игра на морин хуре обучение
Игра на морин хуре обучение
Описывать буду всё с нуля, как будто вы смычка ещё не держали в руках… Вдруг это на самом деле так — тогда будет полезно.
Посадка показана правильно в видеоуроках. Смычок при этом необходимо держать строго перпендикулярно струнам, играть он должен по всей длине. Если берёте несколько нот подряд, то они могут играть на одном ходе смычка. Пока учитесь, главные правила: смычком играть по всей длине, нажим равномерный, скорость равномерная!
Если смычок во время хода сползает вниз (это бывает часто поначалу), или подползает наверх (на обратном ходе), будет скрип. Так что и место игры надо отслеживать.
Канифолить смычок по всей длине, до появления ощущёния, что он посветлел 🙂 Канифоль лучше идёт для виолончели, при том тёмная, вязкая.
Отдельный ахтунгъ: пучок волоса на смычке не трогать пальцами. Никогда, ни при каких обстоятельствах. То же самое относится к струнам в той части, где их касается смычок.
На самом деле, смычок морин хуура со свободным пучком волоса. В пучке при этом волоса преизрядно. В отличие от видео именно «родной» смычок приучил меня держать его несколько иначе (просто по-другому там не оттянуть волос):
У «родного» смычка есть и плюсы, и минусы. Беда в том, что плюсы его доступны тем, кто уже хорошо играет, зато начинающие ловят только минусы: неравномерный звук, «плавающие» ноты, «внезапный» скрип, хрипение в непредсказуемых местах. Потому если вам достался с инструментом «родной» смычок, отложите его — он пригодится где-то через год.
Для того, чтобы учиться, лучше пойти в магазин и купить смычок для альта или виолончели:
Лучше брать чешский или немецкий смычок. Они хоть и дороже, но зато волос там не синтетический (в отличие от большинства дешёвых «китайцев»), и механика не развалится через год.
У него, в отличие от «родного» смычка, стоит механика для натяжения пучка, на фотке на винт механики смотрит указательный палец:
С помощью механики смычок натягивают перед игрой до потребного уровня (чем более натянут, тем звук «жёстче»). После игры смычок с механикой обязательно отпускают!
Плоский пучок «механического» смычка позволяет более тонко контролировать жёсткость и чёткость ноты. Более чётко ноты играются ребром пучка, чуть наклонённым смычком. Мягкие, бархатные ноты играются плоскостью пучка. Ей же «гасятся» нежелательные флажолеты.
Просто разные вещи. «Родной» смычок часто хранят «надетым» на один из колков. С альтовым или виолончельным такой фокус не пройдёт, и да не придёт вам в голову просто сложить его в чехол с инструментом! Поцарапаете полировку на деке!
В «родном» смычке часто волоса на три-четыре альтовых. Так вот лишние (свободные, «кривые») волосы в пучке можно выщипать. При этом нет никакой гарантии, что он не развалится 🙂 Это зависит от технологии, по которой он сделан. Так что смотрите на свой риск.
Отзывы, предложения… Если кто может что добавить — добавляйте и т.п.
Методическая разработка на тему «Национальный музыкальный инструмент морин хуур.Работа над штрихами»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное учреждение
«Закаменская детская школа искусств»
Работа над штрихом на музыкальном
национальном инструменте «Морин-хуур»
Составил: преподаватель по классу
«Морин-хуур»: Намсараев А.Н.
Благородному, бархатному тембру морин-хура подвластны широкие напевные мелодии и виртуозные пассажи Способ извлечения музыкального звука называется штрихом. Strich (нем.)-направленность, черта.
Специфика начального периода обучения игре на морин-хуре заключается в том, что для исполнения даже самых простейших песенок и мелодий на этом инструменте требуется гораздо более длительный период обучения, чем на фортепиано. Извлечь чистый красивый звук и воспроизвести простейшую мелодию на морин-хуре очень трудно. Однако, если ждать, пока ученик овладеет навыками, необходимыми для исполнения даже самого несложного произведения, то это приведет к торможению его общего музыкального развития. При искусственном ускорении процесса овладения техническими приемами (не добившись полнейшей свободы их исполнения) ученик, играя сложную пьесу, будет испытывать двигательные затруднения: напрягать мышцы, играть скованными руками. Излишние напряжения приведут к тому, что в дальнейшем он не сможет достигнуть свободы, красоты и естественности звучания на инструменте. Поэтому большое внимание уделяется свободе рук. Только при правильной постановке рук идет работа над штрихами.
Учеников увлекает быстрая игра. Объясняется это тем, что процессы возбуждения возникают легче процессов торможения, к тому же желание испытать, свои силы и возможности очень свойственны детскому и юношескому возрасту. Простой запрет играть быстро, как это подтверждается практикой, дает ничтожные результаты. Даже психологически важно, чтобы педагог время от времени предлагал ученику играть быстрее. У педагогов-практиков нередко бытует мнение, что умение играть быстро приходит само собой, как вызревание усвоенных медленных навыков и что быстрой игре якобы и учит не нужно. Это мнение ошибочно. Быстрой игре нужно специально учить. Не всякий навык в медленном темпе автоматически переходит в быстрый темп. Играть быстро – это прежде всего мыслить быстро..
Штрих – это особый выразительный прием, способствующий раскрытию содержания произведения. Работа над различными сочетаниями штрихов приучает учащегося к постоянному контролю и сосредоточенности внимания в занятиях, способствует выработке координации движений рук и быстроты реакции.
Игра на морин хуре обучение
Моя Бурятия запись закреплена
В Улан-Удэ открылась школа моринхуристов
Вот и свершилось. Наступил тот день, когда в самом центре Улан-Удэ распахнула свои двери первая в Бурятии и в России школа моринхуристов – заветная мечта Дмитрия Аюрова, президента Ассоциации моринхуристов России, обладателя почётного звания «Лидер культуры Монголии», сообщает газета «Бурятия».
Вначале была музыка…
На мой вопрос: «Откуда у мальчика, окончившего всего 9 классов, вдруг такая тяга к такому необычному и нераспространённому в Бурятии инструменту, как морин-хур?», Дмитрий Баирович ответил, что он как-то случайно услышал мелодию, доносившуюся из открытого окна в Улан-Удэ, и захотелось ему играть на этом инструменте. Этим инструментом, издававшим столь чарующую мелодию, оказался морин-хур. И с тех пор он буквально грезил им.
И в далёком, довольно сложном 1992 году Дмитрий Аюров приехал в Улан-Удэ поступать в музыкальное училище им. Чайковского. И как раз в том году по инициативе заведующего отделением бурятских народных инструментов, первого дипломированного бурятского дирижёра, выпускника Казанской и Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова Аюши Арсаланова был подписан договор о сотрудничестве музыкального училища им. Чайковского с Улан-Баторским музыкально-хореографическим училищем. И были открыты классы морин-хура и лимбы, приглашены из Монголии преподаватели Мурдоржийн Баасанхуу и С. Гандболд. А знаменитый преподаватель по иочину, заслуженный работник культуры Бурятии, выпускница Ташкентской консерватории Вера Шамбеева волевым решением записала Дмитрия в класс морин-хура.
Когда в 1993 году в Улан-Удэ приехал государственный ансамбль моринхуристов Монголии, Дмитрий Аюров навсегда «заболел» этой музыкой и стал настоящим её фанатом.
Вот так мальчик из простой бурятской семьи, где мама математик и психолог, а папа – физик, становится одним из лучших моринхуристов Бурятии. Это его Величество случай, в котором сыграли решающие роли Аюша Арсаланов, Вера Шамбеева и Мурдоржийн Баасанхуу, которого Дмитрий Баирович уважительно называет Баасанхуу багша. И ещё родители, которые всецело поддерживали любовь сына к народному искусству, к морин-хуру. Иначе как назвать их такой неординарный поступок, когда отец продаёт свою «Волгу», чтобы купить сыну морин-хур. Так поступают настоящие отцы, и так был приобретён Дмитрием инструмент, исполненный высочайшим мастером своего дела Байгалжавом.
По словам дирижёра Монгольского государственного ансамбля моринхуристов Тувшинсайхана, морин-хур – это живой организм, которому нужно относиться бережно, уважительно. Нельзя, например, ставить его на землю, на пол. Несколько лет назад в Монголии вышел указ президента, согласно которому каждая семья должна иметь у себя дома на самом почётном месте морин-хур.
Морин-хур по решению ЮНЕСКО в 2005 году получил сертификат, утверждающий, что монгольский национальный инструмент признан сокровищницей культурного наследия человечества. По преданию, у самого Чингис-хана был собственный золотой хур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближённых, кто посмел бы разлучить хана с его «скрипкой».
Четыре года учёбы у великого мастера-педагога Мурдоржийн Баасанхуу Дмитрий Баирович считает благословением небес. Он был одним из лучших его учеников. Мастера не стало в 1996 году… Он успел только набрать учеников для следующего выпуска. Но внезапная болезнь унесла его. Когда Дмитрий Аюров посетил учителя в больнице Улан-Батора, тот попросил ученика продолжить его дело.
