икона пресвятой богородицы барколабовская
БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Борколабовская икона Божией Матери |
Икона Божией Матери «Борколабовская» [1], один из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Белоруссии.
Описание
Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Божественному Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
История
Согласно преданию, в 1650-х годах, во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии и находился у князя Пожарского. Когда войско в 1659 году подошло к стенам Борколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал, и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда князь оставил икону Божией Матери в монастыре. Случилось это 11 июля и было увековечено ежегодным празднованием.
Борколабовская икона первоначально была помещена игуменией Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса.
В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 году была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.
К чудотворному образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.
В 1924 году Борколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря.
В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
В 1979 году Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.
Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 года, когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Борколабовского монастыря.
Списки иконы
Сохранившиеся списки Борколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви святого Онуфрия того же монастыря находится еще один список Борколабовской иконы, обретенный в 1992 году.
Использованные материалы
[1] Встречается также вариант написания Барколабовская
Икона пресвятой богородицы барколабовская
Барколабовская икона — образ Божией Матери из церкви Святой Троицы города Быхова Могилёвскай области. Изначально находился в православном Иоанно-Предтеченском женском монастыре (местечко Барколабово, в 8 км. на север от Быхова, на правом берегу Днепра), основанном в 1623 г.
Барколабовская икона Божией Матери. 1659.
Из церкви Св. Троицы г. Быхова Могилёвскай обл.
Происхождение Барколабовской иконы
В архиве монастыря сохраняется легенда о происхождении этого богородичного образа. Согласно ей, в 1659 году князь Пожарский возвращался из Польши, везя его с собой. Когда отряд князя проезжал мимо монастыря, обоз со святыней “остановился» и никакие усилия слуг князя не могли сдвинуть ее с места. Князь Пожарский посчитал, что икону нужно оставить в монастыре и отдал ее в дар игуменье Фотинии Киркоровне. Икона Матери Божией Барколабовской прославилась в монастыре чудесами, как и в случае со Снежной иконой, были созданы ее многочисленные копии, распространившиеся по всей округе. Но самым большим чудом можно считать то, что Барколабовская икона, подобно Ченстоховской иконе, пережила все катаклизмы XVII-XX веков, включая советские антицерковные гонения, когда в окрестностях не осталось практически ни одной действующей церкви.
Образ Богоматери из Барколабово является одним из самых почитаемых образов Божией Матери на восточных землях Беларуси. Он является одним из величайших шедевров белорусской иконописной школы. Барколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе, фон, как и в случае с иконой Распятие Христа, резной, покрыт золотом. Лики Богоматери и Младенца сохраняют выразительные черты древне-византийского прообраза. Ученые, исследуя орнамент фона, считают, что образ был написан на рубеже XVI-XVII веков на территории между Слуцком и Слонимом.
Иконография Барколабовского образа
Иконография образа типична для Одигитрии. Богородица представлена поколенно, в мафории пурпурного цвета, который украшен тремя звёздами и кружевной каймой с золотыми кистями, и темно-зеленом хитоне. Горловина хитона и поручи украшены жемчужными нитями. Ее голова склонена к Младенцу, который сидит на Ее левой руке, правой рукой Она указывает на Сына. Христос облачен в белый хитон, препоясанный красным пояском, и охристо-красный гиматий, в три четверти повернут к Богоматери, правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток.
Днем празднования Барколабовской святыни является 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день ее явления в местном монастыре.
Святыни родного края: Барколабовская икона Божией Матери
В следующем, 2019 году, Вознесенская обитель у села Барколабово Быховского района Могилевской области отметит 360-летие обретения Барколабовской иконы Божией Матери. Эту икону учёные называют величайшим шедевром белорусской школы иконописи, «Барколабовской Одигитрией», сохранившей черты древне-византийского прообраза. Простые верующие люди обладают главным знанием о святыне Быховского края – о том, что Барколабовская икона Пресвятой Богородицы является чудотворной.
Берега Днепра, в водах которого 1030 лет назад крестились наши предки, были свидетелями различных чудесных явлений на протяжении всех последующих веков. На Быховской земле у поселения Барколабово ещё в середине 17 столетия был основан женский монастырь, главной святыней которого стала икона Божией Матери, получившая одноименное название — «Барколабовская». В 1659 году князь Иоанн Пожарский, возвращавшийся из военного похода в родные пределы через Приднепровье, тайно хотел вывезти из Белой Руси образ Пресвятой. Но внезапно у стен обители повозка с иконой встала намертво. Тогда князь понял, что Сама Пресвятая Богородица хочет оставить свой образ в местной обители.
От Барколабовской иконы было явлено много исцелений и других чудес. Но главным чудом жители этого края считают то, что чудотворный образ сохранился даже тогда, когда безбожники разрушили обитель. Совсем недавно икона вернулась в уже восстановленный монастырь из соседнего Быхова.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим отмечает: «Разве не чудо, что 10 лет назад здесь была голая поляна – ничего не осталось от того монастыря, который был на этом месте. А сегодня мы видим: храм прекрасный, колокольня, духовная жизнь в этом монастыре, икона возвращена сюда. Здесь особая атмосфера, созданная, я думаю, молитвами целых поколений сестёр, которые здесь жили, которые здесь возносили свои молитвы».
В настоящее время в монастыре более пятнадцати насельниц. В возрождённую обитель первые из них прибыли из Кутеинского Успенского монастыря точно так же, как и 377 лет назад первые насельницы Барколобовского монастыря во главе с игуменьей Фотинией пришли именно из Кутеинской обители – история всё вернула «на круги своя». Сейчас в Барколабово ежедневно совершается полный круг богослужебной чреды. Читается Псалтирь, служатся акафисты, ежедневно совершается Божественная литургия. Обитель, как и много веков назад, привлекает сюда паломников.
Ежегодно 24 июля, в день Барколабовской иконы Божией Матери, сюда стекаются крестные ходы из Быхова и Могилёва. Некоторые паломники присоединяются к ним, приезжая издалека.
В следующем году исполнится 360-летняя годовщина обретения обителью чудотворной иконы Божией Матери. За это время, как говорится, «много воды утекло», но неизменным остается то, что по вере людей Пресвятая Богородица до сих пор подаёт исцеления перед своим чудотворным Барколабовским образом и его списками.
Барколабовская Божия Матерь: От каких болезней души и тела избавляет
самый почитаемый и чудесный образ Восточной Беларуси
Барколабовская Божия Матерь
Сегодня православная церковь празднует честь наиболее почитаемой белорусской иконы — Божией Матери Барколабовской. И неслучайно торжество приходится на еще один памятный день, ведь 24 июля память равноапостольной Ольги, зачинательницы христианства на Руси.
Свое название Барколабовская икона Божией Матери носит по месту своего нахождения в честь Вознесения Господня женском монастыре в селе Борколабове Быховского района Могилёвской области. В его главной церкви и находится чудотворная икона Богоматери.
Интересна история монастыря. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (или Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. Именно он в 1564 году основывает замок, а через четыре года строит две церкви.
После брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Барколабово становится культурным центром всего приднепровского края, ведь здесь приобретена известная во всей Речи Посполитой библиотека. У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелетий Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Лаврентия Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. А самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
К слову сказать, селение знаменито еще и тем, что местный священник Фёдор Филипович является автором Баркулабовской летописи, которая охватывает события с 1563 до 1608 года. Главное место в ней занимают рассказы о деятельности казачества под руководством Северина Наливайко, отряды которого действовали на Украине и в Беларуси. В частности о сожжении Могилёва в 1595 году, массовых убийствах и ограблении местных жителей.
Через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет.
Совсем скоро после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимою им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. Обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Поэтому икона была передана в монастырь и первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, но в следующую ночь образ чудесным образом переместился к стене храма. В дальнейшем он находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса.
25 июля 2010 года в возрождаемый монастырь из Свято-Троицкого храма Быхова была торжественно перенесена чудотворная Барколабовская икона. Фото subscribe.ru
В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону спрятали инокини монастыря (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). А в 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в храм Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
Около 300 лет монастырь был важнейшим духовным и культурным центром Восточной Беларуси, оказывал большое влияние на жителей окрестных поселений. При монастыре действовала школа. В монастырском приюте содержались дети-сироты, здесь прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения, накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений.
Специально для иконы был сооружен напольный киот, в который и был помещен святой образ. Фото subscribe.ru
Известно, что у иконы был серебряный позолоченный оклад (не сохранился), украшенный драгоценными камнями и жемчугом, а в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей Святой Евфросинии Полоцкой и Святого Лонгина.
На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года. А в 1900 году прекратился падеж скота после крестного хода с образом.
У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.
Наибольшим чудом считается то, что образ пережил все войны 17-20 столетий. Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.
В последнее время многие верующие, особенно почитающие Борколабовскую Одигитрию, свидетельствуют об избавлении с ее помощью от онкологических и психических заболеваний, а также от болезней внутренних органов. А 24 июля 2000 года, в день памяти равноапостольной Ольги и чествования Ржецкой и Борколабовской икон Богородицы, на глазах верующих получил чудесное исцеление от болезни кисти руки один из прихожан.
