икона князя чешского вячеслава
Вячеслав Чешский
11 октября, день гибели благоверного правителя Вячеслава, является днем празднования государственности Чехии.
Вячеслав Чешский — правитель Праги в конце 10 столетия, основоположник православного движения в Чехии, святой, убитый по приказу родного брата. Похоронен в соборе святого Вита, местом поклонения благоверному Вацлаву служат его мощи и иконы.
Предки благоверного князя Вячеслава Чешского
Согласно легенде чешский князь, дедушка Вячеслава, слыл язычником. Он по приглашению правителя соседней Моравии прибыл на званый прием, где гостю подали угощения на полу. Ошарашенному наглостью хозяина правителю Чехии Сватоплук объяснил, что в его доме, где чтится христианство, язычников принимают на уровне собак.
Интересен тот факт, что униженный князь не покинул прием, заинтересовавшись православием. Позже Вацлав Борживой с женой Людмилой приняли христианство, крещение проводил равноапостольный Мефодий.
По возвращении домой супруги начали активную деятельность по распространению христианства среди чехов:
Это вызвало негодование среди последователей католицизма. После смерти отца, умершего в раннем возрасте и брата Спыгнева, на престол взошел Братислав, женой которого была ярая язычница Драгомира, они были родителями юного Вячеслава.
Первые шаги христианства
Воспитание внука святая Людмила доверила священнослужителю, личному духовнику, который научил мальчика читать на славянском языке. Радуясь успехам сына, отец находит для него учителя латыни в городе Будеч. Будучи молодым, Братислав погибает.
Принявший христианство молодой Вацлав не простил убийства бабушки и правительницы. Он сослал мать в крепость, продолжая укреплять православную веру среди населения, вскоре раскаялся, помня пятую заповедь, данную Творцом, и вернул мать во дворец.
По достижении совершеннолетия Вячеслав приказал перенести мощи святой Людмилы в Прагу в 925 году и перезахоронить их в Георгиевском храме.
Разумный правитель
Воспитанный благочестивой Людмилой Вячеслав Чешский обладал уникальным умом, знал несколько языков, в своем правлении образованию уделял немалое внимание. Благоверный Вацлав приказал выкупать из рабства язычников детей, отдавая их в приюты при монастырях.
Услышав о Вацлаве германский король Генрих Первый подарил правителю десницу итальянского святого Вита, для хранения ее была построена в Праге ротонда в 925 году, на месте которой позже был воздвигнут костел святого Вита.
Ныне Храм Вита — место захоронения королей и архиепископов, он является жемчужиной европейской готики одной из визитных карточек Праги.
Благочестивый и добрый Вячеслав славился справедливостью, с уважением и благоговением относился к Церкви и духовенству, жертвуя огромные суммы на укрепление веры и украшение храмов. Во время постов он совершал походы по церквям шел босой и пеший, сбивая ноги в кровь.
Мудрый правитель был для жителей города примером доброты, его внимания хватало как для увечных, так и для вдов, сирот. Выкупленные из плена солдаты прославляли имя князя, который сам пек просфоры для богослужений.
Существует несколько версий убийства Вацлава родным братом Болеславом.
По одной из них в день поминовения святых Космы и Дамиана было решено освятить новую церковь. Болеслав послал приглашение брату, уговорив того остаться после Литургии.
Предупрежденный слугами о готовящемся заговоре, старший брат не поверил в злые намерения Болеслава, с которым провел прекрасный день. Князь даже в мыслях не мог допустить, что в ту же ночь младший брат с заговорщиками обговаривал план его убийства. Зная, что святой обязательно пойдет на утреню, они устроили засаду по дороге к храму.
Вячеслав увидел брата, решил поблагодарить его за чудесный прием, но был пронзен копьем. После этого заговорщики стали буквально рубить его, искромсав на пороге храма. Последними словами благоверного стало обращение к Богу, в котором он отдал свою душу Господу.
По другой версии представители католицизма организовали против поклонника православия кампанию, которую возглавил родной брат князя Болеслав. Насколько лицемерным должно быть сердце считающего себя христианином человека, чтобы таинство крещения собственного сына использовать для убийства родного человека.
