икона святого иуды фаддея
Житие святого апостола Иуды Иаковлева (Фаддея)
Иуда Леввей, Фаддей, Варсава… Даже удивительное его имя вызывает череду споров. Он совокупен, хвалящий, сердечный, после раскаяния встал в ряд верующих в Мессию и всем сердцем возлюбил Его. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя христиане старались не произносить вслух и вообще не употреблять в лексиконе.
А ведь святой апостол Иуда Иаковлев был верен Творцу до конца своих дней, до успения в мученической смерти. Но о жизни великого святителя до наших дней дошло совсем немного информации.
Житие святого Иуды
Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) — апостол от двенадцати, брат (по отцу) Иисуса Христа.
Родился он в галилейском Назарете и был одним из сыновей Иосифа Обручника от его первого брака. Позже Иосифу была обручена в супруги Пренепорочная Дева Мария, которая непорочным зачатием произвела на Свет Божий Спасителя Неба и Земли Иисуса Христа. В бессеменное зачатие трудно поверить, но у Бога свои законы. Что невозможно дня нас, то возможно для Него.
Иуда Фаддей часто именуется как Иуда Иаковлев, он есть родной брат Иакова Праведного — святого апостола, предстоятеля Иерусалимской Церкви. Так наречен он был исключительно по своей воле, потому что считал себя недостойным считаться братом Господним, ведь ранее он согрешил пред Ним маловерием, усомнившись в Божественной сущности Христа.
Еще об апостольском служении:
Служение Господу
Начало земного служения Господа знаменуется историей, произошедшей в Его семействе. Иосиф Обручник по возвращении из путешествия в Египет решил разделить между сыновьями свои земельные владения. Часть владений предназначалась и для Сына от второго брака Иисуса. Старшие отроки воспротивились отцовской воле, но старший из братьев Иаков разделил свою долю с братом, рожденным преестественно и нетленно от Девы Марии.
За совершенное благое дело Христос Спаситель назвал Иакова братом Господним. Немногим позже маловерный Иуда уверовал в Мессию и всем сердцем возлюбил Его, после чего был избран Спасителем как один из 12-ти Его учеников.
Но Иуда не мог забыть о своем совершенном прегрешении маловерия и не решился сам именовать себя, недостойного, братом Господним, поэтому назывался как Иуда Иаковлев.
Второе имя апостола — Фаддей. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя в общине святых апостолов старались не называть, поэтому Иаковлева стали называть Фаддей, что означает «хвалить». А именование Леввей было схоже по смыслу и значению имени Фаддей.
После Распятия Мессии и Его Вознесения, Иуда Иаковлев отправился по миру проповедовать Слово Божие и Святое Евангелие. Побывал он во многих странах: Самарии, Месопотамии, Галилее, Иудее, Сирии, Аравии.
Находясь в Персии, святой апостол написал Послание на греческом языке. Краткие его словеса сохранили множество глубоких истин. В Книге, состоящей всего лишь из одной главы, содержались догмы о Святой Троице, о различии Ангелов, о грядущем Пришествии Христа на землю и Страшном Суде.
Иуда убеждал верующих христиан:
Он пытался донести до рода человеческого, что одной веры в Бога недостаточно, важно следовать Его Заповедям и творить добрые дела.
Важно! Иуда активно обращал людей к вере Христовой, наставлял народы на истинный, спасительный путь. Великий апостол увещевал людей избавляться от гордыни, зависти, непослушания, коварных мыслей и поступков.
Он настоятельно рекомендовал соблюдать постоянство во всем:
Читайте о практике духовной жизни:
Он уверял, что для жизни вечной во Христе мало считать себя христианином. Важно творить добродетель!
Окончание земного пути
В великих трудах он достиг Арарата, отвратив множество языческого люда от идолопоклонства. Благодаря его усилиям они стали верующими православными христианами. Но местные жрецы ополчились против апостола. Палачи схватили его и предали жестоким мучениям, после чего распяли на кресте, а тело пронзили острыми стрелами.
Мученическая казнь Иуды Фаддея состоялась в Армении около 80 года в граде Арарате.
Мощи Святого
Мощи Христова святителя покоятся в храме Александра Невского в Княжьем озере, другая же их часть пребывает в Ватиканском соборе Святого Петра.
Предполагаемое место захоронения Иуды Иаковлева расположено в горах на северо-западной стороне Ирана на территории ныне не действующего монастыря. Но один раз в году в обители совершается служение, на которое стекается множество паломников со всего Ирана.