Барколабовская Одигитрия – святыня восточной Беларуси
24 июля на Могилевщине, да и по всей Беларуси, празднуют день прославления чудотворной Барколабовской иконы Божией Матери – самой почитаемой святыни восточных земель Белой Руси
Село Барколабово, что в Быховском районе Могилевской области, православные белорусы издревле именуют святым местом. Так получилось, что на протяжении веков этот живописный уголок был избавлен от «нашествия иноплеменников», миновали здешних жителей моры, засухи и губительные эпидемии.
В научном сообществе России и Беларуси местечко известно благодаря уникальной (сохранилась в единственном списке) Барколабовской летописи, где с достоверностью, пером очевидца, описана жизнь края в середине XVI – начале XVII веков. Автор исторического документа – легендарный священнослужитель здешнего Свято-Вознесенского монастыря Федор Филиппович. Летопись начинается со сведений о сейме 1545 года в Бресте, построении в Барколабово замка в 1564 году… Об основании здесь женского монастыря в 1623-м, на который пожертвовали деньги не только владельцы села, но и жители соседних деревень Сутоки и Махово… Описан захват Полоцка Иваном Грозным. А еще летописец рассказывает, как пронеслось над Могилевщиной лихолетье – грабежи и массовые убийства крестьян казаками Семена Наливайко. Однако тогда, в страшном для востока Беларуси 1595 году, Барколабово не пострадало.
На чистом, литературном белорусском языке того времени Федор Филиппович представляет быт, нравы и обычаи местных жителей, историю Орши, Минска и других городов Белой Руси. Ценнейший научный документ!
Впоследствии стороной прошли мимо Барколабово многочисленные захватчики, вторгавшиеся в разные века на белорусскую землю: польские интервенты, орды Наполеона, немецко-фашистские войска… Все они по тем или иным причинам миновали Барколабово, не ступала сюда нога непрошенного гостя.
Всего двенадцать лет с момента поселения на здешних землях творил добрые дела Баркулаб Корсак, а когда отошел он в мир иной, плач был великий по окрестным селам и деревням. Родина потеряла преданного Богу и людям, самоотверженного человека.
Впоследствии Барколабово было продано прославленному в Белой Руси роду князей Полубинских, а в XVII веке село перешло к великой белорусской династии – Сапегам.
Но наибольшую славу селу Барколабову принесло то, что по его имени названа одна из наиболее прославленных реликвий белорусской земли – Барколабовская икона Божией Матери. Этот образ в первозданном виде сохранился до наших дней и пребывает в Барколабовском Вознесенском женском монастыре. Стало традицией устраивать под праздник иконы крестный ход из Могилева в Барколабово (40 километров). Особенно многочисленным был крестный ход два года назад, 23-24 июля 2014-го, когда праздновалось 450-летие со времени основания села и 355 лет со дня появления образа в монастыре.
Вознесенский монастырь в XIX веке
БЕСЦЕННЫЙ ДАР КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО
Как же случилось, что бесценный образ Пресвятой Богородицы очутился в Барколабово? Судя по всему, дар этот был получен здешними жителями по заслугам. К середине XVII века село и Барколабовский Свято-Вознесенский монастырь превратились в торговый, культурный, религиозный и даже научный центр Восточной Беларуси. Судите сами: здесь на 500 с небольшим жителей (а столько их проживает в селе и поныне) приходилось две церкви и монастырь, две школы – одна базилианская, католическая, другая – церковно-приходская православная. Была еще школа для девочек, что являлось в то время большой редкостью.
Три с половиной века назад Барколабово процветало: две мельницы, медеплавильный завод, пивоварня. Таких стремительно богатевших сел в то время можно было сосчитать по пальцам – не только в Белой, но и в Московской Руси.
Поэтому, конечно же, вряд ли можно считать случайным тот исторический факт, что в 1659 году князь Семен Пожарский (родственник прославленного Дмитрия Пожарского, возглавившего в 1612 году народное ополчение против захвативших Москву поляков) решил подарить драгоценную икону именно Барколабовскому монастырю. Не случайно и то, что князь остановился на кратковременный отдых в этом богатом, поистине цивилизованном месте, когда ехал на войну против мятежников украинского гетмана Ивана Выговского, заключившего военный союз с крымским ханом. До этого князь немало послужил Отечеству в борьбе с крымско-татарскими отрядами, опустошавшими юг России, в войнах против шведов, вторгавшихся на Русь с севера.