В 2016 году Дмитрий Аюров вместе со своими одногруппниками в Монголии провёл вечер памяти своего великого Учителя.
«Моя миссия в том, чтобы донести людям мечту Баасанхуу-багши, чтобы все слышали звуки морин-хура, почувствовали аромат степи, дробь копыт скакунов, свистящий ветер в ушах, тоску по ушедшим великим временам, ощутили глубину и бездонность вечного синего неба. Багша мечтал создать в Бурятии ансамбль моринхуристов…»
Для воплощения заветной мечты нужно было около 20 лет пройти весь этот путь, в котором три года он возглавлял ансамбль моринхуристов «Баяр» Бурятской государственной филармонии, гастролировал с концертными номерами по странам Европы и США, следил за развитием исполнительного искусства моринхуристов Монголии, Китая, Кореи, Японии, Внутренней Монголии, давал мастер-классы. Но для воплощения мечты его учителя – создать класс моринхуристов в Бурятии, нужна была финансовая поддержка. И неожиданно она нашлась в лице руководства группы компаний «Полином», в их помещении сейчас и открылась первая школа моринхуристов в Улан-Удэ.
Школа открылась, занятия уже идут. Самому юному ученику 7 лет, самому старшему – 72 года. Возрастных ограничений нет. Кто хочет играть на морин-хуре, независимо, имеет ли он музыкальный слух или нет, имеет шанс пройти обучение. А дальше – дело вкуса.
Время собирать камни…
В Калмыкии каждый житель умеет играть в шахматы благодаря инициативе президента Федерации шахмат Кирсана Илюмжинова. Шахматы в Калмыкии – не просто красивая фишка для туристов, не мимолётное модное увлечение, а национальная идея, возведённая в культ. Шахматы в школах являются обязательным предметом. У нас в Бурятии даже уроки бурятского языка ставятся зачастую под вопрос – нужны ли? Может, пришла пора оглянуться назад, ощутить себя частью великой культуры, чтобы понять себя и обрести свою душу в звучании именно морин-хура.
СЫГРАТЬ НА МОРИН ХУУРЕ: ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Татьяна Ленхобоева 03.10.2018 1 комментарий Просмотров: 1 195
У каждого народа есть свои особенности, своя увлекательнейшая культура. Народное искусство, разнообразные обычаи, традиции и, конечно, музыкальные инструменты. В монгольской культуре один из таких – морин хуур. Что же из себя представляет этот инструмент? Вы узнаете в этой статье.
Легенда о морин хууре
Морин хуур – смычковый музыкальный инструмент, появившийся в Монголии в незапамятные времена и позже распространившийся не только в Бурятии, но и в Иркутской области, Забайкальском крае, Калмыкии, а также в Китае.
В Китае морин хуур называют матоуцинь – «инструмент с лошадиной головой». И не случайно: головку грифа по традиции принято изготавливать в виде головы лошади.
Особенности игры
Играть на этом музыкальном инструменте очень сложно: этому учатся годами, а то и на протяжении всей своей жизни. При игре на морин хууре нужно учитывать множество нюансов, чтобы музыка получалась легкой, свободной и мелодичной, словно дуновение степного ветра.
Небольшой урок нам дал Дмитрий Баирович Аюров, который рассказал нам обо всех тонкостях и особенностях игры на этом замечательном инструменте, начиная от его истории и заканчивая правильным ведением смычка.
Играть на морин хууре нужно сидя, расправив плечи и полностью расслабившись. Ведь если всегда находиться в напряжении, то и музыка будет резкой и ломаной. Нужно быть с ним в гармонии, почувствовать его звучание, именно в этом и заключается основное правило.
Легко зафиксировав инструмент между коленями, нужно правильно взять смычок, чтобы вести его ровно и твёрдо. Его тоже не нужно держать изо всех сил. Напротив, следует лишь легко надавливать, чтобы он не проскальзывал по струнам, ведь из-за этого получается очень неприятный звук, который способен испортить всю мелодию. А звучание морин хуура ровное и очень красивое, охватывающее как низкие, так и высокие тона.
Практика и впечатления
После того, как Дмитрий показал нам основы, он предложил нам попробовать сыграть. В первые минуты не удавалось сосредоточиться и принять правильное положение, а задачей посложнее оказалось удержание смычка. Потребовалось множество попыток, чтобы добиться ровного звука, но, всё-таки, это удалось, и даже получилось сыграть, задействовав две струны поочерёдно.