Святой князь Вячеслав Чешский не поверил предостережениям охраны о возможном убийстве в доме родного брата во время крещения племянника, он пришел на праздник, где был встречен вооруженным братом. Не желая кровопролития, Вячеслав пытается уйти, но в воротах его встречают убийцы, поражая князя копьем в груди.
Изрубленное тело святого три дня лежало на площади, прикрытое покрывалом, пока туда не явилась Драгомира. Она собрала тело воедино, омыла, одела и принесла в церковь для последнего отпевания. Пролитая кровь праведника три дня оставалась на камнях, ее не могли смыть никакими усилиями, а по истечении трех суток просто испарилась.
Шел 935 год. Похоронив сына, мать спряталась от убийц в хорватской стороне. Болеслав начал гонения против православных, все службы в храмах следовало проводить на латыни.
Чудеса
Между князьями Праги и Коуржима могли начаться военные действия, правители решили встретится для боя один на один в поле. В момент встречи Коуржима увидел на лбу соперника распятого Иисуса. Увиденное настолько поразило неприятеля, что упал перед святым на колени.
Второй случай произошел при встрече князей с императором Генрихом. Опаздывающего правителя Вацлава решено было приветствовать сидя, а его самого заставить присутствовать на встрече стоя.
Как только святой появился, император, вопреки договоренности, устремился ему навстречу, ибо увидел вокруг Вацлава ангелов. Именно на этой встрече Чехии была подарена святыня — часть мощей святого Вита.
Интересно! В 12 веке благоверный Чешский чудесным образом вмешался в битву с войском немецкого короля Лотаря в 1126 году, священники увидели всадника на белом коне, который буквально врезался в войско немцев, обратив его в бегство.
1260 год ознаменовался победой чешского короля Пржемысла Второго над венграми, когда во главе чехов появился сонм святых во главе с Вацлавом.
Почитание в Русской православной церкви
По историческим данным в 11 столетии князь Борис считал чешского святого своим учителем. В Востоковской легенде имеется краткое жизнеописание благоверного Вацлава. 11 октября на Руси почитается день смерти чешского правителя, а 4 марта — дата перенесения его мощей.
Древнерусские списки хранят «Вторую старославянскую легенду о св.Вячеславе». Так как иконописцы 17 века не до конца знали о жизни священномученика, они написали икону, на которой изображен седовласый старец. Икона хранится в соборе Успения при Троице-Сергиевской Лавре.
Католическое почитание
Римская базилика апостола Петра славится алтарем в честь Вацлава, построенным в 1333 году.
В 1670 году папа Климент Десятый учредил общецерковный праздник в честь Чешского правителя.
Храм святого князя Чешского в России
Первая церковь в России в честь святого Вячеслава Чешского, мощи которого хранятся в Праге в соборе святого Вита, освящена в 2004 году в поселке Барвиха Московской митрополии. Храм был возведен под попечительством Агаджанова Вячеслава Кимовича на месте разрушенной в 1932 году Зачатьевской обители, является уникальной православной святыней, единственной в своем роде.
Архитектура великолепного строения выдержана в стиле морских петровских храмов, особенностью церкви является шпиль. Уникальным является и иконостас церкви, он сделан точной, уменьшенной копией иконостаса архитектора Растрелли, построенного ним в придворной церкви в Зимнем дворце Петербурга.
11 октября 2011 года престольный праздник храма ознаменовался благословением Митрополита Ювеналия закладки новой церкви в память святой Людмилы.
О чем молятся перед иконой святого
К иконе благоверного князя приходят с молитвой, в которой христиане просят святого мученика:
О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Имя Вячеслав
Приблизительное время чтения: 3 мин.
День памяти: 17 марта.
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени Вячеслав:
образовано от славянского «вящая слава», то есть «наибольшая слава».
Святые с именем Вячеслав:
Святой благоверный князь Вячеслав Чешский
Святой князь Вячеслав (в чешском произношении — Вацлав) Чешский был родом из тех мест, куда незадолго до его рождения прибыли из Константинополя знаменитые миссионеры, создатели славянской азбуки — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Княжить Вячеслав начал 18-летним юношей в 920 году. Еще с детства он был научен христианской вере — это была заслуга его бабушки, которая взяла мальчика на воспитание после гибели отца. Только мать юного князя, Драгомира, не скрывала неприязни к христианству. Пока она была у власти, она боролась с христианством. Но как только княжеский престол занял Вячеслав, он твердо настоял на том, что Чехия должна быть православной.
Короткое время правления Вячеслава было эпохой расцвета Православия на чешской земле. Князь поддерживал духовенство заботился о христианском просвещении народа, во всех делах старался поступать по совести. Смертная казнь при князе Вячеславе была заменена на более мягкие виды наказания, а дружинникам вменялось в обязанность заботиться о бедных, сиротах и вдовах. Кроме того, Прага обязана Вячеславу строительством собора, который впоследствии превратился в величественный храм, известный нам как собор святого Вита.
Святой Вячеслав пострадал из-за козней немецкого духовенства, которое было очень недовольно тем, что чехи молятся и читают Писание не по-латински, а по-славянски. Немецкие епископы настроили против князя чешскую знать, а та вступила в сговор с его родным братом Болеславом. Вячеслав знал о заговоре, но предоставил Богу рассудить его с братом и поехал по приглашению Болеслава в его удельный город. Когда князь Вячеслав отправился в храм, убийцы во главе с Болеславом напали на него и умертвили.
Впоследствии мощи святого Вячеслава захоронили в храме святого Вита. Через несколько лет он был прославлен как святой и стал почитаться покровителем Чехии, и связывают с ним многие чудеса. Например, в 1004 году, благодаря заступничеству святого, Прагу удалось освободить от польских войск. С его чудесной помощью связывали победу над войском немецкого короля Лотаря в 1126 году: в самый разгар битвы священник увидел Вячеслава на белом коне, устремившегося на немецкое войско. Когда же сражение было выиграно, на поле битвы нашли копье и меч. Чешские воины еще долго брали их с собой в походы как святыни, а во время коронации королей торжественно носили по Праге.
В ЧЕМ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОМОЖЕТ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ ВЯЧЕСЛАВА
Святая икона Вячеслава Чешского почитаема и любима верующими православными христианами со всего света уже очень давно. Примерное время ее написания — начало XI века. На иконе изображен чешский князь, причисленный к лику святых и мучеников. Он прославился мудрым правлением, миролюбием, но более всего — духовным просвещением и распространением христианской веры на территории Чехии.
На русской православной иконе Вячеслав Чешский Благоверный изображается либо в полный рост, либо по пояс. Одежда князя, корона на его голове и меч в руке подчеркивают высокое положение святого при жизни. В правой руке князь Вячеслав держит перед собою крест, являющийся незыблемым символом христианства. Особое почитание церковной иконе оказывают в дни памяти святого мученика — 17 марта (4 марта) и 11 октября (28 сентября). Это даты перенесения мощей и коварного убийства князя его собственным братом. Мощи святого благоверного Вячеслава Чешского хранятся в соборе Святого Вита в Праге.
Какую силу имеет именная икона святого Вячеслава
К иконе св Вячеслава Благоверного Чешского приходят верующие, которые состоят на военной службе, либо которые сами или их родственники находятся в местах ведения военных конфликтов. Перед образом святого просят об укреплении в вере, так как он был истинным христианином, стремившимся к распространению веру на родной земле. Поскольку князь отличался мудростью в правлении, к иконе обращаются с молитвами о благополучии государства, о нерушимости его границ. Многие приходят к образу с просьбами о гармонии отношений в семье. Князь Вячеслав Благоверный являлся эталоном миролюбия, мудрости, честности, образованности, чистоты в вере, поэтому православная икона свт Вячеслава может служить напоминанием и стимулом для стремления верующих к знаниям, образованию и чистоте помыслов.
Где можно купить икону Вячеслава Чешского
Купить икону св Вячеслава Чешского верующие могут в православных лавках при церквях и храмах, а также через православный интернет-магазин. Возможности сети интернет на сегодняшний день так велики, что православную икону можно заказать не выходя из дома из любых материалов: на холсте, на дереве, используя недорогие рамы или рамы из драгоценных пород дерева или украшенные драгоценными металлами и камнями, вышитые крестом или бисером. Верующие рукодельницы могут создать свою икону сами, купив схему для вышивки или целый набор. Главное, чтоб икона Вячеслава Чешского прошла полный обряд освящения в церкви.
Благоверный князь Вячесла ́ в Чешский
Дни памяти
Житие
Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.
Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.
Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.
Богослужения
Молитвы
Днесь А́нгели с челове́ки ра́дуются вку́пе о́бщим весе́лием,/ Не́бо и земля́ све́тло лику́ют в па́мять твою́, свя́те./ И мы, гре́шнии, приле́жно ти вопие́м:/ помоли́ся к Влады́це о нас,/ изба́вити ны от напа́сти/ ви́димых и неви́димых враг,// чту́щих пресве́тлую па́мять твою́.
Перевод: Сегодня Ангелы с людьми радуются вместе общей радостью, Небо и земля громко поют в память твою, святой. И мы, грешные, настойчиво к тебе взываем: помолись Владыке о нас об избавлении от нападения видимых и невидимых врагов, так как мы почитаем пресветлую память твою.
Ин тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому
С ли́ки А́нгельскими предстоя́,/ блаже́нне кня́же Вячесла́ве,/ наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты,/ и отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с,/ всем, притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню// источа́еши цельба́м дарова́ние.
Перевод: С ангельскими хорами пребывая, блаженный князь Вячеслав, наслаждаешься Божественной и несказанной красотой, и оттуда почерпнув дары благотворения чудес, всем, приходящим с верой к твоей святыне, источаешь исцелений дарование.
Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому
О, святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О, вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому
Велича́ем тя́, благове́рный кня́же Вячесла́ве, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.
Каноны и Акафисты
Акафист святому мученику князю Вячеславу Чешскому
Кондак 1
Богоизбранный княже и кроткий воине Христов, в роде христианскаго князя Богемии Боривоя и блаженней княгини Людмилы рожденный, родителями князем Вратиславом и княгиней Драгомирой с именем Вячеслава крещенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же из младенчества христианскому благочестию наученный от всяких нас бед свободи:
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Икос 1
Ангелов Творец посла тя, святче Божий, Церкве Православней в укрепление, жаждущим ведения истины во благое вразумление, благочестивым житием твоим в назидательное окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе Промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, смирением и кротостию показавый стезю духовнаго восхождения.
Радуйся, княже, блаженней Людмилы любимое окормление;
Pадуйся, христианским истинам верное научение.
Радуйся, Духа Святаго в сердце вместивый;
Pадуйся, огнем божественной любви душу свою распаливый.
Радуйся, разума Евангельскаго исполненный;
Pадуйся, землю Чешскую житием благим твоим в вере утвердивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 2
Икос 2
Под сению блаженной Людмилы боговедение твое Господь укреплял еси, святче Божий, и в утверждение твое на прародительском престоле княже Вратислав на ступени алтаря пред лице святительское возвел еси тя, глаголя: Преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему. Мы же, видяще Божие благоволение к тебе, с радостию вопием ти сице:
Радуйся, подобно праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову благословенный;
Pадуйся, в венчании равноапостольным царем Константину и Елене уподобленный.
Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;
Pадуйся, утверждения Православной веры источниче отрадный.
Радуйся, язычества дивный просветителю;
Pадуйся, аскетического жития ревнителю.
Радуйся, о словесном стаде Христовом земли Чешския попечение;
Pадуйся, о спасении народа твоего непрестанное помышление.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 3
Сила Вышняго служение княжеское твое воистину определила еси, веру в Господа нашего Иисуса Христа народу явно явил еси, днем и ночию храмы Божии для молений посещаяй, растерявших благодать святую к покаянию призываяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Благоволил еси Господь явити Своего светильника миру, тебе, святый отче Вячеславе, истины ведение, изобилие любве и кротости даровал еси, в умножении христианских добродетелей утвердил еси; все были равны пред лицем твоим. Сего ради поем Богу о тебе:
Радуйся, управителю земли Чешския верный;
Pадуйся, носителю духа кротости добропобедный.
Радуйся, богатым и убозим рабе верный;
Pадуйся, светом небесным наполненный.
Радуйся, сирот и вдов упование;
Pадуйся, душ христианских врачевание.
Радуйся, мирнаго духа хранителю;
Радуйся, язычества кроткий обличителю.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 4
Бури безумия и злоречия могущественных вельмож не убоялся еси, козни язычников превозмогаяй и землю Чешскую в Православии соблюдаяй. Мы же, победу духовну зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Видящи язычества окружение, святче Божий, прилежно книги церковные изучал еси, духом ведения истины исполняяся, мудрости и твердости княжеской набираяся. Сего ради вопием ти:
Радуйся, чистый источниче вдохновения;
Pадуйся, гонимых за правду неизменное окормление.
Радуйся, убийц любимой наставницы блаженнной Людмилы обличение;
Pадуйся, родительницы твоея Драгомиры, коснеющей в язычестве, удаление.
Радуйся, в утверждении заповеди Божией с матерью примирение;
Pадуйся, греха краткаго отчуждения слезнаго омовение.
Радуйся, в возраст духовней зрелости неизменное восхождение;
Pадуйся, самобытное области твоея устроение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 5
Боготечная звезда всем христианом страны твоея явился еси, святый мучениче Вячеславе, благочестивым житием на покаяние, на путь несения креста смиренно наставляяй. Мы же, верою узревши спасительность смирения и кротости на пути Христа, с радостию вопием ти: Аллилуиа.
Икос 5
Видевши вельможи страны Чешския великаго тя благочестия защитника, святый отче, брата твоего Болеслава ложию во искушение ввели, благочестие твое искажали. Мы же вси, твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:
Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;
Pадуйся, врагом рода человеческого, диаволом, поносимый.
Радуйся, к чистоте духовней, к вере в Истину призывавый;
Pадуйся, о любви Христовой житием твоим вещавый.
Радуйся, четырех твоих сестер в жены за князей окрестных стран с радостию отдавый;
Pадуйся, благодатию Святаго Духа страну твою омывавый.
Радуйся, брата Болеслава по-христиански возлюбивый;
Pадуйся, нивочто наговоры его на тя вменивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 6
Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, богоносне угодниче Христов, о славе Божией и о спасении всем возвещал еси, о благодатном пламенении души житием твоим благовествуяй, научай тем люди твоя благодарственно пети Господу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси светом истины в стране многострадальной, святый княже Вячеславе, любовию твоею образ Христа являеши, гробом гордости, тщеславия и себялюбия себе пред всеми утверждающе. Сего ради воспеваем ти таковая:
Радуйся, княжеское страны твоея окормление;
Pадуйся, всем жаждущим спасения и до ныне благое утешение.
Радуйся, украшением храмов и очищением душ верных ко спасению препровождаеши;
Pадуйся, княжеством твоим и верою православных христиан умудряеши.
Радуйся, стадо Христово святыми молитвами вразумляеши;
Pадуйся, волков в овечьих шкурах доныне обличаеши.
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, святой Людмилы Чешския достойное последование.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 7
Хотяй веру Православную на земли Чешския в чистоте утвердити, святче Божий, против языческаго князя Куримскаго с войском выступил еси, в желании овладеть страной Богемией его обличаяй и открыто на поединок напавшаго князя вызываяй. Мы же, видяще отважность веры твоея, благодарно со слезами вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Ведуще тя избранника Божия, святый отче наш Вячеславе, безмолвно стояло преданное тебе войско, суда Господня ожидаяй, и вот внезапу князь язычник пред лицем твоим светлый крест узрел еси; пав ниц, твое благодушное прощение обретаяй. Мы же, вси труды твои поминающе непрестанно воспеваем ти сицевая:
Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;
Pадуйся, безкровной битвы победителю.
Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;
Pадуйся, верных Господу Иисусу Христу защитниче славный.
Радуйся, градов чешских щит и ограждение;
Pадуйся, в вере Православной утверждение.
Радуйся, в нуждах упованию на Бога научаеши;
Pадуйся, богатство лишь на небе собирати призываеши.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 8
Божию милость видим на тебе, святый мучениче Вячеславе, благочестия дела творя на совет имперский опоздал еси, обвинения собравшихся князей смиренно принимаяй. Ангелов окрест тя и крест сияющий на челе твоем Бог кесарю открыл еси внезапно и пред тобою его ниц поверг еси для всех нежданно. Мы же, зря сокровища сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь всем заступниче явился еси, блаженне отче Вячеславе, часть мощей святаго Вита у кесаря, повергшагося пред тобою, испросил еси и в граде Праге церковь в честь святаго освятил еси, на похвалу всех подвизая пети Богу:
Радуйся, престолу и главе духовней в стране Чешстей поревновавый;
Pадуйся, кафедру архиепископскую Божиим смотрением основавый.
