икона святого иуды фаддея

Житие святого апостола Иуды Иаковлева (Фаддея)

Иуда Леввей, Фаддей, Варсава… Даже удивительное его имя вызывает череду споров. Он совокупен, хвалящий, сердечный, после раскаяния встал в ряд верующих в Мессию и всем сердцем возлюбил Его. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя христиане старались не произносить вслух и вообще не употреблять в лексиконе.

А ведь святой апостол Иуда Иаковлев был верен Творцу до конца своих дней, до успения в мученической смерти. Но о жизни великого святителя до наших дней дошло совсем немного информации.

Житие святого Иуды

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) — апостол от двенадцати, брат (по отцу) Иисуса Христа.

Родился он в галилейском Назарете и был одним из сыновей Иосифа Обручника от его первого брака. Позже Иосифу была обручена в супруги Пренепорочная Дева Мария, которая непорочным зачатием произвела на Свет Божий Спасителя Неба и Земли Иисуса Христа. В бессеменное зачатие трудно поверить, но у Бога свои законы. Что невозможно дня нас, то возможно для Него.

Иуда Фаддей часто именуется как Иуда Иаковлев, он есть родной брат Иакова Праведного — святого апостола, предстоятеля Иерусалимской Церкви. Так наречен он был исключительно по своей воле, потому что считал себя недостойным считаться братом Господним, ведь ранее он согрешил пред Ним маловерием, усомнившись в Божественной сущности Христа.

Еще об апостольском служении:

Служение Господу

Начало земного служения Господа знаменуется историей, произошедшей в Его семействе. Иосиф Обручник по возвращении из путешествия в Египет решил разделить между сыновьями свои земельные владения. Часть владений предназначалась и для Сына от второго брака Иисуса. Старшие отроки воспротивились отцовской воле, но старший из братьев Иаков разделил свою долю с братом, рожденным преестественно и нетленно от Девы Марии.

За совершенное благое дело Христос Спаситель назвал Иакова братом Господним. Немногим позже маловерный Иуда уверовал в Мессию и всем сердцем возлюбил Его, после чего был избран Спасителем как один из 12-ти Его учеников.

Но Иуда не мог забыть о своем совершенном прегрешении маловерия и не решился сам именовать себя, недостойного, братом Господним, поэтому назывался как Иуда Иаковлев.

Второе имя апостола — Фаддей. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя в общине святых апостолов старались не называть, поэтому Иаковлева стали называть Фаддей, что означает «хвалить». А именование Леввей было схоже по смыслу и значению имени Фаддей.

После Распятия Мессии и Его Вознесения, Иуда Иаковлев отправился по миру проповедовать Слово Божие и Святое Евангелие. Побывал он во многих странах: Самарии, Месопотамии, Галилее, Иудее, Сирии, Аравии.

Находясь в Персии, святой апостол написал Послание на греческом языке. Краткие его словеса сохранили множество глубоких истин. В Книге, состоящей всего лишь из одной главы, содержались догмы о Святой Троице, о различии Ангелов, о грядущем Пришествии Христа на землю и Страшном Суде.

Иуда убеждал верующих христиан:

Он пытался донести до рода человеческого, что одной веры в Бога недостаточно, важно следовать Его Заповедям и творить добрые дела.

Важно! Иуда активно обращал людей к вере Христовой, наставлял народы на истинный, спасительный путь. Великий апостол увещевал людей избавляться от гордыни, зависти, непослушания, коварных мыслей и поступков.

Он настоятельно рекомендовал соблюдать постоянство во всем:

Читайте о практике духовной жизни:

Он уверял, что для жизни вечной во Христе мало считать себя христианином. Важно творить добродетель!

Окончание земного пути

В великих трудах он достиг Арарата, отвратив множество языческого люда от идолопоклонства. Благодаря его усилиям они стали верующими православными христианами. Но местные жрецы ополчились против апостола. Палачи схватили его и предали жестоким мучениям, после чего распяли на кресте, а тело пронзили острыми стрелами.

Мученическая казнь Иуды Фаддея состоялась в Армении около 80 года в граде Арарате.

Мощи Святого

Мощи Христова святителя покоятся в храме Александра Невского в Княжьем озере, другая же их часть пребывает в Ватиканском соборе Святого Петра.

Предполагаемое место захоронения Иуды Иаковлева расположено в горах на северо-западной стороне Ирана на территории ныне не действующего монастыря. Но один раз в году в обители совершается служение, на которое стекается множество паломников со всего Ирана.

