользоваться?» Но не многие задумываются о том, а готов ли.

Источник

Методика обучения чтению Д.Б.Эльконина с последующими модификациями. БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Практическая цель фонемного анализа, как отмечал Д. Б. Эльконин, в выделении фонемы и связывании ее с буквой. Это означает, что собственно звуковой разбор (выяснение звуковой последовательности) преобразуется с момента введения букв в разбор звукобуквенный. Ко всем вопросам, которые мы обсуждали, добавляется еще один: какой буквой можно обозначить звук (звуки) и почему?

Сначала, естественно, этот вопрос относится к той части слова, которая обозначается известными детям буквами. Постепенно в связи с накоплением запаса изученных букв все большая часть звуковой последовательности оказывается замещенной буквами.

Слоговой принцип графики отражает отношения состава фонем русского языка к составу алфавита. Эти отношения закреплены в правилах графики, которые усваиваются детьми в связи с обучением грамоте. Правила эти относятся к обозначению фонем в сильных позициях. Поскольку обучение грамоте по Букварю Д. Б. Эльконина строится с учетом задач общего и лингвистического развития детей, изучение правил графики организуется так, чтобы раскрылись их системность и обобщенный характер. Для этого используются схемы-модели, которые служат отправной точкой при постановке учебных задач, а по мере их решения наполняются все более конкретным содержанием.

В последнее время порядок изучения букв в букварях определяется принципом частотности. Соблюдение этого принципа обеспечивает максимально быстрое расширение доступного ребенку объема письма и чтения. Таковы сугубо прагматические, навыковые цели. Конкретно-практическая направленность Букваря, построенного по принципу частотности, не открывает ребенку общих закономерностей языковой системы, не дает возможности строить букварный период обучения как введение в языковую теорию, как решение лингвистических задач, развивающих детское мышление, поднимающих языковое сознание детей на более высокую ступень.

Открытие ребенку принципа позиционности русского чтения составляет основу системы Д. Б. Эльконина. Способ введения гласных букв резко отличает его систему от всех других букварных систем. Обычно введение гласных букв проходит в два этапа: сначала дети учатся читать слоги с буквамиА, О, У, Ы, И по правилу: «Видишь гласную букву — назови ее», а при знакомстве с буквами Е, Я, Ё, Юэто правило «прямого» чтения перестраивается на правило позиционного чтения. Считается, что введение буквы И обеспечивает позиционное чтение уже на первом этапе. Однако психологический анализ того, как у ребенка формируется действие чтения слогов с буквой И, показывает, что это не так. Дело в том, что буква И занимает особое место среди букв гласных, употребляемых после мягких согласных, так как обозначаемый ею звук [И] возможен только после мягкого согласного (в отличие от звуков [А], [О], [У], позиция которых и после мягкого, и после твердого согласного создает необходимость в двойственном буквенном обозначении и с неизбежностью ставит перед читающим проблему выбора). При чтении слогов с буквой И выбора между мягким и твердым произнесением предыдущего согласного делать не надо. Следовательно, работа с буквой И не обеспечивает открытия ребенку позиционного принципа русской письменности.

Обучаясь читать по системе Д. Б. Эльконина, ребенок сразу учится позиционному чтению. Для этого гласные буквы вводятся парами: А—Я, О—Ё, У—Ю, Ы—И, Э—Е. Этот метод имеет два преимущества. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов: учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной; моделируя отношение согласных и гласных, ученик открывает первую в своей жизни закономерность родного языка, решает первую учебную задачу. Иными словами, обучаясь читать, ребенок учится и мыслить. А еще точнее, обучаясь мыслить, попутно научается читать. Вот почему первая тема букварного периода обучения («Гласные буквы») имеет решающее значение в системе Д. Б. Эльконина.

Мы предлагаем на выбор учителю два варианта конкретно-методического воплощения общего замысла автора. Первый вариант — авторский. Здесь дети сначала знакомятся со всеми пятью парами гласных букв, а потом, при знакомстве с первыми буквами согласных, обнаруживают, что они уже умеют читать любой слог: МА—МЯ, МО—МЁ, МУ—МЮ и т. п. Способ введения десяти букв гласных относительно прост: «Например, для обозначения фонемы [А] детям предлагается ряд рисунков, слова-названия которых содержат эту фонему в сочетании с твердыми и мягкими согласными фонемами (МАК—МЯЧ, ЛУНА—ДЫНЯ). Под рисунками помещены схемы фонемного состава слова. Дети проводят полный фонемный анализ слов и заполняют схемы фишками. Затем находят среди фишек ту, которая замещает фонему [А]. Эту фонему дети обозначают, чуть-чуть выдвигая фишку. Учитель обращает их внимание на твердость или мягкость предшествующей согласной. Затем детям показывают букву А, обозначающую соответствующую фонему, и объясняют, что она обозначает гласную фонему после твердых согласных. Дети находят букву Ав разрезной азбуке и ставят вместо фишки. Аналогичным образом проводится работа и с буквой Я. Учитель указывает, что эта буква обозначает ту же фонему, но ставится после мягких согласных. После заполнения нескольких схем под руководством учителя дети проделывают это самостоятельно. » (Эльконин Д. Б. Как учить детей читать?).

Необходимость новых буквенных обозначений открывается детям до знакомства со способом обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Вопрос «зачем?» встает раньше, чем вопрос «как?».

Такой неканонический метод введения позиционного принципа чтения и письма может оказаться предпочтительным для тех учителей, которые используют дискуссионно-проблемные методы работы с классом.

Центральным принципом Букваря Д. Б. Эльконина является метод попарного введения гласных букв, при котором детям сразу открывается общий способ чтения. (Для того чтобы сформировать у ребенка ориентацию на букву согласного при чтении слогов и слов, используется пособие «Окошки». Подробно об устройстве этого пособия и методике работы с ним читайте в книгах Д. Б. Эльконина «Как учить детей читать?» и Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман «Чтение без принуждения».)

После того как дети открывают и моделируют основное и наиболее общее правило русской графики (правило обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных), все дальнейшее содержание Букваря строится как его раскрытие и конкретизация. Сначала на материале пятнадцати букв согласных, парных по мягкости-твердости, дети подтверждают уже выделенное правило. Потом при знакомстве с пятью согласными, непарными по мягкости-твердости (Ж, Ш, Ч, Щ, Ц), ученики узнают особенности обозначения этих фонем и обнаруживают, что ранее изученное правило обозначения твердых и мягких согласных на письме с помощью букв гласных нуждается в уточнении. Выводятся первые орфографические правила написания гласных после согласных, непарных по мягкости-твердости. При знакомстве с буквой Ь ученики обнаруживают еще одно ограничение способа обозначения мягкости и твердости согласных с помощью букв гласных. Согласный, парный по мягкости-твердости, может находиться не только перед гласным; поэтому необходим еще один способ обозначения мягкости: с помощью буквы Ь.

Последняя тема Букваря — «Способы обозначения звука [j] на письме». Чтобы дети смогли открыть особенности этого звука (собственно буквы Й и букв Е, Ё, Ю, Я), необходим относительно высокий уровень звукового анализа и моделирования звукобуквенного состава слова. Вот почему тема «Способы обозначения звука [j] на письме» вынесена в конец Букваря, на тот период обучения, когда дети накопят значительный опыт звукового анализа и моделирования.

Все содержание Букваря Д. Б. Эльконина выстроено в выводной, системной логике. В добуквенный период обучения дети открывают саму звуковую материю слова и приобретают навыки членения слова на звуки и дифференциации звуков на гласные и согласные, согласные мягкие и твердые. Знакомясь с первыми буквами, они обнаруживают наиболее общее свойство русской графики: способ обозначения мягкости и твердости согласных на письме с помощью гласных букв, а потом знакомятся с более частными проявлениями позиционного принципа русской письменности. При этом существенно, что необходимость перехода от темы к теме понятна ученикам. В Букваре созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.

Описанная системная логика развертывания букварной теории ориентирована на разумный, сознательный способ введения ребенка в письменность. Но не следует забывать, что обучение на сознательной основе не единственный путь приобретения опыта. Огромные пласты практического опыта человек осваивает интуитивно, в ходе реально-практических действий. Мы считаем, что при обучении грамоте должны быть использованы все возможности ребенка, поэтому предусмотренная практика чтения несколько опережает теоретическое осмысление этой практики. Так, в текстах изредка встречаются еще не изученные буквы. Это, во-первых, приучает детей спрашивать у учителя о неизвестных буквах; во-вторых, способствует их непроизвольному запоминанию. Буквы Е, Ё, Ю, Я встречаются не только в теоретически осмысленной позиции — после согласного, но и в начале слова, а также после гласного. Практическое овладение способом чтения букв Е, Ё, Ю, Я в этих позициях подготавливает теоретическое изучение темы «Способы обозначения звука [j] на письме», приступая к которой дети уже умеют читать соответствующие слова. Им не приходится решать две трудные задачи одновременно. Иными словами, для формирования у ребенка навыков чтения мы стараемся использовать способности разума и интуиции, а кроме того, уже имеющийся у ребенка практический опыт чтения. С этой целью в Букварь включены тексты для хорошо читающих детей, помеченные специальным значком — звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Смотреть картинку звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Картинка про звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина. Фото звукобуквенная методика обучения чтению д б эльконина.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 33 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *