икона божьей матери в цетинье
Филермская икона Божией Матери
Филермская икона Божией Матери имеет очень древнюю и богатую событиями историю, хранится она в настоящее время в музее города Цетинье ( Черногория ). В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время ее земной жизни.
История образа: Е. Поселянин в своей книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» пишет, что существует предание о написании Филермской иконы Божией Матери евангелистом Лукой.
Апостол Лука написал икону в 46 году от Рождества Христова и препроводил образ в Египет, в Антиохию, к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству. У них она пребывала три века. Отсюда икона была перенесена позже в Иерусалим, где находилась до V века.
Согласно преданию, византийская императрица благоверная Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посетив Святую землю в 430 году, перевезла древнюю икону Пресвятой Богородицы в Константинополь сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии, которая торжественно, при большом стечении народа поставила бесценный образ более, чем на семь веков в новоустроенной Влахернской церкви.
В храме многие верующие получали исцеления, молясь перед чудотворным образом. Церковь эта, ставшая позднее знаменитой в истории восточного христанства и прославившаяся явлением Богоматери Андрею Юродивому, (в честь этого события был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы) стояла раньше у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог.
Храмовая Влахернская икона Пресвятой Богородицы не раз спасала столицу во время осад. В этой же церкви была положена Риза Божией Матери. В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошел первый праздник Торжества православия.
Более семи веков Филермская икона Божией Матери хранилась в Царьграде. В XIII веке, а точнее в 1203 году, после завоевания Константинополя крестоносцами Филермская икона Божией Матери оказалась в руках римо-католиков — рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре, Через 88 лет Акра пала туркам и при отступлении святая икона была перенесена рыцарями на остров Крит.
После короткого пребывания там образ в 1309 году был переправлен на Родос, где оставался более двух веков в руках рыцарей. Здесь образ был помещен в перестроенной древней базилике монастыря на горе Филеримос, откуда и получил свое название «Филермская икона Божией Матери».
В XVII веке островом овладели турки. Покидая остров, крестоносцы взяли с собой и чудотворную Филермскую икону, а также десницу Иоанна Крестителя и часть древа Креста Господнего. Покинув Родос рыцари более семи лет перевозили святыни по Италии. 24 марта 1530 года Император Священной Римской Империи Карл V передал ордену ряд владений во главе с островом Мальта.
Так Филермская икона Божией Матери оказалась вместе с рыцарями на острове Мальта, попутешествовав прежде с ними по миру. В конце XVII столетия, в 1798 году, остров подвергся нападению французов, и крестоносцы вынуждены были его покинуть. Великий магистр ордена Гомпеш вывез три вышеперечисленные святыни с острова.
Рыцари прибегли к помощи русского царя Павла I, избрав его своим великим магистром и отдав себя под его покровительство. Они перенесли в Гатчину 12 октября 1799 года Филермскую икону Божией Матери. Вместе с чудотворной иконой, в благодарность за заступничество русского царя, они перенесли часть древа Креста Господнего и правую ( десную ) десницу Иоанна Крестителя.
Первоначально святыни находились в Гатчинской придворной церкви. Затем святыни были в 1801 году перевезены в Петербург, в Императорский Зимний дворец, в богато украшенный собор Спаса Нерукотворного Образа. Позднее с 1852 году святыни, по просьбе прихожан к императору Николаю I, по его особому распоряжению, приносились ежегодно во вновь отстроенный Гатчинский Павловский собор для поклонения народу.
Тогда же император распорядился сделать копию с чудотворной Филермской иконы. Высочайшее повеление было исполнено и список обрел свое место в Павловском соборе. Так случилось, что что это был единственный список в России с Филермской иконы Богородицы, которая пребывала в нашей стране с 1799 года по 1919 год.
В 1925 году по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР, в тайне от Русской Православной Церкви, был передан этот единственный список чудотворного образа. Принято считать, что список написан один к одному с подлинной иконы. Но это не так. Размеры списка 41,2 х 30,3 см, а размеры подлинной иконы 50 х 37 см. Имеются и другие различия.
Первообраз, Филермская икона Божией Матери, перевозилась в Гатчину ежегодно вместе с другими святынями до 1919 года. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход, после эта традиция прервалась, в связи с отсутствием самого образа.
Тем временем, Мальтийский орден, запрещенный в Российской империи указами императора Александра I в 1810-1817 годах, не оставлял попыток возвратить себе святыни. После революции 1917 года святыни были тайно вывезены в Эстонию, а затем в Данию, где находилась в изгнании вдовствующая Императрица Мария Федоровна, жена Александра III и мать Николая II.
После смерти Марии Федоровны в 1928 году ее дочери — Великие Княгини Ксения и Ольга — передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию (Храповицкому).