Память святого апостола от 12-ти Иуды Фаддея Православная Церковь совершает 19 июня и 30 июня. Последняя дата совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов.

Источник

Среди апостолов было два Иуды. Что стало со вторым?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Всем известен Иуда Искариот, один из двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа, ставший предателем и окончивший свою жизнь трагически. Но среди апостолов был и еще один Иуда. Что мы знаем о нем?

Откуда мы знаем о «втором» Иуде?

Прежде всего — из Евангелия. Правда, Иудой этот апостол именуется только в двух евангельских рассказах — от Луки и от Иоанна. В первом он упоминается как Иуда Иаковлев (Лк 6:16), во втором — как «Иуда не Искариот» (в отличие от предателя; Ин 14:22). Евангелисты Марк и Матфей о «втором» Иуде ничего не сообщают, зато упоминают среди двенадцати апостолов Фаддея (Мк 3:18) или «Леввея, называемого Фаддеем» (Мф 10:3), — о котором, наоборот, ничего не говорят Лука и Иоанн. Поскольку в остальном списки апостолов в синоптических Синоптическими (от греч. συνὄψις — совместное описание) называют Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, в повествованиях которых имеется особенно много общего, отличающего их от написанного позже Евангелия от Иоанна. Евангелиях совпадают, то уже в ранней Церкви родилось предположение, что эти три имени — Иуда Иаковлев, Леввей и Фаддей — носил один и тот же ученик. В этом был убежден, например, древний христианский учитель Ориген (ⱡ около 254); так же считал авторитетнейший богослов и толкователь Евангелия ранней Церкви святитель Афанасий Великий (ⱡ 373).

В Иудее двухтысячелетней давности человеку нередко случалось иметь несколько имен: вспомним хотя бы апостола Петра (в еврейском оригинале это греческое имя звучит как Кифа), которого первоначально звали Симон. А имена Фаддей и Леввей — еще и близкие по значению. Имя Фаддей происходит от арамейского תדי («тадай»), а Леввей — от еврейского lēb; и то, и другое значит «сердце». Не исключено, что это были прозвища апостола — «смелый, храбрый, мужественный».

Кем был Иуда Иаковлев, он же Леввей Фаддей?

Церковное Предание с давних пор считает, что он был одним из «братьев Господних по плоти». Так принято называть детей от первого брака праведного Иосифа, названого отца Иисуса Христа, обрученного с Девой Марией. Либо — согласно другой версии — его племянников, которых Иосиф усыновил. Имена этих «братьев» Иисуса мы знаем благодаря евангелистам Марку и Матфею: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. А Евангелие от Иоанна сообщает нам, что поначалу братья не веровали в Него как в Сына Божия (Ин 7:5). Со временем, однако, Иуда уверовал и вошел в ближайший круг апостолов: одним из первых эту догадку высказал блаженный Иероним Стридонский (ⱡ около 420), много лет проживший в Палестине и скрупулезно изучивший еврейский текст Библии и местные предания. А другой «брат Господень» по плоти — Иаков после Вознесения Спасителя даже возглавил христианскую общину Иерусалима.

В XIX-XX веках предположение о том, что апостол Иуда Иаковлев был «братом Господним», пытались оспаривать. Некоторые западные исследователи обращали внимание, что в Евангелии «братья Господни» всюду упоминаются наряду с апостолами, но никогда — в их числе. Многие полагали, что замечание Иоанна Богослова о братьях, которые не веровали в Него, относилось ко всему времени земной жизни Господа. Еще писали, что прозвание «Иаковлев» в соответствии с традицией должно было указывать скорее на отца Иуды, чем на его брата. Впрочем, этот аргумент не самый сильный, учитывая, что в Соборном послании святого апостола Иуды он сам представляется именно как брат Иакова (Иуд 1:1).

Так или иначе, но Церковь приняла мнение блаженного Иеронима как вполне обоснованное, и с тех пор церковное Предание уверенно называет апостола Иуду «братом Господним».

Что говорится о «втором» Иуде в самом Священном Писании?

Очень мало. В синоптических Евангелиях он просто упоминается в числе двенадцати ближайших учеников Господа. А в Евангелии от Иоанна мы видим «Иуду не Искариота» среди апостолов, беседующих со Христом уже после Тайной Вечери. Иуда спрашивает у Спасителя, что Тот имел в виду, сказав, что вскоре ученики увидят Его снова, а мир уже не увидит. И слышит в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22,23).

Апостол Иуда упоминается и еще в одной новозаветной книге — Де­я­ни­ях свя­тых апо­сто­лов: там говорится об Иуде, «прозываемом Варсавою», которого апостолы направили проповедовать в Антиохию (Деян 15:22). Во второй половине XIX — начале ХХ века многие склонялись к мысли, что это тот же самый «второй» Иуда. Но с тех пор мнение большинства комментаторов переменилось: теперь считается, что Иуда Варсава входил в число апостолов «от семидесяти», призванных Христом позже.

Но ведь есть еще и Соборное послание апостола Иуды?

Да, это одна из книг Нового Завета, и ее автор, с точки зрения Церкви, — как раз Иуда — «брат Господень», тот самый апостол из числа двенадцати.

Правда, сам автор этого послания именует себя скромно: раб Иисуса Христа, брат Иакова Очевидно, имеется в виду Иаков — один из сыновей Иосифа Обручника и первый епископ Иерусалимской апостольской общины. — Прим. ред. (Иуд 1:1). Толкователи объясняют, что Иуда считал себя недостойным называться братом Господним, поскольку еще в юности, при дележе отцовской земли, отказался поделиться своим участком с Иисусом. История об этом сохранилась в византийском житии «брата Господня» Иакова, который, по преданию, единственный из сыновей Иосифа взял Спасителя в долю при разделе наследства.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Центральная тема Послания апостола Иуды — предостережение не слушать лжеучителей, которые проникли в христианскую общину уже через считанные десятилетия после Вознесения Иисуса Христа. Назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, — призывает христиан автор послания (Иуд 1:20).

Послание Иуды заметно перекликается с другой новозаветной книгой, Вторым посланием апостола Петра — вплоть до отдельных слов и выражений. Разные библеисты по-разному объясняют это сходство: есть, например, точка зрения, что авторы обеих книг использовали какой-то общий источник, а некоторые считают, что одно из посланий частично пересказывает другое. В любом случае, тот факт, что автором Послания Иуды был апостол и «брат Господень» Иуда, серьезные исследователи под сомнение, как правило, не ставят.

Что еще мы знаем об Иуде?

Наверняка — почти ничего. Сведения, сохранившиеся об этом апостоле, к сожалению, очень разрозненны и часто противоречат друг другу.

Например, такой авторитетный литературный памятник древней Церкви, как « Апостольские постановления Датируются концом IV века. Так что если эти постановления и восходят к апостолам, то записаны явно не ими самими. », называет «брата Господня» Иуду третьим епископом Иерусалима: он возглавлял общину учеников Иисуса Христа после Иакова и Симеона. О епископстве Иуды говорится и в одном из «апостольских списков», созданном в V-VI веках: он возглавлял иерусалимскую Церковь семь лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей — Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно».

Но не менее авторитетный историк Церкви Евсевий Кесарийский (IV век) называл третьим Иерусалимским епископом не Иуду, а Иуста — возможно, того самого, который едва не был избран на место отпавшего Иуды Искариота (жребий пал в итоге на Матфия; Деян 1:23-26). Да и местом кончины апостола Иуды его византийское житие называет вовсе не Иерусалим, а Армению.

Это «официальное» житие принято и Русской Православной Церковью. Именно оно напечатано в июньской Минее Минеи — комплект богослужебных книг на каждый месяц года с текстами служб святым, праздники которых отмечаются в дни соответствующего месяца. после текста службы на день его памяти (19 июня, по новому стилю — 2 июля). Но составлено это житие было сравнительно поздно, в средние века, и достоверность его часто ставят под сомнение. Не исключено, что оно соединяет сведения о разных апостолах — в том числе о Симоне Зилоте (одном из двенадцати ближайших учеников) и Фаддее «от семидесяти».

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Скончался Иуда, согласно житию, в Армении около 80 года. Он пришел ко двору армянского царя Санатрука, который был в родстве с Авгарем, и обратил в христианство царевну Сандухт и некоторых других его приближенных, за что и был казнен — распят на кресте и пронзен стрелами. Византийское житие называет местом казни апостола город Арад, армянские источники — Шаваршан, некоторые сирийские — Берит. А Предание Западной Церкви утверждает, что апостол Иуда вообще окончил дни в Персии.

Интересно, что, по сведениям Евсевия Кесарийского, дело апостола Иуды продолжили его внуки. Они исповедали веру во Христа перед римским императором Домицианом (81-96) — и, возможно, тоже пострадали: ведь последние годы правления Домициана омрачились гонениями на христиан.

Мощи апостола Иуды вот уже много веков покоятся в соборе святого Петра в Риме.

Источник

Житие святого апостола Иуды Фаддея, иконы и молитвы покровителю отчаявшихся

В Евангелии от Иоанна упоминается Иуда — не Искариот. На Тайной Вечере он спросил Иисуса, почему Он являет Себя им, а не миру. Иуда по прозвищу Фаддей — один из двенадцати апостолов, после Вознесения Христа проповедовал в землях Иордании, странах Аравийского полуострова и мученически окончил свои дни. Часть его мощей находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Святого Иуду считают покровителем отчаявшихся. Его происхождение и личность — тема нескончаемых споров.

История святого Иуды, впоследствии Фаддея

Упоминания в разных жизнеописаниях Христа указывают на присутствие в его окружении еще одного ученика по имени Иуда, которого следует отличать от Искариота. Марк и Матфей называют апостола Леввей или Фаддей. Он был одним из родных сыновей Иосифа Обручника от первой жены и приходился Иисусу сводным братом.

Происхождение

В средневековье не сомневались в родстве Иуды Фаддея и Христа. Современные исследователи Библии полагают, что это разные личности. Но в своем Послании апостол называет своим братом Иакова. Он считал, что не достоин называться братом Господа. Упомянутый Иудой Иаков — также родной сын Иосифа, предположительно настоятель церкви в Иерусалиме, известный как Иаков Праведный.

По легенде, родные сыновья Иосифа не видели в Иисусе Божественного начала и не хотели, чтобы отец завещал ему часть имущества. Только Иаков признал родство с Иисусом и готов был разделить со сводным братом завещанную землю.

После этого случилось душевное прозрение Иуды Фаддея. Он поверил, что Иисус — Мессия, Сын Божий, следовал за ним в странствиях и вошел в круг апостолов. Став учеником Христа, Фаддей раскаялся в неверии и жадности и не смел называться Его братом.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Миссионерство

Святой Иуда получил прозвище после предательства Искариота, на имя которого наложили негласное табу в среде последователей Христа. Имя Леввей по смыслу тождественно Фаддею, что означает «хвалить», поэтому в Евангелиях встречаются оба прозвания.

После Вознесения Спасителя святой Иуда нес Слово Божье по миру. Сначала он отправился в родную Галилею, а затем обошел земли иудейские, идумейские и самарские. Во время путешествия по Персии Фаддей составил Послание для всех верующих, с наставлениями к праведной жизни, подкреплению веры соблюдением заповедей и добрыми поступками.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Значение в православии

Святой Иуда Фаддей передал в своем Послании моральные установки, которые важно узнать и осмыслить православным христианам и священнослужителям. Чтобы достигнуть Царствия Божьего, нужно стремиться к душевной чистоте, не предавать веру. Также следует избегать еретических учений и лжеучителей, отвергающих единого Бога и перевирающих Его законы в угоду своей распущенности.

Апостол предостерегает от осквернения плоти и отрицания любой вышестоящей власти. Он призывает помнить о Содоме и Гоморре и отрекшихся от Бога ангелов, влачащих существование во мраке в ожидании Судного Дня. Святой говорит в Послании о тех, кто ропщет на все, потакает своим похотям и похваляется этим. Также Фаддей напоминает о предсказанном апостолами распространении «ругателей», преследующих корыстные цели.

Святой Иуда призывает верующих хранить в себе любовь, смирение и страх Божий. Он учит проявлять к грешникам милосердие «с рассмотрением»: спасать и обличать страхом, гнушаясь даже оскверненной одежды.

Наставления апостола Фаддея сохранили актуальность через много веков. Святой Иуда — пример самоотверженной преданности вере и противостояния темной животной природе человека, которую олицетворяют идолопоклонничество, жестокие и распущенные нравы правителей-язычников. Не родством, а верностью заслужил он право называться преданным другом и учеником Христа.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Почитание

В православии апостола Иуду Фаддея прославляют 19 июня (2 июля). Католический день памяти — 28 октября.

Святого Иуду почитают в восточных и западных странах. Частица мощей апостола — одна из главных реликвий Эчмиадзинского монастыря, оплота Армянской Апостольской церкви. Часть останков армяне передали американским католикам — в Чикаго хранится частица предплечья святого.