Эля: Это оказалось не так-то просто. Самым трудным оказалось ведение смычка, это требует определенной сноровки и силы. Но все эти трудности определенно стоят тех невероятных ощущений, которые ты чувствуешь, когда играешь на морин хууре. Это восхитительно.
Вика: Несмотря на то, что небольшой опыт в струнных инструментах у меня есть, было довольно сложно, как обычно бывает. Но спустя некоторое время становилось проще, так как был понятен процесс. Мне показалось это хорошим опытом.
Итог
Морин хуур, несомненно, оставил много приятных впечатлений. Учиться оказалось очень интересно и увлекательно, мы узнали много нового не только об инструменте, но и о самой истории. Это необычный опыт. Играть всегда сложно начинать, но, лишь сделав первый шаг и набравшись терпения, даже за пару часов тренировки можно добиться малого, но всё же успеха. Главное – понять характер инструмента, почувствовать его энергию, ведь у каждого из них есть свой уникальный и неповторимый характер.
Выражаем благодарность за проведение урока учебному центру «Хуурчийнхан»
Эля Калмынина, Вика Букреева
Требует гибкости и плавности
Что нужно знать тем, кто хочет обучаться игре на морин хууре.
Давно хотите научиться играть на морин хууре? Или мечтаете о том, чтобы ребенок освоил популярный этноинструмент, и не знаете, с чего начать? Тогда этот материал для вас. Об особенностях обучения на аутентичном музыкальном инструменте рассказывает музыкант Эрдэм Дымбрылов.
Эрдэм Дымбрылов – участник различных фестивалей и конкурсов международного и межрегионального масштабов, более 20 лет играет на морин хууре. Окончил Сотниковскую школу в 2002 году. После поступил в колледж искусств им П. И. Чайковского по классу «морин хуур» к преподавателю Светлане Гомбоевой, также он учился у опытных наставников – Галсана Ошорова и Булата Цыбикова. В 2007 году наш собеседник приступил к работе в театре «Байкал». Спустя два года начал преподавать в Детской школе искусств №4 в Улан-Удэ.
В 2012-м поступил в Монгольский государственный университет культуры и искусств по программе целевого обучения от Минкульта Бурятии. Затем стал обучать учеников колледжа искусств им. П. И. Чайковского, а с 2018 года возглавил ансамбль моринхуристов этого образовательного учреждения.
Мама плохого не посоветует
Как у всех молодых людей, у Эрдэма после окончания средней общеобразовательной школы возник вопрос, где получить образование. Не последнюю роль в выборе сыграла мама, которая проработала более 20 лет ведущей на радио.
Во время учебы Эрдэм буквально втянулся в процесс и начал смотреть на инструмент по-новому. Начинающий музыкант стал больше заниматься и уделять много времени самоподготовке. С тех пор, по его словам, у него ни разу не возникало желания заняться чем-то другим.
Что, где, когда?
— Многие задаются вопросом, какой же возраст благоприятен для обучения игре на морин хууре?
— Возраст для начала обучения желателен от 9 до 11 лет. К этому возрасту ребенок более или менее сформирован физически и умственно. Но бывают исключения, и дети в более раннем возрасте имеют все данные для начала обучения.
— За какой период ребенок может научиться игре на моринхуре?
— Этот вопрос всегда вызывает интерес у родителей. Все зависит от системной самоподготовки. В самом начале нужно уделять больше времени тому, чтобы аппарат правильно был расположен, если же этому не научиться, в дальнейшем возникает мышечное напряжение, что крайне негативно может сказаться на дальнейшем обучении. Моринхур, как и другие музыкальные инструменты, имеет свои особенности. Все зависит от самого человека, его подход к обучению крайне важен.
— А что касается взрослых?
— Да, многие взрослые хотят обучаться игре на моринхуре. Это возможно, многие моринхуристы берут взрослых учеников. Взрослым, конечно, сложнее. Ведь пальцы у взрослых людей, так скажем, развились. И стали менее гибкими. Моринхур требует гибкости и плавности, этим качествам трудно научиться, это должно быть взращено. Сами понимаете, в любом мастерстве это непреложные истины. Так и здесь.
— Нужен ли свой музыкальный инструмент при обучении?
Цена моринхура варьируется от 10 до 60-80 тыс. рублей. Все зависит от материала инструмента.
Обучится игре на моринхуре можно в Детской школе искусств при колледже искусств им. П.И. Чайковского, а также в ДШИ №1, №4, №5, №7, №8.
Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online