Память святого апостола от 12-ти Иуды Фаддея Православная Церковь совершает 19 июня и 30 июня. Последняя дата совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов.
Среди апостолов было два Иуды. Что стало со вторым?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Всем известен Иуда Искариот, один из двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа, ставший предателем и окончивший свою жизнь трагически. Но среди апостолов был и еще один Иуда. Что мы знаем о нем?
Откуда мы знаем о «втором» Иуде?
Прежде всего — из Евангелия. Правда, Иудой этот апостол именуется только в двух евангельских рассказах — от Луки и от Иоанна. В первом он упоминается как Иуда Иаковлев (Лк 6:16), во втором — как «Иуда не Искариот» (в отличие от предателя; Ин 14:22). Евангелисты Марк и Матфей о «втором» Иуде ничего не сообщают, зато упоминают среди двенадцати апостолов Фаддея (Мк 3:18) или «Леввея, называемого Фаддеем» (Мф 10:3), — о котором, наоборот, ничего не говорят Лука и Иоанн. Поскольку в остальном списки апостолов в синоптических Синоптическими (от греч. συνὄψις — совместное описание) называют Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, в повествованиях которых имеется особенно много общего, отличающего их от написанного позже Евангелия от Иоанна. Евангелиях совпадают, то уже в ранней Церкви родилось предположение, что эти три имени — Иуда Иаковлев, Леввей и Фаддей — носил один и тот же ученик. В этом был убежден, например, древний христианский учитель Ориген (ⱡ около 254); так же считал авторитетнейший богослов и толкователь Евангелия ранней Церкви святитель Афанасий Великий (ⱡ 373).
В Иудее двухтысячелетней давности человеку нередко случалось иметь несколько имен: вспомним хотя бы апостола Петра (в еврейском оригинале это греческое имя звучит как Кифа), которого первоначально звали Симон. А имена Фаддей и Леввей — еще и близкие по значению. Имя Фаддей происходит от арамейского תדי («тадай»), а Леввей — от еврейского lēb; и то, и другое значит «сердце». Не исключено, что это были прозвища апостола — «смелый, храбрый, мужественный».
Кем был Иуда Иаковлев, он же Леввей Фаддей?
Церковное Предание с давних пор считает, что он был одним из «братьев Господних по плоти». Так принято называть детей от первого брака праведного Иосифа, названого отца Иисуса Христа, обрученного с Девой Марией. Либо — согласно другой версии — его племянников, которых Иосиф усыновил. Имена этих «братьев» Иисуса мы знаем благодаря евангелистам Марку и Матфею: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. А Евангелие от Иоанна сообщает нам, что поначалу братья не веровали в Него как в Сына Божия (Ин 7:5). Со временем, однако, Иуда уверовал и вошел в ближайший круг апостолов: одним из первых эту догадку высказал блаженный Иероним Стридонский (ⱡ около 420), много лет проживший в Палестине и скрупулезно изучивший еврейский текст Библии и местные предания. А другой «брат Господень» по плоти — Иаков после Вознесения Спасителя даже возглавил христианскую общину Иерусалима.
В XIX-XX веках предположение о том, что апостол Иуда Иаковлев был «братом Господним», пытались оспаривать. Некоторые западные исследователи обращали внимание, что в Евангелии «братья Господни» всюду упоминаются наряду с апостолами, но никогда — в их числе. Многие полагали, что замечание Иоанна Богослова о братьях, которые не веровали в Него, относилось ко всему времени земной жизни Господа. Еще писали, что прозвание «Иаковлев» в соответствии с традицией должно было указывать скорее на отца Иуды, чем на его брата. Впрочем, этот аргумент не самый сильный, учитывая, что в Соборном послании святого апостола Иуды он сам представляется именно как брат Иакова (Иуд 1:1).
Так или иначе, но Церковь приняла мнение блаженного Иеронима как вполне обоснованное, и с тех пор церковное Предание уверенно называет апостола Иуду «братом Господним».
Что говорится о «втором» Иуде в самом Священном Писании?
Очень мало. В синоптических Евангелиях он просто упоминается в числе двенадцати ближайших учеников Господа. А в Евангелии от Иоанна мы видим «Иуду не Искариота» среди апостолов, беседующих со Христом уже после Тайной Вечери. Иуда спрашивает у Спасителя, что Тот имел в виду, сказав, что вскоре ученики увидят Его снова, а мир уже не увидит. И слышит в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22,23).
Апостол Иуда упоминается и еще в одной новозаветной книге — Деяниях святых апостолов: там говорится об Иуде, «прозываемом Варсавою», которого апостолы направили проповедовать в Антиохию (Деян 15:22). Во второй половине XIX — начале ХХ века многие склонялись к мысли, что это тот же самый «второй» Иуда. Но с тех пор мнение большинства комментаторов переменилось: теперь считается, что Иуда Варсава входил в число апостолов «от семидесяти», призванных Христом позже.
Но ведь есть еще и Соборное послание апостола Иуды?
Да, это одна из книг Нового Завета, и ее автор, с точки зрения Церкви, — как раз Иуда — «брат Господень», тот самый апостол из числа двенадцати.
Правда, сам автор этого послания именует себя скромно: раб Иисуса Христа, брат Иакова Очевидно, имеется в виду Иаков — один из сыновей Иосифа Обручника и первый епископ Иерусалимской апостольской общины. — Прим. ред. (Иуд 1:1). Толкователи объясняют, что Иуда считал себя недостойным называться братом Господним, поскольку еще в юности, при дележе отцовской земли, отказался поделиться своим участком с Иисусом. История об этом сохранилась в византийском житии «брата Господня» Иакова, который, по преданию, единственный из сыновей Иосифа взял Спасителя в долю при разделе наследства.
Центральная тема Послания апостола Иуды — предостережение не слушать лжеучителей, которые проникли в христианскую общину уже через считанные десятилетия после Вознесения Иисуса Христа. Назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, — призывает христиан автор послания (Иуд 1:20).
Послание Иуды заметно перекликается с другой новозаветной книгой, Вторым посланием апостола Петра — вплоть до отдельных слов и выражений. Разные библеисты по-разному объясняют это сходство: есть, например, точка зрения, что авторы обеих книг использовали какой-то общий источник, а некоторые считают, что одно из посланий частично пересказывает другое. В любом случае, тот факт, что автором Послания Иуды был апостол и «брат Господень» Иуда, серьезные исследователи под сомнение, как правило, не ставят.
Что еще мы знаем об Иуде?
Наверняка — почти ничего. Сведения, сохранившиеся об этом апостоле, к сожалению, очень разрозненны и часто противоречат друг другу.
Например, такой авторитетный литературный памятник древней Церкви, как « Апостольские постановления Датируются концом IV века. Так что если эти постановления и восходят к апостолам, то записаны явно не ими самими. », называет «брата Господня» Иуду третьим епископом Иерусалима: он возглавлял общину учеников Иисуса Христа после Иакова и Симеона. О епископстве Иуды говорится и в одном из «апостольских списков», созданном в V-VI веках: он возглавлял иерусалимскую Церковь семь лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей — Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно».
Но не менее авторитетный историк Церкви Евсевий Кесарийский (IV век) называл третьим Иерусалимским епископом не Иуду, а Иуста — возможно, того самого, который едва не был избран на место отпавшего Иуды Искариота (жребий пал в итоге на Матфия; Деян 1:23-26). Да и местом кончины апостола Иуды его византийское житие называет вовсе не Иерусалим, а Армению.
Это «официальное» житие принято и Русской Православной Церковью. Именно оно напечатано в июньской Минее Минеи — комплект богослужебных книг на каждый месяц года с текстами служб святым, праздники которых отмечаются в дни соответствующего месяца. после текста службы на день его памяти (19 июня, по новому стилю — 2 июля). Но составлено это житие было сравнительно поздно, в средние века, и достоверность его часто ставят под сомнение. Не исключено, что оно соединяет сведения о разных апостолах — в том числе о Симоне Зилоте (одном из двенадцати ближайших учеников) и Фаддее «от семидесяти».
Скончался Иуда, согласно житию, в Армении около 80 года. Он пришел ко двору армянского царя Санатрука, который был в родстве с Авгарем, и обратил в христианство царевну Сандухт и некоторых других его приближенных, за что и был казнен — распят на кресте и пронзен стрелами. Византийское житие называет местом казни апостола город Арад, армянские источники — Шаваршан, некоторые сирийские — Берит. А Предание Западной Церкви утверждает, что апостол Иуда вообще окончил дни в Персии.
Интересно, что, по сведениям Евсевия Кесарийского, дело апостола Иуды продолжили его внуки. Они исповедали веру во Христа перед римским императором Домицианом (81-96) — и, возможно, тоже пострадали: ведь последние годы правления Домициана омрачились гонениями на христиан.
Мощи апостола Иуды вот уже много веков покоятся в соборе святого Петра в Риме.
Житие святого апостола Иуды Фаддея, иконы и молитвы покровителю отчаявшихся
В Евангелии от Иоанна упоминается Иуда — не Искариот. На Тайной Вечере он спросил Иисуса, почему Он являет Себя им, а не миру. Иуда по прозвищу Фаддей — один из двенадцати апостолов, после Вознесения Христа проповедовал в землях Иордании, странах Аравийского полуострова и мученически окончил свои дни. Часть его мощей находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Святого Иуду считают покровителем отчаявшихся. Его происхождение и личность — тема нескончаемых споров.
История святого Иуды, впоследствии Фаддея
Упоминания в разных жизнеописаниях Христа указывают на присутствие в его окружении еще одного ученика по имени Иуда, которого следует отличать от Искариота. Марк и Матфей называют апостола Леввей или Фаддей. Он был одним из родных сыновей Иосифа Обручника от первой жены и приходился Иисусу сводным братом.
Происхождение
В средневековье не сомневались в родстве Иуды Фаддея и Христа. Современные исследователи Библии полагают, что это разные личности. Но в своем Послании апостол называет своим братом Иакова. Он считал, что не достоин называться братом Господа. Упомянутый Иудой Иаков — также родной сын Иосифа, предположительно настоятель церкви в Иерусалиме, известный как Иаков Праведный.
По легенде, родные сыновья Иосифа не видели в Иисусе Божественного начала и не хотели, чтобы отец завещал ему часть имущества. Только Иаков признал родство с Иисусом и готов был разделить со сводным братом завещанную землю.
После этого случилось душевное прозрение Иуды Фаддея. Он поверил, что Иисус — Мессия, Сын Божий, следовал за ним в странствиях и вошел в круг апостолов. Став учеником Христа, Фаддей раскаялся в неверии и жадности и не смел называться Его братом.
Миссионерство
Святой Иуда получил прозвище после предательства Искариота, на имя которого наложили негласное табу в среде последователей Христа. Имя Леввей по смыслу тождественно Фаддею, что означает «хвалить», поэтому в Евангелиях встречаются оба прозвания.
После Вознесения Спасителя святой Иуда нес Слово Божье по миру. Сначала он отправился в родную Галилею, а затем обошел земли иудейские, идумейские и самарские. Во время путешествия по Персии Фаддей составил Послание для всех верующих, с наставлениями к праведной жизни, подкреплению веры соблюдением заповедей и добрыми поступками.
Значение в православии
Святой Иуда Фаддей передал в своем Послании моральные установки, которые важно узнать и осмыслить православным христианам и священнослужителям. Чтобы достигнуть Царствия Божьего, нужно стремиться к душевной чистоте, не предавать веру. Также следует избегать еретических учений и лжеучителей, отвергающих единого Бога и перевирающих Его законы в угоду своей распущенности.
Апостол предостерегает от осквернения плоти и отрицания любой вышестоящей власти. Он призывает помнить о Содоме и Гоморре и отрекшихся от Бога ангелов, влачащих существование во мраке в ожидании Судного Дня. Святой говорит в Послании о тех, кто ропщет на все, потакает своим похотям и похваляется этим. Также Фаддей напоминает о предсказанном апостолами распространении «ругателей», преследующих корыстные цели.
Святой Иуда призывает верующих хранить в себе любовь, смирение и страх Божий. Он учит проявлять к грешникам милосердие «с рассмотрением»: спасать и обличать страхом, гнушаясь даже оскверненной одежды.
Наставления апостола Фаддея сохранили актуальность через много веков. Святой Иуда — пример самоотверженной преданности вере и противостояния темной животной природе человека, которую олицетворяют идолопоклонничество, жестокие и распущенные нравы правителей-язычников. Не родством, а верностью заслужил он право называться преданным другом и учеником Христа.
Почитание
В православии апостола Иуду Фаддея прославляют 19 июня (2 июля). Католический день памяти — 28 октября.
