акционная марка на алкоголь что это такое
Акцизная марка на алкоголь
Акцизная марка на алкоголь – это вид косвенного налога (акциз), оплачиваемый за счет покупателя и включаемый в стоимость товара. За счет этого сбора вырастает не только качество, но и цена товаров.
Акцизная марка на алкоголь является своего рода знаком качества алкогольной продукции, который означает, что продукт прошел сертификацию, изготовлен согласно требованиям государственных стандартов, и его качественные характеристики находятся на самом высоком уровне. Таким образом, акцизная марка на алкоголь выступает гарантией того, что продукция безопасна, прошла все необходимые проверки, и налог за ее изготовление или импорт государству был оплачен в полном объеме.
Кто должен оплачивать акцизный сбор
Оплачивать сбор обязаны производители (предприятия, индивидуальные предприниматели) и те, кто перевозит такие товары через таможню.
Не являются плательщиками акциза те, кто торгуют крепкими напитками оптом.
Для каких целей используется акцизная марка на алкоголь
Акцизы являются методом противодействия излишнему потреблению крепких напитков и получения государством прибыли от продажи алкогольной продукции. Использование акцизных марок на алкоголь гарантирует покупателю качество продукции и позволяет обнаруживать товары, не обложенные акцизным сбором.
Отметим, что отрицательной стороной акцизного налога является риск роста объемов продаж некачественного поддельного алкоголя и незаконно ввозимых в страну напитков.
Что должно быть на бутылке – акцизная марка или федеральная специальная марка?
Федеральная специальная марка на алкоголь клеится на весь алкоголь, выпущенный на территории РФ, акцизная марка на алкоголь клеится на ввозимый (импортируемый) из других государств. Обе марки являются носителями информации и подтверждением ее фиксации в ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе), верификацией уплаты налогов и законности изготовления и распространения на территории страны, а также документами государственной отчетности.
Получение документации на алкоголь
Получить знак может только зарегистрированный производитель или импортер. Чтобы оформить документы, изготовителям необходимо обратиться в Росалкогольрегулирование, а поставляющая компания должна обратиться в Федеральную таможенную службу, чтобы забрать документацию.
Документация должна содержать:
объем одной единицы;
вид, концентрация спирта;
название производителя, юридический адрес и место производства;
если партия ввозилась из-за рубежа, то указываются реквизиты импортера;
государство, в котором изготавливается продукт;
обязательное подтверждение факта соответствия требованиям к качеству.
Виды маркировки на алкоголь
Маркировка меняется в зависимости от градуса спиртных напитков и их разновидностей. В общем формате это выглядит так:
Крепкие – от 9% до 25%. Это ликероводочные изделия, за исключением виноградных, фруктовых, игристых, ликерных вин. Наклейка желтого цвета.
Разновидности с крепостью выше 25%, обычно коньяк. Дополнительно размещается информация об объеме – от 0,5 л до 1 л. Рисунок в зеленых тонах.
Отдельно маркируются определенные разновидности спиртного. Виды кодов акцизных марок на алкоголь (винные продукты):
Игристые. Некрепкие – до 15%. Отдельно маркировка размера – до 0,375 л, до 0,75 л, до 1,5 л. Рисунок в малиновых оттенках.
Виноградные. Содержание этилового спирта варьируется в количестве от 4,5% до 16,5%. В эту категорию не входят фруктовые и игристые жидкости. Литраж как у предыдущего пункта. Отметка имеет фиолетовый фон.
Ликерные. Градус – от 15% до 22%. Литраж – как и у других винных сортов. Наклейка коричнево-голубого оттенка.
Фруктовые. Некрепкие – от 6% до 15%. Тот же номинал объемов. Рисунок в красно-зеленом окрасе.
Винные напитки. Крепость – от 1,5% до 22%. Знак в сине-желтых тонах.
Ответственность за нарушения требований о маркировке алкогольной продукции
Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут административную и уголовную ответственность.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушения требований о маркировке прописана в статье 15.12 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 15.12 КоАП РФ, за производство немаркированной продукции, которая подлежит обязательной маркировке, предусмотрен штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а на юридических лиц предусмотрен штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Кроме наложения штрафных санкций предусмотрена конфискация всей немаркированной продукции.
Аналогичные штрафные санкции предусмотрены за хранение, перевозку или приобретение в целях сбыта продукции без маркировки.
Производство немаркированного алкоголя, кроме конфискации алкогольной продукции влечет наложение штрафа для индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией немаркированного алкоголя. Такая ответственность прописана в части 3 статьи 15.12 КоАП РФ.
Самые большие штрафы назначаются за оборот немаркированного алкоголя (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ). Штраф для физических лиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 10 до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей. При этом предусмотрена обязательная конфискация немаркированного алкоголя.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров прописана в статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ. Отметим, что уголовная ответственность наступает лишь тогда, когда стоимость продукции без маркировки превысит крупный и особо крупный размер. При этом согласно примечанию к статье 169 Уголовного Кодекса РФ крупным размером ущерба считается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн. рублей.
Согласно части 1 статьи 171.1 Уголовного Кодекса РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.
Самые строгие санкции предусмотрены за оборот немаркированной алкогольной продукции.
Согласно части 5 статьи 171.1 Уголовного Кодекса РФ, данное преступление, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей. При этом крупным размером ущерба в этом случае признается стоимость алкогольной продукции без маркировки, превышающая 100 тысяч рублей (примечание 2 к статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Акцизная марка на алкоголь
От употребления фальсифицированного алкоголя в России гибнут ежегодно тысячи граждан. Этой проблемы можно избежать, если привить людям привычку проверять качество продукции перед ее покупкой. Приобретая алкогольные напитки, внимательно изучите бутылочные этикетки. Акцизная марка на алкоголь выступает гарантией того, что продукция безопасна, прошла все необходимые проверки и налог за ее изготовление государству был оплачен.
Для организаций, распространяющих крепкие напитки, установлена серьезная ответственность за нарушение порядка маркировки алкоголя. О том, как отличить подделку и самостоятельно проверить подлинность акциза, как выбрать настоящий качественный напиток, читайте в статье.
Что такое акциз?
Акциз — вид косвенного налога, оплачиваемый за счет покупателя и включаемый в стоимость товара. Таким налогом облагается продукция, пользующаяся большим спросом: табачные изделия, алкоголь и ряд других. За счет этого сбора вырастает не только качество, но и цена товаров. Акцизы являются методом противодействия излишнему потреблению крепких напитков и получения государством прибыли от продажи почитаемой народом продукции.
Отрицательной стороной акцизного налога является риск роста объемов продаж некачественного поддельного алкоголя и незаконно ввозимых в страну напитков. Оплачивать сбор обязаны производители (предприятия, индивидуальные предприниматели) и те, кто перевозит такие товары через таможню. Не являются плательщиками акциза те, кто торгуют крепкими напитками оптом.
Акцизный налог действует в России с 1991 года и по сравнению с остальными налогами дает правительству самый высокий доход. Ведущий источник прибыли — этиловый спирт, поэтому наивысшей ставкой облагается водка.
Что должно быть на бутылке – акцизная марка или федеральная специальная марка?
Федеральная специальная марка клеится на весь алкоголь, выпущенный на территории РФ, акцизная марка — на ввозимый (импортируемый) из других государств. Обе марки являются носителями информации и подтверждением ее фиксации в ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе), верификацией уплаты налогов и законности изготовления и распространения на территории страны, а также документами государственной отчетности.
Что собой представляет акцизная марка на алкоголь (федеральная специальная марка)?
Алкогольные марки представляют из себя наклейки из плотной самоклеющейся бумаги прямоугольной формы с различными защитными элементами (цветоизменение, просвечивающие нити и знаки).
Акцизные марки постоянно дополняются новыми средствами защиты, поэтому их внешний вид постоянно меняется. Печатают марки только в «Госзнаке» в Москве или Перми. Марки старого образца имеют светло-синий цвет, нового — светло-зеленый. Обратите внимание, на подлинной акцизной марке надпись «РВ» чередуется с двухглавым орлом на голографической фольге. Название напитка на марке соответствует наименованию на бутылке, так же как и объем продукта. Под углом зрения больше 60° появляются серые и розовые полосы.
Для рядового покупателя федеральная специальная и акцизная марки мало отличаются. Они имеют схожее оформление и дизайн, выпускаются в типовых размерах и схожи по внешнему виду. Различить их можно по надписи в левом верхнем углу марки.
Меры наказания за подделку акцизной марки
В последние годы случаи подделок алкоголя участились, поэтому с 2014 года за нарушения в сфере его производства и оборота повышена административная и уголовная ответственность. Уголовное наказание за изготовление фальшивых акцизных марок установлено ст. 327.1 УК РФ. Сбыт или изготовление знаков соответствия или акцизных марок в целях сбыта наказываются:
Субъектами преступления могут являться только физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью. Деяние считается оконченным с момента размещения очевидно фальсифицированных марок на упаковке, рекламе, товарах.
Предприятие, которое занимается выпуском контрафактного продукта, могут лишить лицензии на свою деятельность или оштрафовать. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов: для юридическийх лиц — от 200 до 300 тыс. рублей, для должностных — от 10 до 15 тыс. рублей.
Как отличить поддельную акцизную марку?
Первое, что должно насторожить покупателя — неровно приклеенная акцизная марка. Есть ряд особенностей, позволяющих отличить контрафакт:
Под воздействием солнечного света цвет этикетки должен меняться. На ней должны быть отчетливо видны все цифры и коды. Печатается акциз на бумаге из специально изготовленных волокон разного цвета.
На что нужно всегда обращать внимание при покупке алкоголя
Выбирая крепкие напитки, обратите внимание на эти пункты:
Самостоятельная проверка подлинности знака
Если вы хотите проверить алкоголь по акцизной марке, проведите ее визуальный осмотр на предмет соответствия настоящей акцизной марке. Для этого обратите внимание, что в номере марки повторяются цифры от 1 до 33, также при чтении знаков можно узнать следующее:
Если вы владелец смартфона, воспользуйтесь приложением «АнтиКонтрафактАлко». Благодаря ему вы узнаете, какие точки распространения спиртного прошли проверку, сверить знак гарантии, находящийся на бутылке, с подлинным. Еще одно приложение носит название «АнтиконтрафактИнфо» и разработано оно специалистами из Росалкогольрегулирования. Он работает с помощью наведения камеры устройства на штрих-код этикетки. Скачать оба приложения можно в Google Play.
Для считывания марок и их проверки используются специальные устройства (сканеры). Их можно попросить у администратора в больших магазинах, чтобы проверить алкоголь самостоятельно.
Проверить алкоголь по акцизной марке онлайн
Специально для проверки акцизных марок онлайн введен в работу сервис «Проверка марок», он находится на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по адресу fsrar.ru. Воспользоваться им имеет право только контролирующий орган или предприятия, имеющие лицензию. Сервис позволяет сверить информацию, внесенную в ЕГАИС со сведениями на этикетке бутылки и быстро определить таким образом контрафактный товар.
Проверка алкоголя по акцизной марке возможна после регистрации в системе, далее необходимо ввести ИНН организации и пароль. Нужно считать двухмерный штрих-код сканером, система сформирует запрос. Через несколько секунд на мониторе появится информация о реквизитах марки, также ее легко распечатать.
Опасность отравления некачественным алкоголем
Если вы употребляете сертифицированный алкоголь, качество которого контролируется на всех этапах производства, самым опасным последствием будет острый похмельный синдром на следующее утро, если вы переборщили с дозами напитка. В случае с контрафактным алкоголем нельзя уверенно сказать, из какого сырья он изготовлен и какие последствия наступят для организма.
Самую высокую опасность представляет метанол или метиловый, древесный спирт. Иногда недобросовестные производители добавляют его в напитки и это опаснейшее вещество приводит к летальному исходу или инвалидности.
Технический спирт не сильно токсичен сам по себе, опасным он становится после прохождения химической реакции. Ферменты печени окисляют его, в результате получаются муравьиная кислота и формальдегид. Они способны повреждать внутренние органы, зрительный нерв и сетчатку глаза, центральную нервную систему.
Распространены и другие виды фальсифицированного алкоголя: подкрашенный чаем виски, вино с добавлением сока и спирта, порошковые шампанское и виски.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Акцизная марка
Акцизная марка – это вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров, например, на вино и табак. Можно сказать, что акцизная марка является косвенным налогом на продукцию, который оплачивается за конечным покупателем, так как этот налог (сбор) включается в стоимость продукции, оплачиваемой клиентом. Этим сбором облагаются табачные изделия и спиртное. Клеятся эти марки на бутылки с алкоголем и на все пачки сигарет, а также на все, что связано с табаком.
За счет введения налогового обременения вырастает не только цена покупки, но и ее качество за счет проведения на постоянной основе проверок предприятий, производящих подобную продукцию.
С помощью такого инструмента государство пытается контролировать производство и потребление.
По мнению регулирующих органов, повышение стоимости продукции за счет акцизных марок снизит продажи этой продукции.
Еще один минус – повышается объем контрабанды. Так, в Россию ввозится больше иностранных, часто некачественных, незарегистрированных и непроверенных напитков. При этом цена за такое спиртное существенно ниже.
Зачем нужны акцизные марки
Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара. То есть, акцизная марка подтверждает подлинность изделия и легальность его продажи. Так можно определить, настоящая ли продукция или подделка.
Ответственность за подделку и продажу фальсификата
В настоящее время действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за попытку подделать акцизные марки и продажу фальсифицированной продукции.
Согласно части 1 статьи 327.1 УК РФ изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (за исключением акцизных марок и федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий), – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В части 1 ст. 327.1 УК РФ предусмотрена ответственность за изготовление или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок, знаков соответствия. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий.
Под изготовлением понимают создание указанных предметов различными способами. При этом подделка должна быть качественной, а поддельные предметы должны иметь сходство с настоящими.
Согласно части 2 статьи 327.1 УК РФ использование заведомо поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (за исключением акцизных марок и федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий), – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В части 2 ст. 327.1 УК РФ предусмотрена ответственность за использование заведомо поддельных акцизных и специальных марок, знаков соответствия. Использование означает размещение поддельных марок на товарах владельцем товара или продавцом.
Преступление признается оконченным с момента размещения поддельных марок на товарах.
Согласно части 3 ст. 327.1 УК РФ изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции либо поддельных специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий – наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Согласно части 4 ст. 327.1 УК РФ использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок, а равно использование для маркировки табачных изделий заведомо поддельных специальных (акцизных) марок – наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Таким образом, в соответствии со статьей 327.1 УК РФ осуществляется преследование за создание самодельных знаков для продажи.
Изготовление и реализация поддельных государственных знаков наказывается:
штрафом от 100 до 1 миллиона рублей, размер зависит от объемов фальсификата;
штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет;
общественно-полезными работами на срок до 5 лет;
лишением свободы или ее ограничением в пределах 8 лет.
Нести ответственность за содеянное будут все дееспособные граждане старше 16 лет. Касается это только физических лиц. Если продажей суррогатной продукцией занимается предприятие, то контролирующие органы имеют право лишить его лицензии, а также дополнительно наложить взыскание в размере от 200 до 300 тысяч рублей. На должностное лицо, занимающееся хранением или продажей, накладывается штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Продавец тоже будет наказан штрафом от 4 до 5 тысяч рублей. А вся партия контрафакта уничтожается.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Поддельный алкоголь
Как не испортить праздник
Ежегодно в России из-за случайного отравления алкоголем умирает 6—7 тысяч человек.
Причиной стала не только водка на техническом спирте, но еще и виски из порошка, подкрашенный опилками коньяк и вино из яблочного сока со спиртом.
Выяснить качество алкоголя до того, как вас увезли на скорой, довольно проблематично. Чтобы сохранить здоровье, разберемся, как определить подделку.
Внешний вид бутылки
Прежде чем покупать дорогой алкоголь, откройте официальный сайт производителя — там достаточно фотографий, на которых видна форма бутылки, особенности этикеток, детали гравировок. Подделать все детали и маркировки бутылки сложно. Вот на что обратите внимание:
К сожалению, даже оригинальная бутылка не гарантирует качество содержимого. На «Ибэе» продаются пустые б/у бутылки от известных напитков. А поддельный напиток можно приготовить из концентрата и спирта:
Р за концентрат, 587 Р за четыре пустых бутылки, 1500 Р за пятилитровую бутыль спирта» loading=»lazy» >
Акцизная и федеральная специальная марки
На каждой бутылке отечественного алкоголя должна стоять федеральная специальная марка. На импортный алкоголь до 1 января 2021 года наклеивали акцизные марки, а в 2021 году его маркируют акцизными или федеральными специальными марками. С 1 января 2022 года будут только специальные федеральные марки. Федеральные специальные марки выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — ФС РАР, или Росалкогольрегулирование.
Напитки классифицируют по крепости и составу, маркировки для каждого класса различаются по цвету. ФС РАР даже выпустила брошюру с описанием каждой марки.
Брошюра ФС РАР с описанием акцизных марокPDF, 14,6 МБ
На акцизной марке стоят надписи: «Российская Федерация», «Акцизная марка» и вид алкогольного напитка. Также на ней находится уникальный номер и графический код
Наличие марки не гарантия легальности производства бутылки с алкогольной продукцией. Росалкогольрегулирование регулярно выявляет алкоголь с поддельными марками. Поэтому перед покупкой их лучше проверять.
Проще проверить марку с помощью приложения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка — «АнтиКонтрафакт Алко». Оно есть для Айфонов и смартфонов на Андроиде.
Если не хотите устанавливать приложение, проверить марку можно на сайте Росалкогольрегулирования. Здесь понадобится ввести номер марки. По нему вы получите ту же информацию, что и в приложении.
Если нет интернета, проверяйте, чтобы на марке была голограмма и графический код, цвет был не сплошным, а название совпадало с заявленным на этикетке содержимым. Марка должна плотно сидеть на бутылке, ее делают на клеевой основе. Если марка чуть отклеилась — лучше не брать напиток.
Чек в магазине
В России действует Единая государственная автоматизированная информационная система — ЕГАИС. ЕГАИС позволяет контролировать законность сбыта алкогольной продукции.
С 1 июля 2016 использование ЕГАИС стало обязательным для всех продавцов алкоголя на территории России.
Продавцы, которые работают по правилам, выдают специальный чек с QR-кодом.
Чек ЕГАИС не выдадут:
Прежде чем покупать алкоголь, поинтересуйтесь у продавца, работают ли они в ЕГАИС. Если не работают — уходите. Если в магазине алкоголь продают без ЕГАИС, скорее всего, поставщик тоже не внес его в систему. За качество «невидимого» алкоголя вряд ли кто-то ответит.
Если магазин работает по правилам, продавец сначала сканирует штрихкод, затем марку на акцизе, а после этого выдает специальный чек с QR-кодом.
Ссылка, зашифрованная в QR-коде, продублирована сразу под ним. Она уводит на страницу сайта Федеральной налоговой службы, где указана информация о производителе, импортере, продавце.
Чтобы считать QR-код, на смартфон нужно установить программу — упомянутую «АнтиКонтрафакт Алко» ФС РАР или обычный сканер. Я использую приложение «Лаборатории Касперского», но инструмент тут не важен. Если вы не хотите ничего устанавливать или QR не считывается — такое тоже бывает, — набирайте ссылку с чека прямо в строке браузера.
По ссылке откроется сайт ФНС. Обратите внимание на дату и время продажи — она не должна отличаться от реальной. Информация в блоке «Серия и номера марок» должна совпадать с надписью на этикетке и с данными на акцизной марке.
Всё сложнее, если ссылка не открылась или информация вызывает вопросы: другой адрес магазина, отличается дата продажи, указано, что вы купили «винный напиток», хотя марка на бутылке — «вино виноградное».