Украинская католическая церковь также почитает апостола Фаддея. Его частица досталась львовской церкви Святого Георгия, а также греко-католическому храму Андрея Первозванного и православному Свято-Ильинскому монастырю в Одессе.

В честь апостола освящена церковь в Иордании. До 1934-го года в Баку действовал Кафедральный Собор Святых Фаддея и Варфоломея, впоследствии разрушенный. В Иране находится монастырь имени апостола. Обитель покинута, но в день памяти святого Иуды в главном храме собираются паломники, и проходит праздничная служба.

Святого увековечили в западной культуре. Покровителю отчаявшихся посвящена картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей». Художник эпохи испанского Ренессанса изобразил святого с алебардой в руках. В Праге установлен памятник Фаддею, апостолу и преданному другу Христа.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Иконография

Описание Иуды Фаддея отличается в греческих и русских иконописных подлинниках. По греческой традиции, святого полагалось изображать молодым и безбородым. В русских руководствах по иконописи 18-го века в описании внешности апостола упоминается борода с проседью, темно-красная риза, голубая исподняя рубашка, омофор. Иуда держал свиток обеими руками или только правой, а левой — книгу.

На древних росписях и рельефах святого изображали среди двенадцати апостолов, но без особых примет. Он облачен в белую тунику и плащ или одет по-гречески в хитон и гиматию, как и другие апостолы.

На монастырских фресках, изображающих сцены из Нового Завета, Иуда Фаддей отмечен инициалами. Наиболее известные изображения апостола:

На некоторых церковных росписях живописцы запечатлели святого распятым или повешенным на дереве.

Изображения Иуды Фаддея встречаются на страницах греческих миней и рукописей рядом с датой памяти апостола. На рисунках он держит свиток в левой руке и благословляет правой. В русских минейных книгах апостола изображали темноволосым, с короткой бородой, одетым в зеленый хитон и красный плащ, с омофором.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

О чем просят покровителя отчаявшихся

Святой Иуда Фаддей — помощник в безнадежных делах. Апостол также считается покровителем армян.

Молитва апостолу помогает разрешить следующие ситуации:

К святому обращаются с простой молитвой или особой. Особую молитву читают в течение девяти дней и называют «девятницей».

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Текст молитвы

Простая

Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:

Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!

Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!

Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христом Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и уважать тебя как моего особого опекуна. Славить буду Бога за милости, полученные через твое посредничество. Славлю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Девятница

Помоги мне, грешному, выйти из моей затруднения, отврати беду от меня, а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебя праведной жизнью и буду поминать имя Твое в молитвах. Славлю Тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно во веки веков. Аминь.

Источник

Апостол Иу ́ да Иаковлев (Левве ́ й, Фадде ́ й), брат Господень

Дни памяти

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Житие

Житие апостола Иуды Иаковлева, брата Господня

Свя­той апо­стол Иуда, из чис­ла 12-ти уче­ни­ков Хри­сто­вых, про­ис­хо­дил из ро­да ца­ря Да­ви­да и Со­ло­мо­на, был сы­ном пра­вед­но­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка от его пер­вой же­ны.

Свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов в сво­ем Еван­ге­лии пи­шет: «Ни бра­тья бо Его ве­ро­ва­ху в Него» (Ин.7,5). Свя­ти­тель Фе­о­фи­лакт, ар­хи­епи­скоп Бол­гар­ский, объ­яс­ня­ет эти сло­ва так: в на­ча­ле зем­но­го слу­же­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста сы­но­вья Иоси­фа, в том чис­ле и Иуда, не ве­ри­ли в Его Бо­же­ствен­ную сущ­ность. Пре­да­ние ука­зы­ва­ет, что, ко­гда пра­вед­ный Иосиф Об­руч­ник, воз­вра­тив­шись из Егип­та, стал де­лить меж­ду сы­но­вья­ми при­над­ле­жав­шую ему зем­лю, он по­же­лал вы­де­лить часть и Хри­сту Спа­си­те­лю, рож­ден­но­му пре­есте­ствен­но и нетлен­но от Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии. Бра­тья вос­про­ти­ви­лись это­му, и толь­ко стар­ший из них, Иа­ков, при­нял Хри­ста Иису­са в сов­мест­ное вла­де­ние сво­ей до­лей и за это был на­зван бра­том Гос­под­ним. Позд­нее Иуда по­ве­рил во Хри­ста Спа­си­те­ля как ожи­да­е­мо­го Мес­сию, всем серд­цем об­ра­тил­ся к Нему и был из­бран Им в чис­ло бли­жай­ших 12-ти уче­ни­ков. Но, пом­ня свой грех, апо­стол Иуда счи­тал се­бя недо­стой­ным на­зы­вать­ся бра­том Бо­жи­им и в сво­ем со­бор­ном по­сла­нии име­ну­ет се­бя лишь бра­том Иа­ко­ва.