Святого Иуду почитают в восточных и западных странах. Частица мощей апостола — одна из главных реликвий Эчмиадзинского монастыря, оплота Армянской Апостольской церкви. Часть останков армяне передали американским католикам — в Чикаго хранится частица предплечья святого.
Украинская католическая церковь также почитает апостола Фаддея. Его частица досталась львовской церкви Святого Георгия, а также греко-католическому храму Андрея Первозванного и православному Свято-Ильинскому монастырю в Одессе.
В честь апостола освящена церковь в Иордании. До 1934-го года в Баку действовал Кафедральный Собор Святых Фаддея и Варфоломея, впоследствии разрушенный. В Иране находится монастырь имени апостола. Обитель покинута, но в день памяти святого Иуды в главном храме собираются паломники, и проходит праздничная служба.
Святого увековечили в западной культуре. Покровителю отчаявшихся посвящена картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей». Художник эпохи испанского Ренессанса изобразил святого с алебардой в руках. В Праге установлен памятник Фаддею, апостолу и преданному другу Христа.
Иконография
Описание Иуды Фаддея отличается в греческих и русских иконописных подлинниках. По греческой традиции, святого полагалось изображать молодым и безбородым. В русских руководствах по иконописи 18-го века в описании внешности апостола упоминается борода с проседью, темно-красная риза, голубая исподняя рубашка, омофор. Иуда держал свиток обеими руками или только правой, а левой — книгу.
На древних росписях и рельефах святого изображали среди двенадцати апостолов, но без особых примет. Он облачен в белую тунику и плащ или одет по-гречески в хитон и гиматию, как и другие апостолы.
На монастырских фресках, изображающих сцены из Нового Завета, Иуда Фаддей отмечен инициалами. Наиболее известные изображения апостола:
На некоторых церковных росписях живописцы запечатлели святого распятым или повешенным на дереве.
Изображения Иуды Фаддея встречаются на страницах греческих миней и рукописей рядом с датой памяти апостола. На рисунках он держит свиток в левой руке и благословляет правой. В русских минейных книгах апостола изображали темноволосым, с короткой бородой, одетым в зеленый хитон и красный плащ, с омофором.
О чем просят покровителя отчаявшихся
Святой Иуда Фаддей — помощник в безнадежных делах. Апостол также считается покровителем армян.
Молитва апостолу помогает разрешить следующие ситуации:
К святому обращаются с простой молитвой или особой. Особую молитву читают в течение девяти дней и называют «девятницей».
Текст молитвы
Простая
Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:
Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!
Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!
Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христом Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и уважать тебя как моего особого опекуна. Славить буду Бога за милости, полученные через твое посредничество. Славлю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
Девятница
Помоги мне, грешному, выйти из моей затруднения, отврати беду от меня, а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебя праведной жизнью и буду поминать имя Твое в молитвах. Славлю Тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно во веки веков. Аминь.
Апостол Иу ́ да Иаковлев (Левве ́ й, Фадде ́ й), брат Господень
Дни памяти
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
Житие
Житие апостола Иуды Иаковлева, брата Господня
Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин.7,5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.
Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф.10,3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк.3,18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян.15,22). В то время это было в обычае.
По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.
Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.
Богослужения
Молитвы
Чистоту́ душе́вную и житие́ непоро́чно стяжа́в,/ Пречи́стаго Све́та, нам прибли́жшагося, быв по пло́ти брат и учени́к,/ благоче́стия пропове́дник и язы́ком учи́тель и́стинный,/ Иу́до всехва́льне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Чистоту душевную и непорочное житие приобретя, Пречистого Света, приблизившегося к нам, ты был по плоти брат и ученик, благочестия проповедник и язычникам истинный учитель, прославляемый всеми Иуда, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе,/ с сим нам про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.
Перевод: Ты был собеседником апостолу Павлу, вместе с ним возвещая нам проповедь Божественной благодати, объясняющий тайны Божии блаженный Иуда. Поэтому взываем к тебе: «Не переставай молиться обо всех нас».
Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.
Перевод: Будучи избран за твердость духа, ты стал учеником Христовым и неразрушимой крепостью Церкви Христовой, язычникам ты проповедал слово Христово, говоря им веровать в Единого Бога, от Него же ты прославился, принял дар исцелений, излечивать болезни приходящих к тебе, апостол Иуда всеми прославляемый.
Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.
Перевод: Зная тебя как родственника Христа и твердого мученика, о Иуда, церковными песнопениями прославляем, победившего заблуждения и сохранившего веру. Потому сегодня всесвятую память твою празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.