Но еще долгий путь проделали святыни, пока не оказались в Государственном хранилище музея города Цетинье. Филермская икона Божией Матери по-прежнему пребывает в музее, хотя предпринимаются усилия о вызволении чудотворной иконы.
Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу Иоанна Предтечи и частицу Животворящего Креста Господнего, которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь.
Филермская икона Божией Матери, современный список
Иконография: Одиночное огрудное изображение Богоматери. Вся поверхность иконы, кроме лика Пресвятой Богородицы, закрыта окладом. От головы Божией Матери исходят стилизованные лучи света, заменяющие традиционный круглый нимб. Размер иконы 50 х 37 сантиметров.
Филермская икона Божией Матери в Цетинье находится в хорошем состоянии. За всю свою многострадальную историю икона несколько раз сама обновлялась, поэтому краски и лик Пресвятой Богородицы хорошо сохранились. Драгоценная риза не повреждена. Риза имеет богатое покрытие золотом. На золоте, охватывающем лик Богоматери, имеется восьмиконечный крест из эмали.
У чудотворного списка звезда выполнена из металла, и риза производит впечатление шлема. У подлинной иконы риза украшена девятью большими рубинами, чередующимися с крупными бриллиантами, исполненными в виде цветов. На одеянии Божией Матери двойное — ожерелье из сапфиров и бриллиантов.
На золотой раме, окружающей изображение Пресвятой Богородицы, в углах расположены золотые Ангелы. Существующая драгоценная риза была изготовлена в России в 1801 году, после убийства императора Павла I, который долгими часами молился перед Филермской иконой Богородицы. До приезда в Россию риза была сделана из серебра и жемчуга.
Радует только одно, что святыня цела, ведь долгие годы она считалась утерянной, и находится на территории православного государства.
Молитвенная традиция: Перед Филермской иконой Божией Матери молятся об избавлении от телесных и душевных страданий, об укреплении веры, духовных и телесных сил, о сохранении от ссор, ересей и расколов.
Филермская икона Божией Матери покровительствует иночествующим и праведным людям, защищает их от врагов веры и Бога.
Празднование: 12 / 25 октября
В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ
ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
no copi
Pages
среда, 26 октября 2011 г.
* Филермская икона Божией Матери *
Филермская икона Божией Матери
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Воскресенье, 12 октября (ст.ст.) 25 октября 2009 (нов. ст.)
*
============
===========
Филермская икона Божией Матери
Филермская икона Божией Матери |
Филермская икона Божией Матери Список XI-XII вв. Филермская икона Божией Матери Одигитрия Почитание 12 октября Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой. В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время её земной жизни [1]. Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству [2]. У них она пребывала три века. Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430-х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии [3]. Последняя при большом стечении народа с честью поставила безценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. В России Икона божьей матери в цетиньеПатриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru» Тема недели: ПатриаршествоНовые материалыВ 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г. Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался. В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г. [5] Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным. Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина. 6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря. 31 декабря 1944 г. Черногория была освобождена от оккупации народно-освободительной армией Югославии, но реликвии еще около семи лет укрывались в монастыре. В 1951 г. гатчинские святыни были изъяты из Острожского монастыря во время конфискации церковных ценностей коммунистическими властями Югославии и вскоре переданы в музей г. Подгорица (в то время Титоград), а в 1960-х гг. перевезены в Исторический музей г. Цетинье – древнюю столицу Черногории. Лишь 7 июля 1993 г., в день праздника Рождества Иоанна Предтечи, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. В мае 1994 г. глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Югославию, благословил народ Черногории десницей св. Иоанна Предтечи. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны – в Москву. В течение 40 дней святыня побывала в 16 городах России, Украины и Белоруссии, где ей поклонились более двух миллионов верующих, а затем была возвращена в Цетинский монастырь. К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих. [1] Филеримос // VIP Родос. Родос, 2011. Б/с. [2] Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. СПб, 2003. С. 1. Икона божьей матери в цетиньеЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ФИЛЕРМСКАЯ25 октября празднуем Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799). Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к монахам-назореям. Позднее икону перенесли в Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону в Константинополь. Через 88 лет Акра была атакована и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин. В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. Тем не менее над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова оворилось: «…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество, чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова». Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.
10 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая Святыни, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр как частное лицо остановился частным порядком, надеясь найти защиту в лице Австрийского императора. Русский император Павел I c 1798 года стал Великим Магистром Мальтийского ордена. Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. На титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право. Ведь он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима. Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии. С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы.Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершилась революция 1917 года. После кончины Марии Феодоровны в 1928 году ее дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию. В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. Им удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Списки Иконы. Когда в 1852 году в Гатчине завершилось шестилетнее строительство величественного собора во имя Святого Апостола Павла, для этого Собора был выполнен список с чудотворной иконы Филермской. В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее Советскую Россию, обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку Святынь в России уже не было, в1925 году послу Италии в СССР был передан этот самый список. Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи. >По милости Божией, в июне-июле 2006 года в Россию временно была доставлена из Черногории для поклонения народу десная (правая) рука святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этой статье краткая история происхождения каждой из Гатчинских святынь в отдельности (по книге «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского). День 12/25 октября отмечен в Православном Церковном календаре праздником «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)». До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена св. Иоанна Иерусалимского.