Радуйся, подвигами и молитвою народу чешскому ходатаю спасения;
Pадуйся, приводяй всех жаждущих к источнику очищения.
Радуйся, согревающую благодать слуге твоему Подивою открываяй;
Pадуйся, следовати за Христом «след в след» в зимнем поле научаяй.
Радуйся, нощным печением святых просфор Бога славивый;
Pадуйся, детей язычников истинному Богу служити посвящавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися Промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго и теплаго молитвенника и о спасении душ наших пред Престолом Твоим, Господи, попечителя. Кто сочтет, святче Божий, все труды твоя, яже сотворил еси, Господеви поя: Аллилуиа.
Икос 9
Всего себе Господу предал еси, мир Христов посреде людей утверждаяй и козни сатанинская любовию Христовой побеждаяй. Мы же, благочестивое житие твое зря, с любовию вопием ти:
Радуйся, дар прозорливости стяжавый;
Pадуйся, о перенесении тела святей Людмилы в девичию обитель святаго Георгия откровение Свыше восприявый.
Радуйся, монашество приняти возжелавый;
Pадуйся, будущее твое духом Святым познавый.
Радуйся, Ангельское и наше непрестанное удивление;
Pадуйся, носителю Божия прославления.
Радуйся, добровольной скудости не изменивый;
Pадуйся, Духа самоотвержения и любве приимый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 10
Спастися хотяй всем человеком, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Вячеславе, в сонме святых мучеников во основание храмины страны Чешския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Наставниче был еси всем с верою к тебе прибегающим, святче Божий, стране Чешския щит и ограждение, и о чистоте Православныя веры славное попечение. Мы же обетованное святыми духовное возстание богохранимых стран славянских в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:
Радуйся, крест страданий на рамена во утверждение Православия приявый;
Pадуйся, сердечную мягкость стяжавый.
Радуйся, отмстителем себе Господа избравый;
Радуйся, образе мытарева смирения.
Pадуйся, кроткий лик небеснаго прозрения;
Радуйся, странники и нищия питавый.
Pадуйся, благость Христовой любви познавый;
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 11
Пение благоуханное непрестанно Святей Троице и Деве Богородице возносяще, всеми помыслами, житием твоим, образом благочестия в стране твоея пребыл еси; подобно братием князиям Борису и Глебу на Святой Руси, предательство от брата Болеслава приял еси. Мы же, возлюбивше Бога за таковую милость, выну зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Богоизбранный воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития и смерти христианстей утверждаяй, любовию на стезю спасения, стезю несения креста во спасение души призываяй. Тем же поем ти:
Радуйся, поныне святые храмы Божии устрояеши;
Pадуйся, с любовию священство в них собираеши.
Радуйся, последний храм твой святому праотцу Аврааму посвятивый;
Pадуйся, брата твоего с благоговением на освящение пригласивый.
Радуйся, созидателю душ христианских славный;
Pадуйся, народа Божия любовь стяжавый.
Радуйся, воине Христов, явленный в подражание;
Pадуйся, отец чадолюбивый, Богом прославленный нам в утешение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 12
Икос 12
Радуйся, святый княже, посланный нам во укрепление;
Pадуйся, образе Христов, призванный в покаянное очищение.
Радуйся, любящим тя ходатаю спасения;
Pадуйся, величающим тя и подражающим щит и ограждение.
Радуйся, немощным во благое утешение;
Pадуйся, всем верным победоносное благословение.
Радуйся, всех присных в Небесныя обители с собою призвавый;
Pадуйся, слезы поздняго раскаяния матери твоея Драгомиры познавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.
Кондак 13
О, предивный угодниче Христов, приими малое сие моление наше в похвалу тебе от православной братии возносимое, призри на нас немощных, ко греху преклонных, малопросвещенных, заботами обремененных и, предстоя в небесной славе пред Престолом Царя царствующих, молися о нас, великий княже: проси, святче Божий, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Пресвятей Троице: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва святому благоверному князю Вячеславу Чешскому
О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва иная
О, святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны (имена), да простит Господь Бог наши согрешения вольная и невольная, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляя Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь.
Канон святому благоверному князю Вячеславу Чешскому
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Лику́им дне́сь, ве́рнии, ра́достно, све́тлыми душа́ми пою́ще Спа́са на па́мять пречу́дную Христо́ва служи́теля Вячесла́ва.
Влады́чним Страсте́м сла́вне уподо́бился еси́, я́ко а́гня непоро́чно, без пра́вды убива́емь, те́м с ли́ки му́ченик, богоблаже́нне, ны́не весели́шися.
Сме́рть хода́таицу жи́зни прии́м, вся́ческим Влады́це ны́не в сла́ве предстои́ши, ея́же и на́м улучи́ти умоли́, свя́те, творя́щим твою́ па́мять пречу́дную.
Кто́ испове́сть твоя́ чудеса́, сла́вне, я́же твори́ши в ми́ре без числа́? Вы́ну бо все́м ве́рным оби́льно дае́ши исцеле́ние.
Богоро́дичен: Впа́дша мя́ в разбо́йники душегу́бными де́лы и сме́ртию потопле́на воздви́гни, молю́ Ти́ ся́, Госпоже́: Сы́ну Своему́ и Бо́гу за мене́ помоли́ся.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Любо́вию Христо́вою при́сно разжиза́емь к це́ркви святе́й, та́мо, преблаже́нне, я́ко а́гнец незло́бив, непра́ведное претерпе́л еси́ убие́ние.
Кро́вию ти́ пресве́тлою Це́рковь твоя́ укра́шшися, све́тлы лучи́ испуща́ет чуде́с, пою́щи па́мять ти́, достосла́вне.
Заря́ми Тро́ичными измла́да просве́щся, Христу́ насле́дник, свя́те, бы́сть, Его́же моли́ посла́ти ми́р душа́м на́шим.
Богоро́дичен: Чу́до Бо́жия Рождества́ Ти́, Чи́стая, вся́каго естества́ прехо́дит чи́н: Бо́га бо Пресу́щна зача́т во чре́ве и, ро́ждши, пребыва́еши Присноде́ва.
Конда́к, гла́с 3:
Кня́же, во́ине страны́ Боге́мии преди́вныя, смире́нным кня́жеским служе́нием спасе́ние стяжа́вый, у ца́рскаго престо́ла, свя́те Вячесла́ве, вене́ц сла́вы му́ченика за Христа́ прия́л еси́, и ны́не усе́рдно мо́лишися о ве́рных, Ду́хом Бо́жиим к ве́чному блаже́нству угото́ванных, страну́ Че́шскую храни́ти в Правосла́вии с любо́вию призыва́я, во е́же спасти́ся душа́м на́шим.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Благоде́тельно измла́да в ве́ре чи́сте воспита́н, чи́стыми свои́ми труды́ любо́вию Влады́це после́довал еси́, наде́ждею На́нь льсти́ваго врага́ посрами́в.
Све́тлостию сия́я, свя́те Вячесла́ве, грехи́ омраче́ны су́щия просвети́ твои́ми моли́твами, с ли́ки му́ченик имы́й дерзнове́ние за на́с моли́тися.
Мечи́ ссека́емь, свя́те, непобеди́ме, врага́ лука́ваго мече́м терпе́ния ссе́кл еси́, те́м и вене́ц прия́т из руки́ Вседержи́теля.
Богоро́дичен: Неизглаго́ланы и непостижи́мы, богоподо́бны вои́стину су́ть Твоего́, Богоро́дице, Рождества́ земны́м и небе́сным, Присноде́во, та́йны.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Твои́ми страстьми́, прехва́льне, неболе́зненную жи́знь восприя́в, свя́те Вячесла́ве, стра́ждущим все́м яви́ся заступле́ние, на по́мощь ве́рно тя́ зову́щим.
Па́че со́лнца, блаже́нне, просвети́л еси́ се́вера, и ю́га, и за́пада концы́ пресве́тлыми заря́ми чуде́с твои́х. Те́м на́с озари́, свя́те, па́мять твою́ пра́зднующих.
Су́щим в беда́х помо́щник ты́ бы́сть, ни́щим кормле́ние, печа́льным уте́ха, те́м и по сме́рти, свя́те, вся́ избавля́еши ве́рно тя́ зову́щия на по́мощь.