Московский князь Семен Пожарский
Предание гласит, что в обозе Семена Пожарского находилась чтимая им икона Божией Матери. И вот, когда кавалькада поравнялась со стенами Свято-Вознесенского монастыря, лошади, везущие чудотворный образ, заупрямились, упали на колени и никак не хотели идти дальше. Пожарский понял, что икона желает навсегда остаться в этой обители, на этом клочке святой земли.
Не правда ли, история появления в Барколабово великой святыни напоминает легенду о том, как Андрей Боголюбский вез особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы из Киева во Владимиро-Суздальские земли? Напомним: тогда, в XII веке, за несколько верст от Владимира лошади тоже встали, и князь Андрей повелел строить здесь храм для иконы, основать поселение под названием Боголюбово. А образ Пречистой Девы прославился впоследствии как Владимирская икона Божией Матери.
Икона, которую вез на войну с мятежниками Семен Пожарский, с 1659 года стала именоваться Барколабовской – по названию монастыря, куда отдал ее князь-воевода. В том же году Пожарский попал в плен к крымским татарам и был казнен.
ШЕДЕВР БЕЛОРУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Что же представляет собой Барколабовский образ с точки зрения церковного искусства? Здесь много символичных моментов. Начать с того, что, по иконографии, это Одигитрия (в переводе с греческого – Путеводительница, недаром взял ее в дальний и опасный поход князь Семен Пожарский). Икона – один из величайших шедевров белорусской, а если точнее – слуцко-полесской школы иконописи. Согласно проведенным исследованиям, она написана темперными красками на хвойной доске размером 125 на 88,5 сантиметров (толщина – 3 сантиметра). Стиль письма близок к Иверской и Черниговской иконам Божией Матери.
Подобный извод (манера изображения) имел в своей основе многовековое почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери – белорусской святыни середины XII века. Такая иконография была распространена в центре и на юго-западе Беларуси как раз в XVI – XVII веках.
Божия Матерь изображена почти поколенно. Лик Пречистой Девы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Богомладенец Христос в белом хитоне благословляет верующих правой рукой, а в левой держит свиток.
Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом. В серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и святого мученика Лонгина-сотника – одного из римских воинов, видевших Воскресение Христово и впоследствии казненного за веру.
В 1882 году Вознесенский монастырский храм сгорел, но икона (а также иконостас и утварь) не пострадали от пожара. В 1900 году после крестного хода с Барколабовской иконой прекратился падеж скота. С тех пор у крестьянок Могилевщины появился обычай – покупать в Свято-Вознесенском монастыре фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к чудотворному образу. Потом фигурки приносили домой. Считалось, что они защищают скотину от болезней.
Барколабовская икона так прославилась в Беларуси, что с нее стали делать списки (копии). Они были во всех храмах близлежащих сел и городов. До наших дней дошло несколько списков: в иконостасе церкви Святой Троицы города Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Никольском соборе одноименного монастыря в Могилеве. На иконе Никольского монастыря можно прочитать старинную стихотворную надпись: «В Баркалабове стоитъ Богомати, тамо источаетъ реки благодати, сей другий образъ как на месте зрети, прибегайте къ ней отцы и дети, тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ, съ верою молясь за все то дознаютъ».
В церкви святого Онуфрия того же Никольского монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, чудесно обретенный в 1992 году. Перед этой иконой теплятся три неугачимые лампады и ежедневно совершается молебен.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЮ ОБИТЕЛЬ
Долгие годы Барколабовская икона незримо покровительствует Быховскому краю и всей Могилевщине, всей Беларуси. Многими чудесами прославился этот образ в течение долгих веков. Поклоняться ей притекали не только православные, но и униаты, а также – католики.
Но вот к власти пришли большевики. Монахини Свято-Вознесенского монастыря стали раздавать иконы местным благочестивым жителям, чтобы спасти их от поругания и уничтожения. Была спрятана и сохранена также и Барколабовская икона. В 1920 году монастырь был закрыт, инокини в буквальном смысле пошли по миру.
Немецко-фашистское нашествие совсем не затронуло Барколабово, несмотря на то, что в Могилеве и Быхове шли тяжелые бои. Местные жители вспоминали, что в Барколабово тоже падали бомбы на огороды, но почему-то не взрывались.
Свято-Вознесенский женский Барколабовский монастырь
Перенесение святыни из Быхова в Барколабово стало очень волнующим событием для православных христиан края. Ведь Барколабовская икона – единственный чудотворный образ в Могилевской области, который сохранился в подлиннике, пройдя через столетия, войны и революции в первозданном виде.