В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена. Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Икона была неотъемлемой их собственностью во время всех их дальнейших переселений, пока они не принесли ее в дар императору Павлу. Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование. По преданию, идущему от глубокой древности, св. евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию. Когда Константинополь пал под натиском турок (1453г.), вступивший в него султан Магомет II приказал десницу Крестителя наряду с другими христианскими святынями положить в его царскую сокровищницу и запечатать его печатью. Но на защиту поруганного города и его поруганных святынь восстал упомянутый выше Орден иоаннитов, имевший в это время местом своего пребывания остров Родос. Они не только мужественно отразили все нападения турок на этом острове, но и стали угрожать их собственным владениям. Тогда преемник Магомета II-го, Баязет II, желая приобрести расположение иоаннитов к себе, послал в дар магистру их Ордена десницу Крестителя (1484 г.). Везде, куда только ни переселялись иоанниты, выстраивались церкви в честь Крестителя, а с этих пор вместе с каждым переселением переносилась в новые церкви и его десница. Такая же церковь впоследствии бьша выстроена магистром Ордена и на острове Мальта. Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.
Для хранения святынь и размещения мальтийских рыцарей было начато строительство в Гатчине на окраине дворцового парка небольшого монастыря во имя священномученика Харлампия. Во время же пребывания императора в Гатчине местом хранения святынь являлась дворцовая церковь во имя Святой Троицы. После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор. 13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.
Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение. Вместе с другими сокровищами королевской династии они были спрятаны в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет. Святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей. Лишь в 1993 г. десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория). * * *
. После того, как святыни покинули Русскую землю, в Павловском соборе г. Гатчины были изготовлены «копии» их, т.е. живописные изображения десной руки св. Иоанна Предтечи и Филермской иконы Божией Матери. Изготовил их священник Алексий Благовещенский, он же сшил для них прекрасные ризы. (о. Алексий служил в Павловском соборе с 1919 по февраль 1938 г. По делу «церковников» он был арестован 24.02. 1938 г., расстрелян в Ленинграде). Во времена настоятельства протоиерея Петра Белавского, в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, также укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна. Так, по милости Божией, частички святынь разными путями пришли в Павловский собор. ЦЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Предположительно храм возводился мастерами из Приморья, что наложило особенный отпечаток на архитектурный стиль монастыря. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная с трех сторон колоннадой. По краям участка располагались монастырские постройки и малая церковь Св. Петра. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Некоторые фрагменты этих строений сохранились до наших дней. Затем он стал кафедрой епархии Зета. После 1493 архиерей именовался «епископом черногорским и приморским». Монастырь был стерт с лица земли в 1692-м турками, и был восстановлен владыкой Данилой, на месте недалеко от своего прежнего положения. По этому случаю новый монастырь был построен из старых камней, и получил пластину с печатью Црноевича. В 1714 монастырь был сожжен и был восстановлен в 1743 году черногорским митрополитом Саввой Ивановичем Негошем. Был отстроен несколько раз, последний раз — в 1927 году. В монастыре Рождества Богородицы хранятся мощи святого Петра Цетинского. Центральным элементом монастырского комплекса является церковь Рождества Богородицы, построенная из тесаного камня, в которой хранится одна из величайших черногорских святынь – мощи Св. Петра Цетинского и христианские реликвии Ордена мальтийских рыцарей. Церковь славится богатым резным иконостасом работы греческих мастеров середины XIX века.
Отдельного упоминания заслуживают реликвии мальтийского ордена, чей путь в Цетинский монастырь был труден и запутан. Достоверно известно, что святыни в 1799 году были подарены российскому императору Павлу I главой Ордена мальтийских рыцарей, и до 1917 года находились в Зимнем дворце. После революции они некоторое время хранились в Копенгагене у Марии Федоровны, матери Николая II, затем в православной церкви в Берлине и при дворе последней правящей югославской династии Карагеоргиевичей в Белграде. Вторая Мировая война заставила членов королевской семьи покинуть страну, а святыни спрятать в одном из отдаленных черногорских монастырей. Затем следы их теряются. И только много лет спустя реликвии были обнаружены в одном из хранилищ черногорского ЧК, опознаны и переданы в дар церкви.
►Рука Иоанна Крестителя ►Мощи святого Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош)
|