Богоро́дичен: Богоро́дицу Тя́ от души́ испове́дующия, Влады́чице ми́ру Блага́я, спаса́й, Тя́ бо заступле́ние, Непоро́чная, и́мамы, су́щую вои́стину Богоро́дицу.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Житие́ чи́сто поще́нием стяжа́в, Вячесла́ве преди́вне, и а́нгелом сограждани́н яви́вся, с ни́миже моли́ о спасе́нии ду́ш на́ших.
Княже́ние земно́е оста́вил еси́ вре́менное и ца́рское украше́ние прия́т из десни́цы Влады́чни, тле́нными ве́чная, я́ко му́др, стяжа́в.
Приими́ похвале́ние из окая́нных усте́н, свя́те, не могу́ща похвале́ния ти́ досто́йна исплести́ и моли́ Ми́лостиваго Бо́га дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Богоро́дичен: Пречи́стая Влады́чице, ро́ждшая земны́м Ко́рмчию и Го́спода, по́хотем ми́ злолю́тым устро́й смуще́ние и тишину́ пода́ждь се́рдцу моему́.
Конда́к, гла́с 1.
С ли́ки а́нгельскими предстоя́, блаже́нне кня́же Вячесла́ве, наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты, и, отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с, все́м притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню источа́еши цельба́м дарова́ние.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла а́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Ста́рый злоде́й зави́де свято́му твоему́ житию́ и науща́ет на убие́ние безу́мнаго ти́ собра́та. Ты́ же чи́стою со́вестию немо́лчно Творцу́ своему́ вопия́ше: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Ве́село лику́ет Пра́га дне́сь, пресла́вный ти́ гра́д, почита́я па́мять твою́, и, чудесы́ твои́ми озаря́я све́тло, вся́ страны́ созыва́ет вопи́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Ле́стию прелука́ваго дре́вле очервлена́ бы́сть земля́ твоя́ братоуби́йственною руко́ю; ны́не же, кро́вию ти́ окропи́вшися, благоуха́ния же́ртву Христо́ви приноша́ет, вопию́щи: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Тобо́ю на́м, Деви́це, Све́т возсия́, те́мным, Ты́ бо родила́ еси́ Зижди́теля все́м и Бо́га, у Него́же проси́, Пречи́стая, при́сно посыла́ти на́м, ве́рным, ве́лию ми́лость.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Весе́лия добро́тами на́с озаря́еши, пресла́вне, па́че со́лнца в земли́ Боге́мстей благода́тными заря́ми свы́ше освяще́н, превозноша́я Христа́ во ве́ки.
Те́ло твое́ свято́е, блаже́нне, прии́м, Пра́га дне́сь, прехва́льный ти́ гра́д, преди́вная чудеса́ ми́рови провозвеща́ет, превозноша́я Христа́ во ве́ки.
Кро́тостию укра́шен, преди́вне, и ра́зумом благове́рия просве́щся, Тро́ицы Пресвяте́й яви́лся еси́ вои́стину пропове́дник, превозноша́я Христа́ во ве́ки.
Богоро́дичен: От Све́та Светода́вца Словесе́ зача́т и неизрече́нно родила́ еси́ Пресу́щаго: Ду́х бо Бо́жий, Деви́це, в Тя́ всели́ся, те́м Тя́ пое́м, Чи́стая, во ве́ки вся́.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.
Ве́лия благода́ти сподо́бився, сла́вне, просвети́л еси́ всю́ вселе́нную, исцеле́ния все́м оби́льно подава́я.
Приими́, свя́те, ра́дость а́нгельскую и, предстоя́ Зижди́телю своему́, о на́с помоли́ся, тебе́ велича́ющих.
Прии́м ны́не блаже́нный поко́й, не преста́й моля́ся, пресла́вне, свята́го блаже́нства причасти́тися вы́ну тя́ велича́ющим.
Богоро́дичен: Богоро́дице, ро́ждшая Сло́во па́че словесе́, Зижди́теля Своего́, Де́во, Того́ умоли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Свети́лен.
От земли́ преступи́л еси́ ко Влады́це, преблаже́нне Вячесла́ве, прииди́ ны́не духо́вно и присети́ ми́лостию пою́щих дне́сь честно́е ти́ пра́зднество.