Свя­той апо­стол Иуда имел и дру­гие име­на: еван­ге­лист Мат­фей на­зы­ва­ет его «Лев­ве­ем, про­зван­ным Фад­де­ем» (Мф.10,3), свя­той еван­ге­лист Марк то­же на­зы­ва­ет его Фад­де­ем (Мк.3,18), а в Де­я­ни­ях свя­тых апо­сто­лов он упо­ми­на­ет­ся под име­нем Вар­са­вы (Деян.15,22). В то вре­мя это бы­ло в обы­чае.

По Воз­не­се­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иуда от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью Еван­ге­лия. Он рас­про­стра­нял ве­ру во Хри­ста сна­ча­ла в Иудее, Га­ли­лее, Са­ма­рии и Иду­мее, а за­тем – в стра­нах Ара­вии, Си­рии и Ме­со­по­та­мии и, на­ко­нец, при­шел в го­род Эдес­су. Здесь он за­вер­шил то, что не бы­ло за­кон­че­но его пред­ше­ствен­ни­ком, апо­сто­лом из чис­ла 70-ти, Фад­де­ем. Со­хра­ни­лось из­ве­стие, что свя­той апо­стол Иуда хо­дил с про­по­ве­дью в Пер­сию и от­ту­да на­пи­сал на гре­че­ском язы­ке свое со­бор­ное по­сла­ние, в крат­ких сло­вах ко­то­ро­го за­клю­че­но мно­го глу­бо­ких ис­тин. Оно со­дер­жит дог­ма­ти­че­ское уче­ние о Свя­той Тро­и­це, о во­пло­ще­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста, о раз­ли­чии Ан­ге­лов доб­рых и злых, о бу­ду­щем Страш­ном Су­де. В нрав­ствен­ном от­но­ше­нии апо­стол убеж­да­ет ве­ру­ю­щих бе­речь се­бя от плот­ской нечи­сто­ты, быть ис­прав­ны­ми в сво­их долж­но­стях, мо­лит­ве, ве­ре и люб­ви, за­блуд­ших об­ра­щать на путь спа­се­ния, охра­нять се­бя от уче­ний ере­ти­ков. Апо­стол Иуда учит, что недо­ста­точ­но толь­ко ве­ры во Хри­ста, необ­хо­ди­мы еще и доб­рые де­ла, свой­ствен­ные хри­сти­ан­ско­му уче­нию.

Свя­той апо­стол Иуда му­че­ни­че­ски скон­чал­ся око­ло 80-го го­да в Ар­ме­нии, в го­ро­де Ара­те, где он был рас­пят на кре­сте и прон­зен стре­ла­ми.

Богослужения

Молитвы

Чистоту́ душе́вную и житие́ непоро́чно стяжа́в,/ Пречи́стаго Све́та, нам прибли́жшагося, быв по пло́ти брат и учени́к,/ благоче́стия пропове́дник и язы́ком учи́тель и́стинный,/ Иу́до всехва́льне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Чистоту душевную и непорочное житие приобретя, Пречистого Света, приблизившегося к нам, ты был по плоти брат и ученик, благочестия проповедник и язычникам истинный учитель, прославляемый всеми Иуда, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе,/ с сим нам про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Перевод: Ты был собеседником апостолу Павлу, вместе с ним возвещая нам проповедь Божественной благодати, объясняющий тайны Божии блаженный Иуда. Поэтому взываем к тебе: «Не переставай молиться обо всех нас».

Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.

Перевод: Будучи избран за твердость духа, ты стал учеником Христовым и неразрушимой крепостью Церкви Христовой, язычникам ты проповедал слово Христово, говоря им веровать в Единого Бога, от Него же ты прославился, принял дар исцелений, излечивать болезни приходящих к тебе, апостол Иуда всеми прославляемый.

Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Перевод: Зная тебя как родственника Христа и твердого мученика, о Иуда, церковными песнопениями прославляем, победившего заблуждения и сохранившего веру. Потому сегодня всесвятую память твою празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

Каноны и Акафисты

Канон святому апостолу Иуде, брату Господню

икона святого иуды фаддея. Смотреть фото икона святого иуды фаддея. Смотреть картинку икона святого иуды фаддея. Картинка про икона святого иуды фаддея. Фото икона святого иуды фаддея

Пе́снь 1

Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Таи́нниче небе́сных, Иу́до всему́дре, учениче́ Спа́сов и о́бщниче и́стинныя жи́зни, язы́к мо́й подви́гни и сло́во упра́ви на пе́ние твое́, всеблаже́нне.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Влеки́й Спа́сов яре́м, апо́столе, и бразду́ секи́й, и обновля́я благода́тию, се́мя се́ял еси́ и мно́г пло́д прине́сл еси́ Призва́вшему, пресла́вне.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Сло́ва вопло́щшагося обре́т Учи́теля и Сего́, богови́дче, луча́ми просвеща́емь, бы́л еси́ све́т вторы́й, Пе́рваго сия́ньми сообразу́яся, досточу́дне.

Богородичен: Ве́ра да пове́дуется то́кмо, а не сказа́ние, е́же па́че ума́ чуде́с, Богороди́тельнице Пречи́стая, Непостижи́маго Бо́га Сло́ва родила́ еси́, оболче́на в челове́чество.

Пе́снь 3

Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Взя́тся учени́к Христо́вых благоле́пие превы́ше вся́каго вели́чества: си́и бо бы́ша Ему́ дру́зи же и сво́йственнии, и сро́дницы, и сосне́дницы, и та́ин сказа́тели.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Иу́до, бра́тия твоя́ тя́ похваля́ют, бра́та я́вльшася и непщу́ема я́вльшагося пло́тию Сло́ва Преве́чнаго, от Присносу́щнаго возсия́вшаго, от нерожде́на Роди́теля.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Умертви́в на земли́ твоя́ у́ды, пожи́л еси́ с жи́знию все́х Христа́, пребога́те, и живоно́сныя жи́зни все́й вселе́нней провозве́стник ты́ бы́л еси́, глаго́лы живо́тныя пропове́дая.

Богородичен: Се́ Ты́ па́че все́х, Чи́стая, ублажи́лася еси́, превозшла́ еси́ все́х свя́тостию, все́х превознесла́ся еси́ и все́х яви́лася вы́шши небе́сных си́л, Ма́ти Бо́жия бы́вши.

Конда́к, гла́с 2

Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе, с си́м на́м про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти, тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: не преста́й моля́ся о все́х на́с.

Седа́лен, гла́с 8

Ро́ждшагося Влады́ки и бра́та бы́вша все́м избра́нным, Иу́до блаже́нне, бра́т бы́л еси́ и от Него́ апо́стол во вся́ концы́ посла́лся еси́, прему́дре, сло́во ве́ры все́м всева́я и просвеща́я во тме́ неве́дения рабо́тающия лука́вому мироде́ржцу. Сего́ ра́ди вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен: Яко Всенепоро́чная Неве́сто Творцу́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителю, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище и бесо́м игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, Светоно́сная, Нетле́нная, отжени́ о́блак страсте́й и Вы́шняго прича́стия сподо́би и Све́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.

Пе́снь 4

Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Вели́кий Спа́сов апо́стол явле́ния Ду́ха сподо́блен и возлю́блен бы́сть, зре́ния Его́ зарю́ и добро́ту ви́дев.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Благода́ти сы́й испо́лнен и даро́в, от Бо́га пода́нных, апо́столе, на спаси́тельное приста́нище тя́ песносло́вящия наставля́й.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Си́лою непобеди́мою Ду́ха Пресвята́го огражда́емь, служи́телю неизрече́нных, лука́вствия отгоня́еши ду́хи сло́вом благода́ти.

Богородичен: Несказа́нно заче́нши, Всенепоро́чная, Творца́ Твоего́ и Бо́га, моли́ спасти́ ны от бе́д и душе́вное спасе́ние пода́ти пою́щим Тя́, Влады́чице.

Пе́снь 5

Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Зако́на оста́вль се́ни, и́стины о́браз све́тло пропове́дал еси́, са́мую и́стину стяжа́в наста́вника.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Сло́ва повеле́ние исполня́я, апо́столе, язы́ки вся́, уче́нии твои́ми науча́я, обте́кл еси́, и си́х крестя́ Тро́ическим призыва́нием.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

До́ждь небе́сный, я́ко роса́ свы́ше, боже́ственное веща́ние твое́, богопропове́дниче, мглу́ разори́ многобо́жия еди́наго Бо́га пропове́данием.

Богородичен: Умертви́ стра́сти моя́, Богороди́тельнице, и ду́шу мою́, умерщвле́нную грехо́вными сластьми́, возста́ви, Ма́ти и́стиннаго Воскресе́ния.

Пе́снь 6

Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Виде́ния уче́нием, жития́ дея́ньми све́тло, Христо́в апо́столе, сия́я, су́щия во глубине́ неве́дения просвети́л еси́.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Посыла́еши все́м челове́ком све́тлое и уче́ния Ду́ха испо́лнено посла́ние, священноявле́нне пречу́дне.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Богови́дец веща́ет небе́сная, я́коже слове́сную не́кую Бо́жию сла́ву пове́дая на́с ра́ди пло́тию Явльшагося и чудесы́.

Богородичен: Пресвята́я Влады́чице Богома́ти, изба́ви мя́ тли́ и страсте́й смуще́ние утоли́, я́же исто́чник безстра́стия ро́ждшая.

Конда́к, гла́с 2

Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты́ яви́лся еси́ и сто́лп необори́мь Це́ркве Христо́вы, язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во, ве́ровати, глаго́ля, во Еди́но Божество́; от Него́же просла́вився, прия́л еси́ да́р исцеле́ний, цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́, апо́столе Иу́до всехва́льне.

Истиннаго благоче́стия пропове́дника и держа́внаго и́стины побо́рника досто́йно восхва́лим, я́ко подо́бника Христу́ и свиде́теля: стра́сти бо Его́ на те́ле му́жески прия́т, я́ко учени́к Словесе́ и апо́стол, Иу́до всехва́льный.

Пе́снь 7

Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Богови́дна ссу́щием Божества́ бы́вша, вси́ Иу́ду воспое́м, согла́сно пою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Духодви́жимый и богодухнове́нный язы́к тво́й ми́р обрати́ Христо́вым пропове́данием, Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Дае́т тебе́ небе́сное насле́дие Госпо́дь и престо́л пресве́тел, на не́мже почива́я, боже́ственне пое́ши: Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Усты́ и ра́зумом Тя́ Богоро́дицу Влады́чицу пропове́дуем, веселя́щеся: Бо́га бо родила́ еси́, Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Бога́тство язы́к и царе́й по́честь, благозва́ние восприя́л еси́, вопия́, апо́столе: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Всю́ зарю́ Уте́шителеву, блаже́нне, прия́л еси́ соше́дшую, зовы́й, сла́вне: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Ве́щи тле́нныя возненави́дев, небе́сных сла́ву произво́лил еси́, пребыва́ющую ве́дый, апо́столе, те́мже вопия́л еси́: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богородичен: Прииди́те, добро́ту Иа́ковлю воспои́м, Мари́ю Пречи́стую, согла́сно пою́ще: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Облиста́вся, сла́вне, светоли́тий Ду́ха заре́ю, чуде́с блиста́ния па́че естества́ все́м испуща́еши, я́ко учени́к Емману́илев, Его́же велича́юще, тя́, богови́дче, ублажа́ем.

Припев: Святы́й апо́столе Иу́до, моли́ Бо́га о на́с.

Со Ангельскими чи́нми предстоя́ще, богови́днии самови́дцы и зри́тели Единоро́днаго, пло́тию обнища́вшаго на́с ра́ди, Сего́ приле́жно ны́не моли́те спасти́ ду́ши на́ша.

Богородичен: Яко ро́ждши, Пречи́стая, тва́ри Соде́теля, по всему́ Роди́теля но́сиши нача́ло, несравни́тельно име́я прия́тие и превознесе́нно. Те́мже Рождеству́ Твоему́ покланя́ющеся, Тя́ прославля́ем.

Свети́лен

Тече́ние кра́сных твои́х но́г, Иу́до апо́столе, возврати́в к ше́ствию небе́сному, возше́л еси́, ра́дуяся, и, Тро́ице предста́в, во Отце́ ви́диши Сы́на и Ду́ха Боже́ственнаго. Сего́ ра́ди ве́рою пресвяще́нную твою́ и боже́ственную пра́зднуем па́мять.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен: Стра́шнаго испыта́ния воспомина́ю ча́с, мно́жество зо́л де́л мои́х ужаса́ет и устраша́ет мя́, но уще́дри, Пречи́стая, те́плою Твое́ю моли́твою и да́ждь ми́ спасе́ние: ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *