2020 vs 2021 что значит

2020 VS 2021 в контексте информационной безопасности

Вряд ли кто-то успел забыть, что 2020 год выдался неординарным: в мире происходили события, встряхнувшие все значимые сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную. А что насчет информационной безопасности?

Специалисты Digital Security рассмотрели главные тренды в кибербезопасности прошедшего года и рискнули предположить, чего нам ожидать от 2021-го.

В 2020 году по сравнению с 2019 количество инцидентов выросло в среднем более чем на 20%. Согласно статистике, особенно отличился июль, став рекордным по количеству успешных кибератак. Большая доля пришлась на атаки социальной инженерии: громкие новости и волнения в обществе создали для них благоприятную почву.

Мощным драйвером активности злоумышленников стала, конечно, пандемия. Стремительное распространение вируса перегрузило здравоохранение, вынудило правительства стран закрыть границы и обязать работодателей перевести сотрудников на удаленную работу. Преступники не преминули воспользоваться ситуацией.

Атаки на сферу здравоохранения

В 2020 году учреждения здравоохранения сильно пострадали от действий преступников. По миру число кибератак на сектор здравоохранения выросло на 45%, что вдвое превышает рост в других отраслях (22%). Источник. Злоумышленники фактически блокировали работу медицинских учреждений, перекрывая доступ к информационным системам, рецептам и данным обследований.

В марте Университетская больница Брно (Чехия) стала жертвой кибератаки. Инцидент оказался достаточно серьезным, чтобы отложить срочные хирургические операции.

Также весной, в разгар пандемии, хакеры атаковали Всемирную организацию здравоохранения. В результате в сеть утекла база адресов электронной почты сотрудников ВОЗ (около 450 активных email), а также тысячи адресов других лиц, работающих над устранением последствий COVID-19.

В конце сентября американская сеть больниц Universal Health Services была атакована программой-вымогателем Ryuk. Врачи не могли получить доступ к результатам анализов и рецептам и выгрузить данные с диагностических устройств – они были зашифрованы. Финансовые операции, проводимые клиниками, также были временно заблокированы.

Кроме лечебных учреждений, атакам подвергались исследовательские центры, занимающиеся разработкой вакцины против коронавируса.

COVID-19 – плюс к карме от социальных инженеров

Число атак социальной инженерии начало стремительно расти с начала года. К концу марта количество фишинговых рассылок увеличилось на 30% по сравнению с январем. Одним из главных инфоповодов стал COVID-19. Злоумышленники рассылали электронные письма и создавали фальшивые веб-сайты, где размещалось вредоносное ПО, замаскированное под важную информацию о пандемии.

Удаленка точно претендует на звание “слова года”: так много о ней рассуждали в самых разных плоскостях – от менеджмента до ментального здоровья. В сфере информационной безопасности удаленка тоже стала одной из главных тем. За пределами офиса массово оказались сотрудники и бизнес-процессы. Компаниям пришлось расширять границы корпоративной сети и в разы увеличивать число точек подключения к ней. Многие начали активно использовать облачные решения. Здесь многое сыграло на руку киберпреступников:

С января по ноябрь 2020 года количество атак на RDP (протокол удаленного рабочего стола) увеличилось в 3,4 раза и составило 3,3 млрд. За тот же период 2019 года было выявлено 969 млн атак. Источник.

Несанкционированное вторжение в онлайн-конференции Zoom было названо “зумбомбингом”. Записи тысяч видеозвонков попали на YouTube и Vimeo: деловые встречи, частные звонки, консультации врачей и обучающие занятия.

Страсти вокруг Zoom поутихли, но режим удаленной работы, кажется, с нами надолго. Поэтому вам может пригодиться наш обзор решений для удаленной работы.

Еще один тренд прошлого года – рост атак на организации с использованием программ-вымогателей. В 2020-м году они составили 51% от всех атак с использованием вредоносных программ.

Основным “способом доставки” вредоносов в корпоративную сеть осталась электронная почта. Однако удаленный режим работы предоставил и новые пути: так, операторы вымогателя Netwalker начали активнее использовать уязвимости в незащищенных решениях VPN и подбирать пароли для удаленного доступа.