Каноны и Акафисты
Канон святому апостолу Иуде, брату Господню
Пе́снь 1
Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Таи́нниче небе́сных, Иу́до всему́дре, учениче́ Спа́сов и о́бщниче и́стинныя жи́зни, язы́к мо́й подви́гни и сло́во упра́ви на пе́ние твое́, всеблаже́нне.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Влеки́й Спа́сов яре́м, апо́столе, и бразду́ секи́й, и обновля́я благода́тию, се́мя се́ял еси́ и мно́г пло́д прине́сл еси́ Призва́вшему, пресла́вне.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Сло́ва вопло́щшагося обре́т Учи́теля и Сего́, богови́дче, луча́ми просвеща́емь, бы́л еси́ све́т вторы́й, Пе́рваго сия́ньми сообразу́яся, досточу́дне.
Богородичен: Ве́ра да пове́дуется то́кмо, а не сказа́ние, е́же па́че ума́ чуде́с, Богороди́тельнице Пречи́стая, Непостижи́маго Бо́га Сло́ва родила́ еси́, оболче́на в челове́чество.
Пе́снь 3
Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Взя́тся учени́к Христо́вых благоле́пие превы́ше вся́каго вели́чества: си́и бо бы́ша Ему́ дру́зи же и сво́йственнии, и сро́дницы, и сосне́дницы, и та́ин сказа́тели.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Иу́до, бра́тия твоя́ тя́ похваля́ют, бра́та я́вльшася и непщу́ема я́вльшагося пло́тию Сло́ва Преве́чнаго, от Присносу́щнаго возсия́вшаго, от нерожде́на Роди́теля.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Умертви́в на земли́ твоя́ у́ды, пожи́л еси́ с жи́знию все́х Христа́, пребога́те, и живоно́сныя жи́зни все́й вселе́нней провозве́стник ты́ бы́л еси́, глаго́лы живо́тныя пропове́дая.
Богородичен: Се́ Ты́ па́че все́х, Чи́стая, ублажи́лася еси́, превозшла́ еси́ все́х свя́тостию, все́х превознесла́ся еси́ и все́х яви́лася вы́шши небе́сных си́л, Ма́ти Бо́жия бы́вши.
Конда́к, гла́с 2
Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе, с си́м на́м про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти, тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: не преста́й моля́ся о все́х на́с.
Седа́лен, гла́с 8
Ро́ждшагося Влады́ки и бра́та бы́вша все́м избра́нным, Иу́до блаже́нне, бра́т бы́л еси́ и от Него́ апо́стол во вся́ концы́ посла́лся еси́, прему́дре, сло́во ве́ры все́м всева́я и просвеща́я во тме́ неве́дения рабо́тающия лука́вому мироде́ржцу. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен: Яко Всенепоро́чная Неве́сто Творцу́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителю, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище и бесо́м игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, Светоно́сная, Нетле́нная, отжени́ о́блак страсте́й и Вы́шняго прича́стия сподо́би и Све́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 4
Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Вели́кий Спа́сов апо́стол явле́ния Ду́ха сподо́блен и возлю́блен бы́сть, зре́ния Его́ зарю́ и добро́ту ви́дев.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Благода́ти сы́й испо́лнен и даро́в, от Бо́га пода́нных, апо́столе, на спаси́тельное приста́нище тя́ песносло́вящия наставля́й.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Си́лою непобеди́мою Ду́ха Пресвята́го огражда́емь, служи́телю неизрече́нных, лука́вствия отгоня́еши ду́хи сло́вом благода́ти.
Богородичен: Несказа́нно заче́нши, Всенепоро́чная, Творца́ Твоего́ и Бо́га, моли́ спасти́ ны от бе́д и душе́вное спасе́ние пода́ти пою́щим Тя́, Влады́чице.
Пе́снь 5
Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Зако́на оста́вль се́ни, и́стины о́браз све́тло пропове́дал еси́, са́мую и́стину стяжа́в наста́вника.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Сло́ва повеле́ние исполня́я, апо́столе, язы́ки вся́, уче́нии твои́ми науча́я, обте́кл еси́, и си́х крестя́ Тро́ическим призыва́нием.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
До́ждь небе́сный, я́ко роса́ свы́ше, боже́ственное веща́ние твое́, богопропове́дниче, мглу́ разори́ многобо́жия еди́наго Бо́га пропове́данием.
Богородичен: Умертви́ стра́сти моя́, Богороди́тельнице, и ду́шу мою́, умерщвле́нную грехо́вными сластьми́, возста́ви, Ма́ти и́стиннаго Воскресе́ния.
Пе́снь 6
Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Виде́ния уче́нием, жития́ дея́ньми све́тло, Христо́в апо́столе, сия́я, су́щия во глубине́ неве́дения просвети́л еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Посыла́еши все́м челове́ком све́тлое и уче́ния Ду́ха испо́лнено посла́ние, священноявле́нне пречу́дне.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Богови́дец веща́ет небе́сная, я́коже слове́сную не́кую Бо́жию сла́ву пове́дая на́с ра́ди пло́тию Явльшагося и чудесы́.
Богородичен: Пресвята́я Влады́чице Богома́ти, изба́ви мя́ тли́ и страсте́й смуще́ние утоли́, я́же исто́чник безстра́стия ро́ждшая.
Конда́к, гла́с 2
Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты́ яви́лся еси́ и сто́лп необори́мь Це́ркве Христо́вы, язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во, ве́ровати, глаго́ля, во Еди́но Божество́; от Него́же просла́вився, прия́л еси́ да́р исцеле́ний, цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́, апо́столе Иу́до всехва́льне.
Истиннаго благоче́стия пропове́дника и держа́внаго и́стины побо́рника досто́йно восхва́лим, я́ко подо́бника Христу́ и свиде́теля: стра́сти бо Его́ на те́ле му́жески прия́т, я́ко учени́к Словесе́ и апо́стол, Иу́до всехва́льный.
Пе́снь 7
Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Богови́дна ссу́щием Божества́ бы́вша, вси́ Иу́ду воспое́м, согла́сно пою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Духодви́жимый и богодухнове́нный язы́к тво́й ми́р обрати́ Христо́вым пропове́данием, Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Дае́т тебе́ небе́сное насле́дие Госпо́дь и престо́л пресве́тел, на не́мже почива́я, боже́ственне пое́ши: Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: Усты́ и ра́зумом Тя́ Богоро́дицу Влады́чицу пропове́дуем, веселя́щеся: Бо́га бо родила́ еси́, Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8
Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Бога́тство язы́к и царе́й по́честь, благозва́ние восприя́л еси́, вопия́, апо́столе: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Всю́ зарю́ Уте́шителеву, блаже́нне, прия́л еси́ соше́дшую, зовы́й, сла́вне: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Ве́щи тле́нныя возненави́дев, небе́сных сла́ву произво́лил еси́, пребыва́ющую ве́дый, апо́столе, те́мже вопия́л еси́: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богородичен: Прииди́те, добро́ту Иа́ковлю воспои́м, Мари́ю Пречи́стую, согла́сно пою́ще: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Облиста́вся, сла́вне, светоли́тий Ду́ха заре́ю, чуде́с блиста́ния па́че естества́ все́м испуща́еши, я́ко учени́к Емману́илев, Его́же велича́юще, тя́, богови́дче, ублажа́ем.
Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.
Со Ангельскими чи́нми предстоя́ще, богови́днии самови́дцы и зри́тели Единоро́днаго, пло́тию обнища́вшаго на́с ра́ди, Сего́ приле́жно ны́не моли́те спасти́ ду́ши на́ша.
Богородичен: Яко ро́ждши, Пречи́стая, тва́ри Соде́теля, по всему́ Роди́теля но́сиши нача́ло, несравни́тельно име́я прия́тие и превознесе́нно. Те́мже Рождеству́ Твоему́ покланя́ющеся, Тя́ прославля́ем.
Свети́лен
Тече́ние кра́сных твои́х но́г, Иу́до апо́столе, возврати́в к ше́ствию небе́сному, возше́л еси́, ра́дуяся, и, Тро́ице предста́в, во Отце́ ви́диши Сы́на и Ду́ха Боже́ственнаго. Сего́ ра́ди ве́рою пресвяще́нную твою́ и боже́ственную пра́зднуем па́мять.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен: Стра́шнаго испыта́ния воспомина́ю ча́с, мно́жество зо́л де́л мои́х ужаса́ет и устраша́ет мя́, но уще́дри, Пречи́стая, те́плою Твое́ю моли́твою и да́ждь ми́ спасе́ние: ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.