Пятерку самых популярных семейств программ-вымогателей в 2020 году возглавляет уже упомянутый Netwalker, на второй строчке REvil, затем Maze, DoppelPaymer и RansomEXX. Вспомним несколько громких инцидентов.

В середине июля операторы REvil атаковали внутреннюю сеть компании Telecom Argentina, одного из крупнейших интернет-провайдеров в Южной Америке. Хакеры заразили более 18 000 рабочих станций и запросили выкуп в размере 7.5 млн долларов.

Еще один случай произошел в Аргентине в конце августа, на этот раз с участием иммиграционной службы. Атака программы-вымогателя Netwalker остановила работу пограничных постов страны. За восстановление доступа злоумышленники потребовали 4 млн долларов.

В сентябре Netwalker поразил крупнейшую частную энергетическую компанию Пакистана, лишив 2.5 млн клиентов доступа к доступа к электроэнергии и установив выкуп в размере 3.8 млн долларов. Отметим “продуктивность” Netwalker: за 5 месяцев, с марта по июль, операторы вымогателя получили около 25 млн долларов.

На счету вымогателя RansomEXX крупная атака на Konica Minolta. А Maze в августе поразил Canon: группа утверждала, что украла 10 ТБ данных компании.

Сейчас многие задаются вопросом – чего же ждать от этого года? Мы попробовали составить свои прогнозы относительно информационной безопасности.

Здравоохранение под ударом

Атаки на сферу здравоохранение продолжатся. К сожалению, медицинские учреждения озабочены безопасностью своих информационных систем гораздо меньше, чем финансовые организации и разработчики ПО. Вопрос ресурсов стоит отдельно, однако имеет место и простая халатность – с данными пациентов не всегда обращаются правильно, поэтому в 2021 сообщения об утечках баз данных будут появляться снова.

Ожидаются масштабные атаки и на исследовательские лаборатории. Мировое сообщество сейчас не только борется с вирусом, но и является свидетелем гонки между фармацевтическими компаниями.

Социальная инженерия: here we go again

Не знаем, что насчет COVID-19, но в победу над социальной инженерией верится с трудом. Вакцины от невнимательности и излишней эмоциональности не существует, а потому новые уловки злоумышленников, к сожалению, найдут своих жертв.

Сценарии с банковскими картами и торговыми интернет-площадками останутся популярными. И, поскольку в 2021 году ожидается начало массовой вакцинации, вероятно появление и связанных с ней мошеннических схем.

Спрос на персональные данные

Утечки персональных данных отчасти происходят из-за неграмотности в вопросах ИБ людей, работающих с ними. Однако в подавляющем большинстве случаев это преступление: информацию либо крадут, либо “сливают” сами же сотрудники, имеющие к ней доступ. Предполагаем, что в этом году подобные инциденты будут происходить регулярно: уже в январе появилось сообщение о том, что в Нидерландах сотрудники колл-центра муниципальной службы здравоохранения торговали данными граждан, сдавших тест на коронавирус. Недавно мы опубликовали исследование о громких утечках баз данных в 2019-2020 гг. в России. Сравним статистику через год.

Дома не значит в безопасности

Для многих режим работы из дома продлится на 2021 год и далее, а значит атаки на RDP, VPN и другие службы удаленного доступа продолжатся.

В этом году году киберпреступники будут активнее использовать недостаточно защищенные домашние сети как средство доступа к корпоративным ресурсам. Среди вероятных сценариев – применение функциональных модулей червей для горизонтального распространения на другие устройства в сети.

Рынок облачных сервисов устойчиво рос и до пандемии, сейчас же можно ожидать еще большего ускорения. По прогнозу Gartner, доходы от публичных облачных сервисов во всем мире составят 306,948 млн долл. США по итогам 2021 года и 364,062 долл. США в 2022. Тем временем, существующие модели сетей и стандарты безопасности устаревают, и это на руку злоумышленникам, а значит, придется уделять больше внимания облачной безопасности.

Многие компании продолжат переход к использованию микросервисной архитектуры Kubernetes, чтобы сократить время от начала разработки идеи до ее реализации (Time-to-Market) и быстрее выкатывать новые фичи. Это станет новым вызовом для команд безопасности: сделать так, чтобы с повышением скорости разработки не падало качество проверок и, как следствие, не пострадала защищенность сервисов.

На этом заканчиваем с прогнозами – дело это неблагодарное) Хочется верить, что в 2021 году будет уделяться больше внимания безопасности как личной, так и корпоративной, а инцидентов будет меньше.

Источник

2020 VS 2021 в контексте информационной безопасности

2020 vs 2021 что значит. Смотреть фото 2020 vs 2021 что значит. Смотреть картинку 2020 vs 2021 что значит. Картинка про 2020 vs 2021 что значит. Фото 2020 vs 2021 что значит

Вряд ли кто-то успел забыть, что 2020 год выдался неординарным: в мире происходили события, встряхнувшие все значимые сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную. А что насчет информационной безопасности?

Специалисты Digital Security рассмотрели главные тренды в кибербезопасности прошедшего года и рискнули предположить, чего нам ожидать от 2021-го.

Если кратко

В 2020 году по сравнению с 2019 количество инцидентов выросло в среднем более чем на 20%. Согласно статистике, особенно отличился июль, став рекордным по количеству успешных кибератак. Большая доля пришлась на атаки социальной инженерии: громкие новости и волнения в обществе создали для них благоприятную почву.

Мощным драйвером активности злоумышленников стала, конечно, пандемия. Стремительное распространение вируса перегрузило здравоохранение, вынудило правительства стран закрыть границы и обязать работодателей перевести сотрудников на удаленную работу. Преступники не преминули воспользоваться ситуацией.

Основные тренды 2020

Атаки на сферу здравоохранения

В 2020 году учреждения здравоохранения сильно пострадали от действий преступников. По миру число кибератак на сектор здравоохранения выросло на 45%, что вдвое превышает рост в других отраслях (22%). Источник. Злоумышленники фактически блокировали работу медицинских учреждений, перекрывая доступ к информационным системам, рецептам и данным обследований.

В марте Университетская больница Брно (Чехия) стала жертвой кибератаки. Инцидент оказался достаточно серьезным, чтобы отложить срочные хирургические операции.

Также весной, в разгар пандемии, хакеры атаковали Всемирную организацию здравоохранения. В результате в сеть утекла база адресов электронной почты сотрудников ВОЗ (около 450 активных email), а также тысячи адресов других лиц, работающих над устранением последствий COVID-19.

В конце сентября американская сеть больниц Universal Health Services была атакована программой-вымогателем Ryuk. Врачи не могли получить доступ к результатам анализов и рецептам и выгрузить данные с диагностических устройств – они были зашифрованы. Финансовые операции, проводимые клиниками, также были временно заблокированы.

Кроме лечебных учреждений, атакам подвергались исследовательские центры, занимающиеся разработкой вакцины против коронавируса.

COVID-19 – плюс к карме от социальных инженеров

Число атак социальной инженерии начало стремительно расти с начала года. К концу марта количество фишинговых рассылок увеличилось на 30% по сравнению с январем. Одним из главных инфоповодов стал COVID-19. Злоумышленники рассылали электронные письма и создавали фальшивые веб-сайты, где размещалось вредоносное ПО, замаскированное под важную информацию о пандемии.

Удаленка точно претендует на звание “слова года”: так много о ней рассуждали в самых разных плоскостях – от менеджмента до ментального здоровья. В сфере информационной безопасности удаленка тоже стала одной из главных тем. За пределами офиса массово оказались сотрудники и бизнес-процессы. Компаниям пришлось расширять границы корпоративной сети и в разы увеличивать число точек подключения к ней. Многие начали активно использовать облачные решения. Здесь многое сыграло на руку киберпреступников:

С января по ноябрь 2020 года количество атак на RDP (протокол удаленного рабочего стола) увеличилось в 3,4 раза и составило 3,3 млрд. За тот же период 2019 года было выявлено 969 млн атак. Источник.

Несанкционированное вторжение в онлайн-конференции Zoom было названо “зумбомбингом”. Записи тысяч видеозвонков попали на YouTube и Vimeo: деловые встречи, частные звонки, консультации врачей и обучающие занятия.

Еще один тренд прошлого года – рост атак на организации с использованием программ-вымогателей. В 2020-м году они составили 51% от всех атак с использованием вредоносных программ.

Основным “способом доставки” вредоносов в корпоративную сеть осталась электронная почта. Однако удаленный режим работы предоставил и новые пути: так, операторы вымогателя Netwalker начали активнее использовать уязвимости в незащищенных решениях VPN и подбирать пароли для удаленного доступа.

Пятерку самых популярных семейств программ-вымогателей в 2020 году возглавляет уже упомянутый Netwalker, на второй строчке REvil, затем Maze, DoppelPaymer и RansomEXX. Вспомним несколько громких инцидентов.

В середине июля операторы REvil атаковали внутреннюю сеть компании Telecom Argentina, одного из крупнейших интернет-провайдеров в Южной Америке. Хакеры заразили более 18 000 рабочих станций и запросили выкуп в размере 7.5 млн долларов.

Еще один случай произошел в Аргентине в конце августа, на этот раз с участием иммиграционной службы. Атака программы-вымогателя Netwalker остановила работу пограничных постов страны. За восстановление доступа злоумышленники потребовали 4 млн долларов.

В сентябре Netwalker поразил крупнейшую частную энергетическую компанию Пакистана, лишив 2.5 млн клиентов доступа к доступа к электроэнергии и установив выкуп в размере 3.8 млн долларов. Отметим “продуктивность” Netwalker: за 5 месяцев, с марта по июль, операторы вымогателя получили около 25 млн долларов.

На счету вымогателя RansomEXX крупная атака на Konica Minolta. А Maze в августе поразил Canon: группа утверждала, что украла 10 ТБ данных компании.

Прогнозы

Сейчас многие задаются вопросом – чего же ждать от этого года? Мы попробовали составить свои прогнозы относительно информационной безопасности.

Источник

Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

2020 vs 2021 что значит. Смотреть фото 2020 vs 2021 что значит. Смотреть картинку 2020 vs 2021 что значит. Картинка про 2020 vs 2021 что значит. Фото 2020 vs 2021 что значит

Тренд № 1. Перевод бизнеса в онлайн

Accenture отмечает, что в 2020 году мир пережил глобальную трансформацию, сравнимую с великим переселением народов в IV—VII веках. Мы начали работать, учиться и развлекаться онлайн, и это изменило наше отношение к физическому окружению.

Вечеринки, дни рождения, свадьбы и похороны проводили в интернете. Звезды начали давать онлайн-концерты, шоу и спектакли. Ивент-агентства, музеи и туристические компании предлагают виртуальные туры и мероприятия.

Коммуникации между компаниями и потребителями тоже изменились. Фокус сместился на онлайн-магазины и сервисы, виртуальные презентации и удобную доставку. Сам процесс выбора и покупки, то есть взаимодействия с брендом, теперь растянут во времени и распределен по разным гаджетам. Это подстегнет рост цифровых инструментов для рекламы и продвижения, а также сделает соцсети ключевым каналом продаж.

По словам Марии Григорьевой, управляющего директора Accenture Technology в России, 2020 год действительно дал толчок многим изменениям — от развития e-commerce, экспоненциального развития логистических компаний, организующих доставку всем, кто остался дома, до формирования новых привычек у пользователей. Все это будет подстегивать рынок и в 2021 году — компании будут предлагать услуги и продукты по-новому, используя другие точки контакта с пользователем. [1]

Gartner соглашается: теперь важно строить бизнес так, чтобы он был доступен из любой точки. Уже сейчас появляются банки, которые работают только через приложения, а в будущем офлайновые офисы вовсе исчезнут.

Самыми успешными станут те, кто ускорит цифровую трансформацию и сделает цифровые форматы основными в своем бизнесе. [2]

Тренд № 2. Переход на удаленную работу

В Accenture полагают, что человечество ждет глобальный переворот в работе небольших команд и целых компаний. Удаленная работа изменила отношение к организации рабочего времени и пространства, а также коммуникацию с коллегами. [3]

Для многих дом и офис теперь — одно и то же место. Людям приходится самим организовывать свой день и рабочее пространство, покупая все или почти все оборудование за свой счет. А главное — дистанционная работа лишает нас живого общения с коллегами, обмена опытом, поддержки, мотивации.

С другой стороны, компании активно подключают и развивают онлайн-сервисы, которые бы облегчили сотрудникам рабочий процесс. Согласно опросам Accenture, ¾ сотрудников хотят, чтобы после пандемии удаленная работа сохранилась хотя бы частично, а в идеале — 50/50 с офисной.

Олег Гейлер, партнер Bain & Company, подтверждает: «Многие скептики убедились, что работать удаленно можно — и даже весьма эффективно. Сложно представить, что после завершения пандемии все вернутся к доковидной офисной жизни. Скорее, многие компании будут пробовать гибридные модели, сочетающие удаленную и офисную работу».

Если верить исследованию Kearney, в ближайшее время многократно вырастет число «цифровых кочевников» (от англ. digital nomad — фрилансеры и удаленные сотрудники, которые работают, переезжая из одной страны в другую). В 2020 году к ним относили, в частности, 10,9 млн американцев (на 49% больше, чем их было в 2019-м). Судя по недавнему опросу, в ближайшие три года «цифровыми кочевниками» планируют стать 19 млн жителей США, еще 45 млн примкнут к ним в недалеком будущем. [4]

Такая тенденция наблюдается и в других странах. Именно поэтому в Германии, например, собираются закрепить право любого сотрудника работать удаленно. Это повлечет за собой изменения в сфере туризма и на рынке недвижимости: спрос на краткосрочную и долгосрочную аренду снизится, уступив место среднесрочному — до полугода. По данным сервиса Airbnb, средняя продолжительность аренды в июне 2020 года была на 18% выше, чем в январе 2020-го. Следом изменится налоговое законодательство и визовая политика: скажем, Грузия уже ввела специальные визы для фрилансеров из других стран.

Тренд № 3. Контроль за поведением

Эксперты из Gartner обращают внимание на бурный рост интернета поведения — IoB (Internet of Behaviors). Если интернет вещей (IoT) подразумевает умные устройства, подключенные к Сети, то IoB — это данные о поведении и привычках пользователей, которые компании получают с их умных устройств.

Например, с помощью телематики для коммерческих автомобилей можно отслеживать манеру вождения: резкие торможения, агрессивные повороты, неаккуратную парковку. Эти данные помогут компании — владельцу автомобилей — внедрить новые стандарты безопасности для водителей и отсеять потенциально опасных сотрудников. [2]

Bain говорит о целом рынке персонального страхования, в основе которого будут данные о нашем поведении. Тем же водителям станут предлагать индивидуальные условия для страховки — в зависимости от того, как они ведут себя на дороге. Причем для отслеживания будут использовать обычные смартфоны. [5]

В глобальном масштабе IoB может собирать и обрабатывать информацию из множества источников: паспортные данные, сведения о клиентах, профили в соцсетях. Используя также сервисы геолокации и системы распознавания лиц, можно точно предсказывать маршруты людей, их действия и предпочтения. Правда, возникают этические и юридические тонкости: в некоторых странах законы о персональных и больших данных серьезно ограничивают их использование.

Тренд № 4. Ставка на искусственный интеллект

В Bain считают, что уже в скором времени на пик своего развития выйдут искусственный интеллект и смежные с ИИ технологии. Речь идет в первую очередь о периферийном ИИ (Edge AI) — то есть таком подходе, где используются периферийные вычисления: обработка данных у границы сети, в которой они формируются (на локальном устройстве), а не в вычислительном центре.

Благодаря периферийному ИИ можно создавать открытые и децентрализованные ИТ-системы, увеличивая пропускную способность и эффективность локальных устройств и каналов связи. При этом снижается нагрузка на глобальные облачные серверы и хранилища, а также затраты на их использование.

Этот тренд стал особенно актуальным во время пандемии, когда многие компании перешли на дистанционную работу. Локальные вычисления позволили компаниям и сотрудникам, которые находятся в регионах со слабой ИТ-инфраструктурой, не терять важные данные и не прерывать бизнес-процессы из-за проблем с Сетью. Особенно востребованы периферийные вычисления на базе ИИ будут в промышленности, где используют автоматические системы мониторинга. [5]

По данным Economist Intelligence Unit, банки и страховые компании планируют увеличение инвестиций в ИИ на 86% к 2025 году и полностью автоматизируют ключевые сервисы и аналитику. На рынке труда тоже грядут изменения: ИИ-специалисты станут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых. [6] Gartner отмечает также ИИ-инженерию — глобальную стратегию, где искусственный интеллект становится основой для всех бизнес-процессов. Он даже может решать вопросы доверия, этичности и прозрачности, не говоря уже об автоматизации и проверке на соответствие техническим стандартам. [2]

Тренд № 5. Распространение сетей 5G

Сети 5G до 100 раз ускорят передачу данных, которые используют многочисленные приложения и сервисы, а также промышленные системы для производства, контроля и мониторинга. При этом сбоев и задержек станет намного меньше, что сделает процесс производства непрерывным и безопасным. Управлять им можно будет с любого устройства в любой точке планеты.

Мария Григорьева из Accenture уверена, что абсолютно всем важно следить за перечисленными трендами.

Бизнесу стоит:

С другой стороны:

Тренд № 6. Ориентация на шеринг и устойчивое развитие

По прогнозам Gartner, к 2029 году экономика замкнутого цикла заменит линейную экономику. Это означает, что на смену покупке и продаже окончательно придут аренда или совместное использование — то есть шеринг-экономика. Bain называет шеринг-экономику логичным следствием перехода корпораций к устойчивому развитию.

Следующий этап — аренда ИТ-продуктов. Так работают сервисы SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга) — например, облачные хранилища или онлайн-логистика. За счет SaaS компании экономят ресурсы на покупку, поддержку и обновление отдельного ПО и целой облачной инфраструктуры.

Эксперты Kearney возлагают надежды на водородные технологии, которые позволят снизить выбросы углекислого газа. Это особенно актуально для производства удобрений и пищевой промышленности. В ближайшем будущем водород можно будет применять и в автомобилях вместо обычного топлива. И это только начало.

Евгений Богданов, партнер Kearney, руководитель транспортной практики в России и СНГ, добавляет: «Россия — часть мировой экономики и, следовательно, эти тенденции будут оказывать влияние на нас так же, как и на остальной мир. Все большее количество стран подтверждает свою приверженность декарбонизации энергетики. Это имеет большое значение для экономики РФ, так как в долгосрочной перспективе снижает мировой спрос на важнейшие экспортные товары России — нефть и уголь».

Однако чтобы стать трендсеттером, России нужно придумать что-то новое, что найдет применение в мире. «Я думаю, что если мы будем способствовать развитию малого и среднего бизнеса, у нас будет шанс», — отмечает Богданов.

Тренд № 7. Повышение мер кибербезопасности

Вместе с развитием цифровых сервисов более значимой стала и проблема кибербезопасности. По данным Интерпола, за время пандемии резко увеличилось количество кибератак. [8] Как выяснили в Bain, 43% топ-менеджеров считают, что в их компании соблюдают все меры ИТ-безопасности и защиты данных. Однако глубокий анализ показал, что на деле таких компаний всего 24%.

Эксперты Bain называют пять главных ошибок в сфере кибербезопасности. [9]

Крупные компании часто хватаются за новейшие технологии, упуская из виду важность единой стратегии и регулярных мер в области киберзащиты. В результате внедрение необходимых мер растягивается на месяцы. Среди самых распространенных причин кибератак в последние годы — неспособность вовремя обновить веб-серверы с применением соответствующей защиты.

Чаще всего хакеры взламывают Active Directory (AD) — активный каталог в ОС Windows, который дает доступ ко всем логинам и паролям в локальной сети. С его помощью мошенники получают любую конфиденциальную информацию, включая платежные и персональные данные клиентов. Избежать этого позволит онлайн-мониторинг AD с помощью специальных сервисов.

2020 vs 2021 что значит. Смотреть фото 2020 vs 2021 что значит. Смотреть картинку 2020 vs 2021 что значит. Картинка про 2020 vs 2021 что значит. Фото 2020 vs 2021 что значит

Gartner говорит о сетевой кибербезопасности — распределенной, гибкой и масштабируемой стратегии защиты, которая выстраивается вокруг каждого человека или продукта. Мы больше не можем контролировать гигантские сети устройств с терабайтами данных, но можем защитить данные на этапах передачи из одной точки в другую. В этом также помогут особые алгоритмы вычислений с высоким уровнем конфиденциальности.

Тренд № 8. Фокус на эмпатию и толерантность

Accenture отмечает, что в 2020 году в обществе обострились тенденции, связанные с неравенством и нетерпимостью. Многие оказались в уязвимом положении — в силу пола, возраста, физических аспектов или социального статуса. Поэтому люди особенно нуждаются в эмпатии и сочувствии.

Компаниям приходится это учитывать: и с позиции работодателя, и в коммуникации с клиентами. В ход идут социальная и политическая повестки, человеческие истории и новый, более «человечный» дизайн.

Лучше всего работает фокус на какой-то одной уязвимой группе. Это могут быть благотворительные инициативы, специальные сервисы, продукты и скидки для нее. К примеру, eBay предложила бесплатное размещение для маленьких магазинов и производителей. Для сотрудников запускают бонусные программы, сервисы психологической поддержки и онлайн-мероприятия.

Тренд № 9. Внедрение новых HR-технологий

Bain обращает внимание на то, что ежегодно компании теряют сотни миллионов долларов из-за того, что сотрудники не выходят на работу. В период пандемии от этого особенно страдали ретейлеры: 88% из них предпочли бы иметь запас сотрудников, чем терпеть убытки из-за нехватки персонала. [11]

Эту проблему можно решить, если быстро реагировать на пиковые нагрузки и перераспределять людей между разными точками. Например, французский сервис Andjaro позволяет следить за числом сотрудников на всех объектах в режиме онлайн, отслеживать пиковые часы и подстраивать графики. Это позволяет экономить ретейлерам до €20 млн в год.

В целом совсем скоро управление персоналом перейдет на новый уровень. К 2025 году около четверти всех сотрудников будут миллениалы. Они с раннего детства погружены в цифровые технологии, и к ним придется искать новые подходы. [12]

Отбор и наем персонала станут автоматизированными. Придут на помощь игровые элементы и когнитивные технологии. Уже есть сервисы, которые оценивают опыт и навыки соискателей с помощью самообучаемых алгоритмов. Каждый кандидат получает оценку по десяткам различных параметров, а лучшие резюме попадают напрямую к HR-специалисту.

Тренд № 10. Переоценка привычных ценностей и ритуалов

Accenture отмечает, что пандемия изменила наши повседневные привычки и паттерны, нарушила устоявшиеся эмоциональные связи. Мы еще только приспосабливаемся к новой реальности.

Сильнее всего пострадали традиции, связанные с коллективным опытом. Например, публичные церемонии, когда нам важно чувствовать поддержку близких. Все это пришлось перевести в онлайн-формат, и для многих видеосозвоны с членами семьи стали новым ритуалом.

Другой важной потребностью стала забота о себе всеми доступными способами: это и онлайн-медитации, и видеосессии с психологом или тренером, и онлайн-курсы или мастер-классы. Регулярность этих занятий дала дополнительный психологический эффект, когда привычный распорядок дня оказался нарушен. Компании откликнулись на этот запрос флешмобами, онлайн-мероприятиями и эфирами в соцсетях, чтобы поддержать своих клиентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *